Украинские костюмы рисунки: Картинки по запросу украинский стилизованный костюм фото

для девочки, женский, мужской, детский костюм народов Украины

Национальные костюмы

Любой народный костюм воплощает собой самосознание нации, ее эстетический идеал, стремления и ценности. Этот феномен складывается на протяжении столетий, и трудно переоценить его историческое и художественное значение. В этом плане украинский национальный костюм – явление многогранное. Он воплощает собой славянскую душу, восточную любовь к ярким цветам и в то же время западную нотку утонченной элегантности.

История

Украинский национальный костюм ведет свою историю с древнейших времен, когда у славянских племен из приднепровья (на тот момент еще не объединившихся в Киевскую Русь) появился такой предмет одежды, как рубаха-вышиванка, которую носили без какой-либо верхней одежды. Становление же костюма непрерывно продолжалось вплоть до 19 века, при этом оно тесным образом переплеталось с иными культурными традициями.

Именно культура древних славян стала колыбелью для украинского, равно как и для русского, белорусского стиля в одежде. Недаром эти народности имеют так много общего как в истории, так и в национальной одежде. Украинский костюм многолик, в каждом регионе страны (Полесье, Приднепровье, Карпаты, и др.) он имеет свои характерные особенности. Это связано, в том числе, с тем, что Украина граничит с Молдовой, Польшей и отразила в одежде черты соседствующих народов.

Сами украинцы относятся к своему народному костюму по-особенному, трепетно – предметы этой одежды (хотя бы вышиванку) можно найти практически в каждой семье.

Особенности

Национальный костюм Украины отличают следующие характерные особенности:

  • Простой фасон, сочетающий красоту и практичность.
  • Насыщенность декором (ручная вышивка, кружева, тесьма).
  • Одежда выполнена из натуральных тканей.
  • Яркая контрастная цветовая гамма.
  • Наряд органично дополняют оригинальная обувь и аксессуары.
  • Орнаменты, узоры, цветовые решения несут в себе глубокий символический смысл.

Отдельно стоит остановиться на традиционной вышиванке. Вышивка была не просто женским рукоделием, но проявлением творческого мастерства, таланта крестьянки. Это занятие привносило радости в нелегкую жизнь женщины, через цветовую палитру она могла передать свои чувства и веру в лучшее. Вышиванка – это очень красивый оберег. В древности люди верили, что вышитые вручную символы и рисунки, обладая волшебной силой, могут защитить от злых сил. Особым образом расшитые рубашки и блузы украинцы надевали в основном по праздникам и на веселые гуляния.

Для мужской одежды были свойственны строгие геометрические орнаменты, которые олицетворяли мужество и смелость. Женские же узоры отличались замысловатостью, изящностью, сложным переплетением линий. Вышиванка могла изображать цветы, виноградную лозу, листья, символизируя любовь, юность, нежность, невинность.

Что касается общей цветовой гаммы украинского костюма, то это был фоновый белый или другие светлые цвета, сочетающиеся с красным и иными яркими цветами (лазурным, зеленым, кирпичным, дымчатым) венков, лент, поясов и других предметов гардероба. При многообразии региональных вариантов отчетливо прослеживается единая художественная линия.

Еще один важный признак украинского народного костюма – ее комплексность. Каждый предмет одежды (будь то нательное белье, верхняя часть, головной убор, кушак, сапоги) выполнял свое назначение и был тесно связан другими вещами.

Разновидности

Основой костюма мужчины выступала простая рубаха, выполненная из грубого полотна. Широкая и короткая, внешним видом она походила на русскую косоворотку, только вырез располагался посередине. Отложной воротничок или вырез-пазуха был декорирован ручной вышивкой.

Рубаха по традиции заправлялась в шаровары, которые фиксировались на поясе шнуром на широкой пряжке. Суконные или холщовые шаровары были синего либо красного цвета и были столь широкими, что внешне напоминали мешок. Такая одежда была удобна для повседневной работы, военной службы и, конечно, для исполнения традиционного мужского танца – гапака.

Стоит отметить, что на Западе Украины мужские штаны были, напротив, зауженными, похожими на современные «дудочки».

Штаны и рубаха подпоясывались широким кушаком, рукодельницы расшивали его затейливыми узорами (пояса были очень длинными, застегивались на крючки, ходить неподпоясанными было неприлично). Сверху мужчины надевали овчинный кожух, который хорошо согревал в мороз, не сковывая при этом движений.

Женская национальная одежда Украины более разнооплановая и изысканная, нежели мужская. Сорочка украинки, или кошуля, была более длинная, чем мужская, и непременно декорировалась вышивкой по краю горловины, внизу и на манжетах рукавов. Нижняя часть кошули (пидтычка), в отличие от верхней, шилась из грубой ткани. Додильню — цельный вариант — надевали исключительно по праздникам. Такая сорочка была сшита из дорогого белоснежного полотна. Вообще же, праздничная (танцевальная или карнавальная) одежда украинки выглядела крайне ярко, оригинально, отличалась более роскошной вышивкой.

Молодые девушки традиционно носили сорочки без какой-либо верхней одежды. Они подпоясывались красными лентами либо кушаками с вышивкой. Замужние женщины обязательно дополняли наряд жупаном (это жакет без рукавов), а также поясной верхней одеждой. Это могла быть дерга – рабочая вещь, шириной до трех метром, которая собиралась сзади в широкие складки. Другой вариант – запаска, состоящая из двух частей, которые соединялись завязками. И наконец, праздничная вародежда – плахта – сшитая из шелка либо парчи, позднее из шерсти с клетчатым рисунком. В качестве низа девушки и женщины надевали длинную юбку пестрой расцветки – поневу, поверх которой всегда был расшитый узорами передник.

Что касается детского национального костюма в Украине, то он был похож на взрослый, хотя и имел ряд отличий. Мальчики и девочки также носили рубахи-вышиванки, которые были сшиты из прямоугольных полотен (перед, спинка и рукава). Детские вышиванки отличались более скромным орнаментом.

Девочка, как и женщины, также носила поневу, только длина ее была до колена либо чуть выше. Поверх одевался расшитый передник. Мальчика наряжали в вышитую рубашку, синие шаровары, подпоясывали широким шелковым кушаком. Вышивка на рубахе была сдержаннее, чем у девочек. На ноги дети надевали сапожки на каблучке средней длины, как правило, красного цвета.

Если для головной убор мальчиков был необязателен, то для девочки он был обязательным атрибутом. Маленькие девочки носили скромные полувенки с ленточками, а девушки на выданье – пышные венки, похожие на корону. Замужние же женщины обязательно носили головной убор – очепок, а, направляясь в церковь либо в гости, поверх покрывали голову платком

В современной одежде очень модны элементы традиционной украинской стилистики. Это выражается, прежде всего, в украшении одежды. Наиболее популярны этно-платья из светлой ткани с контрастной вышивкой. Для повседневных вариантов это техника гладью, крестиком, для праздничных же – лентами либо бисером.

Элементы

Охарактеризуем подробнее некоторые элементы украинской народной одежды:

  • Юпка – верхняя одежда наподобие куртки.
  • Корсетка – женская безрукавка, в разных регионах имела особый крой, расцветку и орнамент.
  • Кептар – аналогичный вариант с мехом.
  • Лейбик – суконная безрукавка, популярная на Западе и Севере Украины.
  • Андарак – самотканая юбка красного цвета, внизу украшенная широкой полосой вышивки.
  • Запаска – юбка для повседневной носки, состоящая из двух отрезов ткани, которые завязывались тесьмой сбоку.
  • Плахта – праздничный вариант юбки, выполненный из дорогого материала (шелк, парча, шерсть), расшитый яркими неповторимыми узорами. Такая вещь выражала индивидуальность женщины.

Ткань

Украинский костюм выполнен из натуральных тканей – льна и хлопка, батиста и шерсти. Шёлк и хлопок привозили из восточных стран, но в то же время развивалось и собственное производство этих тканей. В городской среде были такие специализации ремесленников, как шелковики, суконщики и холщевики. Другие ткани, которые также использовались в пошиве народных костюмов, были импортными: тафта и атлас, бязь и кумач и другие.

Где купить или взять на прокат?

Сегодня национальный костюм Украины (мужской, женский или детский) можно купить либо взять напрокат в специализированных магазинах или агентствах. Этот наряд выделит вас на любом мероприятии, будь то свадебная представление или же карнавальная вечеринка. Детский комплект – оригинальное решение для утренника в детском саду либо школьного праздника. Ваш ребенок гарантированно будет в центре всеобщего внимания.

Образы

Изысканное вечернее платье в украинском стиле, которое украсит собою любое торжественное мероприятие. Прямой чуть приталенный силуэт дополняют роскошные широкие рукава, собранные на запястье. Красивая вышивка с цветочным орнаментом делает акцент на треугольном вырезе и груди. Вышитые золотистые линии органично сочетаются с подобного цвета туфлями с открытым мысом. Платье, выполненное из струящейся шелковистой ткани, имеет классическую длину, чуть приоткрывающую колени. Завершает образ бордовый клатч с декоративным элементом также украинской стилистики.

Посмотрите в видео Vogue UA образы украинок конца ХІХ — начала ХХ века.

Региональные отличия в общем национальном стиле украинской одежды

Украинский традиционный национальный костюм отражает художественный талант украинских женщин, создающих красивую одежду для всей семьи. Все элементы одежды просты по форме, богаты разнообразными украшениями, насыщены яркими красками. Работая над украшением сорочки, юбки, головного убора или других элементов, украинки использовали краски и образы родной природы для прославления своего рода и для воплощения в орнаментах своей мечты о прекрасном будущем.

Ткани, из которых веками шились предметы украинского костюма, обычно имели светлый или белый цвет, так как на его фоне особенно живописно смотрелась красочная вышивка, яркие ожерелья, ленты и веночки. Также с белым цветом хорошо сочетались цветные шерстяные ткани, из которых обычно шили запаски, плахты, пояса и прочую одежду.

В разных областях Украины имеются отличия в отделке и элементах одежды, но общий ансамбль украинского костюма хорошо просматривается на всей ее территории. В этом можно убедиться, рассмотрев традиционный украинский костюм разных областей, сформировавшийся к XIX — началу XX века.

Буковина

Девичий наряд состоял из белой вышиванки с длинными широкими рукавами, украшенной многоцветной вышивкой, на которую надевалась меховая безрукавка с яркими цветными узорами, вышитыми шерстяными нитками. На бедра повязывалась опинка из шерстяной ткани, тоже украшенная вышивкой. На голову девушки надевали «кода» — оригинальный головной убор, основа которого делалась из картона, затем обшивалась тканью и украшалась искусственными цветами, тесьмой, бисером.

Украшениями для девушек служили бусы из цветного стекла. Обувались девушки в кожаные черевики – ботинки желтого, красного или коричневого цвета с декоративным орнаментом.

Юноши и молодые мужчины Буковины носили длинные туниковидные рубашки-вышиванки поверх нешироких штанов – холош, сшитых из некрашеного полотна и украшенных вышивкой по низу штанин. Пояса у них были кожаные, широкие. В качестве верхней одежды – безрукавка из овчины и суконный сердак, которые украшались кожаными аппликациями, вышивкой, шнурками. На шляпы нашивались цветы, перья, разноцветная тесьма. На ноги надевали «морщени» — вид лаптей, сшитых из кожи.

Западное Закарпатье

Основу женского костюма составляла длинная вышиванка – «довгань». Характерной особенностью довгани является «пазуха» — украшение в виде сотканного квадрата из красных нитей, пришиваемого у горловины. Рукава вышивались геометрическим узором. Короткую безрукавку – «пличку» украшали тесьмой и вышивкой.

«Плат» — длинный фартук, который тоже украшали вышивкой, лентами, тесьмой и мережкой. Девушки носили головной убор, похожий на веночек, обшитый бисером и цветами. В качестве украшения надевали на шею «сылянки» — плетеные из бисера цветные ленты.

Мужчины этого региона носили короткие вышиванки, у которых вышивка наносилась не только на груди, но и по плечам. Рубашки заправлялись в широкие штаны, особенностью которых являются кисти по нижнему краю штанин – «ройты». Широкий пояс из кожи – «черес» украшался тиснением и металлическими вставками. Так же украшались и кожаные лапти – обувь и мужчин, и женщин.

Восточное Закарпатье

Женская сорочка из домашнего полотна в этом регионе называлась «ромованка». Шилась она со вставками, в вышивках использовалась техника «гладь». В качестве юбки использовали «запаску» из шерстяной ткани, которая крепилась поясом – «багром». Безрукавки красочно вышивали, украшали кистями, бисером, аппликациями из кожи. На голову чаще всего надевали красивый цветной платок. «Морщени» — лапти из кожи, надевались на длинные вязаные носки с орнаментом.

Вышитую рубашку в виде туники мужчины носили поверх суконных штанов – «гачей». Красочной вышивкой были расшиты воротник, грудь и подол рубашки. На рубашку надевалась безрукавка, а сверху сердак. Эти предметы одежды украшались кистями из войлока, кожаными аппликациями, шнурками и вышивкой. Обычно мужчины носили шляпу, которую называли «клебанка». Суконные носки, на которые надевались лапти, называются «капчуры».

Львовская область

Львовским женским вышиванкам свойственно богатство вышивки на рукавах. Безрукавка из сукна обшивается цветными шнурами из шерстяных нитей и кружевом. Женщины носили легкий кабат, который тоже украшался шнурами. Поверх юбки из шерстяной ткани в полоску надевался передник, вышитый украинскими растительными орнаментами. На голову надевался красочный головной убор – «бавница», а сверху он прикрывался вышитым платком из тонкого светлого полотна. Шею и грудь украшали разноцветными ожерельями или герданами. Лапти надевались на полотняные онучи.

Мужские рубашки шились на кокетке. Вышивка была на отложном воротнике, манжетах и на груди. Штаны узкие, темные, шили их из домашнего сукна. «Каптан» — шерстяной кафтан, украшался кожаными или суконными аппликациями и шнурами разных цветов. Шляпы носили войлочные, украшали их цветами, перьями и лентами. Обувались в лапти, но люди не бедные могли позволить себе красиво декорированные кожаные сапоги.

Черниговская область

Нарядные женские вышиванки имели широкие рукава, собранные снизу в тонкую манжету. Вышивке этого региона свойственна красно-черная цветовая гамма. Безрукавка-корсетка имела относительно сложный крой с подрезами и фалдами. Юбка «андарак» шилась в складку из шерстяного полотна, чаще всего красного цвета. По низу юбки проходил тканый разноцветный узор. Спереди андарак прикрывался белым вышитым передником. Волосы замужних женщин прятались в очипок, поверх которого повязывали один или два ярких цветных платка. На ноги надевали плетеные лапти поверх светлых онучей.

Рубашки для мужчин шили в форме длинной туники с воротником-стойкой, рукава собирались в манжеты. Кроме широкой вышивки на груди, рубашки имели вышивку на воротнике, манжетах, подоле. Носили рубашки навыпуск, обхватывая на талии витым поясом. Штаны были не очень широкие, шились из плотного грубого полотна.

Полтавская область

Женские вышиванки часто вышивались белым по белому, хотя и нередки были красно-черные узоры и мережка. Рукава собирались в сборку и сверху, и снизу. Корсетки разной длины имели снизу мягкие фалды и украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами. Юбки шили из полушерстяной фабричной или домотканой ткани, украшали лентами, шерстяными полосками или интересным видом аппликации – «перцами». Нарядный белый фартук декорировали вышивкой и мережками. На голову девушки надевали венки с красочными лентами, женщины – «намитку» или платок поверх очипка. Украшения яркие – бусы, ожерелья, дукаты. На ногах – кожаные ботиночки или сапожки.

Мужские рубашки, сшитые из белого полотна, вышивались белой или некрашеной льняной нитью, использовалась мережка. Рукава широкие, с вышивкой по низу. Штанины шаровар из плотного полотна заправлялись в «чирики» — сапоги с мягкими невысокими голенищами. На талии шаровары крепились поясом, который одновременно был и украшением, так как его ткали из разноцветных ниток красивыми узорами.

Киевская область

Белые женские вышиванки шили с узким воротником – стойкой, который тоже обшивался узором. Для вышивок, выполненных крестиком, характерны красно-черные и красно-синие цветовые сочетания, а также мережка. В качестве юбки использовались две запаски – передняя и задняя разных расцветок. На талию повязывали красивый широкий длинный пояс с кистями. Верхней одеждой служила «юпка» — суконная или байковая куртка. Для ее украшения, кроме обычных материалов, использовали аппликацию красными «перчиками». На голову надевали яркие вышитые платки. Многочисленные разноцветные бусы – основное традиционное женское украшение. Праздничная обувь – красные сафьяновые сапожки.

Мужские вышиванки из белого домашнего полотна, собранные под узким воротником, вышивались крестиком красными, черными и синими нитками. Штаны-шаровары из грубого домашнего полотна подпоясывали широким, тканым цветными полосами, поясом. В прохладное время года надевали суконную свитку, которую украшали вставками из кожи или шерстяными полосками. На голову надевали высокую шапку из каракуля, на ноги – невысокие кожаные сапоги – чеботы.

Волынская область

Женщины носили белые вышитые сорочки из домашнего полотна. Сверху надевали «кусан» — кофту, сшитую из плотной шерстяной домашней ткани, отрезную по талии и со складками сзади. Юбка «летник» ткалась разноцветными полосами. Спереди на юбку надевали плотный домотканый передник, сотканный красочными геометрическими орнаментами. Волосы замужних женщин накручивались на «кибалку» в виде жгута пряжи или ободка, а затем накрывались красивым вышитым платком.

Вышитые мужские рубашки обычно шили с отложным широким воротником и носили поверх штанов. Для вышивки характерны красные геометрические орнаменты. Пояса ткали неширокие и недлинные, но очень красочные, с «кутасами» — кистями в виде бахромы. Штаны из домотканого сукна достаточно узкие. Обычной обувью и мужчин, и женщин были кожаные лапти. Их обували поверх портянок из светлого полотна, которые назывались «завои».

Подолье

Мужская туниковидная вышиванка имела широкий воротник-стойку или отложной воротник, которые красочно вышивались одним рисунком с «пазушкой», рукавами и нижним краем. Пояса были широкие, длинные, с кистями, с вытканными цветными полосами. Неширокие темные штаны шились из домотканого сукна. Теплой верхней одеждой служили кожух, обшитый по краям мехом, или суконная «чугаина». Верхняя одежда обычно украшалась многоцветными узорами из шерстяных ниток. На голове мужчины носили каракулевые шапки или войлочные шляпы, украшенные искусственными цветами и лентами.

Для женских вышиванок этого региона свойственны широкие сплошные рукава, напоминающие современный реглан. Воротники широкие – отложные или стойка. Иногда на груди вышивали геометрическим узором характерные вертикальные полоски. Сорочки носили с напуском над поясом. Для вышивки выбирали красно-синюю или красно-голубую гамму. Юбки шились из домотканого шерстяного полотна – «летник» или «горбатка», украшались внизу лентами или ткаными узорами. Пояса длинные, яркие, широкие, с кистями, повязывались с двух сторон. На голове девушки носили подольский венок, который отличается тем, что сзади вплетали цветы большего размера, чем спереди. Женщины надевали невысокий цилиндрический головной убор, к которому подвязывали сзади «нафраму» из белой тонкой ткани. Украшения традиционные для украинок: ожерелья, дукаты, бусы. Обувь: кожаные лапти с ремешками или чеботы.

Харьковская область

Вышиванки для женщин шились с прямоугольными вставками, которые богато вышивались наряду с рукавами и узким воротничком-стойкой. Рукава снизу собирались в сборку «на нитку». На подоле сорочки нередко выполнялась мережка. Корсетки шили из фабричной тонкой шерсти, а на праздники из шелка или парчи. Юбка плахта ткалась сложным квадратным узором. Спереди она закрывалась «завеской» — нарядным передником, который украшали широкой тесьмой. Голову женщины покрывали красочными платками, надетыми поверх очипка. Обувались в праздники в сафьяновые сапожки.

Особенностью мужских рубашек этой области были «бочки», которые вшивались между полочками. Полочки собирались в сборки и пришивались к кокетке. Вышивка состояла обычно из красно-черных орнаментов, выполненных крестиком. Рубашку носили, заправляя в широкие штаны, верх которых обвязывался красивым поясом с бахромой. Популярный летний мужской головной убор – соломенная шляпа «брыль». Обувь – кожаные сапоги «пришвы».

Днепропетровская область

Отличительной чертой юпок и корсеток этого региона являлись прямоугольные вырезы горловины, которые сейчас называются «каре». Шили юпки из фабричного сукна, бархата и других негрубых тканей. Украшали орнаментами из цветных ниток и лентами. Плахты носили цельные, неотложные. Полотно для них ткали с многоцветным красивым орнаментом. Спереди на плахту надевали передник из белого полотна, украшенный богатой вышивкой. Использовались многочисленные украшения – ожерелья, дукаты, серьги. Зажиточные женщины могли позволить себе сапожки «бархатцы» на каблучке, с медными подковками.

Мужская полотняная рубашка шилась с широкими рукавами без манжет в две полочки. Впереди нашивалась манишка, воротник-стойка связывался лентой или тесьмой. Вышивка выполнялась в традиционных красно-черных тонах. Рубашку заправляли в свободные шаровары из прочного сукна. Пояса ткали очень длинными и широкими, из ярких нитей, концы оформляли кистями. Из верхней одежды наиболее популярными были свитки. Их шили из плотного домашнего сукна. Воротник-стойку, края рукавов и полы свитки украшали полосками ткани, тесьмой. На голову надевали цилиндрическую барашковую шапку.

Донецкая область

Сорочка-вышиванка шилась на кокетке, богато украшалась красно-черными орнаментами с использованием мережки. Кофты – «юпки» украшали разноцветной тесьмой и кружевами. Юбки шили широкие, из красивой фабричной шерстяной ткани. Для отделки использовались ленты, а нижний край подшивали «щеточкой», которая защищала край от протирания. Нарядный передник украшали вышивкой, мережкой, кружевом и рюшками. Волосы женщины туго скручивали в «гуглю», на нее надевалась «сеточка», и сверху надевали красивый платок с вышивкой. На ногах женщины носили высокие ботинки со шнурками.

Мужчины носили туниковидные рубашки. Вышивкой украшались манишка, стоячий широкий воротник и нижний край рукавов. Характерным элементом мужского костюма этого региона был короткий суконный жилет темных расцветок – «жильотка». Брюки шерстяные, узкого покроя. Сапоги носили с высокими твердыми голенищами – «бутылки». На голову надевали картуз – разновидность фуражки.

Модели и декор современной одежды нередко основываются на прекрасных образцах традиционного украинского национального костюма. Его лучшие черты использовали модельеры еще в семидесятых годах прошлого столетия, когда мода, казалось бы, значительно отошла от народных традиций. Однако стремление к истинной красоте всегда возвращает внимание талантливых художников-модельеров к уникальным народным особенностям одежды. Для примера можно описать некоторые костюмы конца прошлого века, созданные модельерами разных областей Украины с использованием украинских традиций.

Житомирская область

Костюм для женщины состоит их хлопчатобумажной вышиванки, выполненной в местных традициях, и шерстяного платья без рукавов, имитирующего юбку с безрукавкой. Передник цветом в тон платью украшен традиционной вышивкой и кружевом. Шерстяной платок соткан цветочным рисунком. С этой одеждой хорошо гармонируют украшения в виде бус в несколько нитей и плетеного ожерелья из бисера.

В похожем составе можно создать костюм для молодой девушки. Вышиванка шьется с коротким рукавом, украшается традиционной вышивкой. Для платья-сарафана лучше использовать светлую цветную молодежную ткань. Из украшений – небольшая плетёнка из светлого бисера.

Тернопольская область

Длинная мужская вышиванка надевается поверх брюк, подвязывается поясом. Цвет рубашки может быть белым или темным, вышивка манишки, воротничка, манжет и нижнего края подола многоцветная. Темные шерстяные брюки шьются из фабричной ткани.

Основу девичьего костюма составляет блузка-вышиванка со сплошным рукавом. Ее носят с шерстяной юбкой красивой молодежной расцветки. Сверху можно надеть безрукавку, которая украшена тесьмой в украинских традициях.

Ивано-Франковская область

Блузка с цельнокроеными рукавами из тонкой белой фабричной ткани. Для Подольских молодежных вышиванок характерна многоцветная богатая вышивка по всему рукаву, а также на груди и подоле. Темная безрукавка из шерстяной ткани, напоминающая корсетку, красиво вышивается, в основном многоцветными растительными узорами. Юбка из такой же самой ткани, что и безрукавка, шьется в складку. Ее подол украшается вышивкой.С таким костюмом хорошо смотрятся мягкие туфли, имитирующие традиционные кожаные лапти.

Женщины постарше украшают свои вышиванки более скромными узорами нитками одного или двух цветов. Покрой традиционный — с цельнокроеными рукавами. Красивая цветная юбка из шерсти имеет широкие фалды или складки, ее подол украшается темными лентами или небольшим кружевом.

Винницкая и Хмельницкая области

В этом регионе популярны женские блузки из белой тонкой ткани на кокетке. Они вышиваются красивыми многоцветными растительными орнаментами, выполненными гладью. Особое внимание в вышивке уделяется крупным ярким цветам. Поверх красочной широкой юбки надевается ситцевый фартук, украшенный оборкой – «шляркой» и разноцветной тесьмой.

В мужском костюме обращает на себя внимание белая вышиванка, сшитая на кокетке, со вставкой из мелких складок – «фальбаночек». Воротник-стойка, пазуха и манжеты расшиваются многоцветным растительным узором. Брюки можно использовать обычные современные, желательно темного цвета.

Черниговская и Закарпатская области

Белая блузка без вышивки из хлопчатобумажной фабричной ткани подходит немолодой женщине. Украшают скромную блузку продольные мелкие складки «зашивки». Юбка свободного покроя из однотонной ткани. Фартук украшается традиционной красно-черной вышивкой и тонким белым кружевом. Украшения для этого костюма используются неброские – ажурная бисерная плетёнка и цветной бант у воротника блузы.

Девушки носят красиво и ярко расшитые вышиванки, поверх которых по традиции надеваются безрукавки с зубцами по краям. Темная безрукавка украшена яркими цветами, нанесенными на ткани или вышитыми. Передник «плат» украшается красочным кружевом в тон с таким же ярким поясом с кистями. Украшение – традиционная бисерная «силянка».

Не только в сельских регионах, но и в самых крупных городах украинский костюм служил примером для создания модной одежды с использованием народных мотивов. Очень популярны всегда были украинские безрукавки, обшитые мехом. Их обязательно украшали красочной вышивкой и цветной тесьмой. Национальные мотивы использовались для создания моделей юбок и их декорирования. Даже модный женский брючный костюм, жакет которого расшит красивой подольской вышивкой, приобретает неповторимый нарядный вид.

В нашем веке украинский костюм переживает очередной подъем популярности. Все больше людей стремятся одеваться по своим родным традициям. Для этого не обязательно надевать классический костюм прошлых веков. Используя знания об украинской одежде своего региона, любой человек может обогатить свою одежду родными мотивами.

Если вы решили купить вышиванку, напоминаем, в ассортименте нашего магазина большой выбор, у нас вы можете купить мужскую вышиванку, женскую вышиванку или детскую вышиванку. ЭТНОХАТА предлагает купить платья (Украина – страна производитель всех товаров), вышиванки (Киев – курьерская доставка, Украина – Новой почтой)

← Новый Год в украинской истории  |  Исторические и культурные особенности национальной украинской одежды →

Украинские костюмы — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Костюм Посвиччя или Жидачев, Западная Украина

Всем привет,
Сегодня я расскажу о западноукраинском костюме, изображения которого я видел время от времени в течение многих лет, и который всегда интересовал меня. Недавно я получил экземпляр новой книги Ирины Вачковой
«Вышивка Жидовщины». Большая часть информации, которую я буду представлять, взята из ее работ. Изображение выше взято с выставки во Львове в связи с публикацией этой книги. Если вы хотите получить копию этой книги, вы можете написать ей здесь. https://www.facebook.com/profile.php?id=100001995928954

Я называю этот костюм Посвіччя ‘посвиччя’, потому что его носят по реке Свича [Цвіча], от Болехова вниз по течению до Журавно, где она впадает в Днестр. Г-жа Вачкова называет его жидачевским костюмом, потому что его носят в южных районах Жидачевского района. Однако в городе Жидачеве и его окрестностях его не носят, а носят в соседних частях Стрыйского, Калушского, Долинского и Болеховского районов, по обе стороны границы между Львовской и Ивано-Франковской областями.

 Во многих публикациях этот костюм называется Бойко. Сегодня это будет считаться частью Опилии. Считать ли это Бойко или нет, всецело зависит от того, где считать границу Бойковщины. Вот карта принятой в настоящее время протяженности Бойколенда. Красная линия представляет собой границу, определенную сегодня, пунктирная линия показывает, как граница определялась в прошлом. Синяя линия примерно показывает размер этого костюма, который мне удалось проверить. Если кто-то может дать мне более подробную информацию, пожалуйста, напишите и сообщите мне.


Этот костюм изображен на этой знаменитой гравюре на дереве Святослава Гординского вместе со свадебным костюмом из Западного Покутья, Коломыйского уезда. [Не Гуцул и Бойко, как часто думают]

На знаменитом «Украинском показе мод» 1937 года в этом костюме была неизвестная женщина.

Кульчицкая опубликовала рисунок этого костюма из села Чертиж в своей работе.

Классика 1961 года «Украинское народное искусство — одежда» Билозуба и др. опубликовал эти изображения этого костюма от Журавно.


Канадское издание 1992 года «Украинский народный костюм» Петра Одарченко и др. опубликовало эту фотографию в разделе «Бойко» как «девушка из Калушской области»

Компоненты этого костюма такие же, как и у других украинских костюмов этого района , отличительная черта — орнамент. Сорочка, или сорочка, стандартного западноукраинского уставского покроя. В этой области он был длинным, но не показывался ниже юбки.


 Сама уставка изначально имела тканый орнамент. Этот пример из Чертижа.

Вот крупный план уставки спереди и сзади. Обратите внимание, что простая белая часть сверху имеет саржевое переплетение.

Уставка присоединяется к рукавам и панелям туловища соединительным швом, часто выполняемым в двух и более чередующихся цветах. Узкая полоса вышивки выполняется на других панелях сразу за соединительным стежком.

 В старых экземплярах переднее полотнище не орнаментировалось, а совсем недавно все пазухи были вышиты.

Воротники отложные, с вышивкой по углам, но без орнамента сзади.


Манжеты бывают двух видов. Первый, называемый дуда, представляет собой относительно широкий прямоугольник, пришитый к концу рукава, который в него втачивается.

Второй тип называется минькеты, у которых концы рукавов присборены и служат обшлагами.

Некоторые уставки вышивались заволиканьей, имитирующей ткачество, распространенной на Полесье и Подляшье. Вот некоторые графики вышивки из этого региона.

Иногда трудно сказать, какие из них сотканы, а какие сделаны в заволикании. Вышивка также часто добавляется к тканым рисункам. Вот пример из Владимирцев.

И один из Чертижа.
 

Позже, конечно, вышивка часто была полностью вышита крестиком. Характерная композиция осталась прежней, хотя иногда мотивы были разбросаны и по рукавам, как на примерах из Монастырца и Чертижа.

Пример из села Подорожное

Использовались и другие техники вышивки. Обратите внимание, что у этого экземпляра из Чертижа круглый воротник из хлопчатобумажной ткани промышленного производства.

Эти рубашки из села Белеев.





Одна рубашка из села Великая Турья



И пример из Болехова.

Юбка, называемая в этом регионе фартух, была льняной, как и сорочка. На подоле была полоса тканого орнамента, которая перекликалась и гармонировала с таковой на уставке. Отверстие было спереди, а бока и спина были собраны в широкий пояс, который привязывался к талии длинным шнуром.

Фартук запаска был двух видов. Первый, называемый перетиканодзи, был из простого льна, как и юбка, с дополнительной тканой тесьмой по подолу. Она была сделана из двух полотнищ, соединенных друг с другом по вертикали таким же соединительным швом и узкой тесьмой, что и на уставке. Вот два примера из села Чертиж.

Большинство фотографий, которые у меня есть, показывают юбку и фартук, но и Гординский, и Кульчицкая нарисовали этот костюм с фартуком и юбкой в ​​складку.

Позже одна или обе эти полосы иногда вышивались. Вот пример из Владимирцев.

И Журавно

Второй вид фартука назывался пошваноджи. Он тоже состоял из двух полотнищ сукна, соединённых вертикально, но из сукна с вплетенными в него ритмичными полосами. На подоле была более широкая полоса, а остальные полосы располагались либо горизонтально, либо вертикально.


Этот пример из села Белеев.

 





Есть один исключительный пример фартука, обшитого крестиком в подражание этим тканым фартукам, из села Збора.


С этим нарядом надевали поясной жилет — камизелку. Он был сделан из шерсти, натуральной белой или черной, с цветочной вышивкой спереди, выходившей из кармана. См. также другие изображения выше.



Иногда также надевали приталенный короткий жакет, расклешенный на бедрах. Ее называли гунькой или кацабайкой. Кажется, всегда шили из белой шерсти, с вышивкой, похожей на жилетку.


Сирак или свита представляет собой длинное пальто, выполненное в том же стиле. См. различные изображения выше.



Аналогично носили и украшали шинели из овчины, кожуха.

Незамужние девушки носили непокрытые волосы, обычно в две косы, по одной на каждую сторону. Замужние женщины покрывали волосы чепцом, чипетом. Я не нашел ни одного изображения чипсета. Совсем недавно, как мы видим здесь выше, поверх чипетов повязывали очень большую шаль с бахромой. Раньше поверх чипсов надевали длинную узкую полоску полотна с тканым орнаментом на концах — примитку. Когда-то эта одежда была широко распространена в большей части Восточной Европы. В этом регионе он сохранялся до 1930-х и 40-х годов. В отличие от многих других мест, здесь примитку прикрепляли к щепкам и позволяли свободно свисать, а не оборачивали вокруг головы. Взгляните еще раз на ксилографию Гординского.




Вот старая фотография группы женщин из этого региона в 1930-х годах. Обратите внимание на черные и белые жилеты с вышивкой.

Мужская одежда была проще.

Штаны были сделаны из двух прямоугольных полей для штанин, соединенных квадратной ластовицей. Рубаха была уставочного покроя, длиной до колена, с вышивкой на воротнике, манжетах и ​​по подолу. Боковые швы имели декоративную соединительную строчку на несколько дюймов внизу, а вышивка по краю обрамляла их, дополняя женские рубашки. Очень часто перед и уставка не вышивались, за исключением строчек изнаночного шва. Вот два примера из Чертижа.

В некоторых случаях лицевая сторона была вышита, как в этом примере из Владимирцев.

Наряд завершался кушаком, шапкой, соломенной летом и овечьей шерстью зимой, портянками с ходаками или сапогами.

Другим предметом мужской одежды, который был популярен на всей западной Украине и восточной Польше, была льняная шинель, полотнянка, в этом регионе называемая веренчуком. Это было сделано с расклешенными юбками и минимумом вышивки и / или кордового орнамента на воротнике и манжетах или вообще без вышивки.
 


Зимой можно было носить простое пальто из шерсти или овчины.

Со временем как мужская, так и женская одежда стала соответствовать общему стилю Галичины и, к сожалению, утратила свои отличительные черты. Вот еще несколько снимков с выставки Ирины Вачковой.













Спасибо за чтение, я надеюсь, что вы нашли это интересно и информативно. Возможно, вы захотите сами попробовать некоторые из этих вышивок.

Роман К.