Украина рок-н-ролльная: Стартап «Молодость»
Хедлайнер шестьдесят шестого выпуска программы «Музыка на Свободе» – современные украинские музыканты. Как верно напоминает рок-критик Артемий Троицкий, украинская легкая музыка всегда была известна и популярна в России, но политические события последних лет создали в отношениях между двумя странами и народами существенные культурные препятствия.
Отдельные украинские артисты – от Верки Сердючки, он же Андрей Данилко, до девичьей группы «ВИА Гра» и рокеров из «Океана Эльзи» – имели в России огромный успех. Когда у Украины оттяпали Крым, когда Россия спровоцировала и поддержала конфликт в Донбассе, началиcь всяческие последствия – не только военные и политические, но и в области культуры. Украинские артисты, в огромном своем большинстве, прекратили в России гастролировать (и я, кстати, считаю, что они совершенно правильно поступают). А многие российские артисты, которые считают, что в Киеве правит «фашистская хунта», отказались от поездок в Украину. Их право, конечно. В общем, отношения расстроились… Сейчас в России украинские артисты почти не слышны, если не считать каких-то убогих попсовичек в нижнем белье. Практически неизвестна в России новая украинская музыка, и я попытаюсь до некоторой степени этот пробел восполнить.
Начнем с группы, которая базируется не то в Харькове, не то в Днепре (бывшем Днепропетровске). Во всяком случае, один ее лидер, Антон Слепаков, – из Днепра, а второй, Валентин Панюта, – из Харькова. Слепаков пел и играл в группе «Я и Друг мой Грузовик», Панюта – в группе «Люк». Имеется в группе «Вагоновожатые» и третий музыкант – Станислав Иващенко. Вместе эта троица выпустила несколько мини-альбомов и один полноценный альбом. Хочу представить вам самую новую запись, с четвертого мини-альбома, который называется «Стартап Молодость». Выбрал я с него трек «Эффект лестницы».
Киевская группа The Erised поет на английском языке. Музыканты подписали контракт с небольшой независимой лондонской фирмой грамзаписи Med School. В группе шесть человек, солистка и главный идеолог коллектива – Соня Сухорукова. The Erised выпустили первый альбом под названием Room 414, «Комната 414», слушаем с этого альбома песню In My Car. Свой стиль The Erised называют «фьючерпоп», «футуристический поп», что вполне соответствует действительности.
Стиль киевской группы 5 Vymir – нормальный мейнстримовский рок с уклоном в брит-поп. Руководит 5 Vymir, точнее сказать, фронтменом группы является Константин Почтарь, он поет и играет на гитаре. Все песни 5 Vymir – строго на украинском языке. Послушаем композицию «Ламай».
Следующая наша группа называется «Онука». Вы ее могли видеть, поскольку, когда в Киеве проходил финал конкурса Eurovision, «Онука» выступали в шоу-кейсе, то есть заполняли паузы между выступлениями участников. Онука в переводе с украинского языка означает «внучка». И в самом деле, солистка группы Наталья Жижченко – внучка известного украинского фольклориста. Группа возникла в 2013 году. Постоянные ее участники – эффектная Наталья Жижченко, вокалистка и лицо группы, и человек, который вообще с группой на сцене не выступает, зато ее продюсирует, менеджирует и так далее, в том числе снимает ее видеоклипы, Евгений Фролов. Стиль Онуки я бы обозначил как электро-фолк, то есть, в принципе, это группа преимущественно «цифрового» звучания, но с явными фольклорными элементами. Представлю вам песню Look, которую я нашел на дебютном альбоме этого коллектива, альбом так и называется – «Онука». Эта группа поет на английском и украинском языках, и последняя запись – ипишка под названием Vidlik, которая, как сказано на сайте группы, посвящена теме Чернобыля и вообще навеяна радиоактивными ужасами.
Пожалуй, самая любимая из всех услышанных мною украинских новых групп называется Vivienne Mort, тоже из Киева. Во главе коллектива – Даниэла Заюшкина. Существует группа довольно давно, с 2007 года. Стиль довольно эклектичный и при этом очень необычный – какой-то такой готическо-психоделический фолк-рок, что ли. Предлагаю вашему вниманию трек с их пятого мини-альбома Rósa, песня «Хто ти такий?», «Кто ты такой?».
Закончим экскурсию по новой украинской музыке записью единственной из всех представленных сегодня групп, которая в России известна хорошо. Точнее, была известна хорошо, поскольку сейчас отношения у группы «Бумбокс» с российским истеблишментом тоже разладились. Лидер группы Андрей Хлывнюк вступил в полемику со своим приятелем из России Бастой, который попенял товарищу на политическую ангажированность. Естественно, Андрей Хлывнюк ответил. «Бумбокс» на российской сцене, по-видимому, стали персонами нон грата, а в Украине их карьера успешно продолжается. Последние записи «Бумбокса» – это мини-альбом под называнием «Голый король», заглавную песню с которого мы прямо сейчас и послушаем.
Плей-лист программы «Музыка на Свободе» (выпуск 64):
1. Austra (Canada). Utopia, LP Future Politics
2. «Контора Кука» (Россия). «Когда они приедут», LP Mein lieber friend…
3. Stein Urheim & Cosmolodic Orchestra (Norway). The Clown, LP Utopian Tales
4. «Вагоновожатые» (Украiна). «Эффект лестницы», EP «Start Up Молодость»
5. The Erised (Украiна). In my Сar, LP Room 414
6. 5 Vymir (Украiна). «Miнiмум», LP «Новi iмена»
7. Onuka (Украiна). Look, LP Onuka
8. Vivienne Mort (Украiна). «Хто ти такий?», LP Rosa
9. «Бумбокс» (Украiна). «Голый король», LР «Голый король»
10. Esmé Patterson (USA). Francine, LP We Were Wild
11. Yannis Saoulis (Greece). Second Try for a Suicide, LP Music for Shows
12. Miranda Lee Richards (USA). The First Light of Winter, LP Echoes of the Dreamtime
История украинской рок-музыки | Proect Contro
1966-й киевляне считают началом собственной публично исполняемой рок-музыки.
Битники противопоставляли себя как официально поддерживаемой эстраде, так и джазу, все еще пребывавшему на правах незаконнорожденного. Большинство групп копировали англо-американских музыкантов, овладевая таким образом новым музыкальным языком и манерой исполнения. Наиболее яркими представителями подобного подхода были ОНСЕ, ОДНАЖДЫ, ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ, КРАСНЫЕ ДЬЯВОЛЯТА.
Лидеры группы ОНСЕ — Юрий Виноградов (вокал, ф-но), Григорий Махно (бас-гитара, губная гармоника), Александр Кузнецов (гитара) — самобытно и вдохновенно интерпретировали репертуар Бадди Холли, Джерри Ли Льюиса, Чака Берри, Клиффа Ричарда, ЭВЕРЛИ БРАЗЕРС, ДЕЙВ КЛАРК ФАЙВ, ШЭДОУЗ, убедительно и по-своему исполняли композиции Рея Чарлза, Джеймса Брауна, сочиняли и инструментальные пьесы с декадентскими названиями типа «Когда у комара болят гланды», «13 морковок для кролика», а также песни на английском, русском и украинском языках.
Группа ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ прославилась почти стопроцентным «снятием» песен БИТЛЗ. Русские тексты и музыку писали барабанщик Сергей Чаришников, басист Михаил Николаев, гитаристы Олег Слободенко и Геннадий Татарченко. В репертуаре ВД и обработки украинских, русских народных песен.
Группа Владимира Ходзицкого (гитара) КРАСНЫЕ ДЬЯВОЛЯТА вошла в историю не только киевского рока. Они принципиально не сочиняли собственную музыку, но заметно раньше и лучше других освоили сложные композиции РОЛЛИНГ СТОУНЗ, ЛЕД ЗЕППЕЛИН, ДИП ПЁРПЛ, ЧИКАГО, МАХАВИШНУ ОРКЕСТРА.
В начале 1968 после ряда городских джэмов и конкурсов (кафе «Мрия», техникум связи) в Киеве состоялся I конкурс вокально-инструментальных ансамблей «Бит-бит». В клуб городского почтамта «Седьмое небо» съехались не только киевляне, но и гости из Риги, Харькова, Одессы. На протяжении 7 дней жюри во главе с композитором Мирославом Скориком прослушало более 50 выступлений и определило победителей: ЭОЛИКА (Рига), ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ (Киев), АВАНГАРД (Харьков), САДКО (Киев). Фестиваль организован энтузиастами из совета молодежного кафе «Зустрiч» (Нина Ширяева, Лариса Григорьева) и культмассовой комиссией Ленинского райкома комсомола (Михаил Медведовский). Средства от продажи билетов и значков «Биг-бит-68» переведены в Фонд мира. Музыканты с нетерпением ждали следующих фестивалей, но их поколению ничего дождаться не пришлось.
Начинался первый этап ледникового застойного периода. Прекратились рок-конкурсы. Стала постепенно сворачиваться система молодежных кафе-клубов, где уже было сформировалась материальная база для работы ранних рок-групп и их постоянная аудитория (КРАСНЫЕ ДЬЯВОЛЯТА играли в кафе «Чай-кофе», САДКО — в «Эврике», БЕРЕЗЕНЬ — в «Украинских галушках», ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ — в «Мрие»). Репертуарная политика зрелищно-развлекательных заведений стала строго регламентироваться городским объединением музыкальных ансамблей. Боролись с дурным вкусом, а побороли творческую свободу и радость самовыражения. Ранее революционно настроенные музыканты бросали музыку либо «садились в кабак за навар». Некоторые перешли в концертные организации, изменили репертуар, названия, изменяя своей музыке, своему поколению, самим себе. Нужны были деньги — эрзац невостребованной энергии творчества. Так стала тиражироваться стыдливая, но глубоко извращенная форма рок-музыки — вокально-инструментальные ансамбли.
Начало 70-х выносит на гребень общественного интереса украинскоязычные ансамбли, что в целом совпадает с общим ренессансом украинской культуры. Вышли в свет роман О. Гончара «Собор», кинофильмы Сергея Параджанова «Тени забытых предков» и Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной». Среди наиболее заметных проводников обозначенной тенденции в поп-музыке — киевские БЕРЕЗЕНЬ, ЕНЕЙ, КОБЗА, ДЗВОНИ, ВIЗЕРУНКИ, QUOT;, UOT;, ЛЬ, ЯВIР, отчасти КРОК, черновицкие СМЕРIЧКА, ЖИВА ВОДА, львовские АРНIКА, МЕДIКУС, ВАРТА, харьковская НАЗАВЖДИ, полтавская КРАЯНИ, ялтинская ЧЕРВОНА РУТА, днепропетровский ВОДОГРАЙ, ивано-франковский БЕРКУТ, луцкие СВИТЯЗЬ и TPIO МАРЕНИЧ, тернопольские МЕДОБОРИ и ужгородские МУЗИКИ. Следует заметить, что это направление, возникшее в конце 60-х, достигшее пика около 1972 и почти полностью угасшее к началу 80-х, объединяло порой совершенно разнородные в музыкальном и эстетическом отношении явления. В нем оказались представлены и фолк-кантри-псевдоэтнографизм, и блюз-хард-рок, и соул-фанк-джаз-рок, и поп-эстрада, и камерная песня-баллада. Если одни группы упорно отстаивали свой самодеятельный статус и творческую независимость, то другие, движимые инстинктом самосохранения, тщеславием, охотнее шли на компромиссы. Однако первые разбивались о рифы различных запретов, а последние незаметно для себя растворялись в конъюнктурном потоке официозной и коммерческой рутины.
На протяжении 70-х на Украине сформировалась национально специфическая разновидность общепринятых песенок-бодрячков со своими родными «чичками-смерiчками» и многочисленными перепевами былых всесоюзных триумфов песен Владимира Ивасюка «Червона рута» и «Водограй». Мода на украинскую эстраду добежала до столицы и выплеснулась в украинскоязычные шлягеры Е. Ханка «Верба» (ВИА САМОЦВЕТЫ) и «Сонячний дощ» Екимяна. Что же касается Ивасюка, то его творчество и трагически скоротечная биография стали для украинцев не менее сокровенным и духовно объединяющим символом, чем образ Высоцкого для России. Вновь открывшаяся для молодежи не одной только Западной Украины самобытность гуцульского народного искусства, одежды, причесок, манеры поведения вдруг обнаружила свою притягательность и актуальность. Этому немало способствовало творчество ансамбля СМЕРIЧКА. Филармонический ВИА, организованный в 1967/1968 композитором Левком Дудковским, превратился в Байконур «черновицкой музыкальной экспансии», который не только вывел на орбиту популярности песни Ивасюка, но и «запустил» артистические «звезды» С. Ротару, В. Зинкевича, Н. Яремчука.
Первой рок-группой, начавшей украинизацию молодежной поп-музыки, был киевский БЕРЕЗЕНЬ («Март»). Весьма изменчивая ассоциация самодеятельных музыкантов-энтузиастов, вращающаяся вокруг оси Александр Авакян (гитара, ф-но, тексты и музыка) — Юрий Бесценный (гитара, банджо, вокал), просуществовала с 1962 по 1974. Сначала было увлечение спиричуэлсами, музыкой «кантри-энд-вес-терн», Питом Сигером, потом — участие в фольклорном ансамбле киевского университета ВЕСНЯНКА, этнографические экспедиции в Карпаты. В 1965, с приходом пианиста и композитора Вячеслава Кристофовича (ныне кинорежиссер), группа начинает исполнять собственную музыку на стихи украинских классиков Леси Украинки и Н. Костомарова. В следующем году к ансамблю присоединились бас-гитарист Борис Кушнир и композитор-клавишник, басист ВТОРОГО ДЫХАНИЯ Михаил Николаев. Авторский репертуар группы увеличился до 40 песен, среди которых наиболее известны «Ганка», «Дума о Боженко», «Лебедь». У Б. появились постоянные поклонники, записи на радио и на киностудии. С группой в качестве солистов сотрудничали выпускник Художественного института Валерий Витер и известная фольклорная певица, теперь народная артистка УССР Нина Матвиенко. Однако с 1972 начались трудности: Б. запрещали исполнение многих его лучших песен, придирались к названию, которое произвольно ассоциировали с блистательным, но насильственно расформированным еще в 30-е театром Леся Курбаса «Березiль». Участники группы поочередно уходят в армию, солист Витер вдруг оказался в КОБЗЕ, к тому же в 1974 украден комплект и без того нищенской звукоусиливающей аппаратуры. В наши дни Б. поминают только легенды.
Группа ЕНЕЙ («Эней») 1968—1977 — вторая волна киевского рока. Название, заимствованное из одноименной поэмы И. П. Котляревского, отражало стремление музыкантов привести современную украинскую поп-музыку в соответствие с мировым авторитетом украинской народной песни. Почти все участники группы учились в специальной музыкальной школе им. Н. Лысенко, играли на нескольких инструментах, пели и сочиняли музыку. Основной состав: Тарас Петриненко (клавишные, вокал), Николай Кириллин (бас, вокал, контрабас, клавишные) , Кирилл Стеценко (лидер-гитара, скрипка, вокал, сопилки, губная гармоника, клавишные), Игорь Шабловский (ритм-гитара, скрипка, бас, вокал, клавишные), Александр Блинов (ударные, ксилофон, клавишные, пантомима, вокал). В 1974 последнего заменяет Константин Курко. Некоторое время в группе играли Геннадий Татарченко (гитара, вокал, клавишные) — ныне известный автор рок-оперы «Белая ворона», Руслан Горобец (клавишные, вокал, сопилки, композиция) — впоследствии музыкальный руководитель группы РЕЦИТАЛ, автор популярных песен и аранжировщик Тарас Мельник (композитор, клавишные). Источники вдохновения: украинская народная песня, инструментальный фольклор, классическая музыка (Бах, Григ, Хачатурян) и в очень большой степени творчество БИТЛЗ, ДИП ПЁРПЛ, ЛЕД ЗЕППЕЛИН, ЧИКАГО, польских ЧЕРВОНIХ ГIТАР, НО ТО ЦО, БРЕЙКАУТ, венгерских ОМЕГИ и ИЛЛЕШ. Несмотря на то, что группа противопоставляла свое творчество традиционной советской и украинской эстраде, академической музыке, джазу и ресторанному музицированию, все эти жанры, кроме последнего, в определенной мере отражались на стиле Е.. В репертуаре группы были и 4-, 5-голосные хоры-колядки без сопровождения, и произведения И. С. Баха, и свободные обработки народной музыки, и собственные хард-, поп-, арт- и фолк-роковые композиции. В середине 70-х пришло увлечение музыкой соул, фанк и джаз-роком.
Поначалу, чтобы заработать на инструменты и аппаратуру, музыканты играли на свадьбах, выпускных вечерах и танцах. В 1971 все участники Е. поступают в Киевскую консерваторию и в этом же году, после нескольких выступлений по телевидению, включая и Интервидение, обретают широкую популярность. Однако в следующем году, после смещения с поста Первого секретаря ЦК КПУ П. Е. Шелеста, в культурной жизни республики наступает резкое похолодание, которое отразилось и на судьбе Е.. Над принципиально украинскоязычной группой завис дамоклов меч борьбы с «украинским буржуазным национализмом».
В список запрещенных на радио и телевидении попали поэты А. Олесь, В. Симоненко, Б. И. Антонич. Собственные тексты участников группы не принимались. Национальные пуритане из Союза композиторов добились запрещения записывать и транслировать народные песни в обработках рок-групп и ВИА. Редакции телевидения и радио получили установку не пускать в эфир ничего, что имеет привкус рока. Одиозным и поныне действующим аргументом отказов допускать любые новые явления поп-музыки в эфир был непрофессионализм. Мероприятия достигли цели: вымирание украинской рок-музыки стало делом времени. В те годы частных студий для качественной звукозаписи рок-музыки на Украине не было, не было и рок-клубов, как и других объединяющих структур. Оставался единственный путь к признанию — бесплатные концерты в вузах и ДК на окраинах города…
КОБЗА — ныне действующий филармонический ВИА — начинал в 1968 как фольклорное инструментальное трио студентов Киевской консерватории бандуристов Константина Новицкого, Владимира Кушнета и флейтиста Георгия Гарбара. После того как к ним присоединились Александр Рогоза (бас-кобза), Анатолий Лютюк (ударные) и молодой композитор Александр Зуев (клавишные), К. пригласили работать в Укрконцерт. Творческие предпочтения группы отразили тенденцию, которая вскоре проявилась и в первых программах ПЕСНЯРОВ, АРИЭЛЯ, ЯЛЛЫ, — эстрадизированный фольклор, 5-, 6-голосное пение, мелодичные лирические шлягеры, шуточные народные песни-сценки. Неповторимость саунду ансамбля придавали насыщенная полифоническая вокальная фактура и необычное звучание электрокобзы (изобретение мастера Владимира Зарубинского).
В 1971 для записи первой долгоиграющей пластинки К. «одолжила» у группы БЕРЕЗЕНЬ вокалиста Валерия Витера и, как оказалось, — навсегда. 1973 отмечен III премией на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Минске, 1977 — лауреатством на Всесоюзном конкурсе советской песни в Москве. Вскоре состоялись поездки в ЧССР, ГДР, Монголию, на Кубу, в Финляндию, Италию, Канаду, Японию. Состав К. варьировался — появились Олег Леднев (бас, вокал), Евгений Коваленко (клавишные, вокал, композиция), Николай Береговой (скрипка, сопилка), Степан Жорнирович (бандура, сопилка), Владимир Солдатенко (кобза, бас, вокал), Василий Коллекционов, Константин Куркр и Евгений Тринько (ударные), Виктор Юць (гитара, кобза), Мирон Блощичак (сопилка, най, губная гармоника, саксофон, кларнет, флейта). В 1980 вышла в свет вторая пластинка КОБЗЫ, представляющая кроме обработок фольклора песни композиторов старшего поколения — А. Билаша, П. Майбороды, И. Шамо.
Группа ДЗВОНИ («Колокола») начинала в 1967, когда школьники Юрий Кузыка (бас), Игорь Муха (гитара), Сергей Иванов (барабаны, ныне киноактер) и Геннадий Татарченко (гитара, вокал) объединились под английским названием THE BELLS. Через 2 года, в результате слияния с «козачками» из КИСИ, образовалась русскоязычная версия названия — КОЛОКОЛЬЧИКИ. Их обработка песни «За нашоу стодолоу», которую исполнял Владимир Ковальский, на несколько лет стала республиканским хитом. В 1971 группа меняет транскрипцию названия на украинскую — ДЗВОНИ. К оставшимся Татарченко и Кузыке добавляются пришедший из ЕНЕЯ Т. Петриненко (вокал, клавишные, композиция), Сергей Желобецкий (гитара, клавишные, вокал), Вячеслав Степановский (гитара), Юрий Василевич (саксофон), Павел Жагун (труба), Лев Кигель (тромбон). В репертуаре соединяются обработки украинских народных песен («Била мене мати», «Калина»), американские шлягеры («Экуэриос») и собственные сочинения на украинском языке. Стилистика аранжировок складывалась под влиянием латиноамериканского рока, Карлоса Сантаны, а многоголосные вокальные бекграунды развивали приемы КРОСБИ, СТИЛЛЗ, НЭШ ЭНД ЯНГ. В 1974 Д. обрели весьма прочную материальную базу и записали долгоиграющую пластинку под названием «Bi зерунки шляхi в».
В 1975 под названием ГРОНО («Гроздь») музыканты переходят в Укрконцерт. Старое имя не принял худсовет, слово ДЗВОНИ вызывало какие-то опасные ассоциации.
В 1977 костяк ГРОНО влился в состав ЧАРIВНЫХ ГIТАР. К ним присоединяются бывший руководитель днепропетровского ВОДОГРАЯ Р. Горобец и джазовая певица из Киева Наталия Гура. В 1980 появляется их современно и слаженно записанная на диске-гиганте англо-польско-венгерско-украинско-русская программа. В 1982 «киевский десант» уходит в КРАСНЫЕ МАКИ, а через некоторое время их духовая секция, Горобец и Н. Кириллин принимают приглашение А. Пугачевой и переходят в РЕЦИТАЛ.
В 1987 КРАСНЫЕ МАКИ покидает Петриненко и вместе с Валерием Смаглием возрождает ГРОНО на базе Киевконцерта. Сюда же после КОБЗЫ, СИНЕЙ ПТИЦЫ и АЭРОБУСА Ю. Антонова возвращается гитарист И. Шабловский. Из Киевского театра эстрады приходит певица Татьяна Горобец. Формируется индивидуальный стиль комфортной, мелодичной украинской поп-музыки. Песни Петриненко «Перелетная птица», «Пiсня про пiсню», «Украiна» завоевывают массового слушателя. Создается впечатление, что развитие украинской поп-музыки, искусственно приостановленное в 70-х, в условиях потепления интенсифицируется. Это обстоятельство в сочетании с мощной современной волной молодежного рок-движения создало эффект совмещения двух времен — «доигрываемого» прошлого и наступившего настоящего.
Огромной популярностью среди ценителей джаз-рока пользовалась в начале 80-х киевская группа КРОК («Шаг»). Благодаря удачным фонограммам, видеозаписям и телепрограммам К. знали не только на Украине, но и в Москве, Ленинграде, Прибалтике. Основанная в 1979 ветераном киевского рока В. Ходзицким (гитара), группа в составе Вадима Лашука (бас), Сергея Хмелева (ударные), Виктора Карасика (синтезатор) и Руслана Горобца (вокал и клавишные) не без оснований рассчитывала на блестящую концертную карьеру. Однако худсовет Укрконцерта сначала поставил под сомнение название группы, а потом и вовсе отказался от подозрительного «авангарда». Разочарованные музыканты разошлись и, если не считать отдельных попыток, больше не встречались. Пожалуй, это был последний всплеск творческого духа старой рок-гвардии в эпоху безвременья. С 1988 Ходзицкий — художественный руководитель Киевского филиала студии популярной музыки «Рекорд», организатор шоу-группы ХОДЗИЦКИЙ И КОМПАНИЯ.
Тарас Петриненко и Геннадий Татарченко — немногие из тех, кому удалось сохранить верность своим школьным музыкальным пристрастиям и одновременно остаться на ведущих позициях в украинской поп-музыке. Успеху Петриненко способствовал не только его естественный мягкий и сильный баритон, но и органичная связь его композиторского стиля с национальной почвой, языком, культурой. Его музыку отличают яркий, пластичный мелодизм, терпкие и трогательные гармонические последовательности, уравновешенная и четкая форма. Геннадий Татарченко учился в Киевской специальной музыкальной школе по классу валторны, самостоятельно освоил электрогитару и переиграл почти во всех киевских группах. Решив стать композитором, пришел от джаза, рока, блюза, фолка и соул к значительно более простой музыке, лучше воспринимаемой массовой аудиторией. Сотрудничество с С. Ротару и В. Леонтьевым совершенствовало его в искусстве шлягера. Не следует думать, что это путь легкий, однако движение от исполнения произведений ЛЕД ЗЕППЕЛИН и ЭВЕРИДЖ УАЙТ БЭНД к «Полiсяночке» и «Белой вороне» вряд ли можно признать восходящим. Данная констатация относится скорее к общественным вкусам, нежели к творческой совести композитора.
Трио ОРЕОЛ когда-то играло на танцах в центре города длинные импровизационные композиции, созвучные легендарным КРИМ и ГРЭНД ФАНК. Группа сохранилась и поныне: после длительной миграции по РСФСР и Кавказу ребята закрепились в Закарпатской филармонии, исповедуют арт-хард и пользуются успехом. Рассчитывая на всесоюзную аудиторию, поют по-русски и не чуждаются поп-шлягеров.
В конце 60-х большую известность получила львовская эстрадно-джазовая группа Игоря Хомы МЕДПСУС. С ней сотрудничали молодые тогда композиторы М. Скорик и Б. Янивский. Тогда же Михаилом Мануляком основана ВАТРА. Ныне этот популярный на Украине поп-фолковый коллектив Игоря и Оксаны Билозир базируется в Львовской филармонии. Многие шлягеры Билозира длительное время поют на западе Украины как народные песни («Мамина свiтлиця»).
В начале 70-х популярны ПРОМЕТЕЙ (руководитель Ярослав Виджак), ЭВРИКА (Юрий Варум), КВО ВАДIС (Виктор Морозов). В 1972 на Всесоюзном телеконкурсе «Алло, мы ищем таланты!» появляется и становится его лауреатом АРНIКА. Возвращаясь из Москвы, музыканты ожидали восторженного приема, а получили приказ о немедленном расформировании. Исполненную ими в Москве украинскую народную песню «Чорна рiлля» сочли националистической.
Успехи поп-групп в Черновцах и Луцке связаны с хорошей организационной работой местных филармоний и их материальной обеспеченностью. Буковинская СМЕРIЧКА и волынский СВИТЯЗЬ сменили немало инструментальных составов, но сохранили традиционно высокий уровень исполнения и аранжировок. Стилистически между ними много общего — поп-фолк с инструментальными экскурсами в сферу джаз-рока. Уже длительное время творчество СМЕРIЧКИ ассоциируется с именами певцов Назария Яремчука и Павла Дворского, а СВИТЯЗЯ трудно представить без его солиста-ветерана Василия Зинкевича. Говоря об украинских камерных фолк-группах, нельзя обойти молчанием ТРИО МАРЕНИЧ из Луцка, имевшее в конце 70-х головокружительный успех в республике. Его отличали высокая вокальная культура, мягкость и подкупающая искренность исполнения.
Приблизительно в эти же годы фолк-рок играет камерное трио из Тернополя МЕДОБОРЫ. Киевский дуэт ДВА КОЛЬОРИ специализируется на юмористических народных песнях-сценках.
В 1975 в Киеве концертировала сильная в вокальном отношении группа НАЗАВЖДЫ (Владимир Ушаков). Ее участники, студенты Харьковского института искусств, исполняли собственную огромную сюиту-ораторию «Кобзарь» на стихи Т. Шевченко. Привлекает ансамблевой слаженностью и высоким профессионализмом современная харьковская филармоническая поп-хард-роковая группа АРЕНА. Полтавская группа Анатолия Пащенко КРАЯНЫ до недавнего времени работала в фарватере КОБЗЫ, но в 1987 резко переориентировалась на русскоязычный хард.
Итак, история рока на Украине до середины 80-х — это история его болезни и угасания. Общие культурно-психологические и, особенно, политические условия 70-х и начала 80-х никак не способствовали рождению и развитию самобытных рок-групп, конкурсов, фестивалей.
Возрождение рок-жизни на Украине началось в 1986. Обилие самодеятельных рок-групп и их энтузиазм очень напоминают массовое оживление 1966—1968, но участвует в нем совсем другое поколение.
К. Стеценко
‘Kyiv Calling:’ Украинская панк-группа превращает классику The Clash в антироссийский гимн
Украинская панк-группа Beton записала «Kyiv Calling», кавер на песню The Clash «London Calling».
Из Бетона/YoutubeСи-Эн-Эн —
Украинская панк-группа выпустила антивоенную версию хита The Clash «London Calling» с благословения самой английской группы.
Обложка, описывающая украинское сопротивление российскому вторжению, называется «Киев зовет» и призывает к глобальной поддержке Украины. «Киев взывает ко всему миру / Выходите из нейтралитета, мальчики и девочки», — поет группа, известная как «Бетон».
«Потому что Киев поднимается», — продолжает лирика. «Мы живем сопротивлением». В текстах также упоминается мощное использование Россией пропаганды, чтобы рассказать своим гражданам искаженное повествование о вторжении: «И знаете, что сказала Москва? Ну, ничего из этого не было правдой».
Россия вторглась в Украину в конце февраля, убив сотни людей и вынудив миллионы других бежать из страны. По данным Международной организации по миграции, по состоянию на воскресенье насчитывалось более 3 миллионов беженцев, в том числе не менее 1,5 миллиона детей. Большинство из них бежали в соседние страны, включая Румынию, Молдову и Польшу. Еще миллионы внутренне перемещенных лиц в пределах Украины.
Название оригинальной песни The Clash отсылает к Второй мировой войне. Всемирная служба Би-би-си использовала фразу «Это звонит Лондон» в своих передачах во время войны. Его тексты отсылают к политической нестабильности в Великобритании и во всем мире во время его выпуска в 1979 году.
Видео на кавер-версию песни, размещенное в субботу на YouTube-канале «Свободной Украины», к полудню воскресенья набрало тысячи просмотров.
Видео даже было опубликовано The Clash в Twitter.
Бетон сказал в Instagram, что обложка была создана, чтобы «собрать деньги для поддержки нашей страны во всем мире с помощью панк-рока». Движение сопротивления «Свободная Украина» попросило их переделать песню и доставило по запросу всего за три дня. Движение сотрудничает с правительствами и неправительственными организациями для защиты «территориальной целостности Украины», говорится на его веб-сайте.
Украинский лидер Владимир Зеленский беседует с CNN в воскресенье, 20 марта.
CNNЗеленский: «Я готов к переговорам» с Путиным, но если они провалятся, это может означать «третью мировую войну»
Группа также использовала свои собственные социальные сети , чтобы осудить вторжение России и задокументировать их сопротивление. В Instagram они опубликовали свою фотографию с подписью: «Мы панк-хардкор группа Beton из Украины. И вместо того, чтобы давать концерты, мы добровольно сотрудничаем с нашей армией, работаем в эфире по ночам, заботимся о беженцах и прячем семьи в приютах. Вся наша ненависть направлена на врага!»
Среди продюсеров, которые помогали записывать и микшировать кавер-версию, был Дэнни Сэйбер, опытный звукоинженер, продюсировавший произведения таких известных артистов, как Мадонна и The Rolling Stones.
Украинская рок-звезда Слава Вакарчук патриотическими песнями «поднимает боевой дух» солдат
Украинская рок-звезда гастролирует по родине, пытаясь поднять боевой дух солдат и мирных жителей, распевая тексты песен, вдохновленных любовью и войной.
Святослав «Слава» Вакарчук, ведущий вокалист самой успешной рок-группы Украины «Океан Эльзы», рассказал The National , что у украинцев есть упорство, чтобы выиграть войну против сил президента Владимира Путина.
Но он сказал, что если Великобритания и западные страны прекратят наказывать г-на Путина, это может оставить дверь открытой для более широкого конфликта в Европе.
46-летний музыкант на этой неделе посетил восточный город Харьков, который подвергся шквальному обстрелу российской армии. В знак неповиновения его засняли стоящим на центральной площади города и заявляющим: «За это заплатит Россия!»
Вакарчук, общественный деятель и бывший народный депутат, заявил, что его цель — «поднять настроение и поднять темп» своих соотечественников и соотечественниц, противостоящих российским оккупантам.
Когда-то он развлекал переполненные стадионы вместе со своими товарищами по группе, теперь он распевает песни раненым солдатам и утомленному медицинскому персоналу.
Его патриотические песни в последние дни поднялись в музыкальных чартах, поскольку украинцы во всем мире обращаются к его текстам за вдохновением, в то время как их родина подвергается нападению.
Тексты самых популярных песен группы переплетаются с отсылками к войне и украинской гордости.
«Там направо и налево сады цветут; Там, налево и направо, чужие шаги; Измучен войнами, но никем не сломлен; Пусть моя земля расцветает», — говорится в тексте одного из хитов.
Он сказал, что солдаты всегда положительно реагируют на его выступления, отвечая « слава України» — «Слава Украине».
«Когда вы находитесь в таком состоянии, когда вы чувствуете отчаяние и тревогу, очень вдохновляет, что кто-то, кого вы знаете, известный человек, без страха приходит к вам, присоединяется к вам в городе и дает видео», лидер группы сказал Национальный.
«Поэтому я считаю, что это хорошая моральная и духовная поддержка».
«Дух людей очень высок, они очень компетентны», — добавил он. «Люди не хотят войны, но они готовы сражаться до конца, и мы будем. Их настроение так приподнято, что я не сомневаюсь, что рано или поздно мы победим».
Вакарчук сказал, что «ни секунды не колеблясь» возьмется за оружие, но пока он использует свой голос, чтобы помочь своей стране.
Он призвал внешний мир наказать Россию за ее вторжение в бывшую советскую страну, предупредив о возможности более широкого европейского конфликта, если г-н Путин наберется смелости.
Единственный способ остановить Путина, утверждал он, — это сделать жизнь россиян настолько трудной, чтобы они чувствовали себя обязанными протестовать и восставать против войны своего лидера.
Он поддержал призыв британских либерал-демократов к правительству конфисковать имущество, принадлежащее соратникам Путина, и использовать его для временного размещения украинских беженцев.
Настаивая, что он не социалист и верит в свободный рынок, он сказал, что в «военной ситуации» нужен другой подход.
«Я не думаю, что Уинстона Черчилля беспокоила рыночная экономика в Европе во время блицкрига», — сказал он.
«Я знаю, что в Великобритании и в западном мире частная собственность неприкосновенна, и это очень важное правило, но я думаю [правительствам следует принять] некоторые меры, чтобы лишить [олигархов] этих вещей.
«Российские олигархи — ключ к Путину. Они влиятельны, им нужно приходить к нему и орать, и уговаривать, и останавливать его, и держать его за руку».
Вакарчук также призвал Великобританию и ее союзников направить в Украину больше оружия, в частности «современного, серьезного, высокотехнологичного оружия, противоракетного оружия и самолетов».
Повреждения после обстрела зданий в центре Харькова, Украина. EPA
Его 28-летняя падчерица воюет в отряде территориальной обороны Украины, а его жена и девятимесячный сын отступили в безопасный район страны.