Унесенные ветром как называется продолжение – 10 авторов продолжений «Унесенных ветром» после смерти Митчелл — плагиаторы или последователи? | ТяпЛяп — кино и путешествия

Содержание

Скарлетт (мини-сериал) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Скарлетт.

«Скарлетт» (англ. Scarlett) — четырёхсерийный телевизионный фильм по одноимённому роману Александры Рипли.

Скарлетт О’Хара — главная героиня романа Александры Рипли «Скарлетт», который является продолжением романа Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», и сериала, снятого по мотивам этой книги.

После знаменитой фразы «Я подумаю об этом завтра», произнесенной в «Унесённых ветром», жизнь Скарлетт продолжается. После смерти подруги Мелани Гамильтон Скарлетт поняла, что Эшли Уилкс ей больше не нужен. Во время похорон Эшли попытался броситься за Мелли в гроб. Скарлетт помешала ему, обняв его, чем возмутила все общество Атланты. Прежние знакомые избегают её после этого инцидента, подозревая, что Скарлетт хочет стать миссис Эшли Уилкс.

Скарлетт уезжает на родину, в Тару, где её сестра Сьюлин живёт с мужем и детьми. Там, узнав, что Мамми умирает, Скарлетт срочно телеграфирует Ретту с просьбой приехать. Перед смертью Мамми просит Ретта не оставлять Скарлетт, и он обещает. Но позже, когда он остаётся наедине с супругой, то отказывается от своих слов и настаивает на разводе. Они ссорятся и Ретт уезжает. Сьюлин всё ещё не может простить Скарлетт за то, что когда-то давно та вышла замуж за Фрэнка Кеннеди. Она сообщает сестре, что третья часть Тары, доставшаяся в наследство Кэррин, теперь принадлежит монастырю.

Скарлетт едет в Атланту и там, на маскараде, встречается с Реттом. После бала они вместе возвращаются в их большой дом, Скарлетт вновь делает попытку вернуть их отношения, но Ретт ей отказывает.

Ретт Батлер уезжает к матери в Чарлстон. А Скарлетт, воспользовавшись приглашением своих чарльстонских тётушек, едет за ним. Там её тепло встречает мать Ретта, которая искренне любит невестку. Ретт же, напротив, встречает Скарлетт холодно и настаивает на её отъезде из Чарльстона. Но настойчивая Скарлетт добивается от Ретта благосклонного отношения в обмен на скорый отъезд сразу после последнего бала сезона и обещание дать развод. После последнего бала Скарлетт просит покатать её на яхте Ретта, во время морской прогулки их судно терпит крушение, они спасаются и становятся близки. Но на утро Ретт раскаивается в произошедшей между ними ночи и срочно уезжает, оставив Скарлетт письмо с извинениями и напоминанием о их договоре. Скарлетт узнает, что она беременна, и уезжает к своему дедушке в Саванну. Там она знакомится со своими родственниками со стороны отца. Также в Саванне она выкупает долю Кэррин у монастыря. Получив от мужа уведомление о разводе, Скарлетт злится и решает не сообщать ему о их будущем ребёнке, после чего отбывает на родину Джералда — в Ирландию.

В Ирландии Скарлетт все считают вдовой, правду о её разводе знает только брат Колум. Скарлетт выкупает старое поместье семьи О’Хара, Балихару. И ведет его восстановительные работы. В ночь на Хеллоуин Скарлетт получает письмо о женитьбе Ретта на Анне Хэмптон, и в эту же ночь она рожает девочку. Молодая женщина не отчаивается и решает сама воспитывать дочь, Кэти Колум О’Хара, названную в честь брата-священника. После рождения дочери Скарлетт начинает тесно общаться с бывшим владельцем Баллихары, англичанином Ричардом Фэнтоном.

Через год Скарлетт и Ретт случайно встречаются в Ирландии на ярмарке, куда Ретт приехал вместе с Анной за новыми лошадьми. Скарлетт молчит о том, что у неё есть дочь, и просит Ретта не афишировать, что он её бывший муж. Ретт соглашается, посчитав что это даже весьма забавно, побыть призраком. Вскоре они вновь встречаются в доме общих друзей, на лисьей охоте. Увлекшись охотой, Скарлетт падает с лошади. Очнувшись в гостевой спальне, она обнаруживает возле себя Анну, которая сообщает, что у них с Реттом скоро будет ребёнок. Скарлетт немедленно покидает охоту и возвращается домой.

Из Тары приходит письмо, что у Сьюлин тяжёлые осложнения после родов и что она на грани смерти. Скарлетт немедленно едет в Тару. И пока Сьюлин идёт на поправку, Скарлетт распродаёт всё своё имущество в Атланте, так как её дом теперь в Ирландии, и возвращаться сюда она не намерена. Скарлетт и Сьюлин, наконец-то, забывают старые обиды. Тару она дарит Сьюлин, при условии что они с мужем вернут поместью былую славу и довоенный вид. Закончив все дела, Скарлетт возвращается в Ирландию.

Вскоре Анна Хемптон Батлер умирает от лихорадки, не успев родить ребёнка. Ретт становится вдовцом. Через некоторое время Ричард Фэнтон приглашает Скарлетт в Англию, где её представляют королевской семье. Скарлетт всё ближе общается с Фэнтоном. Однако Фэнтон является тайным извращенцем и садистом. Он регулярно насилует свою служанку Мэри, которая в итоге от него беременеет. Сам же Фэнтон представляет Скарлетт всей своей семье, но некоторое время спустя она решает прекратить их связь. Тогда он нападает на неё в её же доме, насилует и избивает. Пока Скарлетт находится без сознания, служанка Фэнтона, которую Скарлетт привезла с собой в Англию, убивает его и сбегает. Скарлетт попадает под суд, ей грозит виселица. Она отправляет дочку обратно в Ирландию. Ретт, узнав об истории, в которую попала Скарлетт, немедленно отправляется в Англию. Встретившись с Реттом в тюрьме, Скарлетт рассказывает ему о Кэти Колум. Ретт верит, что Скарлетт не убивала Фэнтона, и пытается ей помочь. Он находит Мэри, которая потом сбегает. В день слушания Мэри сидит в зале суда, как обычный слушатель. Но когда Скарлетт зачитывают смертный приговор, Мэри не выдерживает и сознаётся во всём. Скарлетт освобождают.

После пережитого Скарлетт с Реттом едут в Ирландию, где Скарлетт знакомит Кэти с папой. Ретт счастлив, что у них есть дочь, но он злится на бывшую жену за то, что та столько лет скрывала это. Скарлетт старается вернуть их прежние отношения, и вскоре Ретт сдаётся, понимая, что они всегда любили друг друга.

  • Специально для сериала группа «Nazareth» переиздала песню «Love hurts»
  • Экранизация романа Рипли отличается от исходного материала — самой книги. В основном это касается второй части (3 и 4 серии) фильма. В романе персонаж — Люк Фэнтон, играет очень второстепенную роль. Основной удар делается на гражданские восстания за независимость Ирландии. И именно под этот удар попадает Скарлетт как владелица крупного поместья и прилегающих земель. А
    Ричарда
    Фэнтона никто по книге не убивает, они со Скарлетт просто разрывают отношения.

Любимое кино. Унесенные ветром

Всю свою взрослую жизнь главная героиня разрывается между двумя мужчинами. Когда жена одного из них умирает, второй герой, ставший к тому времени мужем героини, но давно ревнующий ее к новоиспеченному вдовцу, решает уйти из дома и порвать все отношения с женой. Героиня слезно умоляет его остаться и заверяет, что он – ее истинная любовь, но герой остается непреклонен. «Если ты уедешь, то что мне делать, куда податься?» – спрашивает его плачущая героиня. «Честно говоря, дорогая, мне на это плевать», – холодно отвечает герой и выходит из дома.

1939-й был величайшим годом в истории Голливуда. Американские кинотеатры буквально ломились от картин, в будущем признанных классикой на все времена и лучшими представителями своих жанров. Вестерн «Дилижанс», детская сказка «Волшебник из Страны Оз», политическая трагикомедия «Мистер Смит едет в Голливуд», мелодрама «Любовная история»… Эти хиты были лишь верхушкой айсберга. Однако когда 29 февраля 1940 года Киноакадемия вручала «Оскары», не нужно было быть пророком, чтобы заранее угадать, что большинство статуэток достанется фильму, который возвышался над этими блестящими постановками, как великан среди пигмеев. Эта грандиозная картина была четырехчасовой экранизацией бестселлера Маргарет Митчелл, и она называлась «Унесенные ветром».

Родившись в 1900 году в штате Джорджия, Маргарет Митчелл никогда не жила на рабовладельческом американском Юге. Однако она выросла на рассказах о нем – на приукрашенных воспоминаниях ее старших родственников и их друзей. В ее глазах Юг прошлого был добродушной и благородной идиллией, растоптанной и разграбленной северянами. Когда она была старшеклассницей, Маргарет сочинила и поставила в школьном театре пьесу, основанную на популярной книге, обеляющей ку-клукс-клан. В то время это было модно. Немой черно-белый эпический фильм «Рождение нации» стал суперхитом 1915 года, хотя картину уже тогда яростно ругали за ее откровенный расизм и воспевание клана.

Впрочем, главный урок, который семья Митчелл вынесла из военных и послевоенных событий, был не уроком ненависти к северянам и неграм, а уроком выживания. Хотя война и отмена рабовладения разорили их плантацию, Митчеллы придумали новые способы заработка (в частности, поставка древесины для заново отстраивающихся городов), вновь разбогатели и вернулись в элиту родной Атланты. Это была отличная школа выживания, и именно этому учила свою дочь Мэй Белл Митчелл. Убежденная суфражистка (то есть предшественница феминисток) и руководительница нескольких женских клубов, она всегда говорила Маргарет, что деньги, земли, мужья приходят и уходят, а образование остается навечно. И оно всегда может обеспечить женщине кусок хлеба, что бы ни происходило в ее стране и в ее штате.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Как и многие молодые девушки, Маргарет не сразу усвоила материнские уроки. Она плохо училась в колледже и после смерти матери бросила его, чтобы вернуться домой и «зажигать» на балах Атланты. В 1922 году городская светская колумнистка написала, что у мисс Митчелл больше кавалеров, чем у любой другой девушки в Атланте. Одно время она была помолвлена сразу с пятью парнями!

Тем не менее когда Маргарет все же сделала свой выбор, он оказался неудачным. Ее муж, зарабатывавший на жизнь бутлегерством, оказался алкоголиком и садистом. Их брак продержался всего два месяца, и после этого Митчелл пришлось несколько лет самой зарабатывать на жизнь, пока она вторично не вышла замуж – между прочим, за шафера бывшего мужа. Материнский совет попал точно в цель.

Так как ее единственным талантом был литературный, Митчелл устроилась на работу журналисткой. Она писала на самые разные темы, но в основном держалась «женского» материала: светская хроника, мода, интервью с привлекательными знаменитостями, биографии знаменитых южанок. Когда же ее короткая карьера завершилась, она со скуки начала так много читать, что ее второй муж, уставший таскать пачки книг из библиотеки, как-то сказал: «Пегги, может, ты сама напишешь книгу вместо того, чтобы читать тысячи чужих?!»

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Это была шутка, но в ней была доля правды. К тому времени Митчелл уже сочинила роман, две повести и несколько коротких произведений – не для публикации, а для собственного удовольствия. Поэтому когда супруг, работавший журналистом, принес домой пишущую машинку, Митчелл потратила следующие несколько лет (примерно с 1928-го по 1935-й) на сочинение грандиозного историко-романтического романа о красавице-южанке по имени Пэнси О’Хара (в конце работы над книгой писательница переименовала ее в «Скарлетт»). Происходившая из состоятельной рабовладельческой семьи героиня вместе со своей «малой родиной» переживала трагедию Гражданской войны и выживала в условиях, ломавших не только женщин, но и мужчин. У персонажей книги не было прямых прототипов, но в романе отразилось все, что занимало писательницу, – от ее собственной любовной жизни до увлечения историей Юга.

На всем протяжении работы над «Унесенными ветром» Митчелл дружила с редактором издательства Macmillan Лоис Коул, с которой как-то познакомилась на светском обеде. Когда большая часть книги была написана, Коул убедила писательницу прислать ей рукопись, и она провела не одну неделю, превращая разрозненное месиво глав в цельное повествование и сочиняя подробный анализ книги, позволивший Митчелл улучшить роман и дописать недостающие фрагменты.

В 1936 году Macmillan с подачи Коул издало 1000-страничную эпопею, и книга мгновенно стала сенсацией. У рецензентов были претензии к стилю писательницы и к «толстовскому» объему ее творения, но никто не мог отрицать грандиозность замысла и страстность повествования. Основными адресатами «Унесенных» были южане вроде Митчелл, ностальгически грезившие о довоенном Юге, но так как главными темами книги были запутанная любовная жизнь Скарлетт и ее страсть к жизни, роман с упоением читали по всей стране. «Унесенные» были не просто бестселлером – о книге писали как о главном произведении года, десятилетия, века.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Как и в случае с публикацией романа, ключевую роль в создании экранизации сыграла женщина, что в Америке 1930-х было довольно-таки необычно. Литературный редактор независимой студии Selznick International Pictures Кэтрин Браун убедила своих боссов, продюсера Дэвида О. Селзника и инвестора Джона Хэя Уитни, заплатить 50 тысяч долларов за права на «Унесенных» в тот момент, когда книга еще не появилась на прилавках (издательства уже тогда начали предлагать голливудцам свои готовящиеся к публикации произведения). Браун была столь убедительна, что Селзник и Уитни раскошелились, толком не разобравшись, что они купили.

Подобно главной героине «Унесенных», Дэвид О. Селзник не был выходцем из социального дна. Его отец, уроженец Киева Льюис Селзник, считался видным дистрибьютором в эпоху немого кино, его старший брат Майрон был влиятельным голливудским агентом, а его тесть Луис Майер (выходец из Минска) руководил крупнейшей в то время студией Metro-Goldwyn-Mayer. Дэвид, однако, не прятался в тени родственников. Всего за десять лет, с 1925 по 1936 годы, он прошел путь от должности младшего редактора в MGM до руководителя и совладельца собственной студии. Selznick International выпускала всего два-три фильма в год, но это были отборные ленты, на равных соревновавшиеся с лучшими картинами конкурентов-гигантов.

Прочтя наконец роман, Селзник осознал, что это проект «пан или пропал». «Унесенных» можно было превратить в шедевр, который утрет нос другим студиям, но для этого предстояло решить уйму организационных и художественных проблем. Начиная с «детского» вопроса: «Как превратить 1000-страничное повествование в кинофильм приемлемого хронометража?»

Решение последней проблемы продюсер поручил видному драматургу того времени Сидни Ховарду, который был дважды номинирован на «Оскар» за экранизации романов Синклера Льюиса. Селзник считал Ховарда одним из лучших голливудских сценаристов, и он был готов мириться с тем, что автор трудился не поблизости от нанимателей, а на своей ферме в Массачусетсе, в трех тысячах километров от Лос-Анджелеса.

Кларк Гейбл и Дэвид О. Селзник на подписании контракта 25.08.1938 года

Кларк Гейбл и  Дэвид О. Селзник на подписании контракта 25.08.1938 года

Работа над первой версией сценария началась летом 1936 года и продолжалась до конца зимы. За эти месяцы стало ясно, что Браун сорвала «джекпот». Книга оказалась супербестселлером, и когда стало известно, что права на экранизацию уже куплены, вся Америка начала судить и рядить, кто должен сняться в киноверии.

Селзника этот вопрос тоже волновал. По поводу главного героя, сексапильного и предприимчивого контрабандиста Ретта Батлера, ни у кого сомнений не было. И голливудцы, и простые смертные сходились на мысли, что Реттом должен стать колоритный и обаятельнейший Кларк Гейбл, лауреат «Оскара» за романтическую комедию 1934 года «Это случилось однажды ночью». Селзник, однако, знал, что Гейбл на контракте у студии MGM, которая обычно отказывалась одалживать конкурентам своих суперзвезд (напомним, что в то время многие голливудцы были связаны постоянными студийными контрактами – подобно тому, как это сейчас принято в профессиональных спортивных командах). К тому же Гейбл не хотел играть любимца всей читающей Америки. Он считал, что это слишком большая ответственность, которая будет его профессионально сковывать. Так что Селзник вынужден был рассматривать другие кандидатуры, хотя был совершенно согласен, что Гейбл – идеальный Ретт.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Что до Скарлетт, то с ней все было еще хуже. С одной стороны, каждая молодая женщина, хоть немного связанная с искусством, была уверена, что именно она должна сыграть главную героиню «Унесенных», и на прослушивания, которые организовывали подчиненные Селзника, являлись толпы начинающих и опытных актрис. С другой стороны, Скарлетт была сложнейшей, многоликой героиней, одновременно капризной, эгоистичной, заботливой, наивной, рациональной, предприимчивой, нежной, жесткой, сильной, уязвимой, аристократичной, простодушной, любвеобильной… И так далее, и тому подобное. Селзник знал актрис, способных блестяще воплотить отдельные грани этого образа, но никого, кто мог бы охватить их все.

Не было сомнений у продюсера лишь по поводу того, кто будет ставить картину. Номинант «Оскара» за семейную драму 1933 года «Маленькие женщины» Джордж Кьюкор был давним другом Селзника, и он считался экспертом по «женским» постановкам. Актрисы в его лентах раскрепощались и творчески раскрывались – потому что Кьюкор, в отличие от многих влиятельных голливудцев, не пытался залезть им под юбку (он предпочитал мужчин). Поэтому он был идеальным кандидатом на должность постановщика «Унесенных ветром».

Поскольку продюсер параллельно работал над другими лентами, работа над «Унесенными» начала затягиваться. Второй черновик сценария, на котором Ховард корпел совместно с Кьюкором и Селзником, был готов лишь к концу лета 1937 года. И это еще был очень сырой текст, который надо было сокращать с пяти с половиной экранных часов до четырех (два обычных фильма с антрактом – типичный киносеанс в 1930-х, когда кино было единственным доступным развлечением для многих семей).

Чтобы проект продвигался по всем фронтам, Селзник тогда же, в 1937-м, нанял Уильяма Мензиса – столь выдающегося и влиятельного творца, что специально под него был придуман термин «художник-постановщик», отражающий значение Мензиса для фильмов, над которыми он работал. Мензис был блестящим арт-директором. Он отвечал за визуальное решение фильма, за его декорации и за спецэффекты. Селзник также надеялся, что к началу съемок Мензис создаст на основе сценария полную раскадровку картины, что должно было существенно удешевить фильм. Ведь всегда проще работать, когда знаешь в точности, что должно получиться в итоге. Забегая вперед, скажем, что этот план провалился, так как сценарий постоянно менялся, и он был закончен лишь тогда, когда фильм был завершен.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

По тогдашней традиции съемки должны были пройти в Голливуде, в декорациях, построенных в павильонах и на открытом воздухе. Кьюкор с помощниками, правда, все же съездил на Юг, но лишь для того, чтобы посмотреть, как выглядели поместья эпохи рабовладения, чтобы потом воссоздать их в Лос-Анджелесе (сделав их заметно крупнее и роскошнее, чем они были на самом деле). Вместе с Кьюкором в Голливуд вернулся Уилбур Керц, историк из штата Джорджия и давний знакомый Маргарет Митчелл. Он был экспертом по Югу XIX века, и он консультировал Мензиса и его подчиненных художников и декораторов. Сама писательница при этом к картине не имела никакого отношения. Она заявляла, что ее вклад в фильм закончился, когда она подписала контракт на передачу прав на экранизацию.

К весне 1938 года Селзник начал впадать в отчаяние. Он надеялся, что фильм обойдется в полтора миллиона долларов, однако к тому времени он потратил 400 тысяч долларов, и у него на руках были лишь все еще не доведенный до ума черновик сценария и многочисленные наброски и рисунки Мензиса. Актеры на роли Скарлетт и Ретта, не говоря уже о менее значимых персонажах, еще не были найдены, несмотря на грандиозный и влетевший в копеечку кастинг.

Не желая, чтобы его тесть разорился, Луис Майер предложил от лица MGM купить проект и нанять Селзника в качестве продюсера. Это было предложение, от которого было невозможно отказаться. Но Селзник и его бизнес-партнер Уитни отказались. Вместо этого в августе 1938 года они заключили с MGM контракт, по которому студия-гигант предоставила Селзнику 1,25 миллиона долларов и Кларка Гейбла в придачу. В обмен она получила права на международный прокат будущего фильма и половину доходов от национального проката в течение семи лет после выхода картины. Гейбл был недоволен тем, что его сдали в аренду как раба, но Луис Майер его задобрил, выплатив отступные второй жене Гейбла, с которой актер в то время разводился, чтобы жениться на актрисе Кэрол Ломбард.

Договор с MGM вкупе с собственными деньгами Selznick International обеспечил продюсеру средства для завершения фильма, но он также поставил жесткий дедлайн. Съемки надо было начать в январе 1939 года. Поэтому продюсер потратил оставшиеся до этой даты месяцы на судорожные попытки довести до кондиции сценарий (в этом ему помогали несколько сценаристов, но основную работу Селзник проделал сам) и на завершение кастинга постановки.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

К началу зимы 1938 года основной претенденткой на роль Скарлетт стала Полетт Годдард, звезда вышедшей в 1936-м комедии Чарли Чаплина «Новые времена». Кьюкор полагал, что сможет превратить ее в мисс О’Хара, но у нее был крупный недостаток. Она открыто жила с Чаплином, и пара отказывалась отвечать, женаты ли они. Этот скандал широко освещался в прессе, и Селзник боялся, что зрители (тем более консервативные южане) не примут «Скарлетт» с дурной репутацией.

К счастью, у продюсера как раз появился запасной вариант. В конце 1938 года в Голливуд приехала английская актриса Вивьен Ли – начинающая и преимущественно театральная исполнительница, на которую обратили внимание после ее появления в паре с Лоуренсом Оливье в британской картине 1937 года «Пламя над Англией». Ли была страстной поклонницей «Унесенных ветром», и она грезила ролью Скарлетт. Поэтому когда Оливье, ее тайный любовник, на время перебрался в Штаты, она последовала за ним и подписала в Америке контракт с Майроном Селзником в надежде, что тот представит ее своему младшему брату.

Казалось, что у Ли не было ни единого шанса. Как могла британка претендовать на роль, которую хотели сыграть все американские звезды? Но у нее было два туза в рукаве. Во-первых, британское воспитание сделало ее аристократичной, что было необходимо для роли Скарлетт и чем не могли похвастаться многие американки. Во-вторых, знавшие ее люди позднее рассказывали, что Ли в жизни была очень похожа на Скарлетт со всеми ее достоинствами и недостатками, и это помогло ей не просто играть героиню, а жить в ее образе.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Ли познакомилась с Дэвидом Селзником при любопытных обстоятельствах. Для строительства грандиозных декораций фильма нужно было снести все кинопостройки на принадлежавшей Selznick International территории, среди которых были, например, декорации, оставшиеся от «Кинг Конга». Чтобы соединить приятное с полезным, создатели картины решили эффектно сжечь гниющие постройки и включить огненную «зачистку» в фильм как сцену пожара в Атланте во время Гражданской войны.

10 декабря 1938 года, после долгого планирования, декорации вспыхнули. Для создателей фильма это была своеобразная церемония закладки первого камня в фундамент картины, и на пожар были приглашены их друзья и родственники, среди которых был и Майрон Селзник, приведший с собой Ли и познакомивший ее с Дэвидом. Поначалу продюсер полагал, что Ли – «слишком британская» актриса, но когда он провел кинопробы, он пришел в восторг. Вскоре после этого он отказался от услуг Годдард, подписал контракт с англичанкой и на время съемок строго-настрого запретил ей встречаться с Оливье. Селзник даже нанял охрану, чтобы не подпускать влюбленных друг к другу и не давать репортерам повода для сплетен.

Две другие ключевые вакансии фильма также заполнили британцы по происхождению. Восходящая звезда Оливия де Хэвиленд, родившаяся в английской семье, но проведшая почти всю жизнь в Америке, сыграла Мелани Хэмилтон-Уилкс (золовку Скарлетт и ее одновременно подругу и романтическую соперницу), а роль Эшли Уилкса, мужа Мелани и первого возлюбленного Скарлетт, получил живший на две страны английский актер Лесли Ховард, двукратный номинант «Оскара». Ховард был вдвое старше Эшли (во время съемок ему было 46 лет), но его британский аристократизм был незаменим, и потому его густо гримировали, чтобы замазать все признаки старения.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Среди прочих звезд фильма особо отметим Хэтти МакДэниел, темнокожую актрису и певицу, которая сыграла Мамушку, верную служанку Скарлетт. Борьба за эту роль была почти столь же жесткой, как борьба за роль Скарлетт, но МакДэниел считалась в то время ведущей исполнительницей ролей темнокожих служанок. И, кстати, эту профессию она знала не понаслышке. В начале своей карьеры МакДэниел часто нанималась служанкой или кухаркой, так как даже известным черным актерам в 1930-х платили куда меньше, чем их белым коллегам, и актрисе не хватало на жизнь ее гонораров.

Кстати, о неграх. Хотя картина в итоге получилась довольно-таки расистской и если не оправдывающей, то обеляющей рабство, ее создатели расизмом не отличались и просто следовали тексту книги. При этом они исключили из текста ку-клукс-клан, вычеркнули обидное слово nigger и смягчили те сцены, которые считались наиболее оскорбительными для темнокожих зрителей.

Когда 26 января 1939 года съемки «Унесенных» наконец-то начались, сценарий все еще не был готов. Двумя днями ранее Селзник признал в служебной записке, что окончательный текст существует лишь в его голове, а не на бумаге. Отдельные сцены, однако, уже были завершены, и их можно было переносить на пленку. Подобно Наполеону, продюсер решил, что «главное – ввязаться в бой, а там будь что будет».

В отличие от текста, Вивьен Ли была полностью готова. Она провела месяц перед началом съемок, упражняясь в характерном акценте штата Джорджия и примеряя многочисленные наряды своей героини. При всей своей неорганизованности Селзник был перфекционистом, и он придирчиво контролировал все, на что мог повлиять, включая крой платьев и костюмов. Так что Ли проводила в студийном ателье больше времени, чем в классе, где британка с педагогом осваивала говор Атланты.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Вскоре после начала съемок стало ясно, что продюсер промахнулся с режиссером. Джордж Кьюкор был замечательным постановщиком, но он был слишком мягок и пассивен, чтобы распоряжаться столь масштабным и сложным проектом, как «Унесенные ветром». Селзнику нужен был не настоящий интеллигент, а настоящий полковник. Поэтому, несмотря на протесты Ли, обожавшей Кьюкора и консультировавшейся с ним до самого завершения картины, режиссер был уволен после трех съемочных недель.

В отличие от своей партнерши, Гейбл был очень рад, что Кьюкор ушел из картины. Во-первых, режиссер знал, что в начале своей голливудской жизни актер зарабатывал гей-проституцией (он не любил мужчин, но любил деньги), и Гейблу претило работать с человеком, который был в курсе его унизительной тайны. Во-вторых, Кьюкора сменил близкий друг актера, заслуженный создатель «мужского» кино Виктор Флеминг. MGM бросила его на спасение «Унесенных», оторвав от почти завершенных съемок «Волшебника из Страны Оз» (не самой мужественной ленты, но также требовавшей от режиссера жесткости характера и командирских качеств).

Что первым делом затеял Флеминг, когда пришел в картину? Разумеется, взялся перерабатывать многострадальный сценарий! Отвергнув многие позднейшие правки, он вернулся к черновикам Ховарда (сценарист перестал работать над картиной еще в 1938 году, когда отказался как тень следовать за Селзником в его поездках, чтобы на ходу переписывать текст), и семь дней почти круглосуточно корпел над сценарием вместе с продюсером и спешно нанятым выдающимся сценаристом и лауреатом «Оскара» Беном Хектом (его перу принадлежал, в частности, сценарий «Лица со шрамом» – фильма 1932 года, по мотивам которого был снят ныне куда более известный ремейк Брайана де Пальмы). Работать иначе чем по 20 часов в сутки соавторы не могли – каждый день простоя обходился бюджету картины в 50 тысяч долларов.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Когда съемки вновь запустились, они пошли очень споро. Отчасти из-за умения Флеминга командовать и организовывать работу, отчасти из-за того, что все хотели поскорее завершить ленту, которой пресса предсказывала головокружительный провал. Когда стало ясно, что фильм обойдется почти в 4 миллиона долларов, многие наблюдатели сочли, что окупить столь внушительную сумму (без учета расходов на маркетинг и рекламу!) будет практически невозможно.

Хотя бюджет картины по меркам 1939 года был огромен, он был бы гораздо больше, если бы создатели фильма не использовали технику, аналогичную нынешним «виртуальным декорациям». Разумеется, у Флеминга и его коллег не было компьютеров, но они владели приемами комбинированной съемки, и это позволяло им соединить отснятые на съемочной площадке кадры с нарисованными на прозрачном стекле фрагментами декораций и фоновыми ландшафтами (стекло было прозрачным, чтобы рисунок перекрывал лишь часть изначального кадра). Благодаря этому можно было, например, спокойно снять уличные декорации, а затем убрать с экрана виднеющийся вдали калифорнийский городской пейзаж, чтобы казалось, что действие происходит на природе. Или провести интерьерную съемку в декорации без потолка, а затем дорисовать такой потолок, какой хотел художник-постановщик. Некоторые кадры были доработаны столь серьезно, что они первоначально выглядели почти так же бедно, как нынешние съемки на фоне «зеленого экрана». Чем больше все меняется…

Когда по ходу съемок Виктор Флеминг на три недели вышел из строя из-за переутомления, его заменил Сэм Вуд, режиссер знаменитой фарсовой комедии 1935 года «Ночь в опере». В итоге над картиной работали четыре постановщика – Флеминг как основной режиссер, Кьюкор как создатель нескольких ранних сцен, Вуд как второй режиссер и Уильям Мензис как художник-постановщик, ставивший спецэффектные фрагменты вроде пожара Атланты. Именно поэтому сейчас нередко говорят, что истинным режиссером ленты был Селзник, чье художественное видение организовало весь этот творческий бардак в цельное полотно. Чтобы успевать контролировать каждую мелочь, продюсер жил на «таблетках», преимущественно на амфетамине.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Помимо режиссера картина также во время съемок сменила главного оператора. Изначально нанятый Ли Гармс был многоопытным мэтром, но Селзник счел, что у него получаются слишком темные и слишком мрачные кадры, не передающие богатство красок цветного изображения (в то время цветные съемки были дорогостоящим новшеством, зарезервированным для блокбастеров вроде «Унесенных ветром» и «Волшебника из Страны Оз»). Поэтому новым главным оператором был назначен Эрнест Холлер, менее склонный к тому, что мы бы сейчас назвали «артхаусным артистизмом».

Финальным рывком подготовки картины к прокату стало сочинение музыки. Взятый в аренду у студии Warner Макс Штайнер, прославившийся в 1933 году благодаря «Кинг Конгу», три месяца работал почти без сна и отдыха, чтобы сочинить 16 основных тем и 300 коротких фрагментов. Первоначально Селзник хотел скомпоновать саундтрек из уже существующих, преимущественно классических произведений, чтобы сэкономить на этой части проекта, но Штайнер убедил его, что столь роскошной постановке нужен оригинальный саундтрек. Как и продюсер, композитор поддерживал себя в форме с помощью легальных наркотиков.

Когда картина была в основном завершена, наступил момент истины. Фильм надо было проверить на обычных зрителях, чтобы понять, чего ждать от проката. Любая иная реакция, кроме восторженной, означала бы, чтобы лента в лучшем случае окупится, но ничего не заработает. Однако публика «Унесенных» не подвела. 9 сентября 1939 года фильм тайно доставили в один из калифорнийских кинотеатров и ничего не подозревающим зрителям объявили, что вместо двойного сеанса, на который они купили билеты, им покажут голливудскую новинку. Как только аудитория увидела первые кадры «Унесенных» и осознала, какое кино ей показывают, она взорвалась аплодисментами. И это было только начало. К концу просмотра стало ясно, что зрители безоговорочно приняли картину и искренне влюбились в нее. Селзник позднее признал, что это был счастливейший день его жизни.

Оливия Де Хэвилленд, Вивьен Ли и Дэвид О. Селзник на премьере в Атланте

Оливия Де Хэвилленд, Вивьен Ли и Дэвид О. Селзник на премьере в Атланте

Дальше все шло как по накатанной. 15 декабря в Атланте прошла официальная премьера «Унесенных», которая стала кульминацией трехдневных торжеств в масштабе города и штата. Губернатор Джорджии даже объявил 15 декабря праздничным днем. На премьере присутствовали многие знаменитости (включая, разумеется, Маргарет Митчелл) и все основные создатели картины, кроме режиссера Флеминга, сценариста Сидни Ховарда, актера Лесли Ховарда и чернокожих членов труппы. Первый к тому времени рассорился с Селзником (двум медведям трудно ужиться в одной берлоге), Сидни Ховард в августе 1939 года нелепо погиб, попав под трактор на своей ферме, британец Лесли Ховард после начала Второй мировой войны вернулся на родину, а темнокожим вход в кинотеатр для белых был запрещен. Даже если они были звездами картины, которая в этом кинотеатре показывалась. Кларк Гейбл хотел отказаться от поездки в расистский штат, но Хэтти МакДэниел убедила суперзвезду не портить людям праздник.

Благородство актрисы кармически окупилось на церемонии вручения «Оскаров» 29 февраля 1940 года, когда МакДэниел получила одну из десяти наград Киноакадемии, которых удостоилась картина. Также статуэтки унесли домой Селзник, Флеминг, Вивьен Ли, оператор Холлер, художник-постановщик Мензис… Сидни Ховард получил свой «Оскар» посмертно. Статуэтка МакДэниел, однако, была особенно важна, так как это был первый и на многие годы единственный случай, когда высшая голливудская награда (пусть и в категории «лучшая актриса второго плана») досталась темнокожей женщине. Награда была абсолютно заслуженной, но это также была звонкая пощечина тем, кто не пускал таких, как МакДэниел, в места «только для белых».

Хэтти МакДэниел на церемонии вручения «Оскар»

Хэтти МакДэниел на церемонии вручения "Оскар"

Пощечиной общественному вкусу стала и финальная фраза Ретта Батлера Frankly, my dear, I don’t give a damn, которая ныне считается в Америке одной из самой популярных голливудских цитат. На русский язык она переводится довольно-таки нейтрально, с использованием слова «плевать», но в английском языке слово damn (буквально «проклятие») в XIX веке и в первой половине XX века считалось сильным ругательством. Принятый в 1930 году голливудский самоцензурный этический Кодекс Хейса запрещал произносить с экрана подобные слова, и многие в Америке полагали, что создатели «Унесенных» заплатили штраф за нарушение кодекса. На самом деле за месяц до премьеры ленты в кодекс была внесена поправка, разрешающая использовать в кино не слишком оскорбительные ругательства, если они являются сюжетно важными цитатами. А так как I don’t give a damn было позаимствовано из книги Митчелл, то «Унесенные» обошлись без нареканий. На то и самоцензурный кодекс, что его принимают те же продюсеры, которые его потом исполняют!

Популярность «Унесенных ветром» была столь велика, что ее успеху не помешали ни поднятая либералами шумиха по поводу расизма ленты, ни поднятая консерваторами шумиха по поводу того, чтобы в фильме «слишком много» негров и ругательств. За первые четыре года проката в одной только Америке было продано 60 миллионов билетов – как если бы на фильм сходила половина тогдашнего населения страны (на самом деле, разумеется, многие просто сходили в кино несколько раз). В дальнейшем картина неоднократно возвращалась в кино, и на настоящее время ее суммарные сборы оцениваются в 400 миллионов долларов. С учетом инфляции это 3,3 миллиарда долларов на нынешние деньги – абсолютный рекорд, который не покорился даже «Аватару».

Дэвид О. Селзник и Вивьен Ли на церемонии вручения «Оскар»

Дэвид О. Селзник и Вивьен Ли на церемонии вручения "Оскар"

Справедливо ли, что главным голливудским коммерческим успехом стала картина, к которой со времен ее создания есть немало идейных претензий? Пожалуй, да. Ведь Маргарет Митчелл всегда подчеркивала, что ее книга – не столько о довоенном и военном Юге и о прелестях рабовладения, сколько о выживании несмотря ни на что. Даже в финале картины героиня оставляет за собой последнее слово, заявляя себе и зрителям, что оскорбления Ретта ее не сломили и что она попытается вернуть его любовь.

Удастся ли это ей? Не важно. Главное – что она не сдалась. Как не сдались южане после разгрома в Гражданской войне (борьба с южным расизмом идет до сих пор), как не сдалась Маргарет Митчелл, когда ее муж оказался подонком, как не сдался Селзник, какие бы проблемы перед ним ни вставали, и как не сдалась Америка в годы Великой депрессии, когда фильмы вроде «Унесенных ветром» отвлекали ее от финансовых бед. Конечно, не все эти примеры твердости духа равноценны (южанам давно пора сдаться), но «Унесенным ветром» и истории их создания есть чему научить и американцев, и жителей многих других стран. Кроме, понятно, России – в нашей истории и в нашем искусстве есть куда более впечатляющие образцы выживания и несгибаемости, чем все, что могли придумать авторы этого потрясающего голливудского шедевра.

Ответы@Mail.Ru: Унесенные ветром…

Я читала только «Унесённые ветром» Митчелл и «Скарлетт» Рипли. Насчёт последней — дико жаль потраченного времени, но у меня его тогда (в детстве) хватало, даже чтобы читать через силу =))) Ещё лет 15 назад точно видела в продаже книги «Ретт Батлер» и «Сын Ретта Батлера», ну, тогда как раз сериалы были в очень большой моде. И ещё у кого-то в гостях листала книгу — не помню, как называется, но там было про юность Эллин, матери Скарлетт.

3 тома «Унесенных» и 2 Скарлетт

Сама Митчелл написала только «Унесенных ветром», они в 2-х томах.

Продолжения: Александра Рипли — Скарлетт (осилил 5 страниц) не помню автора — Рэтт (даже пытаться не стал) Еще помнится в далеком детстве видел такое извращение, как Детство Скарлетт и Детство Рэтта. Дрожь берет, как о них подумаешь. Прочитайте Маргарет Митчел Унесенные ветром, 2 тома, посмотрите фильм с Вивьен Ли и Кларком Гейблом, а остальным только портить впечатление от шедевра.

прочитать нужно только Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Все остальное — подделка, на которую жалко времени. Книга в 2-х томах в любом издании. Фильм с Вивиьен Ли тоже можно посмотреть. Хотя конечно он охватывает не весь роман. Сейчас бы сняли сериал лет на 10. А тогда — фильм на 3 часа. Удачи!

Сам роман Маргарет Митчелл состоит из двух томов. Продолжение Роман Маргарет Митчелл вызвал всплеск эмоций и, несомненно, многие захотели закончить столь неоднозначно законченный роман. «Скарлетт» , Александра Рипли роман о том, что случилось с Реттом и Скарлетт после. «Ретт Батлер» , Джулия Хилпатрик продолжение «Скарлетт» , история о несчастливой семейной жизни Ретта и Скарлетт. «Последняя любовь Скарлетт» , Джулия Хилпатрик продолжение романа «Ретт Батлер» , где уже престарелые Ретт и Скарлетт все пытаются обрести гармонию в семье. В этой же книге оба они умирают. «Тайна Рэтта Батлера. Роман о юности Ретта, до встречи со Скарлетт» , Мэри Рэдклифф история об отце Скарлетт и молодости Рэтта, полной интриг и тайн. «Тайна Скарлетт О’Хара. Роман о юности Скарлетт, до встречи с Батлером» , Мэри Рэдклифф история об обучении Скарлетт в колледже и продолжение истории о Рэтте. «Детство Скарлетт» , Мэри Рэдклифф. «Rhett Butler’s people», Donald McGain история Унесенных ветром, расскрывающая паралелльно жизнь Ретта и его самого.

«Унесённые ветром» — интересное о фильме | Блогер Mademoiselle_Anastasia на сайте SPLETNIK.RU 23 октября 2017

Всем привет!

Во время поиска материала о прекрасных платьях для Скарлетт О’Хара попутно я узнала довольно много нового о самом фильме. В своём сегодняшнем посте хочу поделиться с вами, дорогие сплетницы, любопытными фактами об «Унесённых ветром», а также интервью и воспоминаниями создателей этого киношедевра! Надеюсь, вам будет интересно!

Вивьен Ли обошла более тысячи конкуренток на роль Скарлетт О’Хара: на первое прослушивание пришло около 1400 актрис, из которых 400 пригласили на второй этап. Среди соперниц Вивьен были такие звёзды как Джоан Беннет, Бетт Дэвис, Сьюзан Хэйворд, Джоан Кроуфорд, Кэтрин Хепберн и Полетт Годдар — актрисы, уже сыскавшие к тому времени славу в Голливуде, в отличие от практически неизвестной зрителю Ли.

Пробы Джоан Кроуфорд на роль Скарлетт О’Хара

Пробы Джоан Беннет

Пробы Съюзан Хэйворд

Пробы Полетт Годдар

Пробы Вивьен Ли

Когда продюсер Дэвид Селзник впервые увидел Ли на пробах, он сразу написал своей жене: «Она Скарлетт — тёмная лошадка и выглядит чертовски привлекательно. Говорю тебе в строжайшем секрете: круг претенденток сузился до Полетт Годдар, Джин Артур, Джоан Беннетт и Вивьен Ли».

Продюсер «Унесённых ветром» Дэвид Селзник и Вивьен Ли в самолёте, летящем в Атланту на премьеру фильма, 1939 г.

Вскоре после этого Вивьен Ли была утверждена на роль Скарлетт!

Пробы Вивьен Ли и Лесли Говарда (Эшли Уилкс)

Пробы с Оливией де Хэвилленд

Пробы Вивьен с Кларком Гейблом (Ретт Батлер)

Ах, какая замечательная пара!

Тоже фото с проб, но без костюмов

Даже сама Маргарет Митчелл, которая осталась не в восторге от сценария, увидев Вивьен Ли сказала:

«Это моя Скарлетт».

Первой сценой, отснятой для фильма, была сцена побега Скарлетт и Ретта из пылающей Атланты. Её снимали в естественных условиях — руководство студии подожгло целый «квартал» декораций, оставшихся от съёмок других фильмов: «Кинг-Конг», «Последний из могикан», «Маленький лорд Фаунтлерой». При чём актриса на роль Скарлетт ещё не была утверждена, поэтому в этих эпизодах задействована неизвестная дублёрша.

Для «Унесённых ветром» были сшиты 5500 оригинальных костюмов, включая 1200 мундиров армии конфедератов-южан. Их стоимость составила всего 10 000 долларов. Все мундиры прошли процесс старения: их тёрли о песок, использовали металлические щётки, пачкали в грязи.

В фильме было задействовано 59 актеров и 2400 человек массовки, 1100 лошадей, 450 карет и подвод. 

Выставка, посвящённая фильму, Музей Истории Северной Каролины (США)

Но самыми запоминающимися нарядами, конечно же, стали всевозможные платья и шляпки главной героини! Их придумал американский художник Уолтер Планкетт — талантливый мастер, чьи работы нашли отклик в сердцах многих поклонников Скарлетт О’Хара!

Уолтер Планкетт за работой 

Любопытный факт: Планкетт не выиграл премию Оскар в 1940 году в номинации «Лучший дизайн костюмов», хотя, казалось бы, как можно не дать золотую статуэтку за такие великолепные наряды? Его друзья вспоминали, что Уолтер очень рассчитывал на свою победу… Правда, Оскара он всё же взял, но чуть позже — в 1952 году за костюмы к музыкальному фильму «Американец в Париже», разделив награду с Орри Келли и Ирен Шарафф.

Эскизы нарядов Скарлетт О’Хара, нарисованные Уолтером Планкеттом

Вообще, про Планкетта чрезвычайно мало информации на нашем родном языке, и его страница отсутствует в русскоязычной версии Википедии! Поэтому тексты о нём пришлось собирать буквально по крупицам и переводить с английского. 

Художник прожил довольно долгую и продуктивную творческую жизнь. Помимо «Унесённых ветром» и упомянутого выше «Американца в Париже» им были созданы костюмы для таких фильмов, как «Три мушкетёра» (1948), «Отец невесты» (1950), знаменитого мюзикла «Поющие под дождём» (1952), эпического вестерна «Как был завоёван Запад» и многих-многих других картин!

Уолтер Планкетт с долгожданным Оскаром, 1952 г.

А про свои творения для «Унесённых ветром» он как-то сказал следующее:

«Я не думаю, что это была моя лучшая работа в кино или даже самая большая вещь, которую я сделал. Но эта картина, конечно, будет жить вечно, и зелёное платье тоже, потому что оно делает историю, вероятно, оно — самый известный костюм в истории кино».

Уолтер Планкетт и Вивьен Ли в роскошном красном платье из бархата с перьями!

Однако, вернёмся к съёмкам фильма.

А знаете ли вы, что Кларк Гейбл (Ретт Батлер) не умел танцевать вальс, поэтому для сцены благотворительного бала в Атланте ему смастерили специальную вертящуюся площадку. Что стало поводом для насмешек Вивьен Ли, и отношения у актеров складывались конфликтно. Кларк высмеивал английский акцент Вивьен и её показную (как ему видилось) чопорность; Вивьен тошнило от одной мысли о поцелуе с мистером Гейблом. Тот постоянно пил виски и жевал чеснок. Впрочем, она мужественно терпела, ведь больше всего на свете её интересовала работа!

Хотя мне кажется, что слухи про то, как исполнители главных ролей не переваривали друг друга слишком раздуты, потому как есть совершенно достоверные сведения о том, что на съёмках «Унесённых ветром» Вивьен Ли подружилась не только с Кларком Гейблом, но и с его тогдашней супругой — актрисой Кэрол Ломбард. Возможно, актёры и конфликтовали друг с другом поначалу, но потом их отношения наладились.

Кларк Гейбл и Вивьен Ли играют в китайские шашки в перерыве между съёмками «Унесённых ветром»

Два человека из актерского состава «Унесённые ветром» жили в те годы, в которые разворачивается сюжет фильма: Гарри Девенпорт (доктор Мид) и Маргарет Манн (эпизодическая роль сиделки в госпитале, пишущей письмо под диктовку умирающего солдата). Однако стоит отметить, что оба актёра родились уже после Гражданской войны в США (1861-1865 гг.): Девенпорт в 1866 году, а Марарет Манн — в 1868, поэтому вряд ли могли поведать о тех событиях.

Актёр Гарри Девенпорт в роли доктора Мида

Во время съемок в фильме Вивьен Ли работала по 16 часов в день шесть дней в неделю на протяжении 125 дней. Оливия де Хэвилленд (Мелани Гамильтон) позже вспоминала:

«Она работала круглые сутки, и Сэлзник безжалостно пользовался этим рвением. До конца съемок она работала по 16 часов в день, иногда совсем без выходного, поэтому, когда в сцене, где Скарлетт идет по разоренному полю Тары и её тошнит прямо на грядку, мне пришлось подменить её. У Вивьен от недоедания и нервного перенапряжения начались такие рези в животе, что согнуться-то над грядкой она согнулась, а вот выпрямиться уже не смогла.»

Неужели в этой сцене мы и впрямь видим силуэт Оливии, а не Вивьен?

В то время как Вивьен Ли работала на износ, Кларк Гейбл  уходил ровно в 18:00. При этом гонорар актрисы за 125 дней, отданных «Унесенным ветром», составил 25 000 долларов, а мистер Гейбл, который работал 71 съемочный день,  получил 120 000 долларов.

Всё дело в том, что Кларк Гейбл ещё до съёмок в «Унесённых ветром» считался кинозвездой и главным секс-символом 30-40-х годов прошлого века; ему даже дали прозвище «Король Голливуда»! 

К тому же, в 1935 году актёр удостоился премии Оскар за лучшую мужскую роль в фильме «Это случилось однажды ночью». Вивьен же, прежде чем перевоплотиться Скарлетт, довольствовалась преимущественно эпизодическими ролями.

Кларк Гейбл на церемонии вручения премии Оскар, 1935 г.

«Унесённые ветром» стали одной из первых полноцветных картин, и это несмотря на то, что цветное кино вошло в повседневную жизнь киностудий гораздо позже — примерно в 60-е годы двадцатого столетия. Весь фильм был снят по системе «Техниколор» — тогдашней новинке, которая предусматривала съёмку специальным киносъёмочным аппаратом на три чёрно-белых киноплёнки через цветоделительные фильтры с последующей обработкой плёнок, что позволяло получить полноценную цветопередачу. Этот метод был дорогостоящим, так как не только потреблял большое количество плёнки, но также нуждался в аренде дорогой кинокамеры и мощном освещении съёмочной площадки.

Режиссёр «Унесённых ветром» Виктор Флеминг с камерой системы «Техниколор»

Съёмочный процесс фильма. Здесь можно увидеть, насколько огромными раньше были камеры и осветительные приборы!

В результате это был первый цветной фильм, получивший премию Оскар! А, если быть точнее, — фильм собрал восемь статуэток, в том числе в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая женская роль» (Вивьен Ли), «Лучший режиссёр» (Виктор Флеминг), «Лучшая женская роль второго плана» (Хэтти Макдэниел) и «Лучший адаптированный сценарий».

Вивьен Ли получает премию Оскар в номинации «Лучшая актриса», 1940 г.

В 2004 году «Унесённые ветром» были реставрированы путём компьютерной обработки, причем цифровая версия фильма оказалась гораздо лучше по качеству всех предыдущих плёночных, поскольку реставрация была осуществлена посредством оцифровки трёх оригинальных цветоделительных негативов с последующим совмещением их цветовых гамм на компьютере. В итоге в цифровой версии фильма открылось множество деталей, до этого не видимых на плёночных носителях.

Кадр из фильма до и после реставрации

Я, кстати, при недавнем пересмотре фильма заметила ощутимую разницу в изображении «тогда» и «сейчас», а вот новый дубляж от «Мост-Видео» мне не понравился — пришлось искать старый, 1990 года, студии «Союзмульфильм», в котором, как мне кажется, просто идеально подобраны голоса героев!

Оказывается, русский голос прислуги Присси (помните её?) — это голос нашей знаменитой актрисы Надежды Румянцевой! А Эшли Уилкса озвучил Аристарх Ливанов! Вообще, мне кажется, что в советское время просто блестяще подбирали актёров на роли дубляжа, даже не знаю: зачем столькие фильмы сейчас переозвучивают?

Особенно в новом дубляже было трудно привыкнуть к голосу Скарлетт — какой-то он там уж слишком девичий. Хотя, предположу, что найдутся люди, которым придётся по душе дубляж 2002 г. 

Хэтти Макдэниел стала одной из первых чернокожих артистов, удостоившихся премии Американской академии кинематографических искусств в 1940 году за роль Мамушки. Не говоря уже о том, что она была первой чернокожей, номинированной на какую-либо кинопремию! Её мягкая и добрая, чуткая, заботливая, а порой — и суровая, но всегда справедливая нянюшка Скарлетт очень полюбилась зрителям. 

Кларк Гейбл и Хэтти Макдэниел, кадр из «Унесённых ветром»

Однако это не помешало вычеркнуть Хэтти вместе с другими актёрами не белой расы из списка приглашённых на премьеру фильма. Продюсер картины Дэвид Селзник всё же пытался добиться присутствия Макдэниел на показе, но руководство «MGM» не рекомендовало этого из-за тогдашних законов штата Джорджия, согласно которым Хэтти пришлось бы жить в отеле для чёрных и сидеть на показе отдельно от своих коллег. Кларк Гейбл тоже пытался добиться присутствия Макдэниел и грозился бойкотировать премьеру, но актриса сама уговорила его поехать.

И всё же, Хэтти Макдэниел присутствовала на дебютном показе фильма в Голливуде 28 декабря 1939 года, уже после громкой премьеры в Джорджии.

Хэтти Макдэниел на церемонии вручения Оскаров, 1940 г.

Раз уж мы заговорили о премьере фильма, то она состоялась 15 декабря 1939 года — как вы думаете — где? — конечно же в Атланте! В ночь премьеры возле кинотеатра стояло порядка 300 тысяч человек, которые хотели лично поприветствовать создателей картины. Сеансы проходили в кинотеатре Loew’s Grand Theatre на Грушевой улице, и здание кино было декорировано как старинный особняк династии О’Хара, а над входом висела фотография Кларка Гейбла и Вивьен Ли.

Памятная дата стала кульминационным моментом трёх дней торжеств, организованных мэром Атланты Уильямом Б. Хартсфилдом, которые включали в себя парад лимузинов с участием звезд из фильма, торжественные приёмы, тысячи флагов Конфедерации на улицах города и костюмированный бал, стилизованный в духе середины 19 века! 

Атланта, 15.12.1939 г.

А тогдашний губернатор Джорджии объявил 15 декабря официальным выходным днём!

Улицы Атланты приветствуют звёздных гостей

Билеты на премьеру стоили 10 долларов, но спекулянты продавали их по цене 200 долларов (в нынешних суммах — 2 000 долларов!).

Всего в родном городе Маргарет Митчелл фильм посмотрело около миллиона человек! На «Унесённых ветром» было продано больше билетов, чем на любой другой голливудский фильм; с поправкой на инфляцию это самая кассовая лента в истории домашнего проката в американском кинематографе!

Длинные очереди в день премьеры фильм в Атланте 15 декабря 1939 года

В СССР фильм впервые показали в Центральном Доме кино в июле 1969 года на 6-м Московском международном кинофестивале. В кинотеатрах нашей страны «Унесённых ветром» стали демонстрировать только в 1990 году, после премьеры 19 сентября в кинотеатре «Октябрь». 

Вивьен Ли, Кларк Гейбл, Маргарет Митчелл, Дэвид Селзник и Оливия де Хэвилленд на премьере в Атланте, 1939 г.

Создательница знаменитого и любимого уже столькими поколениями романа, который и лёг в основу экранизации, получила за него в 1937 году Пулитцеровскую премию. 

А вот бешеная популярность главной героини «Унесённых ветром» вызывала скорее недоумение Маргарет Митчелл, нежели восторг:

«Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего… Я нахожу нелепым и смешным, что мисс О’Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно для морального и умственного состояния нации – если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом!»

Маргарет Митчелл со своим детищем в руках

Но в этом-то и был феномен Скарлетт – несмотря на её вызывающее поведение, она неизменно очаровывала и влюбляла в себя всех вокруг. Так же, как актриса, блестяще воплотившая ее образ на экране, – Вивьен Ли, ставшая безумно популярной после выхода фильма! 

Правда, сама Вивьен относилась крайне скептически к свалившемуся на неё бремени славы. Она была скорее сильно удивлена и даже напугана; и как признавалась значительно позднее — возложенный на неё статус звезды сильно давил и мешал в работе. Да и в личной жизни, как мне кажется, тоже…

Вивьен Ли и Лоуренс Оливье на премьере «Унесённых ветром», 1939 г.

«Я — не кинозвезда. Я — актриса. Быть кинозвездой — просто кинозвездой — это как фальшивая жизнь, прожитая во имя фальшивых ценностей и ради известности. Актёрство — это надолго, и в нём всегда есть превосходные роли, которые можно сыграть» — любила повторять Вивьен.

В машине рядом с Вивьен Ли губернатор Джорджии Эд Риверс, а слева от неё — продюсер Дэвид Селзник, 1939 г.

Актриса прожила всего 53 года. Она умерла 8 июля 1967 года в Лондоне , после долгих лет борьбы с туберкулёзом. Прах Вивьен Ли развеян над прудом возле её дома, в деревне Блэкбойз (графство Восточный Сассекс).

Вивьен Ли в последние годы своей жизни 

Кларк Гейбл прожил немногим больше: любимец зрителей ушёл из жизни в 59 лет. Во время съёмок фильма «Неприкаянные» у него случился сердечный приступ, и 16 ноября 1960 года, спустя 11 дней, актёр скончался в больнице.

Кларк Гейбл, фото 1956 г.

К сожалению, данную статистику можно продолжать и продолжать. Почти все люди, принимавшие участие в создании «Унесённых ветром» (не только актёры, но и режиссёры, продюсеры, операторы, гримёры, костюмеры…) покинули наш бренный мир. А вот Оливия де Хэвилленд, сыгравшая Мелани, до сих пор жива! 1 июля она отпраздновала свой, страшно подумать, — 101-й день рождения!

Оливия в 1939 году

И в феврале 2011-го на вручении французской премии «Сезар». Ей тут, между прочим, 95 лет!

Оливию де Хэвилленд называют одной из последних живущих актрис голливудской «золотой эры» кинематографа, а также последней здравствующей дамой из кинодив 30-х гг. 20 века.

Она — обладательница двух премий Оскар (в 1947 и 1950 гг.) в номинации «Лучшая женская роль» за фильмы «Каждому — своё» и «Наследница». 

Пожелаем актрисе крепкого здоровья!

А ещё ныне здравствует актёр Микки Кун, сыгравший в фильме сына Мелани — Бо Уилкса. Недавно он отпраздновал свой 85-й день рождения!

Микки Кун на руках у Лесли Говарда. Кадр из фильма.

Британский актёр театра и кино, а также продюсер и режиссёр Лесли Говард, сыгравший Эшли Уилкса, погиб 1 июня 1943 года во время рейса № 777 Лиссабон-Лондон. Его самолет DC-3 «Дакота» был сбит над Бискайским заливом немецким истребителем. Лесли было всего 50 лет. Помимо актёра погибли все, кто находился на борту самолёта.

В 2010-м году не стало двух самых  самых юных актрис — Филлис Дуглас и Камми Кинг, сыгравших в фильме Бонни Блу Батлер в возрасте 2-х и 4-х лет соответственно.

Камми Кинг снялась всего в трёх фильмах, среди которых самым известным, конечно же, стал «Унесённые ветром». Большую часть своей жизни она посвятила общественным отношениям. Говоря о своей работе в кино, Кинг шутила: «Я достигла вершины своей карьеры в пять лет».

Камми Кинг и Кларк Гейбл на съёмках «Унесённых ветром», 1939 г.

Исполнительница роли Бонни умерла 1 сентября 2010 года в своём доме в городке Форт-Брагг в Калифорнии от рака лёгкого в возрасте 76 лет.

Фотография 2009 года. Слева в розовом костюме сидит актриса Камми Кинг (Бонни), а крайний справа стоит Микки Кун (Бо). 

Конечно, все мы не вечны, и когда-нибудь последние из ныне здравствующих актёров оставят наш мир. Но я думаю, что пока «Унесённые ветром» любимы столькими поколениями, фильм будет жить! Также, как и память обо всех тех людях, которые приложили свою руку к созданию этого киношедевра!

Смотришь на эти коротенькие кадры, и мурашки бегут по коже. Какие же все здесь молодые, красивые и счастливые!…

Благодарю за внимание!

PS: о прекрасных платьях для Анжелики, маркизы Ангелов я не забыла, просто уж очень хотелось дописать и опубликовать сначала данный пост!

Сейчас вовсю подбираю материалы, так что в скором времени обязательно полюбуемся на наряды Мишель Мерсье! Как и в случае с платьями для Скарлетт, постов будет несколько! 

Всем добра и отличной недели! :-)))

 

Интересные факты о фильме «Унесенные ветром»

Перед съемками фильма был устроен грандиозный кастинг. Среди множества кандидатов на роль Ретта Батлера рассматривались такие звезды кино 1930-х годов как Роналд Коулман, Фредрик Марч, Бэзил Рэтбоун и Эррол Флинн. Гарри Купер даже сумел успешно пройти пробы, но вскоре выбыл из проекта. В конце концов, Селзнику пришлось заплатить 1,2 млн долларов кинокомпании MGM , чтобы выкупить их звезду — Кларка Гейбла.

В то время Кларк Гейбл был уже известным голливудским актером, обладателем премии «Оскар» за роль бедного репортера, который перевоспитывает строптивую дочь миллионера в фильме Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью» (It Happened One Night).

Интересно, что сама Маргарет Митчелл хотела видеть в главной мужской роли знаменитого комедийного актера Гручо Маркса.

На роль Скарлетт О’Хара кинематографисты просмотрели почти 1400 кандидаток, 90 из которых приняли участие в пробах.

Главной претенденткой на роль считалась актриса Бетт Дэвис, но звезда была связана многолетним контрактом со студией Warner Bros. Селзнику удалось договориться с Джеком Уорнером, который согласился отпустить Бетт Дэвис на съемки, но при условии, что ее партнером по фильму будет Эррол Флинн. В итоге, от такого варианта отказалась сама актриса, посчитав, что Флинн выглядит слишком женственно. Среди других крупнейших голливудских звезд на роль Скарлетт пробовались Кэтрин Хепберн, Клодетт Кольбер, Джоан Кроуфорд, Кэрол Ломбард, Маргарет Салливан, а также Оливия де Хэвилленд, сыгравшая в фильме Мелани Гамильтон. Ближе всех к цели была актриса Таллула Бэнкхед, настоящая южанка, однако ее скандальная слава отпугнула продюсеров.

Брат Селзника Майрон, владелец актерского агентства, порекомендовал ему юную актрису Вивьен Ли.

Вивьен Ли, аристократка по рождению, жена адвоката Ли Холмана, начавшая свою карьеру с рекламы сигарет и сыгравшая на сцене всего несколько ролей, была поклонницей романа «Унесенные ветром». Как Скарлетт, она была воспитана в духе римско-католической церкви, была так же расчетлива и неумолима, когда практически женила на себе своего мужа Ли Холмана, отбив его у его невесты. Когда Маргарет Митчелл увидела Вивьен, она сказала: «Это моя Скарлетт».

Лесли Говард был утвержден на роль Эшли Уилкса, Оливия де Хэвилленд — на роль Мелани Гамильтон, Томас Митчелл — на роль Джеральда О’Хара, Барбара О’Нил — на роль Эллин О’Хара, Эвелин Кейс — на роль Сьюлины О’Хара, Энн Рутерфорд — на роль Кэррин О’Хара, Джордж Ривз — на роль Стюарта Тарлтона, Хэтти МакДэниэл — мамушки, Джейн Дарвелл – на роль Долли Мэрриветер, Алисия Ретт — на роль Индии Уилкс, Камми Кинг — на роль Бонни Батлер.

Писательнице Маргарет Митчелл многое не понравилось в окончательном варианте сценария, но на ее упреки не обратили никакого внимания. После премьеры фильма Митчелл принципиально отказывалась отвечать на какие-либо вопросы, связанные с экранизацией ее романа. Интересно, что в написании отдельных сцен фильма участвовал известный писатель Скотт Фицджеральд, имя которого так не было указано в титрах картины.

В последний день съемок 26 января 1939 года все еще не было готового сценария. Его дописывали прямо на съемочной площадке в моменты пауз.

Сценарист фильма Сидни Говард за месяц до премьеры погиб в результате несчастного случая на ферме. «Оскар» за лучший сценарий ему был вручен посмертно.

Фильм начинал снимать режиссер Джордж Кьюкор, однако он не сошелся характерами с главной звездой картины Кларком Гейблом. Его заменил Виктор Флеминг, который по состоянию здоровья временно выбыл из проекта, и ему на смену пришел Сэм Вуд. Затем Флеминг вернулся, и с того момента фильм стали считать в первую очередь его режиссерской заслугой. Между тем, Джордж Кьюкор успел отснять 33 минуты экранного материала, и почти 17 минут из него вошли в фильм. Многие кинокритики считают его стиль более лиричным и более внимательным к литературным качествам источника, чем у Флеминга. Более всего это явно в сценах на барбекю в 12 дубах и объявления войны.

Также по просьбе Дэвида Селзника одну из сцен фильма помогал снимать Альфред Хичкок, но его работа не попала в окончательный вариант «Унесенных ветром».

Самой первой сценой, отснятой для фильма, была сцена побега Скарлетт и Ретта из пылающей Атланты, сцену снимали в естественных условиях – руководство студии подожгло целый «квартал» декораций, оставшихся от съемок другого фильма.

На тот момент исполнительница роли Скарлетт еще не была утверждена и ее играла актриса, имя которой осталось неизвестным.

Для съемок усадьбы был задействован особняк брата Селзника — Майрона.

В фильме были задействованы 59 актеров и 2400 человек массовки, 1100 лошадей, 375 других животных и 450 карет и подвод. Окончательная стоимость фильма составила 3,7 млн долларов. 550 тысяч долларов было затрачено на рекламу, плакаты и специальные буклеты.

Для фильма было сшито 5500 оригинальных костюмов, включая 1200 мундиров армии конфедератов. Их стоимость составила 10 тысяч долларов. Все мундиры прошли процесс старения: их терли о песок, использовали металлические щетки, пачкали в грязи.

Для Вивьен Ли сшили 31 платье. У актрисы была очень тонкая талия и стройные ноги, но небольшая грудь. Поэтому к платью пришивали кружева и воланы, за пазуху накладывали вату.

Среди нарядов Вивьен Ли было 27 совершенно одинаковых сиреневых платьев, отличавшимися лишь степенью износа, чтобы кадр за кадром, сцена за сценой зритель видел, как постепенно ветшало одно-единственное дешевое ситцевое платье Скарлетт.

В сцене, когда Скарлетт идет по полю боя между телами убитых и раненых южан, планировалось использовать 2000 статистов. Но Гильдия актеров потребовала заплатить всем им по средней ставке, на что Селзник ответил отказом. В итоге сцену снимали с 800 членами массовки, почти 400 человек выступили добровольцами, а еще часть актеров заменили манекенами.

В сцене, где Скарлетт мчится за доктором для Мелани в госпиталь Атланты, путь ей освещает фонарь с электрической лампочкой. Подобные лампы появились только 15 лет спустя после войны Севера и Юга.

Актрисе Барбаре О’Нил, сыгравшей мать Скарлетт, на момент съемок было 28 лет, тогда как Вивьен Ли 25 лет.

Роль Йонаса Уилкерсона начинал играть актер Роберт Глеклер. Через месяц после начала съемок он скончался, и его заменил Виктор Джори.

Лесли Говард, сыгравший героя войны Эшли Уилкса, являлся военным офицером запаса. Когда началась Вторая Мировая Война, он отправился добровольцем на фронт и погиб — его самолет был сбит.

Хэтти МакДэниэл, сыгравшая чернокожую няньку-служанку, стала первой чернокожей актрисой, получившей премию «Оскар». По иронии судьбы, она даже не смогла попасть на премьеру фильма. В то время законы штата не позволяли темнокожим людям посещать общественные заведения. Интересно, что на эту роль претендовала повариха президента США Франклина Рузвельта Лиззи МакДаффи.

За некоторые не совсем цензурные выражения героев фильма Дэвид Селзник был оштрафован на 5 тысяч долларов, но он всегда считал, что заплатил эти деньги не зря.

Фильм «Унесенные ветром» стал одним их первых цветных фильмов в истории кинематографа. Он был снят при помощи системы «Текниколора», при которой черно-белые снимки окрашивались в красный и зеленый цвета и скреплялись в единую ленту, что позволяло получить нужную цветовую гамму; этот метод был дорогостоящим, так как не только потреблял большое количество пленки, но и нуждался в специально переделанной кинокамере.

Съемки «Унесенных ветром» продолжались с 10 декабря 1938 года по 11 ноября 1939 года.

Актриса Вивьен Ли снималась 125 дней и получила гонорар около 25 тысяч долларов. Кларк Гейбл работал лишь 71 день, но заработал почти 120 тысяч долларов. При том, что Вивьен Ли работала на съемочной площадке по 16 часов, а Кларк Гейбл уходил ровно в 18.00.

Первоначальная версия фильма была на 48 минут длиннее версии, показанной в кинотеатрах. При этом «Унесенные ветром» все равно является самым длинным фильмом, получившим премию «Оскар» как лучший фильм года.

Во время премьеры фильма возле кинотеатра собралась многочисленная армия поклонников романа Митчелл, желавшая лично поприветствовать создателей картины. Билеты на премьеру стоили 10 долларов, но спекулянты продавали их по цене 200 долларов.

Цензоры дали «Унесенным ветром» право на демонстрацию лишь в ограниченном количестве кинотеатров и в ограниченное время за «низкие моральные устои главных персонажей, разлагающий пример деградации общества, сцены насилия и чрезмерной похотливости».

Фильм «Унесенные ветром» был удостоен 10 премий «Оскар» в номинациях: лучший фильм года (1939), лучшая актриса (Вивьен Ли), лучшая режиссерская работа (Виктор Флеминг), лучшая актриса второго плана (Хэтти МакДэниэл), лучшая работа художника (Лайл Р. Уиллер), лучший монтаж (Хэл С. Керн, Джеймс И. Ньюком), лучший сценарий (Сидни Хауард), лучшая операторская работа (Эрнест Хэллер, Рэй Реннэхэ), специальный приз за выдающиеся достижения, специальный приз за технические достижения.

Также фильм был номинирован на премии: лучшая мужская роль (Кларк Гейбл), лучшая женская роль второго плана (Оливия де Хэвилленд), лучший звук, лучшие спецэффекты, лучший оригинальный саундтрек.

Когда в 1976 году фильм «Унесенные ветром» впервые показали по американскому телевидению, по официальным данным, аудитория составила почти 130 млн зрителей.

В июле 1998 года легендарный фильм «Унесенные ветром» вышел в повторный общеамериканский кинопрокат.