Рене Магритт — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, картины
Биография
Рене Магритт – бельгийский художник-сюрреалист, произведения которого полны загадок. Главным принципом его творчества стало сочетание несочетаемого. Магритт был простым человеком, жизнь которого можно посчитать скучной, но работы художника говорят о наличии широчайшей фантазии. Сам Рене определял направление своего творчества как магический реализм и не любил, когда его причисляли к сообществу сюрреалистов. Произведения знаменитого бельгийца напоминают плакаты и сегодня переживают новую волну популярности.
Детство и юность
Полное имя художника – Рене Франсуа Гилен Магритт. Родился 21 ноября 1898 года в провинциальном бельгийском городке Лессин. Он был старшим из 3 сыновей. Отец мальчиков, Леопольд Магритт, занимался продажей ткани и шитьем, а мать Регина работала модисткой. Прожив несколько лет в Лессине, семья перебралась в Гилли, а затем в Шатле, где Рене жил вплоть до 1912-го.
Рене Магритт в молодостиЭтот год оказался переломным в биографии мальчика. Ему было 14 лет, когда мать по неизвестным причинам утопилась в городской реке Самбре. Сын стал свидетелем того, как ее тело вытаскивали из воды. Мама неоднократно пыталась покончить с собой и ранее. Спасала ее внимательность отца, которого в этот раз не оказалось рядом.
Несчастье серьезно повлияло на мировоззрение будущего художника. Он постоянно искал ответы на вопросы, возникшие тогда в его голове, и рассуждал о них сам с собой посредством картин. Семейная трагедия долго оставалась тайной для знакомых Магритта, даже его супруга узнала об этом не сразу. Рене всегда замалчивал щепетильный момент, но как только он вскрылся, психологи стали пытаться отыскать в его произведениях несуществующий подтекст.
Картины
В 1916 году Рене Магритт стал студентом Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. Проучившись там 2 года, молодой человек покинул учебное заведение. Он устроился художником на фабрику бумажной продукции. Эту должность Магритт занимал до 1926-го.
Картина Рене Магритта «Потерянный жокей»Рене создал свою первую картину «Потерянный жокей» именно в этот период. Ее автор считал самой удачной работой. Галерея Сенто предложила контракт, благодаря чему художник смог оставить работу и сосредоточиться на творчестве. В 1927-м состоялась первая выставка сюрреалиста. Она не снискала восхищения публики, а рецензенты называли вернисаж неудачным.
Магритт уехал в Париж, где стал общаться с Андре Бретоном и другими сюрреалистами. Новые знакомства серьезно повлияли на становление художественной манеры и восприятие художника. Магритт сформировал собственный стиль, который отличался от привычной изобразительной манеры сюрреализма. Художник не любил использование психоанализа в искусстве, а предпочитал поэтическую философию и логические парадоксы.
Картина Рене Магритта «Сын человеческий»После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт вернулся в Брюссель и занялся рекламой, открыв вместе с братом агентство, которое предоставляло им финансовую почву. Первые творческие поиски художника велись в направлении футуризма и кубизма. Большое влияние на Рене оказывали произведения Фернана Леже.
С течением времени и формированием авторской манеры Магритт пришел к собственным цельным и глубоким образам. Частым героем его картин стал мужчина в шляпе-котелке, в котором критики усматривали образ самого автора. Герой в пальто появлялся спиной к зрителю или скрывал свое лицо. Впервые он предстал перед публикой в 1926 году на картине «Размышления одинокого прохожего».
Картина Рене Магритта «Голконда»Незнакомец с картин оказывался изображенным на морском побережье, на городских улицах, в горах и в лесу. Он мог раздваиваться или множиться, становиться легкой дымкой или главным действующим лицом сюжета. Среди картин, на которых присутствует мужчина в шляпе – «Высокое общество», «Голконда», «Сын человеческий».
В числе привычных творческой манере Магритта образов: яблоко, птицы, курительная трубка и герои, чьи лица укутаны полотном. Критики усматривали в особенностях изображения последних намек на трагическую потерю Магритта. Его мать вытащили из воды с тканью на лице, которая плотно была прижата к коже.
Картина Рене Магритта «Влюбленные»«Влюбленные» — картина, на которой изображены укутанные белым полотном герои. Она написана в 1928 году. Главная аллюзия изображения заключается во фразе «любовь слепа». Но психологи трактуют ее и как описание отчужденности человека, неспособного раскрыться даже в момент возникновения романтических чувств. Зрители, изучавшие произведение, припоминали и фразеологизм «потерять голову от любви». Эта картина стала одной из самых узнаваемых в перечне работ брюссельского художника.
В 1948 году на свет появилось произведение, которое автор назвал «Вероломство образов». На нем изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Отталкиваясь от несоответствия предметов на изображениях, автор вовсе пришел к отрицанию, изобразив предмет, который трепетно любил.
Картина Рене Магритта «Вероломство образов»Впоследствии трубка вновь была упомянута в картине «Две тайны», которая дублирует аутентичное изображение в рамках нового сюжета. Подобный фокус Магритт проделал и с зеленым яблоком, изобразив фрукт на картине «Это не яблоко» в 1964 году. Его изображение неоднократно появлялось и в других загадочных произведениях автора.
Небо – отдельно стоящий символ в работах Магритта. Этот образ он использовал чрезвычайно часто. Небо, изображаемое бельгийцем, не похоже ни на какое другое. Оно отражается в зеркале в работе «Элементарная космогония», становится наполнением персонажей, перетекает с мольберта на фон, как в серии «Человеческий удел», и оказывается местом расположения для мужчины в котелке в картине «Декалькомания». Особняком от них стоит изображение неба в «Империи света», и особенной кажется картина «Фальшивое зеркало», где оно является наполнением центра произведения.
Картина Рене Магритта «Фальшивое зеркало»Творческая манера Рене Магритта может показаться однообразной. Начав с абстракции, он обратил внимание на сюрреализм после знакомства с работами Джорджо де Кирико, соединявшего абстракции и реальность воедино. В военные годы Магритт придерживался отсылок к импрессионизму, что настроило против него сюрреалистов.
Собранная в этот период выставка в примитивистском стиле относилась к стилю, который искусствоведы называют «коровьим». Магритт был первым, кто использовал слова в картинах, считая, что они имеют одинаковую природу с изображениями. Такой точки зрения придерживался и Джозеф Кошуту, основатель концептуализма.
Портрет Рене МагриттаВо время войны Магритт сменил цветовую палитру и стилистику, считая долгом дать людям шанс на радость и надежду. После завершения военных действий и оккупации он вернулся к привычной манере и добился признания.
Магритта недооценивали во Франции, зато полюбили в США, где целое поколение художников было под впечатлением от его работ. В 1954 году в Америке прошла выставка произведений автора. Он чувствовал дух времени и был идейным вдохновителем для минималистов и концептуалистов.
Рене МагриттХудожник оставил след не только в искусстве. Образы, придуманные и разработанные Рене Магриттом, неоднократно были использованы в маркетинговых кампаниях современных брендов. Мастер знал, как сделать изображение эффектным, так как имел опыт работы в рекламной сфере. Он не писал портреты, заведомо отворачивая героя от зрителя и предоставляя возможность насладиться иллюзией.
Личная жизнь
В любви Рене Магритт был постоянен. Познакомившись в детстве с дочкой мясника из Шарлеруа, Жоржеттой Бергер, мальчик проводил с ней все время и был влюблен. Эта девушка стала свидетелем того, как будущий художник избрал для себя профессию. Однажды, гуляя по кладбищу, они увидели живописца за работой, и Рене принял решение, изменившее его жизнь.
Рене Магритт и его жена ЖоржеттаВлюбленные подростки были вместе недолго. Родители девушки переехали в Брюссель и разлучили их. Прибыв в тот же город на учебу, Рене однажды столкнулся с бывшей возлюбленной на улице. Магритт отслужил в армии и, вернувшись, женился на Жоржетте в 1922 году. Она стала главной музой художника, поэтому женские образы автор писал с супруги.
Личная жизнь пары была счастливой. Казалось, чувства Магритта к жене непоколебимы. Но в 1936 году художник завел интрижку с некоей Шейлой, участницей перформансов, а его супруга стала встречаться с художником Полем Колине. В 1940-м Магритты снова оказались вместе.
Рене Магритт с женой и любимой собакойСемья жила в скромном доме в Брюсселе, не выходила в свет и не путешествовала. Рене редко бывал на улице. Мастер работал в гостиной по строгому распорядку дня и всегда приходил к столу в обед. Детей пара не завела. На то было несколько причин, в том числе и финансовая нестабильность. Зато у Магриттов была любимая собака, которую художник брал с собой в кино. После смерти любимицы Рене сделал из нее чучело.
Смерть
Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года. Причиной смерти стал рак поджелудочной железы. В последние дни жизни он работал над картиной «Империя света», но так и не успел закончить ее перед смертью. Художника похоронили на Скахребском кладбище в Брюсселе.
Могила Рене Магритта и его женыСегодня работы автора выставлены в Брюсселе, в музее, посвященном его творчеству. Здесь демонстрируются картины, фильмы, созданные по идеям художника, прижизненные фото Рене Магритта и эскизы. В магазине внутри музея можно приобрести сувениры, равных которым не найдется в Европе.
Картины
- 1928-1929 – «Вероломство образов»
- 1928 – «Влюбленные»
- 1933 – «Условия человеческого существования»
- 1937 – «Репродуцирование запрещено»
- 1951 – «Перспектива мадам Рекамье»
- 1961 – «Таинственные баррикады»
- 1964 – «Сын человеческий»
- 1966 – «Две тайны»
24smi.org
Любимые художники. Магический реализм Рене Магритта: neznakomka_18 — LiveJournal
Этому методу Магритт будет следовать на протяжении всего творческого пути, что особенно заметно в его «философских» картинах. Одна из них — «Каникулы Гегеля» (1958).
«Моя последняя картина,- писал он,- началась с вопроса: как изобразить в картине стакан воды таким образом, что бы он не был нам безразличен? Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд).
Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок). После сотого или стопятидесятого
рисунка штрих стал несколько шире (набросок). Поначалу зонти стоял внутри стакана (набросок), но потом но потом оказался под ним (набросок).
Так я нашел решение первоначального вопроса: каким образом стакан воды может быть изображен гениально. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных
стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). Поэтому я назвал картину «Каникулы Гегеля».
Магритт резко выделяется среди сюрреалистов: в отличие от них, он использует не фантастические, а обыденные элементы, взятые в причудливых отношениях. Такова его знаменитая картина «Личное достояние» (1952).
«Ключом» здесь также становится название. «Личное» гипертрофируется до чудовищных размеров. Комната превращается в некий «микрокосм», замкнутый, стиснутый, несмотря на небо с плывущими по нему облаками вместо стен. Все вещи здесь странно изменились, как будто ожили, приобрели неутилитарный вид, хотя, как всегда у Магритта, предметы не изменили своего обличья, фактуры, цвета и прекрасно «узнаваемы». Зритель как бы мимоходом любуется синеватым блеском стекла рюмки, фактурой деревянной мебели, мастерством передачи зеркальных отражений. Но именно мимоходом, потому что предметы словно получили самостоятельность, словно говорят от имени их владельца, полностью узурпировав его «ведущую» роль. Они сами стали «личностями» и будто ведут меж собой разговор.
Одна из особенностей живописи раннего Магритта — её «литературность» в хорошем смысле слова. Магритт вращается в кругу поэтов, философов, литераторов, изучает теоретические работы знаменитых романтиков XIX в. Большое влияние на него оказали труды английского поэта-романтика и философа начала XIX в. Сэмюэла Тейлора Колриджа, прежде всего почитавшего в искусстве символичность — настолько «полное подчинение материи духу, что материя превращается в символ, посредством которого дух раскрывает себя».
Иллюстрацией этой мысли служит, в частности, знаменитая картина Магритта «Освобождение» («Бегство в поля»), созданная в 1933 г.
Странный пейзаж открывается из разбитого окна. Зеленоватые вечерние холмы, шарообразные голубые деревья, прозрачное перламутровое небо, синие дали. Блестяще используя приёмы тональной живописи, художник создаёт настроение радостной приподнятости, ожидания чего-то необычного, чудесного. Тёплого оттенка шторы на переднем плане усиливают впечатление воздушности этого зачарованного пейзажа… Картины Магритта кажутся выполненными спокойной, бестрепетной рукой. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно. В «Освобождении» символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. Пятна голубого, розового, жёлтого и чёрного придают образу удивительную цветовую наполненность и живость.
Своеобразие творчества Рене Магритта раскроется полнее, если обратиться к теме «Сюрреализм и фрейдизм». Главный теоретик сюрреализма Андре Бретон, по профессии врач-психиатр, при оценке творчества художника придавал психоанализу Фрейда решающее значение. Фрейдистские взгляды были не просто усвоены многими сюрреалистами — это стало их способом мышления. Например, для Сальвадора Дали, по его собственному признанию, мир идей Фрейда значил столько же, сколько мир Писания для средневековых художников или мир античной мифологии — для мастеров Ренессанса.
«Метод свободных ассоциаций», предложенный Зигмундом Фрейдом, его «теория ошибок», «толкование сновидений» были направлены прежде всего на выявление болезненных расстройств психики с целью исцеления. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, «лечебному» фактору. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Это прекрасно осознавал Магритт, заметивший в одном из своих писем 1937 г.: «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Это всегда тайна». К попыткам интерпретировать его картины с помощью психоанализа художник относился иронично: «Они решили, что моя “Красная модель” — пример комплекса кастрации. Выслушав несколько объяснений подобного рода, я сделал рисунок по всем “правилам” психоанализа. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Ужасно видеть, какому глумлению может подвергнуться человек, сделавший один невинный рисунок… Возможно, сам психоанализ — лучшая тема для психоаналитика».
Вот почему Магритт упорно отказывался именовать себя «сюрреалистом». Он охотно принимал характеристику «магический реалист». Это направление характерно для «бельгийского периода» его творчества — начиная с 1930 г., когда Магритт навсегда вернулся из Парижа в Брюссель.
Традиции старого нидерладского искусства благотворно повлияли на творчество Магритта. На картине «Плагиат» (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов.
Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства. Подобно волшебнику, художник словно материализует у нас на глазах образы своей фантазии, и они превращаются в прекрасный плодоносящий сад — символ живого творческого воображения. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Созерцая картину, можно лишь восхищаться нежнейшими розовыми, голубоватыми, перламутровыми оттенками — зрелище поистине сказочное.
В 1930-е гг. Магритт наряду с искусством Босха глубоко изучает творчество своего соотечественника, драматурга и философа Мориса Метерлинка, который ещё в 1889 г. в сборнике «Теплицы» писал: «Символ — это сила природы, разум же человека не может противостоять её законам… Если нет символа, нет произведения искусства».
Метерлинку обязан Магритт умением развивать сравнение в целую сеть образов, которые фантазия художника превращает в реальный мир. На картине «Безумие величия» (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча — как символ бренности человеческой жизни. Рядом — несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта — символ безвременья) зритель видит голубые «бестелесные» геометрические формы, символизирующие «чистые идеи», и воздушный шар — символ абстрактной «чистой мысли».
С помощью тонко продуманной цветовой гаммы художник «уточняет» основной замысел. «Чувственность» у него тёплого телесного цвета. «Чистые формы» решены в холодной голубоватой тональности, соответствующей символике и в то же время создающей ощущение безграничного пространства.
«Мы бродим наугад по долине, не догадываясь о том, что все наши движения воспроизводятся и приобретают своё истинное значение на вершине горы, — писал Метерлинк в трактате “Сокровище смиренных”, — и необходимо, чтобы по временам кто-нибудь пришёл к нам и сказал: поднимите глаза, посмотрите, что вы такое, посмотрите, что вы делаете. Мы живём не здесь, наша жизнь там, наверху. Этот взгляд, которым мы обменялись во мраке, эти слова, не имевшие смысла у подножия горы, — посмотрите, чем они стали и что они значат там, над снежными высотами».
Эта мысль Метерлинка нашла отражение в картине Магритта «Владение Арнхейма» (1962).
Только разбив стекло с нарисованным на нём ложным образом, можно увидеть реальность во всём её сияющем блеске, считает художник. Именно здесь, на вершинах гор, о которых говорил Метерлинк, таится Истина.
На картине «Неожиданный ответ» (1933) воплощена другая мысль Метерлинка: «Нет в жизни незначительных дней. Идите, возвращайтесь, выходите снова — вы найдёте среди сумерек то, что вам нужно. Но не забывайте никогда, что вы близко от дверей. Это, быть может, одна из тех узких щелей в дверях мрака, через которые нам даётся возможность провидеть на мгновение всё то, что должно свершиться в гроте сокровищ, ещё доныне не открытых».
Картина смотрится как некая эмблема волнующей тайны — настолько здесь всё цельно, «естественно», если это определение можно отнести к одной из самых загадочных и мистических композиций Магритта. Открытая «взломанная дверь» — символ иного измерения, таящего множество загадок.
Некоторые авторы, пишущие о Магритте, объявляют его «художником абсурда», в картинах которого отсутствует всякий смысл. Если бы это было так, если бы художник поставил целью изобразить лишь «абсурдность нашего повседневного существования», это было бы творчество на уровне головоломки, а не серьёзное искусство, каковым оно является. Магритт писал: «Мы вопрошаем картину наугад, вместо того чтобы прислушиваться к ней. И нас удивляет, когда ответ, который мы получаем, не откровенный».
Его искусство часто называли «снами наяву». Художник уточнял: «Мои картины — не сны усыпляющие, а сны пробуждающие». Недаром видный сюрреалист Макс Эрнст, увидев его выставку в Нью-Йорке в начале 1950-х, сказал: «Магритт не спит и не бодрствует. Он освещает. Завоёвывает мир мечтаний».
«Без тайны ни мир, ни идея невозможны», — не уставал повторять Магритт. А в качестве эпиграфа к одному из автопортретов он взял строку французского поэта XIX в. Лотреамона: «Я иногда вижу сны, но ни на мгновение не теряю осознания своей личности».
Отсюда неожиданная трактовка «внутреннего и внешнего» в произведениях Магритта.
Вот комментарий художника к своей картине «Рамки жизни» (1934): «Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину, изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Для зрителя дерево находится одновременно внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание».
Герберт Рид отмечал: «Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Стекло разбито: значительно застывая в полёте, ниспадают облики, выстраиваясь рядком, как льдины». Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Мотив стеклянного окна у этого художника можно рассматривать и как границу между двумя мирами — реальным и ирреальным, поэтическим и обыденным, между сознательным и бессознательным.
На картине «Сын человеческий» (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность. Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. Это яблоко можно воспринимать и как плод древа познания, и как символ природы, которую пытается понять человек. В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа.
Картину «Голконда» (1953) можно рассматривать как овеществлённую метафору: люди «с весом» стали невесомыми. В названии скрыта ирония: ведь Голконда — полулегендарный город в Индии, славившийся золотыми россыпями и алмазами, и эти люди как бы притягиваются золотом. Художник подвешивает в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых — при котелках, галстуках и модных пальто — рантье, сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость.
На одной из поздних картин Магритта, «Готовый букет» (1956), человек в неизменных котелке и фраке, стоящий спиной к зрителю на террасе, созерцает вечереющий парк. А на его спине изображена «Весна» Боттичелли, шествующая в цветах и блеске красок. Что это? Реализация афоризма «Человек проходит, искусство остаётся»? Или, быть может, человек, любующийся парком, вспомнил картину Боттичелли? Ответ неясен.
Художник стремится разрушить привычное представление о хорошо знакомом, неизменном, заставить увидеть объект в новом измерении, приводя зрителя в смятение. В своих полотнах он из реальных вещей создавал мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939).
Наиболее часто копируемая картина — «Сотворение человека» (1935). Изображение моря в картине на мольберте, стоящем перед открытым окном, чудесным образом сливается с «реальным» морским видом из окна.
Темой многих картин Магритта стала так называемая «скрытая реальность». Часть изображения, например, лицо главного персонажа, чем-либо закрывается (яблоком, букетом цветов, птицей). Магритт так объясняет смысл этих работ: «Интересное в этих картинах – внезапно ворвавшееся в наше сознание присутствие открытого и скрытого, которые в природе никогда друг от друга не отделяются».
На картине “Влюблённые” Рене Магритт показывает, что когда мы по-настоящему влюблены — наши глаза закрыты.
Стремясь постичь ускользающий смысл картин Магритта, «объяснить» их, разум зрителя судорожно хватается и за то, и за другое. Художник «бросает» ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. По воспоминаниям родственников и друзей, придумывая названия, он часто обсуждал их с друзьями-литераторами. Вот что говорил сам художник по этому поводу: «Название — это указатель функции картины», «В названии должна присутствовать живая эмоция», «Лучший заголовок картины — поэтический. Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать».
Многие названия картин нарочито наукообразны, и в них проглядывает ирония: «Философская лампа» (1937), «Похвала диалектике» (1937), «Естественное познание» (1938), «Трактат об ощущениях» (1944). Другие названия создают атмосферу поэтичной тайны: «Диалог, прерванный ветром» (1928), «Ключ к грезам» (1930), «Мучительная длительность» (1939), «Империя света» (1950), «Гостиная Бога» (1958).
Картина «Империя света» была написана Магриттом в последнее десятилетие жизни, но сразу же стала едва ли не самой популярной его работа. Настолько популярной, что многие коллекционеры готовы были заплатить любые деньги, лишь бы иметь в своем собрании одну из ее реплик.
Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру? При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. Уютным светом горят окошки на втором этаже, одинокий фонарь дарит свой дружелюбный свет путнику, который мог бы оказаться здесь темной ночью. Казалось бы — обычный, вполне реалистический ноктюрн. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику.
Но верно ли это? Почему же тогда возникает смутное беспокойство, заставляющее зрителя все пристальнее вглядываться в картину? Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно — небо, вот в чем дело! Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. И это глубокой ночью! Только не спрашивайте, как это возможно, — ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады.
Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно — ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо — о дне. По моему мнению, это одновременное явление дня и ночи обладает силой удивлять и очаровывать. И эту силу я называю поэзией».
Рене Магритт собственной персоной
«Автопортрет» («Зоркий взгляд»)
Вспоминая детство, он писал: «Я помню свое изумление, когда впервые увидел шахматную доску, фигуры на ней. Пугающее впечатление! Нотные листы, где таинственные знаки обозначали звук и не были словами!». Вот одна небольшая ранняя работа художника – «Заблудившийся жокей», ставшая его творческим манифестом.
Всадник, несущийся во весь опор на взмыленном коне, заблудился в ирреальной роще из огромных шахматных фигур, расписанных нотными знаками.
Картина “Карт-бланш” или “Препятствие пустоты”.
Магритт писал о ней: “Видимые вещи могут быть невидимыми. Если, к примеру, некие люди едут верхом через лес, то сначала видишь их, потом — не видишь, но знаешь, что они там. В картине “Карт-бланш” наездница заслоняет собою деревья, а они заслоняют ее. Однако наша сила мышления объемлет и зримое, и незримое, и я при помощи живописи делаю мысли видимыми”.
Картина “Запретное раздвоение”
Интересно отметить, что у Магритта только образы птицы свободны от ассоциативных сложностей. Птицы несут позитивную энергию полета, ничего более. Нет птиц умерших, упавших, с перебитыми крыльями. Птицы живы, а крылья их полны ярко-голубыми и белыми перистыми облаками Магритта («Большое семейство», 1963).
15 августа 1967 года Рене Магритт скончался от ракового заболевания. Ушел из жизни один из художников-магов XX столетия, в жизни так похожий на добропорядочного аптекаря.
Он вел тихую и спокойную жизнь бельгийского обывателя, далекого от богемной суеты – человек, которого трудно выделить из толпы. Мечты, парадоксы, страхи, таинственные опасности переполняли лишь его картины, а не жизнь. Художник боролся со скукой только в творчестве. Размеренность каждого дня его вполне устраивала, он даже большинство из своих картин написал в столовой и до конца жизни предпочитал трамвай остальным видам транспорта.
Как-то незадолго до своей смерти Магритт, этот изощренный мастер, произнес: «Я так и не понял причины, по которой мы живем и умираем». Может быть, разгадки причин и тайн бытия художник как раз и зашифровал в своих картинах-ребусах? Все может быть. Тогда стоит к ним приглядеться!
2 июня 2009 года в Брюсселе открылся новый музей, посвященный творчеству известного художника-сюрреалиста Рене Магритта. Королевский музей изящных искусств отвел под него помещение площадью 2,5 тысячи квадратных метров. В экспозицию музея Рене Магритта вошли более 200 произведений автора — это самая большая коллекция в мире.
neznakomka-18.livejournal.com
Фотопортрет работы Лотара Воллеха. Рене Магритт (Rene Magritte, 1898-1967) — бельгийский художник-сюрреалист, связавший в своих картинах хорошо знакомые предметы и каждодневные события привычными связями и отдалявший их друг от друга парадоксальными противопоставлениями. В письме к одной из своих близких знакомых Магритт писал о том, как ему в голову пришла такая, мягко говоря, оригинальная идея — представить прогулку великого немецкого философа Гегеля в образах стакана и зонтика. По его словам, сначала он начал рисовать стакан за стаканом, пытаясь добиться того, чтобы стакан был гениален. В конце концов он сам себе задал вопрос: «Что такое гениальность?» И сам ответил: «Стакан, стоящий на зонтике». Все гениальное просто. Так в 1958 году появилось знаменитое полотно «Прогулка Гегеля». Еще одну «Прогулку Гегеля» художник насписал в следующем, 1959 году — это рюмка, тоже на зонтике. Магритт умел и любил вкладывать в свои произведения философский смысл. В 30-е годы появились его картины с глубоким подтекстом — «Мост Гераклита», «Философская лампа», «Похвала диалектике», «Империя размышления». В 40-е — «Принцип неопределенности», «Ум» и др. В начале 50-х Магритт попытался объяснить свой подход к воплощению философской образности: «Я беру произвольный предмет или тему в качестве вопроса и затем принимаюсь за поиски другого объекта, который мог бы послужить ответом. Чтобы стать кандидатом на ответ, этот искомый объект должен быть связан с объектом-вопросом множеством тайных связей. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». Мир его образов — это мир фантазий, иногда довольно сложных для конкретного понимания. Его картины — это своеобразные философские формулы, динамику образной сути которых задают взаимодействующие друг с другом предметы — неожиданно совмещенные, но несовместимые в обычной жизни. Родился Рене Франсуа Гислен Магритт 21 ноября 1898 года в бельгийском городе Лесинь в семье коммерсанта. Позже у Рене появилось еще два младших брата — Раймон и Поль. Когда Рене было всего четырнадцать лет, его мать утопилась ночью в реке Самбре. Самое удивительное, что позже Рене убеждал своих друзей, что единственное чувство, о котором он вспоминал (или думал, что вспоминал) в связи с этим событием,- гордость при мысли, что оказался достойным сочувствия центром разыгравшейся трагедии. Семья Магриттов переезжала с места на место. Лесинь, Жилли, Шатл, наконец, Шарлеруа, где в 1913 году на ярмарке Рене встретил тринадцатилетнюю Жоржетт Берже. Для них это была любовь с первого взгляда. Однако пока что они не могли быть вместе. Рене, как и все его друзья, увлекался подвигами Пинкертона и Картера, по несколько раз ходил в кинотеатр на фильмы о Фантомасе, а в 1915 году написал первую свою картину. В Академии изящных искусств, куда Магритт поступил в 1916 году, его учили Жисбер Комбаз, Констант Монта. В Академии он подружился с Виктором Сервранксом. Через три года Магритт сблизился с Пьером Буржуа и Пьером Луи Флуке, который чуть позже начал издавать «Журнал поэтов». Именно Пьер Луи Флуке познакомил Магритта с футуризмом и увлек образным экспериментаторством. В 1920 году Магритт совсем случайно снова встретился со своей первой любовью — Жоржетт Берже, которая стала его близкой подругой, а чуть позже, в 1922 году, и женой. Женившись, Магритт устроился на работу на обойную фабрику Петера Лакруа. Большое значение в судьбе Магритта сыграла дружба с Марселем Леконтом, который открыл для него творчество известного итальянского художника-экспериментатора, теоретика, одного из основоположников метафизической живописи Де Кирико, который, следуя тенденциям неоклассицизма, отрывал, абстрагировал предметы от привычной, естественной для них среды и помещал их на фоне необычных фантастических горных ландшафтов. Вместе с Сервранксом Магритт написал так и не опубликованную до последнего времени работу «Чистое искусство. Защита эстетики». В начале 20-х годов появились абстрактные картины Магритта, которые как бы иллюстрировали его теоретические выводы. В это же время, как и чуть раньше, Магритт не раз обращался к необычным, порой даже изысканным женским образам (картины «Женщина», «Голубое кино», «Платье приключения» и др.). В 1925 году Магритт не только рисовал, но и сотрудничал во многих журналах. Именно к этому времени искусствоведы относят появление «первого настоящего Магритта» — картину «Заблудившийся жокей». После того как в 1927 году состоялась первая выставка Магритта в галее «Кентавр» в Брюсселе, он переехал во Францию, в Перро-сюр-Марн под Парижем, где начал посещать собрания сюрреалистов. В конце 20-х — начале 30-х появились такие известные работы Магритта, как «Фальшивое зеркало», «Влюбленные», «Красная модель». Все они с успехом экспонировались на выставках сюрреалистов и каждая имеет свой философский подтекст, разгадать который можно, только понимая и принимая не совсем обычный образный язык Магритта. В 1930 году Магритт возвратился в Брюссель, где прожил до конца жизни. Во второй половине 30-х годов Магритт начал сотрудничать под псевдонимом Флоран Берже (имя тестя) в коммунистической газете «Гласнарода». Его выставки прошли и были горячо приняты в Нью-Йорке и Лондоне. В 40-е годы были написаны две чудные ню — «Духовный мир» и «Запретный мир». Когда в 1940 году началась немецкая оккупация, Магритт провел три месяца в изгнании в Каркассоне у Жое Бускье. Возвратившись в Брюссель, он продолжал работать в полюбившейся ему в это время импрессионистической манере. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «plein soleil» (яркого солнца). В 1943 году Марсель Марийен написал и издал первую книгу о творчестве Магритта. После Второй мировой войны Магритт начал публиковать статьи в разных газетах, в частности в газете «Красное знамя». В 1946 году он вступил в спор с духовным отцом сюрреализма Андре Бретоном и издал манифест «Сюрреализм в свете дня», который был направлен против парижских сюрреалистов и их «любви к искусству». Магритт утверждал: «Искусство изображения — это искусство мышления, призванное подчеркнуть важность человеческой способности видеть… Искусство изображения имеет целью с помощью чисто визуального восприятия внешнего мира и с помощью одного лишь зрения усовершенствовать зримое». В 1948 году для Магритта начался «период карикатур», или, как говорили критики, «коровий период». Когда двадцать созданных им в это время полотен и гуашей были выставлены в парижской галерее Фобур, их приняли довольно холодно. В 50-е годы Магритт выполнил несколько оригинальных монументальных росписей — «Заколдованное королевство» в казино в Кнокк-Ле Зути, «Невежественная фея» — во Дворце изящных искусств в Брюсселе и др. Выставки его работ проходили в Лондоне, Риме, Париже, Нью-Йорке. В 1967 году в роттердамском Музее Бойманса-ван Бёнинге-на состоялась последняя прижизненная выставка работ Магритта. 15 августа 1967 года Магритт скончался. Заключенные в его работах философские загадки мы разгадываем до сих пор. Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б. Из книги » Великие художники XX века» Картины МагриттаВехи творчества. Биография Магритта
1922: Влияние сюрреалистов. В 1916 Магрит поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств и закончил ее в 1918; в картинах того времени ощущается влияние кубизма и футуризма. В 1922 Магрит женился на подруге юности Жоржетте Бейер. На жизнь он зарабатывал эскизами рекламных плакатов. В том же году его внимание привлекла картина итальянского живописца Джорджио де Кирико «Любовная песнь» (1914). В дальнейшем влияние направления «Pittura metafisica» (живопись таинственных, ирреальных мотивов с метафизической подоплекой) достаточно долго сказывалось на творчестве Магрита. В 1926 он создал свою первую удачную (как он сам ее оценил) сюрреалистическую работу под названием «Заблудившийся жокей». На картине изображен наездник, скачущий сквозь лес с нанесенными на деревьях пометками. В том же году появилась навеянная детективной литературой работа «Угроза, нависшая над убийцей»: человек, только что лишивший жизни женщину, слушает доносящуюся из граммофона громкую музыку, не замечая, что уже окружен полицией. 1927-1930: Годы в Париже. В 1927 Магрит уехал в Париж и вступил в группу под предводительством сюрреалиста Андре Бретона. В последующие три года появились работы, в которых он пытался обыгрывать соотношение изображенных реалий и обозначавших их слов: например, на картине «Ключ мечты» (1928) изображены шесть предметов с намеренно неправильными словесными обозначениями — так, изображение башмака венчает подпись «луна». В «Предательстве картин» (1928/29) под изображением курительной трубки мы видим подпись: «Это не трубка». После конфликта с Бретоном по поводу его фанатичного антикатолицизма Магрит вернулся в 1930 в Брюссель. Там он оказался в центре внимания бельгийских сюрреалистов, в том числе Поля Дельво. Конец 20-х: Мир загадочных картин. В этот плодотворный период деятельности Магрит создавал картины, за которыми скрывался мир таинственных, поэтических сюжетов — многомерный глаз («Фальшивое зеркало», 1928), гигантское яйцо в птичьей клетке («Родство душ», 1933) или фантастические гибриды человека и рыбы («Коллективное изобретение», 1934). Он всегда тратил много времени на то, чтобы придумать для картины подходящее название. Один из образов картин Магрита — расчлененные торсы, чаще всего женские. Так, его работа «Молодежная статистика» (1930) состоит из пяти отдельных картин, каждая из которых обрамлена в свою собственную рамку и представляет определенную часть тела. Разнородные увеличения или уменьшения фрагментов человеческого тела не позволяют соединить их воедино. В «Красной модели» (1935) из пары сапог, стоящих у дощатой стены, вырастают пальцы ног. К числу наиболее часто копируемых картин Магрита относится «Сотворение человека» (1935). Изображение моря на картине на мольберте, стоящем перед открытым окном, сливается с «реальным» ландшафтом. 1940: Ломка стиля. В 30-е работы Магрита были представлены на всех крупных выставках сюрреалистов. В начале второй мировой войны стиль художника претерпел радикальные изменения — художник экспериментировал с яркими, многоцветными изображениями позирующих натур, выполненными с применением импрессионистской техники. В1947 завершился краткосрочный период его увлечения фовизмом, который сам Магрит характеризовал как «бездуховную эпоху». После провала этих картин на выставке 1948 он решил вернуться к довоенному стилю. 1953: Настенная живопись. В 1953 Магрит оформил игровой зал казино Кнок-ке-Ле Зута восемью панно. Эта работа, названная им «Заколдованное государство», объединяет в себе элементы его прежних картин. Крупные панно были созданы им для Дворца изящных искусств в Шарлеруа («Невежественная фея», 1957) и Конгресс-центра в Брюсселе («Таинственные баррикады», 1961). Многие картины Магрита 50-х и 60-х благодаря точности воспроизведения деталей и четкому нанесению цветов оставляют впечатление фотографически реалистичных (например, «Империя лихтеров», 1954). К числу наиболее известных поздних работ художника относятся «Битва аргонавтов» (1959), на которой изображены парящие в небе камни исполинских размеров, и «Большая семья» (1963) — на ней зритель видит выступающий из небес корпус птицы. В 1965 Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал ретроспективу работ бельгийского мастера. Через два года после этого Магрит скончался в Брюсселе в возрасте 68 лет. Дж. Лeнc Последние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Почему Рене Магритт был помешан на шляпах
Какая деталь в картинах Рене Магритта особо выделяется, кочуя из одного полотна в другое? Правильно, это – шляпа-котелок. Великий сюрреалист не просто так выбрал эту деталь – за котелком стоит любопытное переплетение исторического времени с воображением бельгийского художника.
За свою жизнь Магритт нарисовал около 2000 картин, в 50-ти из которых появляется шляпа. Художник рисовал ее в промежутке между 1926 и 1966 годами, и она стала отличительной чертой творчества Рене.
Раньше шляпу-котелок носили обычные представители буржуазии, которые не особо желали выделяться из толпы. «Котелок… не удивляет», – сказал Магритт в 1966 году. «Это – головной убор, который не оригинален. Человек с котелком – это просто человек среднего класса, [спрятанный] в своей анонимности. Я тоже его ношу. Я не стремлюсь к тому, чтобы выделяться».
Рене Магритт. 1938 год
Шляпы-котелки были введены в моду специально для британского среднего класса, во второй половине 19 века. В начале 20 века котелок стал одной из самых популярных шляп. Головной убор считался неформальным и практичным одновременно, что делало его обязательной частью мужского гардероба.
Правда, в 1920-е годы тоже были эпизоды, когда аксессуар фигурировал в карьере Магритта. В те времена художник оставил свою работу в качестве иллюстратора для модного каталога. Ранние картины содержат в себе отсылки к поп-культуре, которая тогда ассоциировалась со шляпой-котелком. Магритт, который был страстным любителем криминальной литературы, работал над картиной «Убийца в опасности», где два детектива в котелках готовятся войти в комнату, где было совершено убийство.
Убийца в опасности. 1927 год
Затем художник отказался от «шляпного» мотива, не используя его несколько десятилетий. Шляпы вновь изобразились на холсте в пятидесятые-шестидесятые годы, став важной частью поздней карьеры Рене. К тому времени ассоциации с человеком в шляпе кардинально изменились: от четкой отсылки к профессии (к детективам, в основном), до символа среднего класса.
Но, как и положено в творчестве Магритта – все не так, как нам кажется. «Он играет с этим чувством: “Мы думаем, что мы знаем, кто этот человек, но знаем ли мы?” – говорит Кайтлин Хаскелл, организатор выставки Рене Магритта в Сан-Франциско. –Тут есть чувство интриги, не смотря на то, что сама фигура – стереотипно-буржуазна и не представляет особого интереса»
Шедевр, или тайны горизонта. 1955 год
«Если вы возьмете гениальность Магритта и должны будете рассказать о ней в одном предложении: “Почему Магритт так важен? Почему его образы являются неотъемлемой частью общественного воображения и сознания?” Все потому, что он создает невероятно понятные и четкие картины, в которых нет четкого смысла», – говорит Энн Умланд, куратор картин и скульптур Нью-Йоркского музея современного искусства. «Шляпа-котелок работает именно таким образом».
Существует теория, что шляпа функционировала в качестве «анонимайзера» для самого Рене. Примерно в те времена, когда на картинах вновь появились головные уборы, Магритт стал надевать шляпу для фотосессий. Вполне возможно, что галантные господа из картин – это автопортреты самого Рене.
Это проиллюстрировано в картине под названием «Сын Человеческий», которая выступает в качестве автопортрета художника. Рене рисует себе шляпу-котелок и крупное яблоко, плавающее перед его лицом, затмевающее его настоящую личность.
Сын человеческий. 1964 год
Тем не менее, в 50-е годы улицы города перестали изобиловать шляпами-котелками. Аксессуар стал старомодным, и следящим за трендами горожанам пришлось от него отказаться. Тогда шляпы Магритта, нарисованные в реалистичном стиле (в разгар абстрактного экспрессионизма), стали символом анонимности. В картинах Рене они выступили на первый план, вместо того, чтобы исчезнуть в безликой толпе.
По сути, шляпы-котелки стали иконографической подписью Магритта. Получается забавная ирония: художник выбрал деталь, которая обеспечит неузнаваемость, но все сработало наоборот. Теперь шляпа-котелок – один из главных объектов творчества легендарного Рене Магритта.
Декалькомания. 1966 год
Счастливый даритель. 1966 год
Голконда. 1953 год
Пилигрим. 1966 год
Ящик пандоры. 1951 год
Смотрите также:
cameralabs.org
Список картин Рене Магритта — полный перечень по алфавиту онлайн
Автопортрет
Акробатические упражнения
Акт насилия
Анн-Мари Крове
Антракт
Археоптерикс
Архивариус
Банкет
Без названия
Бес порока
Бесконечное признание
Бесполезные шаги
Битва при Аргонах
Благовещение
Благоприятное знамение
Бог не святой
Большая семья
Буксировочная вилка
Буря
Вальс сомнений
Ванна в стакане
Вариация печали
Век просвещения
Великанша
Великая война
Великий век
Великолепный стол
Вероломство образов (Это не трубка)
Вероломство образов (Это не трубка) II
Весна
Вечереет
Вечернее платье
Вечное доказательство
Вечный двигатель
Вкус невидимого
Вкус слез
Влюбленные
Возвращение
Возвращение пламени
Возлюбленные
Вознаграждение поэта
Воровка
Воспоминание о путешествии
Воспоминания о путешествии
Воспоминания о святом
Воспроизведение запрещено
Вслед за водой облака
Вспышка
Выгодное обещание
Выживший
Высшее общество
Выявление настоящего
Галька
Гарри Торжинер
Глубины наслаждения
Глубокие воды
Глупость Альмайера
Гнев богов
Голконда
Голод
Голос крови
Голос пространства
Гостиная Бога
Далекие взгляды
Дань уважения Альфонсу Алле
Дар воображения
Две загадки
Двойная тайна
Дворец куртизанок
Девочка, поедающая птицу
Добросовестность
Друг порядка
Дух путешествий
Жан-Мари
Женщина
Жоржетта
Жоржетта за пианино
Жоржетта Магритт
Завоеватель
Заключенная красота
Замаскированный символ
Замок в Пиренеях
Запах бездны
Запредельное
Запретный мир
Запрещенная литература
Земля чудес
Знакомые предметы
Знаменитость
Значение ночи
Золотая легенда
Идол
Избирательные сходства
Изнасилование
Изобретение жизни
Империя света
Империя света (незавершенная)
Империя света (первая в серии)
Искусство беседы
Искусство жизни
kupidonia.ru
картины с названиями и с описанием. «Сын человеческий» картина Рене Магритта. Картина «Влюбленные» Рене Магритта
Алогизм, абсурд, сочетание несочетаемого, парадоксальная зрительная изменчивость образов и фигур – это основа основ сюрреализма. Основателем этого направления считается Андре Бретон, который в основе сюрреализма видел воплощение теории о подсознании Зигмунда Фрейда. Именно исходя из этого многие представители направления создавали шедевры, не отображающие объективную реальность, а были всего лишь воплощением отдельных образов, навеянных подсознанием. Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Все они вызывали различные эмоции у разных людей. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что это направление модернизма является достаточно противоречивым, что и поспособствовало его быстрому распространению в живописи и литературе.
Сальвадор Дали, Поль Дельво, Рене Магритт, Жан Арп, Макс Эрнст, Фрида Кало, Джорджо де Кирико, Ив Танги, Майкл Паркес и Дороти Таннинг – это столпы сюрреализма, возникшего во Франции в 20-х годах прошлого века. Это направление территориально не ограничилось Францией, распространившись на другие страны и континенты. Сюрреализм значительно облегчил восприятие кубизма и абстракционизма.
Одним из основных постулатов сюрреалистов было отождествление энергии творцов с подсознанием человека, которое проявляет себя во сне, под гипнозом, в бреду во время болезни или же случайных творческих озарениях.
Отличительные характеристики сюрреализма
Сюрреализм – это сложное направление в живописи, которое многие художники понимали и понимают по-своему. Поэтому неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. К первому ответвлению можно смело отнести Миро, Макса Эрнста, Жана Арпа и Андре Массона, в работах которых основное место занимали образы, плавно переходящие в абстракцию. Второе ответвление берет за основу воплощение ирреального образа, порожденного подсознанием человека, с иллюзорной точностью. В этом направлении работал Сальвадор Дали, который является идеальным представителем академической живописи. Именно его работам присуща точная передача светотени и тщательная манера письма – плотные предметы обладают осязаемой прозрачностью, твердые же растекаются, массивные и объемные фигуры приобретают легкость и невесомость, а несовместимые могут соединяться воедино.
Биография Рене Магритта
Наравне с произведениями Сальвадора Дали стоит творчество Рене Магритта – известного бельгийского художника, который родился в городе Лесине в 1898 году. В семье, кроме Рене. было еще двое детей, а в 1912 году случилось несчастье, которое повлияло на жизнь и творчество будущего художника – погибла мать. Это отразилось в картине Рене Магритта «Памяти Мака Сеннета», которая была написана в 1936 году. Сам художник утверждал, что обстоятельства никак не влияли на его жизнь и творчество.
В 1916 году Рене Магритт поступил в брюссельскую Академию искусств, где познакомился со своей будущей музой и женой Жоржетой Бергер. После окончания Академии Рене работал над созданием рекламных материалов, и относился к этому достаточно пренебрежительно. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. В это же время началось формирование течения в Брюсселе, представителем которого и стал Рене Магритт наравне с Марселем Лекамтом, Андре Сури, Полем Нуже и Камилем Гемансем.
Творчество Рене Магритта.
Работы этого художника всегда были неоднозначными и привлекали много внимания.
На первый взгляд, картина Рене Магритта наполнена странными образами, которые не только загадочны, но и многозначны. Рене Магритт не касался вопроса формы в сюрреализме, он вкладывал свое виденье в смысл и значение картины.
Многие художники уделяют особое внимание названиям. Особенно Рене Магритт. Картины с названиями «Это не трубка» или «Сын человеческий» пробуждают в зрителе мыслителя и философа. По его мнению, не только картина должна побуждать зрителя к проявлению эмоций, но и название должно удивить и заставить задуматься.
Что касается описаний, то многие сюрреалисты давали краткую аннотацию своим полотнам. Не исключение и Рене Магритт. Картины с описанием всегда присутствовали в рекламной деятельности художника.
Сам художник называл себя «магическим реалистом». Его целью было создание парадокса, а выводы публика должна делать сама. Рене Магритт в своих работах всегда четко проводил черту между субъективным образом и настоящей действительностью.
Картина «Влюбленные»
Рене Магритт написал серию полотен «Влюбленные» в 1927-1928 годах в Париже.
На первой картине изображены мужчина и женщина, которые слились в поцелуе. Их головы обмотаны белой тканью. На втором полотне изображены те же мужчина и женщина в белой ткани, которые смотрят с картины на публику.Белая ткань в работе художника вызывает и вызывала бурные обсуждения. Существует две версии. Согласно первой белая ткань в работах Рене Магритта появилась в связи со смертью матери в раннем детстве. Его мать спрыгнула с моста в реку. Когда ее тело достали из воды, было обнаружена белая ткань, обмотанная вокруг головы. Что касается второй версии, то многие знали, что художник был поклонником Фантомаса – героя популярного кинофильма. Поэтому может быть, что белая ткань – это дань увлечению кинематографом.
О чем эта картина? Многие думают, что картина «Влюбленные» олицетворяет слепую любовь: влюбляясь, люди перестают замечать кого-то или что-то, кроме своей половинки. Но люди остаются загадками и для самих себя. С другой стороны, глядя на поцелуй влюбленных, можно говорить, что они потеряли голову от любви и страсти. Картина Рене Магритта наполнена взаимными чувствами и переживаниями.
«Сын человеческий»
Картина Рене Магритта «Сын человеческий» стала визитной карточкой «магического реализма» и автопортретом Рене Магритта. Именно эта работа считается одной из самых противоречивых работ мастера.
Свое лицо художник скрыл за яблоком, как бы говоря, что все не так, как кажется, и что люди постоянно хотят залезть в душу человеку и понять истинную суть вещей. Картина Рене Магритта и скрывает, и обнажает сущность самого мастера.
Рене Магритт сыграл важную роль в развитии сюрреализма, а его работы продолжают будоражить сознание все новых и новых поколений.
fb.ru
Магритт Картины биография Magritte Rene
Магритт Рене (Magritte Rene) (1898-1967), бельгийский художник-сюрреалист. Родился 21 ноября 1898 года. С 1916 по 1918 год обучался в Королевской Академии искусств в Брюсселе (Academie Royale des Beaux-Arts). По окончании работал оформителем обоев и художником-декоратором по рекламе. Ранние работы художника были выполнены в в стиле кубизма и футуризма под влиянием творчества французского художника-футуриста Фернана Леже. В 1922 году Магритт вступил в брак с Жоржеттой Бергер, с которой познакомился в пятнадцать лет. После свадьбы она стала единственной моделью для картин бельгийского живописца.
Трудный переход, 1926, частное собрание
Опасные связи, 1926, частная коллекция
Лес, 1927, частное собрание
Знакомство с метафизической живописью Джорджа де Кирико и поэзией дадаистов было важным поворотным пунктом для творчества Магритта. В 1925 году бельгийский живописец входит в группу дадаистов, сотрудничает в журналах «Aesophage» и «Marie» вместе с Жаном Арпом, Франсуа Пикабия, Тристаном Тцара и другими дадаистами. В 1925-1926 годах художник написал «Оазис» и «Затерянного жокея» – свои первые сюрреалистические картины. В 1927-1930 годах Рене Магритт проживал во Франции, участвовал в деятельности группы сюрреалистов, тесно сблизился с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Андре Бретоном, Луи Бунюэлем и особенно с поэтом Полем Элюаром.
Фальшивое зеркало, 1928, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Открытие, 1928, Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Влюбленные, 1928, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Свершение невозможного, 1928, частная коллекция
Насилие, 1934, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Человеческий удел, 1933, Национальная галерея, Вашингтон
В Париже система концептуальной живописи Магритта окончательно сформировалась и осталась почти неизменной до конца жизни художника. В картинах бельгийского живописца постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности («Компаньоны страха», 1942; «Букет слез», 1948; «Объяснение», 1954). Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами («Империя света», 1954).
Черная магия, 1934, Королевский музей, Брюссель
Черная магия, 2 версия, 1934, частное собрание
Лампа философа, 1936, частное собрание
Проницательность (Автопортрет), 1936, частное собрание
Воспроизведение запрещено, 1937, Музей Бойманс ван Бенинген, Роттердам
Летние демарши, 1939, Коллекция Клода Спаека, Париж
Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах
символы зеркал, глаз, окон («Фальшивое зеркало», 1935; «Ключ к пространству», 1936; «Прекрасный мир», 1962).
Увлечение бельгийского художника-сюрреалиста философией и литературой нашло отражение во многих его картинах, например,
«Гигантесса» (по Бодлеру, см. на следующей странице), 1929-1930; «Область Арнхейм» (по Эдгару По), 1938.
Интернет магазин рамок рамки для картин и фотографий купить в интернет.
Ностальгия, 1940, Галерея Исаака Брахо, Брюссель
Философия будуара, 1948, частная коллекция
Несведущая фея, 1950, частное собрание, Брюссель
Песня любви (Чудеса природы), 1953, Музей современного искусства, Чикаго
Империя света, 1954, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Память о путешествии, 1955, Музей современного искусства, Нью-Йорк
В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Но так называемые периоды творчества художника “plein-soleil” в 1945-1947 и “epoque vache” в 1947-1948 годах не оказались сколько-нибудь эффективными и он вернулся к своей прежней сюрреалистической манере письма. В 1950-х годах Магритт выполнил два цикла фресок: «Пространство очарования» для казино Knokke-le-Zut (1953) и «Несведущая фея» (1957) для Palais des Beaux-Arts в Шарлеруа. Выдающийся бельгийский живописец Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе от рака в возрасте 69 лет.
Стеклянный ключ, 1959, Собрание Мейнил, Хьюстон
Великая война, 1964, частное собрание
Сын человеческий, 1964, частная коллекция
Прекрасный мир, 1962, частное собрание
Препятствие пустоты, 1965, Национальная галерея, Вашингтон
Большое семейство, 1963, Музей Альбертина, Вена
smallbay.ru