б. Типы удовольствия. Человек для себя
б. Типы удовольствия
Анализ качественной разницы между разными типами удовольствия является, как уже говорилось, ключом к проблеме соотношения удовольствия с этическими ценностями[121].
Один из типов, который Фрейд и другие считали сущностью всех удовольствий, составляет чувство, сопровождающее избавление от мучительного напряжения. Голод, жажда, стремление к сексуальному удовлетворению, потребность в сне и физическом движении коренятся в химизме организма. Объективная физиологическая необходимость удовлетворить эти требования субъективно воспринимается как желание, и если оно не удовлетворяется какое-то время, ощущается мучительное напряжение. Если такое напряжение разряжается, облегчение воспринимается как удовольствие или, как я предлагаю это называть, удовлетворение (satisfaction). Этот термин, происходящий от латинского satis-facere – делаться достаточным, – представляется наиболее подходящим для такого типа удовольствия.
Другой тип удовольствия, также вызванный разрядкой напряжения, однако отличающийся по качеству от описанного выше, имеет своим источником психическое напряжение. Человеку может казаться, будто желание порождено требованиями тела, в то время как на самом деле оно определяется иррациональными психическими потребностями. Он может испытывать сильный голод, который вызван не нормальной физиологической потребностью организма, а психологическим стремлением заглушить тревогу или депрессию (хотя им и могут сопутствовать ненормальные физико-химические процессы). Хорошо известно, что желание напиться часто является следствием не жажды, а психологических причин.
Острое сексуальное желание также может быть обусловлено не физиологической, а психической потребностью. Неуверенный в себе человек, испытывающий настойчивое желание доказать себе, что он чего-то стоит, показать другим, насколько он неотразим, или подчинить их, «завоевав» сексуально, с легкостью окажется жертвой сильного сексуального желания и испытает мучительное напряжение, если оно останется неудовлетворенным. Такой человек склонен думать, что интенсивность его желания зависит от требований тела, хотя в действительности она определяется его психологическими потребностями. Невротическая сонливость представляет собой другой пример желания, которое воспринимается как вызванное телесными причинами, например, нормальной усталостью, хотя на самом деле она связана с такими психологическими факторами, как подавленная тревога, страх или гнев.
Подобные желания похожи на нормальные, физиологически обусловленные потребности, поскольку коренятся в отсутствии или недостатке чего-то. В первом случае нехватка коренится в нормальных химических процессах в организме, во втором она – результат психической дисфункции. В обоих случаях дефицит вызывает напряжение, разрядка которого приносит удовольствие. Все другие иррациональные желания, не принимающие форму телесных потребностей, такие как страстное стремление к славе, к власти или влечение к подчинению, зависть, ревность, также определяются структурой характера человека и порождаются ущербом или искажением личности. Удовольствие, испытываемое от удовлетворения этих страстей, также вызывается облегчением в результате разрядки психического напряжения, как и в случае вызванных неврозом телесных желаний.
Хотя удовольствие, получаемое от удовлетворения и подлинных физиологических потребностей, и иррациональных психологических устремлений, заключается в разрядке напряжения, его качество существенно различается. Желания, определяемые физиологией, такие как голод, жажда и т. д., удовлетворяются с устранением физиологически вызванного напряжения, и они появляются вновь, только когда снова возникает физиологическая потребность; таким образом, они ритмичны от природы. По контрасту с этим иррациональные желания ненасыщаемы. Желания завистника, собственника, садиста не исчезают с удовлетворением, разве что, возможно, ненадолго. Сама природа их такова, что они не могут быть «удовлетворены». Они возникают из внутренней неудовлетворенности. Отсутствие продуктивности и вытекающие из него бессилие и страх служат основой этих страстных устремлений и иррациональных желаний. Даже если человек мог бы удовлетворить все свои стремления к власти и разрушению, это не защитило бы его от страха и одиночества; таким образом, напряжение сохранилось бы. Воображение из благословения превращается в проклятие, поскольку человек не находит спасения от страхов; он воображает, что все большая степень удовлетворения излечит его жажду и восстановит внутреннее равновесие.
Мы видели, что удовольствия, получаемые от удовлетворения физиологических потребностей и невротических желаний, являются результатом разрядки мучительного напряжения. Однако если удовлетворение первых действительно является откликом на нормальную потребность и служит условием счастья, то удовлетворение вторых в лучшем случае приносит временное облегчение, что говорит о патологическом функционировании психики и глубоком несчастье. Я предлагаю называть удовольствие, извлекаемое из удовлетворения иррациональных желаний, «иррациональным удовольствием» в противоположность «удовлетворению», которое представляет собой исполнение нормальных физиологических желаний.
Для проблемы этики различие между иррациональным удовольствием и счастьем гораздо важнее, чем между иррациональным удовольствием и удовлетворением.
Неудовлетворенные телесные потребности создают напряжение, разрядка которого приносит удовлетворение. Его основой служит именно отсутствие напряжения. Иррациональные желания также порождаются нехваткой, но иного рода: неуверенностью и тревожностью человека, побуждающих его ненавидеть, завидовать или подчиняться; удовольствие, извлекаемое из этих устремлений, порождается фундаментальным отсутствием продуктивности. Как физиологические, так и иррациональные психологические потребности являются частью системы нехватки.
Однако помимо пространства нехватки существует и пространство избытка. Если у животных избыток энергии выражается в игре[122], то пространство избытка – чисто человеческий феномен. Это пространство продуктивности, пространство внутренней активности. Оно существует лишь постольку, поскольку человек не должен работать исключительно ради пропитания и тратить на это большую часть своей энергии.
Эволюция человечества характеризуется расширением пространства избытка, излишка энергии, который может расходоваться для достижения чего-то помимо одного лишь выживания. Этот излишек порождает все истинно человеческие достижения.Во всех сферах деятельности существует различие между нехваткой и избытком и тем самым между удовлетворением и счастьем, даже в отношении таких элементарных потребностей, как пища и секс. Удовлетворение физиологической потребности, например, сильного голода, приятно, поскольку облегчает напряжение. От насыщения по качеству отличается удовольствие, которое приносит удовлетворение аппетита. Аппетит есть предвкушение приятных вкусовых ощущений; в отличие от голода он не вызывает напряжения. В этом смысле вкус – продукт культурного развития и утонченности, подобно музыкальному или художественному вкусу, которые могут развиться только в ситуации избытка, и в культурном, и в психологическом смысле слова. Голод – феномен недостатка, а его удовлетворение – необходимость.
Сходное различие может быть обнаружено и в отношении секса. Согласно взгляду Фрейда, сексуальное желание – побуждение, вызванное исключительно физиологически обусловленным напряжением, которое, как и голод, облегчается удовлетворением. Однако Фрейд игнорировал сексуальное желание и удовольствие, которые, как и аппетит, могут существовать исключительно в пространстве избытка и являются исключительно человеческим феноменом. Сексуально «голодный» человек удовлетворяется разрядкой напряжения, физиологического или психологического, и это удовлетворение доставляет ему удовольствие[124]. Однако сексуальное удовольствие, которое мы называем радостью, коренится в избытке и свободе и является выражением чувственной и эмоциональной продуктивности.
Широко распространено представление о том, что радость и счастье идентичны счастью, сопровождающему любовь. Более того, для многих любовь представляется единственным источником счастья. Однако в любви, как и во всех других видах человеческой активности, следует различать продуктивную и непродуктивную формы. Непродуктивная, или иррациональная, любовь, как я показал, может быть любой разновидностью мазохистского или садистского симбиоза, когда отношения основываются не на взаимном уважении и единении, а на зависимости двух людей друг от друга в силу их неспособности полагаться на самих себя. Такая любовь, как и все другие иррациональные влечения, основывается на нехватке, на отсутствии продуктивности и внутренней надежности. Продуктивная любовь, самая тесная связь между двумя людьми, одновременно обеспечивающая сохранение личностной целостности каждого, есть феномен избытка; проявление способности к ней есть свидетельство человеческой зрелости. Радость и счастье сопутствуют продуктивной любви.
Во всех сферах активности различие между нехваткой и избытком определяет качество испытываемого удовольствия. Каждый человек испытывает удовлетворение, иррациональные удовольствия и радость. Различаются люди по относительному весу каждой разновидности в их жизни. Удовлетворение и иррациональные удовольствия требуют не эмоциональных усилий, а только создания условий для разрядки напряжения. Радость – это достижение, она предполагает внутреннее усилие, проявление продуктивной активности.
Счастье – также достижение, порожденное внутренней продуктивностью человека, а не дар богов. Счастье и радость не являются удовлетворением потребности, возникшей в результате физиологической или психологической нехватки; они – не разрядка напряжения, а спутники всякой продуктивной активности – в мыслях, в чувствах, в поступках. Радость и счастье качественно между собой не различаются; их отличие заключается только в том, что радость относится к единичному акту, а счастье может рассматриваться как продолжительное и всеохватывающее переживание радости; мы можем говорить о «радостях» (во множественном числе), но только о «счастье» (в единственном).
Счастье – показатель того, что человек нашел ответ на вопрос человеческого существования в продуктивной реализации своих возможностей, одновременном единстве с миром и сохранении целостности своего Я. Продуктивно тратя энергию, он увеличивает свои силы, он «горит и не сгорает».
Счастье – критерий превосходных достижений в искусстве жить, добродетели в том смысле, какой она имеет в гуманистической этике. Счастье часто рассматривается как логическая противоположность горю и боли. Физическое или психологическое страдание есть неизбежная часть человеческого существования. Полностью избавить себя от горя можно только ценой полной отчужденности, которая исключает способность испытывать счастье. Таким образом, противоположностью счастья оказывается не горе или боль, а депрессия, проистекающая из внутреннего бесплодия и непродуктивности.
До сих пор мы имели дело с типами переживания удовольствия, наиболее значимыми для этической теории: удовлетворением, иррациональным удовольствием, радостью и счастьем. Остается кратко рассмотреть два менее важных комплексных типа удовольствия. Один из них – это удовольствие, сопровождающее выполнение любой задачи, которую человек перед собой поставил. Я предлагаю называть такой тип «вознаграждением». Достижение чего-то, что человек себе наметил, радует, хотя такая активность не обязательно является продуктивной; это доказательство силы человека и его способности успешно взаимодействовать с внешним миром. Вознаграждение не особенно зависит от специфики деятельности: человек так же может получить вознаграждение за хорошую партию в теннис, как и за успех в бизнесе. Значение имеет только то, что задача, которую человек поставил перед собой, была в определенной мере трудной, и он решил ее с удовлетворительным результатом.
Другой тип удовольствия, который осталось рассмотреть, основывается не на усилии, а, напротив, на расслаблении; такое удовольствие сопровождает приятную деятельность, не требующую напряжения. Важная биологическая функция расслабления заключается в регулировании ритма, в котором действует организм: он не может быть постоянно активным. Слово «удовольствие» без уточнений представляется наиболее подходящим для обозначения того приятного ощущения, которое порождается расслаблением.
Мы начали с рассмотрения проблематичного характера гедонистической этики, утверждающей, что целью жизни является удовольствие, а потому удовольствие – это благо само по себе. В результате анализа различных видов удовольствия мы теперь можем сформулировать свою точку зрения на этическую ценность удовольствия. Удовлетворение как разрядка физиологического напряжения не хорошо и не плохо; в этическом смысле оно нейтрально, так же как вознаграждение и удовольствие. Иррациональное удовольствие есть указание на алчность, на неудачу в разрешении проблемы человеческого существования. Счастье (радость), напротив, представляет собой доказательство частичного или полного успеха в «искусстве жизни». Счастье – величайшее достижение человека, отклик его целостной личности на продуктивную ориентацию по отношению к самому себе и к внешнему миру.
Гедонистические мыслители не сумели в достаточной мере проанализировать природу удовольствия, представив дело таким образом, будто самое легкое в жизни – получить какое-либо удовольствие – является одновременно и самым ценным. Однако ничто ценное не бывает легким; поэтому ошибка, допущенная гедонистами, облегчила задачу тем, кто выступал против свободы и счастья и утверждал, что сам отказ от удовольствия – доказательство добродетели. Гуманистическая этика постулирует, что счастье и радость – главные добродетели, однако при этом требует от человека не самого легкого, а самого трудного – полного развития его продуктивности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
3. УДОВОЛЬСТВИЯ В БРАКЕ
3. УДОВОЛЬСТВИЯ В БРАКЕ Представление о браке как о единственном типе связи, допускающем aphrodisia, порождает (или должно порождать) ряд вопросов, касающихся места, роли, формы, предназначения половых актов в игре любовных или уставных отношений между мужчиной и женщиной.
Принцип удовольствия и производительная сила
Принцип удовольствия и производительная сила И наоборот, мельчайший из объектов, инвестированный имплицитно в модель женского тела-объекта, фетишизируется таким же образом, в результате осуществляется пропитывание всей области «потребления» эротикой. Здесь
84. Принцип удовольствия
84. Принцип удовольствия Так бывает — годами вы ждете прорыва в карьере, и тут вдруг у вас появляется сразу два варианта одновременно. Пенни, наконец, предложили две посольские должности, обе в небольших государствах островов Южного моря, с похожим размером, ландшафтом и
ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ
ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ Дионисийские оргии часто ассоциировались не только с пьянством, но и с чувственными удовольствиями. Молодой царь Пен-фей у Еврипида рассказывает: Да говорят, какой-то чародей Пожаловал из Лидии к нам в Фивы… Вся в золотистых кудрях голова И
Принцип удовольствия и страдания
Принцип удовольствия и страдания Базовое Я стремится к удовольствиям и избегает страданий. Воля к переменам вырабатывается путем:Знания тех объемов энергии, которые нам необходимы.Осознания силы естественного сопротивления Базового Я.Преодоления этого
Подсчет удовольствия
Подсчет удовольствия Движущая сила всякой фурьеристской конструкции (и всякой комбинации) — не справедливость, равенство, свобода и т. д., но удовольствие. Фурьеризм есть радикальный эвдемонизм. Фурьеристское удовольствие (называемое позитивным удовольствием) очень
Понятие удовольствия
Понятие удовольствия Удовольствие (или наслаждение) — это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С биологической точки зрения, роль удовольствий и страданий определяется тем, что они выполняют адаптивную функцию: удовольствие
Этика удовольствия
Этика удовольствия Субъективно удовольствие приятно и потому желанно. Как таковое удовольствие может представлять для индивида ценность саму по себе и определяющим образом влиять на мотивы его действий. В анализе гедонического опыта следует различать психологический
б. Типы удовольствия
б. Типы удовольствия Анализ качественной разницы между разными типами удовольствия является, как уже говорилось, ключом к проблеме соотношения удовольствия с этическими ценностями[121].Один из типов, который Фрейд и другие считали сущностью всех удовольствий, составляет
6.2. Правила сохранения и развития удовольствия[187]
6. 2. Правила сохранения и развития удовольствия[187] 6.2.1.Осмотрительность в удовольствии Удовольствие представляет собой момент возвышенный и прекрасный, но необходимо уметь его переживать и координировать, так как для большинства людей в нем кроется возможность
1. ЦЕННОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ И СЧАСТЬЯ
1. ЦЕННОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ И СЧАСТЬЯ Многие поступки совершаются Человеком, по–видимому, вполне бескорыстно, без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды. Во многих поступках трудно найти какое?либо эгоистическое или даже вообще эгоцентрическое
ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ
ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ Нем.: Lustprinzip. – Франц.: principe de plaisir. – Англ.: pleasure principle. – Исп.: principio de placer. – Итал.: principle di piacere. – Португ.: principle de prazer.• Один из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Цель психической деятельности в целом – избежать
Подход к понятиям «удовольствия» и «боли» с позиций ИИ
Подход к понятиям «удовольствия» и «боли» с позиций ИИ Согласно одному из распространенных убеждений, ИИ может указать нам путь к своего рода пониманию таких категорий восприятия, как счастье, боль, голод. Возьмем, к примеру, черепашку Грэя Уолтера. Когда ее батареи
Принцип Удовольствия (Plaisir, Principe De -)
Принцип Удовольствия (Plaisir, Principe De -) В приближенном виде его сформулировал Аристотель: «Удовольствия люди избирают, а страданий избегают» («Никомахова этика», книга Х, 1).Ему вторит Эпикур: «Ведь ради этого мы все делаем – именно чтобы не иметь ни страданий, ни тревог. […]
Урок 2. Виды наслаждений | Уроки и лекции
Удовольствия бывают «низкие» и «высокие».
Наслаждение пищей сродни животным инстинктам. Необходимо стремиться к получению удовольствия с определенной целью.04.06.2004 01:16 2905
Шолем Лугов
Урок 2. Виды наслажденийНа прошлом уроке мы выяснили, что слово «шитим» является однокоренным со словом «шита», что означает уклонение и глупость. Удовольствия, даже разрешенные, запрещены Торой и вызываются злым началом которое сначала заставляет человека уклониться от путей истины, а затем обвиняет его.
Существует несколько видов удовольствий. Наслаждение деликатесами — это самая грубая форма удовольствия, как и все физические удовольствия в общем. Можно сказать, что это животные наслаждения. Ведь животные руководствуются в поисках наслаждений своим инстинктам, совершенно оставаясь равнодушными к другим вещам.
Следующий, более высокий вид удовольствия, это эстетические удовольствия — например когда мы слушаем прекрасную музыку. Такое удовольствие имеет более духовный источник.
Еще выше удовольствия проистекающие от черт характера, например, когда один человек сделал доброе дело другому, это может вызвать в нем глубокое удовлетворение. Тут есть две категории. Доброе дело может быть совершено ввиду врожденной склонности к добру, без интеллектуальных усилий. То есть человек оказывает добро без всякой задней мысли, не рассчитывая на награду. Удовольствие полученное от этого будет животным, как импульс природной любви. Как уже было сказано, животное является эмоциональным созданием. Когда человек получает удовольствие только от эмоциональных поступков, тогда он похож на животное. Все эмоции и поступки человека должны совершаться под воздействием интеллекта.
Черта доброты, например, должна разделять между добром и злом. Под влиянием обстоятельств человек должен быть добр к тому, кто не заслуживает этого, но в этом поведении должна быть цель, «прибыль» от этого. Так праотец Авраам предлагал прохожим еду и питье в пустыне с намерением сообщить им о наличии Всевышнего в мире и приблизить человечество к Нему.
В Талмуде приводится рассказ из его жизни, который замечательно иллюстрирует нам, что такое настоящее милосердие, то есть милосердие контролируемое разумом.
Как известно, Авраам занимался тем, что распространял среди людей знания о Всевышнем и о путях служения Ему. Авраам установил свой шатер в пустыне, и любой путник был в нем долгожданным гостем. После роскошной трапезы гости начинали благодарить Авраама, но он отвечал, что благодарить следует того, кто сотворил все, включая еду, которую они ели, то есть Всевышнего, Благословен Он.
Были среди гостей и такие, которые отказывались благодарить Всевышнего. Им Авраам подавал счет за трапезу по ценам, соответствующим ценности деликатесов, поданных в условиях пустыни. Тогда гостям не оставалось иного выхода, кроме как произнести: «Благословен Владыка мира, которому принадлежит пища, съеденная нами!»
Итак, как мы видим, гостеприимство Авраама проистекало не из его природной доброты. Оно было результатом осмысленного решения, целью которого было приблизить людей к Всевышнему.
Заключение.
Удовольствия бывают «низкие» и «высокие». Наслаждение пищей сродни животным инстинктам. Необходимо стремиться к получению удовольствия с определенной целью.
Опубликовано: 04.06.2004
До: Урок 1. Глупость уводит в сторону
После: Урок 3. От чего нужно получать наслаждение?
Комментарии: 0
Уроки и лекции
Описание подраздела
→ После того, как мы закончили изучение вводных уроков по книге «Тания», вам предлагается более «продвинутую» серию уроков, составленных на основе книги Ребе РАШАБа «Кунтрес умааян».
Календарь
Месяц Кислев17-й день — благо
ВРЕМЯ МОШИАХА — еженедельная газета
19 Кислева — новый год хасидизма — через 3 дня
Праздник Ханука — через 9 дней
Праздник освобождения книг — через 19 дней
Закат солнца: 16:25:14
Новое
Уроки и лекции:: Врата упования: 2. Введение. Спокойствие [279]
Служебное:: Наши проекты: Виртуальная еврейская община [208]
Служебное:: Доска объявлений: Фортепианное пособие для начинающих [100]
Уроки и лекции:: Трактат 5666 года : Урок 13. Перегородка (парса) [117]
Точка зрения:: Актуально: Почему я редко критикую правых [153]
Народы мира:: 7 законів нащадків Ноя: Любавицький Ребе — Король Мошіах! [153]
Уроки и лекции:: Врата упования: 1. Введение. Преимущества упования на Б-га [401]
Точка зрения:: Сильный Израиль: 35% случаев ассимиляции приходится на религиозный сектор [308]
Народы мира:: 7 законів нащадків Ноя: Про особистість та ім’я Мошіаха [114]
Вопрос-ответ:: Тора: Зачем Тора перечисляет животных, которые Яаков послал Эсаву? [155]
100 новых поступлений
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Объяснения > Эмоции > Счастье > 14 удовольствий Бентама Разум | Богатство | Навык | дружба | Доброе имя | мощность | Благочестие | Доброжелательность | Злоба | Память | Воображение | Ожидание | Ассоциация | Рельеф
Джереми Бентам был основателем Утилитаризм, где фундаментальная аксиома состоит в том, что это величайшее счастье величайшего количество людей, которое должно быть основой для всех решений. Он определил четырнадцать удовольствий, которые мы все ищем и которые вызывают счастье. 1. Чувственные удовольствияСтимулирование чувств разными способами вызывает возбуждение, которое часто может быть приятный. Бентам описывает их как:
2. Удовольствия богатстваС деньгами у вас есть контроль и статус, который, как базовые потребности, может привести к большему счастью. Бентам описывает удовольствия богатства как те, которые: …человек способен исходить из сознания обладающий какой-либо статьей или статьями, которые стоят в списке инструментов пользование или безопасность, и, в частности, во время его первого приобретения их; в это время удовольствие может быть названо удовольствием выгоды или удовольствием приобретения: в других случаях удовольствие обладания. 3. Удовольствия мастерстваРадость просто в том, что ты можешь что-то сделать, будь то интеллектуальные упражнения или физические действия. Когда мы достигаем наших целей, мы чувствуем достижений и надежное знание того, что мы находимся под контролем. По этому поводу Бентам сказал: Удовольствие от мастерства, полученное на определенных объекты, это те, которые сопровождают применение таких конкретных инструменты наслаждения для их использования, поскольку они не могут быть применены без большую или меньшую долю трудностей или усилий. 4. Удовольствия дружбыДружба — это классический путь к счастью, и те, у кого есть хорошие друзья (и которые являются хорошими друзьями) могут рассчитывать на более долгую и полноценную жизнь. Бентам описал это следующим образом: Удовольствие от дружбы или саморекомендации удовольствия, которые могут сопровождать убеждение человека в приобретении или владение доброй волей такого или такого переуступаемого лица или лиц в частности: или, как говорится, быть в хороших отношениях с ним или с ними: и в результате того, что он может пользоваться их спонтанные и безвозмездные услуги. 5. Удовольствия доброго имениИмя одного свой бренд. То, кем вы являетесь в обществе, во многом является тем, кто вы есть на самом деле. Если у вас есть хороший репутация человека, то вы фактически имеете значительный кредит социальный капитал, который, в свою очередь, позволяет вам спрашивать других и ожидать люди, чтобы помочь вам без подсказки. Бентам описал удовольствия доброго имени как то, что: …сопровождать убеждение в том, что мужчина находится в приобретение или обладание благосклонностью мира к нему; то есть, о тех членах общества, с которыми он, вероятно, будет иметь дело; и как средство из него либо их любовь, либо их уважение, либо и то, и другое; и как плод этого, его мешают воспользоваться их спонтанным и беспричинным Сервисы. Их также можно назвать удовольствиями доброй славы, удовольствия чести или удовольствия моральной санкции. 6. Удовольствия властиСила дает возможность влиять других и является ключевым фактором, влияющим на чувство контроль. Бентам отметил аспект боли-удовольствия власти, описывая удовольствия как те, что сопровождают: . .. убеждение человека в том, что он в состоянии распоряжаться люди, посредством своих надежд и опасений, чтобы дать ему пользу их услуги: то есть надеждой на какую-либо услугу или страхом перед какой-либо медвежью услугу, чтобы помешать оказать им 7. Радости благочестияПочти в противоположность силе благочестие заключается в том, чтобы быть почтительным и послушным, в том числе к семье, государству и церкви. Социальное ценности описывают, что такое «хорошо», и соблюдение этих правил может сделать вас чувствуют себя хорошо, особенно в отличие от тех злых людей, которые не следуют правила, как и вы. Бентам сказал: Удовольствия благочестия – это удовольствия, сопровождающие вера человека в приобретение или обладание доброй волей или благосклонность Высшего Существа: и как плод этого, его бытие в некотором роде наслаждаясь удовольствиями, которые должны быть получены по особому назначению Бога, либо в этом жизни или в жизни грядущей. Их также можно назвать удовольствиями религии, удовольствия религиозного настроения или удовольствия религиозного санкция. 8. Удовольствия доброжелательностиКогда у вас есть сила в виде ресурсы, которые вы можете использовать для любой цели, вы можете найти счастье в служение другим, помогая тем, кто менее способен помочь себе сам. Бентам описал их как: …удовольствия от просмотра любых удовольствий предполагается, что им обладают существа, которые могут быть объектами благотворительности; к остроумие, чувствительные существа, с которыми мы знакомы; под которым обычно включено, 1. Высшее Существо. 2. Люди. 3. Другие животные. Это может также можно назвать удовольствиями доброй воли, удовольствиями симпатии или удовольствия доброжелательных или социальных привязанностей. 9. Злобные удовольствияВ отличие от доброжелательности, сила может быть использована во вред другим, и это печальный приговор человеческому положению, что мы можем найти удовольствие в дискомфорт других (то, что немцы называют «злорадством»). Если мы честны, большинство из нас желали зла другим, а также причиняли им боль. Бентам сказал, что удовольствия злобы исходят от: …взгляд на любую боль, которую, как предполагается, испытывает существа, которые могут стать объектами недоброжелательности: а именно, 1. Люди. 2. Другие животные. Их также можно назвать удовольствиями недоброжелательности, удовольствиями вспыльчивого аппетита, удовольствия антипатии или удовольствия злобные или диссоциальные привязанности 10. Радости памятиИметь хорошую память можно быть благословением по многим причинам. По крайней мере, есть польза в возможности запоминать изученное. Кроме того, можно вспомнить прошлые удовольствия и способен предаваться ностальгическому наслаждению. Бентам описал их как: …удовольствия, которые после наслаждения такими-то и такими-то удовольствий, а в некоторых случаях даже после того, как человек испытал такие-то и такие-то боли, будет время от времени испытывать, вспоминая их точно в порядке и в обстоятельства, в которых они действительно наслаждались или страдали. Эти Производные удовольствия, конечно, можно разделить на столько видов, сколько существуют оригинальные восприятия, откуда они могут быть скопированы. Они также могут можно назвать удовольствиями простого воспоминания. 11. Удовольствия воображенияЧеловеческое воображение замечательно своей способностью создавать виртуальные реальность, которая, в крайнем случае, более реальна, чем реальный мир. По крайней мере воображение позволяет предаваться фантазиям. Это также может помочь вам мечтать о будущем которые вы можете практически реализовать. Бентам описал удовольствия воображения как: …удовольствия, которые можно получить от созерцания любых таких удовольствий, которые могут быть вызваны памятью, но в разного порядка и сопровождаются разными группами обстоятельств. Это может соответственно относиться к любому из трех основных моментов времени, настоящее, прошлое или будущее. Очевидно, что они могут допускать столько же различий, как у представителей предыдущего класса. 12. Удовольствия ожиданияВоображение помогает вам думать о будущем и создавать ожидания для грядущие удовольствия. Это ожидаемое удовольствие может быть столь же хорошим, если не лучше, чем удовольствие от происходящего. Бентам описал их как: …удовольствия от созерцания любого своего рода удовольствие, относящееся к будущему времени и сопровождаемое чувством вера. Они также могут допускать такие же различия 13. Удовольствия, зависящие от ассоциацииЧеловеческий мозг работает, связывая нейроны в мысли и сны, которые могут привести к приятным мечтам. В мечтах, например, мы задаемся вопросом о том, что может быть и может придумывать связанные идеи, которые приносят нам дополнительную пользу. Бентам объясняет: …удовольствия от общения – это удовольствия, которые объекты или события могут оказаться не сами по себе, а просто в в силу какой-то ассоциации, возникшей у них в уме с определенными объектами или инциденты, которые сами по себе приятны. Так обстоит дело, для например, с удовольствием умения, когда предоставляется такой набор инцидентов как составить партию в шахматы. Это вытекает из его приятного качества связь частично с удовольствиями от мастерства, как это осуществляется в производстве происшествий, доставляющих удовольствие сами по себе: отчасти из-за связи с радости власти. Так обстоит дело и с радостью удачи, когда вызванные такими инцидентами, которые составляют азартную игру или любую другую игру шанс, когда играли впустую. Это вытекает из приятного качества его связь с одним из удовольствий богатства; а именно, с удовольствием приобрести его 14. Удовольствия облегченияРельеф – форма закрытия где ожидаемое неприятное событие не происходит. В таких случаях отсутствие неприятность переживается как приятность сама по себе. Комментарий Бентама по этому поводу: В каталог удовольствий соответственно можно добавить удовольствия облегчения: или удовольствия, которые испытывает человек, когда после того, как он переносит какую-либо боль в течение определенного времени, она прекращается или утихать. Конечно, их можно разделить на столько видов, сколько существует боли: и может породить столько удовольствий памяти, воображения и ожидания. Бентам был очень проницательным философом, составившим интересный список удовольствия, которые вы можете учитывать при попытке убедить. Если вы можете предложить увеличить удовольствие (или угрожать его уменьшением), то этого может быть достаточно для вам добиться согласия. См. такжеУтилитаризм
Джереми Бентам, Введение в принципы морали и Законодательство (1789; 2 изд., 1823)
|
Как понять 5 основных уровней жизненных удовольствий
Получите полный доступ к Outside Learn, нашему образовательному онлайн-центру с углубленными курсами йоги, фитнеса и питания, когда вы Зарегистрируйтесь на Outside+.
Примите жизнь, поняв 5 основных уровней жизненных удовольствий.
Недавно мне позвонила женщина по имени Рита в легкой панике. Она убежденная веганка, которая последние пять лет придерживается строгой диеты. Но в течение нескольких месяцев она жаждала — и ела — мороженого, пиццы и других продуктов, от которых обычно воздерживалась. Она беспокоилась, что впадает в самоуспокоенность.
Моя непосредственная интуиция подсказывала, что ее система стремится к равновесию. Если вы здоровы, жажда определенного вида удовольствия часто является признаком того, что вы зашли слишком далеко в воздержании от него. Это верно, будь то удовольствие от сладостей, удовольствие от любви или удовольствие от глубокой практики.
Но Рита не единственная известная мне йога, которая путается в гранях между удовольствием и потворством своим желаниям. Это и понятно, ведь традиции йоги несколько расходятся по вопросу об удовольствии. Некоторые из них, особенно классическая йога и веданта, видят основное противоречие между йогой и наслаждением. Эта точка зрения резюмируется в известном стихе Катха-упанишады, текста ведантической йоги: «И хорошее, и приятное приближаются к человеку. Мудрый предпочитает хорошее приятному».
Поколения практикующих восприняли это как призыв искать голый бетонный пол, а не мягкий ковер, и воздержание, а не совокупление. (Возможно, было бы более уместно интерпретировать это утверждение как поощрение выбирать утреннюю практику вместо дополнительного часа сна!) Бетонные полы в стороне, в том, что говорится в тексте, есть правда, особенно если вы замените фразу «комфорт». зона» для «удовольствия». Трансформация требует, чтобы вы были готовы выйти за пределы того, что удобно.
Но тантрические авторы «Виджняна Бхайрава» и «Спанда Карикас» — двух продвинутых текстов по йоге — имеют гораздо более тонкое понимание удовольствия. Если классическая йога и веданта рассматривают мир как в основе своей иллюзорный, а его удовольствия — как отвлекающие факторы, которые следует превзойти, то тантрики рассматривают тело и мир как шакти, или божественную сознательную энергию. Одна из самых прекрасных тантрических идей состоит в том, что тело, чувства и мозг являются инструментами, с помощью которых дух или сознание получает удовольствие от самого себя. Когда вы смотрите на жизнь таким образом, наслаждение, переживаемое с осознанием, становится способом почитания Божества. В известном тантрическом стихе говорится: «Некоторые люди думают, что там, где есть йога, не может быть наслаждения, а там, где есть мирское удовольствие, не может быть йоги. Но на этом пути и йога, и мирские наслаждения приходят и сидят у вас на ладони».
Конечно, чтобы соединить йогу и мирские удовольствия, нужна дисциплина. Один из моих учителей однажды посоветовал ученице с избыточным весом, пристрастившейся к шоколаду, предлагать себе крошечные кусочки шоколада, как если бы она предлагала сладости внутреннему божеству, и жевать их очень медленно. Я не знаю, сработало ли это для того человека, но я использовал эту практику в течение многих лет как способ наслаждаться сладостями, не переусердствуя. Дисциплина и чувство священного являются ключевыми здесь. Но так же и удовольствие.
См. также 4 способа дышать через переедание
Удовольствие
Удовольствие — это эмоциональная основа нашего чувства жизненной силы. Более того, это главный мотиватор в нашей жизни. Как духовный практикующий с 40-летним стажем, я видел это снова и снова, в себе и в своих учениках. Невозможно продолжать какую-либо практику, если она не приносит вам удовольствия. Все, что вы практикуете только потому, что это полезно для вас, будь то диета, здоровые отношения, работа или медитация, в конечном итоге отпадет, если вы не будете получать от этого удовольствие.
С мистической точки зрения ваша способность к наслаждению является признаком присущего творению блаженства. С точки зрения науки о мозге, вы созданы для удовольствия. Центры удовольствия расположены в среднем мозге, вместилище эмоций, и они предназначены для возбуждения в ответ на стимулы, обеспечивающие ваше физическое выживание. Еда, секс, дефекация и аэробные упражнения запускают центры удовольствия, отправляя химические вещества, такие как дофамин и серотонин, в область коры головного мозга, где мозг распознает, что то, что вы делаете, хорошо и должно продолжаться.
В здоровых циклах высший мозг выбирает удовольствия, полезные для выживания человека и общества в целом. Однако в нездоровых циклах система может быть нарушена дисбалансом, будь то генетический, вызванный стрессом или химический. Это то, что происходит в нашем перегруженном стрессом обществе, где многие из нас вынуждены получать удовольствие от нездоровой пищи, наркотиков и развлечений, которые в конечном счете вредны для нашего благополучия и благополучия нашего общества, а не упомянуть планету. Но естественная склонность тела — воспринимать удовольствие как сигнал того, что вы на правильном пути.
Эти же самые центры удовольствия также активизируются рядом более тонких видов деятельности, включая йогу, пранаяму и медитацию; такие чувства, как сочувствие, благодарность и любовь; и многое другое. Исследования показывают, что всплески дофамина, которые мозг воспринимает как вознаграждение, сильнее и продолжительнее, когда мысли и действия, которые их вызывают, являются эвдоническими, то есть добрыми, мирными, щедрыми и полезными для самой жизни. Итак, наука о мозге подтверждает кое-что еще, что мудрецы йоги понимали интуитивно: удовольствие не только полезно для нашего выживания, но оно также имеет несколько уровней. Есть относительно поверхностные слои удовольствия и более глубокие. Вы достигаете более глубоких уровней удовольствия, только прилагая усилие — усилие, чтобы полностью присутствовать, проявлять осознанность, действовать с любовью, отказываться от ниточек, которые эгоистическое «я» привязывает к опыту. И как это ни парадоксально, это часто требует, чтобы вы отошли от простого комфорта.
Удовольствие не противоречит добру. Что противостоит добру, так это наша склонность к комфорту. Это важная идея, которая исходит из школы Муссар, системы этического обучения в мистической еврейской традиции, о которой я впервые узнал от духовного учителя Марка Гафни, который также познакомил меня с идеей о том, что удовольствие имеет уровни. Эта идея добавляет мощное измерение к обсуждению удовольствия, которое может помочь вам глубже понять, к чему, возможно, приводят такие тексты, как Катха-упанишада. Когда мудрец из «Катха-упанишад» говорит нам, что мудрый человек предпочтет благо приятному, он имеет в виду, что мудрый человек предпочтет добро простому удобству. Другими словами, мудрый человек предпочтет усилие и глубину лени и поверхностности.
См. также 10-минутная управляемая медитация для осознанного питания
Углубление
В йогическом смысле самое глубокое удовольствие исходит из величайшей глубины. Когда вы проникаете внутрь удовольствия — через осознанность, глубокое наслаждение или отречение — его божественное качество становится очевидным. Это верно независимо от того, получаете ли вы удовольствие от шоколада, занятий любовью, энергичной виньясы или погружения в воспевание.
Чтобы глубже ощутить йогу удовольствия, полезно думать об удовольствии с точки зрения пяти основных уровней, которые варьируются от относительно поверхностного до чрезвычайно тонкого: чувственное удовольствие, удовольствие от любовной близости, удовольствие от целенаправленного действия, удовольствие от творчества и удовольствие от погружения в дух. Более тонкие уровни удовольствия являются самыми богатыми и наиболее близкими к тому, что Упанишады подразумевают под «благом». Это то, что мы часто понимаем интуитивно, не имея возможности выразить это словами. Чего мы не всегда понимаем, так это того, что одним из признаков более тонких удовольствий является то, что они требуют больше усилий, больше практики.
Более того, эти уровни удовольствия не взаимозаменяемы. Это одна из причин, почему мы, люди, нуждаемся во всех этих видах удовольствий, потому что каждое из них имеет свою ценность и свои дары. Но никакое количество чувственных удовольствий, какими бы хорошими они ни были, не дадут вам пережить глубокую любовную близость, вот почему в конечном счете не работает секс или еда, заменяющие любовь. (Другими словами, когда вы чувствуете себя одиноким, позвоните другу вместо того, чтобы тянуться за куском пирога!) Точно так же радость любовной связи не может заменить сексуальное удовольствие, хотя, безусловно, усиливает его. Любящая близость не принесет вам удовольствия от работы для достижения значимой цели или даже более простого удовольствия от погружения в проект или задачу, так же как никакое удовлетворение от работы не принесет вам той особой радости, которую вы получаете от объятий со своим ребенком. . Ни одно из этих удовольствий не может быть заменено радостью творческого акта — потоком химических веществ удовольствия, которые переполняют вас, когда вы ощущаете, как через вас течет вдохновение, будь то создание искусства или переосмысление того, как вы живете. И даже наслаждение творчества не даст вам глубокого наслаждения мистического единения, наслаждения чистого Бытия.
См. также Как сохранить здоровье на веганской диете
Чувственные удовольствия
Чувственные удовольствия включают в себя вкус еды, прикосновение усыпанной росой розы или объятия возлюбленного, вид завораживающе красивого лица или отличное произведение искусства. Они могут быть довольно первобытными или очень утонченными — твинки-хозяйки обращаются к более грубой части вкуса, чем идеально сбалансированный крем-брюле. Но и то, и другое утоляет голод; оба стимулируют центры удовольствия в лимбической системе, хотя, когда рябь удовольствия от прикосновения искусного любовника или ароматного блюда великого повара достигает высших центров коры, стимулируемое ими удовлетворение может вызвать дрожь восторга, которую не может вызвать более грубое удовольствие. соответствие.
Что нужно, чтобы усилить чувственное наслаждение? Практика максимального удовольствия на этом уровне — это максимальная внимательность — способность полностью присутствовать на вкусе, прикосновении или аромате. Чем больше вы сможете присутствовать в физической вселенной и в своем собственном теле, тем больше будет ваше удовольствие.
Отвлечение — главный враг удовольствия. Когда мы отвлекаемся, мы можем заменить количество качеством, потянувшись за другой порцией, другим стимулятором или другим телом, потому что мы не присутствовали достаточно, чтобы в полной мере насладиться тем, что у нас есть. Итак, при дефиците удовольствия великие мастера этого предмета рекомендуют обратить внимание внутрь себя и погрузиться в вкус запаха, прикосновения, вида чувственного опыта. В тантрическом тексте «Виджняна Бхайрава» предлагается практика: когда вы едите спелый персик, или наблюдаете закат, или возбуждаетесь от прикосновения возлюбленного, сосредоточьтесь на внутреннем ощущении удовольствия, а не на явлении, которое его вызвало. Позвольте ощущению расшириться. Когда вы можете быть внутренне сосредоточены и полностью присутствовать в любой форме чувственного удовольствия, это может открыть дверь к глубокому йогическому самадхи, своего рода радостному физическому восторгу.
См. также 4 Замены натурального сахара на выпечку более здоровых угощений
Удовольствие от близости
Когда я вижу, как кто-то, кого я люблю, идет ко мне, что-то открывается или переворачивается в моем сердце, что-то, что связано с ним или с ней особенность, и с моей способностью воспринимать уникальную красоту личности каждого. Это удовольствие от интимной связи. Эта связь может произойти с вашим ребенком, романтическим партнером, другом, учителем или учеником, домашним животным и даже с группой.
Если практика для углубления физического удовольствия — это внимательность, то практика для получения удовольствия от любви — это доверие и принятие. Глубокое удовольствие от любовной близости возникает, когда вы можете сохранять чувство интимной связи с другим человеком, даже если он не удовлетворяет ваши потребности. Йога близости начинается, как и все формы внутренней йоги, с осознания. Осознайте тонкие ожидания, которые вы приносите. Обратите внимание, когда вы привязаны к определенному результату, и когда вы цепляетесь за боль. Все это мешает получать удовольствие от интимной любви. Вот почему прощение — одна из великих йогических практик, помогающих держать сердце открытым. Одна моя знакомая работает со своего рода мантрой, которая, по крайней мере, на короткое время помогает ей поддерживать чистоту каналов в своей семье. Он гласит: «Я прощаю тебя; пожалуйста, прости меня; давай простим себя».
Удовольствие от погружения в осмысленную работу
В пересказе Генрихом Циммером мифа о Каме (индийском боге удовольствий) первое, что говорит бог, когда он рождается в этом мире: «Какова моя работа? Скажи мне, для чего я здесь, ведь без цели жизнь не имеет смысла!» Вложить эти слова в уста бога наслаждения кое-что говорит о сильной радости этого третьего уровня наслаждения. Ни физическое удовольствие, ни удовольствие интимной любви не могут заменить удовольствия, которое вы получаете от осмысленной деятельности, от посвящения себя делу или задаче, в которую вы глубоко верите и которая, кажется, делает мир лучше.
Двое моих учеников до сих пор помнят чувство волшебства, которое они испытали несколько лет назад, когда пришли на помощь пострадавшим от землетрясения недалеко от азиатского пляжного курорта, где они случайно остановились. Когда они бросились на спасательную операцию, они обнаружили, что способны чувствовать, что нужно, и что каждое их действие было эффективным и гармоничным. Это полное посвящение всех способностей чему-то, что казалось жизненно важным, не только позволяло им быть по-настоящему полезными, но и приводило их к испытанию удовольствия, такого интенсивного, какого они никогда не знали.
Йогическая практика для доступа к этому уровню удовольствия заключается в том, чтобы делать то, что вы делаете, ради самой задачи, а не ради признания или одобрения. Бхагавадгита предлагает нам проверенную временем формулу, к которой я возвращаюсь снова и снова: «Вы имеете право на само действие, но не на его плоды». для признания, а не для самой работы, вы никогда не сможете получить истинное удовольствие от того, что вы делаете. Удовольствие исходит из вашей готовности приложить усилия ради чего-то большего, чем ваш непосредственный комфорт, и приложить усилия ради самого себя.
См. также 12 поз йоги, пробуждающих творческий потенциал
Удовольствие от вдохновения и творчества
Когда вы находитесь в состоянии подлинного творческого вдохновения, вы связаны с большей силой. Быть творчески вдохновленным — значит войти в зону, где идеи, движения, слова, музыка текут через вас. Удовольствие от истинного творчества исходит из того, что оно соединяет вас напрямую с Самостью, с врожденным творчеством самого универсального сознания. Бог — художник, говорит один из мудрецов кашмирского шиваизма, и когда мы наиболее креативны, мы больше всего соприкасаемся с Божественным. Вдохновенное творчество может протекать в беседе, когда все участники открыты для того, чтобы быть каналами для чего-то большего, чем любой отдельный человек может получить. Оно может возникнуть, когда вы просите внутреннего руководства в решении проблемы. Или это может прийти совершенно само по себе, как подарок.
Что нужно, чтобы испытать удовольствие от вдохновения? Во-первых, вы должны быть готовы и способны сдаться ему — отпустить страхи, сомнения и убеждения, которые мешают вам получать вдохновение. Во-вторых, вам нужно иметь навыки и терпение, чтобы воплотить вдохновение в действие. И в-третьих, вы должны уметь замечать и избегать гордыни, которая возникает, когда вы испытываете искушение «владеть» дарами вдохновения. Для того чтобы испытать всю глубину радости вдохновения, нужно, чтобы вы отпустили чувство «я сделал это» и осознали, что творческое вдохновение исходит из сущности, из Самости. Практика получения удовольствия от творчества — это недеяние: то, что даосизм называет действием бездействия.
Наслаждение Чистым Духом
Чем глубже уровень удовольствия, тем более трансперсональным оно становится. Тончайший и глубочайший слой наслаждения — это чистое, непосредственное общение с сущностью, с Богом, с внутренним Я. Вы можете испытать это как отдых в чистом сознании. Но вы также можете испытать этот тончайший вид удовольствия как близкое общение с очень личной формой Божественного. Йога преданности, или бхакти-йога, известна как путь глубокого, тонкого, таинственного удовольствия. В нем есть чувственное качество высшего вида физического удовольствия, сладость близости, бескорыстная приверженность погружению в нечто большее, чем вы сами, и взрывное вдохновение истинного творчества.
Наслаждение чистого духа приходит, когда отдельное чувство Я растворяется — хотя бы на мгновение — и вы входите в состояние чистого бытия. Ключ в том, чтобы позволить эго раствориться в присутствии, которое является его источником. Нелегкое дело, как скажет вам любой медитирующий, — на самом деле это не то, что вы можете сделать без изящества. Однако, хотя вы не можете заставить эго раствориться, есть практика, которая может дать вам моменты открытости чистому осознанию, и вы можете делать это в любой момент жизни.
Попробуйте. На мгновение просто отбросьте мысль о том, что вы — отдельное «я». Признайте, что «ваше» тело, разум и эмоции функционируют. Они продолжают прекрасно функционировать без ощущения существования «я», которое могло бы их испытать. Обратите внимание на то, что вы чувствуете. Посмотрим, сможешь ли ты вкусить редкое удовольствие от свободы. Когда чувство «я» вернется, снова отпустите его. Продолжайте настраиваться на то, что остается, когда «я» растворяется на мгновение. Посмотрите, сможете ли вы стать знатоком тонкого удовольствия, которое возникает, когда расслабляется эго.
См. также 4 способа подавить собственный творческий потенциал
Полное погружение
Как только вы ощутите хотя бы мгновение свободы от эго, вы сможете привнести это осознание в любое удовольствие. Каждый уровень удовольствия может стать путем к истинному Я, если вы знаете, как полностью погрузиться в опыт наслаждения без разделения, создаваемого эго. Как только вы узнаете, как подключиться к жизненно важному опыту удовольствия, вы обнаружите, что можете проследить любой опыт обратно в это вневременное место.