Вышиванка украинская – Интернет-магазин «Вышиванка.Нет»: производство и продажа вышиванок. Современные и традиционные вышиванки для всей семьи: женские, мужские, детские.

Украинская вышиванка Википедия

Мужская вышиванка. Женская вышиванка.

Вышива́нка (укр. вишиванка, белор. вышыванка) — современное разговорное название восточнославянской традиционной вышитой рубахи.

Обычно вышиванку изготовляли из самодельного полотна, которое ткали на станке. В орнаменте рубашки находили отображение местные особенности.

На протяжении исторического и культурного развития сложились наиболее уместные, с точки зрения практических и эстетических требований формы одежды, её крой, разнообразные методы и способы декоративного оформления. Среди них ведущее место занимает вышиванка. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка славянского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными.

В современной украинской терминологии вышиванками принято называть не только рубахи с традиционными народными вышивками, но и другие фасоны украинской народной одежды. К числу таковых относятся блузы с вышивкой, платья-вышиванки, пояса-вышиванки и т. д. Именно в украинской моде данный наряд получил наибольшее распространение и популярность как современный вариант одеяния.

Украинская вышиванка

История[ | ]

Искусство вышивки у славян своими корнями уходит в дохристианский период, как и все направление — имеет многовековую историю. Это подтверждают и результаты археологических раскопок, и свидетельства путешественников. В целом возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры. Связано это с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. За все время существования материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шёлка… Часто с целью обогащения одежды умельцы использовали жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

По свидетельствам Геродота, скифы имели одежду с вышитыми узорами. Общение с представителями других народов имело некое влияние на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она оставалась самобытной.

Знаменитый итальянский путешественник Жильбер де Ланнуа, дважды побывавший на территории тогдашнего Венгерского королевства — в 1412 и 1421 годах, — вспоминал, что рукавицы и шапки русинов были украшены вышивкой. С течением времени мастерство вышивания эволюционировало, приобретая новые черты. Народный опыт сохранил наиболее типичные и целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.

На рубеже XIX и XX веков вышитая украинская мужская рубашка отрывается от традиционного костюма, и начинает носиться в сочетании с европейской одеждой. Ведущую роль в учреждении моды надевания вышиванки под пиджак часто приписывают Ивану Франко, который «отличался от общественности своим костюмом — вышитой рубашкой среди пышных воротничков и галстуков»[1][2][3].

Пик моды на вышитые и народные рубашки в советских республиках пришёлся на 1920-е и начало 1930-х годов[4]. В УССР вышиванки, как торжественную одежду,

Украинская вышиванка Википедия

Мужская вышиванка. Женская вышиванка.

Вышива́нка (укр. вишиванка, белор. вышыванка) — современное разговорное название восточнославянской традиционной вышитой рубахи.

Обычно вышиванку изготовляли из самодельного полотна, которое ткали на станке. В орнаменте рубашки находили отображение местные особенности.

На протяжении исторического и культурного развития сложились наиболее уместные, с точки зрения практических и эстетических требований формы одежды, её крой, разнообразные методы и способы декоративного оформления. Среди них ведущее место занимает вышиванка. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка славянского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными.

В современной украинской терминологии вышиванками принято называть не только рубахи с традиционными народными вышивками, но и другие фасоны украинской народной одежды. К числу таковых относятся блузы с вышивкой, платья-вышиванки, пояса-вышиванки и т. д. Именно в украинской моде данный наряд получил наибольшее распространение и популярность как современный вариант одеяния.

Украинская вышиванка

История

Искусство вышивки у славян своими корнями уходит в дохристианский период, как и все направление — имеет многовековую историю. Это подтверждают и результаты археологических раскопок, и свидетельства путешественников. В целом возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры. Связано это с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. За все время существования материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шёлка… Часто с целью обогащения одежды умельцы использовали жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

По свидетельствам Геродота, скифы имели одежду с вышитыми узорами. Общение с представителями других народов имело некое влияние на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она оставалась самобытной.

Знаменитый итальянский путешественник Жильбер де Ланнуа, дважды побывавший на территории тогдашнего Венгерского королевства — в 1412 и 1421 годах, — вспоминал, что рукавицы и шапки русинов были украшены вышивкой. С течением времени мастерство вышивания эволюционировало, приобретая новые черты. Народный опыт сохранил наиболее типичные и целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.

На рубеже XIX и XX веков вышитая украинская мужская рубашка отрывается от традиционного костюма, и начинает носиться в сочетании с европейской одеждой. Ведущую роль в учреждении моды надевания вышиванки под пиджак часто приписывают Ивану Франко, который «отличался от общественности своим костюмом — вышитой рубашкой среди пышных воротничков и галстуков»[1][2][3].

Пик моды на вышитые и народные рубашки в советских республиках пришёлся на 1920-е и начало 1930-х годов[4]. В УССР вышиванки, как торжественную одежду, надевали и партийные руководители, и простые люди[5][6].

Вторая волна популярности народных рубах (в том числе и вышиванок), пришлась на вторую половину 1950-х и начало 1960-х годов. Многие это связывают с пребыванием во главе СССР Никиты Хрущёва (1953—1964), который любил именно украинские вышитые сорочки и сам часто появлялся на публике одетым в них. Ему следовали и другие должностные лица — вышивка приобрела черты деловой одежды[7][8][9].

С уходом с должности Никиты Хрущёва наступил закат популярности ношения вышиванок, который длился до начала эпохи независимости Украины

[10]. В период советского застоя вышиванка стала решительно диссидентской и патриотически-украинской одеждой или просто элементом национального русско-украинского сценического наряда.

В конце 1980-х годов на Украине начала вновь возрождаться мода на вышиванку. Как мужские, так и женские вариации на тему традиционных вышиванок сейчас распространены на митингах, торжественных и молодёжных мероприятиях, заняли своё место в свадебной моде. Наибольшую известность за годы независимости вышиванка получила после Оранжевой революции[11][12] и Евромайдана[13]. Украинцы все чаще надевают национальную одежду в праздничные дни — государственные и религиозные: День Независимости, День Конституции, День флага, Пасха, Рождество[13]. С 2006 года на Украине в третий четверг мая проводится ежегодный всемирный день вышиванки[13][14].

Согласно мнению украинских мастеров, вышиванка обязательно должна быть изготовлена вручную[источник не указан 385 дней]. Современные способы производства, конечно же, позволяют создать качественную вышивку в машинном исполнении, но наибольшую ценность имеют именно вышиванки ручной работы.

В 2005 году французский дизайнер Жан-Поль Готье после визита в Украину представил свою «украинскую коллекцию». Показы подчеркивали украинскую тематику коллекции. К примеру, сектора, на которые поделили зал, имели названия украинских городов: Житомир, Львов, Харьков, Ялта и другие. А Киевом Ж.-П. Готье назвал сам подиум. Даже модели платьев имели названия украинских регионов: «Буковина», «Крым» и другие[15].

В 2008 году арт-директор Dior Джон Гальяно представил коллекцию, в основу которой тоже легли украинские этномотивы. В коллекции доминировали темные цвета, а рукава блузок и подолы юбок модельер украсил вышивкой[15].

В 2015 году дом моды Valentino представил коллекцию, во время которой модели вышли на подиум в рубашках, платьях и костюмах, украшенных вышитым орнаментом. В коллекции присутствовали также традиционные украинские безрукавки из овчины. Модели также были одеты в верхнюю одежду, которую украинцы называют «жупанами»[15].

О международной популярности вышиванки свидетельствует также творчество украинского дизайнера Виты Кин. Ее вышитые платья можно увидеть на многих голливудских звёздах. В 2015 году американский журнал The Wall Street Journal назвал ее платья самыми популярными летними платьями года

[15].

В период проведения чемпионата Европы по футболу в 2012 году на Украине купила себе украинскую вышиванку американская певица Мадонна. Также любят носить вышиванки Мила Кунис, Дита фон Тиз, Сандра Буллок[13][неавторитетный источник?].

В опубликованной в феврале 2017 года статье Лианы Затенштайн в международном журнале мод Vogue впервые в значении «вышиванки» было использовано не словосочетание «embroidered shirt» (дословный перевод вышитая рубашка), а транслитерированное украинское слово «the vyshyvanka». Таким образом, слово «вышиванка» пополнило лексикон английского языка[16].

Группа орнаментов

Украинские вышивальщицы

С давних времен[каких?] основными темами вышивки были символики разных древних культур. На протяжении многих столетий конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их изображения не изменились. Темы орнаментов делятся на три основных группы: абстрактный рисунок, растения и животные.

Геометрические орнаменты вышивки происходят из славянской мифологии: «В некоторых видах декоративно-прикладного искусства (вышивка, керамика, резьба по дереву), имевших давнее историческое прошлое, до наших дней дошли орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них (в виде перекрещенного креста, квадрата, ромба, круга, наподобие пиктографического рисунка) являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями. Наряду с геометрическим орнаментом сохранялись традиционные для древнеславянской языческой мифологии сюжеты»[17].

В основе орнамента с растениями лежит желание внести в вышивку красоту природы. В украинской вышивке используются такие темы, как «виноград», «хмель», «дубовые листы» и др. Некоторые из них несут в себе отображение древних символических представлений народа. Так, например, узор «яблоко», разделенное на четыре сектора, с вышиванием противоположных частей в одном цвете — символ любви. В современной вышивке встречается и древний символ «дерево жизни», изображаемый преимущественно в форме листьев и ветвей.

В вышивках животных орнаментов изображаются: конь, заяц, рыба, лягушка; из птиц — петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых — муха, бабочка, паук, летучие жуки. Во многих случаях орнаменты с животными своеобразны, они свойственны каждой вышивальщице, изображениями олицетворяют её индивидуальное виденье узора. В подобных орнаментах выступают в разнообразных, часто изобретательных сплетениях (однако с сохранением традиционных требований к композиции) заячьи и волчьи зубы, чешуя карпа, бараньи рога и др. Солярные знаки: звезды, солнце, снежинки, круги, свастика.

Техники и географические особенности

Белорусские народные костюмы.

Отдельные вышивальные швы характерны для тех или других этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусской и русской вышивках.

Рубашки на Полтавщине вышиваются главным образом белыми нитями, очень редко красными или серыми. Манишки белых рубашек в старых образцах украшались белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания — шов «вперед иголкой» «крестик», шов «за иголкой».

Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки, которые установились в центральных областях Украины, но ей свойственны и совсем своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой нитью в результате чего узоры создают впечатления рельефных.

Вышивки Полесья — простые и четкие по композиции. Ромбовидная линия геометрического узора повторяется несколько раз. Вышивка красной нитью по белому-серому фону льняной холстины — графически четкая.

Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Узоры геометрические, четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-серой холстине. В южных районах области преобладают растительные мотивы.

Для Черниговской области характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитями или же с вкрапливанием красного и чёрного. Выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских рубашек.

Вышивкам Киевщины свойственный растительно-геометрический орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля или восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок Киевщины — белый, кораллово-красный, оттеняющий чёрный.

В южных областях Украины техника вышивки имеет много общего с устоявшимися правилами центральных районов, однако ей свойственны и полностью своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестиком или крестиком.

Для подольских рубашек характерны красочность и разнообразие швов. Типичным является стежок «паучком», которым обозначают вставки на рукава, клинья. Используется и цветная строчка — «шабак». В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет — чёрный с большим или более малым вкрапливанием красного, синего жёлтого или зелёного. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышивки, реже — двух — и трехцветные.

На юге Тернопольской области типичной является вышивка хлопковыми нитями с сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитями, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки к краю рукава.

Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка росписью, настилка, верхошов, зерновой вывод, вырезание; разнообразные виды черных, белых и цветных стежков. Рядом с основными швами применяются и вспомогательные — вышивка росписью шов «вперед иголкой», контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.

Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья является большое количество отдельных частей региона со своим колоритом. Каждое село отличается от других своеобразием вышивки, богатством орнамента и неповторимостью цветов.

В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок геометрический, белый фон не заполняется, что добавляет узорам прозрачность и легкость.

На Буковине, кроме растительных и геометрических мотивов, пользуются популярностью и изображения животных, вышитых гладью (белой), мелким крестиком, штаповкой, крученным швом. Вышивальный материал — бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нити, металлические блёстки.

Гуцульские вышивки характеризуются разнообразностью геометрических и растительных узоров, богатством соединений цветов, главным образом красного с жёлтым и зелёным, причем доминирует красный цвет. Два или три оттенка жёлтого цвета просветляют вышивку и добавляют ей золотистый отблеск.

Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг («кривуля») в разных техниках выполнения. Цветовая гама вышивок достаточно широкая: красный сообщается с чёрным (при этом выделяется один цвет — чёрный или красный), применяются как белый, так и многокрасочный орнаменты.

См. также

Примечания

Ссылки

Украинская вышиванка (монета) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Украинская вышиванка
Страна  Украина
Номинал 5 гривен
Диаметр 35,0 мм
Масса 16,54 г
Гурт рифлёный
Металл нейзильбер
Годы чеканки 2013
Аверс
Реверс

Украинская вышиванка — памятная нейзильберовая монета номиналом 5 гривен, выпущенная Национальным банком Украины. Посвящена элементу народного костюма, украинской вышиванке.

Монета была введена в оборот 20 августа 2013 года.

Номинал грн. Металл Масса, г Диаметр, мм Качество
изготовления
Гурт Тираж, штук
5 нейзильбер 16.54 35,0 специальний анциркулейтед рифлёный 30 000

Аверс[править | править код]

На рельефной поверхности поля аверса, вверху малый Государственный Герб Украины, надпись полукругом «НАЦІОНАЛЬНИЙ БАНК УКРАЇНИ», изображение девушки с веткой в руках, которая вышивает полотно, фрагмент которого цветной (использована тампопечать), на фоне полотна номинал — «5 гривень», под которым справа — год чеканки монеты «2013». На монете из нейзильбера слева расположен логотип Монетного двора Национального банка Украины.

Реверс[править | править код]

На реверсе монеты расположен цветной фрагмент полотна вышиванки (использована тампопечать), надпись полукругом «УКРАЇНСЬКА» (вверху) «ВИШИВАНКА» (внизу).

  • Художники: Таран Владимир, Харук Александр, Харук Сергей.
  • Скульпторы: Демьяненко Владимир, Атаманчук Владимир.

Цену монеты — 20 гривен установил Национальный банк Украины в период реализации монеты через его филиалы в 2013 году.

Фактическая приблизительная стоимость монеты с годами изменялась так:

Украинская вышиванка мужская, женская, детская. Украинская национальная одежда

Каждый народ славится своими особенными традициями. Но, наверное, ничто так не передаёт особенности менталитета того или другого региона, как национальная одежда.

Никакой другой наряд так не ассоциируется с Украиной, как традиционная вышитая рубашка. Искусством украшать одежду различными орнаментами владеют многие народы, но украинская вышиванка — это не просто красивые узоры, а целая система символов и знаков, которые имеют особый смысл для украинцев.

Украинская вышиванка

История вышиванки

Традиция украшать одежду различной вышивкой есть практически у всех народов мира. Так, ещё во времена Древней Греции у скифов было принято наносить особый рисунок на рубашки как воинов, так и обычных жителей.

На территории Украины, в Черкасской области, археологи обнаружили рисунки, датированные 6 веком н. э., на которых изображены мужчины в вышитых рубашках. Однако в давних летописях столетиями до этого указано, что уже тогда народ на территории современной Украины носил особую одежду с вышитым рисунком. Но, увы, хорошо сохранились только образцы вышиванок последних веков, которые сейчас можно увидеть в различных музеях.

Умение вышивать очень ценилось, и мастера вышиванок всегда были в почёте. Вышивали девушки, женщины и бабушки, которые передавали знания своим детям и внукам.

Украинская женская вышиванка

Украшали вышивкой как повседневную, так ритуальную одежду, рубашки, платья, платки, полотенца. Более того — украшенная орнаментом одежда была в каждом доме. И чем «пышнее» и детализированней был рисунок, тем лучшей хозяйкой считалась мастерица.

Особый орнамент, который отличается в зависимости от региона страны, должен был оберегать человека от злых духов, приносить здоровье, счастье и удачу. Так, детям при рождении обязательно дарили вышиванку, чтобы уберечь от злого глаза.

Традиционные орнаменты

Все традиционные украинские узоры делятся на 3 большие группы: геометрические, растительные и животные. И несмотря на то, что у каждого региона были свои особенности вышивки, некоторые были равнозначны для всего народа.

Геометрические символы берут своё начало с язычества и являются общими для всех славянских народов. Так, вышитый крест в кругу — символ очищающего мир от зла солнца, ромб — женский символ, приносящий удачу и процветание, горизонтальные линии — это знаки земли и плодородия, а волнистые — воды и жизненной энергии.

Растительные орнаменты вышивали для разных целей. Листья дуба — для силы, виноград — для благополучия, калина была символом красоты. Только природа может дать всё самое лучшее, поэтому её чтили и изображали на тканях для того, чтобы и носитель мог принести в свою жизнь только хорошее. Украинская женская вышиванка чаще всего была украшена именно цветами, листьями и ягодами.

Изображения животных зачастую защищали людей от злых сил. А птицы в основном отображали хорошие вести и события, которые происходят или будут происходить в жизни людей.

Цвета и швы вышиванки

По некоторым сведениям, способов вышивки было несколько десятков. Однако со временем украинская народная одежда стала традиционно украшаться при помощи нескольких техник: крестик, полу-крестик, «вперед иголкой» и гладь. Каждый из швов был характерен для разных композиций и отдельных регионов страны.

Огромное значение имел и цвет ниток, которыми украшалась украинская рубашка вышиванка. Красный — любовь и защита, голубой — душа и небо, зелёный — жизнь, чёрный — смерть. В зависимости от региона менялись и материалы полотна, швы, и добавлялись цвета: жёлтый, золотой, коричневый. Но традиционные красный и чёрный практически всегда присутствовали на вышитых изделиях.

украинская рубашка вышиванка

Вышиванки западных областей

Орнаменты отличались не только в разных областях, а и в соседних сёлах. Нередко в традиции вкладывали историю региона, его настроения и переживания.

Так, для Карпатского региона (Закарпатье, Львов, Ивано-Франковск и Черновцы) характерны как плотные, так и «лёгкие» рисунки.

Во Львове принято вышивать мелкие узоры чёрными нитями так, чтобы была видна основа. Тут используют вместе и геометрические, и цветочные мотивы.

Чуть плотнее и ярче украшают национальную одежду в Черновецкой области: крупные цветы вышивают гладью или крестиком чёрными, бордовыми и даже золотыми нитями

В Закарпатье и Ивано-Франковской области принято «перекрывать» геометрическим узором полотно и использовать всю национальную гамму цветов.

В Полесье (Волынская, Ровенская и Житомирская области) вышиванки отличаются от других чёткой геометрией и повторяющимся узором.

Для Волынского и Ровенского регионов характерна вышивка белыми нитями. Тут узоры на национальной одежде довольно мелкие и детализированные.

В Житомирской области украинская вышиванка украшается ещё и растительными мотивами: бутонами цветов и замысловатыми листьями. Кроме чёрного используют красный и зелёный цвета.

Регионы Подолья (Тернополь, Хмельницкий и Винница) передали через свою вышивку и сложную историю территории. Тамошние города и сёла часто становились полем битвы и подвергались нападениям врагов.

Так, Тернопольскую и Хмельницкую национальную одежду украшали тяжелой тёмной вышивкой толстыми нитями. Преобладал чёрный цвет и строгие геометрические линии.

Основные цвета вышиванок из Винницкой области — это чёрный и красный, однако тут узор уже немного прозрачнее и мельче.

Центральная и Северная Украина

Центральный регион (Черниговская, Киевская, Черкасская и Кировоградская области) — это пышные и детализированные узоры, чаще всего красного и чёрного цветов. Тут чаще можно встретить растительные мотивы, которые замысловато переплетаются между собой.

В Киевской, Черкасской и Кировоградской областях растительные мотивы составляют продуманную и детализированную композицию. Гроздья винограда с усиками, хмель (символ молодости) — всё красными и чёрными нитями.

Детские вышиванки

А вот Черниговские вышиванки по праву можно считать самыми «богатыми» на Украине. Традиционно весь узор был очень мелкий и детализированным. Мастерицы работали над такими рубашками очень долго, стараясь запечатлеть на них каждый символ и вложить в них всю душу.

Традиционные для Полтавского и Сумского регионов считался вышитый гладью белыми и чёрными нитями мелкий узор. Границы композиций выделяли тонкой чёрной нитью.

Национальная одежда восточного региона

Харьковские умельцы использовали в основном традиции центральной Украины. Тут встречаются и растительные мотивы, выполненные довольно грубой нитью, благодаря чему рисунок получался объёмный. Также, помимо чёрного и белого, использовали и красный цвет.

В Луганской и Донецкой областях узоры тоже схожи с центральными регионами: довольно мелкий рисунок с геометрическим и цветочным орнаментом. Однако тут, в отличии от многих других регионов, прижился ещё и синий цвет.

Основные цвета Днепропетровских и Запорожских регионов — красный и чёрный. Тут распространены чёткие и простые узоры, которыми чаще всего украшали вороты и рукава.

Вышиванки южного края

В Одесской, Николаевской и Херсонской областях традиционным был не только орнамент, а и особые формы рубашек.

Так, в Николаевской области были особые воротники и четырехугольный вырез, а рубашку не собирали у запястий. Преобладают растительные мотивы, красные, чёрные и синие цвета.

Мужская вышиванка

В Одесской области украинская вышиванка собиралась и у рукавов, и на вороте. Традиционно преобладал геометрический и растительный орнамент, который наносили на нижнюю часть рукавов, а по их краю вышивали тонкую полоску. Основные цвета — красный, синий, чёрный и желтый.

Украинские сорочки вышиванки в Херсонской области украшали изображениями различных растений, вышитыми красным и чёрным цветом.

Женская и мужская вышиванка

Девушки вышивали одежду и себе, и своим избранникам, и детям. Поскольку в доме хозяйка — это хранительница домашнего очага, то на её плечи ложилась обязанность защитить всех близких от злых сил, передать им всю свою любовь. Поэтому вышивали в любую свободную минуту, везде и всегда.

Украинская женская вышиванка чаще всего украшалась растительными мотивами. Отличался и цвет рисунка: синий или белый, причём первый — для женщин постарше. А вот вышитая белым по белому — та рубашка, которая должна была быть у всех девушек. Украинские платья вышиванки украшали так же, как и рубашки, но отдельно линию рисунка делали снизу юбки.

Для мужчин традиционными считались белые рубашки с детализированным рисунком. Оно и не удивительно: во-первых, узор должен был защищать мужчину на поле боя, а во-вторых, это показатель того, что его жена - хорошая хозяйка. Помимо чёрного и красного цветов, вышивали и сине-красные узоры — единственный вариант, когда на мужской вышиванке может быть синий цвет.

Девушки вышивали и повседневную, и праздничную одежду, мужские, детские вышиванки, платья, платки, свадебные полотенца, в некоторых регионах — даже пояса.

Украинская народная одежда

Полотно почти всегда брали белое. Современные чёрные вышиванки — это совершенно абсурдное явление, их не вышивали даже во время войн. Настоящая рубашка должна быть белой или серой, идеально чистой и целой.

Современная украинская вышиванка

Начиная с конца 19 века вышиванки начинают носить с повседневной европейской одеждой. В то время так начали одеваться представители украинской интеллигенции, чтоб подчеркнуть свою принадлежность к народу.

Также поменялось и отношение к вышиванию в общем как к ремеслу. Всё чаще молодые люди предпочитали приобретать вышиванки, вышитые на специальных станках.

Во времена Второй мировой войны были уничтожены множество музеев, в которых хранилась старинная украинская народная одежда. Поэтому сегодня встретить такую историческую реликвию довольно сложно.

Из-за большого спроса на Украине на такую одежду сегодня часто встречаются «неправильные» вышиванки. Нередко на рубашках можно встретить несуществующий или неподходящий узор, к примеру такой, что традиционно вышивают на платках или свадебных полотенцах. Также часто выбирают неподходящие по полу или возрасту цвета, украшают детские рубашки символами плодородия. Правильные традиции сохранили разве что те умельцы, чьи знания передаются из поколения в поколение.

Украинские платья вышиванки

Несколько фактов о вышиванках

  • Геометрические узоры остались от языческих традиций, а растительные и животные появились намного позже.
  • По легенде, чумак доверял стирать свою рубашку только своей избраннице — в знак верности и бесконечной любви. Также девушка имела право стирать вышиванку только своего мужа.
  • Самыми необычными считаются вышиванки города Боршев (Тернопольская область). Это связано с тем, что на эту местность часто нападали татары, грабили и убивали жителей. По легенде, во время одного из набегов они убили практически всех мужчин в городе, после чего много лет подряд женщины вышивали только чёрные плотные узоры — в знак горя и скорби по умершим.
  • Нередко, когда парень не знал, какую из девушек выбрать себе в жёны, то знакомился с её «гардеробом»: чем больше у неё вышитой одежды, тем лучше она в быту, а значит — идеальная избранница.
  • Учить вышивать начинали уже с 6 лет, и в скором времени девушка была обязана вышить себе хотя бы одну рубашку. Мужская вышиванка готовилась ещё до свадьбы и использовалась как свадебный рушник.