Выставка брейгеля – Выставка года в Европе: Питер Брейгель Старший в Вене | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

Самая большая выставка Брейгеля открылась в Вене

Питер Брейгель. «Вавилонская башня». 1563. Музей истории искусств, Вена. Фото: Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam /  Studio Tromp, Rotterdam

В мировом распределении картин Питера Брейгеля Старшего (около 1525/30 — 1569) по музеям и частным собраниям венский Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum, KHM) занимает главное место. У него 12 произведений художника (спасибо Габсбургам) — это примерно треть всего живописного наследия Брейгеля. Идущие вторыми Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе обладают шестью картинами, у остальных, включая таких титанов, как Лувр и Метрополитен-музей, и того меньше. Так что венцам сам бог велел проводить выставки Брейгеля, как по случаю, так и без него. Близкие 450 лет со дня смерти художника — хороший повод. Но причина, по которой мировые музеи и частные коллекционеры «скинулись» на беспрецедентную выставку из 30 произведений Брейгеля и сделали ее главным событием 2018 года, видится в другом.

Питер Брейгель. «Охотники на снегу». 1565. Музей истории искусств, Вена. Фото: KHM-Museumsverband

«Охотники на снегу» (1565)

Пейзаж в «Охотниках на снегу» явно вымышленный. Питер Брейгель изысканно микширует голландскую долину, альпийские горы и германский замок. Охотники настреляли на троих одну тощую лису. Курам на смех, точнее, сороке, изображенной в центре картины. На вывеске таверны слева виден святой Евстафий — покровитель охотников, который отказал им в поддержке. Деревня не замечает этой драмы. Многие ее жители радуются холодам и катаются на коньках. Кому-то приходится тащить тяжелый хворост для печки, а другие уже тушат пожар после неумеренного употребления дров. Сочетание белизны снега и зеленого оттенка льда безупречно. Зимнюю сцену, которая может повторяться с точностью до деталей много лет, Брейгель превращает в размышление о безуспешных поисках человеком смысла жизни.  В. М.

Питер Брейгель был прозван «Мужицким», наверное, его первыми дилерами: он любил изображать сельскую жизнь. И не принимал заказы на портреты платежеспособных граждан, в частности, из того же Брюсселя, где прожил самую продуктивную часть жизни. Недолгой, даже по меркам XVI века. Единственный известный «Портрет старой крестьянки» из мюнхенской Старой пинакотеки сделан явно не на заказ.

На самом деле «сельская жизнь» — это ребус, за которым прячется иное содержание. Именно это в его картинах привлекает современного человека. И это учтено на выставке: нажал на клавишу — высветилось изображение фрагмента картины. Часто это экшен, в который интересно всматриваться. И нет общих правил расшифровки изображений.

Питер Брейгель. «Две обезьянки». 1562. Государственные музеи, Берлин. Фото: Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie / Christoph Schmidt
 

Например, «Сорока на виселице» из Музея земли Гессен (Дармштадт). Зачем изображать птицу в таких странных обстоятельствах? Оказывается, этой картиной Брейгель выразил свое отношение к доносчикам и сплетникам, по наветам которых испанские завоеватели казнили его соотечественников на реальных виселицах. 

Питер Брейгель. «Крестьянская свадьба». Около 1567. Музей истории искусств, Вена. Фото: KHM-Museumsverband
 

«Крестьянская свадьба» (1568)

Брейгеля меньше всего интересует невеста, которую он убирает на задний план. Уже не говоря о том, что по обычаям того времени свадебный обед мог обходиться без жениха. Единственный стул со спинкой достался нотариусу. Справа помещен мужчина в черной одежде — это дворянин, беседующий с монахом. Зоркий Брейгель ироничен: дворянину не хватило ВИП-лавки — для него к столу приставили деревянный ушат. Два разносчика несут кашу на двери, приспособленной как поднос. В шляпу переднего вставлена ложка — символ бедности, к шляпе заднего прикреплена лента. Замечательно изображение ребенка (привет ангелам с «Сикстинской Мадонны» Рафаэля!). Он пальцем долизывает кашу с пустой тарелки, радуясь празднику. На боку у него висит нож, тогда единственный инструмент на все случаи жизни.  В. М.

«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» (KHM) выглядит простым: те и другие персонажи беспечны. Некто невидимый вот-вот дернет за веревку, и ловушка придавит птичек. Нужно ли беспокоиться конькобежцам?

Питер Брейгель. «Самоубийство Саула». 1564. Музей истории искусств, Вена. Фото: KHM-Museumsverband

Питер Брейгель Старший родился между 1525 и 1530 годами то ли в городе Бреда в Северном Брабанте, то ли в расположенной поблизости деревушке Брёгел. Конечно, эффектнее версия о том, что художник получил свое авторское имя по названию родного края.

Питер Брейгель. «Триумф смерти». 1562–1563. Музей Прадо, Мадрид. Фото: Museo Nacional del Prado

 

Возрожденный к жизни «Триумф смерти»

К выставке в Вене мадридский Музей Прадо отреставрировал шедевр Брейгеля из своей коллекции — «Триумф смерти» (1562–1563). Работа, в ходе которой был укреплен красочный слой и возвращены оригинальные яркие цвета, длилась два года. «Потребовалась полная расчистка, очень кропотливая, поскольку оригинальный красочный слой был тоньше последующих записей, образовавших плотную корку», — говорит реставратор Мария Антония Лопес де Асиан. Восстановить записанные детали помогли копии с картины, сделанные сыновьями художника, и современная инфракрасная съемка. До 2011 года «Триумф смерти» был единственной работой Питера Брейгеля Старшего в собрании Прадо, пока музей не приобрел за €7 млн еще одну картину нидерландского мастера — «Вино на празднике святого Мартина» (1566–1567).  К. М.

В середине 1540-х юный Питер перебирается в Антверпен, где обучается гравировальному мастерству у Питера Кука ван Альста, служившего при дворе короля Карла V. Вскоре после смерти ван Альста Брейгеля принимают в гильдию живописцев Антверпена — это пропуск в профессию. И он нанимается в мастерскую к бойкому издателю Иерониму Коку. По легенде, именно там Брейгель увидел гравюры Иеронима Босха и под впечатлением от них создал свои версии. Предприимчивый Кок это заметил, но сначала выдал Брейгелю грант на двухгодичную поездку по Европе. Молодой художник посмотрел Италию, Францию и Швейцарию. Как всякий человек, а тем более художник, в Риме Брейгель восторгался шедеврами Античности и Высокого Возрождения. Позже впечатления от увиденного отразились в картине «Морской бой в гавани Неаполя» (ныне хранится в Галерее Дориа — Памфили, Рим). 

Питер Брейгель Старший. «Детские игры». 1560. Музей истории искусств, Вена. Фото: KHM-Museumsverband
 

Вернувшись в Антверпен, Брейгель делает для печатни Кока гравюру «Большие рыбы поедают малых». Получилось похоже на Босха. Кок ничтоже сумняшеся ставит авторство последнего. История не сохранила сведений, получил ли Брейгель бонус за эту подделку не по своей воле, но высокая оценка современников очевидна.

Питер Брейгель. «Пасечник и разоритель гнезд». Около 1568. Государственные музеи, Берлин. Фото: Kupferstichkabinett der Staatlichen Museen zu Berlin — Preußischer
Kulturbesitz / Jörg P. Anders
 

Рудольф II, коллекционер

Музей истории искусств в Вене был создан по инициативе предпоследнего австрийского императора Франца-Иосифа (1848–1916), и картинная галерея, практически целиком из шедевров мастеров итальянского и Северного Возрождения, заняла в нем весь второй этаж. Столь богатой коллекцией музей обязан в первую очередь эрцгерцогу Леопольду-Вильгельму и императору Рудольфу II (1576–1612). Последний считался чудаком и не запомнился большими государственными свершениями; не пользуясь популярностью в Вене, он даже переехал в Прагу. Зато Рудольф был прекрасно образован, отличался хорошим вкусом, сам рисовал, занимался ювелирным делом и сумел собрать самую большую в Европе коллекцию живописи. Картины Питера Брейгеля Старшего, большим поклонником которого был Рудольф, он получил в наследство от своего двоюродного брата эрцгерцога Эрнеста, правившего Нидерландами, а тот, в свою очередь, получил шесть картин Брейгеля в дар от властей Антверпена. После смерти Рудольфа его собрание почти в полном составе вернулось в Вену.  К. М.

В 1563 году Брейгель женится на Марии ван Альст, дочери своего учителя, и семья переезжает в Брюссель. Именно там случается его звездный взлет. Сначала «Вавилонская башня» (KHM), потом «Поклонение волхвов» (Национальная галерея, Лондон), «Свадебный танец на свежем воздухе» (Галерея Уффици, Флоренция), серия из шести картин «Времена года». Сохранилось пять, самые знаменитые — «Охотники на снегу» и «Возвращение стада» (обе — KHM). Карел ван Мандер (1546–1608), фламандский Вазари, утверждал, что картины серии «Времена года», практически одного формата, были созданы для одного заказчика. Им был состоятельный, но позже разорившийся антверпенский купец Николас Йонгелинк.

Около 1565 года Брейгель возвращается к сюжету о смешении языков и народов и пишет новый вариант «Вавилонской башни» (Музей Бойманса — ван Бенингена, Роттердам). На венской выставке два варианта впервые будут показаны вместе. Обе картины, как и большинство шедевров Брейгеля, написаны маслом на дереве, что сильно затрудняет жизнь многим поколениям реставраторов и делает нынешнюю выставку особенно ценной.

Питер Брейгель. «Обращение Савла». 1562.
Музей истории искусств, Вена. Фото: KHM-Museumsverband
 

Из поздних работ важными считаются «Крестьянская свадьба» и «Разоритель гнезд» (обе — KHM). На второй картине явно недалекого ума детина показывает пальцем на юного живодера, а сам через мгновение упадет в реку или пруд. Брейгель зол и ироничен. Как мастер на все времена.

В 2002 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне картина Брейгеля «Пьяницу заталкивают в свинарник» (около 1568) была продана за £3,3 млн. Эстимейт работа не превзошла, что для старых мастеров нормально. Для них все оценки давно сделаны и выверены. Посмотрев выставку в KHM, любой зритель просто обязан ответить на вопрос, что хотел сказать Брейгель картиной «Две обезьяны» (Государственные музеи Берлина), и предложить свежую версию толкования «Разорителя гнезд». 

Музей истории искусств, Вена
Питер Брейгель
2 октября 2018 – 13 января 2019

Главная выставка года Брейгеля открывается в Брюсселе

02.10.2019 08.12

В рамках проекта «Фламандские Мастера», с 2018 по 2020 гг. во Фландрии проходит множество мероприятий, которые знакомят гостей со всего мира с творчеством фламандских мастеров прошлых столетий и их преемниками в современной Фландрии. В 2019 году Фландрия отмечает 450-летнюю годовщину Питера Брейгеля Старшего и в честь этого события во Фландрии пройдут многочисленные мероприятия и выставки.
Некоторые из них уже идут в музеях, но что более важно: открываются новые выставки, включая самая значимую выставку года Брейгеля: «Мир Брейгеля в черно-белом цвете».

Долгое время широкой публике не было известно, что Королевская библиотека Бельгии хранит уникальное наследие – полное собрание гравюр Питера Брейгеля Старшего. Вероятно, главной причиной этого стал характер библиотеки: она существовала как научно-исследовательский центр, и здесь никогда не организовывали выставки. Но сейчас Королевская библиотека Бельгии обрела новую жизнь. Под новой аббревиатурой KBR в библиотеке скрывается не только сохранение, охрана и изучение исключительных коллекций, но и возможность продемонстрировать их широкой аудитории. Первая публичная выставка в библиотеке – не что иное, как яркое и неповторимое зрелище: полное собрание работ Питера Брейгеля Старшего «на бумаге».

Большинство знает Брейгеля как всемирно известного живописца, но карьера Брейгеля началась с создания гравюр. Его гравюры, в основном высеченные изображения, хотя примерно с 1559 года некоторые из них представляют собой офорты или смеси обеих техник. Гравюры были очень популярны во времена Брейгеля, и можно предположить, что все те гравюры, которые печатались, были сохранены. Впервые – и, возможно, единственный раз в истории, посетители выставки смогут воочию увидеть и поближе познакомиться с полной коллекцией гравюр Брейгеля. Через четыре месяца эти редкие и невероятно хрупкие документы эпохи будут возвращены в безопасное для них, темное помещение, – если не навсегда, то на очень долгое время.

До 16-го века не существовало быстрых способов скопировать изображение. Создание гравюр и эстампов стало первым методом тиражирования. Брейгель раньше многих понял, что в этой области есть все необходимое для массового распространения своих оригинальных рисунков, даже далеко за пределами Южных Нидерландов. Примерно в середине 16-го века Фландрия стала центром по производству и продаже печатных гравюр. Брейгель и издатель Иероним Кок – самый важный печатный издатель Северной Европы того времени – играли ключевые роли в тот период. В центре внимания выставки – мастерство и предприимчивость этих двух людей. Посетители выставки смогут познакомиться с искусством печати – от рисования до процесса воспроизведения.

«Мир Брейгеля в черно-белом цвете» предлагает уникальную возможность открыть для себя, возможно, менее известный талант Брейгеля – рисовальщика. Выставка погружает вас в воображаемый мир художника, наполненный его любимыми темами, такими как праздники в деревне, удовольствия, добродетели и пороки. Некоторые картины с фантастическими существами и монстрами полны удивительных деталей в духе работ его великого предшественника Иеронима Босха. Другие гравюры свидетельствуют о вдохновении, которое Брейгель нашел в итальянских пейзажах с их невероятными горными и морскими панорамами.

Местом проведения этой необычной выставки станет Дворец Чарльза Лотарингии, уникальное сокровище 18-го века в самом сердце Брюсселя. Выставка будет проходить с 15 октября 2019 года по 15 февраля 2020 года. 

Для тех, кто также желает увидеть картины великого фламандского мастера, будет полезно знать, что почти по соседству с выставкой в Королевских музеях изящных искусств в постоянной экспозиции находится ряд оригиналов картин Питера Брейгеля Старшего: «Перепись в Вифлееме», «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», «Поклонение волхвов» (была аттрибутирована Брейгелю совсем недавно) и «Падение Икара» (картина долгое время считалась оригиналом работы Питера Брейгеля Старшего, но сейчас расценивается как копия утерянного подлинника).

739952@2x.jpg

Имя



 

Главная выставка года Брейгеля во Фландрии: «Мир Брейгеля в черно-белом цвете»

В рамках проекта «Фламандские Мастера», с 2018 по 2020 гг. во Фландрии проходит множество мероприятий, которые знакомят гостей со всего мира с творчеством фламандских мастеров прошлых столетий и их преемниками в современной Фландрии.В 2019 году Фландрия отмечает 450-летнюю годовщину Питера Брейгеля Старшего и в честь этого события во Фландрии пройдут многочисленные мероприятия и выставки.

Некоторые из них уже идут в музеях, но что более важно: открываются новые выставки, включая самая значимую выставку года Брейгеля: «Мир Брейгеля в черно-белом цвете».

Долгое время широкой публике не было известно, что Королевская библиотека Бельгии хранит уникальное наследие – полное собрание гравюр Питера Брейгеля Старшего. Вероятно, главной причиной этого стал характер библиотеки: она существовала как научно-исследовательский центр, и здесь никогда не организовывали выставки. Но сейчас Королевская библиотека Бельгии обрела новую жизнь. Под новой аббревиатурой KBR в библиотеке скрывается не только сохранение, охрана и изучение исключительных коллекций, но и возможность продемонстрировать их широкой аудитории. Первая публичная выставка в библиотеке – не что иное, как яркое и неповторимое зрелище: полное собрание работ Питера Брейгеля Старшего «на бумаге».

 

Большинство знает Брейгеля как всемирно известного живописца, но карьера Брейгеля началась с создания гравюр. Его гравюры, в основном высеченные изображения, хотя примерно с 1559 года некоторые из них представляют собой офорты или смеси обеих техник. Гравюры были очень популярны во времена Брейгеля, и можно предположить, что все те гравюры, которые печатались, были сохранены. Впервые – и, возможно, единственный раз в истории, посетители выставки смогут воочию увидеть и поближе познакомиться с полной коллекцией гравюр Брейгеля. Через четыре месяца эти редкие и невероятно хрупкие документы эпохи будут возвращены в безопасное для них, темное помещение, – если не навсегда, то на очень долгое время.

 

До 16-го века не существовало быстрых способов скопировать изображение. Создание гравюр и эстампов стало первым методом тиражирования. Брейгель раньше многих понял, что в этой области есть все необходимое для массового распространения своих оригинальных рисунков, даже далеко за пределами Южных Нидерландов. Примерно в середине 16-го века Фландрия стала центром по производству и продаже печатных гравюр. Брейгель и издатель Иероним Кок – самый важный печатный издатель Северной Европы того времени – играли ключевые роли в тот период. В центре внимания выставки – мастерство и предприимчивость этих двух людей. Посетители выставки смогут познакомиться с искусством печати – от рисования до процесса воспроизведения.

 

«Мир Брейгеля в черно-белом цвете» предлагает уникальную возможность открыть для себя, возможно, менее известный талант Брейгеля – рисовальщика. Выставка погружает вас в воображаемый мир художника, наполненный его любимыми темами, такими как праздники в деревне, удовольствия, добродетели и пороки. Некоторые картины с фантастическими существами и монстрами полны удивительных деталей в духе работ его великого предшественника Иеронима Босха. Другие гравюры свидетельствуют о вдохновении, которое Брейгель нашел в итальянских пейзажах с их невероятными горными и морскими панорамами.

 

Местом проведения этой необычной выставки станет Дворец Чарльза Лотарингии, уникальное сокровище 18-го века в самом сердце Брюсселя. Выставка будет проходить с 15 октября 2019 года по 15 февраля 2020 года. Билеты и информация доступны на сайте: www.kbr.be.

 

Для тех, кто также желает увидеть картины великого фламандского мастера, будет полезно знать, что почти по соседству с выставкой в ​​Королевских музеях изящных искусств в постоянной экспозиции находится ряд оригиналов картин Питера Брейгеля Старшего: «Перепись в Вифлееме», «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», «Поклонение волхвов» (была аттрибутирована Брейгелю совсем недавно) и «Падение Икара» (картина долгое время считалась оригиналом работы Питера Брейгеля Старшего, но сейчас расценивается как копия утерянного подлинника).

 

 

ДРУГИЕ ВЫСТАВКИ БРЕЙГЕЛЯ

 

«Брейгель. Путь в 16 век» (Брюссель, 18/10/2019 — 18/10/2020)

Мифические городские ворота Брюсселя – Халлепорт (Halle Gate), построенные в 1381 г. и представляющие собой фрагмент второй городской стены, которая окружала Брюссель, откроют виртуальную дверь во вселенную Брейгеля. Выставка сочетает уникальные объекты времен Брейгеля из коллекции художественно-исторического музея с технологиями виртуальной и дополненной реальности, которые перенесут посетителей прямо в картины художника. Нестабильный период жизни Брейгеля в 16 веке представлен 4 темами: «Сила и восстание», «Религия и реформа», «Путешествия и курьезы», «Праздники и развлечения», каждая из которых связана с определенной картиной Брейгеля. Перенестись в картины можно будет с помощью VR-очков (для групп доступна целая VR-комната). Темы картин оживут и позволят посетителям узнать, какой была жизнь в 16 веке. Привлекательный и динамичный маршрут, включающий произведения искусства и археологии, обеспечивает более глубокое понимание этих тем. Посещение выставки включает вид на Брюссель 16-во века с крыши ворот, откуда можно увидеть культовые здания, такие как церковь Богоматери Шапель и ратуша. Кроме того, виртуальный образ Брюсселя 16-го века, который вдохновлял Брейгеля, создадут телескопы. Экскурсия доступна на русском языке.

www.kmkg-mrah.be/expositions/back-bruegel

 

«Великий побег» (Брюссель, до 31/12/2019)

Питер Брейгель Старший женился в церкви Богоматери Шапель. Здесь же он был похоронен 450 лет назад. А сегодня в церкви оживают 10 трехмерных брейгелевских фигур, как будто они сбежали с картин мастера. Фигуры спрятаны в разных местах внутри церкви. У входа посетители получат буклет с информацией о беглых персонажах и картинах, с которых они сбежали. Поиск сбежавших фигур и изучение картин, к которым они относятся — увлекательное занятие как для взрослых, так и для детей. Экскурсия доступна на русском языке.

Видео о выставке «Великий побег» можно посмотреть здесь.  

 

«За гранью Брейгеля» (Брюссель, до 31/01/2020)

В самом центре Брюсселя, на Горе искусств мастерство Брейгеля встречается с виртуальной реальностью в формате 360º. Впечатляющий визуальный ряд экспозиции дополняет аудиосопровождение на английском языке. «За гранью Брейгеля» является идеальной отправной точкой для знакомства с другими выставками и картинами Брейгеля в Брюсселе и его окрестностях, не только для индивидуальных посетителей, но и для групп и семей с детьми. После выставки, посетители могут попробовать бельгийское пиво и другие напитки в открытом на время выставки баре Bruegel.

www.beyondbruegel.be

«Мир Брейгеля» (Бокрейк, до 20/10/2019)

Расположенная всего в часе езды на автомобиле на восток от Брюсселя, усадьба Бокрейк является уникальным музеем под открытым небом с собственным парком и прогулочной зоной. Сюда стоит приехать, чтобы увидеть 120 исторических зданий на фоне идиллического ландшафта. Также Бокрейк как нельзя лучше подходит для знакомства с «Миром Брейгеля» – интерактивной выставкой, включающей в себя маршрут из 8 остановок в парке. Во время выставки посетители познакомятся с оригинальными произведениями и узнают, как была устроена жизнь во времена Брейгеля, какие темы подняты в картинах. На последней остановке посетители смогут побывать персонажами картины «Битва Масленицы и Поста». Дополненная реальность и другие современные технологии позволят открыть новые грани этой захватывающей картины Брейгеля. Экскурсия доступна на русском языке.

www.dewereldvanbruegel.be/en/

Фото

Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?

Питер Брейгель Старший. «Свадебный танец на открытом воздухе». 1566. Фото: Kunsthistorisches Museum Wien

В последние дни работы выставки никакой #очерединабрейгеля у входа в венский Музей истории искусств уже не наблюдалось, зато на фасаде красовалась афиша с надписью “Bruegel. Sold out” («Брейгель. Распродано») — билетов действительно не было ни в кассах, ни онлайн, ни обычных, ни для друзей KHM, музейных сотрудников или прессы. Реагируя на феноменальный спрос у зрителей, музей продлил выставку на 13 часов — в выходные 12 и 13 января перед своим закрытием экспозиция работала до часу ночи.

Билеты на дополнительный вечерний показ были распроданы за несколько минут. Количество желающих купить билеты на Bruegel Finale было так велико, что сервер музея не выдержал и сайт по продаже музейных билетов обвалился. Вечером в субботу и воскресенье в залах, где проходила выставка, было настоящее вавилонское столпотворение — в первом же зале люди становились в очередь, чтобы подойти к картинам. Только в эти последние часы экспозицию посетило около 1 тыс. человек, а общее количество посетителей выставки достигло рекордных для KHM 408 тыс. Успешная рекламная кампания — слоган выставки «Однажды в жизни» — обеспечила и великолепные продажи каталога (было продано более 20 тыс. экземпляров).

Посетитель на выставке Брейгеля Старшего в Музее истории искусств Вены. Фото: EPA/CHRISTIAN BRUNA/ТАСС

Разумеется, назвать точное число русских посетителей выставки не берется никто, но в пресс-службе отмечают, что это не менее 6% всех посетителей. В музее признаются, что такого наплыва из России они не ожидали и были очень удивлены. Мы также не можем вспомнить ни одной выставки за пределами России, которая привлекла бы столько русских. Кажется, выставочный бум, который можно наблюдать в последние несколько лет в Москве и Санкт-Петербурге, привел к тому, что наши соотечественники все чаще подгадывают поездки за рубеж к посещению мировых выставок-блокбастеров. Подтверждение этому — популярность паблика в Facebook «Надо ехать смотреть» (@mustseeart), на который подписано около 20 тыс. человек. Кстати, именно там появилась одна из первых заметок, горячо рекламировавших выставку Брейгеля, с которой, как считается, и началась невиданная популярность этой выставки у русскоязычных пользователей Facebook. Среди причин этого массового паломничества на Брейгеля называли и популярность художника в Советском Союзе благодаря своеобразным киноцитатам у Тарковского, и даже пост оппозиционера Алексея Навального в том же Facebook, посетившего выставку и призывавшего своих подписчиков последовать его примеру. Директор венского Музея истории искусств Сабина Хааг рассказала нам, что среди посетителей KHM всегда значительный процент составляют именно туристы из России, поэтому в музее появились, например, аудиогиды на русском. Интереса к венскому музею в России, по ее словам, добавили и обменные выставки в рамках сотрудничества с Государственным Эрмитажем: «Имперские столицы: Санкт-Петербург — Вена. Шедевры музейных коллекций» в Санкт-Петербурге и «Эрмитаж в гостях. Шедевры от Боттичелли до ван Дейка» в Вене, на открытии которых присутствовал президент России Владимир Путин.

Выставку Брейгеля Старшего в Музее истории искусств Вены торжественно открыли президент Австрии Александер Ван дер Беллен и король Бельгии Филипп. Фото: Dirk Waem/Belga via ZUMA Press)

На вопрос о том, как она сама относится к подобному типу выставок-блокбастеров, которые бьют рекорды посещаемости и на которых из-за толп не всегда удается подойти к экспонатам, Сабина Хааг ответила, что это все же хороший знак, особенно для выставок старых мастеров. «Часто можно наблюдать такое по отношению к импрессионистам или современному искусству, но для старого мастера такая посещаемость — скорее редкость, и мы очень рады, что нам удалось добиться такого успеха с Брейгелем. Думаю, это сигнал другим музеям: хороший кураторский проект и слаженная работа команды — пресс-службы, отдела маркетинга и т. д., — с классическим искусством это тоже возможно. Нужно работать, и все получится», — сказала она. В этом году ударной выставкой KHM обещает стать совместная экспозиция двух главных мастеров итальянского барокко, живописца Караваджо и скульптора Бернини, которая откроется в октябре. Русских на ней тоже ждут. Однако серьезную конкуренцию Вене на этот раз составит Париж — Лувр готовит выставку Леонардо да Винчи, так что стоит ждать засилья русских на улицах города и #очередьналеонардо.

2019 год в Бельгии посвящен Питеру Брейгелю Старшему

Проекционный зал Брейгеля в Королевских музеях изящных искусств Брюсселя. Фото: Royal Museum of Fine Arts Brussels

В 2018 году в Бельгии, точнее, в северной части страны стартовал грандиозный проект «Фламандские мастера», призванный напомнить об эпохе необычайного расцвета искусства во Фландрии в XV–XVII веках, когда этот регион был одним из главных культурных центров Европы. Трехлетняя программа (2018–2020 годы) посвящена трем художникам, с которыми в первую очередь связан сам термин «фламандская манера»: это Ян ван Эйк, Питер Пауль Рубенс и Питер Брейгель. Каждый год Фландрия, а с ней и другие европейские страны чествуют одного из мастеров серией выставок и иных мероприятий; в центре внимания оказывается один из городов, с которым связан главный герой. Так, 2018-й был объявлен годом Рубенса и эпохи барокко, а основным местом действия стал Антверпен. В 2019 году в Брюсселе и по всей Фландрии пройдет множество мероприятий, посвященных 450-летию со дня смерти Питера Брейгеля Старшего. Проект «Фламандские мастера» завершится в 2020 году, когда после многолетней реставрации во всем великолепии можно будет наконец увидеть Гентский алтарь, главное творение Яна ван Эйка, который и станет героем года.

В преддверии года Брейгеля уже состоялась большая монографическая выставка работ художника в Вене, в Музее истории искусств. В числе ее кураторов был Манфред Зеллинк, директор и главный хранитель Музея изящ­­­ных искусств в Антверпене.

Выставка «Мир Брейгеля» в музее Бокрейк. Фото: Luc Daelemans

Автор самобытных и наполненных скрытыми смыслами картин на сюжеты из Библии, античных мифов и нидерландских пословиц, Питер Брейгель Старший — один из самых загадочных художников в истории искусства. О его жизни известно очень немного, а из созданного мастером до нас дошло всего 45 картин. Даже дата рождения художника точно не установлена, считается, что он родился между 1525 и 1530 годами, зато достоверно известно, что в 1551 году Брейгель стал членом антверпенской гильдии святого Луки — профессионального объединения художников, и с этого момента можно отсчитывать его творческую биографию. Два следующих года Брейгель проводит в Италии, а в 1554-м возвращается во Фландрию. В 1563 году он переезжает в Брюссель, который был тогда центром притяжения как художников, так и новой буржуазии, то есть потенциальных заказчиков живописи. Здесь он жил вплоть до самой своей смерти 9 сентября 1569 года. Питер Брейгель Старший стал родоначальником большой художественной династии, включавшей его сыновей Питера Брейгеля Младшего, копии работ отца которого можно встретить во многих музеях мира, и Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), автора замечательных пейзажей и цветочных натюрмортов, а также современника Рубенса и Антониса ван Дейка — Давида Тенирса Младшего.

Интерьер башни музея Халлепорт. Фото: Hallepoort museum

На 2019 год запланирована серия выставок по всей Фландрии, но центром года Брейгеля станет Брюссель — город, где жил художник и где находится наибольшее количество его произведений. Второе в мире по величине собрание его картин, после коллекции Музея истории искусств в Вене, хранится в Королевских музеях изящных искусств Брюсселя, а Королевской библиотеке Бельгии принадлежит богатейшая коллекция рисунков и гравюр Брейгеля. 

Проект «Невиданные шедевры» в Королевских музеях изящных искусств, кроме произведений художника из постоянной экспозиции, в частности знаменитой картины «Падение Икара» (ныне, впрочем, доказано, что это копия; представляет виртуальную экспозицию, созданную совместно с Институтом культуры Google. Она позволяет рассмотреть 12 работ Брейгеля из 8 музеев мира в мельчайших деталях. Еще один проект — проекционный зал Брейгеля, где посетители буквально попадают внутрь трех его картин. Здесь можно «постоять» рядом с жителями деревни с картины «Пословицы» (1559), «встретиться» с чтецом псалмов с «Проповеди святого Иоанна Крестителя» (1566) или «вживую» увидеть «Низвержение падших ангелов» (1562).

Проекционный зал Брейгеля в Королевских музеях изящных искусств Брюсселя. Фото: Royal Museum of Fine Arts Brussels

Возможно, самым значимым событием года Брейгеля в Брюсселе станет выставка «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» в Королевской библиотеке, где хранится полная коллекция гравюр художника. Экспозиция позволит лучше понять жизнь и творчество Брейгеля, а также его творческий метод. Уникальный, почти исторический шанс увидеть всю графику мастера в одном месте.

Работы великого живописца будут выставляться не только в Брюсселе, но и в Антверпене, где подготовлена своя программа года Брейгеля. Выставка «Возвращение „Безумной Греты“ Брейгеля» в Музее Майер ван ден Берг приурочена к окончанию реставрации картины, в ходе которой были сделаны важные открытия. Во время многопрофильного исследования эксперты выяснили, что Брейгель не писал на ней название Dulle («безумная»), надпись была нацарапана позже. Была скорректирована и дата создания: цифры 1563 обнаружились после удаления нескольких слоев позднейших записей. Ранее считалось, что картина написана в 1561 году. Когда были сняты эти слои поздних записей и пожелтевшего лака, она предстала в своем первоначальном виде. После реставрации стали видны скрытые многие годы детали, например прекрасный пейзаж на заднем плане.

Музей Халлепорт. Фото: Hallepoort museum

Ряд экспозиций будет посвящен творчеству современников Питера Брейгеля, в частности художников-граверов той эпохи (Центр изобразительных искусств BOZAR, Брюссель, февраль — май 2019 года), и рисункам его сына Яна Брейгеля Старшего (музей «Дом Снейдерса и Рококса», Антверпен, октябрь 2019 года — январь 2020 года). Долгожданной мировой премьерой станет выставка «Бернард ван Орлей. Дорога к Брейгелю» (BOZAR, весна 2019 года). Творчество ван Орлея (1488–1541), ключевой фигуры брюссельской художественной жизни XVI столетия, считается важнейшим звеном между искусством «фламандских примитивов» (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг и другие) и произведениями Питера Брейгеля Старшего. 

Выставка «Возвращение „Безумной Греты“ Брейгеля» в Музее Майер ван ден Берг. Фото: Mayer Van Den Bergh Museum

Важной особенностью программы «Фламандских мастеров» 2019 года стало активное использование возможностей виртуальной реальности, а также внимание к иммерсивным проектам. Путешественники, которые отправятся в Бельгию на мероприятия года Брейгеля, смогут не только по-новому взглянуть на произведения художника (макросъемка, фотографии работ в рентгеновских, инфракрасных лучах и так далее), но и практически перенестись в его эпоху, а также посмотреть на мир его глазами. Так, выставка «Мир Брейгеля» в музее под открытым небом Бокрейк, расположенном к востоку от Брюсселя всего в часе езды на автомобиле, предлагает увидеть, услышать и даже попробовать на вкус эпоху Брейгеля. В Халлепорте, некогда воротах второй городской стены Брюсселя, гостей выставки «Брейгель. Путь в XVI век» с помощью сочетания уникальных объектов из коллекции художественно-исторического музея и технологий виртуальной и дополненной реальности забросят прямиком в картины художника. Другой пример подобного рода — специально разработанные пешеходный и велосипедные маршруты по бельгийской коммуне Дилбек в провинции Фламандский Брабант, которые позволяют увидеть своими глазами пейзажи, когда-то вдохновлявшие художника. Известно, что Питер Брейгель Старший основывал свои работы на видах сельской местности Пайот­тенланд с ее пологими холмами. Брейгель был настоящим мастером пейзажа: он удивляет зрителя уникальными перспективами, гармоничными композициями и видами, насыщенными деталями.

Наконец, не обойдется и без современного искусства. Выставка «Пир дураков» в замке Гасбек знакомит зрителя с опытом осмысления творчества Брейгеля художниками ХХ века и нашими современниками. Дополнительным пунктом развлекательной программы может стать визит в брассери замка на бокал крафтового пива сор­та geuze, только что сваренного по рецепту времен Брейгеля. 

Специальное приложение

Эпохальная выставка Брейгеля открылась в Вене — Российская газета

Еще задолго до открытия первая в истории монографическая выставка Питера Брейгеля Старшего в Музее истории искусств в Вене — посвященная 450-летию со дня смерти великого нидерландца — обрела статус легендарной: «европейский музейный проект года», «выставка тысячелетия».

И вот в понедельник вечером президент Австрии Александер Ван дер Беллен и король Бельгии Филипп торжественно открыли выставку.

На ближайшие три месяца в Вене будут одновременно доступны публике 27 поразительных картин великого нидерландского мастера, 27 его рисунков и 33 гравюры. «Это больше половины всего Брейгеля, который существует сегодня. Это как смотреть художнику через плечо», — сказала на пресс-показе в понедельник директор Музея истории искусств Сабина Хааг.

Ценитель, смотрящий через плечо художника на его работу и лезущий в карман за деньгами, — это сюжет знаменитого рисунка Брейгеля «Художник и знаток», который кураторы поместили в центр первого зала — как вероятный автопортрет мастера и метафору отношений художника с этим миром. Свет в залах выставки приглушен — так нужно для экспозиции графики, а произведения живописи подсвечены отдельно.

Наследник Габсбургского собрания живописи — Музей истории искусств в Вене обладает самым большим собранием живописи Брейгеля в мире — двенадцатью досками, а это более трети всех известных живописных произведений мастера. Именно с фундаментального исследования этих работ, завершенного в 2012 году, и началась история глобального выставочного проекта. «Мы решили результатами этого исследования поделиться и одновременно подготовить выставку с участием всего брейгелевского сообщества», — сказала Хааг. Была собрана международная команда из пяти кураторов — крупнейших специалистов по Брейгелю, и эта команда готовила выставку шесть лет. В проекте участвовали 12 партнерских организаций, свои произведения предоставили 26 музеев и несколько частных собраний.

В результате сейчас в Вене можно увидеть и сравнить две «Вавилонские башни» Брейгеля — рядом с большой «венской» башней висит картина меньшего формата, приехавшая из Роттердама. Впервые за 300 лет в одном зале на одной стене собраны четыре из пяти сохранившихся картин из цикла «Времена года». Шестая не сохранилась, а еще одну, находящуюся в нью-йоркском музее Метрополитен, не удалось привезти. Зато из собрания семьи графов Лобковиц в Праге приехал «Сенокос», ставший одним из центральных произведений выставки. Большинство представленных произведений никогда не покидали стены своих современных владельцев, а в одном случае пришлось даже изменить местный закон, чтобы «Поклонение волхвов на снегу» могло покинуть Швейцарию.

Помимо собственно собранного здесь богатейшего материала интерес представляет и то, как он подан. Один из смысловых центров выставки — «Несение креста» из собрания Музея истории искусств — выставлено без рамы в специальной витрине на уровне глаз. Можно рассматривать и фотографировать детали этого грандиозного произведения. А с другой стороны, наглядно видеть, как картина склеена из четырех досок. В соседнем зале «Две обезьянки», приехавшие из Берлина, продемонстрированы благодаря послойной съемке в разных стадиях работы художника над этой картиной — от первого наброска на доске до законченного произведения. И здесь же материалы, которыми пользовался Брейгель.

Есть мини-выставка, посвященная процессу реставрации. И даже диаграмма цен на Брейгеля за 450 лет, из которой мы узнаем, что если в Мехелене в 1572 году картины Брейгеля оценивались в крупную сумму от 50 до 200 золотых монет, то в 2013 году находящийся в Детройтском институте искусства «Свадебный танец» был оценен аукционным домом Christie s в 200 миллионов долларов. А в другом зале — аутентичные предметы XVI века, которые можно видеть на картине Брейгеля «Борьба карнавала с постом».

Не меньшие чудеса приготовили кураторы и в сети интернет. На сайте https://www.bruegel2018.at просто собраны материалы выставки, включая сильно увеличивающиеся фотографии основных работ, видеообращения кураторов, рассказы о картинах языком жестов и прочие полезные вещи, включая покупку билета на определенный час. Второй новый сайт — http://insidebruegel.net — это результат того самого исследования, которое легло в основу подготовки выставки. Здесь 12 венских досок Брейгеля, отснятые при помощи специально спроектированного оборудования, по участкам размером с открытку, и потом склеенные в одно, причем не только в обычном освещении, но и в инфракрасном, ультрафиолетовом, и рентгеновская съемка. Смоделировано все так, что можно сравнивать разные участки в разных съемках, наезжая, отъезжая, перемещаясь, деля экран на две, три, четыре части. Это удивительный инструмент для искусствоведов и для любителей.

Кураторы назвали выставку «Рука мастера». «Мы решили сконцентрироваться на творческом процессе — не историческом, не иконографическом. А показать, чем же велик Питер Брейгель», — говорит один из кураторов, директор Королевского музея изящных искусств в Антверпене, профессор Гентского университета Манфред Зеллинк. По его словам, Брейгеля часто называют «мужицким художником», хотя крестьянские сюжеты свойственны лишь части его поздних работ. На самом деле, считает Зеллинк, Брейгеля можно назвать пейзажным художником, потому что именно пейзаж, во всем его богатстве и разнообразии, проходит через все периоды и все жанры его творчества.

В 1572 году картины Брейгеля оценивались в 200 золотых монет, а в 2013 году — в 200 миллионов долларов

Выступая перед сотнями журналистов, собравшимися в понедельник на пресс-показ, Зеллинк неожиданно сравнил метод Брейгеля с методом Андрея Тарковского. «Он в XVI веке использовал те же методы, которые Тарковский использовал в наши дни», — сказал Зеллинк в своей презентации. «Если вы посмотрите на фильмы Тарковского, то увидите, что он пользовался таким же движением картины по нарастающей, многослойным изображением, медленным вхождением в картину, медленным перемещением. В некоторых фильмах Тарковского можно прямо узнать картины Брейгеля. Конечно, Тарковский пользовался не только Брейгелем, но и другими художниками. Но в том, как он ведет взгляд зрителя, привлекает внимание, Тарковский пользуется методом, который Брейгель изобрел за 400 лет до него», — пояснил потом куратор свою мысль специально для «РГ».

Кстати

Туристы из разных стран, включая Россию, стали заранее покупать билеты и заказывать гостиницы, чтобы увидеть «Руку мастера». Музей истории искусств будет до 13 января, работать без выходных; вводится система резервирования билетов на сайте музея на определенные сеансы. Стоимость билета — 20 евро (входной в музей +5 евро).

Без четверти весь – Weekend – Коммерсантъ

В Музее истории искусства в Вене открылась персональная выставка Питера Брейгеля Старшего (1525/30–1569). Первая в истории: хрупкие брейгелевские работы, рассеянные по всему Старому и Новому Свету, вообще нечасто путешествуют. Сенсационная ретроспектива готовилась более шести лет к юбилею — 9 сентября 2019 года исполнится 450 лет со дня смерти великого нидерландского художника. Честь начать празднования выпала венскому Kunsthistorisches — самому большому собранию живописи Брейгеля Старшего в мире

В Музее истории искусства в Вене — в силу габсбургских геополитических и эстетических интересов — хранится 12 картин Брейгеля. Сегодня ему, Старшему и Мужицкому, родоначальнику династии разнообразных Брейгелей — Младших, Адских, Райских, Цветочных, Бархатных и всяких прочих,— приписывается около 40 живописных и около 60 графических работ. На венской выставке собрано три четверти брейгелевских картин и примерно половина рисунков (утраченное и нетранспортабельное представлено с помощью гравюр, выпускавшихся антверпенским печатником Иеронимом Коком, для которого, собственно, и рисовал Брейгель). Даже эта простая арифметика делает рекламу юбилейного проекта излишней.

«Сенокос», 1565
«Сенокос», 1565

Фото: The Lobkowicz Collections

Впрочем, стоит все же кое-что добавить. Например, что тут собраны вместе четыре из пяти сохранившихся до наших дней картин серии «Времена года»: к трем венским, «Возвращению стад», «Сумрачному дню» и «Охотникам на снегу», присоединился «Сенокос» из Лобковицкого дворца в Праге, не хватает только «Жатвы» из Метрополитен. Самое время включать Вивальди, но на выставке, слава богу, избегают дешевых спецэффектов. Что помимо Брейгеля натурфилософского тут почти исчерпывающим образом представлен Брейгель апокалиптический — с «Триумфом Смерти» из Прадо и «Безумной Гретой» из антверпенского Музея Майер ван ден Берг: босхианские ужасы достигают такой концентрации, что не сразу вспоминаешь про отсутствующее в Вене «Падение ангелов» из Брюсселя. Кроме того, в Kunsthistorisches встретились обе бесспорно Брейгелевы «Вавилонские башни»: с парадной венской соперничает роттердамская, чья руина выстроена, может, и попроще, но зато идеально вписана в не предвещающий ничего хорошего пейзаж с грозовыми тучами, зловеще стягивающимися к мультилингвистическому долгострою, и морскими просторами с деловито снующими туда-сюда парусниками. В рифму к ним выставлена и единственная теперь, когда брюссельское «Падение Икара» вычеркнули из брейгелевского oeuvre’а, признав