Доказательное величие – Weekend – Коммерсантъ
В парижском музее Les Arts Decoratifs открылась выставка «Кристиан Диор, кутюрье мечты», буквально подавляющая своим величием. Это тот случай, когда количество блестяще переходит в качество
Выставки такого масштаба в Музее декоративных искусств Лувра еще не было: оба музейных крыла, 32 тыс. кв. м пространства, одних только платьев, исключительно кутюрных, около 400. Последняя парижская ретроспектива Christian Dior устраивалась здесь же, в Pavillon de Marsan, 30 лет назад в честь 40-летия дома и была посвящена только наследию самого Диора — к 1987 году, впрочем, все наследие Dior состояло из двух имен, Кристиана Диора и Марка Боана. Сейчас, когда прошло уже 70 лет, имен стало в три раза больше, а наследие развилось и умножилось многократно.
Я, конечно, не видела той ретроспективы 1987 года, но до «Christian Dior, couturier du reve», уже побывала не на одной, не на двух и даже не на пяти выставках дома Dior. Кроме эпохальной московской «Dior: под знаком искусства», я видела еще примерно около десяти выставок на фамильной вилле Диора Les Rhumbs в Гранвиле, где они проходят каждый год. Куратором всех выставок Dior — и московской, и гранвильских, и нынешней парижской — неизменно выступает Флоранс Мюллер, крупнейший специалист по Dior, одна из самых именитых историков моды и фэшн-кураторов, и мне казалось, что ничего неожиданного в представлении истории дома Dior меня уже не ждет. Но реальность этой выставки опрокидывает всякую самонадеянность.
Отточенный классический стиль Флоранс Мюллер безупречно сбалансирован — он всегда историчен и достаточно концептуален для знатоков и одновременно работает с традиционными представлениями массового зрителя о прекрасном. Такое сочетание, собственно, и обеспечило ей успех и гранд-статус. В случае с Dior важные для эстетики дома концепты (их принято называть кодами) — «парижанка», «цветы» и «бал» — будут четко обозначены и аккуратно смешаны с блоками тематическими — «Ателье», «Dior и искусство», «Путешествия». Концептуально-тематический принцип при этом воплощен в образах всем понятной и узнаваемой красоты, связанной с историей дома. Например, на лестнице выстроен фасад штаб-квартиры Dior на Avenue Montaigne, и посетители проходят сквозь ее двери, а заканчивается выставка огромным залом, где выставлены платья, в которых в разные годы выходили звезды. Сценограф и дизайнер выставки Натали Криньер (она же делала и московскую выставку, и еще целый ряд громких выставочных проектов) выстроила подобие знаменитой зеркальной галереи Версальского дворца, на потолок и стены которой проецируются то росписи Шарля Лебрёна в этой галерее, то созвездия, то карты Таро, то скетчи самого Диора, то пейзажи парка, а то кислотная радуга. Но суть в том, что все это совершенно грандиозных размеров — а свойство и стиля Флоранс Мюллер, и сценографии Натали Криньер таково, что именно размах принципиально важен. Он придает эпическую мощь всему, что нам тут хотят сказать про Dior.
А сказать хотят довольно очевидную вещь: Christian Dior —великий парижский дом моды. Вроде бы мы это знаем, но когда устраивают грандиозную юбилейную ретроспективу, эту мысль недостаточно просто написать в экспликациях на стене, в брошюрках, выложенных на входе, в каталоге и даже в газетных рецензиях — она должна проникать в сознание каждого посетителя непосредственно через чувственный опыт. То есть и профессионал, и профан, должен выходить отсюда с ощущением непреходящего величия Christian Dior.
Фото: Dior
Такие простые мысли — самые сложные в исполнении. Они требуют тонкости и даже виртуозности. Важно не только не обмануть ожидания массового зрителя, но и сбить инерцию зрителя искушенного. Как это работает на практике? Посетив некоторое количество диоровских экспозиций, ожидаешь, что на входе не
Ретроспектива дома Dior открывается в Париже • ARTANDHOUSES
Семидесятилетие дома Dior
отмечают в Музее декоративного искусства Парижа самой масштабной за последние тридцать лет ретроспективой творчества самого кутюрье и дизайнеров, сменивших Кристиана Диора на посту худрука. Платья haute couture, драгоценности и аксессуары, а также разнообразные объекты вдохновения будут доступны публике с 5 июля и до конца года.Те, кто помнят выставку «Диор: под знаком искусства» в Пушкинском музее в Москве в 2011 году, могут себе представить масштаб втрое увеличенной нынешний экспозиции, развернутой под боком у Лувра. В нее войдут более трехсот нарядов, винтажные драгоценности и сотни произведений искусства, которые коллекционировал и которыми вдохновлялся один из главных дизайнеров XX века.
Кристиан Диор в своей квартире на бульваре Жюля Сандо в Париже
1950-е
© Christian Dior
Экспозиция хронологически расскажет о жизни изобретателя New Look. От его детских лет, проведенных во французском Гранвиле (сейчас там работает музей Диора), занятий модной иллюстрацией и управления арт-галереей, привившей ему страсть ко всем видам искусства, до внедрения инноваций в области моды и победного шествия его дома по планете.
В основе выставки, конечно, уникальные платья и костюмы самого Диора, а также художественных руководителей дома, сменивших основателя на посту, — от Ива Сен-Лорана и Марка Боана до Рафа Симонса и Марии Грации Кьюри. В диалоге с ними — произведения живописи и скульптуры, фотографии и декоративно-прикладного искусства, которые коллекционировал сам маэстро, а также те, что служили ему источниками вдохновения. Среди художников выставки — Альберто Джакометти и Ман Рэй, Сальвадор Дали и Александр Колдер, Жан Кокто и Брассай.
Christian Dior
Bar suit, Haute Couture, Spring-Summer 1947
Musée des Arts Décoratifs, UFAC
© Photo Les Arts Décoratifs / Nicholas Alan Cope
Christian Dior
Junon gown, Haute Couture, Fall-Winter 1949
© Photo Les Arts Décoratifs / Nicholas Alan Cope
Christian Dior
Bouffe gown, Haute Couture, Fall-Winter 1956
Paris, Dior Héritage
© Photo Les Arts Décoratifs / Nicholas Alan Cope
Yves Saint Laurent for Christian Dior
Bonne Conduite dress, Haute Couture, Spring-Summer 1958
Paris, Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Foundation
© Photo Les Arts Décoratifs / Nicholas Alan Cope
Marc Bohan for Christian Dior
Gamin suit, Haute Couture, Fall-Winter 1961
Paris, Dior Héritage
© Photo Les Arts Décoratifs / Nicholas Alan Cope
Gianfranco Ferré for Christian Dior
Palladio dress, Haute Couture, Spring-Summer 1992
Paris, Dior Héritage
© Photo Les Arts Décoratifs / Nicholas Alan Cope
John Galliano for Christian Dior
Shéhérazade ensemble, Haute Couture, Spring-Summer 1998
Paris, Dior Héritage
Raf Simons for Christian Dior
Haute Couture, Fall-Winter 2012
Paris, Dior Héritage
© Photo Les Arts Décoratifs / Nicholas Alan Cope
Maria Grazia Chiuri for Christian Dior
Essence d’herbier cocktail dress, Haute Couture, Spring-Summer 2017
derived from a Christian Dior original
© Photo Les Arts Décoratifs / Nicholas Alan Cope
Clifford Coffin
Coquette dress, Fall-Winter 1948 Haute Couture collection, Ailée line
Vogue, Paris
october 1948
© Clifford Coffin / Vogue Paris
Cecil Beaton
Daisy Fellowes wearing a Dior dress at a ball hosted by Charles de Beistegui at the Palais Labia in Venice
Vogue Paris
september 1951
© Cecil Beaton / Vogue Paris
Eugene Kammerman
model Renée Breton at the fashion show in the large salon at 30 Avenue Montaigne
1953
Henri Cartier-Bresson
model Alla having the May dress fitted before the fashion show
1953
© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos
Elliott Erwitt
Grace Kelly wearing a white satin Dior dress at a ball celebrating her engagement with Prince Rainier of Monaco at the Waldorf Astoria Hotel in New York
January 6, 1956
© Elliott Erwitt / Magnum Photos
William Klein
«Dorothy + Little Bara with a cello, Paris 1960»
Moderato Cantabile dress, Fall-Winter 1960 Haute Couture collection
Vogue US
September 15, 1960
models Dorothy McGowan and Little Bara
© William Klein
Mark Shaw
Elizabeth Taylor in the Soirée à Rio dress
Spring-Summer 1961 Haute Couture collection, Slim Look
© Mark Shaw / mptvimages.com
Melvin Sokolsky
«Fly Dior», Dorothy McGowan in a dress from the Spring‑Summer 1965 Haute Couture collection
March 1965
© Melvin Sokolsky
Peter Lindbergh
Kusudi and Kitu dresses, Spring-Summer 1997 Haute Couture collection
models Kiara Kabukuru and Debra Shaw
© Peter Lindbergh
Patrick Demarchelier
Natalia Vodianova poses with Dior’s
craftspeople in front of 30 Avenue Montaigne in a dress from the Fall-Winter 2008 Haute Couture collection, Vogue US
october 2008
© Patrick Demarchelier / Conde Nast / Viva Model Management
Christopher Polk
Jennifer Lawrence receiving the Academy Award for Best Actress
2013
© Gettyimages / Christopher Polk
Michal Pudelka
Baiser rouge dress, Spring-Summer 2017 Haute Couture collection, model Ruth Bell
© Michal Pudelka
Miss Dior perfume, 1947
Miss Dior display cabinet, inspired by the «Temple of Love» at the Petit Trianon in Versailles, 1950
Élisabeth Louise Vigée Le Brun
«Gabrielle Yolande Claude Martine de Polastron, duchesse de Polignac»
1782
Versailles, Musée National des Châteaux de Versailles et de Trianon
© RMN-Grand Palais (Château de Versailles) / Gérard Blot
Franz Xaver Winterhalter
«Madame Rimsky Korsakov»
1864
Paris, Musée d’Orsay
© Musée d’Orsay, Dist. RMN-Grand Palais / Patrice Schmidt
Claude Monet
«Le Jardin de l’artiste à Giverny»
1900
Paris, Musée d’Orsay
© RMN-Grand Palais (musée d’Orsay) / Hervé Lewandowski
Выставка дома Диор в Париже
Выставка Диор в Париже была моим подарком на день рождения еще в начале осени. И вот наконец-то на зимние праздники нам это удалось. Выставка, посвященная дому Диор в Les Arts Decoratifs в Париже закрывалась в это воскресенье, поэтому очереди были соответствующие. Если бы мы не поехали с дочкой, то стояли бы в очереди более 5 часов, при том, что заняли очередь за 2 часа до открытия. К счастью, с детьми разрешили потом пройти без очереди, так что, путешествуйте с детьми, не оставляйте их дома 🙂Я уже несколько раз была на выставках в этом музее и всегда они отличаются прекрасным оформлением, всегда очень содержательные, в залах большое количество экспонатов, интересная игра света и тени и даже неожиданные спецэффекты. Выставка Диор прекрасна. Как и сами творения, выставка наполнена волшебством и сказкой.
Экспозиция окрыляет и настраивает на романтический лад, действительно ощущение, что прикоснулся к прекрасному. В центре внимания история дома Диор начиная с его основания в 1946 году, хотя самому Кристиану Диор уделено очень мало внимания. И я очень рада, что этой осенью была в доме его детства в Гранвиле, на севере Франции, откуда и берет начало его становление как дизайнера, сразу понятнее, почему в его коллекциях столько романтики. О его доме я писала пост.
Сложно переоценить значение творений Диор на мир моды. Многие дизайнеры вдохновлялись его творчеством на протяжении последних 70 лет.
После смерти самого дизайнера в 1957 году дом моды уже был настолько известен и влиятелен, что о том, чтобы закрыть его, не было и речи. Поэтому в этом же году дом возглавил молодой Ив Сен Лоран. А ведь ему был всего лишь 21 год, когда он начал создавать коллекции для Диор!
Yves Saint Laurent для Диор:
В начале 60ых дизайнером Диор стал Marc Bohan. Тут мы с легкостью узнаем моду 60-70ых. Приталенный силуэт уступил место А-крою, коротким платьям выше колена и даже мини. Но романтические детали, вышивка и декор по-прежнему доминируют в коллекциях.
В конце 80ых новым дизайнером дома Диор становится итальянец, Gianfranco Ferré, который в своих коллекциях отступает от классического и привычного нам стиля Диор.
А в конце 90ых в дом Диор приходит британец, John Galliano. Вообще, всю выставку я рассматривала модели и коллекции и представляла себе, чем же вдохновлялся тот или иной дизайнер. Например, вы увидели, о чем или о ком вот эта дама в красном на следующей фотографии справа?
Или вот сразу становится понятно, что британец не мог не использовать в своих коллекциях королевскую корону 🙂
В 2012 году бельгиец Raf Simons занимает позицию главного дизайнера. И надо сказать, что это до сих пор мой самый любимый дизайнер во главе дома Диор.
А это платье мне понравилось больше всех на выставке и победило в номинации «Я бы носила его по дому в роли принцессы» 🙂
Кстати, есть замечательный фильм о доме Диор и о подготовке одной из коллекций как раз под руководством Раф Симонса. Очень ценны там также сцены, где показана работа портних, какой это кропотливый труд, настоящее искусство! Фильм называется «Диор и Я».
На данный момент дом Диор возглавляет первая женщина, итальянка Maria Grazia Chiuri.
Целый зал отведен вот таким эскизам. Подозреваю, что их изготавливают для каждого платья или костюма, который войдет в новую коллекцию, своеобразные прототипы.
Классика Диор:
Самый завораживающий зал ждал нас в конце экспозиции. Прекрасные, сказочные, роскошные платья, которые хотелось рассматривать часами. В том числе и платья, которые надевали знаменитости на красной дорожке.
Вот такой день в сказке 🙂 Еще я успела попасть в музей Ив Сен Лорана, но об этом в следующий раз 🙂
© Stilouette, 2017
Кара Делевинь на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства
В Париже в Музее декоративного искусства (Le musée des Arts décoratifs) состоялось открытие выставки «Christian Dior: Designer of Dreams» — «Кристиан Диор: дизайнер грез», посвященной 70-летию дома Christian Dior.
Одной из ярких звезд вернисажа стала Кара Делевинь, выбравшая для вечера белое мини-платье и высокие сапоги-ботфорты. Также музейное пространство посетили Карли Клосс, продемонстрировавшая новый оттенок блонда, Элизабет Олсен, Ева Герцигова, Кьяра Ферраньи и многие другие поклонники знаменитого модного дома.
фото: gettyimages.ru
Кара Делевинь на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Кьяра Ферраньи на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Карли Клосс на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Ева Герцигова на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Элизабет Олсен на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Сандрин Киберлэн на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Джемма Артертон на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Карли Клосс с гостьей на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Тина Льюнг на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Ноор де Грут на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Виктория Маграт на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Симон Бурет на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Кэтрин Баба на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Гостья на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Наталья Османн с подругой на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Жиль Бенсимон с подругами на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.
Лаура Моранте на открытии выставки, посвященной 70-летию дома Christian Dior, в парижском Музее декоративного искусства, 3 июля 2017 г.