я хочу рисовать как ребенок
Жан-Мишель Баския — это имя поклонники стрит-арта, современного искусства и даже хип-хопа слышали не один раз. Но далеко не все придавали внимания тому, кем же был этот человек и почему его фигура является культовой для многих ваших любимых артистов. За свою недолгую жизнь этот художник сумел создать нечто уникальное и вывел неоэкспрессионизм на новый уровень, а относительно недавно, в 2017 году, одна из его работ была продана на аукционе за 110,5 $ млн. Рассказываем вам о жизни и творчестве Баския, ссылаясь на его собственные слова из различных интервью и воспоминания современников художника.
Детство, семья и знакомство с искусством
Jean-Michel Basquiat родился в Бруклине 22 декабря 1960 года в мультинациональной семье. Его отец был выходцем из Гаити, а мать из Пуэрто-Рико. Кроме маленького Жан-Мишеля у родителей было еще трое детей: две младших девочки и мальчик-первенец, которого Жан-Мишель, к сожалению, не застал в живых — он умер незадолго до рождения брата.
С раннего детства мальчик показывал прекрасные задатки к учебе и до 4-х лет научился читать и писать. Мать Жан-Мишеля заметила интерес ребенка к рисованию и начала всячески поощрять его попытки творить. Она с малого возраста водила его в нью-йоркские музеи искусства и знакомила с известными картинами прошлого и настоящего.
В 7 летнем возрасте с будущим художником произошел несчастный случай: его сбила машина, когда он играл на улице возле дома. Мальчик сломал руку и получил несколько серьезных ушибов. Это событие в некотором роде повлияло на формирование его художественного стиля. Дело вот в чем: мать Баския, дабы как-то занять ребенка во время реабилитации, принесла ему почитать известную книгу “Анатомия Грэя”, в которой в письменной и иллюстрированной форме описывались особенности человеческого организма. Позже Жан-Мишель не раз говорил, что эта книга сильно его поразила и отпечаталась в памяти.
Помимо рисования, до 11 летнего возраста Жан-Мишель сносно владел французским, испанским и, естественно, английским языками. Он много читал и со временем стал писать собственные истории и сочинения. Он посещал специальную школу (St. Ann`s School), развивающую способности детей к искусству. Баския увлекался мультфильмами и в то время мечтал, что однажды сам будет их рисовать. Время покажет, что эта детская мечта не осуществится, но отложит существенный отпечаток на стиле молодого дарования и сделает его всемирно известным.
Отец Жан-Мишеля Баския был типичным представителем среднего класса в Нью-Йорке и всеми силами старался привить свои ценности сыну. Но тот их не разделял. Как не всегда разделяла взгляды мужа и его жена. Брак семейства Баския сложно было назвать крепким: пара периодически расставалась и сходилась снова. В конце-концов, родители мальчика развелись окончательно, когда ему было 7. По словам художника и отец, и мать не один раз избивали его, хотя отец отрицал подобные утверждения.
После развода дети остались жить с отцом, поскольку их мать испытывала психологические проблемы и ей периодически требовалась клиническая реабилитация. По словам Жан-Мишеля, “она сошла с ума из-за неудачного брака”.
После 5 лет жизни в Бруклине, Джерард Баския (отец художника) решил переехать жить в Пуэрто-Рико. Там семья прожила 2 года, после чего снова вернулась в Нью-Йорк. Жан-Мишелю на тот момент исполнилось 14 и он был сыт планами отца сделать из него примерного рабочего с отсутствием каких-либо амбиций. Творческий дух парня рвался на свободу и в 15 лет он впервые сбежал из дома. Он неделю шатался по паркам и ночевал на скамейках, пока его не арестовала полиция и не вернула под опеку отца.
В 10-м классе Жан-Мишель бросил школу, которую до этого посещал, и решил перевестись в City-As-School, где училось много творчески одаренных тинейджеров. Но и там доучиться до конца ему не удалось. Узнав об этом, отец выгнал 17-летнего юношу из дома. Баския остался жить с друзьями в Бруклине. Чтобы хоть как-то зарабатывать он стал рисовать собственные почтовые открытки и продавать их на улицах. Это было начало великой, но короткой карьеры, которая ждала его впереди…
SAMO и первые успехи в галерейном искусстве
Еще в 1976 году Баския и его друг Al Diaz основали творческий тандем и назвали его SAMO, что было акронимом фразы “same old shit” (“то же старое дерьмо”). Парни рисовали эту надпись на стенах SoHo (район в Нью-Йорке), дополняя основную надпись хаотическими фразами или отдельными словами. Изначально посыл было сложно понять, но SAMO набирал популярность и стал чем-то вроде тренда в Нью-Йорке. Позже, в 1978 году, сам Баския объяснил, что же значили их граффити в интервью Village Voice:
“SAMO — это было что-то вроде псевдорелигии, выдуманной нами в противовес существующим ценностям. Она символизирует фальш, в которую верят массы. Этот город полон напряженных людей, среднего класса, который старается выглядеть как богачи, зарабатывая себе материальный статус. Это убивает меня. Как будто все ходят с прикрепленными ценниками на голове. Люди должны придавать больше внимания духовности. Но мы ведь не можем встать на обочине и орать об этом всем прохожим. Зато мы можем рисовать на стенах”.
В этих словах трудно не углядеть обращение художника к собственному отцу…
После того как Basquiat и Diaz открыли миру свои лица (история гласит, что они согласились продать свою историю Village Voice за 100$ каждый), существование SAMO прекратилось. Друзья и напарники решили больше не работать вместе, а вскоре после публикации интервью по городу начали появляться граффити “SAMO is dead”.
По словам Alexis Adler, бывшей сожительницы Баския, в 1979 году он обзавелся своим первым жильем. По крайней мере, это были апартаменты, от которых у Жан-Мишеля были собственные ключи. Как раз в то время он стал плавно переходить от уличного арта к галерейному. По словам Адлер, Баския рисовал на любых поверхностях: от стен внутри квартиры до мебели и окон. Также молодой художник оставлял ироничные надписи на полуразваленных домах, которых в Нью-Йорке конца 70-х было предостаточно.
В тот же период Жан-Мишель начинает рисовать то, что вскоре принесет ему славу и популярность в среде искусства: человеческие головы и самих людей. Он изображает их в основном фронтально или в анфас, без каких-либо объемных деталей. Его работы напоминают детские рисунки (вспомним мечту художника создавать мультфильмы), в которых причудливо показаны органы или анатомические особенности человеческого организма (Анатомия Грэя). Лица персонажей Баския в основном мрачные, выражающие боль, грусть и задумчивость. Основа рисунков дополнена множеством надписей — иногда очевидных, но в большинстве своем со скрытым смыслом. Те слова, на которые художник хотел обратить особенное внимание, он нарочито перечеркивает. Также Баския использовал ксерокс своих предыдущих работ и помещал их части на более крупное полотно, создавая новое произведение.
Переломным моментом в жизни и творчестве Баския стала его встреча с Энди Уорхолом. Это случилось в том же 1979-м, Жан-Мишелю было всего 19 и он искренне восторгался работами эксцентричного артиста. Как-то раз, обедая в ресторане со своим другом и менеджером по совместительству, Баския увидел за другим столиком Уорхола. Он подошел к нему и предложил взглянуть на несколько своих почтовых открыток ручной работы. Уорхолу настолько понравилось увиденное, что он пригласил Баския к себе в студию. Так завязалась дружба, повлиявшая на карьеры обоих художников. Для Баския дружба с Уорхолом стала возможностью завоевать еще большую известность и новых поклонников, для Уорхола, который устал удивлять и чье творчество на тот момент значительно обеднело, встреча с молодым оригинальным художником стала вдохновением.
Их дружеские отношения стали основой сотрудничества. Самым громким и, по иронии судьбы, последним проектом дуэта стала совместная выставка работ “Warhol/Basquiat Paintings” 1985 года. Она имела большой успех у публики, но после того как пресса стала распространять информацию о том, что Уорхол “использует Баския для того, чтобы подогреть интерес к своим картинам”, их дружбе наступил конец. Они так и не помирились до самой смерти Уорхола в 1987 году. Баския был подавлен из-за этого. Еще раньше, став известным, он начал испытывать чувства депрессии и безысходности. По словам отца Жан-Мишеля, однажды он сказал ему, что все, что его интересует — это его наследие и возможность оставить после себя что-то важное.
Но вернемся в начало 80-х и вспомним взлет Баския. Именно тогда, в 80-х, он достиг самых больших высот в своем творчестве. Это случилось благодаря участию в нескольких масштабных выставках, главной из которых стала The Times Square Show. Жан-Мишеля наконец-то увидели в качестве соло-художника. Критики со всего мира смогли воочию наблюдать его работы и это принесло свои плоды. Работы Баския были опубликованы в нескольких видных журналах об искусстве, а местные владельцы галерей начали предлагать ему выставлять свои картины у них. Баския стал востребован даже за границей. Галерейный деятель Эмилио Маццоли предложил ему первую личную европейскую выставку в итальянской Модене.
Бытует история о том, что после первого коммерческого успеха (первые картины Баския продались по цене от 10,000 до 25,000 $), он нанял лимузин, поехал к папе в Бруклин и отдал ему и сестрам большую часть денег. Сын доказал отцу, что его неповиновение не прошло даром.
После выставок в Европе цены на картины Баския взлетели и он стал богатым человеком. Жан-Мишель продолжал много рисовать, затрагивая острые социальные темы богатства и бедности, расизма, любви и ненависти, пороков общества и человека как индивидуума. Критики разделились на два табора: одни критиковали художника за полное отсутствие какого-либо мастерства, техники и называли его работы “детскими каракулями”, другие — восторгались глубиной посланий и как-раз таки нахваливали нарочитый примитивизм Баския, отмечая, что таким образом он лишь отображает состояние социума и современного искусства.
Сам художник открыто говорил, что он “хочет рисовать как ребенок”. Энергетика и свобода, которая присутствует в детских рисунках, привлекала его намного больше, чем элитное искусство. Он не скрывал, что не обучался рисованию и провалил курс базовых уроков по этому предмету в школе. Что ж, возможно благодаря этому Баския и смог стать одним из важнейших представителей нео-экспрессионизма в 80-х.
Но Баския не ограничивался только рисованием. Он увлекался музыкой и даже основал панк-группу Gray, в которую, в частности, входил небезызвестный актер Винсент Галло. Также Жан-Мишель поучаствовал в записи и выпуске рэп-сингла “Beat Bop” с парой МС Rammellzee и K-Rob. Этот винил позже стал пользоваться особенной популярностью у коллекционеров из-за того, что художник самостоятельно работал над оформлением обложки сингла.
В 1981-м Жан-Мишель начал работать с арт-дилером Anna Nosei. По ее словам, на тот период приходится наиболее продуктивный период его деятельности. Анна предоставила Баския подвал своей галереи под мастерскую. В интервью 2010 года она вспоминает:
“Он приходил в мастерскую как на работу. Если опаздывал, то всегда извинялся. Обычно после прихода он сразу же включал музыку и начинал работать. Его работы день ото дня становились более взрослыми и наполнялись новыми смыслами. В то время Жан-Мишель рисовал очень много. За день он мог закончить 2-3 полноценные картины. При этом, бывало он рисовал их параллельно друг с другом, перескакивая от одной к другой. Иногда он работал в пижаме и комнатных тапочках. Время от времени мои ассистенты по его просьбе бегали в банк, чтобы снять наличку на его личные нужды…”
Деньги, слава, успех и…растерянность
Сотрудничество с Nosei давало свои плоды: картины Баския продавались хорошо, он становился богаче. Молодой художник довольно часто менял девушек, одной из которых, между прочим, была неизвестная на тот момент Мадонна. Но не все было так гладко, как казалось на первый взгляд…В жизни Жан-Мишеля появились наркотики.
На волне успеха Баския переехал в собственные апартаменты-мастерскую на Crosby Street. В то время он жил вместе с девушкой по имени Suzanne Mallouk. Образ жизни Баския изменился: он по-прежнему много рисовал, но его психологическое состояние постепенно ухудшалось и в конце-концов привело к затяжной депрессии. Его стал раздражать дневной свет (по словам Малук, он закрывал окна черным полотном и круглосуточно сохранял в комнате темноту) и посетители, приходившие посмотреть на новые картины. Вместе с Сьюзан они нюхали все больше и больше кокаина.
Несмотря на это, картины Баския росли в цене и обретали новых поклонников-толстосумов. Критики продолжали во весь голос хвалить и осуждать артиста. Сами картины Баския стали еще мрачнее и стали затрагивать темы смерти и эксплуатации человека в искусстве.
Баския по-прежнему выставлялся в самых известных мировых галереях, но это его не радовало. Он тратил деньги на материальные блага, но позже жалел об этом. Современники Жан-Мишеля говорят о том, что усугубление зависимости от наркотиков и психологическая яма были обусловлены несколькими причинами. Во-первых, после того, как Баския прочно обосновался в мире высокого искусства, ему там не понравилось. Он презирал эксплуататорскую природу галерей и их владельцев. Он стал задаваться вопросом для кого он рисует свои картины и не продался ли он сам?! Во-вторых, он считал, что к черному художнику в мире “белого” искусства никогда не будет серьезного отношения. В третьих, он не мог привыкнуть к всеобщему вниманию и статусу “звезды”. Становилось только хуже — Баския начал употреблять героин.
У художника стали случаться нервные срывы. Во время одного из них он незаметно проскользнул в мастерскую-подвал Nosei и уничтожил 10 своих картин, порезав их ножом. Для того, чтобы их невозможно было скопировать или реставрировать, Баския залил куски полотен белой краской.
Начиная с 1982 года, Жан-Мишель стал работать над новой техникой: он создавал коллажные картины из кусочков ксерокопий своих старых работ, тканей и других текстурных материалов. На создание этих полотен уходило больше времени, но они на некоторое время отвлекли художника от пагубных мыслей и привычек. Баския снова “ожил”. В 1985-м он разорвал рабочие отношения с Anna Nosei и начал работать с другими дилерами. Одним и самых памятных событий тех лет было появление артиста на обложке “New York Times”. Статья с заголовком “New Art, New Money” рассказывала о феномене Баския и объясняла почему его картины имеют такой огромный успех в тогдашнем мире искусства. Именно в то время у Баския появилась привычка рисовать в дорогих костюмах от Армани. Он не жалел дорогой наряд и после того, как на нем оставались пятна краски, расхаживал в нем по улицам.
Спрос на работы Баския увеличивался, успех сопровождал молодую сенсацию. Но Жан-Мишель не выдержал. Молодой, но очень ранимый и одинокий, в 1987 году он говорил Винсенту Галло:
“Мне нужно уехать из Нью-Йорка. Я ненавижу его. На Гавайях нет героина и там настолько красиво, что у тебя даже нет времени думать об этом”.
Баския совершил попытку бросить все и действительно уехал на несколько месяцев на острова. Но убежать от своих демонов не смог. Вернувшись в Нью-Йорк, он снова начал употреблять наркотики и 12 августа 1988 года умер от передозировки героином. Художника нашли в собственной студии на Great Jones Street. Ему было всего 27 лет.
Для многих Баския является эталоном тонкой творческой натуры, великим художником и неординарным человеком. Другие не понимают восторгов от его работ и с иронией отмечают, что “такое может понравится только “ценителям”. Наверное истина, как обычно, где-то посередине. Но одно можно сказать наверняка: за свою короткую жизнь Жан-Мишель Баския сумел оставить свой след в истории. А ведь для него это было самым важным.
настенная живопись или картины-граффити в стиле неоэкспрессионизма
Updated:
Уйдя из жизни в 1988 году в возрасте 27 лет, Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat, 22 декабря 1960 — 12 августа 1988, США) оставил после себя невообразимое количество работ, продающихся ныне на престижнейших аукционах. Покупатели, среди которых был замечен и Леонардо ди Каприо, готовы отдавать миллионы долларов, лишь бы заполучить в свою коллекцию кусочек творчества Баскии. В чем секрет граффити художника, чьи картины в стиле неоэкспрессионизма больше напоминают каракули в тетрадке?
Вероятно, все дело в провокационных социально-политических надписях, таивших глубокий смысл. Жан-Мишель пытался донести до представителей «белого искусства» отвратительность расовой дискриминации, процветавшей в 70-е годы. Будучи наполовину гаитянином, наполовину пуэрториканцем, Баския прекрасно понимал чувства обитателей «черных кварталов». Мысль, что «белые» мнят себя высшей расой, злила его. Тем более, сам Жан-Мишель имел приличное образование: родители поддерживали его, способствовали всестороннему развитию любимого чада. Молодой художник, помимо английского, прекрасно говорил по-испански, по-французски, посещал художественные музеи родного Бруклина.
Первые граффити Баския стал рисовать в 17 лет, когда ушел из дома. Занимался художествами на пару с приятелем. Свои шедевры парни подписывали загадочным словосочетанием SAMO shit. Расшифровывалась надпись как same old shit (переводится как «то же самое старое дерьмо»). Разрисованными оказывались стены рядом с богемными клубами или галереями Манхэттена. Так Жан-Мишель давал о себе знать «официальному белому искусству». А на жизнь он зарабатывал, рисуя и продавая открытки. Одну из них он продал самому Энди Уорхолу (Andy Warhol; 6 августа 1928 года — 22 февраля 1987 года, США): увидев знаменитого художника сквозь окно кафе, парень просто зашел туда и предложил приобрести открыточку за один доллар.
Уорхолу приглянулась открытка. Он купил ее, но знакомства с юным талантом не продолжил. Однако они встретились снова через три года. К тому моменту работы Баскии продавались не менее, чем за десять тысяч долларов. Расписывая, помимо стен, всевозможный уличный хлам, Жан-Мишель умудрялся создавать настоящие арт-объекты. Если не было хлама или стены, в ход шли банальные холсты и бумага.
Первая выставка, где принял участие Баския, состоялась в 1980 г. Это была The Times Square Show – групповая экспозиция, давшая дорогу в жизнь Энцо Куки, Дэвиду Сале, Франческо Клементе… Жан-Мишель оказался первым среди темнокожих художников, кого признал мир «белого искусства». Несмотря на это, в работах юноши продолжает прослеживаться тематика расовой дискриминации: дух борьбы с этим злом не покидал Баскию ни на секунду.
Современные искусствоведы настаивают, что творчество этого художника иначе, как настенной живописью, не назовешь. Музеи не рискуют приобретать работы Баскии для запасников и не стремятся включать их в выставки. А, между тем, коллекционеры готовы расстаться с миллионами, чтобы украсить домашнюю галерею хотя бы кусочком забора, разрисованным Жан-Мишелем Баскией.
10 самых дорогих художников в мире
Каким образом можно определить «стоимость» художника? Конечно же, проанализировав данные о продаже его полотен на различных аукционах. Мы собрали в одном материале сразу 10 мастеров, чьи полотна были проданы за баснословные деньги.
Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр II»
Судьба знаменитой картины висела на волоске в 2006 году: сегодня ее могло бы просто не быть. Все дело в том, что в течение долгих лет за право обладания ей судились, с одной стороны, наследники богатого сахарозаводчика Фридриха Блох-Бауэра, которому и принадлежала картина изначально, и правительство Австрии — с другой. Такая ситуация сложилась по простой причине: семейство Блох-Бауэра было вынуждено уехать из страны в США во время Второй мировой войны, и картины, конечно, взять с собой они не смогли. Арбитражный австрийский суд признал правоту именно за ними — национальное правительство было возмущено, а некоторые особенно ретивые граждане даже угрожали уничтожить полотно — лишь бы его не забрали из страны. К счастью, картина уцелела и в итоге была продана на торгах в Нью-Йорке.
Цена: $87,9 млн
Роб Лихтенштейн, «Медсестра»
Роб Лихтенштейн и при своей жизни высоко ценился, а уж после смерти цены на его работы резко пошли вверх. Полотна культового героя поп-арта выставлялись во всех ведущих музеях мира, и в двухтысячных годах они начали стоить столько же, сколько и работы знаменитых импрессионистов: стал актуальным вопрос — чьи картины покупать, Лихтенштейна или Клода Моне? Наконец в 2015 году полотно «Медсестра» ушло с торгов почти за сто миллионов долларов США.
Цена: $95,3 млн
Энди Уорхол, «Серебряная автокатастрофа (Двойная авария)»
Чем дальше уходит от нас XIX век, тем меньше на торгах появляется работ классиков изобразительного искусства. Естественно, следствием этого является рост в цене художников послевоенного времени и второй половины XX века в целом. Само собой, не обошлось здесь и без Энди Уорхола, лидера поп-арта. На данный момент самым дорогим его произведением, проданным на аукционе, является шелкография «Серебряная автокатастрофа (Двойная авария)». В своей работе он фиксировал результаты автокатастроф, оставив одну из сторон «полотна» абсолютно пустой.
Цена: $105,4 млн
Жан-Мишель Баския, «Без названия»
В 2017 году полотно Баскии купил японский миллиардер Юкио Маесава за астрономическую сумму в $110,5 млн. Это стало настоящей сенсацией на арт-рынке: во-первых, прежде работы Баскии никогда не уходили с молотка по столь высокой цене; во-вторых, до этого момента столько не стоило ни одно полотно американского художника вообще. Картина и по нынешний день сохраняет за собой титул самой дорогой работы, созданной после 1980 года. Все это впечатляет: к тому же стоит помнить, что Жан-Мишель Баския при своем огромном таланте умер молодым — в 27 лет.
Цена: $110,5 млн
Эдвард Мунк, «Крик»
«Мои друзья проследовали дальше, / А я остался позади, / Дрожа от тревоги: / Я ощущал оглушительный Крик Природы. Э. М.» — такое стихотворение знаменитого художника написано его же рукой на раме картины — что, конечно, сделало лот еще дороже. В 2012 году этот вариант известного полотна был продан на торгах Sotheby’s — событие стало по-настоящему сенсационным: прежде полотна Мунка не поднимались в цене выше $38,1 млн, и ничто не предвещало такого феноменального успеха. Но, как говорится, никогда не говори «никогда».
Цена: $119,9 млн
Фрэнсис Бэкон, «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда»
Один крупный художник, изображающий на картине другого, не менее значимого, — явление в изобразительном искусстве достаточно редкое. Тем более когда речь идет о двух столь раздражительных людях, как Бэкон и Фрейд. Тем не менее серию из трех картин художник считал одной из своих лучших работ. По достоинству ее оценили и коллекционеры в 2013 году. Кстати, любопытно, что предыдущий рекорд «стоимости» Бэкона был установлен в 2008-м, когда его работу «Триптих» купил Роман Абрамович за $86,3 млн.
Цена: $142,4 млн
Ци Байши «Двенадцать пейзажей»
Ци Байши, представитель традиционной китайской школы изобразительного искусства, на сегодняшний момент является самым дорогим азиатским художником. Его классическое искусство пришлось по душе миллиардерам Поднебесной, к тому же в КНР мастеру даже присвоили вполне официальный титул «Великого художника китайского народа». Почетная посмертная должность имеет и своеобразный денежный «эквивалент»: в 2017 году работа Ци Байши впервые была продана за сумму, превзошедшую $100 млн.
Цена: $144 млн
Амедео Модильяни, «Лежащая обнаженная»
Широкой публике в России Модильяни известен прежде всего как автор легендарных портретов Анны Ахматовой, которые все мы помним еще по школьным учебникам. В реальности, впрочем, Амедео был тем еще провокатором, а многие его работы считались современниками на редкость вульгарными. В 1917 году в Париже была даже закрыта его выставка — все дело было в том, что в витрине галереи были вывешены полотна Модильяни, среди которых находилась и «Лежащая обнаженная». Публика была возмущена, и полицейские не раздумывая закрыли провокационную экспозицию — блюстители нравов, как известно, бывают во все времена. С тех пор прошли десятки лет, и вот, «возмутительная» картина в 2015 году была куплена китайским миллиардером и коллекционером Лю Ицяном для своего частного музея.
Цена: $170,3 млн
Пабло Пикассо, «Алжирские женщины»
Основоположник кубизма, Пабло Пикассо является, пожалуй, самым дорогим художником XX века: соперничать с ним могут разве что признанные классики давно ушедших столетий, да и то не всегда. В 2015 году его картина «Алжирские женщины», вдохновением для которой послужила схожая работа французского художника Эжена Делакруа, была продана почти за 180 миллионов долларов США. Это само по себе впечатляет, а если учесть, что за нескольких лет до того с молотка ушли еще две его картины, «Мальчик с трубкой» и «Обнаженная, зеленые листья и бюст», по совокупной цене более чем в $200 млн, то и вовсе остается лишь застыть в изумлении от внушительных цифр.
Цена: 179,3 млн
Леонардо да Винчи, «Спаситель мира»
Абсолютным рекордсменом, да еще с огромным отрывом от своих соперников, является Леонардо да Винчи. В конце прошлого года картина «Спаситель мира» была продана за астрономическую сумму в $450,3 миллиона долларов США. Это произошло несмотря даже на то, что среди экспертов не было полного единства относительно авторства работы: некоторые специалисты настаивали, что полотно принадлежит кисти Джованни Больтраффио, ученика да Винчи. Собственно говоря, впервые картина была продана на аукционе Sotheby’s в 1958 году именно в этом качестве — тогда за нее заплатили всего 45 фунтов. Кто бы мог подумать, что за 60 лет полотно так вырастет в цене.
Цена: $450,3 млн
Баския Жан Мишель. Биография, названия, описание картин.
Жан-Мишель Баския (22.12.1960, Нью-Йорк, США — 12.08.1988, Нью-Йорк, США) — американский художник. В начале карьеры прославился как граффити-художник, в 1980-х годах стал известен как успешный неоэкспрессионист.
Биография Жана-Мишель Баския.
Баския родился в Бруклине, Нью-Йорк в семье гаитянца и пуэрториканки. С детства Жан-Мишель свободно общался на английском, французском и испанском языках, много читал — мифы, история, поэзия символистов были его любимыми книгами. Способности к искусству у него проявились очень рано, и мать всячески это поощряла.
В 17 лет Баския со своим другом, подписываясь «samo» или «samo shit», рисуют граффити на зданиях в Манхэттене. Жан-Мишель зарабатывает на жизнь продажей на улице футболок и открыток, в то же время он организовывает с единомышленниками группу Gray, с которой играет в клубах Манхэттена.
В середине 1980 года Жан-Мишель Баския участвует в коллективной выставке художников The Times Square Show. В 1981 в журнале «Артфорум» публикуется статья о молодом художнике, что в значительной степени способствует распространению мировой славы Баския. В течении нескольких следующих лет Баския выставляет свои работы в Нью-Йорке, встречается и обменивается опытом с другими неоэкспрессионистами — Дэвидом Салле, Джулианом Шнабелем, Энцо Кукки, Франческо Клементе.
К сожалению, с 1984 года многие знакомые и коллеги Жана-Мишель Баския отмечают его все более странное поведение из-за употребления наркотиков — в годы жизни на улицах Нью-Йорка художник пристрастился к героину. В 1985 году известный журнал The New York Times Magazine опубликовал фото художника на обложке.
В 1988 году Жан-Мишель Баския умер от передозировки наркотиков в своей студии.
Описание картин Жан Мишель Баския:
ЖАН-МИШЕЛЬ БАСКИЯ — УЛИЧНЫЙ ХУДОЖНИК
В 1996 году американский режиссер Джулиан Шнабель (призер Каннского фестиваля) снял биографический фильм о художнике «Баския». Этот фильм, дебют режиссера и автора сценария, друга Баскии, рассказывает о короткой, но яркой жизни этого художника. Не так давно я с удовольствием посмотрел скачанный из интернета фильм о представителе манхэттэнской богемы Нью Йорка Жане — Майкле Баския и решил побольше о нём узнать, зарывшись в Интернет на русских и английских сайтах. И был поражён необычным мастерством и малознакомой мне манерой отображения действительности этим самобытным художником. самородком из Бруклинской и Манхеттенской богемы.
Родившийся в семье «цветных» иммигрантов с острова Гаити, креолов в Бруклине 22 декабря 1960 г. легендарный живописец 27-летний Баския умер от передозировки героина 22 августа 1988 г. Родители: мать — Мтальда Баския Андрадес — дочь эмигрантов из Пуэрто-Рико, отец — Джерард Баския — родился на Гаити, в последствии иммигрировали в Нью-Йорк
В 17 лет он начал рисовать свои граффити на всех окружавших его местах, где это было возможно, подписывая их Samo ( Saymo), а затем отсиживал положенное в полицейских участках, ожидая, когда родители оплатят штраф, наложенный за мелкое хулиганство. И принимал наркотики… В Бруклине это было обычное дело. А во всем, что не касалось творчества, 17-летний максималист Жан-Мишель Баския был самым обычным городским пареньком, но постепенно о нём стал создаваться миф как о креоле-художнике с непослушными волосами . Позже он стал зарабатывать деньги, продавая в ресторанах свои миниатюрные рисунки — граффити. Случайная встреча с уже знаменитым Уорхолом помогла подняться Жан-Мишелю из нищеты и превратить его в баловня судьбы, богача, владельца огромной квартиры, стены которой были им же расписаны, а он вышагивал перед ними босой в дорогом костюме от Армани, пиджак которого стоимостью в несколько тысяч долларов покрывали пятна краски. Вокруг ставшего супермодным художником хозяина квартиры роились журналисты и художники — участники богемных тусовок. Деньги, которые он не считал уплывали из его рук, не успев скапливаться на счетах. И он работал все больше и больше, до 18 часов в сутки, поддерживая себя кофе и взбадривая амфетаминами, а потом делал укол героина, иначе просто не мог заснуть. Постепенно он терял свой дар и здоровье. Нарушалась психика, состояние ступора сменялось агрессией. Его движения и походка стали постепенно некоординированными и неуверенными, а это для художника гибель. Финал оказался закономерным, когда он смешал кокаин с героином.
ШАРЖ НА СЕБЯ
Баския начинал своё творчество, расписывая стены домов, вагонов и заборы на Манхэттене. Его граффити были неподражаемы и вскоре началась охота за картинами и даже набросками. Однажды он продал рисунок, наспех сделанный на клочке бумаги за два доллара, чтобы купить пива. Владелец шедевра получил за него тут же 5000 баксов, продав его в ближайшую галерею. В будущем цена за его картину достигла 14, 6 млн долларов. Картины продавались, едва успев высохнуть. Он был бессеребреником, нищим и богатым, щедрым и открытым, наивным и весёлым человеком, безотказным и неискушённым в коммерции и бизнесе. Его использовали и на нём наживались. Его картины покупались самыми известными коллекционерами и музеями мира . Карьера Баския длилась всего 9 лет с 1979 года по 1988. Но за это время он успел создать сотни живописных произведений и тысячи рисунков, лучшие из которых — 65 живописных произведений и 55 листов графики — представлены на выставке в лос-анджелесском Музее современного искусства.
Нарисовал этот красный портрет Баския в 1984 году Энди Уорхол ( Andy Warhol) — знаменитый американский художник, опекавший и помогавший своему юному единомышленнику. Уорхол вначале скрывал впечатления от «каракуль» Баския, которые тот писал с детскими текстами. Критики пытались даже сравнивать манеру рисования Жан- Мишеля с манерой рисования ребенка. Но в этой самой манере он нашел свой стиль. Вместе со своими близкими по духу сотоварищами, приверженцами как и он искусству граффити, они были позже отнесены арт-критиками, кураторами и коллекционерами к неоэкспрессионистам.
Если бы Жану пришлось писать свое резюме, оно могло бы выглядеть примерно так:
1980-1981 — Бездомный, продавец футболок.
1981-1982 — Участие в выставках и продажа картин миллионерам.
1983-1986 — Выставки в Нью-Йорке, Калифорнии, Европе и Японии. Знаменит. Очень богат.
1983-1987 — Творческий кризис. Очень знаменит. Еще более богат.
1983-1988 — Умер. Диагноз — передозировка героином. Еще более знаменит.
Джон Сид, ассистент художника, писал о нём: «Однажды я сказал Жану о том, что ему стоит позаботиться о капиталовложениях, и о том, что ему нужен специалист по финансам — на тот случай, если карьера его закончится и заработки прекратятся. Он ответил, что у него нет в этом необходимости, потому что не имеет никаких планов на будущее…». Так и оказалось, что будущее у Баския было весьма коротким.
Творчество Баския можно условно разделить на три периода. В ранний период, с 1980 по 1982, он часто изображает скелеты и маскообразные лица.
Одна из известных картин «Электрический стул» известного «уличного» художника продана на аукционе «Сотбис» (Sotheby’s) за 10,5 миллиона долларов. На холсте Баския изображено исполнение сметной казни на электрическом стуле. Работа датирована 1981-1982 годами, которые относятся к раннему «мрачному» периоду творчества художника. В отличие от своего наставника Уорхола, изобразившего пустой электрический стул, Баския поместил на холст и жертву, передав весь ужас кульминационного момента казни. Особенность его искусства вообще заключалась в манере выворачивать все наизнанку, выставлять привычное в новом свете, как нечто небрежное и довольно брутальное. Отличительной чертой его искусства было буйство цветов.
«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СТУЛ»
ТРИ ДЕЛЕГАТА
Средний период творчества художника охватывает период с конца 1982 по 1985 год и отмечен интересом Баския к его гаитянским корням.
АВТОПОРТРЕТ
КАТАРСИС 1983
Последний период, с 1986 до смерти в 1988, отмечен новой манерой и новыми образами.
ТРУБАЧ
EXU 1988 . Collection Aurélia Navarra
«КРАСНЫЙ ВОИН»
50 лет Жану-Мишелю Баскии — Художники
Жан-Мишель Баския (1960 — 1988)
Американский художник, бурная карьера которого в искусстве продолжалась менее 10 лет. Умер от передозировки героина в возрасте 27 лет…Баския родился в Бруклине, Нью-Йорк, 22 декабря 1960 года. У него были две младшие сестры: Лизен и Жаннин. Отец Жана-Мишеля — Джерард Баския — был креолом, родившимся в Порт-о-Пренсе, Гаити, а мать — Матильда Баския — пуэрториканкой, родившийся и выросшей в Нью-Йорке.
Слева направо: Энди Уорхол (1927-1987), Жан-Мишеля Баския (1960-1988) и итальянский художник Франческо Клементе.
Сам Жан-Мишель Баския проявил раннюю одарённость и свободно говорил на французском, испанском и английском языках уже в возрасте одиннадцати лет, а также был в состоянии читать и писать на всех трех языках.
Отличался он также и способностями к художественному творчеству, что отмечалось его школьными учителями. Мать во всём поддерживала его тягу к искусству.
В сентябре 1968 года, когда Баския было семь лет, его родители развелись и он вместе с сёстрами остался с отцом. Через какое-то время семья переехала в Пуэрто-Рико, но через два года, в 1976 вернулась обратно в Нью-Йорк.
В 1976 году, когда Баския было 15 лет, он убежал из дома. Он спал на скамейках в парке и вёл бродячий образ жизни, но менее чем через неделю его арестовывали и вернули на попечение отца.
Начиная с 1976 года Баския и его друг Аль Диас начали рисовать граффити на зданиях в Нижнем Манхэттене, работая под псевдонимом САМО .
В июне 1977 года, Баскию выгоняют из десятого класса школы в Бруклине и он окончательно уходит из дома, чему отец уже не препятствует. Баския живет с друзьями, подрабатывая продажей футболок и открыток на улице.
В июне 1980 Баския принимает участие в The Times Square Show, коллективной выставке художников.
В 1981, поэт и арт-критик Рене Ричард опубликовал статью «The Radiant Child» в журнале «Артфорум», которая способствовала международной карьере Баския. На протяжении нескольких следующих лет Баския продолжает выставлять свои работы в Нью-Йорке.
Жан-Мишель Баския. Без названия, 1981 Продана за $ 14.6 млн. в 2007 году
С 1982 Баския регулярно выставляется с Джулианом Шнабелем, Дэвидом Салле, Франческо Клементе и Энцо Куччи, группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры вскоре назовут неоэкспрессионистами.
В 1982 Баския встретил Энди Уорхола. Говорят, что Жан-Мишель восхитил Энди своими самодельными, наивно-детскими открытками. Он таскал их с собой по всему Нью-Йорку и предлагал купить понравившиеся каждому, кто хоть сколько-нибудь проявлял интерес.
Общение с Жаном-Мишелем было для Энди счастливым пробуждением после вялых 70-х годов. Жан-Мишель делал очень легкое, честное, иногда наивное, иногда ироническое искусство, и Энди оно заряжало особой энергетикой, которая была так важна для него в последние пять лет жизни.
С 1984 многие друзья Баския начинают отмечать его все более странное поведение, вызванное приемом наркотиков. Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка.
В 1985 Баския появился на обложке The New York Times Magazine.
Умер Жан-Мишель Баския от отравления наркотиками (он смешал кокаин и героин) в своей студии в 1988 году.
В творчестве Баския можно условно выделить три периода:
В ранний период, с 1980 по 1982, он часто изображает скелеты и маскообразные лица.
Средний период, с конца 1982 по 1985 год отмечен интересом Баския к его гаитянским корням.
Последний период, с 1986 до смерти в 1988, отмечен новой манерой и новыми образами.
В мае 2007 работа Баския «Без названия» (1981) была продана на аукционе за 14.6 миллионов долларов.