Художник хокни – Дэвид Хокни: «Между мной и ван Гогом не может быть особенной конкуренции»

Хокни, Дэвид — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2019; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2019; проверки требуют 6 правок.

Дэвид Хокни OM CH (англ. David Hockney; род. 9 июля 1937, Брадфорд) — английский художник, график и фотограф, который значительную часть жизни провел в США.

Образование[править | править код]

  • 1953—1957 Художественная школа Брэдфорда.
  • 1959—1962 Королевский художественный колледж в Лондоне.

Деятельность[править | править код]

В 1963 году Хокни переехал из Великобритании в США, Лос-Анджелес ради более либерального политического климата[5]. Заметный представитель поп-арта в 1960-х, считается одним из влиятельнейших художников XX столетия. Один из 45 Кавалеров Почёта. С 1968 года Хокни начал работать в фотореалистическом стиле живописи и разработал тонкую манеру рисования. Но уже после своего увлечения сценическим дизайном, Дэвид в 1982 году стал работать с полароидами

[5]. В последующие 2 года Хокни создал множество снимков, в некоторых случаях — крупноформатных полароидных снимков и фотоколлажей, хотя этот метод был создан им годом ранее и назван «Joiners»[5].

В апреле 2008 года Дэвид Хокни подарил лондонской галерее Тейт свою самую большую картину — «Высокие деревья близ Уортера» (размер полотна — 4,6 на 12 метров). Картина была впервые выставлена в 2007 году в Королевской академии искусств[6].

В ноябре 2018 года Дэвид Хокни стал самым дорогим художником из ныне живущих. Его картину под названием «Бассейн с двумя фигурами» продали на аукционе послевоенного и современного искусства «Кристи» в Нью-Йорке за рекордную сумму – 90 миллионов 300 тысяч долларов[7].

Совместно с физиком Чарльзом М. Фалько (en:Charles M. Falco, р. 1948) разработал тезис о влиянии оптических приборов (камера-обскура, камера-люцида, изогнутые зеркала) на реалистическую технику изображения в классическом европейском искусстве. Исследование было опубликовано в 2001 году (книга

Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters) и вызвало дебаты в искусствоведческих кругах.

  • Рыков А.В. Творчество Дэвида Хокни: проблемы интерпретации // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2, 2002, вып. 3. (№18) С. 18–23.
  • Рыков А.В. «Калифорнийский стиль» Дэвида Хокни // Пунинские чтения–2001. СПб., 2002. С. 199–207.
  • Рыков А.В. Инвестиции в мечту. Американская мифология Дэвида Хокни и искусство США 1960-х годов // Искусствознание 2/06. М., 2006. С. 402–417.
  • Рыков А.В. Бракосочетание стилей. Творчество Дэвида Хокни 1962–1963 гг. и проблемы раннего постмодернизма // Университетский историк: Альманах. Вып. 4. СПб., 2007

10 фактов из биографии художника • Интерьер+Дизайн

Живописец, график, фотограф, сценограф, живой классик британского искусства Дэвид Хокни (David Hockney, р. 9.07.1937) отмечает 80-летний юбилей. Почти 60 из них он потратил на то, чтобы построить свой счастливый мир при помощи кисти и холста.

Д. Хокни. Портрет художника (Бассейн и два силуэта). 1971. Холст, акрил.

Хокни — главный герой арт-года. Калифорнийские бассейны, пейзажи, портреты, оптические эксперименты — более 160 работ показывает парижский Центр Помпиду. До этого обширную ретроспективу подготовила Tate Britain, RA (Королевская Академия искусств в Лондоне) организовала выставку его портретов. Его называют самым влиятельным британским художником (20 тыс. билетов на выставку Хокни в Тейт были распроданы еще до открытия — рекордный показатель для галереи).

«Борис» Хокни — сын бухгалтера из Брэдфорда. Отец в свободное от службы время посещал вечерние курсы в местной художественной школе и, сочувствуя коммунистам, одевался в духе кубинского лидера Фиделя Кастро. Подражавший отцу Дэвид в том же сэконд-хэнде покупал вещи «под русского крестьянина», за что получил прозвище «Борис». «Отец научил меня не обращать внимания на то, что скажут соседи». Мать — Лаура Хокни — была вегетарианкой (редкость в то время) и методисткой, воспитывала детей в религиозном духе.

Скандал в Королевском колледже искусств Хокни отказался писать дипломную работу, заявив, что художника можно оценивать только по его работам. Администрация пригрозила, что не выдаст ему бумагу об окончании. Студент в знак протеста нарисовал скетч под названием «Дипломная работа» (The Diploma). Учитывая растущую уже в то время популярность Хокни, после скандала художник все-таки получил диплом.

Мальчик в рыбе. Офорт. Акватинта. 1969-70.

Сказки В 1960-х Хокни работал как иллюстратор. По словам Хокни, он прочел все 350 сказок братьев Гримм. 39 офортов на медных пластинках были выполнены для шести из них: «Рапунцель», «Птица-найденыш», «Старый Ринкранк», «Маленький морской заяц», «О том, кто ходил страху учиться» и «Румпельштильцхен». Художник использовал старую и достаточно изощренную технику акватинты для того, чтобы добиться глубокого черного цвета.

Питер вылезает из бассейна Ника. 1966. Коллекция Walker Art Gallery, Liverpool.

Калифорния и мужская красота В Калифорнии Хокни прожил 30 лет, впервые приехав сюда в 1964 году. «Калифорния по-настоящему потрясла меня… Где-то в глубине себя я уже знал, что полюблю ее. Когда мой самолет пролетал над Сан-Бернардино, и я увидел бассейны и дома, и солнце — это взволновало меня больше, чем какой-либо другой город… Я никогда не видел таких домов». В Лос-Анджелесе Хокни начал писать натуралистичные произведения: на них были души и бассейны с прозрачной голубой водой, тропическая растительность и, конечно, мужские фигуры. В качестве набросков Хокни начал использовать полароидные снимки. Музой и любовником художника стал Питер Шлезингер, с которым он познакомился в 1966 году. В Калифорнии созданы знаковые работы: «Большой всплеск», «Калифорнийский коллекционер», «Питер вылезает из бассейна Ника», «Политая лужайка» и др.

Восемь раз на выставке Пикассо В 80-х Дэвид Хокни делал фотоколлажи, которые называл joiners (англ. «столяры»). Множество полароидных снимков одного и того же объекта художник разрезал на куски и воссоздавал первоначальное изображение уже в виде коллажа. Иногда фото могли делаться в разное время или с разного ракурса, что создавало ощущение «динамики изменений». Работы Хокни, выполненные в технике фотомонтажа, сравнивают с кубизмом, учитывая интерес художника к данному направлению: в 1960 году Хокни, по собственным воспоминаниям, восемь раз посетил выставку Пикассо в галерее Тейт. В 1985 году Дэвид Хокни сотрудничал с Vogue и даже сделал портрет Селии Биртвел в технике коллажа для обложки журнала. Хокни утверждает, что кубизм так и не получил должного развития, поскольку подавляющее большинство воспринимает его лишь как стиль, не более.

Портрет матери. Август 1985. Фотомонтаж.

Тезис Хокни-Фалько В 2001 году Дэвид Хокни вместе с физиком Чарльзом М. Фалько (р. 1948), специалистом в области оптики тонких пленок, выдвинули теорию, которая впоследствии получила название «гипотеза Хокни-Фалько». Суть гипотезы была в том, что прогресс, достигнутый в западноевропейской реалистичной живописи с началом Ренессанса вызван исключительно техническим прогрессом (появлением камеры-обскура, камеры-люцида и сферических зеркал), а не эволюцией мастерства и талантом живописцев. Хокни опубликовал книгу «Тайное знание: восстановление утраченных техник старых мастеров» (англ. Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters, 2001).

Модель с незавершенным автопортретом. 1977

После смерти любимой таксы Стэнли в 2004 году Хокни вернулся в Йоркшир и стал писать йоркширские пейзажи, мысленно возвращаясь назад в солнечные края. «Простая смена времен года становится чем-­то особенным для того, кто долго жил в Калифорнии». Оранжевые стволы, едко­-зеленая трава, фиолетовая земля, ярко­-бирюзовые деревья… Это полотно Хокни «Зимний лес» (2009). Британские тусклые кусты и травы предстают в пышном цвету, поля залиты солнцем — живопись в духе Ван Гога и примитивистов.

Woldgate Woods. 2006. 6 на 9 метров.

«Сборные» полотна Многие картины Хокни имеют гигантские размеры, составлены они могут быть из 6, 15, 32, 60 (!) холстов. Например, «Приход весны в Волдгейте», Восточный Йоркшир, 2011, достигает более 3 метров в высоту и 10 в длину. Все это для того, чтобы зритель мог «войти в пейзаж, ощутить себя внутри». Cвою самую большую картину — Bigger Trees Near Warter (4,6 на 12 метров) — Хокни подарил лондонской Tate. Дэвид Хокни также автор шестиметрового витража Вестминстерского аббатства.

С сигаретой в зубах Хокни — курильщик с огромным стажем, chain smoker, как говорят англичане. Активно выступал за отмену запрета на курение в пабах, утверждая, что это «уничтожит богемную жизнь».

«Я согласен со старой китайской истиной: живопись требует трех вещей — руки, глаза и сердца»

Акварель, масло и «цифра» Хокни, который, по его словам, «никогда не изменял живописи» и в совершенстве освоил жанр картины, еще и экспериментировал с Polaroid, факсом, компьютером, а в 73 года увлекся продукцией Apple — сделал серию пейзажей на iPhone и iPad при помощи приложения Brushes. С момента, когда он открыл для себя «цифровые игрушки», художник нарисовал сотни портретов, натюрмортов и пейзажей. «Потребовалось некоторое время, прежде чем я осознал, насколько это серьезный прибор. Я считаю это восхитительным изобретением».

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи

Художник, график и фотограф Дэвид Хокни (David Hockney) нашел свой стиль в 1970-х. И хотя в его творчестве были и фотоколлажи, и рисунки на iPad, мировую известность ему принесли изображения бассейнов и парные портреты в интерьере. Юбилейный, 80-й год Хокни встретил в ранге самого дорого художника современности. Аукционный дом Christie’s продал одну из самых известных его работ почти за $100 000 000 США.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 0)Дэвид Хокни на террасе своего дома в Лос-Анджелесе с книгой, на развороте которой — его работа «Сад с синей террасой» 2015 г.

Хокни родом из Бредфорда, Йоркшир. Учился через пень колоду, но с детства любил рисовать. Отец, художник-любитель, отдал мальчика в Школу искусств. Затем —Королевский колледж в Лондоне, первые выставки, в начале 1960-х переезд в США.

Он осел в Калифорнии, но продолжает называть себя британским художником. Его выставки на родине бьют все рекорды посещаемости, а Королева наградила британца орденом «За заслуги перед Отечеством». От рыцарского же звания он отказался.

По опросам авторитетных изданий, его называют британским «Зевсом», художником художников, чья слава сравнима разве что с великими именами прошлого в лице Гейнсборо или Тёрнера.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 4)Дэвид Хокни. «Ню», доска, масло. 1957.
Фото: 
© David Hockney
Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 5.1)Дэвид Хокни. «Разбрызгиватель для газона», бумага, цветной карандаш. 1966.
Фото: 
© David Hockney
Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 5.2)Дэвид Хокни. «Спальня», бумага, карандаш, цветная пастель. 1966.
Фото: 
© David Hockney

Хокни всегда увлекался графикой. В интервью признается, что она кормила его всю жизнь. Так именно первые успешные гравюры дали ему возможность начать работать в США. Он попал в богемную тусовку, а знакомство с Энди Уорхолом (Andy Warhol) открыло перед юношей двери нью-йоркского арт-мира. В роли «продюсера» будущего мэтра выступил известный искусствовед и арт-дилер Генри Гельдцалер (Henry Geldzahler). Благодаря ему Хокни обрел заказчиков (преимущественно из обеспеченной публики, облеченной властью) и, как сам признавался, уже в конце 1970-х при желании мог отойти от дел, скопив состояние. Но одной славы ему было недостаточно. Художнику всегда нравилось экспериментировать.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 7)Дэвид Хокни. «Генри Гельдцалер и Кристофер Скотт», 1969.
Фото: 
© David Hockney

Его первые работы, выполненные в Англии, отличались нарочитой наивностью в сочетании с кислотными цветами. В 1961 году он принял участие в программной выставке Young contemporaries («Молодые современники»), ознаменовавший собой рождение британского поп-арта. Самого Хокни впоследствии не раз называли отцом этого движения у себя на родине.

Американский период творчества начался с серии гравюр, отсылающих к сатире Хогарта. «Похождения молодого повесы» в изображении Хокни — это мрачноватые графические комиксы про классического юношу–ботаника. Серия имела такой успех, что получила продолжение, подкрепленное солидным гонораром.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 9)Дэвид Хокни. «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)», холст, акрил, 1972. В ноябре 2018 картина была продана с аукциона за рекордную сумму в 90,3 млн долларов.
Фото: 
© DAVID HOCKNEY

Художник вспоминал, что влюбился в Америку еще в детстве — из-за ярких красок и глубоких теней, которые он видел в кадрах, изображающих заокеанский пейзаж в прокатных фильмах. Его подлинной любовью стала Калифорния, которую он открыл для себя в конце 1960-х. Именно тогда он впервые начал писать пейзажи с бассейнами, наполненные светом и воздухом. Пронзительное солнце, голубизна воды и неба, сочные, яркие краски тропиков — стиль Хокни сформировался. Отвечая на вопрос, почему он выбрал именно эту тематику, художник говорит, что его всегда увлекало изображение воды, передача объема на плоскости средствами живописи.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 11)Дэвид Хокни. «Большой всплеск», холст, акрил, 1967.
Фото: 
Tate Britain/ © David Hockney

Самой известной работой этих лет стала картина «Большой всплеск», изображающая секундное мгновение, когда прыгун только погрузился в воду. Классика Хокни в этом жанре — «Питер вылезает из бассейна Ника», на которой изображен его партнер, модель Питер Шлезингер. Картины Хокни с гомосексуальным подтекстом также стали приметой эпохи.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 13.1)Дэвид Хокни. «Питер вылезает из бассейна Ника», холст, акрил. 1966.
Фото: 
© DAVID HOCKNEY
Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 13.2)Дэвид Хокни. «Портрет Ника Уайлдера», холст, акрил. 1966.
Фото: 
© DAVID HOCKNEY

Художник много занимался иллюстрацией. В частности, создал цикл, посвященный сказкам братьев Гримм. Также он известен как сценограф: например, его часто привлекали к созданию декораций для оперного театра Метрополитен.

В 1980-х Хокни прославился вторично, уже как фотограф. Он начал создавать пейзажи в технике фотоколлажа, накладывая десятки кадров одного и того же места друг на друга. Мастер мог сделать несколько тысяч снимков, и лишь треть из них попадала на полотно. Как было, например, с картиной «Шоссе Пирблоссом», за которой долго охотился Музей Гетти.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 15)Дэвид Хокни. «Портрет Билла и Одри Уалдер», фотоколлаж из поллароидных снимков. 1982.
Фото: 
Richard Schmidt/Tate Britain/ © David Hockney

Важная часть творчества Дэвида Хокни — портреты в интерьере и на фоне домов заказчиков. Как правило, они построены по одной схеме: фигуры расположены симметрично, фоном служит полотно стены, предметы обстановки становятся полноправными героями художественного произведения.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 17)Дэвид Хокни. «Кристофер Айшервуд и Дон Бачарди», холст, акрил. 1968.
Фото: 
Tate Britain/ © David Hockney
Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 18)Дэвид Хокни. «Мои родители», холст, акрил. 1977.
Фото: 
TATE BRITAIN/ © DAVID HOCKNEY

Мастер редко прописывает лица, хотя сходство, безусловно, угадывается, предпочитая раскрывать образ через интерьер, предметную среду. Так, вибрирующий цвет выдает нервный характер отношений в паре. Статика, как, например, на полотне «Американские коллекционеры», изображающем солидную пару на фоне их особняка, служит приметой официоза, рамок, ограничивающих жизнь этих людей. Интерьеры с полотен Хокни становятся эталонными. Многие декораторы учатся по ним колористике и психологическому контексту.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 20)Дэвид Хокни. «Американские коллекционеры (Фрэд и Марсия Вайсман)», холст, акрил. 1968.
Фото: 
© DAVID HOCKNEY
Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 21)Дэвид Хокни. «Мистер и Мисс Кларк и Перси», холст, акрил. 1970-71.
Фото: 
Tate Britain/ © David Hockney

Во многом композиции Хокни отыгрывают его концепцию изображения из камеры обскура. Постмиллениум был отмечен нашумевшей книгой Хокни, изданной в соавторстве с физиком Чарльзом Фалько, в которой они утверждали, что полотна старых мастеров — своего рода раскраски, перспективные построения, созданные с помощью оптических инструментов.

Используя ту же камеру обскура, художник лишь обводит на холсте то, что показывает линза. Теория Хокни, которую он с переменным успехом пытался доказать рядом художественных экспериментов, встретила резкое неприятие искусствоведов и критиков. Что однако не помешало ВВС снять по ней научно-популярный фильм, отражающий эту спорную, но занимательную гипотезу.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 23)Дэвид Хокни. «Интерьер с синей террасой и садом», холст, акрил. 2017.
Фото: 
© DAVID HOCKNEY
Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 24)Дэвид Хокни у своего бассейна.

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Дэвид Хокни: биография и информация

Дэвид Хокни — один из основателей поп-арта, художник, фотограф, сценограф, график. С 2012 года обладатель членства британского ордена Заслуг. Его называют классиком британского искусства, а его работы являются одними из самых дорогих в мире. Его знаменитая картина «Всплеск» была продана почти за 5,5 миллиона долларов.

Дэвид Хокни

Дэвид Хокни: биография

Хокни родился 9 июля 1937 года. Родом он из небольшого английского городка Брадфорда, который расположился в графстве Уэст-Йоркшир. Семья его была строгих нравов. Родители мальчика очень чтили церковные традиции. Несмотря на это, молодой Дэвид обладал характером вспыльчивым и бунтарским. С малых лет мальчик интересовался рисованием. Развитию хобби способствовал отец Дэвида – Кен Хокни. Он работал бухгалтером, но интерес к живописи у него появился достаточно давно и в свободное время мужчина занимался рисованием, а вечерами брал уроки живописи.

Образование

После окончания средней школы Дэвид Хокни (фото представлено выше) поступил в художественный институт. Учеба шла ровно, талант молодого человека раскрылся позднее. Однако в это время активно проявлялся бунтарский характер Дэвида. Для выпуска из института требовалось написать дипломный проект, но молодой художник отказался это делать. Администрация учебного заведения пригрозила ему невыдачей диплома. В ответ на угрозу Хокни рисует скетч под названием «Дипломная работа». Несмотря на сумасбродство молодого человека, администрация института пошла ему навстречу и вручила диплом об окончании обучения.

Дэвид Хокни фото

Служба

После завершения учебы в институте Хокни попадает на гражданскую службу. В это время молодой человек не остается равнодушен к политической жизни. Он рисует несколько плакатов, посвященных ядерному разоружению. Возвратившись через два года, Дэвид отправляется в Лондон и поступает в Королевский колледж искусств.

Новый образ жизни

В это же время молодой человек знакомится с известным американским художником Р.Китаем, посещает множество выставок, знакомится с работами Пикассо. Картины знаменитого художника произвели впечатление на Дэвида, он восемь раз посещает выставку его работ.

В 1961 году Дэвид Хокни является участником выставки молодых современников.

Этот период оставил отпечаток на мировоззрении Хокни. Он меняет свое отношение к жизни и к творчеству. Молодой человек принимает решение уехать в Америку.

Жизнь в Америке

Обосновавшись в Нью-Йорке, Дэвид Хокни заводит знакомства со многими интересными людьми, среди которых Энди Уорхолл. Общение с известной личностью в мире поп-арта, а также очарование и движение большого города, вдохновляют молодого человека написать серию гравюр («Похождение молодого повесы»). Главным действующим героем картин стал молодой человек – провинциал, еще не искушенный в современном мире возможностей.

Дэвид Хокни биография

Первый крупный заказ

Работы Дэвида имели успех, и он получает первый крупный заказ. Ему нужно было создать декорации к опере для фестиваля в Глайнбурне, проходившем в 1975 году.

Жизнь в Америке покорила Хокни. Вскоре он принимает решение перебраться в Лос-Анджелес. Именно здесь он раскрывается как талантливый художник и получает известность и признание. Основными темами его работ становятся: взаимодействие света и воды, а также красота мужчин и мужского тела.

В 1963 году Дэвид уже выступает с лекциями в американских университетах.

В 1968 году проходит первая выставка художника. 70-е и 80-е годы проходят для Хокни в интенсивной работе. Он получает заказ на создание серии гравюр, посвященных Пикассо, вновь занимается оформлением театральных представлений и постановок, создавая великолепные декорации.

1977 год Дэвид Хокни пишет книгу со своими мемуарами, которая получает название «Дэвид Хокни». Спустя 16 лет художник выпускает еще одну свою биографию, под названием «Именно так я вижу».

Дэвид Хокни — фотограф

В это же время молодой человек начинает фотографировать и преуспевает в этом. Необычность взгляда художника позволяет творить даже на маленьких фотографиях камеры «Полароид».

В 1982 году в Париже состоялась выставка фотографий Хокни. В это же время он выпускает книгу (Дэвид Хокни: фотографии). Все это приносит ему славу прекрасного, талантливого фотографа, одного из ведущих мастеров своего времени.

Хокни Дэвид

80-е годы Хокни провел, занимаясь основным делом своей жизни – живописью. В этот период начинают активно использоваться компьютерные новинки, факсы, ксероксы. Молодой художник экспериментирует и пробует печатать свои работы на принтерах и пересылает их по факсу.

Творчество

Дэвид Хокни – художник, который легко работает в различных жанрах и стилях. У него много работ как в традиционной манере, так и встречаются необычные и экспериментальные способы написания картин.

На его картины наложили отпечаток природа, которая его окружала, прямые линии небоскребов и новые архитектурные творения. Он много внимания уделяет цветам и свету. Большую роль в картинах Дэвида Хокни играет бассейн и зеркала. Бассейн был для молодого художника олицетворением роскоши и красивой жизни, которой так много он увидел в Америке. К тому же бассейн прекрасно отражал свет и передавал блики, давая возможность играть цветами и оттенками.

Художник не пишет на заказ, предпочитая работать для друзей, родственников и близких знакомых. Это сказывается и в его картинах. Он не только прекрасно изображает внешний облик людей, он показывает их внутренний мир.

Дэвид Хокни, «Большой всплеск»

Одной из наиболее знаменитых картин художника является его работа под названием «Всплеск». Картина была написана всего за две недели. Художник хотел передать игру света и цвета воды. Вдохновением Хокни стала техника рисования Леонардо Да Винчи. Возможность показать зрителю момент, который длится всего несколько секунд увлекла его, и результат оправдал себя. Картина необычна тем, что передает лишь мгновение. Эта творение было продано в 2006 году почти за 5,5 миллиона долларов.

Другие работы художника

Много у Хокни и других не менее знаменитых работ. Например «Питер выбирается…». Картина изображает молодого человека, выбирающегося из воды. На холсте художник изобразил своего молодого друга и своего музу. Первоначально это была всего лишь фотография. Картина была написана с фотоснимка, который сделал сам Дэвид Хокни. Работы художника очень разносторонние. Он использует различные стили и направления, стараясь передавать суть.

Дэвид Хокни работы художника

Часто в своих работах художник использует тему зеркал. Несколько картин он пишет, используя зеркальные изображения. Порой он рисует свое отражение или отражение других людей.

Секретное знание

Дэвид Хокни является тем, кто разгадал одну из загадок художников эпохи Ренессанса. Именно этот период характерен более четкими линиями, обилием цветов и света в картинах, наиболее реалистичными портретами. В чем же была загадка эпохи? Долго время никто не мог ее разгадать.

В один прекрасный день Дэвид Хокни решил посмотреть на работы одного из художников того времени через лупу, а позже и распечатал на их ксероксе для более детального изучения. Секретное знание Дэвида Хокни заключалось в использовании художниками зеркал. Важными изобретениями того времени стали камера-обскура, а также камера люцида. Изображение проецировалось на холст, после чего просто обрисовывалось.

Дэвид Хокни художник

Свою правоту он смог доказать на примере множества картин художников той эпохи. Одним из подтверждений его открытия было обилие левшей на картинах художников (ведь в зеркале все отражается в перевернутом виде).

Использование зеркала давало возможность нарисовать более четкие линии, изобразить правильно оттенки и блики света, ведь при перемещении художника изображение не менялось.

Книга и фильм о знании

Мнение знаменитого художника поддержал американский физик и профессор оптики – Чарльз Фалько. Он стал соавтором книги, посвященной открытию.

Теория секретного знания стала предметом множества дискуссий и споров. Есть как сторонники открытия, так и его противники. В любом случае «Секретное знание» не умаляет талант художников, ведь любая художественная техника – всего лишь способ для автора передать свое видение мира и картины.

После опубликования книги было решено снять фильм на английском языке. Автором фильма стал сам Дэвид Хокни. «Секретное звание» на русском языке выходит несколько позднее.

Награды

В 1988 году Хокни был награжден фотографическим обществом медалью прогресса, а в 1989 году художник стал лауреатом Императорской премии.

В 1990 году художника хотели возвести в рыцари, но он отказался. Не принял он и предложение написать портрет самой королевы.

2012 год преподнес Хокни новый сюрприз — ему предложили стать членом британского ордена Заслуг. Подобная награда достается за большой вклад в искусство, науку, развитие вооруженных сил страны и другие крупные достижения.

Возглавляет орден монарх Великобритании. В число его членов всегда входит только 24 человека, из числа живущих на данный момент. Решение о принятии нового члена остается за королевой.

Жизнь художника в настоящий момент

После длительного периода жизни в Америке Дэвид Хокни решает вернуться на родину, в Йоркшир, выбрав курортный город Бридлингтон. Здесь у семьи Хокни вилла, которая ранее принадлежала его матери.

секретное знание Дэвида Хокни

Дэвид Хокни продолжает рисовать. Работы, нарисованные в этот период, составляют основу выставки художника в Королевской академии искусств. Дэвида Хокни вдохновляют мелочи. Простая смена времен года уже стала для него чем-то давно забытым. После долгих тридцати лет жизни в вечно жаркой Калифорнии ощутить прохладный свежий воздух и увидеть, как сменяется погода, было для художника неожиданно и приятно.

Взгляды и вкусы Хокни

Дэвид продолжает вести активную жизнь. Хокни, как любитель собак, поддерживает течение псовой охоты. Он даже выступает на демонстрациях с поддержкой этого спортивного направления. Художник против обязательного использования ремня безопасности в автомобиле.

Хокни — заядлый курильщик, имеющий 56-летний стаж. Он наслаждается моментом, не ограничивая себя. Хокни Дэвид является одним из тех, кто прикуривает сигарету от предыдущей. Естественно, он был неприятно удивлен введением запрета на курение в пабах. Как активный курильщик он выступает за отмену этого решения.

Художник негативно относится к военным действиям в Ираке и высказывает свое мнение об объединении Европы.

Хокни продолжает творить в свойственной ему манере. Его картины продолжают пользоваться огромным успехом и постоянно проходят выставки работ Дэвида Хокни.

такой разный Дэвид Хокни — Bird In Flight

Летом 1964 года 27-летний Дэвид Хокни будет приглашен преподавать в американский город Айова-Сити. Питер Адам напишет в его биографии: «Хокни даже не знал, где на карте находится Айова-Сити. Он приобрел очки в роговой оправе — „Мне кажется, мой вид отличается от всех остальных“ — и за рулем кабриолета „Форд Фалькон“ отправился в Айову, подбирая попутчиков и останавливаясь в дешевых придорожных мотелях. Хокни был хорошим преподавателем, хотя сам он утверждает, что был ужасным педагогом, не знавшим, что сказать, когда ему не нравилась работа ученика».

Фрагмент этот лучшим образом характеризует Дэвида Хокни. Даже в преклонном возрасте он приветствует новое и не боится экспериментов. Интересы его обширны: фотография, графика, живопись, театр, иллюстрация.

Хокни родился в 1937 году в городе Брэдфорд и был четвертым из пяти детей бедного клерка Кеннета Хокни. Родители были пацифистами и вегетарианцами. Отец участвовал в движении ядерного разоружения и писал письма Нассеру, Хрущеву и Ганди. В одиннадцать лет Дэвид заявил, что хочет быть художником. «Я любил визуальный мир — плакаты, открытки, цветные вещи. Я думал, что все это и создает художник».

Отучившись в Школе искусств Брэдфорда, он отправился в лондонский Королевский колледж, где встретил американца Рона Б. Китая. Китай, сам впоследствии знаменитый художник, вспоминает: «Мы прибыли в Королевский колледж искусств в один и тот же день, вместе с восемнадцатью другими студентами. Хокни тут же сделал рисунок скелета, висящего на стене. Мне показалось, что это самый искусный, самый красивый рисунок, который я когда-либо видел. Я учился в художественной школе в Нью-Йорке, я учился в Вене. У меня уже был опыт, но я никогда не видел такого красивого рисунка. Поэтому я сказал этому малышу с короткими черными волосами и большими очками: „Я дам тебе пять фунтов за этот рисунок“. Он посмотрел на меня и подумал, что я богатый американец, и действительно — у меня было 150 долларов в месяц для поддержки своей маленькой семьи. После этого я продолжал покупать рисунки Хокни».

10 известных работ Дэвида Хокни

Работы знаменитого британского художника Дэвида Хокни за последние пять лет не раз вдохновляли известные бренды – Yves Saint Laurent и Michael Kors позаимствовали классические изображения калифорнийских бассейнов, на последних показах J.W.Anderson, Thom Browne и Whyred фигурировали красочные тропические пейзажи, а в коллекциях Boss и Escada 2017 – абстрактные геометрические узоры Хокни. Украинская марка Blood & Honey также отдала дань художнику, использовав в новой коллекции пастельные тона, характерные для его известных поп-арт картин 1960-х-1970-х. Кроме того, образ самого художника, предпочитавшего массивные очки в круглой оправе, полосатые свитера, укороченные брюки и яркие носки, воссоздали в своих шоу Paul Smith, John Galliano, Burberry и Fendi.

 

Дэвид Хокни в молодости

 

Дэвид Хокни прославился в 1960-х, представив серию картин в стиле поп-арт, посвященную калифорнийским бассейнам. При написании работ «Американские коллекционеры», «Домохозяйка из Беверли-Хиллз» и других картин вдохновленных шикарными домами Западного побережья, Хокни одним из первых использовал акриловую краску, выбирая спокойные и вместе с тем яркие тона. Настоящую славу художнику принесло полотно «Большой всплеск», которое в 1981 году приобрела Британская галерея Тейт.

В творчестве Дэвида Хокни заметно влияние барокко и кубизма, а в более поздних работах – компьютерной графики. Он не боится экспериментировать с пропорциями, перспективой и цветом – палитра художника содержит как пастельные, сдержанные, так и красочные, кислотные оттенки. Вспоминаем 10 самых известных картин легендарного британца.

 

1. «Большой всплеск», 1967

 

2. «Домохозяйка из Беверли-Хиллз», 1967

 

3. «Американские коллекционеры», 1968

 

4. «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)», 1971

 

5. «Мистер и миссис Кларк и Перси», 1971

 

6. «Гранд-Каньон», 1998


 

7. «Гэрроуби хилл», 1998

 

8. «Высокие деревья близ Уортера», 2007

 

9. «Зимний лес», 2009

 

10. «Сад», 2015

 

Гипотеза Хокни — Фалько — Википедия

Схема камеры-обскуры (Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers, 1772). В соответствии с гипотезой Хокни — Фалько, эти устройства играли решающую роль при создании художественных произведений начиная с Ренессанса

Гипотеза Хокни — Фалько — теория современного британского художника, представителя направления поп-арт, Дэвида Хокни, к которому впоследствии примкнул физик, работающий в области изучения оптики тонких плёнок, Чарльз М. Фалько (англ. Charles M. Falco)[1]. Оба утверждают, что прогресс в реалистичности изображения, достигнутый в западноевропейской живописи с началом эпохи Ренессанса (например, в ранней нидерландской живописи) не связан с развитием техники живописи и мастерства художников. Точность, которую демонстрируют работы старых мастеров, невозможно получить, рисуя «eyeballing it» (термин введён в оборот Хокни), то есть «на глаз», не используя никаких вспомогательных средств. По мнению авторов гипотезы, художники использовали в процессе работы оптические инструменты, такие как камера-обскура, камера-люцида и сферические зеркала. Свою гипотезу Хокни разработал основываясь на анализе ряда работ старых мастеров, изучении трактатов по оптике, работ искусствоведов и собственных опытов. Начиная с книги Хокни «Тайное знание: восстановление утраченных техник старых мастеров» (англ. Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters), вышедшей в свет в 2001 году, Хокни и Фалько подготовили ряд публикаций, доказывая использование оптических средств старыми мастерами, и историческую правдоподобность таких методов. Гипотеза была критически принята как искусствоведами, так и историками науки.

В начале 1999 года Хокни посетил выставку произведений Энгра. Хокни проявил повышенный интерес к графическим портретам одного из лидеров академизма. В работах Энгра его поразила разница в подходах к изображению лиц портретируемых и их костюмов — между тщательной проработкой изысканной штриховкой и мягкими полутонами лиц моделей и плавными линиями, которыми передавались одежда и аксессуары, без какой-либо моделировки объёма. Рисунки Энгра напомнили Хокни рисунки Энди Уорхола, которые последний создавал, обводя проекции фотографий на холсте. Всё это натолкнуло Хокни на мысль, что Энгр, рисуя последние, использовал оптический прибор. По мнению Хокни, это была запатентованная английским оптиком Волластоном камера-люцида[2]. Хокни начал изучать работы искусствоведов, историков искусства и литературу, посвящённую проблемам оптики. В своей студии он собирал репродукции произведений западноевропейского изобразительного искусства XII—XIX веков, двадцатиметровая стена, на которой они были размещены, получила название The Great Wall[2].

Хокни обратился уже к живописным произведениям Энгра (например, к портрету мадам Леблан (1823)). По мнению Хокни, столь высокий реализм в изображении одежд, складок тканей, сложных орнаментов на них при том, что художнику необходимо было писать довольно быстро, был возможен только при помощи оптичесих приборов. В живописи мастеров начала XV века Хокни обнаружил такие же, как у Энгра, высочайший реализм в изображении окружающего мира, высокую точность в мельчайших подробностях, особое мастерство, с которым представлены на старых картинах отражения в зеркалах и блики на стекле[3].

В доказательство справедливости своей гипотезы Хокни проделал следующий опыт: сидя в темном помещении, где свет падал из небольшого отверстия на модель, художник с помощью вогнутого зеркала проецировал на основу для рисования изображение человека, сидящего у окна, и успешно набросал черты его лица[4]. На коллоквиуме в Нью-Йорке было представлено несколько рисунков, выполненных подобным образом самим Хокни, однако художник не выполнил с использованием оптических средств ни одной работы красками[5].

Свои заключения Хокни изложил в книге ’Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters’, изданной в Лондоне в 2001 году и получившей неоднозначный приём историков искусства и учёных. Так, Маттиас Оберли в своей рецензии на книгу отметил, что Хокни представляет всех художников раннего Ренессанса «талантливыми, но, в основе, механическими копиистами» (begabte, aber im grunde genommen rein mechanische Imitatoren)[6]. Тем не менее простота гипотезы гарантировала ей широкую популярность среди неспециалистов, а Би-би-си выпустила документальный фильм о теории Хокни[7][8]. В декабре 2001 года в Нью-Йоркском Гуманитарном центре прошёл коллоквиум, приуроченный к выходу книги, который был организован близким знакомым художника, журналистом Лоренсом Вешлером[en]. На коллоквиуме Хокни был буквально «атакован раздражёнными критиками» [9]. Однако, по мнению историка науки Майкла Гормена, наиболее взвешенные возражения Хокни получил не от искусствоведов, а от учёных, специалистов в области оптики, Дэвида Сторка (Стэнфордский университет) и Кристофера Тайлера (Smith-Kettlewell Eye Research Institute)[10].

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434. Деталь. Лондон, Национальная галерея

Так, согласно теории Хокни, при работе над знаменитым «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал проекцию, полученную с помощью вогнутого зеркала. По мнению Хокни, люстра на этой картине изображена в «идеальной проекции», такого эффекта якобы невозможно достичь, рисуя без вспомогательных средств (эта деталь написана художником без подготовительного рисунка[4])[11]. Сторк доказал, что рисунок люстры на самом деле выполнен с ошибками, и что её можно нарисовать без специальных приспособлений[12]. Как указыает Сторк, для получения сферического вогнутого зеркала с достаточно большим фокусным расстоянием, какое требуется для создания проекции предметов на основу для живописи по теории Хокни, например, 55 см[13][10], необходима сфера диаметром около 7 футов, но во время ван Эйка такие изделия из стекла ещё не производились[10].

Одним из важных аргументов против теории Хокни является тот факт, что какие-либо упоминания о применении художниками раннего Возрождения и барокко приспособлений для проекции реального изображения на холст (доску) отсутствуют в сохранившихся документах[10]. На сайте Art & Optics, в онлайн дискуссии с Чарлзом Фалько, Дэвид Сторк повторил этот аргумент, добавив к нему утверждения, что художники были достаточно талантливы и учились рисовать без вспомогательных средств, а также, что качественная проекция на основу требует яркого освещения, что потребовало бы невероятного количества свечей[14]. Отвечая Сторку, Фалько утверждает, что документальные подтверждения о существовании специальных оптических средств появились уже в XIII веке. В качестве доказательства приводятся две картины 1352 года — «Иснардо из Виченцы» и «Святой Иероним» — итальянского художника Томмазо да Модены, где изображены очки. Однако, по мнению Сторка, у линз, изображённых на картинах Томмазо да Модены, недостаточное фокусное расстояние[15]. По мнению Хокни и Фалько, несмотря на то, что художники прошлого обладали высоким мастерством, это не мешало им использовать приборы, которые применялись при естественном солнечном освещении[15]. Молчание старых мастеров относительно приспособлений, помогавших им рисовать, сторонники теории объясняют также страхом перед инквизицией, которая, несомненно, сочла бы такие устройства изобретением дьявола[4].

В своей статье «Розеттский камень?» (Leonardo, 2004) Кристофер Тайлер проанализировал центральный мотив узора ковра на картине Лоренцо Лотто «Портрет мужчины и его жены». Тайлер пришёл к выводу, что узор написан художником без всяких вспомогательных средств как то утверждал Хокни, линии узора не имеют единой точки схода, его искажение также свидетельствует о том, что Лотто, не ставивший перед собой задачу воспроизвести перспективное сокращение с геометрической точностью, писал ковёр «на глаз»[5]. По мнению Тайлера, то, что Лотто не использовал оптические проекции при работе над картинами, доказывает ангел с его картины «Благовещение», который изображён в движении, со взвихрившимися одеждами. Такое изображение невозможно написать со статичной модели — на помощь художнику пришли его талант, мастерство и воображение[5].

В 2003 году в Генте прошла конференция, где независимые эксперты пытались взвесить все «за» и «против» теории Хокни — Фалько.

  1. ↑ Digital Imaging for Cultural Heritage Preservation: Analysis, Restoration, and Reconstruction of Ancient Artworks. / Filippo Stanco, Sebastiano Battiato, Giovanni Gallo (Ed.). — CRC Press, 2011. — P. 216.
  2. 1 2 Oberli, 2002, s. 606.
  3. ↑ Oberli, 2002, s. 606—607.
  4. 1 2 3 Oberli, 2002, s. 607.
  5. 1 2 3 Tyler C. Rosetta ston?: Hockney, Falco and sources of «opticallity» in Lorenco Lotto’s «Husbend and wife» (англ.) // Leonardo. — 2004. — Vol. 37, no. 5. — P. 395-401. — ISSN 0024-094X. Архивировано 29 сентября 2007 года.
  6. ↑ Oberli, 2002, s. 609.
  7. ↑ Digital Imaging for Cultural Heritage Preservation: Analysis, Restoration, and Reconstruction of Ancient Artworks. / Filippo Stanco, Sebastiano Battiato, Giovanni Gallo (Ed.). — CRC Press, 2011. — P. 216.
  8. ↑ Oberli, 2002, s. 605.
  9. ↑ Gorman, 2003, p. 295.
  10. 1 2 3 4 Gorman, 2003, p. 296.
  11. Hockney D. Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters. — London: Pengium Putnam, 2001. — P. 82.
  12. ↑ Digital Imaging for Cultural Heritage Preservation: Analysis, Restoration, and Reconstruction of Ancient Artworks. / Filippo Stanco, Sebastiano Battiato, Giovanni Gallo (Ed.). — CRC Press, 2011. — P. 226.
  13. ↑ Art and Optics: Charles M. Falco and David Graves: More response to Stork (англ.). WebExhibits. Дата обращения 24 октября 2015.
  14. ↑ Discussion (англ.). Art and optics. Дата обращения 27 января 2016.
  15. 1 2 Discussion (англ.). Art and optics. Дата обращения 27 января 2016.
  • Digital Imaging for Cultural Heritage Preservation: Analysis, Restoration, and Reconstruction of Ancient Artworks. / Filippo Stanco, Sebastiano Battiato, Giovanni Gallo (Ed.). — CRC Press, 2011.
  • Gorman M. J. Art, optics and history: New light on Hockney thesis (англ.) // Leonardo. — 2003. — Vol. 36, no. 4. — ISSN 0024-094X.
  • Oberli M. David Hockney. Secret knowledge: rediscovering the lost techniques of the old masters. — London: Thames & Hudson, 2001. — 296 p. [Recensio] (нем.) // Kunstchronik. — 2002. — Nr. 12. — ISSN 0023-5474.
  • Tyler C. Rosetta ston?: Hockney, Falco and sources of «opticallity» in Lorenco Lotto’s «Husbend and wife» (англ.) // Leonardo. — 2004. — Vol. 37, no. 5. — P. 395-401. — ISSN 0024-094X. Архивировано 29 сентября 2007 года.
  • Discussion (англ.). Art and optics. Дата обращения 27 января 2016.