Жан-Поль Готье: о Мадонне, гомосексуальности и экспериментах в моде
Совсем скоро – в феврале этого года – российская публика увидит Жан-Поля Готье в новом ключе – французский кутюрье везет громкое и эпатажное шоу Fashion Freak Show, где он выступил сценаристом, режиссером и, конечно, художником по костюмам. В ноябре 2019 года Готье приехал в столицу, чтобы посмотреть площадку для предстоящего представления. А кроме того, дал большое интервью Владимиру Познеру. Правда, беседа с журналистом совсем не ограничилась рассказом о новом спектакле: Готье поделился личными историями о начале своего пути и главных стереотипах в моде. Мы отобрали семь самых ярких и интересных цитат о том, как он начинал карьеру дизайнера в юном возрасте, кто первым примерил тот самый «бра-конус» Мадонны и отношении к политике.
Fashion Freak ShowО первой «встрече» с корсетом
Моя бабушка была медсестрой, но в то же время умела делать массаж, занималась гипнозом, давала консультации в качестве косметолога. И я в детстве при всем этом я присутствовал. И еще она мне гадала на картах и всегда говорила, что меня ждет блестящее будущее, и ее слова вселяли в меня уверенность, где-то успокаивали. Она уходила из дома к своим пациенткам, например, делать им уколы, а я начинал копаться в ее вещах. И вот однажды я нашел корсет. Я не знал, что это такое, но мне сразу понравилась эта вещь. Она была лососевого цвета странной формы и со шнурками. Когда бабушка вернулась, я спросил, что это такое. Вместо того, чтобы ругать меня за то, что я копался в ее шкафу, она мне объяснила, что эта вещь нужна для того, чтобы талия была тоньше. А еще поделилась секретом, как его надевать. Представляете, она брала стакан со столовым уксусом, выпивала его, и в тот момент, когда уксус попадал в желудок, желудок резко сжимался, и надо было успеть затянуть шнурки, чтобы талия была как можно тоньше. Ужас! Но вся эта история мне страшно понравилась. Конечно, ей было больно. Но бабушка делала это так легко и изящно, что у меня и мысли не возникало, что это настоящее орудие пыток.
О создании культового бра-конуса (который предназначался вовсе не Мадонне)
Я мечтал о кукле, но куклу мне, конечно, не подарили, потому что я был мальчиком, а мальчикам куклы не положены. И вот мой дядюшка с тетушкой подарили мне мишку. Обычный подарок. А я решил сделать из него куклу. Сначала взял косметику моей бабушки и сделал мишке макияж. Из ниток сделал ему волосы, покрасил их на манер бабушки, которая закрашивала свою седину синевато-серым. Сначала так, потом в черный. Накрасил ему губы помадой. Но чего-то не хватало. И я вспомнил, что видел в журналах картинки с рекламой бюстгальтеров. Представляете себе бюстгальтеры 50-х годов в стиле пин-ап с чашечками-конусами? Я взял картон, вырезал два круга и приколол мишке грудь в виде двух конусов. Так вот, бра-конус, который Мадонна показывала всему миру, на самом деле я создал не для Мадонны, а для своего мишки.
Мадонна во время мирового тура Blond Ambition, 1990 годМадонна в Лос-Анджелесе в 1990 годуО принятии своей ориентации
Помню, что я вовсе не был сексуально озабоченным, как некоторые из моих сверстников. Но как-то я посмотрел один фильм. Кажется, мне тогда было 17 лет, это была экранизация «Ромео и Джульетты» Франко Дзеффирелли. Мне фильм безумно понравился, я просто стал его поклонником. По ночам мне, конечно, снилась Джульетта, но и Ромео тоже. Мне хотелось быть похожим на Ромео. Я сделал такую же прическу, как у Леонард Уайтинга, игравшего Ромео. Кто знает, может, это и стало началом моего интереса к мужчинам.
Карла Бруни в 1993 годуШоу Jean Paul Gaultier осень/зима 1992-93Мне повезло, у меня были замечательные родители. Думаю, первой это почувствовала бабушка. Потому что когда мне было 13-14 лет, она мне давала книги, в которых немного про это рассказывалось. Честно говоря, я тогда мало что понимал. Но лишь позднее осознал, что книги-то были как раз про это. Когда я признался родителям… Давайте я сначала расскажу историю, чтобы показать, какими были мои родители. Однажды я посмотрел фильм «Угадай, кто придет к обеду?» с Сидни Пуатье в главной роли. По сюжету девушка из белой консервативной семьи знакомит родителей со своим возлюбленным, который оказывается темнокожим. Что вызывает настоящий скандал. И я помню, что, посмотрев фильм, я спросил родителей: «А если бы я захотел жениться на темнокожей девушке, вы бы что сказали?» – и они ответили: «Ну и прекрасно, главное – чтобы вы любили друг друга». И когда это случилось, когда у меня впервые появился друг, и родителям стало известно, потому что я им сам об этом сказал, мама просто спросила: «Вы любите друг друга?» Я ответил: «Да». «Ну и хорошо», – сказала мама.
О первой работе в моде (и сразу – с Пьером Карденом)
Когда мне было 17 лет, я нарисовал свою первую коллекцию, сделал копии и разослал разным кутюрье. Лично отнести я стеснялся, да и вообще не знал, как это делается, меня ведь никто моде не учил. В общем, я отослал свои рисунки и сначала мне никто не ответил. Точнее, пришел ответ от Ива Сен-Лорана, которого я обожал. Мне написали: «Извините, ваша цветовая гамма нам не подходит». Впрочем, Сен-Лоран создавал свои коллекции в одиночку, и никто ему был не нужен. А дальше произошло невероятное. Возвращаюсь я из школы домой в день моего 18-летия, и мама мне говорит: «Жан-Поль, тебя приглашают к Пьеру Кардену на площадь Баво, пришел от него ответ, он хочет с тобой поговорить». Чудесный подарок на день рождения! Мне было страшно туда идти – уговорил маму пойти со мной. Она меня проводила на площадь Баво, осталась внизу, я поднялся по лестнице, нашел секретаршу, та проводила меня к самому Пьеру Кардену. И после беседы он сразу принял меня на работу. Вот так все и началось. Я понимаю, что мне страшно повезло, потому что Карден был, пожалуй, самым свободным кутюрье.
О сексуальности мужчин и женщин
Еще в школе я видел, как обычно выглядят отношения мужчины и женщины, как относятся к девочкам. Позднее я видел, как относятся к моделям. Если ты красива, как Брижит Бардо, тебе говорят: ты красотка, вот и помалкивай. Но это неправильно. Бардо это доказала – можно быть красивой и иметь мозги. Брижит Бардо очень умна.
А если ты мальчик, мужчина, ты обязательно умен, блещешь талантами. И в твоих руках – власть. Марлон Брандо мне очень нравится – он, пожалуй, впервые показал, что мужчина может быть очень сексуальным. Такое в то время было под запретом. Тогда для мужчины было главным то, что лежит кармане его пиджака – увесистый бумажник. Мужчина – это власть, деньги. Брандо показал кое-что необычное для того времени – сексуального мужчину. Однако сексусальная привлекательность была уделом женщины: женщина воспринималась как объект. Позднее, когда я создавал мужские коллекции, я думал об этом.
Катрин Денев и Жан-Поль Готье в 1997 годуМои женщины могут носить корсеты, потому что бюстгальтер – это их выбор, он им нравится. Да, постфеминистки сжигали бюстгальтеры – а я вернул их женщинам. «Я надеваю платье с корсетом, потому что я так решила и потому что мне оно очень идет, а не для того, чтобы понравиться мужчине». И я подумал, коль скоро женщину в обществе часто воспринимают как объект, я сделаю мужскую коллекцию, в центре которой будет мужчина-объект. Я показывал привлекательного мужчину, способного соблазнять, при этом я попытался сохранить и его мужественность. После этой коллекции стали говорить о мужской юбке Жана-Поля Готье. На самом деле, это была юбка-брюки с запахом, как бумажник, напоминавшая фартуки официантов французских кафе начала века.
Об отношении к политике
Политиков я не слушаю. Меня не интересует, что они говорят, признаюсь честно. При этом я рассуждаю очень по-детски: все эти споры вокруг владения территорией приводят к войне, к насилию, а я с детства отвергал и отрицал любое насилие. Никакой красоты я в насилии не вижу.
(Макрон) мне интересен. Мне кажется, что его отличает определенная честность. Он еще не коррумпирован, не развращен. За его плечами еще нет долгих лет пребывания у власти. Возможно, он совершает так называемые ошибки молодости, когда говорит слишком прямо о том, что он действительно думает и чего он действительно хочет. При этом иногда он не жалеет человека, которому он говорит это в глаза. А французы очень чувствительны к такому поведению. Поэтому иногда его слова, произнесенные прямо и честно, вызывают отрицательную реакцию. Чем тут же пользуются другие политические партии, пытаясь его обвинить.
1990 годМогу сказать, французы имеют право протестовать и надевать желтые жилеты. Я говорю о некоторых французах. Но мне очень не нравится, что движением желтых жилетов пользуются многие политики. Я имею в виду политические партии, которые таким образом пытаются убрать Макрона. Они прикрываются желтыми жилетами, посылают провокаторов, а на самом деле их цель – Макрон. Еще я думаю о полицейских, на которых нападают демонстранты, а полицейские не могут себя защитить, потому что закон не позволяет. Во Франции это так.
О работе с Мадонной
Мы знакомы достаточно хорошо. Во-первых, она завораживает. Некоторые воспринимают ее как чудовище. Но не потому, что она некрасива. Как только мы познакомились, я сразу почувствовал, что ее жизнь – полностью в ее руках. Она и бизнесвумен, и собственный агент – она сама все решает и сама все делает. Она сама пишет все сценарии телевизионных шоу, в которых она появляется. Постановки ее выступлений на сцене – ее собственное творение от А до Я. Она приходит к вам и просит что-то сделать для нее, потому что она твердо знает, что ей нужно и что ей подходит. Она выбрала именно вас, потому что знает, что ей нужны именно вы. Она невероятна. Она никогда не останавливается. Она первой придумала телевизионное реалити-шоу, а точнее, реалити-фильм «В постели с Мадонной». В течение полутора лет велись съемки закулисной жизни Мадонны во время ее мирового турне, и я в этом участвовал. Мадонну снимали в самых разных ситуациях, и для нее это был способ рассказать о себе. Это удивительный фильм. Она постоянно предстает в новом облике. Она продолжает выступать. И сегодня ей приходится преодолевать и свой возраст, и традиционные представления о женской красоте. Старение женщины – вещь, о которой в обществе не принято говорить.
Готье и Мадонна в 1990 годуЯ трижды просил ее руки. Она три раза отказалась. Это было очень мило, но одновременно, с моей стороны, наивно. Конечно, я понимал, что она никогда не согласится, но я таким образом выражал ей свое восхищение. Я ее истинный поклонник.
В материале использованы фрагменты интервью Владимира Познера для программы «Познер».
Фото: Getty Images
Самые красивые и необычные коллекции Жан-Поля Готье
В день рождения дизайнера вспоминаем лучшие созданные им кутюрные образы
Бескомпромиссность — это о сегодняшнем имениннике Жан-Поле Готье. Именно он автор культовых костюмов Лилу Даллас из «Пятого элемента», знаменитых сценических образов Мадонны, свадебного платья Гвен Стефани. Готье любит устраивать на подиуме настоящий праздник, приглашать самых необычных моделей и разрушать стереотипы — именно поэтому он после 40 лет работы отказался от коллекций ready-to-wear в пользу haute couture. Главному выдумщику мира моды сегодня исполняется 66 лет. В день рождения дизайнера вспоминаем лучшие созданные им кутюрные образы.
Посвящение Фриде Кало, 1998
Мексиканской художнице Фриде Кало посвящали свои коллекции многие дизайнеры. Однако, одна из самых ярких все-таки получилась у Готье. Модели, среди которых была и Наоми Кэмпбелл, выходили на подиум в платьях, похожих на национальные мексиканские наряды, брючных костюмах, пончо, кроп-топах, двубортных жакетах и даже широких джинсах. Особого внимания заслуживает макияж с акцентом на брови, а также высокие пышные прически.
Аватар, 2010
Блокбастер Джеймса Кэмерона, вышедший годом ранее, вдохновил Жан-Поля Готье на одну из самых фантастических коллекций. Подиум превратился в планету Пандора, а модели — в главных героинь sci-fi: девушки в полупрозрачных и сложносочиненных платьях скульптурного кроя, широкополых шляпах и фирменных корсетах Готье удивили публику.
В память об Эми УАЙНХАУС, 2012
Выпустить коллекцию в память об Эми Уайнхаус через год после ее смерти — сильный ход, на который решился только Готье. Пожалуй, это был лучший трибьют: модели в эпатажных платьях, корсетах, кожаных брюках, блестящих топах и коротких жакетах выходили на подиум под самые известные треки Уайнхаус. Бьюти-образы практически повторяли look певицы: ее фирменная высокая прическа с начесом, широкие стрелки на глазах и нюдовые губы.
Бабочки, 2014
«Жизнь — это бабочка», — сказал Жан-Поль Готье в преддверии одного из самых ярких своих кутюрных показов. Так весенне-летнюю коллекцию он посвятил этим прекрасным созданиям. Бабочки были повсюду: в виде миниатюрных шляп, принта на платье, вышивки на юбке, рукавов блуз. В финале шоу на подиуме появилась главная муза дизайнера — королева бурлеска Дита фон Тиз — в необычном голубом платье-корсете, которое поклонники обсуждают до сих пор.
В своей первой коллекции для модного Дома Jean Paul Gaultier Жан-Поль сделал ставку на mix & match. С тех пор этот модный прием дизайнер использует постоянно. Так, в последней весенне-летней коллекции он смешал эстетику 1940-х и 1960-х, а также представил свое видение моды будущего. Ярко, стильно молодежно — все как любит Готье. А неожиданный финал шоу уже вошел в историю: любимая модель дизайнера Коко Роша появилась на подиуме вместе со своей 2-летней дочерью Айон.
Жан-Поль Готье: фото, биография, карьера
Жан-Поль Готье — наш l’enfant terrible в мире моды: он произвел настоящую революцию, привнес в кутюр уличную моду и сделал ставку на нестандартных моделей в то время, когда по подиуму ходили идеальные красотки Синди Кроуфорд и Линда Евангелиста. Он одел мужчин в юбки, предложил носить белье на одежду и популяризировал простую тельняшку. За свою долгую карьеру он создал множество культовых вещей, которые по сей день вдохновляют молодых дизайнеров. Готье видит красоту везде и всюду и находит вдохновение в вещах, которые его окружают: это детские воспоминания, связанные с бабушкой, кино, люди, поп-культура, предметы быта типа консервной банки. Мы поздравляем маэстро с 66-летием.
Готье вырос в семье банковских работников, и, казалось бы, ничто не могло связать его с модой. В детстве он много времени проводил со своей бабушкой, которая его обожала и, в отличие от строгих родителей, разрешала любимому внуку смотреть телевизор столько, сколько ему вздумается. Помимо фильмов и различных ТВ-шоу дизайнер обожал смотреть трансляции из культового парижского варьете и кабаре «Фоли-Бержер».
Готье никогда не учился на дизайнера, он рассылал свои наброски в различные модные Дома, пока его работы не покорили Пьера Кардена — так в возрасте 18 лет он был принят на работу к знаменитому французу. В 1976 году Готье выпустил уже свою первую коллекцию, которая и подарила ему прозвище l’enfant terrible. Так начался взлет Жан-Поля в мире моды.
Культовые вещи
«Я всегда думал, что красота — это не какой-то абсолют, она существует в очень разных формах. Ее можно найти там, где вы и не ожидали ее увидеть», — рассказывал в интервью Жан-Поль Готье. Культовая тельняшка появилась в самой первой коллекции дизайнера 1973 года, но популярной стала лишь спустя десять лет — после показа 1983 года, когда Готье вдохновлялся образом моряка из фильма «Керель». Многие использовали ее в своих коллекциях и до него, но Готье возвел простой принт в абсолют в своих полосатых платьях и юбках — она стала его фирменным знаком.
В 1985 году в рамках коллекции «И Бог создал мужчину» Готье одевает своих мужчин-моделей в юбки. Несмотря на то что это была прежде всего своеобразная вариация на тему килта, дизайнер не побоялся разорвать стереотип, связанный с гендерной принадлежностью какой-то детали гардероба.
Женщины у Готье всегда сильные и властные. Так, со временем в его коллекциях появляется тема будуара, которую он не перестает развивать с разных сторон. В том числе дизайнер обращается и к своим детским воспоминаниям — еще маленьким мальчиком Готье увидел нежно-лососевый корсет своей бабушки и был поражен этим предметом женского гардероба. Под впечатлением он стал создавать корсетные платья — добавил их в ежедневный гардероб. В 1983 году он показал свой знаменитый конусообразный бюстгальтер, который стал культовым благодаря Мадонне — она надевала его во время своего тура Blond Ambition World Tour в 1990 году.
Готье удивлял не только дизайном, но и выбором моделей. На его показах можно было увидеть людей, которые не отвечали привычным стандартам красоты.
Готье и музыканты
Готье всегда обожали музыканты, а он, в свою очередь, создал для многих звезд не один сценический образ — среди его фавориток Кайли Миноуг и Милен Фармер. Конусообразный бюстгальтер из коллекции 1990 года надевает эксцентричная, под стать самому дизайнеру, Мадонна и спустя 16 лет для тура Confessions они вновь работают вместе.
Готье и кино
Для Готье кино — один из главных источников вдохновения. И конечно же, он приложил свою руку и здесь — именно Жан-Поль создал запоминающиеся образы в фильмах «Пятый элемент», «Дурное воспитание», «Повар, вор, его жена и ее любовник» и «Город потерянных детей».
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.
Жан Поль Готье – биография, фото, личная жизнь, новости, коллекции модельера 2020
Биография
Модельер Жан-Поль Готье – настоящий модный революционер. Кутюрье одел мужчин в юбки, женщин научил носить белье поверх одежды, а на подиум выпустил моделей всех мастей и габаритов.
Детство и юность
Детство Жана-Поля Готье прошло в уютном парижском пригороде Аркуэл. Мальчик часто бывал у бабушки, которая потакала будущему модельеру во всем. Жан-Поль прогуливал учебу в школе, вместо этого часами рисовал. Дом был полон модными журналами, привлекающими красивой жизнью и роскошными нарядами. Готье с упоением изучал фото, подмечал стилевые особенности образов.
Жан-Поль ГотьеСмотреть телевизор тоже не запрещали, и он целый день мог наслаждаться ТВ-шоу и художественными фильмами, в которых звезды блистали в роскошных платьях и костюмах. Особенно завораживали трансляции из парижского варьете и кабаре «Фоли-Бержер». Подсмотренные идеи мальчик начал воплощать в жизнь, а первой моделью стал плюшевый медведь – Жан шил для зверя одежду. В гардеробе мишки нашлось место даже для подвенечного платья и костюма космонавта.
Жан-Поль Готье в детствеГотье относится к числу тех немногих доморощенных дизайнеров, которые не получили профессионального образования. Госпожа Удача и так им благоволила. В поисках места под солнцем Жан-Поль стал отправлять письма с анкетой и эскизами в столичные Дома моды. И однажды, совершенно неожиданно, пришел ответ от самого Пьера Кардена. Владелец знаменитого Дома не просто похвалил начинающего модельера, а пригласил на работу личным ассистентом. Молодой человек отправился покорять французскую столицу и модников.
Мода
Год Жан-Поль набирался опыта у гениального кутюрье, а затем решил уйти в свободное плавание. В 1976 году Готье основал собственную компанию, в которой на главные должности управленцев поставил школьных друзей Франсиса Менюжа и Дональда Потара. В этом же году дизайнер создал первую линейку одежды, однако показ не удостоили присутствием пресса и знаменитости, в этот день творчество представлял другой модельер.
Жан-Поль Готье в молодостиПровал заставил Жана-Поля искать свои методы привлечения внимания, а лучшим способом достичь успеха всегда является скандал и эпатаж. Готье устраивал показы в самых неожиданных местах – в трамвайном депо, музее каруселей и даже бывшей тюрьме, а в 2010 году дефиле состоялось на Казанском вокзале Москвы.
Модели дизайнера тоже не из обычных: вместе со стандартными худощавыми девушками высокого роста на сцену выходили полные красотки, невысокие или возрастные манекенщицы. Готье словно заявлял миру – его мода для всех.
Модельер Жан-Поль ГотьеС первых работ кутюрье показал индивидуальность, основанную на смешении стилей и материалов. Модельер вовсю экспериментировал с подручными материалами, модели выходили на подиум в одеждах из чайных ситечек, салфеток, батареек. Вскоре новую звезду в Fashion-индустрии нарекли «еnfant terrible», что в переводе означает «несносный ребенок», и «хулиганом моды». Он не переставал удивлять критиков и ценителей искусства, особенно поразила коллекция «Хай-тек» (1981) – в ход пошли мусорные ведра, консервные банки, коробки из-под кошачьего корма.
Готье сумел сделать популярной у модников униформу моряков – тельняшку. Она красовалась на манекенщиках еще в первой коллекции и лишь спустя 10 лет прочно обосновалась в гардеробе людей благодаря показу в 1983 году, когда полоска обосновалась на юбках и платьях.
Платья от Жан-Поля ГотьеПроказник Готье отличился в 1985 году, одев мужчин в юбки. Коллекция «И Бог создал мужчину» пестрила деталями на тему шотландского килта, разрушая гендерные стереотипы.
Женщинам модельер подарил корсетные платья как часть повседневного гардероба. На создание их Жана-Поля вдохновил увиденный в детстве в бабушкином шкафу розовый корсет. А в 1983 году представил прекрасной половине человечества изобретение в виде конусообразного бюстгальтера, которое пришлось по вкусу Мадонне – намного позже певица отправилась в нем в мировое турне. Впрочем, не все оказались столь лояльными, часть критиков обвинила модного хулигана в обезображивании нежной женской красоты.
Жан-Поль Готье и МадоннаМадонна стала верной клиенткой Готье, мужчина пошил для нее ворох сценических нарядов. Фаворитом модельер стал для певиц Милен Фармер и Кайли Миноуг. Дизайнера привлекали к сотрудничеству именитые режиссеры: французский кутюрье работал над созданием костюмов для персонажей фильмов «Пятый элемент», «Кика», «Город потерянных детей» и других.
В середине 90-х годов европейскую молодежь накрыла мода на татуировки, а все благодаря коллекции «Тату», в которой Готье щедро представил наколки, пирсинг и этнические украшения.
Модельер Жан-Поль ГотьеВ нулевых Жан-Поль остался верен традиции смелых экспериментов, продолжал без оглядки и боязни быть освистанным создавать линии одежды с долей авангарда, но в то же время не лишенной утонченности. Не зря старался – в 2007 году кутюрье заполучил премию Fashion Group International как дизайнер, сумевший сломать клише и устранить модные границы.
Жан-Поль Готье не ограничился одеждой. В 1993 году марка дизайнера представила парфюм, который тоже отличается экстравагантностью и бросает вызов классическим представлениям о духах. Магазины под вывеской Jean Paul Gaultier украшают каждую мировую столицу, весной 2005 года бутик французского кутюрье распахнул двери в Москве.
Духи от Жан-Поля ГотьеВ 2014 году дизайнер заявил о том, что прекращает выпускать коллекции прет-а-порте, однако сохранил за собой право делать высокую моду, парфюм и аксессуары. У Жана-Поля Готье есть собственный сайт, на страницах которого посетители узнают о модных новинках, идеях и достижениях кумира.
Личная жизнь
Готье пережил трагедию в личной жизни. Маэстро моды – открытый гомосексуалист, при этом однолюб. В его биографии только одна настоящая любовь. Он жил и работал с бывшим школьным товарищем Франсисом Менюжем. Союз длился 15 лет, но в 1990 году возлюбленный скончался от осложнений, вызванных СПИДом.
Жан-Поль с трудом пережил потерю, собирался даже покинуть мир моды и распустить фирму, которую создавал вместе с Менюжем. Но, когда боль успокоилась, Готье вновь ушел с головой в работу, поняв, что радикальные меры умерший друг не одобрил бы.
Франсис Менюж и Жан-Поль ГотьеПосле кончины Франсиса дизайнер живет один, участвует в акциях по борьбе со СПИДом, часть доходов направляет в лаборатории и научные фонды, где пытаются создать лекарство от болезни.
Готье – человек публичный, часто мелькает на телеэкранах, вел программу на канале МТВ – шоу под названием «Евротрэш» пользовалось невероятной популярностью.
Жан-Поль Готье сейчас
В новой кутюрной коллекции, представленной на показе мод осенью 2017 года, Жан-Поль смиксовал культуры: украшения индийских женщин вдруг оказались рядом с хиджабами и мотивами еврейской национальной одежды. Приталенные жакеты соседствуют со спортивными свитерами и платьями с одним плечом.
Жан-Поль Готье в 2018 годуНа весну-лето 2018 года Готье предложил модницам вернуться в 60-е с их бахромой, графическими узорами и широкими поясами. Этот показ выдумщика Жан-Поля вновь покорил публику – на сцену вышла беременная модель Коко Роша с двухлетней дочкой в одинаковых нарядах.
Коко Роша с дочерью в платьях от Жан-Поля ГотьеСейчас Готье готовит постановку для кабаре «Фоли-Бержер», получившую название «Fashion Freak Show». Сюжет включает главные вехи жизни дизайнера: сценки расскажут, например, о том, как маленький Жан-Поль нашел бабушкин корсет в шкафу, как устроился в Дом моды Кардена, как родилась мужская юбка. Знаменитостей, с которыми пересекались пути, сыграют циркачи и артисты театра.
«Это будет парад о жизни в сфере моды», — обещает маэстро.
Премьера фрик-шоу намечена на октябрь 2018 года.
Оценка состояния
- В 2009 году доходы Jean-Paul Gaultier составили €23 млн.
- Примерное состояние — €100 млн.
- Квартира в Париже стоимостью $800000 млн.
- Вилла в пальмовой роще в Марракеше.
Что важного сделал для мужской моды Жан-Поль Готье
Морская тематика
Тельняшки и другие вещи в горизонтальную полоску – отличительная особенность выверенного стиля Готье. Кроме того, модели в образах моряков неоднократно становились героями его рекламных кампаний.
Даже флакон мужского аромата Le Male in the Navy выполнен в форме торса, одетого в тельняшку.
Ирония
Готье принято называть enfant terrible мира моды, однако кажется, что это самый добрый и человечный дизайнер в истории. «Очень важно иметь чувство юмора в работе, создавать небольшую дистанцию между собой и одеждой, чтобы иметь возможность развлекаться», – говорил он. В одном из интервью Готье вспоминает, как, например, однажды открывал консервы для своего кота и банка надоумила его создать браслеты и воротники.
В весенне-летней коллекции 2007 года Готье в очередной раз задумал шалость, которая ему удалась. В день показа сборная Франция встречалась с Бразилией на чемпионате мира по футболу, и дизайнер намеренно отобрал бразильских моделей, нарядив их в одежду, созданную во Франции, в некотором роде перетянув на сторону страны-соперницы. Сами образы критик Тим Блэнкс охарактеризовал термином рок-н-рококо.
Юбки
Конечно, не Готье придумал надеть юбку на мужчину, но он сделал этот предмет гардероба важной частью ДНК своего бренда. Это сейчас дизайнеры выпускают манифесты о маскулинности и смысле истинной мужественности, а в 1984 году килты Готье на мужчинах спровоцировали «лё гранд скандал». В The New York Times вышла статья с названием «Юбки для мужчин? Да и нет».
© Chris Moore/Catwalking
Автор пишет, что во время Недели моды в Париже показ Готье вызывал наиболее противоречивые эмоции, и приводит слова дизайнера, которые в 2020 году звучат будто строчка одного из манифестов: «Юбка не делает вас менее мужественным. Маскулинность исходит не от одежды, а непосредственно от человека. Мужчины и женщины могут носить одежду друг друга, оставаясь при этом мужчиной и женщиной. Это просто весело». Спустя декаду, уже в 1990-х, в юбке Готье на публике появится один из главных секс-символов своего времени Дэвид Бекхэм.
Жан-Поль Готье и Руперт Эверетт
© Rindoff/Garcia
В 2003 году Готье выступил куратором выставки в нью-йоркском музее Метрополитен «Мужчины в юбках». Кстати, кажется, что сам дизайнер чаще появляется на публике не в брюках или джинсах, а именно в своих фирменных килтах.
В мужской осенне-зимней коллекции 2006 года, получившей название «Гардероб на двоих», он в очередной раз возвращается к вопросам гендерно-нейтральной моды. В качестве музыкального сопровождения – Джейн Биркин и Серж Генсбур, а музой коллекции стала Джерри Холл, шик которой, по мнению Готье, стоило бы перенять и мужчинам.
Коллаборации
Как говорят в таких случаях, Готье начал принимать участие в коллаборациях задолго до того, как это стало модным. Еще в 1980-х он посотрудничал с Wolford.
В дальнейшем работал с Levi’s, Dr. Martens и разрабатывал дизайны для Coca-Cola, а в прошлом году даже представил совместную коллекцию с Supreme. В 2014 году он ушел из сегмента ready-to-wear, показав последнюю женскую и мужскую коллекцию.
Jean Paul Gaultier х Supreme
Решение было принято в том числе ради того, чтобы создавать больше коллабораций, прибыль от которых позволяла ему сконцентрироваться на кутюрной линии.
Мартин Маржела
Готье стал первым, кто предоставил работу начинающему дизайнеру Мартину Маржела. В дальнейшем Готье отметит, что это был его лучший ассистент. «Когда я увидел его работы, то сразу сказал, что он уже готов к тому, чтобы запустить свою собственную линию одежды, и что ему не нужны никакие стажировки. Но он настоял на том, что хочет поработать у меня, и остался на три года. Он был моим лучшим ассистентом, стал другом, а когда сказал, что для него настало время уходить, поскольку он хочет запустить свой бренд, я мог лишь пожелать ему удачи», – рассказал Готье i-D.
В этом же интервью он предполагает, что некоторые составляющие ДНК Maison Martin Margiela были реакцией на их совместную работу: «Я был в числе публичных, медийных дизайнеров, а он намеренно избрал роль анонима: никогда не фотографировался, не давал интервью. Думаю, что мы также разделили любовь к оптическим иллюзиям и новой интерпретации классики». Дело не ограничилось словами: Готье активно поддерживал дизайнера и не без его помощи тот самый легендарный показ Маржела привлек внимание модного сообщества.
Забавно, что спустя годы к Готье обратился другой дизайнер, снискавший славу и популярность в прошлом десятилетии: в возрасте 8 лет письмо с просьбой взять его на стажировку в Jean Paul Gaultier отправил Симон Порт Жакмюс. Парнишка уже тогда знал силу пиара: будущий дизайнер писал, что если Готье согласится принять его на работу, то об этом напишут все издания.
Кстати, сам Готье был учеником Пьера Кардена. В возрасте 18 лет он раздумывал над тем, чтобы стать парикмахером, однако решил рискнуть и отправил эскизы Кардену, которые произвели на него такое впечатление, что юноше предложили пост ассистента. Среди прочего с 2003 по 2010 год Готье занимал пост арт-директора Hermès.
Социальные высказывания
В 2005 году состоялся один из самых известных и значимых мужских показов Готье. Приглашения на это шоу больше походили на свадебные. Модели выходили на подиум парами, некоторые из них держались за руки. Таким образом Готье выразил поддержку закону, легализующему однополые браки во Франции.
Кино
Тяжело представить дизайнера, который был бы связан с кино столь же плотно, как Жан-Поль Готье. В 2012 году он был даже в составе жюри Каннского кинофестиваля. Такой чести пока не удостаивался ни один дизайнер. На его счету – семь фильмов, среди которых «Повар, вор, его жена и ее любовник» Питера Гринуэя и «Дурное воспитание» Педро Альмодовара. Кстати, ранее Готье принимал участие в создании костюмов у Альмодовара: в 1993 году он отвечал за гардероб Виктории Абриль в картине «Кика».
Люк Бессон и Жан-Поль Готье
© Time & Life Pictures
Самая известная работа Готье в кино, безусловно, «Пятый элемент» Люка Бессона. Помните оранжевый топ Корбена Далласа (Брюс Уиллис)? Дизайнер в очередной раз опередил свое время и предложил вырез на спине мужской вещи. На минувших мужских показах таких вещиц было немало.
При создании коллекций Готье также нередко обращался к кино, иногда цитируя самого себя, а иногда выбирая узнаваемых персонажей. Например, в осенней коллекции 2011 года он показал образы в стилистике фильмов о Джеймсе Бонде.
Среди прочего 13 февраля на российские экраны выходит документальный фильм «Жан-Поль Готье с любовью» в котором расскажут о становлении дизайнера и о работе над его шоу Fashion Freak, гастроли которого также состоятся в феврале в Москве.
Секс, корсеты и перья: 8 звездных муз Жан-Поля Готье
Жан-Поль Готье родился в 1952 г. в Банье, небольшом пригороде Парижа в самой что ни на есть обычной семье счетовода и кассирши. Одним из самых близких людей для будущего кутюрье была бабушка по материнской линии – Мари Гаррабе. Мадам Гаррабе была мастером на все руки – работала медсестрой, а в свободное время гадала на картах и обожала шить. Ее шкафы были полны старых причудливых вещей. Став знаменитым, Готье не раз признавался, что именно благодаря ей полюбил корсеты – всевозможные вариации на их тему стали одним из главных лейтмотивов коллекций Jean Paul Gaultier. «Я часто наблюдал за тем, как она собиралась на работу, и подмечал разные детали ее туалета. Потом, вспоминая об этом, я придумал и платье-корсет и платье-комбинацию», — признается дизайнер уже в наши дни. Кстати, первый свой «фирменный» корсет Готье сшил еще в детстве – для плюшевого медвежонка по имени Нана.
Жан-Поль ГотьеКогда Жан-Полю исполнилось восемнадцать, он, уже твердо зная, что хочет стать профессиональным модельером, отправил свои рисунки в дом Yves Saint Laurent. Но сам Сен-Лоран счел, что юноша использует чересчур яркие цвета и такая эстетика бренду не подходит. А вот Пьер Карден посчитал иначе и пригласил Готье поработать стажером, а потом принял его в дизайнерскую команду. В итоге у Pierre Cardin Готье задержался до середины 70-х (с перерывом на работу в Jean Patou), пока ни решился наконец запустить собственный бренд.
Ретроспективная выставка Жана-Поля Готье в Гран-Пале, 2015 г.Первые коллекции молодого дизайнера были провальными – настоящая слава пришла к нему лишь в середине 80-х. Тогда Готье с его сексуальной, провокационной, театральной эстетикой наконец сумел вписаться в сформировавшийся новый модный контекст. Его стали называть антагонистом Ива Сен-Лорана: тот одевал женщин как мужчин (в смокинги), а Готье, наоборот, одевает мужчин как женщин – в килты и юбки. Он и сам всегда был не прочь поэпатировать публику: мог появиться на красной дорожке в юбке или полупрозрачном платье (лет за десять до того, как это начал практиковать Марк Джейкобс), под которым угадывались расшитые разноцветными камнями трусы.
Жан-Поль Готье на MTV EMA, 1995 г.В 80-е и 90-е одежду от Готье стали активно носить звезды – и продолжают по сей день. Дизайнеру не важны ни пол, ни возраст, ни жанр, в котором работает клиент. Главное – масштаб личности. Практически со всеми знаменитостями, которые появляются на публике в его нарядах, Готье дружит. Можно сказать, что с ними он на одной волне, так что даже в самых безумных его творениях каждый из этих людей выглядит органично. В нашей подборке – те «зведные» выходы в нарядах Jean Paul Gaultier, которые наверняка войдут в историю моды.
Нина Хаген
Немецкая панк-дива одна из первых оценила талант молодого дизайнера. Тот самый корсет с конусообразным бра она надела еще раньше Мадонны – в 1985 году, выступая на фестивале в Монтрё. Кроме того, Готье занимался визуальным оформлением пластинок Хаген. Например, для обложки альбома Street (1991 г.) она снялась в вещах от Jean Paul Gaultier (а также Vivienne Westwood).
Обложка альбома Street Нина Хаген на фестивале в Мотрё, 1985 г.Мадонна
Ее можно в полном смысле назвать музой Готье – как бы избито это ни звучало. Познакомились и подружились они еще в 80-е, а в 1990-м Мэдж поручила Жану-Полю создание сценических костюмов для ее мирового турне Blonde Ambition. Одним из таких костюмов и стало знаменитое боди с «конусами». Образ оказался таким эффектным, что Мадонна не раз так или иначе повторяла его и после. В том числе в нулевые, на концертах Confessions Tour и в «десятые» на шоу MDNA. Сам Готье сказал в одном из интервью: «Я обожаю Мадонну. Она единственная женщина, которой я предлагал выйти за меня замуж. Конечно, она отказала. Но когда сама она просит меня сшить ей очередной костюм, я отказать совершенно не способен».
Кстати, сценой их сотрудничество не ограничилось. Мэдж выходила на подиум на показах Готье. Одним из самых известных таких выходов стало ее появление на дефиле amfAR – с обнаженной грудью и в брюках с подтяжками (еще одна культовая вещь Jean Paul Gaultier).
Жан-Поль Готье и Мадонна на показе amfARМилен Фармер
Об этом тандеме в мире знают меньше, чем о многолетнем сотрудничестве с Мадонной, хотя для Милен дизайнер создал намного больше костюмов, чем для Мэдж. Забавный факт: Фармер и Готье на самом деле однофамильцы. Готье – настоящая фамилия певицы.
Начало их дружбе было положено в 1991 г., когда Милен заказала Жан-Полю костюм боксерши для клипа на знаменитую песню Je T’Aime Melancolie. В дальнейшем Готье сшил костюмы еще для шести видео певицы. Кроме того, одетой от Jean Paul Gaultier Фармер появлялась на многочисленных ТВ-шоу, на красных дорожках и даже на ужине с президентами Франции и России в Елисейском дворце в 2010 году.
Готье был автором костюмов и для двух масштабных мировых турне Фармер. В частности, для Tour 2009 он сшил комбинезон с принтом, похожим на оголенные человеческие мышцы – это было за год до того как Леди Гага появилась на публике в «мясном» платье авторства дизайнера Франка Фернандеса.
Апофеозом затянувшейся «коллаборации» двух Готье стало дефиле Jean Paul Gaultier FW11 Haute Couture. Показ прошел под микс из «Лебединого озера» Чайковского и трека Милен Libertine, а в конце сама певица вышла на подиум в черном свадебном наряде из тюля и кожи, который дизайнер так и назвал – Swan Libertine.
Дита фон Тиз
Трудно представить более подходящую модель для творений Jean Paul Gaultier, чем знаменитая дива бурлеска, поклонница корсетов, каблуков и силуэта «песочные часы». И хотя для шоу Диты костюмы создают другие дизайнеры (например, Дженни Пекхэм и Кристиан Лубутен), на красных дорожках она периодически появляется в Jean Paul Gaultier. Но, разумеется, самыми запоминающимися стали ее выходы для Готье на подиуме. Например, в 2010 г. Дита закрыла шоу FW10 Haute Couture. Она вышла из-за кулис в черном платье, а затем медленно обнажилась, оставшись в чулках и эффектном черно-белом корсете. Номер был приурочен к началу коллаборации дизайнера с бельевым брендом La Perla.
Дита Фон Тиз закрывает кутюрный показ FW10Мэрилин Мэнсон
С ним Жан-Поль Готье познакомился и сблизился благодаря Дите, которая несколько лет встречалась с Мэнсоном и два года была за ним замужем. Эстетика Мэрилина Готье всегда была близка и интересна. В коллекции SS98, например, есть образы, навеянные именно сценическими костюмами знаменитого рокера. Так что, когда в 2003 г. Мэнсон предложил дизайнеру сотрудничать, тот легко согласился. Результатом партнерства стала коллекция вещей, в которых Мэрилин выступал на концертах тура Grotesk Burlesk. В их числе – уже знакомые всем полосатые брюки с подтяжками. Похожие были на Мадонне на показе amfAR.
Jean Paul Gaultier SS98Мэрилин Мэнсон в костюме от Готье, 2003 г.Кайли Миноуг
«Одна из моих любимых австралиек» — так называет певицу дизайнер. К слову, в пул его муз с зеленого континента входят еще Николь Кидман, Кейт Бланшетт и Александра Агостон. «У нее практически идеальные пропорции, — говорит он о Кайли. – Так что создавать для нее одежду очень легко. А еще, Кайли невероятно терпелива на примерках».
В числе их совместных проектов – обложка альбома Кайли Aphrodite (2010 г.), для которой певица снялась в роскошном темно-синем платье с длинным подолом и лифом с металлическими вставками – автором, разумеется, был Готье. Он же шил костюмы для нескольких больших концертных туров певицы в нулевые и десятые годы. Лично нам больше всего запомнился пурпурный наряд, в котором Кайли выступала в 2008 г. во время турне Х.
Кайли Миноуг, 2008 г.Дана Интернэшнл
Готье всегда было интересно исследовать границы гендера. А если совсем точно, то не исследовать, а – разрушать. Возможно, именно поэтому среди его муз так много трансвеститов и трансгендерных женщин. Одна из них – израильская певица Дана Интернэшнл, победившая на «Евровидении»-1998 с песней Diva. На сцене она была в платье Jean Paul Gaultier, черном, украшенном крупными разноцветными накладками, похожими на птичьи перья. Наряд как нельзя лучше соответствовал и песне и атмосфере конкурса вообще. В 2011 г. Дана снова отправилась на «Евровидение», и платье для нее сшил на заказ Жан-Поль Готье. Правда, во второй раз израильтянка даже не прошла в финал.
Дана Интернэшнл на «Евровидении», 1998 г.Дана Интернэшнл на «Евровидении». 2011 г.Кончита Вурст
Не удивительно, что Готье заинтересовала и победительница «Евровидения»-2014, дрэг-квин Кончита Вурст, альтер-эго австрийского певца Томаса Нойвирта. В 2014 г. он пригласил Кончиту стать звездой его кутюрного шоу сезона FW14. Певица вышла на подуим в черном свадебном платье с алым поясом, яркими «этническими» вставками и длинным шлейфом. «Она великолепно выглядит в кутюрных нарядах, — сказал о своей новой музе Готье. – Кончита – настоящая женщина couture. Я всегда говорил, что красота – в разнообразии, и Кончита – очередное подтверждение моих слов».
Кончита Вурст закрывает показ FW14 Haute CoutureФото: Getty Images, REX, mylene.net
Посмотрите последний показ Жана-Поля Готье
«Пусть знают, кого они потеряли» – ощущение, что именно так думал Жан-Поль Готье, когда создавал свою последнюю кутюрную коллекцию. 22 января показом дизайнера завершилась Неделя Высокой моды в Париже. С ней же закончилась и карьера модельера в собственном бренде.
Готье обещал, что показ станет незабываемым зрелищем. И дизайнер не обманул. В работах кутюрье на сцене театра Шатле появились сестры Хадид, Ирина Шейк, Карли Клосс и Дита фон Тиз. Показ напоминал путешествие во времени: дизайнер будто собрал вместе все свои предыдущие коллекции. Морская полоска, много кожи, денима и кружева, корсеты, костюмы, сшитые из галстуков, и платье, собранное из капроновых колготок, – это малая часть того, чем запомнится финальная коллекция кутюрье. К счастью, Жан-Поль не покидает нас окончательно – впереди еще гастроли его шоу Fashion Freak, которое приедет в Москву с 6 по 9 февраля.
Вероятно, вам также будет интересно:
Посмотрите интервью Жан-Поля Готье у Владимира Познера
Жан-Поль Готье анонсировал свой последний показ