Жена пикассо первая – Великая любовь Пикассо

Содержание

Великая любовь Пикассо

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Для меня существует лишь два типа женщин — богини и тряпки для вытирания ног». Пабло Пикассо

«Мистерия», «Безумие», «Волшебство» — это первые слова, которые пришли меценатам на ум, когда они попробовали описать творение Пабло Пикассо. Особая аура художника была окрашена его взрывным, испанским темпераментом и гениальностью. Это сочетание, которому женщины не могли сопротивляться.

AdMe.ru публикует для вас историю любви великого живописца.

Пикассо в молодости и старшем возрасте

Пикассо был потрясающим мужчиной с тем самым, притягательным обаянием, которое сейчас называют харизмой. Однако многие женщины не могли смириться с характером художника и кончали с собой, либо сходили с ума. В 8 лет Пабло уже написал свою первую серьезную работу «Пикадор». В 16 лет Пикассо, будто шутя, поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Так же легко он бросил учебу. Вместо того, чтобы корпеть над книгами, Пабло с друзьями принялся куролесить по мадридским борделям.

В 19 лет художник отправился покорять Париж. Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Вверху картины он подписал черной краской: «Я король!». Однако в столице Франции «королю» пришлось непросто. Денег не было. В одну зиму, чтобы не замерзнуть, он топил камин из камня своими собственными работами.

На личном фронте дела складывались куда лучше.

Женщины всегда обожали Пикассо.

Первая возлюбленная Фернанда Оливье

Первой его возлюбленной стала Фернанда Оливье (ей было 18, ему 23 года). В Париже Пабло Пикассо обитает в бедном квартале на Монмартре, в общежитии, где селились начинающие художники, и где Фернанда Оливье иногда позирует им. Там она знакомится с Пикассо, становится его моделью и его девушкой. Жили влюбленные в нищете. По утрам они воровали круассаны и молоко. Постепенно картины Пикассо стали покупать.

Пабло Пикассо, Фернанда Оливье и Хакин Ревентос. Барселона, 1906

Они прожили вместе почти десятилетие, и от этого периода осталось большое количество как собственно портретов Фернанды, так и вообще женских образов, написанных с нее.

Великая любовь Пикассо

«Фернанда в черной мантилье», 1905

Как считают исследователи, она была моделью и для создания Авиньонских девиц, одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века.

Но было время, когда они жили врозь (лето и осень 1907 года). Это лето оставило по себе дурные воспоминания. И у него, и у нее были романы с другими. Но самым плохим было то, что он жил с женщиной, которая вовсе не понимала кубизма, он ей не нравился. Возможно, Пикассо переживал органическую депрессию; позже, когда он вернулся в Париж, на него обрушилось желудочное недомогание. Его предъязвенное состояние. Впредь взаимоотношения кисти и холста не пройдут художнику даром — кубизм, как комплекс, был так же прост, как игра в шахматы в трех измерениях. И они расстались — Пикассо и Фернанда.

Русская балерина Ольга Хохлова

Настоящая любовь пришла к художнику в 1917 году, когда он познакомился с одной из балерин Сергея Дягилева Ольгой Хохловой. История их отношений началась 18 мая 1917 года, когда Ольга танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Балет был создан Сергеем Дягилевым, Эриком Сати и Жаном Кокто, а Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций.

Великая любовь Пикассо

www.adme.ru

С днем рождения, гений: Пабло Пикассо и его женщины | Vogue Ukraine

25 октября мир празднует день рождения одного из величайших мужчин мира – Пабло Пикассо. Основатель кубизма, самый дорогой художник в мире, самый продуктивный художник в мире, художник, полотна которого чаще всего похищают – Пабло Пикассо был неповторим. В день рождения художника Vogue.ua, вспоминает о талантливых женщинах, которые были рядом с Пикассо – и были успешны и знамениты не меньше, чем великий художник.

Пикассо и Жаклин Рок

Ольга Хохлова

С первой женой, русской балериной Ольгой Хохловой, Пикассо познакомился «на работе». В мае 1917 года в Париже прошла премьера балета «Парад» в постановке Сергея Дягилева, одну из центральных партий там танцевала Хохлова. С подачи своего друга Жана Кокто Пикассо сделал костюмы и сценографию для «Парада», увлекшись балетом.  Отношения с Хохловой развивались быстро: буквально спустя пару месяцев Пикассо вместе с Ольгой отправились в Барселону, где он представил балерину своей матери. Именно Хохлова стала матерью первого сына Пикассо Паоло, который родился в 1921-м. Отношения пары довольно быстро сошли на нет — уже в 1927 Пикассо влюбился в свою натурщицу Марию-Терезу Вальтер, но с Хохловой не разводился — по слухам, художник не хотел делить имущество. Формально балерина оставалась его женой до ее смерти в 1955 году.

 

Мария-Тереза Вальтер

Биографы Пикассо спорят о том, когда художник познакомился с Марией-Терезой Вальтер — кто-то считает, что еще в 1925 году, кто-то — что они встретились на одной из парижских улиц в 1927. Роман этот обсуждали в том числе и из-за разницы в возрасте: Пикассо было около 45 лет, девушке — 17. Мария-Тереза была его натурщицей больше 10 лет и изображена на известных картинах — «Сон», «Обнаженные, зеленые листья и бюст», «Женщина в шляпе и меховом воротнике». С ней связывают целый расцвет в творчестве Пикассо, который пришелся на 1932 год. Сам Пикассо назвал 1932-й «годом чудес»: именно тогда прошла его первая ретроспектива.

Мария-Тереза Вальтер

 Одна из самых интересных картин этого времени —  «Сон», которую Пикассо создал за один день: на ней в эротичной позе изображена Мария-Тереза Вальтер. Это самая дорогая работа художника — американский коллекционер Стивен Коэн купил ее за 155 миллионов долларов.  В 1935 года родилась дочь Пикассо и Марии-Терезы, которую назвали Маей — она изображена на некоторых его полотнах, например,  «Майя с куклой» (1938). Роман Вальтер и Пикассо закончился довольно тривиально — когда та узнал, что Пикассо влюбился в свою следующую натурщицу, Дору Маар.

«Сон»

Дора Маар

Любопытно, что Пикассо изображал кардинально разными на своих полотнах Дору Маар и Марию-Терезу Вальтер. Первая — страдающая брюнетка, вторая — яркая блондинка. Именно Дора Маар стала героиней одной из самых известных и дорогих картин художника — «Дора Маар с кошкой» 1941 года: грустная брюнетка сидит на кресле, на плече — маленькая кошка. По последней информации, эта картина была куплена за 100 миллионов долларов. 

«Дора Маар с кошкой»

Дора Маар была яркой фигурой в кругах парижских сюрреалистов, начинала как ассистентка художника и режиссера Мана Рэя. В 1936 году в одном из парижских кафе она познакомилась с Пикассо. Они были вместе почти 10 лет, и очень повлияли друг на друга: Маар позировала Пикассо, и в то же время сделала множество фотографий художника, и под его влиянием начала рисовать. Уже после ее смерти  в 1999 году в Париже прошла большая ретроспектива художницы — как оказалось, после расставания с Пикассо Маар, несмотря на депрессию и лечение в психиатрической клинике, была очень продуктивна и много писала. Весной 2019 года в парижском Гран-Пале пройдет большая выставка Доры Маар.

Пикассо и Дора Маар

Франсуаза Жило

Франсуазе Жило сегодня 96 лет, и она более чем активна — в этом году в издательстве Taschen вышла книга ее рисунков. В книге художница описывает свои поездки в Венецию, Индию, Сенегал, где Франсуаза путешествовала со своим вторым мужем, вирусологом Джонасом Солком, который открыл вакцину против полиомиелита. 

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило

С Пикассо Франсуаза познакомилась в начале 1940-х: ей было чуть за 20, Пикассо — 60. Он как раз расстался с Дорой Маар. В 1948 году пара начала жить вместе на юге Фрнанции, вскоре Франсуаза родила двоих детей от художника — Клода и Палому.

Дочь Пикассо Палома

В 1953 году, по слухам, из-за измен Пикассо, они расстались. Франсуаза, как и многие другие подруги Пикассо, была художницей: первую персональную выставку она провела еще до знакомства с художником, и продолжает рисовать до сих пор, также занимается графикой и литографией. В середине 1960-х она выпустила мемуары «Моя жизнь с Пикассо», против которых был художник — он даже судился с бывшей возлюбленной по этому поводу, проиграв дело в суде.

Работы Франсуазы Жило

Жаклин Рок

Официально Пикассо был женат дважды. Его второй женой была Жаклин Рок — они прожили вместе больше 12 лет (1961—1973). Познакомились они еще в середине пятидесятых —  девушка была значительно младше художника, разница в возрасте составляла около 50 лет. Считается, что Жаклин была самой популярной героиней портретов Пикассо — он написал больше 400 картин с ее изображением. Пикассо часто изображал ее с покрытой головой и в восточной одежде — намекая, видимо, на египетское происхождение. Они жили уединенно в замке на юге Франции и были вместе плоть до 1973 года, когда Пикассо умер в возрасте 91 года. Долгое время Жаклин была главной распорядительницей его наследия. 

 Жаклин Рок

vogue.ua

Трагедия русской жены Пабло Пикассо: кем была для художника Ольга Хохлова

2018-11-20T08:00+0300

2018-11-20T08:00+0300

https://ria.ru/20181120/1533116319.html

Трагедия русской жены Пабло Пикассо: кем была для художника Ольга Хохлова

https://cdn22.img.ria.ru/images/153308/42/1533084293_177:112:2251:1285_1036x0_80_0_0_01d38acd8b295d49d3e8b1075470b036.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Анна Михайлова

https://cdn22.img.ria.ru/images/136183/58/1361835896_0:151:640:791_100x100_80_0_0_a43be02189bd7349159a284e2423353c.jpg

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости, Анна Михайлова. В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка, посвященная одной из самых известных супружеских пар в мировом искусстве — Пабло Пикассо и балерине Ольге Хохловой. Она была рядом с художником 18 лет и послужила моделью для множества его полотен.

Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I. 190710 октября 2017, 08:00ТуризмМадам Пикассо, Святая Елена и подпольщица Надя: музы великих художников

Эта выставка — роман о жизни и искусстве. Впервые ее представили в Национальном музее Пикассо в Париже в 2017 году к столетию знакомства Пабло и Ольги. Одним из кураторов московской экспозиции выступил их внук и президент Музея Пикассо в Малаге Бернар-Руис Пикассо. Он привез в Россию семейное собрание неизвестных работ своего знаменитого деда, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги Хохловой. Бернар-Руис Пикассо надеется, что это поможет российским зрителям узнать больше о его бабушке, чей образ сильно мифологизирован. РИА Новости проследило эволюцию отношений художника и балерины в пяти знаковых картинах Пикассо.

Муза

Хохлова и Пикассо познакомились в Риме в 1917 году, во время работы над балетом «Парад». Уроженка Черниговской губернии Ольга Хохлова поступила в знаменитую труппу «Русских балетов» Сергея Дягилева в 1911-м и путешествовала в ее составе по Европе и США. Юная балерина сразу стала музой художника. Пикассо сопровождал возлюбленную на гастролях, писал ее портреты.

Примечательно, что авангардист Пикассо изображал Ольгу исключительно в реалистичной манере. Говорят, на этом настаивала сама балерина, которая не была поклонницей современного искусства и хотела «узнавать свое лицо» на картине. Так начался неоклассический период в творчестве Пикассо. К этому времени относится и знаменитый «Портрет в кресле», где Ольга, как на троне, воцаряется в жизни и искусстве. Современники считали, что Пикассо приукрасил свою музу. Однако представленные на выставке фотографии Хохловой это опровергают.

Жена

Хотя друзья отговаривали 37-летнего художника от брака, в июле 1918 года пара обвенчалась в православном соборе Александра Невского в Париже. Молодожены заняли видное место в парижском обществе. Вместе с Ольгой Пикассо обрел новый социальный статус — светской персоны.

Супруги проводили время в салонах и замках знатных господ. Но глядя на портреты Хохловой того времени, трудно поверить, что это приносило ей радость.

Хотя союз был заключен по любви, а слава мужа стремительно росла, жизнь Ольги омрачалась вестями с родины, где шла Гражданская война. Последний раз Хохлова побывала в России в 1915 году. После революции она на три года потеряла контакт с семьей. Потом Ольга узнала, что ее отец и брат присоединились к белой армии, а мать и сестра жили в крайней бедности.

Этот период на выставке озаглавлен как «Меланхолия». Действительно, на всех картинах Пикассо тех лет Хохлова погружена в себя: в ее застывшем взгляде читаются задумчивость и тревога. К волнению за близких добавилось еще одно несчастье — из-за травмы ноги балерина оставила сцену.

Мать

В 1921 году у супругов родился сын Поль — Пикассо впервые стал отцом. Теперь во многих его работах — восторг и непривычная нежность: художник сделал десятки рисунков жены и сына. Сцены семейной идиллии показывают возрождение интереса Пикассо к Античности и Ренессансу, возникшем, когда он только познакомился с Ольгой.

На работах, собранных в разделе «Материнство», ее не узнать: она изображена в виде олимпийского божества. Этот период, очевидно, стал одним из самых счастливых в жизни Ольги, почти все время она проводила с сыном. На фотографиях и любительских видеосъемках Хохлова выглядит радостной и беззаботной: играет с ребенком, много улыбается.

Чудовище

Однако проблемы никуда не делись. Семья Ольги бедствует, хотя Пикассо регулярно посылал в Россию деньги и даже свои работы. Хохлова тоскует, переживает за мать, перенесшую сердечный приступ. Все попытки организовать встречу проваливаются. На фоне тревог за родных разлаживаются и отношения с мужем.

В 1925 году в работах художника завершается период классической красоты, который еще называли «периодом Ольги». В следующие десять лет ее образ претерпевает пугающие превращения. На картине «Большая обнаженная в кресле» 1929 года перед нами уже не античная красавица или задумчивая муза, а чудовище — отталкивающая бесформенная фигура. В ней больше страдания, чем любви.

Жертва

В последние годы совместной жизни с Хохловой Пикассо фактически разрывается между двумя семьями: у художника появилась новая муза — 17-летняя натурщица Мария-Тереза Вальтер. Она родила Пикассо дочь Майю и вдохновила на новый период в творчестве. Пабло пишет один из самых известных своих циклов — «Распятия». Ольгу изображает в тяжеловесных, словно окаменелых образах. Их брак с Пикассо на холсте напоминает поединок, где нет победителей — только жертвы.

Окончательно пара разошлась в 1935 году. Разрыв был драматичным, Пикассо даже оставил живопись — почти на год. Он не хотел делить с Хохловой имущество, поэтому формально они не развелись до конца ее жизни. Ольга умерла от рака в 1955 году. До последних дней она писала мужу письма. 

ria.ru

Пикассо много лет подряд рисовал свою жену Ольгу, и по картинам видно, как менялось его отношение к ней

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Если бы Пабло Пикассо и Ольга Хохлова были современными селебрити и давали интервью
журналистам скандальных газет, то на вопрос о причинах расставания они могли бы ответить так: «Непримиримые разногласия». Атеизм и религиозность, темперамент и меланхолия — во всем, даже во вкусовых пристрастиях и поведении в быту, супруги сильно отличались друг от друга. Кроме того, почти все окружение Пикассо недолюбливало Ольгу, а его мать лично отговаривала ее от свадьбы.

Мы в AdMe.ru хотим поделиться с читателями историей любви, которая в очередной раз доказывает, что красота в глазах смотрящего.

День свадьбы Пикассо и Хохловой. Молодожены позируют на фоне афиши балета «Парад».

26-летняя балерина и 35-летний художник-авангардист познакомились на работе. В
какой-то степени можно считать, что это был служебный роман.

В военном Париже (шла Первая мировая война) должна была состояться премьера новаторского балета «Парад». Его создатели планировали хорошенько эпатировать публику. Ольга Хохлова участвовала в репетициях в составе труппы всемирно известного Русского балета Дягилева, а Пикассо работал над созданием оригинальных декораций и костюмов к «Параду».

Среди кордебалета танцовщиц глаз художника мгновенно выбрал самую

привлекательную музу — и Пабло ринулся в ухаживания со рвением тореадора.

«Группа танцовщиц. Ольга Хохлова лежит на переднем плане», 1919–1920 гг.

Первое время Ольга довольно сдержанно воспринимала ухаживания Пикассо, говоря о том, что такая настойчивость компрометирует ее. Роль деликатной свахи взял на себя Дягилев, растолковавший страстному ухажеру, что русские девушки, в особенности из хороших семей, не бросаются безоглядно в интрижки. Пикассо с таким усердием последовал его советам, что через год они с Ольгой уже расписались в Париже, и даже обвенчались (по настоянию невесты) в местном православном соборе. Пикассо этого было недостаточно, и он предложил брачный договор, по которому половина всех доходов художника принадлежала бы его о

www.adme.ru

Любимые женщины Пабло Пикассо, такие какими он их видел.

Любовные страсти и отношения с женщинами были всем смыслом жизни Пабло Пикассо — знаменитого испанского живописца. Искусствоведы отмечают роль семи главных женщин, оказавших особое влияние на жизнь и творчество гения. Однако ни одной из них он не смог дать простого человеческого счастья. При этом Пикассо умудрился не только «изуродовать» их чудесные черты на своих портретах, а и довести их до депрессии, психлечебницы, самоубийства.

Пабло Пикассо.

При росте в 158 сантиметров Пикассо обладал мощнейшей мужской энергетикой, потрясающим обаянием, а его харизма, как магнит, притягивала женское внимание и пленила их сердца. И этому «магнетизму, окрашенному взрывным, испанским темпераментом и гениальностью, невозможно было сопротивляться».

Вся жизнь гениального живописца длиной в 92 года густо услана осколками женских сердец. «Для меня существует лишь два типа женщин — богини и тряпки для вытирания ног»,- говорил он. Однако вскоре все богини в его жизни становились… тряпками.

Фернанда Оливье

Фернанда Оливье«Лежащая обнажённая» (1906). / Фернанда Оливье.

Голодную юность в богемном Париже с Пикассо делила Фернанда Оливье — натурщица с весьма темным прошлым, «кочевавшая» от одного художника к другому. Почти на целое десятилетие она стала любимой женщиной и музой начинающего художника. Вместе с ней в живопись Пикассо, на смену сумрачному «голубому» периоду пришел — «розовый», с мотивами обнаженной натуры и теплым колоритом.

Фернанда ОливьеФернанда Оливье.

Она позировала художнику обнаженной и не особо протестовала, когда не могла не могла выйди из квартиры два месяца, так как не имела туфель, а у нищего Пикассо не было тогда денег, чтобы ей их купить. На его скудные заработки они еле-еле сводили концы с концами. Единственным развлечением для молодых любовников был лишь секс. Однако это не могло длиться вечно и в итоге они мирно расстались. Пабло нашел себе молоденькую Марсель Умбер, а Фернанда переметнулась к польскому художнику.

Марсель Умбер (Ева)

Марсель Умбер (Ева)«Женщина в сорочке, лежащая в кресле» (1913). / Марсель Умбер (Ева).

Пабло и Марсель познакомились в 1911 году в парижском кафе «Эрмитаж». Миниатюрную Марселлу Пабло сразу же стал называть Евой, подчеркивая этим, что она первая его женщина. Ева, как и все будущие возлюбленные великого и успешного Пабло Пикассо, не могла и представить, что щедрый любовник когда-то едва сводил концы с концами. За последнее десятилетие он уже крепко стал на ноги, и его картины успешно продавались.

Марсель Умбер (Ева)Марсель Умбер (Ева).

Марсель была хрупкой, тихой и нежной, полной противоположностью высокой, здоровой и шумной Фернанде. На портретах художника Ева изображена везде как символ изящества, легкости, невесомости. Пабло часто изображал ее в виде музыкальных инструментов: скрипки иль гитары. В этих работах нельзя не заметить хрупкости, почти прозрачной красоты этой женщины.

Марсель Умбер (Ева)Я люблю Еву. (1912г.).

Марсель была яркой звездочкой, на миг вспыхнувшей на небосводе жизни Пикассо и, быстро погасшей. Ева умерла от туберкулёза, но её влияние на творчество Пабло Пикассо было несомненно велико.

Ольга Хохлова — первая законная жена

Ольга Хохлова - первая законная женаОльга Хохлова./ Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга). (1923).

Именно его русская Оля помогла пережить художнику смерть его любимой натурщицы Марселлы Умбер. Будучи в творческом застое, Пикассо завязывает тесную дружбу с писателем и художником Жаном Кокто, который и предложил создать декорации к балету «Парад» для труппы Дягилева. Эта работа вернула мастера к жизни, он знакомится с балериной, дочерью русского полковника Ольгой Хохловой (Пикассо мог выговорить лишь — «Коклова»). 27-летняя девушка достаточно быстро согласилась оставить сцену ради брака с Пикассо, и в 1918 году они обвенчались.

Ольга Хохлова - первая законная женаПортреты Ольги Хохловой.

Что побудило его жениться? На этот вопрос он и сам затруднялся позже ответить. А на тот момент его так очаровала русская танцовщица, что он не задумываясь пошел с любимой под венец, да к тому же в православный храм. После венчания Пабло свозил Ольгу к родителям в Испанию, и поселил в шикарной парижской квартире. Он был так очарован Хохловой, что дал себе слово порвать со своим богемным образом жизни, так искренне верил, что Ольга для него просто дар небес. Не маловажную роль сыграло то, что она была девственницей, и об этом Пабло не упускал случая похвастаться.

Ольга Хохлова - первая законная женаОльга Хохлова в мантилье. (1917). / Ольга Хохлова. (1917).

Но не все так получилось как задумалось, русская балерина попыталась свести творчество к Пикассо к финансовому благополучию семьи, а его самого заключить в рамки дорогого салонного художника и примерного семьянина. Она не понимала и не признавала кубизма и ему пришлось на время отойти от этого стиля. Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился.

Даже рождение сына в 1921 Паоло, не смогло уже сблизить супругов. Хотя стихия отцовства ненадолго, но сильно захлестнула Пикассо: он без конца рисовал жену с сыном. А потом наступило отчуждение.

Ольга Хохлова - первая законная женаОльга

Такая ограниченная жизнь смертельно наскучила гению, и Пабло начал мстить Ольге за неудавшуюся семейную жизнь и несбывшиеся надежды. Неприязнь отразилась в полной мере на его картинах: он изображал свою супругу исключительно в виде злой старухи с длинными острыми зубами, а потом создал целую серию ее портретов, с изображением женщины-чудовища с тощей грудью и огромными половыми органами.

И конечно же Пикассо завел себе любовницу, а Ольга узнав об этом решила подать на развод. Но так и не добившись расторжения брака, она до конца дней оставалась женой Пикассо. Страдая депрессиями, мучаясь ревностью и злобой, умерла в одиночестве от рака в 1955 году. Таков был печальный финал их великой любви.

Мария-Тереза Вальтер

Мария-Тереза ВальтерПортрет Мария-Терезы (1932). / Мария-Тереза Вальтер.

Это ради 17-летней Марии-Терезы Пикассо бросил сына и Ольгу Хохлову. Любовь к юной девушке оставила заметный отпечаток не только в творчестве, но и в судьбе Пабло.  Она стала для него любовницей, натурщицей, объектом вожделения, игрушкой и музой.

Мария-Тереза ВальтерОблокотившаяся Мария-Тереза.

Этот период искусствоведы характеризуют как вершину его творчества. А когда Мария-Тереза в 1935 родила от Пикассо дочь Майю, он быстро охладел к ней и в открытую завел себе любовницу.

Мария-Тереза Вальтер«Обнажённая, зелёные листья и бюст» (1932). / Мария-Тереза Вальтер

Дора Маар

Дора Маар«Плачущая женщина» (1937). / Дора Маар.

Очередной любовницей горячего испанца стала Дора Маар, 29-летняя художница и фотограф. Однажды Мария-Тереза и Дора, случайно встретившись в мастерской Пабло, в буквальном смысле подрались из-за любовника. Пикассо позже вспоминал об этом случае как о самом ярком событии в его жизни.

Дора МаарПортреты Доры Маар. (1936-37г.г.)

Он все так же продолжал отношения с обеими женщинами, Доре он посвящал целые серии портретов, а к Марии-Терезе и дочери Майе ходил дважды в неделю. Дора Маар, обладая таким же необузданным темпераментом, как и ее любовник, своими скандалами и ревностью разрушила отношения с Пабло. И он все чаще начал посещать Марию-Терезу с дочерью.

Дора МаарДора Маар с кошкой. (1941). / Дора Маар.

Закончилась эта история весьма трагично для обеих женщин. Дора тяжело переживая разрыв с Пабло, угодила в психлечебницу, где ее лечили электрошоком. Выйдя из которой, увлекалась мистицизмом и астрологией. Жила очень бедно и в одиночестве, умерла 89 летнем возрасте.

Дора МаарДора Маар. (1938).

Мария-Тереза, живя в постоянном ожидании и депрессии, спустя годы повесилась в собственном гараже.

Мари Франсуаза Жило

Мари Франсуаза ЖилоБюст Франсуазы. (1946). / Франсуаза Жило.

В 1943 году во время оккупации Парижа Пабло знакомится с девушкой, полностью изменившей его судьбу. Ему было 62 года, а ей — 22. Франсуаза Жило стала не только женой, но и самой талантливой ученицей Пикассо. Многое взяв от мастера, она выработала собственный стиль и стала известной художницей.

Мари Франсуаза ЖилоПортрет Франсуазы. (1946).

И только с Франсуазой Пикассо познает новые радости жизни. Эта удивительная женщина, подпитывала его творческой энергетикой, при этом, не растрачивая свою. Именно она смогла показать Пабло, что семейная жизнь – это не тяжкое бремя, и что два любящих человека могут быть счастливыми в семье. Она родила ему детей — сына Клода и дочь Палому, получивших фамилию Пикассо, которые после смерти отца стали владельцами части его многомиллиардного состояния.

Мари Франсуаза Жило«Женщина-цветок» (1946). / Франсуаза Жило.

Франсуаза Жило отличалась от всех женщин Пикассо сильным характером. Поэтому узнав об измене Пабло — сама ушла от него, не дав себе попасть в список брошенных и опустошенных женщин.

Мари Франсуаза ЖилоФрансуаза, Клод и Палома. (1951).

В 1964 году Жило стала знаменитой как писательница, опубликовав автобиографию «Моя жизнь с Пикассо», где в полной мере изложила свои взаимоотношения со знаменитым художником в 1943—1953 годах. Не упустила случая гражданская жена рассказать и об отношениях своего мужа с другими женщинами. После выхода мемуаров Франсуазы Пикассо прекратил отношения и с ней, и их детьми.

Жаклин Рок

Жаклин РокСидящая женщина в турецком костюме. (1955). / Жаклин Рок.

Последний двадцатилетний отрезок жизни рядом с Пикассо была последняя страсть художника – красивая и молодая Жаклин Рок, ставшая второй законной его женой в 1961 году. До того она была секретаршей и натурщицей мэтра, и именно она залечила душевные раны, которые терзали Пикассо после ухода Франсуазы Жило.

Жаклин РокПортреты Жаклин Рок. (1954-г.г).

Покорив художника своей преданностью, заботой и влюбленностью, которые так необходимы были престарелому Дон-Жуану, Жаклин стала единственной его отрадой. За годы жизни с которой, Пабло написал около четырехсот ее портретов. А жена возвела личность супруга в культ, называя его «великим маэстро», и окружила его раболепным обожанием. А что ему еще было нужно?

Жаклин РокЖаклин в студии. (1956г.).

В 92 года, умирая на своей французской вилле, владелец миллиардного состояния великий живописец Пабло Пикассо время от времени разглядывал свои работы и размышлял: «Я все время думаю о смерти. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня».

homsk.com

Любимые женщины Пикассо — Калейдоскоп — LiveJournal

Фернанда Оливье. 1904-1912 гг

ОНИ всегда были красивы и молоды. Это Пикассо сначала было девятнадцать лет, затем тридцать пять, пятьдесят, семьдесят четыре, а им — всегда семнадцать, двадцать три…

Первой в этом ряду стала Фернанда Оливье, молодая женщина с весьма пышной фигурой, вдохновившей мастера на создание образа женщины-гитары. Да он, собственно, никогда и не относился к женщинам как к живым существам. Не раз художник заявлял, что делит представительниц прекрасного пола на «богинь» и «половые коврики». При этом особым наслаждением был процесс превращения первых во вторых. Но, что странно, женщины и не сопротивлялись.

Перед Пикассо вообще было сложно устоять — испанская кровь бурлила, невероятный взгляд завораживал и заставлял подчиняться. Фернанда

С этой необычайно красивой девушкой, внешность которой можно по праву было бы отнести к идеалу красоты начала века, Пикассо познакомился во Франции, а точнее в Париже, куда гений перебрался, втайне мечтая снискать себе всемирную известность. На тот момент у обоих за душой не было ни гроша, но, казалось, что сей факт их особенно не заботил — ведь они были еще так молоды.

Хотя, правду сказать, некоторый жизненный опыт за плечами каждого из них все же был. Пикассо уже снискал славу в Испании, а Фернанда, которую родители слишком рано выдали замуж за старца, к этому моменту вдоволь «насытилась» супружеской жизнью с человеком, который в довершение всего к концу своего жизненного пути стал еще и слабоумным.

Фернанда настолько пленила Пикассо своей красотой, что тот незаметно для себя перешел в своем творчестве от мрачных синих тонов к розовым и бледно-синим. Целых девять лет художник будет страстно любить свою музу и желать при этом только одного – чтобы она целыми днями, ничего не делая, лежала на диване и создавала чувственную обстановку в его мастерской, которую охотно посещали знаменитые французские писатели, поэты и художники. Что, впрочем, ей отлично удавалось.


«Фернанда в черной мантилье». 1905 г



«Портрет Фернанды Оливье в платке». 1906 г

И, как знать, сколько бы просуществовали их трогательные любовные отношения, если бы не чрезмерная ревность молодой женщины, которая, в общем-то, и привела к тому, что Пикассо сбежал от нее с любовницей польского художника Маркусси — красавицей Марсель.http://www.passion.ru/love/2824.htmФернанда стала музой его «розового периода», но ненадолго — вскоре он счел ее слишком скучной, да и внешность поднадоела.

Пабло и Марсель


Пабло и Марсель встретились в 1911 году в парижском кафе «Эрмитаж».
Пикассо уже 9 лет жил со своей натурщицей Фернандой Оливье, Марсель давно была любовницей польского художника Луи Маркуссиса. Пабло и Марсель полюбили друг друга и расстались со своими бывшими пассиями. Они отправились путешествовать по Европе, чтобы не встречать никого из знакомых – им хотелось быть только вдвоем. Пикассо называл свою возлюбленную Евой. Это символизировало его внутреннее обновление: Ева – имя первой женщины на земле, соответственно он – Пабло – Адам – первый человек.

Отношения Марсель с Пабло совпали по времени с переходом его творчества от аналитического кубизма к синтетическому. Для аналитического кубизма характерно разрушение объекта, стирание границы между его формой и пространством картины («Обнажённая, Я люблю Еву» 1912 г.). Новаторство синтетического кубизма состоит в том, что поверхность картины приобретает ценность как самостоятельный объект. Большое внимание уделяется фактуре полотна, используются декораторские приемы – имитация поверхности камня, дерева, присутствуют элементы аппликации – фрагменты бумаги, газетные вырезки

«Скрипка. Я люблю Еву». 1912 г
Марсель была хрупкой, субтильной, тихой и нежной – полная противоположность высокой, здоровой и шумной Фернанде. На полотнах Пикассо Ева появляется как символ изящества, легкости, невесомости. Ее образ часто связан с музыкой и музыкальными инструментами, женский силуэт изображается в виде скрипки или гитары.

«Гитара `Я люблю Еву`». 1912 г
Удивительно, что Пикассо, с его общительным темпераментом, обыкновенно «кричащий» с полотен о своей любви, не создал ни одного портрета Евы, дающего понятие о ее реальной внешности. Когда создавалась галерея изображений женщин Пикассо, не удалось найти ни одного портрета Марсель, кроме одного единственного фотоснимка.
Хрупкое телосложение Евы обуславливало и ее болезненность. Она заразилась туберкулезом, в начале века эта болезнь далеко не всегда успешно вылечивалась. Весной 1915 года Марсель Умбер скончалась в больнице.http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/theme-marselumber.php

Ольга Хохлова


http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/theme-olga.php
Смерть Марсель настолько повлияла на Пикассо, что он на некоторое время отстранился от творчества, пребывая в состоянии некоторого оцепенения. Спасло ситуацию приглашение Пикассо в Россию его другом драматургом Жаном Кокто, где тот собирался поставить балет. И именно в России, после почти годовалого оплакивания своей подруги, Пикассо вновь влюбляется. На этот раз его избранницей стала дочь царского генерала Ольга Хохлова. Страсть к Ольге была настолько всепоглощающей, что Пикассо делает ей официальное предложение руки и сердца.


«Портрет Ольги в кресле». 1917 г

Он счастлив. Единственное, что омрачает его счастье, — это то, что, став женой художника, Ольга только и мечтает о светской жизни в Париже и высшем свете, куда ей непременно хочется попасть. Идя на поводу у дамы своего сердца, Пикассо перебирается в Париж и с легкой руки жены становится светским художником, приобретает замок и посещает светские приемы с участием известных фамилий.

«Сидящая танцовщица (Ольга)». 1920 г
Казалось бы, Ольга должна радоваться, ведь она получила все что хотела. Ан, нет. С рождением сына Паоло женщина быстро теряет свои чудные формы, а вместе с тем и уравновешенный характер, постепенно превращаясь в вечно всем недовольную обрюзгшую толстушку.

«Ольга Хохлова». 1917 г
Но даже с этим Пикассо, кажется, был готов мириться, если бы не почти маниакальная ревность Ольги к его бывшим пассиям, превратившая жизнь художника в настоящий кошмар, который он, как человек творческий, не смог долго выносить. Последовал развод, после которого, нужно сказать, Ольга все равно умудрялась досаждать Пикассо. Свободно вздохнуть он смог лишь через несколько лет, после того, как Ольга скончалась

Мадонна от балета

В НАЧАЛЕ XX века в Европе было очень модно все русское — русские писатели, художники, композиторы и хореографы. В 1917 году Сергей Дягилев, поражавший Старый Свет своими «Русскими сезонами», пригласил Пикассо оформить балет «Парад». Тогда же художник и познакомился с одной из балерин Дягилева — Ольгой Хохловой.

И увлекся. Друзья недоумевали, что пресыщенный женским вниманием художник мог найти в этой в общем-то ничем не примечательной женщине. А он, возможно, просто устал от страстных и темпераментных красоток, и в Ольге его прельстило спокойствие и даже некая «обыденность».

Как и все, Пикассо увлекся модой «на русское». Революционера от искусства, его очень интересовало все происходившее в России. Одно время он даже собирался учить русский язык. Языка не выучил, а вот за русской балериной с лицом Мадонны стал страстно ухаживать. Столь страстно, что Дягилев даже счел своим долгом предупредить: «Будь осторожен, она русская, а с русскими не шутят, на них женятся!»

Пикассо принял правила игры и женился. В этом было столько нового для жадного до ощущений художника — жениться, да еще на русской балерине, на дочери царского генерала! Венчаться с ней по православному обычаю! Эту свадьбу посетило немало знаменитостей: Сергей Дягилев, Гийом Аполлинер, Анри Матисс, Жан Кокто…

«Ольга Хохлова, первая жена Пикассо». 1923 г
Став прекрасной моделью и музой для Пикассо, Ольга Хохлова так и не смогла стать ему хорошей женой. Уж слишком они были разными: он предпочитал пропадать в мастерской, а она желала видеть его на светских раутах. Ему был милее образ художника-бунтаря, ей же хотелось быть замужем за респектабельным и буржуазным живописцем. Он экономно относился к деньгам и питался каталонскими сосисками, а она транжирила гонорары мужа на шампанское и икру. Месть художника была весьма своеобразной: если раньше он рисовал жену в романтических тонах, то теперь на его картинах она представала старухой-мегерой.

«Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга)». 1923 г
Брак Ольги и Пабло не спасло даже рождение сына Поля. Пикассо, ставший отцом в сорок лет, рисовал ребенка с какой-то болезненной страстью — он вообще мог рисовать только то, что вызывало в нем страсть и удивление. Однажды он нарисовал автопортрет, пораженный собственным выражением лица в зеркале. Так он отреагировал на известие о смерти своего друга Аполлинера…

Формально Ольга оставалась женой Пикассо до самой своей смерти в 1955 году. Художник искренне думал, что женится первый и последний раз в жизни, поэтому в брачном контракте был пункт о том, что все имущество — общее. В случае развода пришлось бы делить все картины, чего ему совсем не хотелось.

«Голова женщины (Ольга Хохлова)». 1935 г
А Ольге не хотелось отпускать гения от себя. До последних дней она атаковала его письмами с упреками в том, что он ее бросил. Ни одного ответа Ольга не дождалась. Не дождалась она от мужа и последнего «прощай» — Пикассо заканчивал картину «Алжирские женщины» и на похороны не приехал…
http://sunny-art.ru/pablo-pikasso-ego-zhenshhiny/

Мария Тереза Вальтер

ХУДОЖНИКУ было уже 50, когда дождливым днем он увидел выбегавшую из метро семнадцатилетнюю красотку Мари-Терез Вальтер. Она понравилась ему сразу своей свежестью, юностью. Девушка тут же была приглашена поработать моделью мастера, а всего через три дня стала его любовницей. Удивительно, но их связь, в основе которой лежала только страсть, продержалась почти десять лет.
С этого случайного знакомства началась связь, определившая важный период в творчестве художника и всю жизнь этой женщины.

Мария-Тереза стала любовницей, натурщицей и музой великого мастера. Пикассо тогда был женат на русской балерине Ольге Хохловой, их сыну Пауло было 5 лет. Это, равно как и то, что мадмуазель Вальтер была несовершеннолетней, заставило Пикассо сохранить их роман в тайне. Однако в его творчестве присутствие этой молодой женщины было очевидно.

Вместе с образом Марии-Терезы в сюрреалистический период творчества Пикассо приходит воплощение женственности, это своего рода «период в периоде». На смену напряженным, ломаным линиям («Танец», 1925 г.) приходят округлые. Женское тело кажется упругим и мягким одновременно, при этом насыщенный колорит вступает в контраст с плавностью очертаний. Это особенно ярко видно на таких полотнах 1932 г., вдохновленных образом Мари, как «Сон», «Женщина с цветком», «Обнаженная в кресле», «Зеркало», «Девушка перед зеркалом».

Большинство картин, изображающих Мари, подчинены ритму колыбельной, пьянящему «покачиванию» красок, они насквозь пронизаны чувственностью. В этом отражено отношение Пикассо к Марии-Терезе: в нем нет и намека на равенство. Она – не спутница жизни, не жена, она – объект вожделения, прекрасная игрушка художника.

Живой темперамент, мирный и веселый характер Мари позволили ей смириться с ее ролью в жизни Пабло. В июле 1930 г. Пикассо купил замок Буажелу в Нормандии, который служил ему студией, а Марии-Терезе –домом. Там мастер создает ее многочисленные скульптурные изображения. Одно из них – «Женщина с вазой» – сейчас венчает надгробие художника.

Одна из картин этого периода – «Обнаженная, зеленые листья и бюст» –была продана на аукционе в марте 2010 г. за 106,5 миллионов долларов, установив таким образом новый мировой рекорд по стоимости произведений искусства.

«Обнаженная, зеленые листья и бюст»
В 1935 г. Мари родила дочь, девочку назвали Майя. Как и мать, она стала моделью для многих работ Пикассо («Майя с куклой», 1938 г.)
Вскоре после рождения Майи Ольга Хохлова узнала о связи мужа на стороне и незамедлительно уехала вместе с сыном. Скандальный разрыв с женой вывел Пикассо из душевного равновесия, он стал меньше писать, из его полотен исчез светлый эротизм.


«Мать и дитя (Мария Тереза Вальтер и Майя)». 1936 г
Мари-Терез дала Пикассо столько новых ощущений, что он рисовал и рисовал ее без устали.В 1935 г. Мари родила дочь, девочку назвали Майя.


«Женщина и ребенок (Мария Тереза и Майя)». 1938 гКак и мать, она стала моделью для многих работ Но ей хотелось большего! Вальтер стала настаивать на законном браке. Пикассо не стал метаться между официальной женой Хохловой и уже не столь юной, а потому переставшей его интересовать любовницей.
http://sunny-art.ru/pablo-pikasso-ego-zhenshhiny/

Вскоре после рождения Майи Ольга Хохлова узнала о связи мужа на стороне и незамедлительно уехала вместе с сыном. Скандальный разрыв с женой вывел Пикассо из душевного равновесия, он стал меньше писать, из его полотен исчез светлый эротизм.

Он выбрал оригинальное решение: отказался от обеих и нашел себе новую подругу — художницу и фотографа Дору Маар. Видимо, он устал от «тела», каким для него всегда была Мари-Терез, и захотел «ума». У Доры Маар его было в избытке, равно как образованности и таланта.В 1920-30-х годах Дора Маар (настоящее имя – Генриетта Теодора Маркович) была успешным коммерческим фотографом: она снимала портреты для рекламы. Кроме того, она занимала видное место в кругах парижской богемы как фотограф-сюрреалист, художница и поэтесса. Однако всемирную известность Маар получила благодаря своей связи с Пикассо.

Дора Маар

В 1936 г. году у Пикассо появилась еще одна любовница – Дора Маар, и их связь не была тайной.

Отношения с Вальтер стали натянутыми.
Однажды Дора и Мари случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него бороться. И они действительно стали бороться.
Возможно, именно этот случай определил появление в этюдах к картине и на окончательном полотне плачущих, полных отчаяния женщин. Позже в одном из интервью художник заметил, что драка двух его любовниц стала одним из ярчайших воспоминаний всей его жизни.

Мари смогла простить возлюбленному даже это – они продолжали изредка встречаться. Постепенно их отношения свелись к материальной поддержке со стороны Пикассо и переписке, которая продолжалась до последних дней художника. Несмотря на разлад, Мария-Тереза всю жизнь не теряла надежды, что Пабло все-таки женится на ней, но этому не суждено было случиться.
20 октября 1977 г., спустя 4 года после смерти Пикассо, в курортном городке Жуан-ле-Пен на юге Франции в своем гараже Мария-Тереза Вальтер повесилась.

Дора Маар была нервной, неуравновешенной натурой, в творчество Пикассо она вошла как «женщина в слезах». Вместе с образом Маар Пикассо совершил своеобразное ретроспективное «путешествие» по своему творчеству: ее изображение предстало во всем многообразии испробованных ранее художником стилей и

манер письма.

.
«Портрет Доры Маар1». 1937 г.Однако и сам Пикассо отмечал, что никогда не мог писать ее улыбающейся. Характернейшая особенность портретов Доры – это огромные, глубокие глаза, плачущие или задумчивые, полные тревоги или скорби. Также Пикассо любил подчеркивать ее чистый овал лица, мягкие линии скул, тонкие пальцы с острыми красными ногтями, похожими на капли крови.

В апреле 1937 года город Герника на севере Испании был разрушен немецкими бомбардировщиками, жертвами стали женщины и дети. Это был первый случай массовой гибели мирного населения за многие годы – миру открылось новое лицо войны, неприкрытое лицо зла.
Впечатление, произведенное на Пикассо этой новостью выразилось в том, с каким остервенением он бросился за работу. Дора, обладавшая тонким умом и чувством прекрасного, отлично понимала важность того, что происходит на ее глазах. Именно благодаря ей мы можем видеть «Гернику», всемирно признанный шедевр Пикассо, в динамике его создания: Дора запечатлела на фотопленке многочисленные этюды и все промежуточные этапы работы над картиной.


***
Пикассо, намеренно не уезжал из окупированого фашистами Парижа и когда в его комнату зашла группа немецких офицеров, один из них увидев набросок «Герники» удивлённо спросил:

— О, это сделали вы?!
— Нет, это сделали вы!!!, ответил художник
***
Помимо этого она также сделала множество фотографических и живописных портретов Пикассо, под ее влиянием он создает экспериментальные работы, совмещающие фотографию с гравюрой и живописью.

«Портрет Доры Маар». 1937 г
В отношениях Маар и Пикассо страсть совмещалась с творческим, интеллектуальным общением двух художников; своеобразие характеров обоих обусловило и конец их романа.

“Дора Маар с кошкой”$95.2 млн. (дата продажи – 03.05.2006)
С годами Маар становилась более нервной, а Пабло терпеть не мог женских истерик – в их отношениях наметился разрыв. С весны 1945 года у Доры стали случаться припадки. Опасаясь, что она сойдет с ума или покончит с собой, Пикассо и их общие друзья отправили Дору в психиатрическую лечебницу Жака Лакана, где помимо психоанализа к ней применялся обычный в то время метод лечения – электрошок. После выхода Доры из больницы их отношения с Пабло не возобновились.


Плачущая женщина

Удивительно красивая манера писать полотна всегда восторгала публику. А уж Пикассо прожил достаточно большую жизнь, чтобы удивлять и поражать своими работами не одно поколение европейцев. Конечно, он не столь экстравагантен как Дали, но он тоже был со своими причудами и его портреты уж никак не назовёшь точной копией изображаемой женщины.

Но вот что интересно, как он смог применяя столь активные краски, столь яркие и броские, как он смог сопереживать этой женщине. Как-то сразу проникаешь в её горе, начинаешь думать, что же с ней произошло, что случилось с ней такого, что довело её до слёз отчаяния. Именно отчаяния, потому что в той чёрно-серой половинке полотна платок сжат губами и чувствуется что слёзы горькие. А такие слёзы только от горя или от отчаяния. Но что же случилось? Несчастная любовь? Потеря близкого? Потеря какой-то вещи? Кто знает? Может что-то и из этого списка, а может и вовсе всё вместе сразу.

Загадочный мир женщины и особенно её логики до сих пор никто не смог расшифровать. Но глядя на это полотно, понимаешь, что случилось нечто страшное и неразумное. И повторюсь, всё это в цвету, всё это жизненно. Просто может мы, не всегда обращаем внимание на то, как люди плачут. Пикассо на это своё внимание обратил и как итог это полотно и ещё ряд с таким же названием. Между прочим, это полотно называется «Плачущая женщина, №12». Вариантов много и в каждом вроде та же поза. Вроде то же самое, но всё-таки есть что-то своё присуще именно только этой в данном случае изображённой женщине. Но неизменно, так же, как и на этом полотне, отдельно изображается эта чёрно-серая гримаса горя, которое сильно искажает итак непритязательное лицо.

Чтобы хоть как — то примазаться к славе Пикассо многие женщины говорили, что именно они позировали Пабло для этих полотен. Проверить это трудно, лица женщин на полотнах сильно искажено, но и поверить не хотелось бы, потому что почти все женщины, заявившие об этом, были весьма пенсионного возраста.


На картинах Пикассо Дора останется «Плачущей женщиной». Знакомство ли с гением так повлияло на ее судьбу или все уже было предопределено, но Дора Маар закончила свои дни в психиатрической лечебнице…

Франсуаза

А потом в жизни Пикассо (уже 60-летнего) появляется 20-летняя Франсуаза, которая очаровывает мужчину своим поистине французским изяществом. В 1946 году Пикассо делает ей предложение. Любовь к юной женщине стала для самого знаменитого в мире художника-кубиста не только своеобразным эликсиром молодости, но и возможностью создания очередных уникальных работ. В скором времени Франсуаза дарит Пикассо двух очаровательных детей и… уходит от него, не удовольствовавшись одной только ролью любимой женщины.

История Франсуазы Жило уникальна: после 10 лет, прожитых с Пикассо, она ушла от него и прожила долгую, полную событиями жизни.

«Я познакомилась с Пикассо в мае 1943 года, во время немецкой оккупации. Мне исполнился двадцать один год, и я уже сознавала, что живопись — мое призвание», –
так начинается книга «Моя жизнь с Пикассо», воспоминания Франсуазы Жило. На момент их первой встречи Пикассо было 62 года. Разница в возрасте и независимый характер Франсуазы определили специфику их взаимоотношений: сперва она была его поклонницей и ученицей, любовниками они стали только полгода спустя.

Для воплощения образа Франсуазы Пабло обращается к литографии, в 1945-46 годах он делает серию ее портретов в этой технике. Широко распахнутые, немного асимметрично посаженные глаза, тонкий нос, маленький рот исполнены простыми, смелыми линиями.
Со временем в его работах становится все больше нежности и лиризма. В процессе работы над очередным портретом Жило художник изменяет изначальную задумку, тело женщины превращается в стебель, покрытый округлыми плодами и листьями – это картина «Женщина-цветок»


«Женщина-цветок (Франсуаза Жило) 1». 1946 г
Пабло и Франсуаза долгое время жили на побережье – в творчестве Пикассо усилилась здоровая языческая радость. На литографиях и карандашных портретах лицо женщины будто светится, волосы подобны солнечным лучам.

«Портрет Франсуазы». 1946 г

Крупнейшее полотно этого периода – «Радость жизни» – пропитано солнцем и запахом моря. В центре композиции в окружении танцующих мифических персонажей – женская фигура с тонкой талией, высокой грудью и вихрем волос – это Франсуаза.
Франсуаза подарила Пикассо двух детей. Сына Клода и дочь Палому.
Он часто изображает Франсуазу с детьми, декоративность этих картин подчеркивает атмосферу уюта, семейной идиллии.

Но, как писала Жило, Пикассо был неспособен долго любить одну и ту же женщину. Однажды Франсуаза застала Пабло в постели с его прежней любовницей – Дорой Маар.
Позже, придя в себя, она с удивлением осознала, что впервые увидела возраст Пабло – это был старик, но с поведением ветреного юноши. Франсуаза решила уйти, не дожидаясь участи быть брошенной, участи других возлюбленных Пикассо. И Пабло не смог удержать ее, как ни старался.

Многому научившись у великого мастера, она продолжала развиваться как художник. Со временем она выработала собственную манеру и стала известной.
Франсуаза изучала философию в Париже, в Кембридже – английскую литературу – это помогло ей на литературном поприще.
Ее воспоминания были опубликованы вопреки желанию Пикассо – некоторые моменты книги описывают его неприглядные поступки и тяжелый характер. В год выхода книги – 1964 – было продано более миллиона копий.
После связи с Пикассо Франсуаза дважды была замужем, оба раза – за талантливыми, известными людьми. Ее Дети от Пабло после его смерти унаследовали фамилию Пикассо и часть его огромного состояния. Клод стал популярным фотохудожником, Палома – модельером.
http://www.sapergalleries.com/PicassoWomen.html

Женевьева Лэпорт

В 1944 17-летняя Женевьева Лэпорт взяла интервью у Пикассо для школьной газеты у 70-летнего старого Пикассо в его студии, в то время как он все еще жил с Франсуаз Жило. Годы спустя в мае 1951 у Пикассо начался роман с уже 24-летней Женевьевой.Тем летом 1951 Пикассо взял Laporte в Св. Тропезу, оставляя Франсуаз . После приглашения Пикассо сблизиться с ним в Св. Тропезе, она оставила его в 1953 в то же самое время, когда Франсуаз оставила художника.

Жаклин Рок

ПИКАССО всегда необходимо было быть божеством, объектом восхищения. Ему постоянно была нужна «свежая кровь». И он ее нашел — женщину, которая вознесла его на пьедестал, сделала из него кумира, называла «мой господин» и целовала руки. Разница в возрасте на этот раз достигала 45 лет. Ему — 72, ей — 27…
Идеальный союз, к которому он так стремился, Пикассо обрел лишь на самом склоне лет с черноволосой испанкой на сорок лет моложе самого гения. Эта во всех отношения умная женщина умудрялась не только вести домашнее хозяйство и кашеварить на кухне, но еще и стать совершенно незаменимой для своего мужа. Помимо того, что она создавала спокойную атмосферу для художника, она стала его подлинной Музой и связующим звеном с огромной армией почитателей знаменитого гения. Жаклин обожала своего мужа, она боготворила его. И нужно сказать, что Пикассо отвечал ей тем же. И именно Жаклин предстояло в скором времени стать безутешной вдовой Пикассо…
http://www.passion.ru/love/2824.htm

В 1953 году в керамической мастерской «Madoura Pottery» Пикассо познакомился с Жаклин Рок. Она стала его последней возлюбленной, последней музой, самой верной и фанатичной поклонницей его таланта.

Когда начался их роман, из помощницы в мастерской Жаклин превратилась в модель Пикассо. Этой женщине он посвятил больше картин, чем всем другим, ведь они с Жаклин прожили вместе 20 лет, и 17 из них она была единственной женщиной, которую он рисовал. На ее портретах, исполненных в различных техниках и стилях, неизменно выделяется кроткий, задумчивый взгляд миндалевидных глаз. В профиль их выражение кажется созерцательным, погруженным в себя. Прямой нос, продолжающий линию лба, делает женщину похожей на сфинкса, как, например, на картине «Жаклин с цветами» 1954 года.

«Жаклин с цветами». 1954 г
Жаклин боготворила Пабло. Сам он неоднократно говорил, что она сделала из него религию. Храмом этой религии сперва стал замок Шато Вовенарг, куда Пикассо решил переехать, чтобы полностью посвятить себя искусству. Одноименный населенный пункт – ближайший к замку, даже сейчас насчитывает немногим более 700 жителей. Вовенарг был просто идеальным убежищем, к тому же Жаклин контролировала все посещения замка, оберегая покой своего кумира.


13 марта 1961 года был зарегистрирован брак 79-летнего Пабло Пикассо и 34-летней

alindomik.livejournal.com

Женщины Пабло Пикассо — Маргарита — ЖЖ

Фернанда Оливье (ей было 18, ему 23 года) // отношения в 1904-1911 годах

Фернанда была рядом 7 лет. Для Пикассо это было время творческих экспериментов: за «розовым периодом» пришел «африканский», а затем настал черед кубизма. Вдохновленный красотой своей любимой он, будто пробуя ее на прочность, изображает Фернанду в разных стилях, меняет пропорции ее тела, экспериментирует с чертами лица.


«Фернанда в черной мантилье», 1905

Марсель Умбер, носившая в богемной парижской среде имя ЕВА ГУЭЛЬ (Eva Gouel) // отношения в 1907-1915

Пикассо нарек свою возлюбленную Евой. Она изображена на полотне «Моя красавица», написанном в 1911 году. Ей же он посвятил еще много картин, создав своеобразную серию «Я люблю Еву», основным мотивом которой стала нежная и хрупкая натура Марсель.
Это был период синтетического кубизма. Время, когда Пикассо не просто рисовал, но создавал чувственные фактурные полотна, работая и как художник, и как декоратор.
Марсель была больна туберкулезом и умерла в 1915 году.

Ольга Хохлова (1891—1955) // брак 1917-1955, отношения закончились в 1935 году
сын Пауло (фр.) (1921—1975) — шофёр Пикассо /алкоголик и наркоман, умер от цирроза печени/
/сошла с ума/

Пабло Пикассо тяжело переживал смерть Марсель Умбер. Он создал вокруг себя ореол свободы и беспутства. Никто из его окружения не верил, что этот вечно ищущий испанец с горящими глазами когда-нибудь остепенится. 18 мая 1917 года он познакомился с одной из балерин Сергея Дягилева Ольгой Хохловой, танцевавшей на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Балет был создан Сергеем Дягилевым, Эриком Сати и Жаном Кокто, а Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций.
Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе. Будучи уверенным, что этот брак останется единственным в его жизни, Пикассо подписал брачный договор, признав всё свое имущество (немалое к тому времени) общим с женой.
Ольга, с присущим ей русским упорством старалась превратить свободолюбивого мужа в примерного семьянина, все усилия которого должны быть направлены на благо семьи. Их брак стал настоящей «войной миров», битвой идеологий и менталитетов. Не спасло даже рождение в 1921 году сына Поля. Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился. И еще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. Она хотела видеть его салонным портретистом, коммерческим художником, крутящимся в высшем свете и получающем там же заказы.
Такая жизнь смертельно наскучила гению. Это тут же отразилось на его картинах: свою жену Пикассо изображал исключительно в виде злой старухи, чьей отличительной особенностью были угрожающие длинные острые зубы. Пикассо так видел свою жену всю последующую жизнь.
Не желая делить имущество со ставшей не просто нелюбимой, а ненавидимой женой, Пикассо не оформил развода: Ольга Хохлова оставалась его законной женой до своей смерти, до 1955 года.


«Обнаженная в красном кресле», 1929

Мария-Тереза Вальтер (1909—1977) — отношения в 1927—1940 годах
дочь Майя (фр.) (род. 1935)

В январе 1927 года в Галерее Лафайет Пикассо заметил в толпе юное создание. В момент их знакомства Марии-Терезе было всего 17, Пабло — 46. Пикассо держал в тайне свою связь с несовершеннолетней девушкой, но полотна выдавали его с головой. На картинах Пикассо стали преобладать плавные линии, своей мягкостью напоминая еще по девичьи округлые черты Марии-Терезы. Самая знаменитая картина «периода Марии-Терезы» — «Обнаженная, зеленые листья и бюст», вошла в современную историю, как первое полотно, проданное с торгов дороже, чем за 100 миллионов долларов.
Влюбившись в Пикассо, эта девушка готова была прощать ему всё: свое неустойчивое положение любовницы, его постоянные интрижки и похождения. Их отношения держались на ее покладистом, живом и веселом характере. В 1935 году у Марии-Терезы и Пабло родилась дочь Майя, которую Пикассо с удовольствием рисовал впоследствии.
Отношения Марии-Терезы Вальтер и Пикассо продлились намного дольше, чем продолжалась их любовная связь: охладев к возлюбленной Пабло, тем не менее, продолжал поддерживать ее материально. А для Марии-Терезы Пикассо стал любовью всей жизни. Даже утратив статус любовницы, она старалась поддерживать с ним отношения. Спустя 4 года после смерти великого художника его бывшая возлюбленная повесилась в гараже у своего дома.


«Женщина в красном кресле», 1939

Дора Маар (1907-1997) отношения в 1936—1943 годах

В период своих отношений с Дорой Маар Пикассо пережил сильное потрясение, узнав о бомбардировке Герники, городка в его родной Испании. Его негодование вылилось на холст: в 1937 году появилась знаменитая обличающая нацизм «Герника». Дора, будучи опытным и талантливым фотографом, запечатлела различные этапы работы над этой картиной, подарив нам, тем самым, бесценный исторический материал. Ей же принадлежат и многие фотопортреты Пикассо. И именно благодаря ее влиянию художник начал свои эксперименты по совмещению живописи и гравюры с фотографией.
/лечилась в психиатрической клинике/


«Плачущая женщина», 1937

Франсуаза Жило (род. 1921) — отношения в 1943—1953 годах
сын Клод (фр.) (род. 1947) — французский бизнесмен, режиссёр и фотограф
дочь Палома (род. 1949) — французский дизайнер

Сильная и самодостаточная Франсуаза встретилась Пабло Пикассо в 1943 году. Знакомство Франсуазы и Пикассо произошло на профессиональной почве: молодая женщина увлекалась искусством и занималась живописью. Некоторое время она позировала художнику и брала у него уроки. Спустя полгода после знакомства их отношения переросли в роман. Для отображения образа непокорной возлюбленной Пикассо прибегает к новым для себя техникам, осваивая литографию и гравюру. С появлением в жизни Пикассо Франсуазы в его картины возвращается лирика. «Женщина-цветок», написанная в 1946 году — это ода женственности и нежности.

В отличие от многих возлюбленных мастера, Франсуаза Жило не сошла с ума и не покончила с собой. Почувствовав, что любовная история подошла к концу, она сама ушла от Пикассо. Ее дальнейшая жизнь была богата событиями и счастливыми моментами. О своем 10-летнем романе с великим художником она написала впоследствии книгу «Моя жизнь с Пикассо», по которой затем был снят фильм «Прожить жизнь с Пикассо».


«Женщина-цветок», 1946

Жаклин Рок (1927—1986) — брак с 1961—1973 годах (отношения с 1953 года), детей нет, вдова Пикассо
приёмная дочь Катрин Ютен-Бле (род. 1952) — наследница Пикассо

Почти сразу после ухода Франсуазы Жило в жизнь Пикассо вошла новая муза, которой суждено было стать последней возлюбленной маэстро. Их знакомство состоялось в 1953 году. В то время Пикассо увлекся керамикой и стал посещать мастерские Мадура (Madoura Pottery). Именно там его впервые увидела Жаклин Рок, женщина, которая не просто любила Пикассо, а превратила его в свою религию.

В 1961 году 79-летний Пабло Пикассо женился на Жаклин Рок, которой исполнилось тогда 34 года. 17 из 20-ти прожитых с Жаклин лет он не рисовал никаких других женщин, кроме нее.

Именно ей, последней возлюбленной, Жаклин Рок посвящено наибольшее количество картин Пикассо. Они интересны еще и тем, что написаны в разных техниках, поскольку созданы в поздний период, когда мастер, словно ставя под сомнение правильность пройденного пути, пробовал писать, повторяя стиль многих великих живописцев.

Но эти картины — не простое подражание, достойное, по мнению Пикассо лишь воров. Каждая из поздних картин Пикассо — это уникальный шедевр, в котором угадывается гений Пикассо. Нет никаких сомнений в том, что источником сил и энергии для удивительной работоспособности стареющего Пикассо стала его молодая жена. Подчеркивая покорность Жаклин, Пикассо часто изображал ее в окружении восточного колорита («Жаклин в турецком костюме», 1955 год).
После смерти Пабло Пикассо Жаклин Рок взяла на себя миссию распорядительницы внушительного наследия великого художника. Благодаря ей несколько музеев пополнили свои коллекции бесценными шедеврами. Но, так и не найдя в себе силы жить без своего кумира, в 1986 году, через 13 лет после смерти Пабло, Жаклин Рок покончила с собой, застрелившись в собственной кровати.


«Жаклин в турецком костюме», 1955 год

http://www.picasso-pablo.ru
http://picassomitologico.blogspot.com/2010/
http://picassolive.ru/
https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/velikaya-lyubov-pikasso-773360/

m-3713.livejournal.com