Золотой цвет это цвет: Цвет золота. Символика цвета

Цвет золота. Символика цвета

Цвет золота

Прежде чем начать разговор о золотом цвете, коснемся основных отличий блестящих и матовых поверхностей, отражающих какие-либо цвета. Так, еще Гёте отмечал, что золото в совершенно чистом виде дает нам, особенно если присоединяется блеск, новое и высокое представление об этом цвете; так же и яркий желтый оттенок, выступающий на блестящем фоне, производит великолепное впечатление. И сегодня нередко считают, что насыщенный желтый цвет вообще выигрывает при блестящей окраске и проигрывает при матовой.

Современное цветоведение основывается на экспериментальной проверке этого мнения. Помимо цветового тона, насыщенности и светлоты на восприятии существенно сказываются глянцевость или матовость отражающей цветовой поверхности. В определенных условиях наблюдения эти факторы могут даже менять видимую насыщенность или цветовой тон независимо от распределения энергии в спектре источника света.

Так, матовая поверхность нередко может казаться более белесой, чем ее реальный цвет, из-за того что имеет множество мелких бликов, сливающихся в одно – слегка осветляющее – целое.

Вероятно, поэтому у Н. Д. Нюберга[12] сложилось впечатление, что блестящие цвета можно отнести к твердым материалам, а матовые – к мягким.

Цвет освещения может быть узнан по цвету бликов на блестящих поверхностях. Однако, согласно данным С. В. Кравкова, от блеска страдает различительная чувствительность глаза, ибо блеск поля оказывает слепящее действие и снижает остроту зрения.

Различие блестящих и матовых поверхностей состоит в их отражательной способности. Блестящие отражают свет преимущественно в одном направлении, тогда как матовые – во всевозможных. Вследствие этого при одинаковом коэффициенте отражения матовые поверхности дают большую освещенность, чем блестящие той же площади.

Ватикан. Собор Святого Петра

Блеск золота как блестящего желтого цвета всегда воспринимался человеком как светоносность, как застывший солнечный свет. Но золото с древнейших времен – богатство, а следовательно, и власть, и укрепляющая ее вера. Так, Будда предстает непременно золотым во множестве скульптурных и живописных изображений.

Экстрасенсы усматривают в золотистых цветах ауры крепкое здоровье и благополучие. Такие люди способны позаботиться о себе, редко волнуются и легко учатся. Они обладают живым умом, радостны, дружелюбны, готовы оказать помощь.

Из золота делалось множество ювелирных украшений и у египтян, и у евреев (особенно во времена Соломона), и у греков. Многие греческие скульптуры были инкрустированы золотом и другими драгоценными материалами. Как писал Платон, даже то, что раньше казалось безобразным, после того как украсится золотом, представится прекрасным.

В раннем христианстве самыми прекрасными считались те цвета, которые больше блестят, то есть те, которые больше причастны к свету, ибо «царь цветов – свет». Такое отношение к цвету сохранялось до позднего средневековья. Святой Петр – хранитель веры, заступник людей перед Богом – часто изображался в золотых ризах.

«Золото полуденного солнца, – считал князь Трубецкой, – из цветов цвет и из чудес чудо. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении и как бы образуют вокруг “чин”». Золотой фон – вот первое, что появляется, когда иконописец создает икону. Мастер как будто воспроизводит образ сотворения мира: как божественный свет вызывает к жизни видимые формы, так и «света» иконы рождают ее изображение.

Действительно, золотое сияние, окутывая изображаемое событие облаком ирреального света, удаляет его от зрителя, возвышает над эмпирией суетной жизни. В художественной структуре мозаичного изображения и иконы золото фонов и нимбов выступало важным гармонизирующим фактором, подчиняющим себе весь цветовой строй изображения.

Как отмечает историк и теоретик искусства И. Е. Данилова, в древнерусской живописи золото сохраняло свое значение (как и в западноевропейской) овеществленного света. Художники Возрождения не любили золото; они видели в нем не только характерный признак варварского средневекового прошлого, но и наиболее иррациональное, неподвластное воле художника живописное средство.

Теоретики Возрождения нередко даже порицали художников, использовавших золото, требуя, чтобы они изображали его желтыми красками. Это бы, по их мнению, создавало истинную живописную иллюзию блеска и не связывало художников иррациональными эффектами золота с его собственной – свободной от кисти – световой жизнью.

К примеру, Леон Альберти отмечал, что некоторые позолоченные поверхности сияют там, где они должны быть темными, и кажутся темными там, где они должны быть светлыми. Леонардо да Винчи также писал, что истинный цвет каждого цвета обнаруживается в той части, которая не заслонена тенью любого качества и не блестит, если тело полированное. Уже в Новое время Делакруа подчеркивал: «Золотой фон совсем затирает фигуры и нарушает гармонию живописи. Он навязчиво выпирает, лишая картину фона, который должен служить интересам целого».

И эти мнения сегодня имеют достаточно серьезное обоснование. Согласно экспериментальным данным С. В. Кравкова, всякое яркое раздражение, падающее на сетчатку глаза, рефлекторно вызывает двигательный импульс, заставляющий направить взор на это яркое поле. От ярких раздражителей в поле зрения возникают заметные образы, мешающие последующему восприятию.

Ангел Златые власы (Архангел Гавриил), 2-я половина XII века

Волосы ангела выполнены в технике ассиста сусальным золотом: по каждому волоску проложена золотая нить, отчего икона сияет божественным светом.

В России же иконописный золотой фон воспринимался несколько иначе. Так, Павел Флоренский в статье «Храмовое действо как синтез искусств» отметил: «Золото – варварское, бессодержательное при дневном рассеянном свете – волнующимся пламенем лампады или свечки оживляется, ибо искрится мириадами всплесков, то там, то здесь давая предчувствие иных, неземных светов, наполняющих пространство. Золото – условный атрибут мира горнего, нечто надуманное, аллегорическое в музее, есть живой символ, есть изобразительность в храме с теплящимися лампадами и множеством свечей».

Весьма актуальны высказывания М. Фридлендера о золотом цвете. Согласно его построениям, золото принадлежит к тем средствам, которые выводят произведение искусства из земной сферы, помещая его в сферу призрачно-иллюзорного.

Так драгоценная материя становится символом духовного и бестелесного. Золотой фон отрицает пространство.

Несложно показать, что при хроматическом сопоставлении цитированной выше овеществленности света, а также опредмеченности времени с этой внепространственностью фона семантика золотого цвета приобретает парадоксальный характер: в золотом фоне опредмечены свет и время, тогда как пространство распредмечено. Очевидно, чувствуя эту парадоксальность, Фридлендер констатирует: «Количество золота в церковной картине всегда говорит о степени консерватизма религиозного духа».

Об этом консерватизме свидетельствует тот факт, что в византийской, а затем и в русской иконописи фон изображался преимущественно в ирреально-вневременных тонах ассиста (штрихов из сусального золота, символизирующих присутствие Божественного света). На Западе же где-то с конца XV века можно встретить изображения реальных фигур на каком-либо реальном фоне (пейзаж, интерьер и т. п.).

Следуя за предположением о том, что различные люди по-разному улавливают взаимосвязь между типом поверхности (матовым или глянцевым) и собственно ее цветом, можно сказать, что это происходит автоматически, или подсознательно.

Иначе говоря, на Западе можно «сознательно» различить соотношение между фоном и фигурой в силу отсутствия иррационально-золотого фона. В России же ассист церковной живописи постоянно вводит верующего в этот иррациональный мир подсознания, а строго говоря – как это доказывается в хроматизме – бессознания. Может, поэтому умом Россию и не понять? Не зря же Сергей Есенин иррационализировал даже избу:

Все равно я остался поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Как чудом застывшие лучи, золото и в Новое время символизировало свет, благодать, славу, просвещение, мудрость, милость, избранность. Лицезрение золота, как писал Омар Хайям, дает свет глазам и радость сердцу… Оно делает человека смелым и укрепляет ум.

А кто, если не женщина, любит золото? Кто способен сделать человека смелым? Кто укрепляет ум мужчины? Кто дает свет глазам и радость сердцу? Да и собственно блеск золота радует глаз:

Наготою грубой

Дразня и слепя до слез —

Сплошным золотым прелюбом

Смеющимся пролилось.

Так архетипически смело прорисован образ Мариной Цветаевой – мужественной в творчестве и женственной в жизни.

Интересно, что у женщин к золоту наблюдается достаточно выраженный интерес по сравнению с мужчинами. Так, в Золотых кладовых Эрмитажа мне неоднократно приходилось наблюдать совершенно различную реакцию мужчин и женщин. Если у большинства мужчин интерес к экспонатам внешне достаточно демонстративен, но практически никак не отражается во взоре, то у преобладающего большинства женщин при виде золотых украшений зрачки расширяются примерно так же, как при лицезрении Мадонны с младенцем.

Николай Гумилёв вывел замечательный тип мужской характеристики золота: «Распутник в раззолоченном плаще».

Сейчас раззолоченные плащи или парчу на мужчинах можно встретить только в цирке да на эстраде. Правда, в 90-х годах XX века в России часто стали встречаться мужчины с золотыми цепями на шее и в малиновых пиджаках, то есть практически в той же парче. Как по этому поводу справедливо замечает Т.  Забозлаева, увлечение парчой – это всякий раз тяготение к своего рода показухе, это недоверие к собственным внутренним достоинствам.

Психологи же в один голос утверждают, что это недоверие преимущественно характеризует женщин, по сравнению с Я-концепцией мужчин. Любопытную аналогию с человеком можно усмотреть в царстве пернатых. К примеру, до тех пор, пока самец строит гнездо, его окраска сливается с окружающей средой. Когда он замечает партнершу, то приобретает блестящую окраску брачного периода, которая и привлекает самку.

Можно полагать, что вышеупомянутая потеря остроты зрения из-за блеска функционально связана – в силу детализации и конкретизации каких-либо составляющих поля зрения – с формальной логикой. Действительно, и та и другая в наибольшей степени характеризуют женственное сознание как компонент интеллекта. Поэтому-то предбрачный блеск самцов (в нашем случае – представителей мужского пола) при взгляде на них вполне может привлекать внимание женщины из-за потери ею остроты зрения.

Подобные вещи отмечаются и в символике аналогично этому явлению. К примеру, Гегель заметил, что блеск и матовость цвета также имеют в себе нечто символическое: первый соответствует обычно настроению человека, находящегося в блестящем положении; матовый, напротив, – пренебрегающему всякой пышностью простому и мирному характеру.

В функциональной психологии отмечается, что золото, независимо от своей покупательской способности, выражает чувство лучезарного счастья. Выводится это заключение следующим образом: если желтый цвет есть выражение освобождения и счастья, то именно это его значение усиливается благодаря полированной, блестящей поверхности золота.

Подводя итог разделу, можно заметить, что блеск золота свидетельствует прежде всего о женственности человека – кем бы он ни был – мужчиной или женщиной. Среди же религиозных направлений, по-видимому, архетип золотого цвета может быть связан с буддизмом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Золотой цвет символ

«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично. Золотая серьга и украшение из чистого золота – мудрый обличитель для внимательного уха» (Прч 25, 11-12 ). Золотой цвет является цветом солнца, символом Божественных принципов, просвечивающих через явленное. Знак земного и небесного величия. У египтян связан с богом солнца Ра. В Индии золотой цвет означал истину. В китайском алхимическом трактате «Секрет золотого цветка» золотой цветок – символ просветления.

Античные греки видели в золотом цвете знак разума и бессмертия. Как золотое руно – символ овцы, цвет бессмертия. Идея золотой звезды в 17-м аркане Таро является итогом пути, знаком обретения уравновешенности после мучительного путешествия в поисках истины. Она явлена на чистом небе в окружении семи небольших звезд и означает трансформацию нижних состояний в высшее, а также расширение горизонта, отвагу и интуицию.

Из Библии известно, что ковчег завета и скиния были обложены золотом, из золота был сделан светильник. Золотая корона – знак мужской солнечной энергии. Золотые яблоки – яблоки раздора, идея разрушительной силы, могущей явиться через красоту. Заложена в мифе о суде Париса, сыне троянского царя Приама, отдавшем их Афродите в знак ее победы над Герой и Афиной. Роковой выбор, который позже привел к Троянской войне и гибели Париса. Золотой фазан в китайской мифологии – символ космической гармонии. В античной и средневековой Европе он ассоциировался с золотым соколом, а также со священной птицей феникс или египетской птицей Бенну священной птицей бога Солнца.

Золотой век – концепция, известная многим древним культурам. Известен также как царство Солнца. Его характеристики включают: долголетие, свободу от забот и страданий, жизнь, не обремененную работой и не стесненную законами. Выражения золотое правило, золотое сечение, золотая середина, золотые слова, золотые годы – несут в себе свидетельства непререкаемости истины и справедливости констатируемых в них фактов. Выражение золотая молодежь – несет в себе сложный комплекс отношений – от зависти и поощрения до классового осуждения.

В мифологии, фольклоре золотой цвет – цвет премудрости, волшебных способностей, а также цвет востока. В «Сказках о золотом петушке и о золотой рыбке» Пушкина обыгрывается волшебная уникальность этого цвета. «Блюдечко с золотой каемочкой» из русских сказок — символ сказочной безотказности и изобилия. Ведь и Фамусов «не на серебре, на золоте едал». Золото – символ изобилия и благополучия, в Библии ассоциируется с Египтом. Также знак идолопоклонства: «Не делайте предо мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе», – формулируется в заповедях Моисеевых.

В Книге Исхода говорится о золотом тельце, которому поклонялись вместо Бога. Обозначает постоянный искус материального. Золотая лихорадка – это лихорадочные поиски золотых приисков – одержимость накопительством, поразившая в свое время Клондайк. Золотые зубы – это знак вульгарного самоутверждения представителей накопительского и криминального миров: «Подошел паренек симпатичный – кепи набок и зуб золотой», – поется в некогда популярной блатной песне.

Золотой цвет Значение: Золотой цвет символизирует богатство и успех

Этот углубленный анализ объясняет значение и символику золотого цвета.

Красивый, но дерзкий

Золотой цвет, выбранный за его уникальную красоту и утонченную элегантность, олицетворяет богатство и уверенность. Хотя очарование золота нельзя отрицать, полученная им похвала сделала его довольно высокомерным. Другими словами, золото совсем не скромно. К счастью, он может похвастаться множеством качеств, которые перевешивают его тщеславие. Страстные, привлекательные, дружелюбные и позитивные среди немногих.

Религиозное значение

Широко используемый в религиозной среде золотой цвет является синонимом божественности и силы. Христиане утверждают, что золотой цвет символизирует иконы, поэтому этот цвет присутствует на многочисленных мозаиках. Когда присутствует этот величественный оттенок, он напоминает христианам о силе и вездесущности Бога. В индуизме золотой цвет относится к обучению, медитации и самосовершенствованию. Индуистские идолы часто изображаются с золотыми нимбами. Это свидетельствует об их безграничной мудрости и добродетели.

Культурные особенности

Канадцы и американцы высоко ценят золотой цвет. Этот опьяняющий цвет изображает богатство и способности. Тем не менее, это также может свидетельствовать о декадансе и чрезмерном баловстве. В Южной Америке золотой цвет чаще всего можно увидеть в церкви. С учетом сказанного, в нем очень мало негативного смысла. На Ямайке и Кубе золото ассоциируется с мореплавателями. Точнее, пираты. Более того, европейцы считают, что золото символизирует солидарность и духовное просвещение.

Символ успеха

Психология цвета учит нас тому, что золотой цвет говорит об истории успеха. Когда достигнуты успехи, золото первым выражает одобрение. Проще говоря, золотой цвет вознаграждает триумф своей процветающей сущностью и сильным духом. Королевские фигуры и люди у власти часто носят золотой цвет, что делает его символом престижа и влияния. Если вы встречаете кого-то, кто носит золото, он либо известен, либо маскируется под него.

Веселый и позитивный

Большинство людей не понимают, что золото изначально оптимистично. Как воодушевляющий и воодушевляющий оттенок, золотой цвет желает людям самого лучшего. Золото — болельщик. Он отмечает успехи и мотивирует людей на раскрытие своего потенциала. Если вы изо всех сил пытаетесь найти счастье или душевный покой, попросите совета у золотого цвета. С его веселым нравом обещает позитив.

Выигрышный цвет

Для особо суеверных золотой цвет служит кроличьей лапкой. Другими словами, считается, что золотой цвет приносит удачу. В конце концов, золото связано с победой. Золото зарезервировано для чемпионов. Он признает и приветствует тех, кто прилагает смелые и впечатляющие усилия. Именно по этой причине спортсмены награждаются золотыми медалями. Имея это в виду, вид этого цвета вдохновляет некоторых на достижение совершенно новых высот.

Смелость встречает хвастовство

У золотого цвета тревожно раздутое эго. В то время как уверенность достойна восхищения, самодовольство не к лицу. К сожалению, золотому цвету трудно обуздать свою гордость. Для некоторых золотой цвет кажется претенциозным. При чрезмерном ношении золотой цвет может показаться показным и кричащим. Золотой цвет означает добро, но скромность определенно не его сильная сторона.

Золотые оттенки

Яркое золото привлекает внимание и олицетворяет вдохновение и активацию духовной энергии.

Темное золото  ярче, теплее и насыщеннее. Это может быть связано с усталостью и стрессом от перенапряжения.

Как на вас влияет золотой цвет

  • Способствует лучшему пониманию и познанию себя
  • Увеличивает сострадание и любовь
  • Повышает щедрость и вызывает желание поделиться своей мудростью и богатством

Что говорит о вас ваш золотой автомобиль

  • Вы любите комфорт
  • Вы заплатите, сколько бы это ни стоило, чтобы получить это
  • Вы умный и теплый человек

Популярные фразы, включающие в себя цвет Золото

Золотые дни – счастливые дни, период процветания и достижений

Убей курицу, несущую золотые яйца оказывается прибыльным

Молчание — золото — лучше промолчать

Золотое рукопожатие – выплата тому, кто выходит на пенсию или увольняется.

Резюме: Золотой цвет Значение

Золото – универсальный цвет бесконечного очарования. Обладая множеством значений и ассоциаций, этот ослепительный оттенок обладает глубиной. В большинстве случаев золотой цвет означает процветание и роскошь. На другом конце спектра находится самодовольство, экстравагантность и моральная нестабильность. Эти различные качества делают золото одинаково любимым и ненавидимым.

Узнать больше : Полный список значений цветов см. в моей таблице цветовых символов.

Золото символизирует : престиж, успех, богатство, процветание
Эффекты золота : просвещает, вдохновляет, возвышает, влияет
Положительные черты : сострадание, щедрость, оптимизм, уверенность , эгоистичный, претенциозный

золота | Причины цвета

Приманка золота привела к падению многих, от тех, кто поклонялся библейскому золотому тельцу, до тех, кто безуспешно заявлял о своих притязаниях в XIX веке. Золотая лихорадка го века. Тем не менее, этот блестящий металл по-прежнему означает вершину достижений, о чем свидетельствуют медали Нобелевской премии, олимпийские медали и статуэтки премии Академии. Уменьшилось бы наше увлечение золотом, если бы мы знали, что его блестящее очарование является результатом возбужденных электронов?

Серебро, железо, платина, золото и медь — это все металлы, которые обычно ковкие и пластичные, проводят электричество и тепло и имеют металлический блеск. Некоторые из их свойств можно объяснить тем, как электроны расположены в материале.

Это украшение в оправе из желтого золота с деталью из пурпурного золота по правому краю.

Эта иллюстрированная рукопись из Часовника украшена сусальным золотом, прикованным к очень тонкой фольге.

В этой гипотезе каждый атом металла вносит свои внешние электроны в общий пул. Электроны могут свободно перемещаться по всему металлу, что объясняет его высокую электрическую и тепловую проводимость и блеск.

Связь металлов

При соединении двух атомов могут возникать различные типы связи: ковалентная, ионная и металлическая. Серебро, железо, платина, золото и медь образуют металлические связи. В отличие от ковалентной связи, металлическая связь является ненаправленной. Сильная связь состоит из положительно заряженных атомов металла в фиксированных положениях, окруженных делокализованными электронами. Эти делокализованные электроны часто называют «морем электронов», и они могут помочь объяснить, почему медь и золото имеют желтый и оранжевый цвет, а большинство других металлов — серебро.

Когда свет падает на поверхность металла, электроны с более низким энергетическим уровнем могут быть возбуждены до более высокого энергетического уровня. Расстояние между уровнями представляет собой относительную энергию, необходимую для возбуждения электрона. Когда четыре атома объединяются, самые внешние энергетические уровни сливаются, обеспечивая четыре энергетических уровня с низкой энергией и четыре энергетических уровня с более высокой энергией. По мере увеличения числа соседних атомов расстояние между энергетическими уровнями уменьшается. Происходит большее перекрытие, и полосы низкой и высокой энергии заменяют отдельные энергетические уровни. По мере объединения большего количества атомов расстояние между двумя зонами уменьшается, ширина запрещенной зоны уменьшается, и для возбуждения электрона из одной зоны в другую требуется меньше энергии. В металлах, когда очень большое количество атомов приближается друг к другу, низко- и высокоэнергетические зоны могут перекрываться, образуя почти непрерывную полосу доступных энергетических уровней, где электроны могут свободно двигаться.

Теория зон

Цвет металлов можно объяснить зонной теорией, которая предполагает, что перекрывающиеся энергетические уровни образуют полосы.

Подвижность электронов, находящихся в электрическом поле, зависит от ширины энергетических зон и их близости к другим электронам. В металлических веществах пустые полосы могут перекрываться с полосами, содержащими электроны. Электроны конкретного атома способны переходить в то состояние, которое обычно является состоянием более высокого уровня, практически без дополнительной энергии. О внешних электронах говорят, что они «свободны» и готовы двигаться в присутствии электрического поля.

Некоторые вещества не испытывают перекрытия полос, независимо от того, сколько атомов находится в непосредственной близости. Для этих веществ остается большая щель между высшей зоной, содержащей электроны (валентная зона), и следующей пустой зоной (зона проводимости). В результате валентные электроны связаны с конкретным атомом и не могут стать мобильными без выделения значительного количества энергии. Эти вещества являются электрическими изоляторами. Полупроводники похожи, за исключением того, что разрыв меньше, попадая между этими двумя крайностями.

Самый высокий энергетический уровень, занимаемый электронами, называется энергией Ферми, уровнем Ферми или поверхностью Ферми.

Выше уровня Ферми энергетические уровни пусты (пусты при абсолютном нуле) и могут принимать возбужденные электроны. Поверхность металла может поглощать все длины волн падающего света, и возбужденные электроны переходят на более высокий незанятый энергетический уровень. Это создает ток, который быстро разряжается, испуская фотон света той же длины волны. Таким образом, большая часть падающего света немедленно переизлучается на поверхность, создавая металлический блеск, который мы видим в золоте, серебре, меди и других металлах. Вот почему большинство металлов белые или серебристые, а гладкая поверхность будет хорошо отражать свет, поскольку она не позволяет свету проникать глубоко.

Если эффективность поглощения и переизлучения примерно одинакова при всех оптических энергиях, то все разные цвета белого света будут отражаться одинаково хорошо. Это приводит к серебристому цвету полированного железа и серебряных поверхностей.

Эффективность этого процесса эмиссии зависит от правил отбора. Однако, даже когда подводимой энергии достаточно и переход на энергетический уровень разрешен правилами отбора, этот переход может не дать заметного поглощения. Это может произойти из-за того, что на энергетическом уровне находится небольшое количество электронов.

Для большинства металлов единственная непрерывная полоса простирается вплоть до высоких энергий. Внутри этой зоны на каждом энергетическом уровне находится определенное количество электронов (мы называем это плотностью состояний). Доступные электроны заполняют зонную структуру до уровня поверхности Ферми, а плотность состояний меняется по мере увеличения энергии (форма зависит от того, какие энергетические уровни расширяются, образуя различные части зоны).

Если эффективность снижается с увеличением энергии, как в случае с золотом и медью, снижение отражательной способности в синем конце спектра дает желтый и красноватый цвета.

Металлы имеют цвет , потому что поглощение и повторное излучение света зависят от длины волны. Золото и медь имеют низкую отражательную способность на коротких волнах, а желтый и красный цвета преимущественно отражаются, о чем свидетельствует здесь цвет. Серебро имеет хорошую отражательную способность, которая не зависит от длины волны, и поэтому кажется очень близкой к белому.

Серебро, золото и медь имеют сходные электронные конфигурации, но мы воспринимаем их как имеющие совершенно разные цвета. Электроны поглощают энергию падающего света и переходят с более низких энергетических уровней на более высокие, вакантные энергетические уровни. Возбужденные электроны могут затем вернуться к более низким энергиям и излучать разницу энергий в виде фотона.

Если энергетический уровень (например, 3d-зона) содержит гораздо больше электронов (чем другие энергетические уровни), то возбуждение электронов с этого сильно занятого уровня выше уровня Ферми становится весьма важным. Золото удовлетворяет всем требованиям по интенсивному поглощению света с энергией 2,3 эВ (от полосы 3d до уровня выше уровня Ферми). Цвет, который мы видим, желтый, поскольку соответствующие длины волн переизлучаются. Медь имеет сильное поглощение при немного более низкой энергии, при этом оранжевый цвет наиболее сильно поглощается и переизлучается. В серебре пик поглощения лежит в ультрафиолетовой области, около 4 эВ. В результате серебро сохраняет высокую отражательную способность равномерно по всему видимому спектру, и мы видим его чисто белым. Низшие энергии (которые в данном случае содержат энергии, соответствующие всему видимому спектру цвета) одинаково поглощаются и переизлучаются.

Серебряный и алюминиевый порошки кажутся черными, потому что белый свет, который был переизлучен, поглощается ближайшими крупинками порошка, и свет не достигает глаза.

Показано изменение плотности состояний и возбуждение, наблюдаемое в золоте, серебре и меди (фактически от 3d-зоны выше уровня Ферми)

Синий конец спектра находится на более высоком энергетическом уровне, чем желтый и оранжевый.

Цвет золота в проходящем свете

Золото настолько пластично, что его можно выковать в сусальное золото толщиной менее 100 нм, приобретая голубовато-зеленый цвет при прохождении через него света. Золото отражает желтый и красный цвета, но не отражает синий или сине-зеленый. Прямое прохождение света через металл при отсутствии отражения наблюдается лишь в редких случаях.

Сплавы цветного золота

Когда два металла растворяются друг в друге (как в случае со сплавами), цвет часто представляет собой смесь двух металлов. Например, медь, растворенная в золоте, меняет цвет с желто-золотого на красно-золотой. Серебро, растворенное в золоте, создает зелено-золотой цвет. Белое золото содержит палладий и серебро. Цвет золотых украшений можно объяснить добавлением различного количества нескольких металлов (например, меди, серебра, цинка и т. д.). Некоторые из этих изменений цвета можно объяснить сдвигами энергетических уровней относительно уровня Ферми.

Это платиновое кольцо украшено цветами из розового золота с бриллиантами в центре по обе стороны от центрального бриллианта и листьями из зеленого золота.

Эти полосы из 18-каратного золота контрастируют с оттенками белого, розового и зеленого золота.

Некоторые сплавы образуют интерметаллиды, где прочные ковалентные связи заменяют металлические связи. Связь локализована, поэтому нет моря электронов.

Добавление алюминия к золоту создает хрупкое фиолетовое золото. Пурпурное золото, использованное в булавке, и вставка из пурпурного золота в кольце из желтого золота.

При добавлении к золоту индия или галлия может получиться синий цвет. Причина окраски этих интерметаллидов иная, чем у желтого золота.

Цвета поверхности

Многие металлы создают иллюзию того, что они окрашены. Цвет может быть приписан очень тонкому поверхностному покрытию, такому как краска или краситель, или тонкие оксидные слои могут создавать интерференционные цвета (см. бабочек), подобные цветам масла или мыльных пузырей.

Некоторые металлы, такие как алюминий (слева) и титан (справа), можно анодировать для придания цвета. Процесс анодирования создает тонкий оксидный слой. Алюминиевые и титановые пленки, полученные анодированием, могут образовывать тонкие прозрачные покрытия, создающие интерференционные эффекты в отраженном свете. Цвета наносятся с помощью ванны, кисти или губки, при этом приложенное напряжение определяет окончательный цвет. Еще одним применением анодирования, особенно алюминия, является формирование толстых пористых покрытий, которые могут поглощать красители для получения интенсивных цветов.

Нержавеющая сталь также может быть окрашена, цвет зависит от толщины оксида, но процесс анодирования не используется. В наборе Небесная церковь фиолетовая область состоит из нержавеющей стали с покрытием для создания интерференционных эффектов. Панели, которые, кажется, развеваются над траекторией несущегося внизу монорельса, сделаны из окрашенного алюминия.

Золото можно окрасить, создав поверхностные оксидные слои. Поскольку золото не окисляется в чистом виде, для получения синего, коричневого и черного золота необходимо добавлять неблагородные металлы. Коллекция «Сердца» из синего золота принадлежит Людвигу Мюллеру из Швейцарии. Кресты из черного золота могут быть окрашены по-разному, как показано выше.

Это старинное чехословацкое стекло с гравировкой демонстрирует цвет, создаваемый коллоидными суспензиями. Когда золото находится в металлической коллоидной форме, как частицы диаметром 10 нм в «рубиновом стекле», для объяснения показанного неожиданного красного цвета приходится использовать очень сложную «теорию рассеяния Ми»; желтое стекло на этом рисунке окрашено рассеянием Ми на частицах металлического коллоидного серебра.

Цвет наночастиц

Цвет стекла и стеклянной эмали, известный как «фиолетовый Кассиуса», создается путем включения коллоидной суспензии наночастиц золота — технология, используемая с древних времен.