Главные выставки осени: Грабарь, Малевич и Cosmoscow 2022 – Афиша-Выставки

Содержание

Грабарь, Малевич и Cosmoscow 2022 – Афиша-Выставки

2 сентября 2022

Традиционно вместе с похолоданием в музеях и галереях начинается оживленный выставочный сезон. Долгожданная экспозиция об архитектуре Мельникова, ретроспектива Грабаря, история супрематизма Малевича, репрезентация зрения в искусстве и юбилейная Cosmoscow — собрали самые интересные проекты этой осени, которые советуем не пропускать.

  • Cosmoscow 2022

    Гостиный Двор, закончилась 17 сентября 2022

    Главная ярмарка российского современного искусства с новой диджитал-секцией

    На 10-й Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow в Гостином Дворе свои стенды представят более 65 российских галерей с новыми работами ключевых российских авторов. Среди них — Дмитрий Аске, Ольга Чернышева, Устина Яковлева, Кирилл Манчунский, Ринат Волигамски, Алена Ракова и другие. Прошлогодний победитель приза за «Лучший стенд» — московская галерея «Сцена» — представит моностенд Кирилла Гаршина, отдельный проект-инсталляцию подготовил и «художник года» Валерий Чтак. Также интригует новая постоянная секция Digital. Ее кураторы, группа Instigators, представят выставочный проект «Phygital Is the New Digital» о феномене NFT, оправданности использования блокчейн-технологии в искусстве и связи между цифровыми и физическими объектами. В параллельной программе — дискуссии, мероприятия для детей, музыкальный аттракцион Piano Theatre от фестиваля Sound Up и совместный проект с Diana Vishneva Foundation.

    Подробнее о выставке

  • Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть 1

    Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, закончилась 20 ноября 2022

    Исследование слепоты и зрения в витражах, картинах и объектах Ёхэя

    В Галерее искусств Пушкинского музея проходит первая часть перенесенного с весны проекта «Котел алхимика» с работами из зарубежных частных собраний. Она посвящена семи подходам к осмыслению зрения и слепоты в искусстве. Среди экспонатов — классические пейзажи Клода Лоррена и реплики названных в честь него оптических приборов, кабинетные витражи, графика Рембрандта, Альтдорфера, Пикассо и мелкая пластика о трансформации отношения к слепоте от проклятья к дару. Много любопытных работ XX века в стиле слепого рисования: созданные с завязанными глазами картины Хартунга, автоматическое письмо Иосифа Гинзбурга и «слепая печать» Гюнтера Юккера. Осязательное восприятие исследует японский художник Нисимура Ёхэй: специально для выставки он создал три керамических объекта, которые нужно трогать, слушать и нюхать. А в качестве кульминации показывают видеоперформанс, снятый по мотивам концепции художника-теоретика Матюшина, — кто знает, возможно выполняя его упражнения, мы и правда расширим зрение и научимся видеть пятками. Экспонатов много — нужно лишь проследить между ними связь.

    Подробнее о выставке

  • Артефакты и гаджеты Елены Ковылиной

    Музей декоративного искусства, закончилась 10 ноября 2022

    Новаторская экспозиция о взаимосвязи культуры прошлого и современных технологий

    Во Всероссийском музее декоративного искусства открывается экспериментальный проект Елены Ковылиной. Это художественное исследование-размышление о том, что предметы декоративно-прикладного искусства являются частью некой утерянной высокотехнологичной системы прошлого. В экспозиции представлены сами предметы и гаджеты, а также фрактальные антенны, изготовленные на основе орнаментов из коллекции музея и дополненные ими картины Ковылиной. Они наглядно показывают связь между коврами-самолетами, волшебными клубочками и огненными колесницами из русских народных сказок с современными технологиями. И предлагают задуматься об идее художницы, что прошлое, настоящее и будущее соединены в одной точке — в моменте здесь и сейчас.

    Подробнее о выставке

  • Мельников/Melnikoff

    Музей архитектуры им. Щусева, до 23 января

    Долгожданное исследование жизни и творчестве архитектора

    В МУАРе наконец покажут много раз перенесенную масштабную выставку об одном из самых известных русских архитекторов XX века Константине Мельникове. Чтобы рассказать о его жизни и творчестве максимально полно, провели масштабное исследование. Впервые представят более 200 экспонатов — архитектурную графику, ученические работы, портреты, живопись, личные вещи и фотоматериалы из архива Дома Мельникова, сохраненного сыном архитектора. Один из залов посвящен периоду ученичества, где работы Константина Мельникова представлены в контексте творчества его учителей — архитекторов Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. Также экспозиция знакомит с 16 проектами золотого периода его творчества, например, среди экспонатов — мемориальные предметы, связанные с первым путешествием Константина Мельникова в Париж для строительства знаменитого павильона СССР 1925 года: фотоаппарат фирмы Kodak и медаль за участие в Международной выставке. Но, пожалуй, особенно интригуют архитектурные макеты нереализованных проектов, изготовленные специально к выставке, — что, как не они, обычно лучше всего иллюстрирует новаторские идеи великих.

    Подробнее о выставке

  • Александр Савинов. Миражи

    Музей русского импрессионизма, до 22 января

    Монументальные полотна о путешествиях по Франции и Италии

    В Музее русского импрессионизма пройдет ретроспектива Александра Савинова, которого за характерные масштабные картины-панно, напоминающие ажурное полотно, современники называли «умиротворенным Врубелем». В его уникальном стиле соединились призрачные силуэты-миражи Саратовской школы живописи, классическая итальянская монументальная роспись, элементы древнерусского искусства и французского импрессионизма. На выставке собрали работы разных периодов: от ученических экспериментов до зрелых произведений из фондов Русского музея, Третьяковской галереи, Радищевского музея, а также редкие произведения из частных и региональных собраний. Например, специально отреставрированные «Балкон, увитый цветами. Рим», «Портрет Надежды Неслуховской» и «Окно» и другие картины о путешествиях художника по Франции, Италии и Англии. Все это в сопровождении ароматов-состояний, созданных к картинам незрячими парфюмерами, а также спецпроекта об оригинальной манере Саратовской школы живописи и других ее известных сподвижниках.

    Подробнее о выставке

  • Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие

    Еврейский музей, до 19 февраля

    Московский вариант экспозиции о супрематизме с восстановленной картиной Лепорской

    В Еврейском музее и центре толерантности покажут экспозицию о новаторской школе авангарда Казимира Малевича, год назад представленную кураторами Андреем Сарабьяновым и Натальей Мюррей в «Ельцин-центре. Хорошие новости: пострадавшую там от акта вандализма картину «Три фигуры» Лепорской восстановили и представят на выставке. Московский вариант дополнили графикой из Третьяковки, витебской живописью и супрематистским фарфором из Эрмитажа и «Кусково». Всего в экспозиции 98 работ из главных российских собраний, среди авторов — Шагал, Малевич, Юдин, Рождественский, Суетин, Филонов, Матюшин, Фальк и другие. Они проиллюстрируют историю супрематизма: от формирования объединения УНОВИС в Витебском художественном училище, куда Малевича пригласили преподавать в 1919 году, до постсупрематизма в сложных 1930-х. А разобраться в формальных и неформальных связях художников круга Малевича помогут дневники его ученика Льва Юдина, опубликованные научным консультантом проекта в 2017 году.

    Подробнее о выставке

  • Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения

    Третьяковская галерея, до 26 февраля

    Импрессионистские пейзажи и искусствоведческие труды реформатора Третьяковки

    Традиционным осенним блокбастером Третьяковки станет ретроспектива лучших живописных работ Игоря Грабаря — одного из основоположников русского импрессионизма. Основываясь на опыте европейского искусства начала XX века, он создавал яркие жизнеутверждающие пейзажи и натюрморты, в 1930-е годы писал портреты известных личностей, а под конец жизни стал мастером соцреализма. В экспозиции представят более 100 картин из Третьяковки, Русского музея (где год назад уже показывали этот проект) и других российских собраний. Выставка также познакомит и с музейно-исследовательской деятельностью Грабаря — он написал первую многотомную историю русского искусства, монографии о Серове и Левитане, а в 1910-е годы, став директором Третьяковки, превратил частную галерею в музей европейского типа.

    Подробнее о выставке

  • Джоли Алиен. Сухая крапива

    ММОМА на Петровке, закончилась 16 октября 2022

    Примитивистские картины и инсталяции, развивающие идею райского сада

    В ММОМА на Петровке совместно с галереей A-s-t-r-a пройдет первая персоналка молодой художницы Джоли Алиен. Она работает в стили экспрессивного примитивизма, соединяя в своих работах символы современной культуры и персональной мифологии. Так, отправной точкой и собирательным образом этого проекта стала концепция райского сада «Божественной комедии» Данте Алигьери. По задумке художницы он мутирует: создает новые семантические соединения, выходит за пределы коннотаций рая и отсылает к истории музейного здания — Дому Губина, издавна окруженному садом, оранжереей и прудом. В последнем зале, критикуя механизмы статистического контроля, Алиен конструирует грубую шкалу упорядоченных отметок для определения физических отклонений или соответствий регламентированным нормам — возникающая при измерении погрешность становится метафорой прелести индивидуальности как любого сада, так и его обитателей.

    Подробнее о выставке

  • Республика Адыгея. Дорогами эпох и цивилизаций

    Музей Востока, закончилась 16 октября 2022

    Масштабная экспозиция о декоративном искусстве и культурном прошлом адыгов

    В Музей Востока привезут более 500 предметов из Национального музея Республики Адыгея: ювелирные изделия, образцы старинного золотого шитья, одежды, холодного оружия, огнестрельного оружия и конской упряжи, а также документы и фотоматериалы об истории и культуре адыгов. На масштабной выставке можно будет узнать об особенностях ментальности адыгского народа, экономических и культурных отношениях и историческом прошлом Адыгеи. Например, на выставке воссоздадут части адыгского дома и покажут шедевры древнего искусства меотов — далеких предков современных адыгов VI–IV веков до н.э., — выполненные из бронзы и драгоценных металлов в зверином стиле.

    Подробнее о выставке

Подборки «Афиши»

 

Зимние каникулы в Петербурге: 10 мест, где будет красиво и весело

Любимые российские фильмы 2022 года: выбор Дениса Виленкина

Петербург в ожидании Нового года: чем заняться с детьми

Не только книги: чем заняться в детских библиотеках Москвы

Мероприятия

 

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль

Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова

Выставки

Мария Якунчикова. «Радуга». Цветной вариант композиции «Недостижимое». Первая половина 1890-х. Фрагмент.

Фото: Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга

Софья Багдасарова

02.09.2022

Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I

На выставке «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I».

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Залы Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Пушкинского музея, опустевшие из-за выставок собраний Морозова и Щукина, заполнили весьма необычным проектом. Необычным для любого классического художественного музея, ведь он посвящен не зрению, а осязанию. Здесь собраны размышления на тему исторической антропологии чувств, того, как зрение вообще преподносится художниками, а также как человек использует прочие методы восприятия. Выставка должна была открыться весной с участием иностранных музеев (успели даже выпустить каталог), однако в итоге была переформатирована с другими экспонатами, причем крайне достойными и любопытными: Альбрехтом Альтдорфером, Клодом Лорреном, Пабло Пикассо, множеством современных авторов. Многие из отобранных кураторами памятников редко покидают хранение, некоторые показаны публике впервые. Кураторы выставки манипулируют нашим восприятием с помощью зеркал (черных), витражей с подсветкой, тактильных моделей и прочего выводящего из состояния расслабленного созерцания.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
До 14 ноября


«Не сравнивай: живущий несравним…»

Николай Кошелев. Композиция с портретом Николая Григорьевича Петухова и автопортретом на фоне Соловецкого монастыря.

Фото: Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Выставка имеет подзаголовок «Русское изобразительное искусство первой половины ХХ века в собрании Музея В. А.Тропинина и коллекции Валерия Дудакова», то есть на ней показывается одно из самых примечательных собраний русского искусства, находящихся сегодня у частного владельца. Дудаков — легендарный коллекционер, успевший приобрести в советское время произведения многих великих авторов. В стенах музея Тропинина его предметы совместили с редкостями из фондов, которые выставляются нечасто из-за специализации музея на XIX веке. Однако основатель музея Феликс Вишневский тоже собирал работы 1900–1920-х годов, и вот наконец появился повод их продемонстрировать. Из-за размеров музея Тропинина проект получился не очень большим, около 40 произведений, однако все любопытные: собраны Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Борис Григорьев, Константин Сомов, Мария Якунчикова, Павел Кузнецов, Станислав Жуковский и т.д.

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
До 27 ноября


Дмитрий Плавинский. Носороги на черепашьих бегах в Москве

Художник Дмитрий Плавинский с котом Митей.

Фото: Игорь Пальмин

Проект к 85-летию со дня рождения классика московского нонконформизма своей главной темой имеет анималистическую. Впрочем, в понимании Плавинского, то есть достаточно специфическом. Это офорты и картины художника из собрания Музея AZ и частных коллекций, причем с сосредоточением на одной из его любимых тем — сериях «черепах» и «носорогов». Черепахи олицетворяли для художника синтез русской, древнегреческой и китайской культур, их панцири были для него универсальным символом структуры времени, космизма и пульсации энергии, на которой держится весь мир. А носороги позволяли Плавинскому вступить в диалог, разумеется, с Альбрехтом Дюрером. Экспозицию дополнят фотографии из семейного архива, мультимедийная инсталляция Серафима Инфанте и анимированный фильм Михаила Шепилова и Александры Анохиной, созданные специально для выставки.

Музей AZ
7 сентября — 20 ноября


Сергей Филатов.

Я тебя слышу

Посетители у работы художника и музыканта Сергея Филатова.

Фото: ММОМА

Еще один проект, сосредотачивающий наше внимание не на визуальном. Однако, поскольку это происходит в стенах музея современного искусства, это не так неожиданно. Выставка саунд-арта Сергея Филатова, организованная ММОМА и галереей «Триумф», будет посвящена тонкостям звучания, фокусировке внимания на деталях, остановке и сосредоточенности, зрительской медитации. Звуковые скульптуры и кинетические инсталляции Филатова, принимавшего участие в Венецианской биеннале и ряде громких проектов последних месяцев, в данном случае созданы с учетом особенностей акустики и пространства залов особняка на Гоголевском бульваре, то есть поразят нас прицельно.

Московский музей современного искусства
13 сентября — 23 октября


Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века

Якоб Йорданс. «Мелеагр и Аталанта». 1617—1618. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Еще одна выставка подмосковного музея, построенная на очень выигрышном приеме — собрать все лучшее на выбранную тему. На сей раз объединяют фламандцев: Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Якоба Йорданса, Яна Брейгеля Бархатного, их учеников и современников. Из российских музеев и частных собраний приедут более 70 произведений, и очень интересно, что это будут предметы в том числе из музеев Поволжья и Урала, которые редко участвуют в подобных тематических выставках. Среди экспонатов аристократические портреты Антониса ван Дейка, Отто ван Вена и Корнелиса де Воса, мифологические и религиозные сюжеты Якоба Йорданса, натюрморты Франса Снейдерса, пейзажи Яна Вилденса, жанровые сцены Давида Тенирса Младшего. Важно, что выставка расскажет и о том, как эти произведения появились в России, то есть об антикварном рынке в Российской империи и частных коллекционерах, позволявших себе таких мастеров.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
До 14 мая 2023 года


Мельников / Melnikoff

Константин Мельников в гостиной своего дома в Кривоарбатском переулке. 1960-е.

Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Этот проект мы несколько лет подряд помещали в список самых ожидаемых выставок года, однако состояться ему мешали разные обстоятельства пандемийного периода. Наконец он появился на горизонте уже совсем отчетливо. Жизнь и творчество одного из самых гениальных советских архитекторов Константина Мельникова покажут нам максимально тщательно, с привлечением материалов, ранее не известных ни публике, ни специалистам. Более 200 экспонатов — не только архитектурная графика и архивные документы, но и портреты, ученические работы, личные вещи. И, что особо любопытно, макеты нереализованных зданий, которые были изготовлены специально для данной выставки. А по единственной сохранившейся фотографии удалось реконструировать персональную экспозицию Мельникова на V Триеннале в Милане (1933). Архитектуру выставки создает бюро Planet9 Агнии Стерлиговой, известное своим подходом к дизайну и оформившее многие важные выставки последнего времени, вроде «Альбрехт Дюрер» в Государственном историческом музее или «Ненавсегда. 1968–1985» в Третьяковке.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
5 октября — 23 января


Дягилев. Генеральная репетиция

Валентин Серов. «Портрет С.П.Дягилева». 1904. Фрагмент.

Фото: Государственный Русский музей

К 150-летию со дня рождения великого импресарио Третьяковская галерея произвела в своих фондах ревизию всего, что имеет к нему отношение, начиная с произведений мастеров Серебряного века. Например, эскизов костюмов и декораций к «Русским сезонам» работы Бакста, Головина, Гончаровой и других. Помимо них, на выставке будут представлены фотографии спектаклей и репетиций, портреты великих дягилевских хореографов — Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина, а также танцовщиц Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Ирины Бароновой, предметы из балетной библиотеки Михаила Ларионова. Центром экспозиции станут 12 подлинных костюмов к балетам и декорация Николая Рериха к сюите «Половецкие пляски». Подзаголовок выставки «Генеральная репетиция» имеет и дополнительный смысл: эта выставка — одновременно и подготовка к созданию зала Сергея Дягилева в постоянной экспозиции на Крымском Валу.

Новая Третьяковка
4 октября — 5 февраля


Балабанов

Режиссер Алексей Балабанов и актриса Рената Литвинова. Кадр со съемок фильма «Мне не больно».

Фото: СТВ

Создатели называют проект выставкой-путешествием, приглашающей зрителей в миры режиссера Алексея Балабанова. Она объединит все его фильмы, включая даже не случившиеся, в единую историю под кураторством Татьяны Гетман. Наряду с классическими фильмами Балабанова («Брат», «Груз 200») в пространстве экспозиции сосуществуют ученические работы для Свердловской студии документального кино; ранние короткометражки соседствуют с черновиками сценариев и набросками идей, которые Алексею Балабанову не удалось реализовать (11 проектов). Экспонатами выставки станут фото, видео, многочисленные артефакты и эскизы, полученные, что называется, из первых рук — одним из организаторов стала кинокомпания СТВ, учрежденная Сергеем Сельяновым, Василием Григорьевым и самим Алексеем Балабановым. Также выставкой занимается бюро Planet9 Агнии Стерлиговой. Кстати, этим летом они весьма успешно рассказывали о поп-культуре в выставке, посвященной Виктору Цою, в Манеже, так что проект о Балабанове выглядит логичным продолжением этого повествования.

Севкабель Порт
13 октября — 15 января


Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие

Автор росписи: Николай Суетин. 1929. Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова.

Фото: Музей-усадьба Кусково

Еврейский музей продолжает свое замечательное сотрудничество с проектом «Энциклопедия русского авангарда». Очередная выставка, созданная Андреем Сарабьяновым, Натальей Мюррей и Ириной Красик, рассказывает о беспредметности с точки зрения авангардистов (не только Малевича, автора трактата «Мир как беспредметность», но и многих других). И, как обычно это бывает у проектов этого цикла, помимо шедевров из столичных музеев, в нем участвуют не менее примечательные картины из регионов. Выставка уже была показана в екатеринбургском Ельцин Центре (омраченная казусом с картиной Анны Лепорской), для московского же показа ее дополнили графикой из Третьяковской галереи, супрематистским фарфором из Эрмитажа и Музея-усадьбы «Кусково», а также живописью из Витебского художественного музея — всего вышло около 100 экспонатов. Картина Лепорской «Три фигуры» (отреставрированная) тоже будет!

Еврейский музей и центр толерантности
20 октября — 19 февраля


Александр Савинов. Миражи

Александр Савинов. «Портрет Павла Ивановича Харитоненко». Середина 1910-х. Частное собрание, Санкт-Петербург.

Фото: Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма продолжает миссию по возвращению забытых имен. На сей раз внимание музея привлек представитель саратовской школы живописи Александр Савинов (1881–1942), фамилия которого, по мнению экспертов, стоит в одном ряду с другими «саратовцами»: Виктором Борисовым-Мусатовым, Кузьмой Петровым-Водкиным и Павлом Кузнецовым. Современники называли его «умиротворенным Врубелем», нам же предстоит оценить, справедлив ли этот эпитет спустя столетие и действительно ли стоит узнавать Савинова с первого взгляда. Впрочем, памятуя о предыдущих выставках Музея русского импрессионизма с аналогичной задачей, можно быть уверенным, что ответ наверняка будет положительным. Дополнит выставку спецпроект «Миражи. Саратовская школа», который покажет работы Борисова-Мусатова и других великих саратовцев, а также менее известных Александра Карева, Петра Уткина — в основном символистов.

Музей русского импрессионизма
21 октября — 22 января


Сны Сибири

Бляха с изображением крылатой трехликой богини, стоящей на ящере. VIII – IX вв. Чердынский краеведческий музей им. А.С.Пушкина.

Фото: Исторический музей

Археологические выставки для широкой публики обычно самые скучные. Создатели этого проекта решили целенаправленно разрушить этот шаблон и сделать его максимально завлекательным. Причем для этого использовали самые разные способы. Подлинные находки из раскопок, на протяжении всего ХХ века производившихся по всей Сибири (в том числе вдоль легендарной Транссибирской магистрали), — образцы «звериного» стиля древних кочевых народов и копии идолов III тысячелетия до нашей эры, которые по причине гигантского веса сложно транспортировать из других музеев, — эти языческие артефакты будут сопоставлены с произведениями контемпорари-арта (за этот раздел отвечает научный сотрудник Третьяковской галереи Кирилл Светляков). В общем, что-то новое об истории своей страны мы, безусловно, узнаем, главное, чтобы потом оно не приснилось!

Государственный исторический музей
28 октября — 30 января


Ранний светский портрет в России

Неизвестный художник. Портрет Евдокии Васильевны Пивоваровой. Середина XIX в. Угличский музей. Фрагмент.

Фото: Государственный исторический музей

После крайне успешного проекта «Покой и радость», который рассказывал о малоизвестной живописи России XIX века, которая умиротворяла и радовала взор, кураторы Манежа продолжают изучать трогательные и не очень исследованные кусочки отечественной истории искусства. На сей раз их внимание привлек период зарождения того жанра, который станет для русского XVIII века ключевым — портретного. Мы увидим, как портрет станет «вылупляться» из парсуны XVII века, ощутим эти муки творческих поисков, которые осложнялись тем, что мало кто из авторов владел анатомией, оценим влияние пенсионерских поездок на мастеров петровского времени. Но ключевой интонацией будет «наивность» ранних российских портретистов, которые оставили нам изображения дворян, купцов, духовенства в роскошных костюмах и с тщательно прописанными лицами, но в неестественно напряженных «примитивных» позах. Как обычно, Манеж привлечет к участию множество небольших музеев, благодаря чему мы увидим крайние редкости.

ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
Октябрь — декабрь


Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном

Тарелка десертная из «Египетского сервиза». 1806-1808.

Фото: Музей-усадьба «Кусково»

Начиная с Ренессанса европейцы увлекались тайнами этой страны, однако лишь после Египетского похода Наполеона, откуда французы привезли множество подлинных артефактов и зарисовок памятников, египтомания охватила высший свет. Египетские мотивы стали неотъемлемой частью стиля ампир, который так важен для русского искусства. В Николаевском зале Зимнего дворца будут представлены образцы этой стилистической одержимости как французского, так и российского производства: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство, костюмы. Своего рода символ выставки — «Египетский сервиз» Севрской мануфактуры, подаренный Наполеоном Александру I после их встречи в Тильзите (он напоминал царю об Аустерлице, поэтому он никогда этим фарфором не пользовался). Выставку дополняют фотографии «египетских» зданий и скульптур Петербурга, а также научный египтологический комментарий к каждому экспонату. А вот мумий не будет, увы.

Государственный Эрмитаж
29 октября — 9 апреля

Подписаться на новости

Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи

Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке

23. 12.2022

Назад в будущее: какие проекты нам обещают музеи в наступающем году

Невозможность обмена экспонатами с западными коллекциями и необходимость сохранять приличествующую эпохе спецоперации политкорректность — условия, в которых создаются новые выставки

07.12.2022

В ГМИИ им. А.С.Пушкина пытаются заново объединить человечество

Выставка «Всеобщий язык» исследует формы человеческого общения, используя живопись, рукописи, книги и другие раритеты из собрания Пушкинского музея и еще двух десятков институций, государственных и частных, а также музыку и театр

15.12.2022

Старая живопись затерялась в волнах современного искусства

В мире, одержимом современным искусством, картинам старых мастеров не уделяется достаточно внимания. Декабрьские аукционы старого искусства в Лондоне подтверждают: успехом пользуются только выдающиеся — именем, сюжетом, качеством — работы

09. 12.2022

Фламандская живопись иллюстрирует прихотливость вкусов и плоды кооперации

Выставка «Под знаком Рубенса» в музее «Новый Иерусалим» собирает рассыпанные по региональным и частным коллекциям шедевры и заодно знакомит со структурой европейского арт-рынка 400-летней давности

13.12.2022

Какие выставки стоит увидеть этой зимой

Лучшие музейные проекты Москвы и Петербурга в новогодние каникулы и последующие дни: рекомендации для эстетов, интеллектуалов, детей и влюбленных парочек

23.12.2022

Александр Борода и Кристина Краснянская: «Мы не музей в классическом понимании этого слова»

Еврейский музей и центр толерантности отмечает десятилетие. The Art Newspaper Russia поговорила о достижениях и планах музея с его основателем и генеральным директором Александром Бородой и исполнительным директором Кристиной Краснянской

23.12.2022

Главные выставки в Париже этой осенью

В этом сезоне в столице Франции проходит несколько выдающихся выставок , на которых среди прочих представлены Оскар Кокошка, Франсиско Тропа, Сэм Шафран, Фрида Кало, Элис Нил, Жерар Гаруст, Клод Моне и Джоан Митчелл. . , Вот обзор обязательных к посещению выставок !

С нетерпением ожидаем новых выставок в Париже

В сентябре начинается осенний сезон и открывается несколько новых замечательных выставок. Музей Жакмар-Андре отдает дань памяти одному из величайших британских художников конца XIX века.век, Генри Фюзели , романтический художник воображаемого и возвышенного на замечательной выставке под названием  Фюссли, Царство грез и фантастическое  (от 16 сентября 2022 г.). Ретроспектива представляет около шестидесяти или около того работ художника и подчеркивает разнообразие источников его вдохновения, особенно литературных.

Центр Помпиду представляет ретроспективу одного из величайших современных французских художников, Жерара Гаруста . Откройте для себя более 120 основных картин его работ, а также инсталляции, скульптуры и графические работы с 7 сентября 2022 года. Затем, с 5 октября 2022 года по 16 января 2023 года, в музее пройдет большая ретроспектива, посвященная американской художнице Элис. Нил .

В Музее Оранжери представлены работы  французского художника Сэма Сафрана, скончавшегося в 2019 году, на выставке под названием Сэма Сафрана. Навязчивые идеи художника (от 28 сентября 2022 г.).

С 14 сентября Люксембургский музей собирает около сотни исключительных произведений и предметов, собранных между 16 и 18 веками влиятельными курфюрстами Королевства Саксония, на выставке Зеркало мира. Шедевры из дрезденской кунсткамеры .

Другие долгожданные выставки — визуальный и художественный диалог между Клодом Моне и Джоан Митчелл в Фонде Louis Vuitton (с 5 октября 2022 г.) и Оскар Кокошка, Ужасный младенец в Вене (с 23 сентября 2022 г.) и Франсиско Тропа, сердце и легкие (с 15 октября 2022 г.) в Музее современного искусства в Париже.

В Малом дворце выставки, посвященные Вальтеру Сикерту (с 14 октября 2022 г. ) и Андре Девамбезу (с 9 сентября 2022 г.), также являются двумя яркими событиями культурного сезона, не говоря уже о выставке художника Луи Буланже. , в Доме Виктора Гюго (с 10 ноября 2022 г.).

В 2022 году мы отмечаем 400-летие со дня рождения Мольера . Чтобы отметить это событие, Национальная библиотека Франции на своем недавно отреставрированном участке Ришелье-Лувуа предлагает выставку « Мольер, игра дю vrai et du faux » («Мольер, игра правды и лжи»). А в Библиотеке-музее Оперы выставка « Мольер в музыке » исследует место музыки в творчестве Мольера. Две выставки, которые можно посетить с 27 сентября 2022 г. по 15 января 2023 г. 

С 12 октября по 23 января 2022 года Лувр представляет натюрморт с выставкой  Вещи , которая прослеживает историю жанра натюрморта от античности до 20 века.

В Марэ Европейский Дом фотографии чествует великого мастера украинской фотографии Бориса Михайлова. Эта ретроспектива, самая важная из когда-либо посвященных фотографу-самоучке, продлится до 15 января 2023 года.

Своей выставкой Гиперреализм, это не тело Музей Майоля отдает дань тревожному миру гиперреализма, художественного движения, возникшего в Соединенных Штатах в 1960-х годах. По этому случаю музей на улице Гренель представляет более 40 скульптур ведущих художников со всего мира (Джордж Сигал, Рон Муек, Маурицио Каттелан, Берлинде де Брюкере…). На показе до 5 марта 2023 года.

Забронируйте билеты на выставку  Парижане-гражданки !

Забронируйте билеты на выставку  Füssli, entre rêve et fantastique

Забронируйте билеты на выставку  Эдвард Мунк. Un poème de vie et d’amour

Забронируйте билеты на выставку   Сэм Шафран. Obsessions d’un peintre

Забронируйте билеты на выставку   Клод Моне — Джоан Митчелл

Забронируйте билеты на выставку  Гиперреализм. Это не тело  в Музее Майоля

Основные выставки, которые в настоящее время просматриваются в Париже, чтобы посетить или посетить снова

Начало нового сезона — это также возможность посетить или повторно посетить некоторые из лучших выставок, которые в настоящее время проходят в Париже. Ретроспективная выставка Шок! Сюрреалистические миры Эльзы Скиапарелли демонстрируют смелые и вдохновляющие работы итальянского модельера Эльзы Скиапарелли в Париже 1920-х и 1930-х годов. Показ в MAD-Musée des Arts Décoratifs до 22 января 2023 г.

Также до 2 января 2023 года Atelier des Lumières предлагает две потрясающие монументальные иммерсивные выставки: Сезанн, огни Прованса, и Кандинский, Одиссея абстракции.

В Пантеоне бельгийская художница Анн Вероника Янссенс демонстрирует до 30 октября 2022 года временную монументальную работу « 23:56:94 » — огромное зеркало, которое помогает посетителям заново открыть для себя здание 18 века. .

Наконец, в Лувре выставка на исключительную тему: Т Золотой век португальского Возрождения . До 10 октября 2022 года возможность ближе познакомиться с утонченным искусством португальских художников первой половины XVI века

Другие выставки в Париже

Французская библиотека в Ришелье. История возрождения . Выставка продлится до 16 октября 2022 года в Национальной библиотеке Франции на сайте Франсуа Митерана.

Сила и престиж. Искусство клубов в Океании. Выставка продлится до 25 сентября 2022 года в Музее на набережной Бранли – Жак Ширак.

Секунда Вечности. Выставка продлится до 26 сентября 2022 года в Bourse de Commerce — Коллекция Пино.

Женщины-военные фотографы .   Выставка продлится до 31 декабря 2022 года в Музее освобождения Парижа – Музее генерала Леклерка – Музее Жана Мулена.

Горизонт Хуфу. Выставка продлится до 2 октября 2022 года в Institut du Monde Arabe.

Кабу, чертежи облавы в Вель д’Ив. Выставка продлится до 7 ноября 2022 года в Mémorial de la Shoah, Париж.

Захват души. Роза Бонёр и анималистическое искусство . Выставка продлится до 23 января 2023 года в замке Фонтенбло.

Гимн красоте . Матье Рикар. Выставка продлится до 30 ноября 2022 года на Туа-де-ла-Большая арка Дефанс.

Годы Дикса / Дизайн . 10 лет приобретений Cercle Design.   Выставка продлится до 24 декабря 2022 года в Музее декоративного искусства MAD.

Симона Вейль, европейская судьба . Выставка продлится до 31 октября 2022 года в Ситеко.

Хранитель биоразнообразия.   Выставка работает до 30 сентября 2022 года в Национальном музее естественной истории.

Tentation, художники и дизайнеры X Baccarat.   Выставка продлится до 30 сентября 2022 года в Galerie-Musée Baccarat.

Морские пехотинцы Алгеш.   Выставка продлится до 8 января 2023 года в Тропическом аквариуме — Пале-де-ла-Порт-Доре.

Musicanimal, Великий звуковой бестиарий. Выставка продлится до 29 января 2023 года в Парижской филармонии.

Леха Сингх – Женщины несут мир. Выставка продлится до 2 января 2023 года в Музее человека.

Шарль Камуан, фовильный Монмартр.  Выставка продлится до 11 сентября 2022 года в музее Монмартра

Выставки Майи Руис-Пикассо.  Выставка продлится до 31 декабря 2022 года в национальном музее Пикассо в Париже

Art Déco France / Amérique du Nord.  С 20 октября 2022 г. по 6 марта 2023 г. в Cité de l’architecture et du patrimoine

Кимоно. С 22 ноября 2022 г. по 28 мая 2023 г. в музее на набережной Бранли, 9.0007

10 выставок, которые обязательно нужно посетить осенью

Введите ключевые слова для поиска

Мы получаем комиссию за продукты, приобретенные по некоторым ссылкам в этой статье.

Неделя Frieze, возможно, не будет проходить в обычном формате, но в этом сезоне Лондон по-прежнему является ульем художественной активности

Фрэнсис Хеджес

‘Tableau Vivant II Шаг вперед! (После клубной пары Керри Джеймса Маршалла)», Катлего Тлабела, 2020. Предоставлено Unit London

Октябрь традиционно является пиком столичного художественного календаря, когда галеристы и коллекционеры со всего мира съезжаются в Риджентс-парк и Беркли-сквер на арт-ярмарки, включая Frieze London, PAD и Lapada. В этом году все будет немного по-другому — для начала, будет меньше толпы, — но сейчас все еще подходящий момент, чтобы окунуться в оживленную культурную жизнь города. Испытайте Frieze виртуально, исследуя его онлайн-залы для просмотра (предварительный просмотр открыт с 7 октября), насладитесь искусством под открытым небом в Frieze Sculpture или прокрутите вниз, чтобы узнать, какие выставки нельзя пропустить в ближайшие месяцы…

1

«Средство — это сообщение», Unit London

«Умтобиси» Вандер Буле Мбамбо, 2020. Предоставлено Unit London

Куратор Азу Нвагбогу, основатель и директор Фонда африканских художников, представляет новую групповую выставку Unit London с участием 18 художников, чьи работы исследуют роль пигмента в формировании и выражение личности. Бросая вызов стереотипам черноты, представленным в средствах массовой информации и в популярной визуальной культуре, художники, среди которых Уандер Буле Мбамбо, Тиффани Альфонсека и Катлего Тлабела, исследуют силу (и ограничения) различных художественных средств в изображении реального жизненного опыта этнических меньшинства.

Со 2 октября по 15 ноября, Unit London, 3 Hanover Square, London W1.

2

Летняя выставка Королевской академии

Бетина дю Туа; Wouter du Toit

Лето – это всего лишь состояние души, что Королевская академия докажет в этом году, когда впервые в своей истории в осенние и зимние месяцы будет проходить популярная Летняя выставка. Шоу, организованное артистическим дуэтом Джейн и Луизой Уилсон Р.А., будет посвящено теме «коллективных сообществ», затрагивая такие вопросы, как идентичность, иммиграция и окружающая среда. Ожидайте блестящее сочетание работ — от картин и фотографий до фильмов, скульптур и инсталляций — как начинающих, так и признанных художников.

с 6 октября по 3 января 2021 года, Королевская академия, Берлингтон-Хаус, Пикадилли, Лондон, W1.

3

Дженнифер Пакер в Serpentine Galleries

«Say Her Name», Дженнифер Пакер, 2017 г. Предоставлено художником, Corvi-Mora, Лондон и Sikkema Jenkins & Co, Нью-Йорк. Фото: Мэтт Грабб

Нью-йоркская художница Дженнифер Пэкер станет героем крупной персональной обзорной выставки – ее первой в Европе – в галереях Serpentine в следующем месяце, на которой будут представлены картины и рисунки прошлого десятилетия наряду с более поздними. работает. К ярким цветочным натюрмортам присоединятся интимные портреты друзей и семьи, все они связаны тонким подходом к масштабу и многослойности, благодаря которому работы Пэкера колеблются на границе между фигурацией и абстракцией.

С 18 ноября, Serpentine Galleries, Kensington Gardens, London W2.

4

«Скажи мое имя» в Signature African Art

«Без названия» Эджиро Оуихо, 2019 г. Предоставлено художником и автором Signature African Art

Известный режиссер Ава ДюВерней обратит свои таланты в мир искусства в рамках Месяца черной истории этого года, когда она представит выставку портретов и скульптуры 13 талантливых африканских художников. В честь жизней, потерянных в результате расизма и жестокости полиции, шоу, курируемое Халилом Акаром, соберет деньги на важное дело, при этом 40 процентов выручки от продаж пойдет на проект Дюверне по подотчетности правоохранительных органов, который способствует активизму в различных творческих сферах. дисциплины.

С 27 октября, Signature African Art, 20 Davies Street, Mayfair, London W1.

5

Скульптура «Фриз», Риджентс-парк

«Ключевые слова рекламы» Фабио Латтанци Антинори, 2020 г.

Предоставлено художником и Pi Artworks

Никогда общественные зеленые насаждения не были так важны, как в этом году, когда парки многим из нас предоставили столь необходимую передышку к проблемам жизни в условиях пандемии. Поэтому кажется вполне уместным, что ежегодный фестиваль Frieze Sculpture снова должен вернуться в Риджентс-парк, и в этом году на нем будут представлены 12 работ ведущих мировых художников. Звездный состав, курируемый Клэр Лилли, включает лауреатов премии Тернера Лубайну Химид и Ричарда Лонга, новаторскую молодую британскую художницу Сару Лукас и множество других творческих талантов. Дисплей также будет представлен как часть онлайн-комнат просмотра Frieze, что сделает его доступным для мировой аудитории.

с 5 по 18 октября, English Gardens, Regent’s Park, London NW1.

6

Брюс Науман в Тейт Модерн

«Настоящий художник помогает миру, раскрывая мистические истины (окно или настенная вывеска)», Брюс Науман, 1967.

Художественный музей Базеля © Брюс Науман / ARS, Нью-Йорк и DACS, Лондон, 2020. Предоставлено Спероне Вестуотер, Нью-Йорк

Тейт В этом месяце в Modern пройдет первая выставка, посвященная творчеству американского художника Брюса Наумана, включающая скульптуру, звук, кино, видео и неон. На выставке, охватывающей все пять десятилетий его карьеры, исследуются темы, которые давно занимали Наумана, включая человеческое тело, природу восприятия и противоречие между языком и значением.

с 7 октября по 21 февраля 2021 года, Тейт Модерн, Бэнксайд, Лондон, SE1.

7

«Рашид Джонсон: Волны» в Hauser & Wirth London

«Разбитая толпа», Рашид Джонсон, 2020 г. Предоставлено художником и Hauser & Wirth. Фото: Мартин Парсекян

Как раз для нашего неустроенного, измененного пандемией века, в основе творчества Рашида Джонсона лежат разногласия. Мозаики, сделанные из разбитой и зеркальной керамической плитки, сочетаются с новыми картинами — некоторые из них примечательны его использованием кроваво-красного оттенка, передающего остроту текущих расовых конфликтов — на выставке, проходившей в обеих лондонских галереях Hauser & Wirth. Это совпадает с открытием двух 10-футовых бюстов художника на его аванпосте в Сомерсете.

С 6 октября по 23 декабря, Hauser & Wirth London, 23 Savile Row, London W1.

8

«Маргарет Калверт: женщина за работой» в Музее дизайна

Студия Маргарет Калверт. Предоставлено Маргарет Калверт

Шестидесятилетняя карьера новаторского графического дизайнера Маргарет Калверт отмечена последней выставкой Музея дизайна, на которой рассматривается ее основополагающее влияние на британские дороги, железнодорожные вокзалы и аэропорты благодаря проектам, созданным в сотрудничестве с Джок Киннер. Также представлена ​​ее работа с Хенриком Кубелем, с которым она создала поразительный шрифт Rail Alphabet 2 для Network Rail, наряду с личными проектами, такими как специальные выпуски дорожных знаков с персонажами Диснея.

С 21 октября по 10 января 2021 года , Музей дизайна, 224–238 Кенсингтон-Хай-стрит, Лондон, W8.

9

Кармен Эррера за периметром

«Зеленый путь» Кармен Эррера, 1988 год, коллекция Тони Бечара. Фото: Кен Адлард

Кармен Эррера родилась в Гаване в 1915 году и является одной из старейших живущих и работающих художников в мире. известна своим визуально захватывающим абстрактным искусством, обычно ограниченным одним или двумя цветами в каждой картине. Эррера живет в Нью-Йорке с 19 лет.54, но получил широкое международное признание только в середине 1980-х годов; Эта выставка посвящена редко встречающимся экспериментальным работам, созданным между тем и началом 1990-х годов, включая восемь картин, четыре работы на бумаге и два настенных рельефа.

До 8 января 2021 г. (только по предварительной записи) , The Perimeter, 20 Brownlow Mews, London WC1.

10

Дана Шутц в галерее Томаса Дейна

«Boat Group» Даны Шутц, 2020 г.