Фуллер, Лои — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фуллер.Лои Фуллер (Loïe Fuller; наст. имя — Marie Louise Fuller; 22 января 1862 года, Фуллерсбург, Иллинойс — 2 января 1928 года, Париж) — американская актриса и танцовщица, ставшая основательницей танца модерн.
В начале карьеры выступала как драматическая актриса в ролях травести. В 1878—1886 годах работала в Чикаго. Позднее выступала с хореографическими импровизациями на классическую музыку (Глюка, Бетховена, Шопена и других композиторов), использовала световые и воздушные эффекты.
В 1892 году переехала в Париж, где выступала в варьете «Фоли-Бержер» . Гастролировала в различных городах Европы и США. В 1900 году выступала на Всемирной Парижской выставке, в «Гранд-Опера» и др. Наиболее восторженную оценку современников вызывал танец «Серпантин». Её костюм был оснащён крыльями, которые крепились к рукам, удлинённым стержнями. Танцовщица стояла у люка, через который подавалась струя воздуха. По сути это был акробатический трюк, манипуляция развевающейся тканью. Номер был впервые поставлен в 1890 году в Америке и уже в следующем году стал гвоздём программы парижского варьете Фоли-Бержер. Восторженные отзывы о номере оставил Анатоль Франс, считая этот танец возрождением античных традиций. Анатолий Луначарский в 1914 году считал её выдающейся танцовщицей, умевшей по-новому сочетать танец и музыку
Танец, созданный Лои Фуллер, получил развитие в искусстве Айседоры Дункан («Танец серпантин», «Танец огня» и др.), выступавшей вместе с ней до 1902 года. В 1927 году создала в Лондоне собственную труппу, которая просуществовала до 1938 года. Роден позднее рассматривал единую линию развития Фуллер-Дункан-Нижинский, — «танцовщиков, раскрепостивших движение».
Написала книгу «Пятнадцать лет моей жизни».
Погребена на кладбище Пер-Лашез в Париже.
В 2016 году был снят художественный фильм «Танцовщица», который не является достоверной биографией Лои Фуллер (у неё не было покровителей, а уж тем более мужского пола, с Дункан её не связывали интимные отношения, на момент переезда в Париж ее родители были живы), но позволяет ближе познакомиться с этой выдающейся женщиной.
- Французская актриса, автор и исполнительница песен Барбара рассказывает о Лои Фуллер в своей песне «Fragson».
- В фильме Клода Пиното «Награда доктора Шутца» (Les palmes de M. Schutz, 1997), Лои Фуллер в исполнении Сюзанны Эндрюс танцует «танец науки» во время обеда Пьера и Марии Кюри.
- Песня «Rimes féminines» французской певицы Жульет Нуреддин посвящена Лои Фуллер.
- Фильм «Танцовщица» французской сценаристки и режиссера Стефани де Джусто был представлен на Каннском кинофестивале в разделе «Особый взгляд»[2]. Роль с Лои Фуллер исполнила французская актриса Соко. Фильм очень вольно трактует реальную историю Лои Фуллер — любовные отношения между танцовщицей и хореографом Габриель Блох заменены на роман с вымышленным мужским персонажем, Луи д’Орсе (в исполнении Гаспара Ульеля). Это режиссерское решение спровоцировало резкие критические отзывы
- Американская певица Тейлор Свифт отдала дань уважения Лои Фуллер во время концертного турне, посвященного выходу студийного альбома «Reputation». Во время исполнения песни Dress, танцовщицы кордебалета были одеты в платья с длинными крыльями, подобные тем, которые носила Лои Фуллер.
-
Лои Фуллер на сцене
(1902)
- Loi Fuller. Quinze ans de ma vie, P., 1908;
- Marx R., Loie Fuller, P., 1904;
- Morinni G. de, Loie Fuller, the fairy of light, N. Y., 1942. П. Л.
- Сарабьянов Д. В. «Стиль модерн»
Кто такая Лои Фуллер и почему про нее сняли фильм
«История окрыляющей страсти к делу и губительной страсти к людям» — с таким слоганом выходит в прокат новый фильм режиссера Стефани ди Джусто. Биографическая драма «Танцовщица», которая рассказывает историю жизни Лои Фуллер, наделала шума задолго до выхода в прокат. Еще бы, ведь в главных ролях заявлены певица Соко (она же Стэфани Соколински), Гаспар Ульель и 17-летняя дочь Джони Деппа и Ванессы Паради Лили-Роуз Депп. В день премьеры картины в России мы решили вспомнить, чем прославилась Лои Фуллер и что она оставила миру после себя.Имя знаменитой танцовщицы XX века Айседоры Дункан на слуху у многих. Однако имя наставницы Айседоры — Лои Фуллер — сегодня знакомо далеко не каждому, хотя в начале прошлого столетия оно гремело по всей Европе и появлялось на афишах лучших театров Парижа, Лондона, Лейпцига и Мюнхена. История Фуллер, американской актрисы и танцовщицы, которую считают основательницей танца модерн, началась в Чикаго, где она, будучи совсем юной, выступала как драматическая актриса травести-шоу. Уже тогда у Лои появилась тяга к танцам, но на эту дисциплину у нее был собственный взгляд. Позже в своих выступлениях, сопровождавшихся классической музыкой Бетховена и Шопена, Фуллер показывала новый, придуманный ею самой стиль свободного танца — резкие движения и взмахи руками, ниспадающие шелковые наряды и световые эффекты. Новаторский стиль хореографии девушки не раз критиковали, однако Лои Фуллер стояла на своем: по ее мнению, танец в первую очередь должен не демонстрировать хорошую пластику, а выражать чувства. Именно поэтому движения девушки под музыку не имели никакой схемы и порядка, каждый ее выход на сцену был импровизацией от начала до конца. Так, в 1892 году, запутавшись во время одного из выступлений в своих шелковых одеждах, Фуллер не остановилась, а продолжила кружиться, чем вызвала восхищение пораженной публики — именно этот момент принято считать зарождением танца модерн.
Наиболее восторженную оценку современников вызывал танец «Серпантин». Костюм Лои Фуллер был оснащен крыльями, которые крепились к рукам удлиненным стержнями. Танцовщица стояла у люка, через который подавалась струя воздуха. По сути, это был акробатический трюк, манипуляция развевающейся тканью. Номер был впервые представлен в 1890 году в Америке и уже в следующем году стал гвоздем программы парижского варьете Фоли-Бержер.
Как отмечали современники, танцуя, Лои Фуллер буквально гипнотизировала зрителей своей чувственной грацией, хотя не считалась красавицей, да и до форм традиционной танцовщицы ее отделяло не меньше 20 килограмм. Однако каждый выход Лои на сцену сопровождался восторженными овациями как во Франции, где она жила большую часть жизни, так и за границей.
Несмотря на широкую известность и большое число поклонников, личная жизнь танцовщицы не сложилась: она так и не вышла замуж, полностью посвятив себя творчеству. Зато своим примером Лои Фуллер доказала, что талант, чувственность и харизма могут быть выше стереотипов и внешней привлекательности, если иметь страсть к делу и не бояться самовыражения.
Лои Фуллер: dandorfman — LiveJournal
Я продолжаю рассказ о выставке Тулуз-Лотрека и… вы будете смеяться, но снова будет киноНо начнем все-таки с картины Анри Тулуз-Лотрека.
Вот она:
На одном из моих видео эта картина есть, но там темно и плохо видно, вот почему мне пришлось найти её в Сети.
Разумеется, сначала я не знал, кто на ней изображен, хоть имя там было, но оно мне ни о чем не говорило.
Но потом я дошел до экрана и увидел кино. Там танцевала именно та девушка, которую написал Тулуз-Лотрек. А рядом с экраном была афиша с её именем.
Но афиша была о её выступлении в Фоли-Бержер, вот почему я на видео сначала говорю, что её зовут Фоли-Бержер, но сразу сообразил, что сморозил глупость и сам себя поправил, вы все это услышите. Потому что я прекрасно знал, что Фоли-Бержер это кабаре, а не имя человека, где, как выяснилось выступала ещё одна героиня Тулуз-Лотрека, Лои Фуллер.
Но сначала напомню о Фоли-Бержер, вот основные сведения из ВИКИ:
«Фоли-Бержер» (фр. Folies Bergère) — знаменитое варьете и кабаре в Париже. Находится по адресу улица Рише 32 (фр. Rue Richer, 9-й округ столицы). С 1890 по 1920 годы пользовалось большой популярностью. В наши дни кабаре также работает. Здание в стиле оперы построено архитектором Плюмере. Фасад обновлен Пико в 1929 г. в стиле ар-деко.
2 мая 1869 г. заведение открылось под именем «Фоли Тревиз» (фр. Folies Trévise) (варьете находится на углу рю де Тревиз). Название заведения переводится на русский как «в листве Тревиз» (от лат. folia — листья), подразумевая тем самым место, где, скрывшись от назойливых взглядов, можно было предаться веселью и наслаждениям. 13 сентября 1872 г. его переименовали в «Фоли-Бержер».
Ну а теперь обещанное кино, которое я увидел на выставке:
Кино мне понравилось и я решил узнать, кто такая Лои Фуллер. Окaзалось, что она — американка.
Вот что о ней пишет ВИКИ:
Лои Фуллер (Loïe Fuller; наст. имя — Marie Louise Fuller; 22 января 1862 года, Фуллерсбург, Иллинойс — 2 января 1928 года, Париж) — американская актриса и танцовщица, ставшая основательницей танца модерн.
В начале карьеры выступала как драматическая актриса в ролях травести. В 1878—1886 годах работала в Чикаго. Позднее выступала с хореографическими импровизациями на классическую музыку (Глюка, Бетховена, Шопена и других композиторов), использовала световые и воздушные эффекты.
В 1892 году переехала в Париж, где выступала в варьете «Фоли-Бержер» . Гастролировала в различных городах Европы и США. В 1900 году выступала на Всемирной Парижской выставке, в «Гранд-Опера» и др. Наиболее восторженную оценку современников вызывал танец «Серпантин». Её костюм был оснащён крыльями, которые крепились к рукам, удлинённым стержнями. Танцовщица стояла у люка, через который подавалась струя воздуха. По сути это был акробатический трюк, манипуляция развевающейся тканью. Номер был впервые поставлен в 1890 году в Америке и уже в следующем году стал гвоздём программы парижского варьете Фоли-Бержер. Восторженные отзывы о номере оставил Анатоль Франс, считая этот танец возрождением античных традиций. Анатолий Луначарский в 1914 году считал её выдающейся танцовщицей, умевшей по-новому сочетать танец и музыку[1].
Танец, созданный Лои Фуллер, получил развитие в искусстве Айседоры Дункан («Танец серпантин», «Танец огня» и др.), выступавшей вместе с ней до 1902 года. В 1927 году создала в Лондоне собственную труппу, которая просуществовала до 1938 года. Роден позднее рассматривал единую линию развития Фуллер-Дункан-Нижинский, — «танцовщиков, раскрепостивших движение».
Получается, что танец в стиле модерн основала американка. Но другая американка у неё идею, хореографию и даже спонсора украла.Имя другой американки вам в отличие от имени Лои Фуллер — известно. Это Айседора Дункан.
И именно о том, как Айседора поступила с Марией-Луизой фильм «Танцовщица».
Вот его сюжет:
В 1887 году молодая танцовщица Мари-Луиза после смерти отца отправляется в Нью-Йорк, чтобы осуществить свою мечту и стать знаменитой актрисой. Во время одного из выступлений на сцене она путается в своем платье, но чудом избегает падения, продолжая кружить в изящной ткани. Шокированные зрители становятся свидетелями исторического момента — так зародился модерн. Девушка уезжает в Париж и становится известной под именем Лои Фуллер. Она славится на сцене кабаре «Фоли-Бержер», выдающиеся мужчины современности считают её своей музой. Но слава рискует обернуться проклятием, когда случайная встреча Лои Фуллер с юной амбициозной и талантливой Айседорой Дункан ставит под угрозу как её творчество, так и отношения с покровителем Луи.
И последнее кино, которое вы посмотрите, если добрались до этого места моей записи, трейлер этого фильма, на экране и Лои Фуллер и Айседора Дункан.
Кстати, судя по фотографиям Лои, актриса исполняющая главную роль на неё очень похожа.
Вот сама Лои:
А вот трейлер фильма о ней:
«Танцовщица» — Статьи на КиноПоиске
Ледяные ванны, декаданс и разрыв шаблонов — КиноПоиск поговорил об актуальности фильма «Танцовщица» с теми, для кого танец — это профессия.
Для очередного выпуска рубрики «Кино с теми, кто в теме» КиноПоиск выбрал фильм «Танцовщица», который вышел в российский прокат 3 ноября. Картина рассказывает о начале творческого пути создательницы танца модерн Лои Фуллер (Стефани Соколински) и ее отношениях с другой легендарной танцовщицей, Айседорой Дункан (Лили-Роуз Мелоди Депп). Несмотря на то, что в фильме идет речь о вполне конкретных исторических личностях, это не строго биографическая лента, и многие факты и персонажи — плод фантазии режиссера Стефани Ди Джусто.
Чтобы понять, насколько правдоподобно в фильме показаны жизнь Лои Фуллер и ее танцы, КиноПоиск обратился за помощью к профессионалам. В дискуссии приняли участие Анастасия Чередникова (хореограф шоу «Танцы» на ТНТ), Слава Петренко (танцовщик брейк-данса) и Рамуне Ходоркайте (преподаватель современного танца в РАТИ). Модерировала беседу корреспондент КиноПоиска Елена Васильева. Публикуем отрывки из видео с беседой и ее расшифровку.
«Кино с теми, кто в теме» — совместный проект КиноПоиска и кинотеатра «Москва». Первые выпуски были посвящены фильмам «Финансовый монстр» и «Коллектор».
Краткие впечатления участников дискуссии от фильма
Елена Васильева: Насколько имя Лои Фуллер сегодня известно в танцевальной среде?
Анастасия Чередникова: Безусловно, известно, притом не только в танцевальной, но и в творческой среде вообще.
Рамуне Ходоркайте: А мне кажется, что сегодня она не очень известна, хотя и считается прародительницей танца модерн. Но я думаю, что фильм «Танцовщица» ценен не тем, что в нем рассказывается история жизни Лои Фуллер. Это хорошее художественное произведение, отражающее взгляд автора на героиню и ее эпоху. Лента отлично описывает время, когда в искусстве зарождались новые направления. И это касается не только танцев, но и музыки, живописи. Этот фильм иллюстрирует переход в ХХ век, когда рушились шаблоны, приветствовалось самовыражение, стремление идти наперекор мнению большинства. Это проявлялось во всем, в том числе и в танце. Это фильм о том, как Лои добивалась своего, как шла к своей цели. И, что очень важно, рядом были люди, которые ее поддерживали, не боялись стремиться к чему-то новому. Но при этом сегодня о ней все-таки мало кто знает. И даже если посмотреть на танцы, которые показаны в фильме, то непрофессионалу может показаться, что именно такими они и были. Хореографы постарались очень архаично их преподнести, упростить, искусственно их состарить. Но для профессионала очевидно, что это современный танец. Например, в эпизоде, где Лои репетирует в саду в окружении якобы непрофессиональных танцовщиц. Зрителю кажется, что они непрофессиональные, но для меня очевидно, что они хорошо подготовлены.
Петренко: Но это же кино. Там много неправдоподобных моментов. В фильмах всегда все преподносится немного не так, как в реальной жизни. Потому что реальность намного прозаичнее, она мало кого зацепит.
Чередникова: Многое зависит от индивидуальных особенностей человека. У главной героини невероятная физическая подготовка, не каждый такое потянет. Мне кажется, я бы давно сломалась, если бы мне пришлось жить в таком ритме.
Петренко: Тем более что все преподносится так, словно актриса, играющая Лои, вначале пробует танцевать, у нее не очень хорошо получается. Она устает, но в конце концов добивается своего. В фильме пусть не сильно, но заметно, что актриса серьезно готовилась к этой роли.
Рамуне Ходоркайте, Слава Петренко и Анастасия ЧередниковаЧередникова: Но меня, например, зацепила и порадовала очень именно вот эта целеустремленность главной героини, что она упорно, изо дня в день, постоянно продолжает работать над собой и не останавливается, даже когда что-то идет не совсем по плану. Даже через боль. Это психологически очень сложно.
Ходоркайте: Все-таки это фильм не про танец. Он про личность. Но при этом нужно помнить, что это персональный взгляд режиссера на Лои Фуллер. Никто достоверно не знает, какими были ее танцы, потому что сохранилось очень мало записей. Поэтому я бы не рассматривала этот фильм как серьезный фильм о танце.
Васильева: В фильме есть еще одна видная историческая фигура — Айседора Дункан. В отличие от Лои Фуллер, которая достигает всего своим упорством, она профессиональная танцовщица, у нее природный дар. С кем бы вы предпочли работать как хореографы? С Фуллер или Дункан?
Петренко: С тем, у кого больше энтузиазма и желания работать. Независимо от подготовки.
Ходоркайте: Это личное совпадение, я думаю. Либо ты веришь человеку, с которым работаешь, и идешь за ним и с ним, либо нет. Самое главное — найти своего человека — учителя, партнера, соратника. Конечно, в фильме Лои Фуллер выглядит более симпатично, чем Айседора Дункан. Но все же там показаны первые шаги Айседоры, она наверняка со временем менялась. И одно дело — то, какая ты танцовщица, а другое — какой ты педагог. Это абсолютно разные профессии. И хореограф вовсе не обязательно должен быть хорошим танцовщиком. Я даже не знаю, с кем бы хотела поработать я. Но однозначно Лои Фуллер — та, какой она показана в фильме — мне симпатичнее.
Кадр из фильма «Танцовщица»Васильева: А с кем сложнее в вашей профессии — с тем, у кого техника слабовата, но он готов работать и работать, или с тем, кто отлично владеет своим телом, но имеет непростой характер?
Петренко: Раз на раз не приходится. Есть люди, которым достаточно только объяснить, что нужно делать, и они это делают. Но чаще всего с ними эмоционально сложнее работать. А люди, которые готовы пахать сутками, несмотря на то что у них не получается, совсем другие. И с ними совсем по-другому нужно работать. Да, может быть, это займет больше времени, но с ними гораздо приятнее.
Чередникова: Часто с людьми, которые знают себе цену и хорошо владеют своим телом, сложнее работать, потому что у них зашкаливают амбиции. И эта пелена перед глазами мешает им в итоге достичь тех вершин, куда они способны подняться.
Ходоркайте: Есть результат, есть процесс. Наша профессия все-таки состоит больше из процесса, чем из результата. Выход на сцену — это редкость по сравнению с каждодневными репетициями. Поэтому важно, чтобы процесс приносил удовольствие. Пусть даже мазохистское — какое угодно. А выход на сцену — это просто ступень, чтобы продолжать дальше репетировать.
Кадр из фильма «Танцовщица»Васильева: В фильме очень красочно показано, как сложно было Лои Фуллер добиться совершенства. Она испытывала постоянную боль, почти ослепла. Как такие цели достигаются в реальной жизни?
Ходоркайте: Ну, во-первых, каждодневные тренировки.
Чередникова: С утра до вечера.
Ходоркайте: Тело не обманешь. Ты должен тренироваться каждый день. Как именно — это зависит от поставленной задачи. У Лои Фуллер была задача выдержать тяжесть своего костюма, поэтому она тренировала мышечную выносливость. Бывает, что человек силен от природы, но с возрастом это проходит.
Петренко: То есть танцор должен быть в форме всегда.
Ходоркайте: В этом смысле фильм абсолютно правдив.
Чередникова: В фильме Лои лежит во льду, чтобы прийти в себя после нагрузок. Танцоры тоже иногда так делают, но это не очень полезно для организма. Для женского в первую очередь.
Ходоркайте: Мне кажется, что в фильме это так красочно показано, чтобы вызвать определенные эмоции у зрителя, чтобы он понимал, насколько это тяжелый труд. Но не нужно воспринимать все, что там показано, как абсолютную правду. Все-таки это художественный фильм, где расставлены определенные акценты, чтобы добиться конкретного эффекта, чтобы мы сопереживали персонажам.
Петренко: То есть к таким практикам нужно готовиться, как и к закаливанию, постепенно.
Ходоркайте: Медицина тоже шагает вперед. Есть более щадящие способы привести себя в порядок, распределить нагрузку.
Петренко: Если у тебя есть цель, ты можешь найти много информации о том, как быстрее достичь ее, что нужно есть, что пить.
Ходоркайте: На какую группу мышц тебе нужно делать нагрузку. Сейчас все проще, научнее.
Васильева: В фильме у Лои и Айседоры очень непростые отношения. С одной стороны, это любовь, дружба, взаимное восхищение, с другой — соперничество. Чего больше в танцевальной среде — дружбы или соперничества?
Петренко: Ну, в моем направлении соперничество — это огромный стимул для постоянного развития. Конечно, нужно уметь радоваться победам других людей. Но при этом вот ты посмотрел на них, вдохновился и понял: «Ага, нужно работать». И ты идешь в зал.
Чередникова: Знаете, конкуренция — штука хорошая. Без нее, наверное, не было бы прогресса в принципе и вот этого перехода из эпохи в эпоху. И по сей день конкуренция заставляет человека работать. И любовь, и обожание — это все есть, безусловно. И есть подлость. Это есть и в спорте, и в творчестве.
Ходоркайте: Мне кажется, в фильме еще затронута тема партнерства. Я работаю в основном в театральной среде, где партнерство очень важно. На сцене ты как правило не один, ты с партнером, и ваша общая цель — художественная, эмоциональная. Когда люди — партнеры на сцене, они становятся более близки в жизни. Конкуренция конкуренцией, но есть задача добиться общей цели, и она многое определяет. Но я думаю, что в кино речь немножко о другом. Об эмоциональном состоянии как о толчке для творчества. Потому что если ты зациклен на какой-то одной идее, то творить не из чего.
Мы все творим из собственного опыта, из собственной жизни. И, мне кажется, в фильме имелось в виду именно это — эмоциональное состояние переживаний человеческих, любовных, страстных отношений, потому что ты потом про это на сцене будешь говоришь. Неважно, в какой именно технике. Зритель это тоже чувствует. Вместе с общим декадентским духом той эпохи, переданным в картине.
Кадр из фильма «Танцовщица»Васильева: А насколько танец того времени интересен сегодня профессионалам?
Ходоркайте: Танец ХХ века для нас, выросших в Советском Союзе и в постсоветское время, был во многом закрыт. На самом деле, если исследовать начало ХХ века, бытовые танцы в Европе и Америке — они очень крутые. Все эти чарльстоны, линди-хопы — они технически великолепны. Мы прошли мимо этого. И вот с этой точки зрения они конкретно мне очень интересны, потому что даже поколение наших родителей и бабушек с дедушками знали разве что танго, да и то слегка.
Петренко: В этих танцах есть душа. У меня есть знакомые, которые вдохновляются этими танцами. Они откапывают исторические материалы, читают статьи, что-то ищут. Их привлекает то время, когда все это только начиналось, когда нужно было преодолеть столько преград, чтобы тебя начали уважать и принимать. Поэтому в этих направлениях есть столько энергетики, которую сегодня нам нужно найти в себе, чтобы суметь воспроизвести что-то подобное. Тогда ведь ничего не было. Все приходилось изобретать с нуля, буквально из себя вытаскивать новые движения.
Чередникова: Вот эта недоступность того времени — она, конечно, сделала свое дело. Потому что сейчас гораздо сложнее уже удивить, зацепить, показать что-то особенное. Все уже перепробовано, использовано. Сейчас в этом смысле сложнее.
Ходоркайте: И там действительно было личностное проломление льдов. То есть каждый вытаскивал что-то из себя, проламывал преграды. При этом, мне кажется, мы до сих пор не научились получать от того, чем мы занимаемся, настоящее удовольствие. Если смотреть бытовые танцы того времени, люди просто…
Чередникова: …они светились.
Ходоркайте: И получали от этого удовольствие.
Чередникова: Мы привыкли к тому, что надо пахать. И вроде бы есть этот творческий процесс, когда ты получаешь удовольствие, но потом все равно эти рамки стираются, и начинаешь опять погружаться в каждодневную пахоту.
Ходоркайте: Мы как-то генетически привыкли быть забитыми в рамки. Шаг влево, шаг вправо — так нельзя, так неправильно. Во времена Лои Фуллер такого не было. Тогда было: я так хочу, я так чувствую. Мы пока несвободны даже на генетическом уровне.
Кадр из фильма «Танцовщица»Васильева: В начале ХХ века общество приняло танец модерн на ура, потому что он был нужен людям. А какие танцы нужны и актуальны сейчас?
Чередникова: Сейчас есть огромный выбор. Тот же хип-хоп очень востребован. Набирает обороты дэнсхолл, потому что это Ямайка, танцы свободных темнокожих людей, которые получают удовольствие от того, что делают. И эта свобода все больше раскрепощает, все больше людей этим интересуются.
Ходоркайте: Мне кажется, что, говоря об актуальности, нужно разграничивать театральные и бытовые танцы. Потому что все современные направления уличных танцев — это то, что близко обычному человеку, потому что он может встать и попробовать их, не будучи каким-то крутым профессионалом. А есть театральное направление, и оно другое. Тот же модерн в итоге превратился в театральное направление. Раньше было такое понятие — эстрадный танец. Что такое эстрадный танец, скажите мне? Эстрадный танец — это то, что мы видим с эстрады, то есть им может быть все что угодно, любой стиль. То есть у нас в советское время было очень искаженное представление об этом. Мне кажется, важен не сколько стиль, а то, трогает ли зрителя то, что ты делаешь. При этом сценическое и развлекательное направления могут и дополнять друг друга. Например, Крымов в спектакле «Тарарабумбия» использует байкеров, чтобы рассказать о Чехове.
Васильева: Благодаря своей изобретательности и упорству Лои Фуллер добилась всемирной известности. Стремление к славе — это обязательная черта профессионального танцовщика?
Петренко: Смотря что подразумевается под словом «слава». Некоторые просто хотят заявить о себе и показать себя таким, каким ты являешься. И неважно, полюбят тебя, не полюбят — тебе просто хочется проявить себя.
Ходоркайте: Мне кажется, большое значение имеет удовольствие. Тебе либо нравится то, чем ты занимаешься, когда на тебя смотрят и тебе есть что рассказать, либо нет. Слава и любовь зрителя — это разные вещи. Главное, нравится ли нам то дело, которым мы занимаемся. Если тебе еще удается этим зарабатывать на жизнь, ты самый счастливый человек на свете. Лои Фуллер не стремилась к славе. Она мечтала танцевать так, как она хочет. Она в фильме представлена как художник, как творец, а не как танцовщица. Она создавала что-то свое. Мне кажется, поэтому она так и зацепилась за Айседору Дункан, постоянно повторяя: «Она танцовщица». Дункан действительно танцовщица, она не такая, как Лои Фуллер.
Петренко: Ну да, судя по фильму, Лои Фуллер в большей степени была хореографом.
Ходоркайте: Художником.
Чередникова: И режиссером.
Ходоркайте: Да, и тут пришла танцовщица, которая увлеклась именно этим направлением. Айседора Дункан стала ее последовательницей, которая соединила две профессии. Перформер — вот кто такая Лои Фуллер!
Соко о роли в «Танцовщице» и легенде модерна Лои Фуллер — Wonderzine
Я согласилась на участие в фильме, даже не читая сценарий. Стефани тогда сказала, что пишет для меня роль всей моей жизни. К тому моменту я уже хорошо знала Стефани как режиссёра, мы разделяли вкусы и в кино, и в искусстве в целом, так что я согласилась. К тому же мне понравилось, как Стефани описывала Лои, а сыграть такую удивительную героиню и вернуть ее из забвения — это большая удача для меня.
Лои Фуллер стала яркой фигурой парижского круга авангардистов, дружила с Мозером, Тулуз-Лотреком и Роденом (который потом развил идею последовательного развития танца модерн по линии Фуллер–Дункан–Нежинский) и даже повлияла на ход Первой мировой войны, поспособствовав дипломатическим отношениям между США и Румынией.
«Танцовщица» даёт честное представление о том, что значит быть артистом, так что безусловно я разделяю отношение Фуллер к сцене. Я тоже трудоголик, я предана своему делу, будь то музыка или кино. Как и Лои, я вкладываю в работу всю душу, не жалея сил и слёз, потому что отдаваться без остатка, всем сердцем — это и значит быть художником. Но в отличие от неё, я без труда показываю себя на сцене, не боясь открыться. Работа же Фуллер была построена на том, что на сцене она скрывалась за своим костюмом в страхе быть увиденной.
Это не первая главная роль для Соко, прославившейся как певица после сингла «I’ll Kill Her» в 2007-м. В этом году среди фаворитов Каннского кинофестиваля оказался французский фильм «Передышка», в котором она сыграла одну из девочек-солдат, приехавших на кипрский ретрит после тяжелой миссии в Афганистане.
По-моему, прекрасно находить в истории и возрождать такие сокровища, как запечатлённый на пленке танец «Серпантин». Раз уж такие удивительные люди, как братья Люмьер, интересовались персоной Лои Фуллер, то мы тем более должны открывать творчество танцовщицы современной аудитории — это просто справедливо.
Один из первых колоризированных фильмов в истории кино — «Танец Лои Фуллер» в исполнении танцовщицы Аннабелы Мур. Фильм был снят и вручную раскрашен на студии Эдисона и предназначался для демонстрации с помощью кинетоскопа — изобретения Эдисона для индивидуального просмотра кино.
«Танцовщица» — не байопик, а, скорее, портрет художника, сильной женщины, преданной искусству. Таково видение Стефани Ди Жюсто, такова история, которую хотела рассказать режиссер. Я даже представить себе не могу, как можно уместить жизнь человека в полтора часа экранного времени. Стефани пришлось многим пожертвовать, чтобы показать в фильме то, что тронуло её больше всего в истории Лои.
Без сомнений, она хотела сделать фильм, в котором женщины наделены силой действовать, не умаляя при этом позиции мужчин. Но дело в том, что Лои была настоящим ураганом — рядом с такой концентрацией творчества, отчаяния и силы было практически невозможно найти себе место другим.
Несмотря на то что первопроходцем танца модерн была Лои Фуллер, в массовой культуре лучше знают ее последовательницу Айседору Дункан. Впервые она увидела выступление Лои на Международной выставке 1900 года и в течение двух лет после этого они выступали вместе. Но, в противовес механизированному танцу Фуллер, Дункан пропагандировала возврат к свободе движения, грации и естественности.
Тот факт, что в массовой культуре лучше знают последовательницу Лои — Айседору Дункан — я объясняю тем, что жизнь несправедлива. Я в принципе объясняю этим большинство событий. Лои была на пике своей танцевальной карьеры, когда появилась Айседора. Она была полна свободы: она не пряталась за костюм и декорации, её танец был манифестом естественности и простоты. То, с какой лёгкостью она показывала своё тело в танце, восхищало публику. Выступления Лои, напротив, были адским трудом и дорогим удовольствием с тяжёлым костюмом, масштабными декорациями, техникой. Физически это был изнурительный номер: Фуллер нужно было восстанавливаться три дня после каждого представления.
Фотографии: Les Productions du Trésor
Кто такая Лои Фуллер? — Наводы — LiveJournal
Коломан Мозер. Танцовщица Лои Фуллер, 1910
Случайно на YouTube наткнулась на фильм 2016 года «Танцовщица» и благодаря ему узнала о реальной Лои Фуллер — знаменитой танцовщице, чьё имя не очень известно у нас, хотя многим хорошо знакомо имя её талантливой ученицы Айседоры Дункан. Обе стали предвестницами и изобретательницами танца-модерн.
Премьера фильма состоялась на 69-м Каннском кинофестивале, где он был номинирован за режиссёрский дебют Стефани ди Джусту на «Золотую камеру» и на «Квир-пальмовую ветвь», а также был представлен в номинации «Особый взгляд». Главные роли в картине исполнили Стефани Соколински, известная под псевдонимом Соко, и Лили-Роуз Депп, 17-летняя дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради.
Фильм не является достоверной биографией Лои Фуллер, это просто эмоциональный байопик о незаслуженно забытых страницах мирового искусства. Кроме того, это кино с очень красивым визуальным рядом, в нём тщательно воспроизведены удивительные платья и некоторые танцевальные номера Лои Фуллер.
«Танцовщица» — первый фильм о Лои Фуллер, которая мечтала стать великой актрисой и покорить Америку. В 1887 году молодая танцовщица Мари-Луиза после смерти отца отправляется в Нью-Йорк, чтобы осуществить свою мечту и стать знаменитой актрисой. Во время одного из выступлений на сцене она путается в своем платье, но продолжает кружить в танце, и зрители становятся свидетелями зарождения танца-модерн.
Девушка уезжает в Париж и становится известной под именем Лои Фуллер. Ее шедевры и прежде всего танец «Серпантин» даже сейчас выглядят современно, а что уж говорить о зрителях на рубеже XIX и ХХ веков?
Как и Дункан, Фуллер находит своего благодарного зрителя в Европе.
Кто же такая на самом деле Лои Фуллер (1862–1928) — американка, ставшая одной из самых знаменитых танцовщиц Франции и навсегда поменявшая представления о современном танце. Она — легенда «Фоли-Бержер», героиня знаменитых афиш Belle Еpoque.
Афиша спектаклей в Фоли-Бержер: «Каждый вечер — Лой Фуллер».
Новатор, смело экспериментировавшая с костюмами, освещением, декорациями, люминесцентными красителями и разными спецэффектами, делавшими ее номера незабываемыми. Фуллер — автор около 200 патентов в области технических театральных новшеств, кроме того она член французского астрономического общества.
Лои Фуллер на сцене. Frederick Glasier, Portrait of Loie Fuller, 1902
История Фуллер началась в Чикаго, где она выступала как драматическая актриса травести-шоу. Уже в юности у Лои появилась тяга к танцам. Спустя несколько лет она стала одной из самых высокооплачиваемых танцовщиц мира. Лои Фуллер была музой братьев Люмьер, Родена и Тулуз-Лотрека, звездой известного в Париже кабаре, её «танец бабочки» показывали в Гранд-Опера. Ей восхищались Александр Дюма-сын и Анатоль Франс, Пьер и Мария Кюри.
Тулуз-Лотрек. Лои Фулер в Фоли-Бержер, 1892
Позже в своих выступлениях, сопровождавшихся классической музыкой Бетховена и Шопена, Фуллер показывала новый стиль свободного танца — резкие движения и взмахи руками, ниспадающие шелковые наряды и световые эффекты. Новаторский стиль хореографии девушки не раз критиковали, однако Лои Фуллер стояла на своём. По ее мнению, танец в первую очередь должен выражать чувства. Именно поэтому движения девушки под музыку не имели никакой схемы и порядка, каждый ее выход на сцену был импровизацией от начала до конца.
Наиболее восторженную оценку современников вызывал танец «Серпантин». Костюм Лои Фуллер был оснащен крыльями, которые крепились к рукам удлиненным стержнями. Танцовщица стояла у люка, через который подавалась струя воздуха. По сути, это был акробатический трюк, манипуляция развевающейся тканью. Номер был впервые представлен в 1890 году в Америке и уже в следующем году стал гвоздем программы парижского варьете Фоли-Бержер. Восторженные отзывы о номере оставил Анатоль Франс, считая этот танец возрождением античных традиций.
Лои Фуллер не была красавицей, да и по балетным канонам была несколько полновата, но всё это не помешало ей стать музой для художников и скульпторов. Картины, статуи, фигуры, украшающие фасады домов в Париже и Санкт- Петербурге, даже предметы интерьера несут в себе образ танцовщицы. Она стала олицетворением стиля модерн, вдохновением для художников, которые, идеализируя ее, изображали чаще, чем любую другую женщину своего времени. Анатолий Луначарский в 1914 году считал её выдающейся танцовщицей, умевшей по-новому сочетать танец и музыку.
Несмотря на широкую известность и большое число поклонников, личная жизнь танцовщицы не сложилась: она так и не вышла замуж, полностью посвятив себя творчеству. Фуллер написала книгу «Пятнадцать лет моей жизни». Погребена на кладбище Пер-Лашез в Париже.
American dancer Loie Fuller (1862-1928)
Танец, созданный Лои Фуллер, получил развитие в искусстве Айседоры Дункан, выступавшей вместе с ней до 1902 года. В 1927 году Айседора создала в Лондоне собственную труппу, которая просуществовала до 1938 года. Роден позднее рассматривал единую линию развития танца Фуллер — Дункан — Нижинский, «танцовщиков, раскрепостивших движение».
Источники информации и иллюстраций: bazaar.ru; Первые леди танца-модерн; википедия
Дискуссия с психологом и хореографом по биографической драме «Танцовщица»
9 ноября в кинотеатре «КАРО 9 Атриум» в рамках проекта «КАРО.Арт» зрители смогут посмотреть основанную на реальных событиях картину о судьбе легендарных танцовщиц и принять участие в обсуждении фильма. Дискуссию проведут эксперт в психологии кино Татьяна Салахиева-Талал и исследователь современной хореографии, бывшая профессиональная танцовщица Вита Хлопова.
Первая полнометражная картина Стефани Ди Джусто, охарактеризованная как «амбициозный и страстный фильм», в этом году была показана на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд», а также была номинирована на Гран-при французского кинофестиваля фильмов романтического жанра в Кабуре.
Фильм рассказывает историю американской танцовщицы Лои Фуллер, вошедшей в историю как основательница танца модерн и ставшей новой музой французского художника-постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека и создателей кинематографа братьев Люмьер.
В центре сюжета – судьбоносная встреча Лои с ее главной конкуренткой – танцовщицей Айседорой Дункан, создательницей другого стиля, известного как «свободный танец». Сложные взаимоотношения главных героинь ставят под угрозу карьеру Лои и ее запутанный роман с возлюбленным.
Образ главной героини на экране воплотила известная французская певица и актриса Стефани Соколински (творческий псевдоним – Соко), которая была названа лучшей актрисой на кинофестивале в Мар-дель-Плата за роль в историческом фильме «Августина». В роли Айседоры Дункан – юная Лили Роуз Депп, дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради. Возлюбленного главной героини играет французский актер, обладатель престижной премии «Сезар» Гаспар Ульель, известный по новому фильму Ксавье Долана «Это всего лишь конец света».
Новый формат просмотра фильмов с участием экспертов позволит зрителям не только насладиться прекрасной игрой актеров, но и получить ответы на возникшие в ходе показа вопросы.
– Почему Айседора Дункан известна всем, а Лои Фуллер – только узкому кругу специалистов? Ведь именно Фуллер предоставила Дункан работу в Европе, и сама она давала по два спектакля в день круглогодично, собирая всегда полные залы.
– В чем на самом деле был гений Дункан?
– Почему Лои Фуллер можно считать матерью сценических спецэффектов? Известно, что практически все спецэффекты, которые используются сейчас в театре, в большинстве случаев запатентованы на имя Фуллер.
Кроме того, в рамках дискуссии профессиональный психолог рассмотрит проблемы отношений между родителями и детьми, а также полученных в результате воспитания в неполных семьях детских психотравм и их последствий – своего рода отпечатков на всю жизнь.
Также зрители узнают, какое влияние на дальнейшую судьбу обеих танцовщиц оказала их случайная встреча, и на примере главной героини увидят, как, не обращая внимания на скепсис и непонимание окружающих, нужно продолжать идти к мечте и добиваться поставленной цели.
«Она не обладала ни одним из тиражируемых в то время идеалов красоты. Откровенно говоря, она была непривлекательна. Но она нашла способ влюбить в себя весь мир – она заново изобрела себя и сценическое искусство. Она – странное сочетание воли, силы и хрупкости», – говорит Стефани Ди Джусто о Лои Фуллер.
Фильм пройдет на языке оригинала (французский, английский) с русскими субтитрами.
Билеты на показ можно приобрести по ссылке https://karofilm.ru/art/film/1584
Кинопоказы с участием экспертов проходят в кинотеатре нового поколения «КАРО 9 Атриум» на регулярной основе. У зрителей есть уникальная возможность одновременно с просмотром лучших новинок проката в кинозале подробней разобраться в их содержании — по окончании сеансов проходят увлекательные дискуссии с участием психологов, кинокритиков и других экспертов в различных областях, соответствующих тематике показа.
«Запуская этот проект, мы хотим дать возможность зрителям смотреть кино более осознанно, научиться глубже его понимать и одновременно получить новые знания в интересной для них области», — отмечает Ник Глушко, генеральный директор сети кинотеатров «КАРО».
Ранее в рамках проекта кинокритик Антон Долин и эксперт в психологии кино Татьяна Салахиева-Талал вместе со зрителями обсудили триллер Пола Верховена «Она», а также драму российского режиссера Кирилла Серебренникова «Ученик».
Синопсис фильма «Танцовщица»
Нью-Йорк, 1887 год. Молодая Мария-Луиза мечтает покорить Америку — стать великой актрисой. Во время выступления на сцене она путается в своем платье, но чудом избегает падения, продолжая кружиться в изящной ткани. Шокированные зрители становятся свидетелями исторического момента — так зародился модерн.
Мария-Луиза стала Лои Фуллер — электрической феей, иконой, пылающим символом поколения. Новая муза братьев Люмьер и Тулуз-Лотрека теперь еще и звезда известного в Париже кабаре, а ее танец бабочки покажут в Гранд-Опера. Но слава — это не все. Случайная встреча Лои Фуллер с юной Айседорой Дункан ставит под угрозу ее непростую любовь с покровителем и саму суть изобретенного ею нового направления искусства.
Дата и время показа: 9 ноября, 19:30
Сбор гостей: 19:00
Место проведения: кинотеатр «КАРО 9 Атриум», зал № 9 (ул. Земляной вал, 33, ТРК «Атриум»)
О Татьяне Салахиевой-Талал:
Эксперт в психологии кино, спикер киноконференций, сценарный консультант на сериалах и полных метрах, практикующий психолог, гештальт-терапевт, супервизор, рекомендованный терапевт МИГТиК, коуч и тренер. Преподает свой авторский курс «Психология для сценаристов» в Moscow Film School. Подробней: www.tobealive.ru
О Вите Хлоповой:
Вита Хлопова — исследователь современной хореографии, создатель проекта о современном танце No Fixed Points (www.nofixedpoints.com), куратор. Бывшая профессиональная танцовщица, выпускница ГИТИСа, двух магистерских программ Сорбонны (Paris III, Paris VIII), аспирантка Университета Поля Верлена (Метц). Автор курса по истории современной хореографии в ГИТИСе, лектор в МСИ «Гараж», в ДК «Трехгорка», в ДК ЗИЛ, в ГЦСИ, в МАММ, в Высшей британской школе дизайна, в творческой лаборатории СОТА и др. Автор программы выпуска серии книг о современном танце и научный редактор издательской программы МСИ «Гараж». Куратор образовательной программы фестиваля «Context.Diana Vishneva».
О сети кинотеатров «КАРО»:
Сеть кинотеатров «КАРО», основанная в 1997 году, установила новые стандарты оформления кинозалов в России. На сегодняшний день «КАРО» является ведущей сетью кинотеатров в России, управляющей 28 современными кинотеатрами (223 экрана) в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Казани, Калининграде и Сургуте, которые ежегодно посещают почти 12 млн человек. Подробней:https://karofilm.ru/
О проекте «КАРО.Арт»:
Направление репертуарной политики сети кинотеатров «КАРО», концентрирующее в себе все многообразие кинематографа, не укладывающегося в рамки мейнстрима: широкий спектр предложений для ценителей фестивального кино, предпочитающих смотреть фильмы на языке оригинала с субтитрами, недели национальных кинематографий, трансляции спектаклей, эксклюзивные премьеры сериалов, кинолекторий и многое другое.