Макдорманд, Фрэнсис — Википедия
Фрэ́нсис Луи́за Макдо́рманд (англ. Frances Louise McDormand; урождённая Синтия Энн Смит[1]англ. Cynthia Ann Smith; род. 23 июня 1957, Гибсон-Сити, Иллинойс, США) — американская актриса театра, кино, телевидения и озвучивания, продюсер. Лауреат двух премий «Оскар» (1997, 2018), а также премий «Тони» (2011), BAFTA (2018), «Золотой глобус» (2018), «Эмми» (2015), четырёх «Премий Гильдии киноактёров США» (1997, 2015, 2018 – дважды) и трёх премий «Независимый дух» (1997, 2007, 2018). Председатель жюри 54-го Берлинского кинофестиваля. Будучи женой режиссёра и сценариста Джоэла Коэна, Макдорманд снялась во многих фильмах братьев Коэнов, таких как «Просто кровь» (1984), «Воспитывая Аризону» (1987), «Фарго» (1996), принёсший ей премию «Оскар» за «Лучшую женскую роль», «Человек, которого не было» (2001) и «После прочтения сжечь» (2008).
Актриса также трижды номинировалась на премию «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана за роли в фильмах «Миссисипи в огне» (1989), «Почти знаменит» (2000) и «Северная страна» (2006). Среди других значимых картин с её участием — «Короткие истории» (1993), «Первобытный страх» (1996), «Любовь по правилам и без» (2003) и «Королевство полной луны» (2012).
В 1984 году актриса дебютировала на Бродвее, с ролью в пьесе «Проснись и пой! (англ.)русск.». В 1988 году она была номинирована на премию «Тони», за роль Стеллы Ковальски в пьесе «Трамвай „Желание“», после чего она долго не играла в бродвейских постановках, вернувшись только в 2008 году. Её первая после возвращения роль в обновлённой версии пьесы «Деревенская девушка (англ.)русск.», принесла номинацию на премию «Драма Деск», а в 2011 году актриса получила премию «Тони», за роль в спектакле «Хорошие люди» по пьесе Дэвида Линдси-Эбера. В 2018 году, за роль Милдред Хейз в фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», Фрэнсис Макдорманд была удостоена множества наград, в их числе премии «Оскар», BAFTA, «Золотой глобус» и «Премия Гильдии киноактёров США» [2][3].
Фрэнсис Макдорманд родилась 23 июня 1957 года в Гибсон-Сити (англ.)русск., штат Иллинойс, и была названа Синтией Энн Смит. В возрасте полутора лет она была удочерена парой уроженцев Канады — Норин и Верноном Макдормандами, изменившими ей имя на Фрэнсис Луизу[1]. Норин работала медсестрой, Вернон был пастором церкви учеников Христа[4]. Сама Фрэнсис полагает, что её биологической матерью могла быть одна из прихожанок церкви Вернона[5]. В семье было ещё два приёмных ребёнка: Дороти, позже ставшая капелланом, и Кеннет[4]. Макдорманды были очень религиозны, будущая актриса в детстве искренне разделяла их взгляды и каждое лето посещала христианские детские лагеря, однако после переезда из родительского дома её религиозность угасла[5].
Расти в семье священника было непросто. Все обращают внимание на то, хорошо или плохо ты себя ведёшь. Я была примерной, пока не уехала в колледж, а вот там начала нарушать правила
Фрэнсис Макдорманд
Так как отец Фрэнсис работал в области восстановления общин своей церкви[5], семья часто переезжала. Макдорманды успели пожить в нескольких небольших городах в Иллинойсе, Джорджии, Кентукки и Теннесси[7], пока не остановилась в Монессене, Пенсильвания, где Фрэнсис ходила в местную школу. Из-за частых переездов ей было трудно завести друзей, к тому же в детстве она носила очки и имела лишний вес[5]. Сама Макдорманд описывает себя-подростка как «полноватого гика» (англ. «chubby geek»)[6]. Впервые будущая актриса появилась на сцене по приглашению учительницы английского. Она обратила внимание на то, что девочке нравятся представленные в школьной программе отрывки из Шекспира, и предложила продолжить чтение после уроков. Эта же учительница отвечала за постановку ежегодных пьес, куда и приглашала Фрэнсис, которую, однако, такой актёрский опыт разочаровал, во многом из-за невозможности получить хорошую роль: «Это были обычные тупые пьесы для старшеклассников. Такие, где есть роль для самой популярной девочки, для самого популярного мальчика, потом для друзей популярных девочки и мальчика и лишь потом для нердов» [5].
В 1975 году будущая актриса окончила школу, в 1979 году получила степень бакалавра искусств в Бетани-колледж в Западной Виргинии, после чего по совету одного из преподавателей поступила в драматическую школу Йельского университета, получив в 1982 году степень магистра. Соседкой Фрэнсис по комнате во время обучения в Йеле была Холли Хантер, позже тоже ставшая известной актрисой и подругой Макдорманд. Вместе они переехали в Нью-Йорк[8] и снимали жильё в Бруклине.
Дебютные роли. Первая номинация на «Оскар»[править | править код]
Первой профессиональной актёрской работой Макдорманд была игра в пьесе, поставленной в Тринидаде и Тобаго Дереком Уолкоттом[9]. На постановку он выделил собственные деньги, использовав некоторую сумму из полученного им гранта фонда Макартуров. В пьесе были задействованы местные актёры и двое американцев, включая Макдорманд. Несмотря на невысокий интерес зрителей («иногда мы отменяли представления, так как на них никто не приходил»), работа с Уолкоттом, являющимся одновременно и поэтом, и драматургом, послужила хорошим опытом для начинающей актрисы
После переезда в Нью-Йорк Фрэнсис работала кассиром в ресторане, играла в малоизвестных пьесах и несколько раз снялась в рекламе пива, чтобы оплатить аренду квартиры[6]. В 1984 году актриса пришла на пробы для фильма «Просто кровь», первые для неё в большом кино. Это был дебютный фильм тогда ещё малоизвестных братьев Коэнов. На пробы Макдорманд попала случайно, по совету её подруги Холли Хантер, которая также проходила эти прослушивания, но получила другую роль, в театральной пьесе[10]. Фильм показался Фрэнсис «диким», «непонятым» и мог, по её мнению, стать «главным конфузом в её карьере» [11], но был хорошо встречен критикой, положив начало карьере и Коэнов, и Макдорманд. Завязавшиеся между актрисой и Джоэлом Коэном отношения переросли в продолжительный брак и творческое сотрудничество.
Год спустя Макдорманд сыграла в 6 эпизодах популярного сериала «Блюз Хилл-стрит», а в 1987 году появилась в небольшой роли во втором фильме Коэнов «Воспитывая Аризону». Прорывом для актрисы стал 1988 год. За роль Стеллы Ковальски в пьесе «Трамвай „Желание“» она была номинирована на премию «Тони», уступив Джоан Аллен. Ещё большего успеха Фрэнсис добилась в большом кино, сыграв подвергающуюся домашнему насилию со стороны мужа южанку, не разделяющую расистских взглядов окружающих, в фильме «Миссисипи в огне». Основанный на реальных событиях фильм Алана Паркера с Джином Хэкменом и Уиллемом Дефо в главных ролях получил 6 номинаций на «Оскар» и признание критиков[12], несмотря на обвинения в искажении исторических фактов
«Фарго»[править | править код]
В следующие 8 лет Макдорманд редко снималась в больших фильмах и главных ролях, среди наиболее примечательных работ за тот период — американская правозащитница в фильме «За завесой секретности», подруга главного героя в «Человеке тьмы» и роль в фильме Роберта Олтмена «Короткие истории». Трёхчасовой фильм с необычной структурой повествования разделил «Золотого льва» 50-го Венецианского кинофестиваля с картиной Кшиштофа Кеслёвского «Три цвета: Синий» и получил специальный «Золотой глобус» за актёрский состав, называемый одним из лучших в истории[14].
В 1995 году братья Коэны начали готовить проект своего нового фильма. Действие должно было происходить в декорациях родной для них Миннесоты. Главная роль в фильме изначально писалась для Макдорманд, которая давно не играла у них больших ролей, хотя так или иначе присутствовала почти во всех фильмах [15]. В случае отказа актрисы режиссёры отменили бы проект[16]. Фрэнсис была удивлена, когда они протянули ей копию сценария и сказали: «Вот, пожалуйста. Вот и Мардж». Позже она шутила: «Это было впервые за 12 лет, что я спала с режиссёром, и получила роль без вопросов»[15]. На заданный самой Макдорманд вопрос о том, почему именно она была выбрана на роль, Итан Коэн ответил: «Сложно сказать. Потому что образ героя сочиняется под какого-то актёра не из-за внешнего сходства. Это как будто у тебя есть шкаф с костюмами, и ты точно знаешь, какому актёру они придутся впору»[16]. На другие роли были приглашены Уильям Мэйси, Стив Бушеми и Петер Стормаре.
Фильм «Фарго» вышел в марте 1996 года и сразу получил высочайшие отзывы критиков. Видный американский кинокритик Роджер Эберт назвал «Фарго» «одним из лучших фильмов, что он видел» и сказал, что «из-за фильмов вроде „Фарго“ он и любит кинематограф»[17]. Действие картины рассказывает о том, как беременная офицер полиции Мардж Гандерсон, сыгранная Макдорманд, постепенно раскрывает аферу с похищением, приводящую к многочисленным убийствам. Запоминающийся персонаж и высококлассная актёрская игра стали украшением фильма.
Мардж Гандерсон — один из немногих персонажей, чьи имена остаются у нас в памяти. Как Трэвис Бикл, Тони Манеро, HAL 9000, Фред С. Доббс. Шеф полиции, она мучается приступами тошноты, ест любой фастфуд, до которого может добраться, и говорит с миннесотским акцентом. При этом она прирождённый офицер полиции, на месте преступления она правильно и быстро восстанавливает картину случившегося, не упуская мелочей, чего не удаётся её напарнику-мужчине.— Роджер Эберт[18]
Журнал Empire поставил Мардж Гандерсон на 75-е место в списке 100 величайших киногероев[19], а игру Макдорманд назвал «лучшей в карьере»[20].
Мардж выглядит как один из милейших копов, что вы когда-либо встречали. Но не позволяйте себя обдурить — она не деревенщина из маленького городка и не позволит последней стадии беременности помешать ей раскрыть дело о вымогательстве/похищении с парочкой жутких убийств. — Empire[19]
Для подготовки к роли Макдорманд не изучала поведение женщин-полицейских и решила довериться собственным инстинктам[15]. Как и другим актёрам, ей пришлось научиться миннесотскому акценту, ставшему визитной карточкой фильма[21]. Для имитации беременности на протяжении всего времени съёмок она носила накладные живот и грудь.
За роль Мардж Гандерсон Макдорманд получила номинации почти на все основные кинонаграды. Актриса уступила премию BAFTA Бренде Блетин и комедийный «Золотой глобус» Мадонне, однако получила премии «Спутник», «Независимый дух» и стала лучшей актрисой по мнению Гильдии киноактёров. Она также получила свою вторую номинацию на «Оскар» (впервые за главную роль) и 24 марта 1997 года получила статуэтку.
Помимо «Фарго», в 1996 году вышли ещё 3 успешных фильма с участием актрисы. Роль в телевизионной драме Showtime «Скрыто в Америке» принесла ей номинацию на «Эмми» за лучшую роль второго плана. Макдорманд также появилась в хорошо принятом критиками вестерне «Звезда шерифа»[22] и сыграла роль психолога Молли Эррингтон в имевшем кассовый успех[23]триллере «Первобытный страх» с Ричардом Гиром, Лорой Линни и дебютировавшим в большом кино Эдвардом Нортоном.
После получения «Оскара»[править | править код]
После успешного 1996 года Макдорманд не появлялась в запоминающихся ролях вплоть до выхода в 2000 году фильма Кэмерона Кроу «Почти знаменит». Основанная на воспоминаниях самого Кроу[24], картина рассказывает о подростке, мечтающем стать музыкальным критиком, который случайно становится журналистом Rolling Stone и отправляется в турне с рок-группой Stillwater. Макдорманд предстала в роли Элейн, матери главного героя, профессора колледжа, строгой и чересчур заботливой женщины, которая, поссорившись с дочерью, не желает потерять в порочном мире рок-музыки ещё и сына. Фильм заслужил высокие оценки критиков, в частности Роджер Эберт[25] и Питер Трэверс[26] признали «Почти знаменит» лучшим фильмом года, а киноакадемия присудила «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Макдорманд, чья Элейн по мнению Трэверса получилась «невероятно забавной»[27], впервые после «Фарго» получила номинации на все основные премии, причём в большинстве из них ей пришлось соперничать с Кейт Хадсон, также снявшейся в «Почти знаменит» и получившей хорошую критику. Именно Хадсон получила «Золотой глобус», а в борьбе за «Оскар» обе актрисы уступили Марше Гей Харден. Помимо этого, Фрэнсис получила номинации на премию BAFTA, «Спутник» и премию Гильдии киноактёров.
Позже в 2000 году вышел фильм «Вундеркинды», в котором Фрэнсис сыграла декана Сару Гаскелл. Картина, главную роль в которой исполнил Майкл Дуглас, была хорошо принята критиками, но провалилась в прокате. Год спустя актриса сыграла в фильме Коэнов, снявшись у братьев впервые после «Фарго». Чёрно-белый неонуар «Человек, которого не было» рассказывает о молчаливом парикмахере Эде Крейне (Билли Боб Торнтон), задумавшем несложную аферу, которая, однако, вышла из-под контроля и закончилась несколькими убийствами. Макдорманд играет жену главного героя, неудовлетворённую браком, имеющую проблемы с алкоголем женщину, изменяющую своему мужу с начальником, а позже по ошибке попадающей в тюрьму. В рецензии The Guardian игру актрисы назвали «второй веской причиной для просмотра фильма» (после операторской работы Роджера Дикинса)[28]. Сама Фрэнсис была рада возможности сняться в чёрно-белой ленте и считает это одним из главных своих достижений[29]. Картина получила традиционную для Коэнов высокую оценку критиков, хотя и не входит в число лучших работ братьев[30].
В 2002 году вышли два фильма с участием актрисы. В драме «Последнее дело Ламарки» она предстаёт в роли подруги главного героя, сыгранного Робертом Де Ниро, сделав «шаблонного женского персонажа из кино про полицейского важной частью фильма»[31]. Другой картиной стала драма молодого режиссёра Лизы Холоденко «Лорел Каньон». Джейн, персонаж Макдорманд — успешный музыкальный продюсер, живущая развязной жизнью без обязательств, невзирая на наличие взрослого сына, не одобряющего её поведения. Несмотря на посредственные отзывы[32] («Холоденко с лёгкостью скатывается от высокого искусства животворящей сатиры на калифорнийскую жизнь почти к „мыльнооперной“ стихии — в духе „Санта-Барбары“»), созданный Фрэнсис персонаж «затмевает недостатки фильма»[33]. Критик Джеймс Берардинелли отметил её игру как единственный положительный момент неудачной, в целом, картины[34]. За роль Джейн актриса получила номинацию на премию «Независимый дух», но уступила награду Шохре Агдашлу. Год спустя на экраны вышла коммерчески успешная романтическая комедия «Любовь по правилам и без» с Макдорманд в роли сестры главной героини (сыгранной Дайан Китон). В 2004 году актриса стала председателем жюри 54-го Берлинского кинофестиваля. Главный приз был вручён ленте об эмигрировавших в Германию турках «Головой о стену».
Следующим важным фильмом в карьере Макдорманд стала «Северная страна», «старомодный либеральный слезоточивый фильм о правде и правосудии»[35], драма о первом коллективном иске с обвинением в сексуальном домогательстве с Шарлиз Терон в главной роли. Фрэнсис играет подругу главной героини, опытного шахтёра, больную неизлечимым заболеванием. По мнению Роджера Эберта, две эти женщины (и сами актрисы, и сыгранные ими персонажи) дополняют друг друга: «Вместе они могут достигнуть чего угодно и наблюдать за этим — большое удовольствие»[36]. За роль в «Северной стране» Макдорманд и Терон получили номинации на все основные премии (Терон — за главную роль, Макдорманд — за роль второго плана), включая «Оскар», но ни та, ни другая не сумели победить ни в одной из них. В том же году эти актрисы вновь вместе появились в одном фильме — провальном[37][38]фантастическом блокбастере «Эон Флакс».
За следующие 6 лет вышли только три фильма с участием актрисы. В 2006 году — трагикомедия «Друзья с деньгами», которая принесла ей номинацию на премию «Независимый дух» за лучшую роль второго плана, а в 2008-м — «Мисс Петтигрю живёт одним днём», где Фрэнсис исполняет главную роль неудачливой гувернантки, которая после череды увольнений становится горничной, а затем и личным секретарём молодой актрисы, и очередной проект братьев Коэнов «После прочтения сжечь». Макдорманд и Брэд Питт играют работников спортзала, принявших забытый диск с личной информацией агента ЦРУ за секретные данные и пытаясь на этом заработать. «Не лучший из фильмов Коэнов»[39], он, однако, принёс Макдорманд вторую номинацию на комедийный «Золотой глобус». Актриса также появилась в роли приглашённой звезды в эпизоде «Girls Just Want to Have Sums» мультсериала «Симпсоны», озвучив феминистку-директора школы, разделившую её на классы по половому признаку. В 2012 году Макдорманд вновь приняла участие в озвучке мультфильма, на этот раз полнометражного, «Мадагаскар 3». Перед этим у неё были роли в необычно высокобюджетным для актрисы блокбастере «Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны» и фильме Паоло Соррентино «Где бы ты ни был».
В 2008 году состоялось возвращение актрисы на «Бродвей»[40]. Её первая после возвращения роль в обновлённой версии «Деревенской девушки» принесла номинацию на премию «Драма Деск», а в 2011 году Макдорманд получила свою первую театральную награду — «Тони» за главную роль в пьесе Дэвида Линдси-Эбера «Хорошие люди». «Это большая удача, что нам предоставился случай помочь Дэвиду в реализации его новой пьесы. Мы верим, что это новая американская классика» — сказала она на церемонии вручения наград[41].
Макдорманд приняла участие в съёмках 7-го полнометражного фильма Уэса Андерсона «Королевство полной луны», вышедшего в 2012 году. Она стала частью впечатляющего актёрского состава, в который также вошли Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей и Тильда Суинтон. Фильм получил хорошие отзывы[42] и был успешен в прокате[43]. Вторым фильмом Фрэнсис, вышедшим в 2012 году, стала драма Гаса Ван Сента «Страна обетованная», снятая по сценарию Мэтта Деймона и Джона Красински. Картина получила смешанные отзывы[44].
Видный критик Роджер Эберт заявлял, что «не понимает, как Макдорманд удаётся создавать своих персонажей»[45], и что с момента, как он впервые обратил на неё внимание в «Миссисипи в огне», «она каждый раз показывает уникальную способность удачно исполнять любую из своих ролей. Почти всегда она воплощает непосредственных, настоящих, живых персонажей», при этом отметив то, с какой лёгкостью у неё получаются абсолютно разные героини[39].
Контрастность наиболее примечательных ролей в карьере Макдорманд проявляется на примере фильмов «Почти знаменит» и «Лорел Каньон»[45]. В обоих случаях актриса играет незамужнюю мать-одиночку средних лет. Но если в «Почти знаменит» это Элейн, заботливая строгая женщина, живущая ради своих детей и пытающаяся уберечь их от опрометчивых поступков, то в «Каньоне» её Джейн свободна, раскрепощена, ведёт разгульную жизнь и не обращает внимания на отношение к этому её сына. Классической сценой с участием Элейн считается телефонный разговор, где она просит гитариста рок-группы, о которой пишет её сын, вернуть его домой невредимым[25]. Джейн же раскрывается в обнажённой сцене в бассейне (первой в карьере Макдорманд, в которой она сама очень хотела сняться[5]), где «мы наблюдаем рождение Венеры»[5].
Особенностью работ Макдорманд также является создание персонажей из разных частей США. Так, в «Миссисипи в огне» она — «забитая южанка»[45], а в «Фарго» — уроженка Миннесоты с характерным акцентом.
После фильма «Просто кровь» все стали думать, что я из Техаса. После фильма «Миссисипи в огне» все стали думать, что я необразованная деревенщина из Миссисипи. А после «Фарго» все стали думать, что я беременная блондинка из Миннесоты.— Фрэнсис Макдорманд[29]
Лучшей ролью Макдорманд считается Мардж Гандерсон из «Фарго»[20]. На вопрос репортёра о том, что нового добавила актриса в образ её персонажа, Итан Коэн, один из режиссёров картины, ответил: «Всё. В действительности, ведь это не мы с Джоэлом создаём реальный характер героя»[16]. Благодаря совету Макдорманд появилась и известная[19] сцена с приступом у Мардж утренней тошноты на месте преступления («её должно тошнить, потому что всех беременных по утрам тошнит»)[16]. По мнению Rolling Stone, вручение «Оскара» Фрэнсис в 1997 году — один из тех случаев, когда киноакадемия не ошиблась с выбором победителя[46], а Шон Дулиттл из The Cornell Daily Sun в рецензии к сериалу «Фарго» отметил, что ему определённо не хватает Макдорманд в роли Мардж, чья игра — «лучшее, из того что было в оригинальном фильме», а персонаж — «одна из самых „свежих“ героинь в современном кино»[47].
С 1984 года Макдорманд замужем за сценаристом и режиссёром Джоэлом Коэном. Они познакомились на первых пробах актрисы в большом кино, фильме «Просто кровь», ставшим также дебютной работой Джоэла. К моменту выхода фильма в прокат они уже были женаты[48].
Я помню, что вошла в комнату, Джоэл и Итан сидели на диване, а перед ними стояла пепельница с горой пепла и зарытыми в эту гору окурками. И я подумала: «Какие странные, нелепые придурки — наверное, интеллектуалы».— Фрэнсис Макдорманд[29]
В 1994 году пара усыновила шестимесячного мальчика из Парагвая, Педро Макдорманда Коэна[49]. Из уважения к культуре родины сына Фрэнсис брала уроки испанского языка[50]. Став матерью, она признала, что теперь по-другому относится к фильмам с частыми сценами насилия и не позволит Педро смотреть работы его отца, пока он не достигнет хотя бы подросткового возраста[6]. Семья живёт в Нью-Йорке, в Манхэттене.
В интервью журналу High Times Макдорманд призналась, что иногда курит марихуану в рекреационных целях, но это не является значимой частью её жизни. Актриса без энтузиазма относится к идее легализации марихуаны, но считает правильным её использование в медицинских целях[51].
Полный список наград и номинаций на сайте IMDb.com[52].
Джоэл Коэн и Фрэнсис Макдормэнд – 34 года вместе
Несмотря на то, что Фрэнсис Макдормэнд признанная актриса с солидным послужным списком, у нас о ней мало кто знает. Хотя «Оскар», который она получила в прошлом году за главную роль в фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» уже второй по счету в ее арсенале. Помимо карьеры, Макдормэнд еще и верная жена: ее мужем является не кто иной как Джоэл Коэн, один из известнейших голливудских режиссеров. Их союз можно по праву назвать эталоном любви в хрупком мире шоу-бизнеса: вместе они уже 34 года.
Они встретились в 1983 году, когда Макдормэнд пришла на пробы первого совместного фильма братьев Коэнов «Просто кровь». К тому моменту Джоэл и Итан отчаялись найти подходящую актрису на роль. Актриса шутит, что ее взяли потому что она сказала «нет». Дело в том, что Макдормэнд не смогла прийти на повторный кастинг из-за того, что пообещала бойфренду, с которым на тот момент встречалась, посмотреть его маленький дебют в мыльной опере. Но, разумеется, это всего лишь шутка: оба супруга прекрасно понимают, что заслуга здесь исключительно в таланте самой актрисы.
Кстати, литература сыграла немалую роль в развитии их отношений. Когда Макдормэнд приехала на съемки фильма «Просто кровь», она привезла с собой лишь одну книгу. Тогда Коэн отдал ей целую коробку с книгами Джеймса Кейна и Рэймонда Чендлера. Позже они стали проводить вечера вместе, обсуждая романы. «Он соблазнил меня литературой» – говорит актриса, и похоже, ничуть не кривит душой.
С тех пор Макдормэнд не раз появлялась в фильмах братьев, включая знаменитый «Фарго», за роль в котором она удостоилась самой главной статуэтки. Сам Джоэл признается, что всегда думает о жене, которую он ласково зовет Фрэн, когда пишет женские роли.
Фрэнсис Макдормэнд в фильме «Фарго»
Каков же секрет их крепкого брака? «Это возможность рассказывать разные истории друг другу. Несмотря на то, что мы часто сотрудничали, у каждого из нас есть своя карьера, и как следствие, темы для разговора никогда не иссякают, – отвечает Фрэнсис. – Это было откровением, когда я поняла, что можно одновременно любить человека и работать с ним».
Еще один ингредиент их семейного счастья – 23-летний сын Педро, которого пара усыновила из Парагвая в 1995 году. «Я не рожала моего сына, и увидела его впервые шестимесячным. Но с той минуты, когда я взяла его на руки и вдохнула его запах, я поняла, что теперь это моя задача – поддерживать его жизнь».
Чета Коэн-Макдормэнд с сыном Педро
Автор: Harper’s BAZAAR Kazakhstan.
Фрэнсис МакДорманд | Блогер Morkovich на сайте SPLETNIK.RU 30 ноября 2014
Родилась: 23 июня 1957, Чикаго, США Фрэнсис МакДорманд Рост: 165
Фрэнсис МакДорманд — американская актриса театра и кино, супруга культового режиссера и сценариста Джоэля Коэна (Joel Coen), неоднократная номинантка на «Оскар», получившая премию за роль в фильме «Фарго».
Среди других ее известных работ – драма «Почти знаменит», комедия «После прочтения сжечь». В 2011 году она получила престижную театральную премию «Тони». Фрэнсис Луиз МакДорманд (Frances Louise McDormand) родилась 23 июня 1957 года в Чикаго. Ее удочерила канадская супружеская пара, медсестра Норин (Noreen) и пастор Вернон МакДорманд (Vernon McDormand). До Фрэнсис они усыновили еще двоих детей. Семья МакДормандов часто переезжала с места на место – в Иллинойс, Джорджию, Кентукки, Теннеси и, в конце концов, осела в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Там Фрэнсис окончила в 1975 году школу, после чего она поступила в колледж в Западной Виргинии. В 1979 году она получила степень бакалавра в театре, в 1982-м – степень магистра в престижной Школе драматического искусства в Йельском университете. В Нью-Йорке Фрэнсис снимала квартиру вместе с Холли Хантер (Holly Hunter), будущей обладательницей премии «Оскар». Уже после окончания учебы, в 1985 году, Фрэнсис, Холли и начинающие режиссеры братья Коэны (Joel and Ethan Coen) и Сэм Рэйми (Sam Raimi) снимали вместе дом в Бронксе. Свою первую работу Фрэнсис получила в театре в Тринидаде и Тобаго, спектакль финансировался благотворительным фондом. В кино Фрэнсис МакДорманд дебютировала в 1984 году в фильме братьев Коэн «Просто кровь». Это был первый полнометражный фильм братьев. В 1987 году Фрэнсис сыграла вместе с подругой Холли Хантер в драме «Воспитывая Аризону». Параллельно МакДорманд появлялась на телевидении, снимаясь в сериалах, например, в полицейской драме «Блюз Хилл-стрит». В 1988 году МакДорманд заявила о себе как о сильной театральной актрисе, сыграв главную роль в постановке «Трамвая Желание» на Бродвее. Роль была отмечена номинацией на «Тони». Позже МакДорманд присоединилась к экспериментальной театральной компании The Wooster Group и периодически появлялась на театральных подмостках. В том же 1988 году Фрэнсис получила свою первую номинацию на «Оскар» за роль второго плана в драме «Миссисипи в огне». В 1996-м она получила заветную статуэтку за роль беременной женщины-полицейского в черной комедии братьев Коэн «Фарго». В 2000 году актриса вновь номинировалась на «Оскар» за роль сверхзаботливой матери в молодежной драме «Почти знаменит». В том же году она получила несколько наград за роль декана факультета в драме о жизни университетских преподавателей «Вундеркинды». В 2001 году Фрэнсис МакДорманд снялась в очередном фильме братьев Коэнов – «Человеке, которого не было», получившем награду Каннского кинофестиваля. В 2003-м она появилась в небольшой роли в мелодраме «Любовь по правилам и без», а в 2005-м – в фантастическом боевике «Эон Флакс». Свою третью номинацию на «Оскар» МакДорманд получила в 2006 году за роль в «Северной стране». Тогда же в прокат вышла черная комедия «Положись на друзей», в которой она сыграла одну из ролей. В сезоне 2006 года она озвучила одного из персонажей в эпизоде популярного мультсериала «Симпсоны». В 2008-м Фрэнсис блестяще справилась с комедийной ролью в новом фильме братьев Коэнов «После прочтения сжечь». В 2011 году вышел фильм «Где бы ты ни был» с Шоном Пенном про рок-певца, скучающего на пенсии и отправляющего на поиски нацисткого военного преступника. Фрэнсис МакДорманд исполнила там главную женскую роль. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В том же году состоялась премьера фантастического блокбастера «Трансформеры: Тёмная сторона Луны», где актриса изобразила директора американской разведки. Сборы фильма превысили миллиард долларов, несмотря слабую критику. В 2012 году на экраны вышла лента «Королевство полной луны», удачная драма Уэса Андресона про взрослеющих детей. МакДорманд досталась партия матери главной герои, сбежавшей из отчего дома. Чуть позже актриса приняла участие в озвучивании мультфильма «Мадагаскар 3» — её голос достался главной злодейке, охотившейся за зверями. В конце того же состоялась премьера драмы Гаса Ван Сента «Земля обетованная», где также приняла участие актриса. Личная жизнь Фрэнсис МакДорманд В 1984 году Фрэнсис вышла замуж за сценариста, режиссера, продюсера Джоэла Коэна. Они состоят в браке рекордные для Голливуда 27 лет. В 1994 году пара усыновила мальчика из Парагвая и дала ему имя Педро МакДорманд Коэн (Pedro McDormand Coen). Фрэнсис вместе с семьей живет в Нью-Йорке на Манхэттене.
ПРАВИЛА ЖИЗНИ (ЭСКВАЙР, 2013)
CОВЕРШЕННО ТОЧНО я готова убить любого из тех журналистов, которые, делая интервью со мной, пишут потом в своих журналах: «И вот она передо мной — в черных спортивных штанах, курящая одну сигарету за другой».
Я САМЫЙ ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Если вам нужно доказательство, я могу бзднуть прямо сейчас.
Я ХАРАКТЕРНАЯ АКТРИСа, простая и немудрящая.
Я ДО СИХ ПОР не могу понять, что не так с моим хромым эго. После фильма «Просто кровь» все стали думать, что я из Техаса. После фильма «Миссисипи в огне» все стали думать, что я необразованная деревенщина из Миссисипи. А после «Фарго» все стали думать, что я беременная блондинка из Миннесоты.
КОГДА МНЕ ПРЕДЛОЖИЛИ роль в «Фарго» (фильм братьев Коэнов, в котором Макдорманд играет беременную женщину-полицейского. — Esquire), я долго отказывалась, потому что совершенно не могла понять, как можно сыграть мать, если ты сама — мать.
ТОТ ФАКТ, что я сплю со своим режиссером, многое проясняет.
Я ПОЗНАКОМИЛАСЬ с Джоэлом Коэном (впоследствии — муж Макдорманд. — Esquire) и его братом Итаном на пробах, когда мне было 24. Итану было столько же, а Джоэл был на три года старше. Я помню, что вошла в комнату, и они сидели на диване, а перед ними стояла пепельница с горой пепла и зарытыми в эту гору окурками. И я подумала: «Какие странные, нелепые придурки — наверное, интеллектуалы».
НЕ НУЖНО верить красавчикам.
Я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ УСЫ. Но я ненавижу говорить об этом.
ЕСЛИ НАЧИНАТЬ СЧИТАТЬСЯ, то совершенно точно я приняла участие в гораздо большем количестве фильмов, чем Джоэл. И количество режиссеров, с которыми работала я, намного превышает количество актеров, с которыми работал он. Но это ничего не значит. Однажды, несколько лет назад, мы Джоэлом полетели в Канны на премьеру его фильма «О, где же ты, брат?». Там я бродила вместе с ним по красной ковровой дорожке и попала в объектив тысяч фотоаппаратов. А на следующий день наши друзья показали мне в одной газете те самые фотографии. Под одной из них имелась надпись: «Режиссер Джоэл Коэн, награжденный „Пальмовой ветвью“, и неизвестная женщина».
НИКОГДА не думала о себе как о кинозвезде.
МЕНЯ УДИВЛЯЕТ, что люди не могут смириться с тем, что я такая же, как они. И хотя это случается нечасто, я помню каждый такой случай: например, я стою в метро, жду поезда или покупаю еду в магазине на углу, а тут кто-нибудь подходит и говорит: «О боже, что вы тут делаете?» Тут я обычно взрываюсь: «А я тут, ради всей благости Господа, жду поезд!» Или: «А я тут, представьте себе, жратвы зашла купить!»
Я НИКОГДА не играла убийцу-психопата, хотя всегда очень хотела.
ТОТ, кто выбирает актерство как профессию, должен помнить, что он получит от этого лишь две вещи: несмотря на то, сколько денег ему удается заработать от случая к случаю, он всегда останется безработным. И еще: у актеров никогда нет никакой власти.
ТВОЯ САМАЯ ГЛАВНАЯ СИЛА — это возможность сказать «нет».
БЕССМЫСЛЕННО тратить свою энергию, пытаясь побороть Голливуд.
МНЕ ТРУДНО представить своих фанатов. И хотя они совершенно точно существуют, я не имею никакого представления, кто они. Лишь в самом начале карьеры я более-менее понимала, с кем имею дело. В основном это были мужчины-уголовники, содержащиеся в тюрьмах с самым строгим режимом. Меня это не сильно трогало, а вот Джоэл обожал читать их письма.
НЕ НУЖНО беспокоиться о карьере. Беспокойтесь о жизни.
МНЕ КАЖЕТСЯ, одним из самых больших моих достижений в кино является тот факт, что мне удалось сняться в черно-белом фильме (фильм братьев Коэнов «Человек, которого не было». — Esquire). Но я, конечно же, немного лукавлю — фильм снимался на цветную пленку, а потом делался черно-белым на студии. Это, пожалуй, размывает мое достижение, но зато мне удалось избежать зеленого грима, который накладывали в сороковые годы на лица актеров черно-белого кино, чтобы тон кожи на пленке выглядел естественнее.
Я ЛЮБЛЮ фильмы, характеризующиеся фразой «бля, отлично, что нам дали бабки, давай снимем что-нибудь».
НИКОГДА не верьте тем актрисам, которые говорят, что невозможно найти работу после сорока.
НЕ ПОНИМАЮ, как люди чистят чужие толчки. Я к своему-то не могу притронуться.
НЕНАВИЖУ вросшие ногти.
(с)esquire
P.S. Помимо большинства фильмов, была страшно очарована минисериалом «Что знает Оливия?». Если кто-то не видел, настоятельно рекомендую.
Фрэнсис МакДорманд исполняется 60 лет
Джоэл и Итан Коэны – известнейший в мире режиссерский тандем, поработать с которым мечтают все актеры. Коэны не очень любят работать с одними и теми же артистами, но Фрэнсис МакДорманд они снимают снова и снова. И причина этому не только то, что Фрэнсис жена Джоэла – МакДорманд из тех актрис, кому для полного перевоплощения в своих персонажей не нужны тонны грима и многочасовые настройки.
Фото: TheHR
23 июня этой талантливой и многогранной актрисе исполняется 60 лет. Родилась Фрэнсис в Чикаго и в возрасте полутора лет была удочерена канадской парой. Семья актрисы была очень религиозной, МакДорманд в детстве сама разделяла их взгляды, но после переезда от родителей религиозность Фрэнсис угасла. Она окончила драматическую школу Йельского университета, а после переехала в Нью-Йорк, где снимала квартиру с еще одной будущей актрисой Холли Хантер.
На пробы в свой первый фильм Фрэнсис попала случайно. Это был дебютный проект начинающих постановщиков Коэнов «Просто кровь». Спустя годы МакДорманд признавалась, что сценарий показался ей диким и непонятным, но фильм был хорошо встречен публикой и положил начало карьерам Коэнов и МакДорманд. Завязавшийся во время съемок роман между Фрэнсис и Джоэлом Коэном перерос в брак и долгий творческий союз.
«Я люблю фильмы, характеризующиеся фразой «блин, отлично, что нам дали бабки, давай снимем что-нибудь».
Джоэл Коэн и Фрэнсис МакДорманд. Фото: Variety
Настоящая слава пришла к МакДорманд после главной роли в фильме Коэнов «Фарго». Образ упорного офицера полиции, которая на седьмом месяце беременности берется расследовать кровавое преступление, принес актрисе «Оскар», а журнал Empire поставил героиню Фрэнсис на 75-ое место в списке ста лучших персонажей за всю историю кинематографа. После такого успеха МакДорманд могла выбирать себе любые роли. Она еще не раз снималась у Коэнов, работала с Кэмероном Кроу, Уэсом Андерсоном, Гасом Ван Сентом. Фрэнсис одна из немногих актрис, которая имеет в своей коллекции «Тройную корону» − высшие награды в сфере кино («Оскар»), телевидения («Эмми») и театра («Тони»).
«Мне трудно представить своих фанатов. Я лишь точно знаю, что в начале карьеры это были мужчины-уголовники, содержащиеся в тюрьмах с самым строгим режимом. Меня это не сильно трогало, а вот Джоэл обожал читать их письма».
С наградой Гильдии актеров за мини-сериал «Что знает Оливия?» Фото: TheHR
В этом году о МакДорманд опять заговорили. По предварительным прогнозам, она главная претендентка на «Оскар» следующего года. Вторую статуэтку ей может принести фильм от режиссера «Залечь на дно в Брюгге» Мартина Макдоны с причудливым названием «Три билборда за пределами Эббинга, штат Миссури». Перед тем как начинать болеть за Фрэнсис в наградном сезоне, мы предлагаем вспомнить несколько фильмов, за которые мир полюбил эту удивительную актрису.
Джулия Хастингс – «Человек тьмы» (1990)
Фото: imdb.com
В начале 2000-ых Сэм Рэйми вместе с режиссером фильма «Люди Икс» Брайаном Сингером положили начало тому виду фильмов по комиксам, в котором они мегапопулярны сейчас. Но мало кто знает, что до «Человека-паука» Рэйми придумал и снял совершенно оригинальную историю о супергерое Человеке тьмы. По сюжету, главный герой талантливый ученый, который разработал искусственную кожу. Его вместе с лабораторией взрывает банда уголовников, но герой не умирает, а использует свое изобретение для мести преступникам. Фильм опередил свое время и для 1990 года смотрится слишком новаторски, но это отличное супергеройское кино с восхитительным Лиамом Нисоном в главной роли. Фрэнсис МакДорманд играет девушку главного героя. Роль небольшая, но яркая и запоминающаяся.
Мардж Гандерсон – «Фарго» (1995)
Фото: imdb.com
Главный фильм в карьере МакДорманд и образец умного и увлекательного криминального кино, давно уже ставший культовым. Сюжет вертится вокруг мелкого провинциального менеджера, который нанимает двух уголовников для похищения собственной жены с целью шантажа тестя. Но дело принимает кровавый оборот, и разобраться в нем может только отважная женщина-полицейский. «Фарго» до невозможного атмосферный фильм, который передает дух снежной Миннесоты. Фирменный юмор Коэнов сделал его тем примером, на который уже более двадцати лет ориентируются независимые постановщики. Несколько лет назад «Фарго» вернулся к зрителям в виде замечательного телесериала, который рассказывает новые истории в тех же местах, где происходят действия фильма.
«Я никогда не играла убийцу-психопата, хотя всегда очень хотела».
Гвиневер Петтигрю – «Мисс Петтигрю» (2007)
Фото: imdb.com
Экранизация романа Винифред Уотсон о гувернантке Гвиневер Петтигрю, которую из-за своенравного характера постоянно увольняют с работы. Однажды утром героиня случайно попадает в дом молоденькой актрисы, становится ее горничной, потом личным секретарем, а к вечеру превращается в даму из высшего общества и находит любовь. Легкий как перышко фильм о сильном человеке, женской дружбе и высшем свете Англии 30-ых годов прошлого века. Фрэнсис МакДорманд и Эми Адамс в главных ролях просто чудесны, а сам фильм гарантирует хорошее настроение на весь день.
«Бессмысленно тратить свою энергию, пытаясь побороть Голливуд».
Линда Лидски – «После прочтения сжечь» (2008)
Фото: imdb.com
После тяжеловесного «Старикам тут не место» братья Коэны решили отдохнуть и сняли уморительную черную комедию об агенте ЦРУ, который забывает диск с правительственной информацией в раздевалке спортклуба. Там его находят два необремененных особым умом тренера, которые решают шантажировать агента. В «После прочтения сжечь» нет ни одного положительного героя и это хорошо. Смотреть, как на экране валяют дурака Джордж Клуни, Брэд Питт, Джон Малкович, Тильда Суинтон и Ричард Дженкинс, сплошное удовольствие. МакДорманд сыграл в фильме одного из тренеров спортклуба. Роль принесла ей номинацию на «Золотой глобус».
«Никогда не верьте тем актрисам, которые говорят, что невозможно найти работу после сорока».
Оливия Киттеридж – «Что знает Оливия?» (2014)
Фото: imdb.com
Четырехсерийная экранизация романа Элизабет Страут о 25 годах жизни семьи Киттеридж. Главная героиня – властная женщина, бывшая учительница математики, от которой муж и сын редко слышат ласковые слова. С Оливией происходят невзгоды и трагедии, но женщина не собирается отступать от своих принципов и меняться ради окружающих…
«Что знает Оливия?» произвел триумф на премии «Эмми» три года назад, и это заслужено. Этот мини-сериал выворачивает душу наизнанку и способен раскрыть глаза на многие вещи. Фрэнсис МакДорманд в роли Оливии не просто хороша – божественна. Это то самое актерское перевоплощение, когда в ход идут только мимика и взгляд, но персонаж выходит на первый план, заставляя забыть о существовании играющего его актера.
Правила жизни Фрэнсис МакДорманд / фото 2020
Никогда не думала о себе как о кинозвезде.
Совершенно точно я готова убить любого из тех журналистов, которые, делая интервью со мной, пишут потом в своих журналах: «И вот она передо мной — в черных спортивных штанах, курящая одну сигарету за другой».
Я самый обычный человек. Если вам нужно доказательство, я могу бзднуть прямо сейчас.
Я характерная актриса, простая и немудрящая.
Я до сих пор не могу понять, что не так с моим хромым эго. После фильма «Просто кровь» все стали думать, что я из Техаса. После фильма «Миссисипи в огне» все стали думать, что я необразованная деревенщина из Миссисипи. А после «Фарго» все стали думать, что я беременная блондинка из Миннесоты.
Когда мне предложили роль в «Фарго» (фильм братьев Коэнов, в котором Макдорманд играет беременную женщину-полицейского. — Esquire), я долго отказывалась, потому что совершенно не могла понять, как можно сыграть мать, если ты сама — мать.
Тот факт, что я сплю со своим режиссером, многое проясняет.
Я познакомилась с Джоэлом Коэном (впоследствии — муж Макдорманд. — Esquire) и его братом Итаном на пробах, когда мне было 24. Итану было столько же, а Джоэл был на три года старше. Я помню, что вошла в комнату, и они сидели на диване, а перед ними стояла пепельница с горой пепла и зарытыми в эту гору окурками. И я подумала: «Какие странные, нелепые придурки — наверное, интеллектуалы».
Не нужно верить красавчикам.
Я очень люблю усы. Но я ненавижу говорить об этом.
Если начинать считаться, то совершенно точно я приняла участие в гораздо большем количестве фильмов, чем Джоэл. И количество режиссеров, с которыми работала я, намного превышает количество актеров, с которыми работал он. Но это ничего не значит. Однажды, несколько лет назад, мы Джоэлом полетели в Канны на премьеру его фильма «О, где же ты, брат?». Там я бродила вместе с ним по красной ковровой дорожке и попала в объектив тысяч фотоаппаратов. А на следующий день наши друзья показали мне в одной газете те самые фотографии. Под одной из них имелась надпись: «Режиссер Джоэл Коэн, награжденный „Пальмовой ветвью“, и неизвестная женщина».
Меня удивляет, что люди не могут смириться с тем, что я такая же, как они. И хотя это случается нечасто, я помню каждый такой случай: например, я стою в метро, жду поезда или покупаю еду в магазине на углу, а тут кто-нибудь подходит и говорит: «О боже, что вы тут делаете?» Тут я обычно взрываюсь: «А я тут, ради всей благости Господа, жду поезд!» Или: «А я тут, представьте себе, жратвы зашла купить!»
Я никогда не играла убийцу-психопата, хотя всегда очень хотела.
Тот, кто выбирает актерство как профессию, должен помнить, что он получит от этого лишь две вещи: несмотря на то, сколько денег ему удается заработать от случая к случаю, он всегда останется безработным. И еще: у актеров никогда нет никакой власти.
Твоя самая главная сила — это возможность сказать «нет».
Бессмысленно тратить свою энергию, пытаясь побороть Голливуд.
Мне трудно представить своих фанатов. И хотя они совершенно точно существуют, я не имею никакого представления, кто они. Лишь в самом начале карьеры я более-менее понимала, с кем имею дело. В основном это были мужчины-уголовники, содержащиеся в тюрьмах с самым строгим режимом. Меня это не сильно трогало, а вот Джоэл обожал читать их письма.
Не нужно беспокоиться о карьере. Беспокойтесь о жизни.
Мне кажется, одним из самых больших моих достижений в кино является тот факт, что мне удалось сняться в черно-белом фильме (фильм братьев Коэнов «Человек, которого не было». — Esquire). Но я, конечно же, немного лукавлю — фильм снимался на цветную пленку, а потом делался черно-белым на студии. Это, пожалуй, размывает мое достижение, но зато мне удалось избежать зеленого грима, который накладывали в сороковые годы на лица актеров черно-белого кино, чтобы тон кожи на пленке выглядел естественнее.
Я люблю фильмы, характеризующиеся фразой «бля, отлично, что нам дали бабки, давай снимем что-нибудь».
Никогда не верьте тем актрисам, которые говорят, что невозможно найти работу после сорока.
Не понимаю, как люди чистят чужие толчки. Я к своему-то не могу притронуться.
Ненавижу вросшие ногти.
Актриса МакДорманд Фрэнсис: биография, фото. Лучшие фильмы
МакДорманд Фрэнсис – талантливая актриса, которая предпочитает сниматься в авторском кино. Чаще всего ее можно увидеть в картинах мужа Джоэла Коэна. Впервые заявить о себе Фрэнсис помогла лента «Миссисипи в огне», в которой она воплотила образ миссис Пелл. «Фарго», «Первобытный страх», «Почти знаменит», «Человек, которого не было» — другие известные фильмы с ее участием. Что же еще можно рассказать об актрисе?
МакДорманд Фрэнсис: начало пути
Будущая звезда фильма «Фарго» появилась на свет в Чикаго, произошло это в июне 1957 года. МакДорманд Фрэнсис не знает имена своих настоящих родителей, никогда не пыталась искать их. Девочка была совсем маленькой, когда попала в приемную семью. Ее удочерила супружеская пара из Канады, пастор Вернон и медсестра Норин. Вместе с ней в семье выросло еще двое приемных детей.
Детство Фрэнсис прошло в постоянных разъездах, она успела пожить в Джорджии, Иллинойсе, Теннеси, Кентукки. Детские годы звезда вспоминает без особого удовольствия. Она была закомплексованной девочкой, переживала из-за лишних килограммов и необходимости носить очки. Частые переезды мешали ей обзавестись друзьями.
Желание стать актрисой у МакДорманд Фрэнсис появилось благодаря учительнице английского языка. Именно она убедила девочку принять участие в школьной театральной постановке, предложив ей небольшую роль в шекспировской пьесе.
Первые успехи
Школу будущая актриса окончила в Пенсильвании, затем стала студенткой колледжа в Западной Виргинии. В 1982 году МакДорманд завершила обучение в драматической школе Йельского университета, получила степень магистра. Во время обучения в драматической школе она жила в одной комнате с Холли Хантер, которая в будущем также заявила о себе как о талантливой актрисе. Женщины до сих пор поддерживают дружеские отношения.
Играть в театре МакДорманд Фрэнсис начала еще в студенческие годы. Свою первую заметную роль она исполнила в 1988 году в бродвейском спектакле «Трамвай «Желание». Однако прославиться Фрэнсис удалось все же благодаря кинематографу.
Кинокарьера
В 1983 году впервые оказалась на съемочной площадке начинающая актриса Фрэнсис МакДорманд. Фильмография ее пополнилась картиной «Просто кровь». В этой картине ее героиней стала молодая женщина, уставшая от жизни с нелюбимым мужем. Эбби заводит роман с барменом, о чем узнает ее ревнивая вторая половина. Супруг обращается к частному детективу, который должен помочь ему выследить влюбленных и разделаться с ними. Интересно, что именно этот фильм стал первой полнометражной лентой братьев Коэнов.
Далее МакДорманд снялась в нескольких сериалах, в числе которых «Блюз Хилл-стрит», «Великие представления», «Охотник», «Спенсер», «Сумеречная зона». Затем она воплотила образ девушки по имени Дот в картине «Воспитание Аризоны». Известность пришла к актрисе благодаря ленте «Миссисипи в огне», роль второго плана подарила ей номинацию на «Оскар». Престижную премию Фрэнсис завоевала лишь в 1996 году, так высоко была оценена ее роль беременной дамы-полицейского в комедии «Фарго».
Что еще посмотреть
К 59 годам актриса успела сняться приблизительно в 60 фильмах и сериалах. В картине «Почти знаменит» она блестяще воплотила образ чрезмерно заботливой матери. В драме «Вундеркинды», повествующей о буднях университетских преподавателей, она исполнила роль декана факультета. «Человек, которого не было», «Любовь по правилам и без», «Эон Флакс», «Северная страна», «Положись на друзей» — актриса сыграла заметные роли во всех этих известных лентах.
В 2008 году Фрэнсис МакДорманд, фото которой можно увидеть в статье, вновь привлекла к себе внимание общественности. Она прекрасно исполнила комедийную роль в фильме «После прочтения сжечь» братьев Коэнов. Затем снялась в картине «Где бы ты ни был», рассказывающей историю рок-певца, вышедшего на пенсию. Также звезду американского кино можно увидеть в лентах «Трансформеры: Темная сторона Луны», «Королевство полной луны», «Земля обетованная», «Да здравствует Цезарь!».
Личная жизнь
Фрэнсис любит экспериментировать с образами, которые она создает в кино, однако отличается постоянством в личной жизни. Вот уже много лет актриса состоит в браке с режиссером Джоэлом Коэном, для которого стала верной спутницей и музой. Она снялась в нескольких известных картинах братьев Коэнов. Супружеская чета вырастила приемного сына по имени Педро.
Как братья Коэн пишут сценарии — Статьи на КиноПоиске
Почему братья смеются над системой гуру сценарного мастерства Роберта МакКи и считают залогом успешного творчества здоровый сон на рабочем месте.
16 ноября в российский прокат выходит «Субурбикон» Джорджа Клуни по сценарию братьев Коэн. КиноПоиск рассказывает о том, как дуэт двух родственников сочиняет свои уникальные сюжеты.
Прокрастинаторы и суперпрофи
Джоэл и Итан Коэны не просто одни из самых котируемых американских режиссеров, но и признанные виртуозы драматургии, благо свои истории они всегда придумывают самостоятельно. Их самобытный стиль нередко сочетает в себе бескомпромиссное насилие, отстраненный тон, причудливые образы, сухой абсурдистский юмор и персонажей-идиотов. По словам Итана, братья, похоже, физически неспособны сочинить фильм, который бы совсем не содержал забавные элементы. Даже когда они берут передышку от черных комедий в виде криминальных триллеров или серьезных авторских драм. Шесть раз их картины номинировались на «Оскар» в сценарной категории и дважды выигрывали — должное получали «Фарго» и «Старикам тут не место». Методы Коэнов зачастую столь же нетривиальны, как и их сюжеты.
«Субурбикон»Залог успешного творчества — здоровый сон. В книге о создании «Большого Лебовски» братья неохотно признаются, что работу над сценарием они используют как предлог, чтобы покемарить у себя в кабинете. «Триш и Фрэн (жены Итана и Джоэла — Прим. КиноПоиск) всегда говорят: „Мы знаем, что вы, парни, просто идете в офис и дрыхнете там!“ — смеется Джоэл. — Это правда, серьезно. Мы все отрицаем, но это правда». Возможно, поэтому демонстрация сновидений своих героев — один из излюбленных повествовательных приемов Коэнов. Итан утверждает, что это просто очевидный легкий трюк, чтобы показать внутреннюю жизнь персонажа, к тому же прикольный. Достаточно вспомнить боулинговые грезы Чувака из «Большого Лебовски».
«Большой Лебовски»Когда труженики не дремлют сном праведников в урочные часы, они сосредоточенно пялятся в потолок. Можно предположить, что эти мгновения они посвящают глубокому обдумыванию грандиозных замыслов, но нет, Коэны просто любят тратить время впустую и до упора откладывать дела на потом.
Особенно всех лентяев воодушевит тот факт, что братья даже не особо отягощают себя изучением необходимого материала, хотя регулярно берутся за сюжеты с действием в разные эпохи и за вольные экранизации литературы. В частности, они утверждают, что в глаза не видели «Одиссею», хотя формально «О, где же ты, брат?» многое заимствует из поэмы Гомера. Конечно, праздную парочку выручает их общая эрудированность и то, что они много читают — сами по себе, а не для своих фильмов. «Мы не проводили исследований и не пытались применить их к истории. Все куда бессистемнее. Мы стремились не столько воспроизвести реалистичную картину времени и места, сколько вымышленный мир, где эти вещи пересекаются — настоящие люди и придуманные», — объясняет Джоэл.
«О, где же ты, брат?»Незаконопослушные сценаристы
Традиционная трехактная структура (завязка, кульминация, развязка) у братьев не в почете. Коэны принципиально не разрабатывают план своих сценариев. Они просто перекидываются «нереальными идеями», а затем пишут сцены в хронологическом порядке, придумывая их на ходу. Печатают по очереди, в то время как другой стоит над душой. Итан, правда, стучит по клавишам быстрее, поэтому ему чаще приходится отдуваться за старшего брата. В индустрии, впрочем, бытует мнение, что ребята вешают всем лапшу на уши. Даже если они действительно все делают с бухты-барахты и без задней мысли, им, несомненно, помогает фундаментальное понимание сюжетных моделей, которым не могут похвастаться другие авторы.
Иногда, конечно, у Коэнов возникают заблаговременные догадки о том, куда будет двигаться сюжет. Например, в «Бартоне Финке» они заранее хотели, чтобы главный герой проснулся с мертвой девушкой в кровати. При работе над «Внутри Льюина Дэвиса» они сразу знали, что фильм должен закольцеваться и закончиться так же, как и начинался. В сценарий «Большого Лебовски» братья ввели отрезанный палец без малейшего представления, кому он принадлежит.
«Бартон Финк»Сочиняя сюжет, их импровизаторский тандем руководствуется не логикой повествования или мотивацией героев, а неожиданными образами, которые спонтанно взбредают им в голову. Целенаправленно загоняя себя в угол, Коэны пытаются сообразить, что вообще происходит, и на ощупь ищут выход. Дальше чем на одну-две сцены вперед они не загадывают, даже когда история донельзя закручена, как в «Перекрестке Миллера».
Свой интуитивный подход братья никому не рекомендуют, что не мешает им в открытую глумиться над системой Роберта МакКи, популярного в США теоретика написания сценариев и адепта тщательного планирования.
«Перекресток Миллера»— Иногда мы застреваем и хотим позвонить ему: «Мистер МакКи, мы все делаем неправильно?» — шутит Итан. — На самом деле, когда мы пишем фильм, мы не беспокоимся, будто делаем что-то не так. Люди, которые следуют этому шаблонному пути, составляют план и расписывают индекс карты (разноцветные карточки с ключевыми сюжетными точками, которые можно перемешивать, чтобы выстроить повествование оптимальным образом — Прим. КиноПоиск). Я читал об этом. Они эти карты на стены навешивают.
— Кажется, Коппола этим занимается. Он кучу индекс-карт сделал, когда работал над «Крестным отцом 3», — встревает Джоэл.
— Вот и аргумент против индекс-карт!
— У нас на этот метод, наверное, ушла бы вечность. Годы спустя мы бы сидели и заполняли индекс-карты,
— размышляет Джоэл. — Или вот заканчиваете вы сценарий и обнаруживаете, что карта ускользнула под стол! *****, я ведь должен был ее вставить! DVD-материалы о создании фильма были бы потрясающими.
— Как мы сидим и делаем индекс-карты. Семь часов кряду, — ехидно добавляет Итан.
Коэны смело нарушают общепринятые правила и каноны, следуя своим креативным импульсам, что благоприятствует неожиданной структуре. В «Фарго» они откладывают знакомство зрителя с Мардж, персонажем Фрэнсис МакДорманд, аж до 31-й страницы. В «Большом Лебовски» история разворачивается в современности, но рассказывается ковбоем с Дикого Запада, причем сам Чувак, главный герой, с ним даже не знаком. Коэны сознались, что понятия не имеют, зачем они вписали эту странную фигуру — просто по велению души, без всякого логического умысла. Уход от формул позволяет им создавать нечто свежее и уникальное, поскольку они подсознательно чувствуют выигрышное художественное решение.
«Фарго»Продюсеры, идиоты и другие персонажи
Братья предпочитают ограничиваться скромными бюджетами. При малых затратах увеличивается роль сюжета и диалогов, что авторам только на руку, да и продюсеры меньше докучают. Чтобы проиллюстрировать свои отношения с вышестоящими инстанциями, Итан вспоминает байку про студию Хэла Роача, американского режиссера и продюсера первой половины XX века:
Джоэл и Итан Коэны— В немых фильмах проводились совещания по сюжету, куда приводили парня по имени Буянчик, который был душевнобольным — не метафорически, а реально больным человеком…
— …привезенным из психбольницы и сидевшим за совещательным столом, — подхватывает Джоэл.
— Периодически он перебивал всех бессвязными безумными выкриками, и сценаристы говорили: «Ох, да, конечно. Мы можем это попробовать…»
К замечаниям продюсеров Коэны относятся примерно так же. Если идея неожиданно хороша, они ей не брезгуют. И даже дурные правки бывают полезными.
Правила хорошего тона братья не жалуют. По их мнению, в сценариях не надо бояться оскорблять чьи-то чувства. «На самом деле если вы не потворствуете неуместным деликатностям, то обычно это не становится большой проблемой. В „Большом Лебовски“ мы вытряхнули инвалида из кресла-каталки, и никто не протестовал, — хихикает Джоэл. — Хотя нас предупреждали: „Калеки вас завалят гневными письмами из-за этого“. Однако это происходит в контексте истории, а делает это персонаж Джона Гудмана, который явный идиот».
«Большой Лебовски»Похождения дебилов и кретинов всех мастей — это вообще дорогая сердцу Коэнов тема. «Они упиваются идиотизмом других людей. Но, слушайте, разве есть способ рассказать историю лучше? В основе большинства сюжетов какой-нибудь идиот, который приносит всем проблемы. Я уже сыграл у них четырех колоссальных идиотов, — с гордостью хвастается Джордж Клуни. — Завершив „После прочтения сжечь“, я думал, что закончил свою трилогию идиотов, но затем они принесли „Да здравствует Цезарь!“, который даже глупее прошлых трех. Они просто обожают обыгрывать это. Они любят полезного идиота».
«После прочтения сжечь»Нередко сценарии пишутся с конкретным актером в уме или приверженцем определенного амплуа. Персонаж в итоге рождается из сочетания выдуманных черт и того, что братья уже знают о лицедее (неужели им известно нечто неутешительное про интеллект Джорджа Клуни?). К примеру, партия Джона Гудмана в «Бартоне Финке» изначально замышлялась с расчетом на комика. «Очевидно, мы были в курсе теплого и дружелюбного образа, который он проецирует на зрителей и в котором ему комфортно. Мы сыграли на этих ожиданиях, перевернув их. Тем не менее с момента его появления в его персонаже есть что-то угрожающее, тревожащее», — говорит Итан. В результате братья практически никогда не проводят кастинги, поскольку роли пишутся под определенных актеров.
Когда братья впадают в ступор, они просто откладывают сценарий и принимаются за новый. Именно такая участь постигла «Перекресток Миллера». Запутавшись в сложных перипетиях сюжета, хитрецы взяли паузу и за три недели выдали на-гора «Бартона Финка» — историю про сценариста с творческим затыком, как у них самих. Для сравнения: с «Перекрестком» братья суммарно промучились девять месяцев; в среднем же у них обычно уходит четыре месяца на черновой сценарий, после чего они показывают его друзьям и еще пару месяцев наводят лоск.
В чужих руках
Все самое лучшее Коэны традиционно берегут для себя, поэтому, когда их манускрипты все же изредка достаются другим режиссерам, счастья новым владельцам это сокровище обычно не приносит. Критики заклевали «Волну преступности» (раннее сотрудничество с Сэмом Рэйми) и ремейк старой комедии «Гамбит», а «Голый король» по сценарию Итана даже не вышел в прокат. Последнее, впрочем, неудивительно. Трешевый сюжет представлял собой мечту инфантильного подростка: врач-костоправ, занимающийся рестлингом в «голом» костюме, мстит инвалиду с костылями-пулеметами и двойнику Элвиса за смерть своей семьи. Сам Итан до сих пор считает идею очень смешной, однако за постановку дальновидно браться не стал, доверив ее своему постоянному раскадровщику Дж. Тодду Андерсону. Карьера бедняги в качестве режиссера после этого закончилась, так и не успев начаться.
«Волна преступности»Более-менее удачными случаями пока остаются лишь «Несломленный» и «Шпионский мост». В первом случае Анджелина Джоли попросила Коэнов адаптировать биографическую книгу героя Второй мировой Луи Замперини. Пересевшая в режиссерское кресло актриса обосновала свой выбор тем, что в других руках история рисковала бы скатиться в сентиментальность, а братья уж точно этим не грешат. Вместо этого они привнесли с собой больше юмора и неповторимого взгляда на странности жизни. Самих Коэнов больше всего порадовало, что им не пришлось это снимать. Больно сложная затея: много боевых сцен в воздухе и на воде. «Есть что-то хорошее в возможности беспечно писать все что захочешь и без необходимости волноваться и думать даже в глубине души о производственных реалиях», — отметил один из них.
«Шпионский мост»Основную же работу над «Шпионским мостом» проделал британский драматург Мэтт Чарман, которому и принадлежала задумка. Братьев позвали, чтобы довести рукопись до ума — добавить градуса в финальные переговоры и сделать картину чуть легче и развлекательнее. Наградой всем причастным стала номинация на «Оскар».
«Субурбикон»«Субурбикон» Джорджа Клуни критика не жалеет, но, похоже, он сам виноват. Старого сценария Коэнов звезде оказалось мало, и он решил совместить его с реальной историей притеснений, которым подвергалась темнокожая семья Майерс в 1950-е годы. Пресса уверяет, что скрещивание остросоциальной проблематики с черной комедией братьев вышло крайне неуклюжим. Возможно, самоуверенному Клуни стоило бы прислушаться к совету своего коллеги по актерскому цеху. Джон Полито, который неоднократно снимался в фильмах братьев, убежден, что тексты Коэнов подобны музыкальным симфониям: «Их нельзя сравнивать с другими сценариями. Они создают сценарии, читать которые наслаждение и вызов для актера, которому надо соответствовать».
Не удивительно, что фирменные задумки Коэнов по-прежнему функционируют наиболее исправно, когда они сами же их и реализуют.