Гривны шейные: Шейная гривна — Википедия – Гривна – купить на Ярмарке Мастеров

Шейная гривна — Википедия

Гри́вна — серебряное или золотое изделие (украшение, знак отличия или различия) в виде обруча, носившееся на шее, в том числе в Древней Руси.

Встречаются также варианты из бронзы и железа, витые и гладкие версии. Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями. Украшались орнаментом или насечками. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жёсткость конструкции, дошедшая и до наших дней. Гривна снова вошла в моду в начале 1950-х годов.

В старославянском языке слово гривна означало ожерелье или браслет

[1], отсюда произошло второе значение слова — «денежная единица»[2].

У других народов и народностей имела иное название.

История

Украшение известно с бронзового века. У некоторых народов гривны носили преимущественно мужчины, у других — женщины. У мидян и персов её носили знатные мужчины и женщины. У галлов она была сначала только женским украшением, затем знаком достоинства мужчин-вождей. У римлян гривна называлась torques и служила наградой за боевые отличия. Гривна также входила в наряд знатных мужчин и женщин у скифов и сарматов, у тиссагетов на Каме, у согдийцев в Средней Азии.

В средние века она сохраняла то же значение у западных и восточных славян, скандинавов и многих волжских, камских, окских, балтийских племён. В то время на Руси гривна носилась как знак отличия (различия) и одновременно украшение. Русские дружинники в X—XI веках получали шейную гривну в качестве награды. В XII—XIV веках шейная гривна постепенно превратилась в исключительно женское украшение в зажиточных семьях. В XII—XIV веках гривна была на Руси женским украшением как у феодалов, так и у крестьян. В XVI веке в Руси она составляла часть свадебного наряда как жениха, так и невесты.

Торквес

Торквес (торк) — кельтская разновидность шейной гривны: культовое ожерелье из бронзы, золота, драгоценных металлов, которое носили вокруг шеи, талии, поперек груди, как браслеты.

Большая часть их была открытой спереди, но, несмотря на это, многие из них были сделаны практически для постоянного ношения, и их было сложно снять, несмотря на то, что золото — мягкий металл. Слово происходит от лат. torquere или torques, от torqueo «скручивать», «поворачивать» (PIE лемма *terk?-).

Начиная со статуи хиршланденского бойца (VI в. до н. э., гальштаттская культура) в живописи и скульптуре торк является идентификатором «кельтского мира»[3]. Тем не менее шейные гривны были известны также скифам, иллирийцам

[4], фракийцам и другим народам европейского железного века c VIII века до нашей эры до III века нашей эры. Высоким уровнем мастерства отличаются скифские гривны из кургана Толстая Могила, перещепинского клада и других.

Торквесы были явно ценными, так как часто встречаются разделанными на куски, а это значит, что они использовались как средства сбережения. Отмечено, что иберийские золотые торквесы делались с определёнными весами, кратными финикийскому шекелю.[5]

Самые ранние кельтские торквесы чаще всего похоронены с женщинами. Как полагают некоторые авторы, торквес был украшением для женщин до конца III века до нашей эры, после чего стал атрибутом воинов.[6] В железном веке золотой торквес для кельтов был ключевым элементом, идентифицирующим владельца как человека высокого ранга, и многие из лучших произведений древнего кельтского искусства являются торквесами. Кельтский торквес исчезает в период великого переселения народов, но в эпоху викингов торквес возвращается в моду, в основном в виде серебряного украшения.

[7]

Первое появление торквесов в сицилийском искусстве относится к началу железного века, около 500 года до нашей эры. Тит Манлий получил прозвище «Торкват» от торквеса, снятого с убитого галла; в римской истории прославлены многие его потомки, носившие это имя.

В символах

Является орнаментом государственного символа национальных республик России.

Галерея

  • Торквес из музея в Реймсе.

  • Снеттишемский клад.

  • Северная Испания, IV—II века до нашей эры.

  • Бронзовый гальский торквес (современная репродукция).

  • Ахеменидский торквес из Персии, 350 год до нашей эры. Из захоронения в Сузах.

  • Торквес из северной Галлии.

  • Торквес из Галисии.

  • Простой торквес. Музей паломничества, Рио-де-Жанейро.

См. также

Примечания

Ссылки

Шейные гривны — Язычество

Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надёжнойпреградой,  способной  домешать  душе  покинуть  тело.   Такой   обруч   быллюбимейшим украшением у самых разных народов Западной и Восточной Европы,  атакже Ближнего и  Среднего  Востока.  У  нас  его  называли  «гривной».  Этоназвание родственно слову «грива», одним из значений которого  в  древности,по-видимому, было  «шея».  Зо  всяком  случае,  существовало  прилагательноетривный», означавшее — «шейный».    У некоторых народов гривны  носили  в  основном  мужчины,  у  других  —преимущественно женщины, но учёные утверждают, что всегда и у  всех,  в  томчисле у славян, это был признак определённого положения  в  обществе,  оченьчасто — нечто вроде ордена за заслуги.    Гривны нередко находят в женских погребениях  древних  славян.  Поэтомуархеологи с  полным  правом  настаивают,  что  это  было  «типично  женское»украшение, наподобие бус и височных колец, о которых  речь  впереди.  А  вотязыковеды на основании летописей и  других  письменных  документов  увереннообъявляют гривны украшением «типично мужским». В самом  деле,  на  страницахлетописей можно прочесть, как князья награждают гривнами доблестных  воинов.Нет ли здесь какого-то противоречия?    В главе «Кольчуга» будет рассказано, что у всех древних  народов  воинысчитались отчасти жрецами, не чуждыми шаманизма. Между тем известно, что  вовремя совершения обряда все делается  «наоборот»,  не  по  правилам  обычнойжизни.  На  славянских  языческих  праздниках  повсеместно  парни   рядилисьдевушками, а девушки — парнями, что в другие дни было  строго  запрещено.  Амужчины-шаманы северных народов ходили в женской одежде и отпускали  длинныеволосы. Так почему бы и воинам-«жрецам» не сделать символом своего  мужества— женское украшение? Тем более что проблема сохранения души в теле  для  нихбыла весьма актуальной…    Древнеславянские мастера делали гривны из меди, бронзы, биллона (меди ссеребром) и  из  мягких  оловянно-свинцовых  сплавов,  нередко  покрывая  ихсеребром или позолотой. Драгоценные  гривны  [pic]делались  из  серебра,  ихнаходят в богатых могилах. Летописи упоминают о золотых гривнах  князей,  ноэто была огромная редкость.    Древние  славяне  носили  разные  виды  гривен,  отличавшиеся  способомизготовления и соединения  концов.  И  конечно,  каждое  племя  предпочиталосвой, особенный вид.    Дротовые гривны делались из «дрота» — толстого  металлического  прутка,обычно круглого  или  треугольного  в  разрезе.  Кузнецы  перекручивали  егоклещами, раскалив на огне. Чем горячей был  металл,  тем  мельче  получалась«нарезка». Чуть позже появились гривны  из  ромбического,  шестиугольного  итрапециевидного дрота. Их не скручивали, предпочитая выбивать сверху узор  ввиде кружочков, треугольничков, точек. Эти гривны находят  в  курганах  X—XIвеков.  Сравнивая  с  зарубежными  находками,  учёные  установили,  что  онипопадали к нам от соседей-финнов и из Прибалтики.    Похожие, только соединённые не замочком, а просто с  далеко  заходящимидруг за друга концами, изготавливали сами славяне. Разомкнутые  концы  такихгривен находятся спереди. Они красиво  расширяются,  зато  тыльная  сторона,прилегающая к шее, круглая, чтобы удобней было носить. Их обычный  орнамент,состоящий  из  треугольничков  с  выпуклостями  внутри,  археологи  называют«волчий зуб». Такие гривны, сделанные из биллона, бронзы  или  низкопробногосеребра, носили в X—XI веках в  племени  радимичей.  Сходные  встречались  вX—XIII  веках  в  Прибалтике,  но   концы   прибалтийских   [pic][pic]гривензаострены, а не завершаются фигурными головками, как у славянских. В  XI—XIIвеках радимичи стали соединять концы гривен красивыми  квадратными  бляхами,штампованными  или  литыми.  Некоторые  бляхи,  рассеянные  на  значительнойтерритории, отлиты явно в одной  мастерской,  даже  в  одной  формочке.  Этоговорит о развитой торговле  и  о  том,  что  древнерусские  мастера-ювелирыработали не только на заказ, но и на рынок.    О развитой торговле свидетельствуют и  гривны,  попавшие  в  славянскиеземли из Скандинавии. Их делали  из  железного  прутка,  обмотанного  тонкойбронзовой лентой. Судя по небольшому диаметру, сидели  они  довольно  плотнона шее. На них часто можно видеть привески  в  форме  крохотного  молоточка.Археологи  называют  их  «молоточками  Тора»:  Тор  —  Бог  Грозы  языческихскандинавов,  очень  близкий  славянскому  Перуну.  Оружием  Тора,  согласнопреданиям, был каменный молот Мьйолльнир  —  учёные  пишут,  что  это  словородственно нашему «молния»… Гривны с молоточками  привозили  в  славянскиеземли воины-викинги, очень почитавшие Тора. Кто-то  из  них  погибал  в  боюпротив славян, кто-то, наоборот, на службе у славянского князя,  в  сражениипротив общих врагов…    На радимичские немного походили гривны, которые делали  в  Поднепровье:археологи называют их «пластинчатыми». Они бывали плоскими  («серповидными»)либо, реже, полыми, из металлической пластинки, согнутой в трубку. В  XI—XIIвеках купцы везли их с Поднепровья в иные земли Руси и «за рубеж» — даже  надругую сторону Балтийского моря,  на  шведский  остров  Готланд,  где  в  тевремена располагался один из важных центров международной торговли.    Иногда гривны сельским  жителям  не  было  нужды  покупать  у  проезжихторговцев: местные мастера, прекрасно умевшие в XI  веке  делать  проволоку,изготавливали их сами. Некоторые шейные обручи, сделанные из толстой  меднойили бронзовой проволоки, носили «просто так», без дополнительных  украшений.Но если железная или цветная  проволочка  была  достаточно  тонкой,  на  неёнанизывали бусы, круглые бляхи, иноземные монеты, бубенчики.  На  территориинынешних Калужской и Тверской  областей  по  концам  гривны  приспосабливаливосковые «муфты», чтобы бусины плотнее сидели на проволоке и не бились  однао другую. В  ряде  мест  —  в  теперешней  Московской  области,  а  также  вПриладожье — гривны было принято украшать оплёткой из тонкой проволочки  илиобматывать узкой металлической лентой.    Но самыми  многочисленными  были  гривны  витые:  на  севере  Руси  онисоставляют около  половины  всех  находок.  Славянские  умельцы  свивали  ихразными способами: «простым жгутом» —  из  двух-трёх  медных  или  бронзовыхпроволочек; «сложным  жгутом»  —  из  нескольких  сдвоенных,  предварительноперевитых между собой металлических нитей; иногда простой или  сложный  жгутещё  обвивали  сверху   тонкой   кручёной   («сканой»   или   «филигранной»)проволочкой. Подобные гривны нередко находят в других странах,  связанных  сРусью торговыми отношениями: в Швеции, Дании,  Северной  Германии,  Венгрии,даже на Британских островах. Очень много их в Швеции.  Установлено,  что  нарубеже IX—X веков, когда купцы — славяне и скандинавы  —  начали  налаживатьпостоянные торговые пути между Северной и Восточной  Европой,  витые  гривныпопали  в  Скандинавию  из   южных   областей   Руси.   Изделия   славянскихремесленников сразу понравились за морем — и прижились,  перенятые  местнымимастерами…

Похожие записи

Предложения со словосочетанием ШЕЙНЫЕ ГРИВНЫ

Обычно царица носила цветную тунику, золотую шейную гривну (у кельтов она называлась «торквес»), а также плащ, заколотый брошью. Кроме того, встретились серебряные и медные шейные гривны, серебряные височные кольца, браслеты, перстни, двадцать две бусины из горного хрусталя и две редких для подмосковных курганов железных вещи — серп и наконечник стрелы. Вместе с топорами, копьями, стрелами и разным другим оружием находятся украшения в виде бус, браслетов, подвесок, пряжек, застёжек, пуговок, шейных гривен, колец ручных и височных, серёг, разных видов привесок и других металлических украшений. Моя золотая шейная гривна, конечно, исчезла. На таблице показаны шейная гривна и два семилопастных височных кольца.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: безраздельный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

То, что шейная гривна — да ещё такая! Мальчик развернул холстину, и великолепная шейная гривна засверкала, заискрилась под солнечными лучами, которые врывались в открытую дверь полуземлянки. Из украшений встречаются железные шейные гривны, поясные пряжки бабочковидной формы, а также в отдельных случаях бронзовые двуовальные бляхи, как в женских погребениях. А она услышала, встрепенулась, отчего тонко звякнули затейливые биллоновые шейные гривны, оглянулась испуганно, но тут же поняла, где находится, и повернулась к сыну. Другая часть обнаруженных здесь украшений — фрагментированное ромбощитковое височное кольцо, обломок широкопластинчатого браслета с растительным орнаментом и витая шейная гривна — связана, вероятно, с древнерусской культурой. Это две большие серебряные шейные гривны или обручи, свитые в верёвку, и две серебряные серьги-рясы, какие обыкновенно находят в древних курганах. На шее он носил шейную гривну — зазубренную железную штуковину, наполовину ожерелье, наполовину нагрудник. Подобные обручи, называемые также шейными гривнами, или торквесами, свидетельствовали о знатности рода и о положении воина в обществе. Гости стояли за столами плотными рядами, сверкая нарядными цветными одеждами, золочёными поясами, шейными гривнами, застёжками плащей. На свет показалась груда разноцветных шёлковых рубах, на которой мерцали небрежно рассыпанные кольца, шейные гривны и несколько крупных жемчужин. Пространство между ведром и сосудами заполняли семь серебряных шейных гривен. Среди них — браслеты, подвески, шейные гривны, медальоны, бусы, перстни и многое другое. Вернулся, пошуровал лопатой, вывернул эту шейную гривну, — он погладил кольцо, громоздившееся на груди. Квитты, разгорячённые и ободрённые победой, живо принялись за дело: обезоруженных барландцев связали, торопливо обыскали, снимая шейные гривны, обручья, пояса, перстни. Это шейная гривна, украшенная чем-то вроде белого камня, который одновременно и существует, и нет. Вся беда в том, что штука эта не висела на цепочке или шнурке и не была вделана в ожерелье или шейную гривну. Заплатить за покупки кольцом, перстнем, шейной гривной, монетой с монисто или серебряной пластиной с собственного боевого пояса, золотой пуговицей, пряжкой, наконечником шнурка считалось в порядке вещей. Массивные гранёные бусины со сканью и зернью попадаются на концах шейных гривен представителей военной знати. Шейные гривны, датируемые X в., сделанные из бронзы, серебра, иногда вызолоченные, воспринимались их хозяевами несомненно не только как знак высокого социального статуса воина-дружинника, но и как оберег. Вспомнился и подарок чудинов — шейная гривна, которая тоже пропала. На груди, сверкая на тёмном фоне доспеха, шейная гривна, похоже золотая, и несколько амулетов на кожаных шнурках. Тут и серебряные сосуды, и золотые шейные гривны, и запястья, усыпанные дорогими каменьями.

Неточные совпадения

Шейные украшения — гривны выполняли ту же функцию защиты от невидимых злых духов, упырей и вампиров. Это делалось так: клали на землю около травы с четырёх сторон серебро (монеты, украшения) или раскидывали вокруг золотую гривну (тяжёлую шейную цепочку).

Шейная гривна — Карта знаний

  • Гри́вна — серебряное или золотое изделие (украшение, знак отличия или различия) в виде обруча, носившееся на шее, в том числе в Древней Руси.

    Встречаются также варианты из бронзы и железа, витые и гладкие версии. Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями. Украшались орнаментом или насечками. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жёсткость конструкции, дошедшая и до наших дней. Гривна снова вошла в моду в начале 1950-х годов.

    В старославянском языке слово гривна означало ожерелье или браслет, отсюда произошло второе значение слова — «денежная единица».

    У других народов и народностей имела иное название.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Кельтское искусство — это определенный стиль, который исторически связан с кельтами — племенами, населявшими Западную и Центральную Европу. Наибольшего расцвета их искусство достигло в период латенской культуры, когда происходило формирование цивилизации, носителями которой являлись кельтские племена. тенгко́лок (малайск. tengkolok ) — традиционный малайский мужской головной убор. В зависимости от района распространения может иметь названия: дестар, сетанган, танджак и др. .

Подробнее: Тенгколок

Дукач (личман, ягнус) — традиционная деталь украинского женского костюма, женское украшение в виде большой медалеподобной монеты с металлическим бантом, украшенным камешками. Для дукачей использовались австрийские дукаты Марии Терезии, русские рубли и местные украинские изделия с разнообразными изображениями. Дукачи носили на Левобережье: в Черниговской, Полтавской губерниях и на Слобожанщине. На Полтавщине дукачи имели с обеих сторон изображения религиозного содержания, такие дукачи дарили на свадьбе… Ски́фы (др.-греч. Σκύθης, Σκύθοι, самоназвание: Skolotoi) — древний ираноязычный народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э.. Скифы не имели письменности, от их языка известны всего несколько слов.

Упоминания в литературе

В качестве престижной ранговой детали одежды известны кочевнические (алано-болгарского, хазарского или венгерского происхождения) узкие наборные пояса с многочисленными орнаментированными серебряными или биллоновыми бляшками и шейные гривны, в том числе и железные, с «молоточками» Тора или Перуна. 909 г. – Клад из 2 шейных гривен и саманидских монет, в числе которых были половинки, обнаруженный в Верхотурье б. Пермской губ. в 1915 г. (СГАИМК. I. С. 289. № 14).

Связанные понятия (продолжение)

Армянский ковёр — термин, определяющий ворсовые и безворсовые ковры, которые были сотканы армянами, проживающими как на территории Армянского нагорья, так и за его пределами начиная с дохристианского периода (до 301 года) до наших дней. Пул — медная монета Золотой Орды, чеканившаяся в XIII—XV веках. В настоящее время разменная денежная единица Афганистана, равная 1/100 афгани. Культура древних славян — культура славянских племён до их разделения на восточных, западных и южных; примерно с VI по VIII век. Куяк (от монгольского хуяг — доспех) — общее название восточных и русских доспехов бригантинного типа, а также бригантинных доспехов коренных жителей Аляски, имевших конструкцию, аналогичную доспехам коренных жителей Сибири. Украшения — предметы, дополняющие одежду, имеющие магическое, символическое, функциональное и эстетическое значение. Они отражают мировоззрение, исторический путь, технологические и культурные достижения народа, подчеркивают поло-возрастной и социальный статус человека. Выполняются из твердых элементов в едином технологическом и художественном стиле, обогащают образ и пластику костюма. Как правило, являются съемными принадлежностями для наложения на одежду или непосредственно на части тела, т.е… Чарм (от англ. Charm — очарование, шарм, обаяние, чары, амулет) — маленькие тематические подвески, собирающиеся на браслет. Они отражают самые важные события жизни, несут определённый смысл или же просто носятся как украшения.

Подробнее: Чармы

Кандзаси (яп. 簪, встречается также написание 髪挿し) — японские традиционные женские украшения для волос. Кандзаси носят с кимоно. Древний Еги́пет (от др.-греч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus), самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др. (транслит. егип. tA-kmt, tA-mrj, tA-wy), Ке́ми (копт. Ⲭⲏⲙⲓ) — название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. История Древнего Египта составляет около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический период (относится к финалу доисторического периода, краткий обзор которого также приводится… Овручские шиферные пряслица — пряслица, выточенные из розового и красного камня — шифера (пирофиллитового сланца), который добывали на территории нынешней Украины, у города Овруч в X — XIII веках. Здесь расположено единственное в Европе месторождение такого камня. Овручские мастера старательно повторяли наиболее удачную форму глиняных пряселец — биконическую, то есть грузик как бы состоял из двух усечённых конусов, соединённых широкими основаниями. Весили пряслица в среднем около 16 г, высоту имели… Алтайский золотой человек — погребение, датируемое 4-3 веками до н. э., найденное сотрудником Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Петром Ивановичем Шульгой на территории Локтевского района Алтайского края (Россия). Иску́сство Ура́рту — историко-региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока. Золотая шляпа (нем. Goldhut) — уникальный тип конусообразного изделия из бронзы и золота, характерный исключительно для протокельтской культуры полей погребальных урн. В настоящее время известно всего четыре таких предмета, датируемых периодом с 1400 до 800 г. до н. э. Знак буты́ли — условное название символического изображения, связанного с культом карфагенской богини Танит, и применявшегося наряду с более распространённым знаком Танит. Встречается на археологических памятниках. Общепризнанной интерпретации значения этого символа не существует. Згарда (от румын. Zgarda — «ошейник, бусы») — архаичное гуцульское шейное украшение религиозного назначения, мужское украшение из Буковины и Верховинского р-на Ивано-Франковской области, в основе которой лежат 3-5 проволочных ниток с монетами (по 10-15 монет), прикрепленных к проволочной основе (часто с пуговицами, реже с кораллами, крестиками, маленькими колокольчиками). В центре згарды обычно содержится галбин — золотая монета или монета желтого цвета. Згарда без золотых монет были распространены… Церемониальное оружие — оружие, используемое в качестве того или иного символа в религиозных обрядах, торжественных государственных мероприятиях, воинских ритуалах. Чаще всего, боевых функций не несёт, исполняя декоративное и обрядовое назначение, а также указывая на высокий статус его владельца — физического лица (монарха, полководца и т. д.), воинского подразделения, исторической территории, государства. Кольцо из Пьетроассы — золотое кольцо в виде шейной гривны, найденное в кургане у Пьетроассы (сейчас Пьетроаселе), жудец Бузэу, южная Румыния (бывшая Валахия), в 1837 году. Оно было частью большого золотого клада, датированного 250—400 годами нашей эры. Само кольцо, как чаще всего считается, имеет римско-средиземноморское происхождение, на нём есть надпись на готском языке (рунический алфавит «старший Футарк»). Древнегреческие монеты — широчайшая и старейшая группа в нумизматике. Группу древнегреческих монет обычно разделяют на следующие подгруппы… Украше́ние — явление, предмет или результат действия, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью. Фалеры (лат. Phalerae, единственное — phalera) — большие и малые пластинки круглой или овальной формы, диаметром 4-7 см. В Древнем Риме их использовали для украшения конской сбруи, а в дальнейшем — как военную награду, аналог современных медалей. Савроматы (др.-греч. Σαυρομάται) — кочевые ираноязычные племена, близкие скифам. Римский железный век (1-400) — исторический период, выделенный шведским археологом О. Монтелиусом для части земель Скандинавии, Северной Германии и Нидерландов, не охваченной посткельтскими культурами эпохи римского владычества. Цивилизация Нок, названная так по месту первой находки их скульптуры (африканская деревушка Нок), возникла в Нигерии примерно за 900 лет до нашей эры и загадочно исчезла в 200 году нашей эры. Её социальная система была чрезвычайно развитой и представляла собой конец неолита (каменного века) и начало Железного века. Как полагают, цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки. Филиппус, филипп, статер Филиппа (греч. Φιλίππειοι, Philíppeioi), позднее alexanders (Ἀλέξανδροι, Aléxandroi), — высокопробный золотой статер, выпускавшийся в Македонии при царях Филиппе II и Александре Великом. Полове́цкие ка́менные ба́бы — памятники сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Изваяния сделаны из серого песчаника по высоте от 1 до 4 м, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы. Шестопёр — древнерусское холодное оружие ударно-дробящего действия XIII—XVII вв. Представляет собой разновидность булавы, к головке которой приварено шесть (реже более) металлических пластин — «перьев». Рома́нский меч — тип европейского меча периода Высокого и, частично, позднего Средневековья (или, если точнее, примерно с 1000 по 1350 год), использовавшийся в Западной Европе практически исключительно сословием рыцарей, а на Руси — в княжеском войске. Другое их название — капетингские, вероятно, по аналогии с каролингскими. Вместе с мечами XIV—XV веков в наше время иногда объединяются термином «рыцарский меч», (knightly sword), или arming sword — букв. «меч для вооружения», то есть, ношения в качестве… Биатек — кельтская серебряная монета, чеканившаяся на территории Братиславы и её окрестностей в I веке до н. э. Диаметр монеты равен 25 мм, вес — 16,5-17 грамм. Своё название монета получила по имени вождя бойев Биатека. Ма́йя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической эре (2000 год до н. э. — 250 год н. э.), большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период (250—900 годы н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке. Мечи, сделанные из железа (в противоположность бронзовым) появляются начиная с раннего железного века (примерно с XII века до н. э.), но не получают широкого распространения до начала VIII века до н. э.

Подробнее: Меч железного века

Персидский ковёр (пехл. bōb перс. فرش‎; иногда قالی qāli) — одна из наиболее известных в мире разновидностей ковров ручной работы, являющийся одним из символов персидской культуры и государства Иран. Панцирь («пансырь») — название разновидности кольчатого доспеха, используемое в Великом Княжестве Московском и Русском Царстве с 70-х годов XV века. Также был распространён в Польше, Литве, Казанском ханстве, Астраханском ханстве и в других регионах Восточной Европы и Средней Азии. Со́лнечный крест, более известный, как Со́лнечное колесо́ — древнейший символ, представляющий собой крест, располагающийся внутри круга. Часто встречается на предметах доисторической Европы, особенно неолита и бронзового века. Цивилизация Древнего Египта, возникшая около 4000 лет до н. э., была одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию культуры и искусства в Древнем Египте. В эту эпоху древние египтяне умели делать из драгоценных металлов ювелирные украшения тонкой работы, появилась письменность, постепенно стали накапливаться научные знания. Ацте́ки, или асте́ки (самоназв. mēxihcah ), — индейский народ в центральной Мексике. Численность современных науа, как ещё называют ацтеков, — свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко, там, где сейчас располагается город Мехико. Цебельди́нская культура — позднеантичная и раннесредневековая археологическая культура на территории Цебельды (Апсилия). Го́мбик (чеш. gombík) — ювелирное изделие, характерное для Великой Моравии в IX—X веках. Представляет собой полый предмет сферической формы с ушком, состоящий из двух соединённых полусфер. Находят гомбики и на юге Польши, и в Гнёздовских курганах. Эпиольмекская культура — культурная зона в центральной части нынешнего мексиканского штата Веракрус, сосредоточенная в бассейне реки Папалоапан. Эпиольмекская культура существовала примерно с 300 г. до н. э. до 250 г. н. э. Эпиольмекская культура являлась потомком ольмекской, откуда и греческий префикс «-эпи», означающий «после». Хотя эпиольмеки утратили часть достижений прежнего периода, они создали усвоили сложный мезоамериканский календарь и систему письменности.

Подробнее: Эпиольмеки

Лу́нница — бронзовое, серебряное, реже золотое украшение в виде полумесяца. Отличается большим разнообразием форм, декора, ювелирных техник, приёмов и значения в составе костюма. Составляет элементы различных предметов личного убора. Форму лунниц могли иметь серьги, нагрудные подвески, металлические детали головного убора и другие. Один из самых распространённых типов украшений. Лунницы известны с позднего бронзового века. Были в обиходе у многих земледельческих народов Европы и Азии, включая Древний… Бирка (швед. Birka) — крупнейший торговый центр шведских викингов в 800—975 гг., который упоминается в житии «северного апостола» св. Ансгара и в сочинениях Адама Бременского. С XIX век отождествляется с небольшим островком Бьёркё на озере Меларен, которое в эпоху викингов было заливом Балтийского моря. Состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия. Кялагаи (азерб. Kəlağayı) — азербайджанский национальный женский головной убор. Представляет собой шёлковый платок из некрученых нитей, местного изготовления, с набивным узором, выполненным традиционным способом резервирования воском.В Западной зоне Келягаи иногда называют чаргатом. Магатама (яп. 勾玉, или 曲玉, «изогнутая драгоценность») — изогнутая бусина из драгоценного камня в виде запятой. Бусины-магатама встречаются в археологических находках Японии начиная с периода Дзёмон. Эта статья о традиционной культуре Кореи; о современной культуре см. статьи культура Северной Кореи и культура Южной Кореи.

Подробнее: Культура Кореи

Скульпту́ра ма́йя — архитектурные и культурные памятники, оставленные мезоамериканской цивилизацией майя. Несмотря на агрессивную политику испанских конкистадоров и католической церкви, сохранилось большое количество монументальной архитектуры и мелкой майяской пластики.