Картина поцелуй автор: Painting The Kiss by Gustav Klimt – Файл:The kiss — gustav klimt

Поцелуй (картина Климта) — это… Что такое Поцелуй (картина Климта)?

«Поцелуй» (1907—1908) — картина австрийского художника Густава Климта.

Аура поцелуя

Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Популярность картин этого времени, и «Поцелуя» в том числе, связана не в последнюю очередь с применением художником золота в качестве цвета. Золото с незапамятных времён вызывает магические, религиозные ассоциации в равной мере с чувством материальной ценности, значимости.

Толика этой ценности и ослепительное сияние, исходящего от золота, тесно соединяются с содержанием картины. Ценность картины как бы освещает её смысл. Стилистические свойства этого периода, характеризующиеся сокращением глубины пространства и орнаментальной плоскостью изображения, подчёркивают значение самого изображения и пространства на картине. Аура полотна и его завораживающая красота выражают, с одной стороны, его «ценность», с другой же представляют влюблённую пару как символ беззаботного эротического счастья.

На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.

Картина часто описывалась критиками как «Союз» с указанием на орнаментальную символику одеяний мужчины и женщины. Однако сама символика опровергает это название: мужчине соответствуют, характерные его полу «жесткие» формы, прямоугольные бело-черно-серые поля, тогда как женщине «мягкие» формы, цветочные, пёстрые округлые элементы. Поэтому, хотя они и соединены посредством золотого одеяния, фона и объятия в единое целое, они все же отличаются друг от друга орнаментом. Однако эта разница является чисто символической и практически исчезает на фоне общей орнаментализации картины.

Ореол, окружающий слившихся воедино в поцелуе, определяется мужчиной, который своей спиной формирует его очертание. Его описывают как башне- или колоколоподобный, но в первую очередь — фаллическим. Подобные, более очевидные формы художник использовал в своих «Бетховенских Фризах». Этому главному символу мужского достоинства соответствует набыченный вирилитет мужчины. От него исходит вся энергия полотна. Это он обхватил своими руками голову женщины и повернул её к себе, чтобы поцеловать в щёку. В противоположность мужчине, женщина изображена на картине в пассивной роли. Она стоит преклонив колени — явный символ подчинённости.

Фрагмент

Интересные факты

  • Некоторые исследователи считают, что на картине изображён сам художник со своей возлюбленной Эмилией Флёге.
  • В парке «Ораниенбаум» в рамках выставки «Ораниенбаумский эксперимент. Paragone или Спор искусств» установлена скульптурная композиция по мотивам картины.

Литература

  • Gottfried Fliedl Gustav Klimt : 1862-1918 : the world in female form. — Köln: Benedikt Taschen, 1994. — 239 с. — ISBN 3-8228-0290-5
  • Wendy Beckett, Patricia Wright Sister Wendy’s 1000 Masterpieces. — London: Dorling Kindersley Limited, 1999. — С. 241. — 512 с. — ISBN 0-7894-4603-0

Ссылки

история создания картины 🚩 Искусство

В 1894 году австрийскому художнику Густаву Климту поручили выполнить заказ на написание трех картин, которые должны были украсить потолок зала Венского университета.

В 1900 году первая из них, «Философия», была показана на выставке Венского сецессиона и произвела фурор со знаком «минус». Климт подвергся яростным нападкам, поскольку по мнению консервативной публики и профессуры университета, картина отдавала порнографией. Вместо ожидаемого аллегорического изображения в традиционной манере, художник наполнил полотно натуралистично написанными обнаженными телами. Что вызвало недовольство и было воспринято как безнравственность.

Эту же картину, в том же 1900 году, художник экспонировал на Всемирной выставке в Париже. Там она тоже произвела фурор, но теперь ср знаком «плюс» и даже получила золоту медаль. Вторая картина Климта, «Медицина», также удостоилась восхищения парижской художественной общественности.

Факультетские картины. Густав Климт.Тем временем, спор между Густавом Климтом и заказчиками разросся нешуточный и вырос до, так называемого, «художественного скандала». Что стало его результатом?

Во-первых, третью картину — «Юриспруденцию», Климт написана ещё более вызывающем образом.

Во-вторых, все три «факультетские картины» меценат, покровитель и друг художника Август Ледерер выкупил у университета в 1905 году.

В-третьих, «не было бы счастья, да несчастье помогло»: Климт прекратил принимать государственные заказы. Он сменил акценты в своём творчестве: писал пейзажи и портреты. Благодаря этому обстоятельству появились такие шедевры «золотого периода» как «Портрет Адели Блох-Бауэр» («Золотая Адель»), «Юдифь I» и «Поцелуй».

Густав Климт. Золотая Адель.Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I («Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза»).  1907

Климта охватывало смятение после столь неприятной истории с «факультетскими картинами». Репутация и популярность художника значительно пошатнулись В письме другу он писал: «Либо я слишком стар, либо слишком нервничаю, либо слишком глуп, но должно быть что-то не так». В таком состоянии в 1907 году он приступил к созданию картины, которая в будущем станет, пожалуй, самым популярным его произведением и национальным достоянием Австрии.

С этой своей работой он сразу попал в точку. «Поцелуй» был куплен в венскую Галерею Бельведер (Galerie Belvedere, Wien) за баснословную по тем временам сумму ещё до того, как был закончен. Галерея заплатила 25 000 крон. Для сравнения: ранее в Австрии самая высокая цена за картину составляла всего 500 крон.Густав Климт. Поцелуй. 1908Густав Климт. Поцелуй. 1908

Если говорить о восприятии зрителями действия, которое происходит в «Поцелуе», то тут не всё однозначно.

Несомненно, картина эротичного содержания. На это указывают не только объятия и сам поцелуй. Искусствоведы считают, что узор одеяния мужчины напоминает фаллический символ, а орнамент на одежде его возлюбленной, в свою очередь, женский интимный орган. Пару осыпает золотой дождь, подобный тому, каким была осыпана Зевсом Даная.

Историк искусств Альберт Элсен отмечает: «Его натурщица не позирует… Она выглядит сознающей, что она наедине с мужчиной, глубоко увлеченным ею не как поэтическим образом, а как женщиной».

Большинство поклонников картины воспринимает происходящее на ней как романтичную сцену: пара влюблённых поглощена друг другом в своей вселенной, страсть разгорается, женщина тает в руках мужчины.

Но существует и другое мнение: некоторые не видят добровольного согласия на поцелуй со стороны женщины. Мужчина подавляет её своим доминированием и явно употребил физическую силу. Женщина упала на колени и прекратила сопротивляться в заведомо неравной борьбе. Она не в состоянии увернуться от поцелуя, безвольно обмякла, её вялые руки не пытаются прижать к себе возлюбленного. Одна рука, как плеть, висит на его шее, а вторая слабо придерживает мощную кисть поглощенного горячими чувствами мужчины.

Знаток творчества художника и автор книги о нём Альфред Вайдингер считает, что в картине «Поцелуй» Климт изобразил себя и свою многолетнюю подругу Эмилию Флёге. Но это противоречит высказыванию самого Климта: «Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди». Что касается, Эмилии, то также нет уверенности, что это она. Оба они никаких пояснений к «Поцелую» не оставили. Пролить какой-то свет могла бы их переписка. Но Флёге после смерти Густава письма сожгла. А найденные открытки, которые они посылали друг другу, ничего не прояснили даже в их личных отношениях.

Густав Климт и Эмили ФлёгеГустав Климт и Эмили Флёге в саду виллы «Олеандр» близ Аттерзее

Некоторые полагают, что образом для прекрасной дамы из «Поцелуя» послужила Адель Блох-Бауэр, супруга венского промышленника Фердинанда Блоха, портрет которой, — «Золотая Адель», он написал в 1907 году.

Адель Блох-БауэрАдель Блох-Бауэр

Третьи усмотрели в облике героини картины рыжеволосую Хильду Рот — модель, которую он писал в таких своих работах как «Даная», «Золотая рыбка».

Густав Климт. Золотая рыбка и ДанаяГустав Климт.  Золотая рыбка, 1901-1902. Даная, 1907-1908.

Также существует совершенно мелодраматичная, ничем не подтвержденная романтичная история. Она выглядит приблизительно так: некий богатый мужчина заказал Климту картину с просьбой изобразить его в поцелуе с невестой. Увидев готовую работу, он спросил художника почему же на ней нет поцелуя из уст в уста. На что тот якобы ответил, что хотел показать любовь, пьянящий накал растущего желания, предваряющий дальнейшие события. Заказчик и его любимая остались довольны такой трактовкой. А на самом деле, Климт, мол, скрыл настоящую правду и не признался в том, что сам влюбился в девушку. Потому не пожелал изображать её целующейся с другим мужчиной, а в образе обнимающего её человека изобразил себя, поэтому скрыл лицо героя картины. Вот такой интересный сюжет.

В действительности нет однозначного мнения и о том, кто изображен на творении Климта. Все попытки доподлинной идентификации образов картины с конкретными людьми пока безуспешны.

Журналист Адриан Бриджбасси в статье по поводу 150-летия Густава Климта, оценивая масштаб и значение «Поцелуя», написал, что эта картина превосходит все ожидания, в отличие от крошечной и подавляющей «Моны Лизы». Бросив тень на более почитаемую в мире картину, он пояснил, что «Поцелуй» делает то, что должно делать великое произведение искусства: удерживает взгляд, заставляет восхищаться его эстетическими качествами, внушает желание понять, что кроется за его внешней стороной.

Густав Климт

Климт, Густав — Википедия

Гу́став Климт (нем. Gustav Klimt; 14 июля 1862, Баумгартен, Австрийская империя — 6 февраля 1918, Вена, Австро-Венгрия) — широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.

Детство и образование[править | править код]

Густав Климт родился в венском предместье Баумгартен в семье художника-гравёра и ювелира Эрнеста Климта, был вторым из семи детей — троих мальчиков и четырёх девочек

[4]. Отец Климта был выходцем из Богемии и гравёром по золоту, мать, Анна Климт, урождённая Финстер, пыталась, но не смогла стать музыкантом. Большую часть своего детства Климт провёл в бедности, так как экономическая ситуация в стране была тяжёлой, и его родители не имели постоянной работы. Все трое сыновей Эрнеста Климта стали художниками.

Первое время Густав учился рисовать у отца, а затем с 1876 года — в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности (преподаватели Карл Граховина, Людвиг Миннигероде, Михаэль Ризер), в которое в 1877 году поступил и его брат Эрнст. Густав Климт обучался там до 1883 года и специализировался на архитектурной живописи. Образцом для него в этот период был художник исторического жанра Ганс Макарт. В отличие от многих других молодых художников, Климт согласился с принципами консервативного академического образования. С 1880 года Густав, его брат Эрнст и их друг художник Франц Мач работали вместе, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах (городах австро-венгерской провинции). В 1885 году они работали над оформлением венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. В 1888 году Климт получил награду от императора Франца Иосифа — «Золотой крест» за заслуги в искусстве. Он стал также почётным членом Мюнхенского и Венского университетов.

В 1892 году отец и брат Эрнст умерли, и на Густава легла финансовая ответственность за семью. Кроме того, эти события наложили отпечаток на его художественные взгляды, и в скором времени он начал развивать глубоко индивидуальный стиль. В начале 1890-х годов художник встретил Эмилию Флёге, которая, несмотря на его отношения с другими женщинами, оставалась его спутницей до конца дней[5].

Венский сецессион[править | править код]

Климт в 1897 году стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Ver Sacrum» (Весна Священная), издаваемого группой. Он оставался в группе до 1908 года. Изначально целями Сецессиона были устройство выставок для молодых художников, пишущих в необычном стиле, привлечение лучших работ зарубежных художников в Вену, и популяризация работ членов группы путём издания журнала[6]. У группы не было манифеста, и она не пыталась выработать единый стиль: в ней сосуществовали натуралисты, реалисты и символисты. Правительство поддержало их усилия и сдало им в аренду участок городской земли для постройки выставочного зала. Символом группы была Афина Паллада, символ правосудия, мудрости и искусства.

С начала 1890-х годов Климт ежегодно отдыхал вместе с семьёй Флёге на озере Аттерзе и написал там множество пейзажей. Пейзажный жанр был единственной нефигуративной живописью, интересовавшей Климта. По стилю пейзажи Климта похожи на его изображения фигур, они содержат те же элементы дизайна. Пейзажи Аттерзее настолько удачно вложены в плоскость полотна, что иногда предполагают, что Климт рассматривал их в телескоп

[7].

В 1894 году Климт получил заказ на создание трёх картин для украшения потолка большого актового зала главного здания Венского университета на Рингштрассе. Аллегорические картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», известные как «факультетские», были закончены к 1900 году. Их резко критиковали за тематику, которую называли «порнографической». Климт преобразил традиционные аллегории и символы в новый язык, с большим ударением на эротику, и потому более раздражающий консервативных зрителей. Недовольство высказывали все круги — политические, эстетические и религиозные. В результате картины не были выставлены в главном здании университета. Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить. После этого картины приобрёл меценат Август Ледерер. В 1930-е годы нацистские власти национализировали ледереровскую коллекцию работ Климта. В конце войны эти работы перевезли во дворец Иммерхоф, но в 1945 году в эту местность вошли союзнические силы, и отступающие войска СС подожгли замок. Картины погибли. Всё, что сегодня имеется, — это разрозненные предварительные наброски, чёрно-белые снимки трёх картин плохого качества и одна цветная фотография Гигеи из «Медицины». Её сверкающие золотые и красные краски дают представление о том, сколь мощно выглядели эти три утраченные произведения искусства.

Картиной «Обнажённая истина» (1899) Климт продолжил вызов общественности. Обнажённая рыжая женщина держит зеркало истины, над которым помещена цитата из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».[8]

В 1902 году Климт завершил Бетховенский фриз для 14-й выставки Сецессиона. Фриз представлял собой часть памятника композитору и содержал также монументальную раскрашенную скульптуру работы Макса Клингера. Фриз предназначался только для выставки и был выполнен непосредственно на стене нестойкими материалами. После выставки фриз был сохранён, хотя и не выставлялся больше до 1986 года.

«Золотой период»[править | править код]

Копия картины Юдифь I, автор неизвестен

«Золотой период» творчества Климта отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для Климта. Название периода происходит от позолоты, использованной во многих работах художника, начиная с «Дворца Афины» (1898) и «Юдифи» (1901), но наиболее известной его работой этого периода является «Поцелуй» (1907—1908). Золотой фон и символика, близкая византийской, восходят к мозаикам Венеции и Равенны, увиденным Климтом во время путешествия по Италии. В это же время он увлёкся декоративным искусством в стиле ар-нуво. В 1904 году он с группой художников получил заказ на отделку дворца Стокле, принадлежавшего бельгийскому промышленнику Адольфу Стокле и ставшему одним из известнейших памятников ар-нуво. Климту принадлежат детали украшений столовой, которые он сам относил к своим лучшим декоративным произведениям

[9]. Между 1907 и 1909 годами Климт выполнил пять портретов женщин, одетых в меха.

Климт вёл довольно простой образ жизни, работал в собственном доме, посвящал всё время живописи (в том числе движению Сецессиона) и семье, и не состоял в дружеских отношениях с другими художниками. Он был достаточно знаменит для того, чтобы получать много частных заказов, и имел возможности выбирать из них то, что было ему интересно. Как и Роден, Климт использовал мифологию и аллегорию для маскировки своей глубоко эротической натуры, и его рисунки часто выдают чисто сексуальный интерес к женщинам. Как правило, его модели соглашались позировать в любых сколь угодно эротических положениях; многие из них были проститутками.

Климт очень мало писал о своем ви́дении искусства или своих методах. Он не вёл дневника и посылал Флёге открытки. В сочинении «Комментарий на несуществующий автопортрет» он утверждает: «Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины… Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины.»[10].

Личная жизнь[править | править код]

Густав Климт никогда не был женат, но у него были многочисленные романы. Ему приписывают от трёх до сорока внебрачных детей[11]. Так, например, австрийский кинорежиссёр и кинооператор Густав Учицки утверждал, что он был сыном Климта.

По мнению биографов, в его наиболее длительных и близких отношениях с женщинами секс, возможно, вообще отсутствовал.

Климт познакомился с Эмилией Флёге в начале 1890-х гг., когда её сестра Хелен вышла замуж за Эрнста, брата художника. После смерти Эрнста Хелен вернулась в родительский дом вместе с дочкой, опекуном которой был назначен Густав.

В 1904 году три сестры Флёге основали дом моды и стали ведущими венскими кутюрье. Адаптируя парижские моды к местным вкусам и создавая собственные модели, сёстры одевали самых элегантных и богатых женщин Австрии. Климт внёс свой вклад в модели Флёге и помог декорировать зал для демонстраций.

Постепенно Эмилия и Густав стали неразлучны — по крайней мере, в делах. Многие биографы и эксперты сомневаются в том, что у них был роман. Эмилия гордилась своей современностью, в личной жизни никто ей был не указ, и Климт, вероятно, относился к ней как к равной ему личности.

Они были настолько близки, что последними словами сражённого инсультом Климта были: «Пошлите за Эмилией».

Последние годы[править | править код]

В 1911 году картина Климта «Жизнь и смерть» получила приз на Всемирной выставке в Риме. В 1915 году умерла его мать.

6 февраля 1918 года Густав Климт умер в Вене от пневмонии, перенеся перед этим инсульт. Он был похоронен на Хитцингском кладбище в Вене. Множество картин остались незаконченными.

В качестве объектов изображения Климт предпочитал женщин. Если в его картине оказывался мужчина, то его лицо обычно скрыто или спрятано.

Так например, в «Поцелуе», самой прославленной работе художника, мужчина склонился над женщиной, и его лицо повернуто прочь от зрителя, когда он прижимается губами к её щеке. Женщина, наклонив голову под неестественно прямым углом, кажется, теряет сознание в его объятиях. Обе фигуры, одетые в золото, стоят на коленях среди цветов.

Многие современные критики, особенно искусствоведы-феминистки, критикуют манеру Климта изображать женщин как пассивный объект мужского желания; они отмечают, что мужчина в «Поцелуе» доминирует над женщиной, вынужденной жаться к нему в поисках опоры.[источник не указан 650 дней]

С 1910 года Климт начал отходить от перегруженного декоративностью стиля. На втором портрете Адели Блох-Бауэр, написанном в 1912 году, экстравагантного золота уже нет; теперь Климту важнее цвет: облачённая в белое Адель изображена на фоне синих, зелёных и розовых цветовых пятен. Но Климту не хватило времени выработать новый стиль — разразилась Первая мировая война, а 6 февраля 1918 года он умер.

В 2006 году состоялась премьера фильма «Климт» о жизни художника, режиссёр Рауль Руис, в главной роли Джон Малкович. Фильм получил приз Федерации киноклубов России как лучший фильм основной конкурсной программы XXVIII Московского международного кинофестиваля[12].

В 2009 году в Австрии состоялась премьера мюзикла «Густав Климт», в котором роль Климта исполнил Андре Бауэр, а Эмилию Флёге сыграла Сабине Найберш. С 1 сентября по 7 октября 2012 года состоялась венская премьера мюзикла.

Образ Климта представлен также в фильмах «Малер на кушетке» и «Невеста ветра».

«Женщина в золотом» — фильм 2015 года. История Марии Альтманн, которая пытается добиться справедливости: вернуть ценности, отобранные у её семьи нацистами несколько десятилетий назад. Среди культурного достояния женщины известная картина Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр», которую иногда называют «Золотая Адель».

  • Сто тридцать пять миллионов долларов США было заплачено на аукционе в 2006 году за «Портрет Адели Блох-Бауэр», написанный Густавом Климтом в 1907 году[13].
  • В открывающей и закрывающей композиции аниме — сериала Мамору Канбэ «Эльфийская песнь» главные герои сериала предстают перед зрителем в стилизованном виде картин Густава Климта «Поцелуй», «Объятия», «Три возраста женщины», «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Водяные змеи I», «Водяные змеи II», «Даная».
  • В детском мультсериале «Мия и я» дизайн одежды персонажей вдохновлён картинами Климта. Прямым намёком создателей сериала является картина «Поцелуй» в комнате главной героини (2-й сезон)
  • Чао, Адель. Вена, февраль 2006

  • Юдифь II. 1901. Галерея современного искусства, Венеция
  • Золотые рыбки. 1901—1902. Частная коллекция, Швейцария
  • Надежда II (1907—08), Галерея современного искусства, Нью-Йорк
  • Водяные змеи I (1904—1907)

  • Водяные змеи II (1904—1907)

  • Подруги. 1916—1917 (Галерея Вельц, Зальцбург). Уничтожена пожаром в 1945
  • Философия 1899–1907. Уничтожена в 1945

  • Медицина 1899–1907. Уничтожена в 1945

  • Юриспруденция 1899–1907. Уничтожена в 1945

  • Портрет Сони Книпс, 1898
  • Mäda Eugenia Primavesi (1913–14)

  • Аллея в Шлосс Каммер Парке, 1912, Галерея Бельведер, Вена

  • Березовая роща, 1903

  • Яблоня I, 1912

  • Дома в Унтерахе близ Аттерзее, 1916

  • Мастурбирующая женщина (Мастурбация), 1916

  • Панно в столовой дворца Стокле

  • Панно в столовой дворца Стокле. Ожидание, 1904—1910

  • Панно в столовой дворца Стокле

  • Панно в столовой дворца Стокле

  • Густав Климт, 1862—1918 [Альбом] / Авт. текста Ж. Нере; Пер.с англ. Е. Калмыкова. — Кёльн: Taschen, Арт-Родник, 2000.
  • Густав Климт [Альбом] / Авт. текста М. Кини. — М.: Белый город, 1998.
  • Ланди Э. Тайная жизнь великих художников. — М.. 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2. — С. 200—206.
  • Густав Климт. — М.: Эксмо, 2012. — (Подарочные Издания. Шедевры графики в эксклюзивном оформлении)
  • Салфеллнер Г. Климт. Жизнь художника в текстах и иллюстрациях. — Прага: Виталис, 2018. — ISBN 978-3-89919-552-1.
  1. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 Gustav Klimt
  3. 1 2 Gustav Klimt — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  4. Fliedl G. — 1994. — P. 230.
  5. Collins J. Klimt: Modernism In The Making. — Harry N. Abrams, 2001. — P. 99. — ISBN 978-0-88884-718-8.
  6. ↑ Frank Whitford, Klimt, Thames and Hudson, 1990. p.69.
  7. ↑ Anselm Wagner: «Klimt’s Landscapes and the Telescope», Gustav Klimt Landscapes, pages 161—171. Prestel, 2002.
  8. ↑ Frank Whitford, Klimt, Thames and Hudson, 1990. p.52.
  9. ↑ Frank Whitford, Klimt, Thames and Hudson, 1990. p.103
  10. ↑ Frank Whitford, Klimt, Thames and Hudson, 1990. p. 18.
  11. ↑ Ланди Э. «Тайная жизнь великих художников», М. 2011, ISBN 978-5-98697-228-2. стр.203
  12. ↑ Московский Международный Кинофестиваль / 2006 / 28-й Фестиваль Архивная копия от 2 июля 2011 на Wayback Machine — FilmFestivals.ru.
  13. Ланди Э. Тайная жизнь великих художников. — М., 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2. — С. 200.

Поцелуй (картина, Климт, 1907-1908) — это… Что такое Поцелуй (картина, Климт, 1907-1908)?

«Поцелуй» (1907—1908) — картина австрийского художника Густава Климта.

Аура поцелуя

Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Популярность картин этого времени, и «Поцелуя» в том числе, связана не в последнюю очередь с применением художником золота в качестве цвета. Золото с незапамятных времён вызывает магические, религиозные ассоциации в равной мере с чувством материальной ценности, значимости.

Толика этой ценности и ослепительное сияние, исходящего от золота, тесно соединяются с содержанием картины. Ценность картины как бы освещает её смысл. Стилистические свойства этого периода, характеризующиеся сокращением глубины пространства и орнаментальной плоскостью изображения, подчёркивают значение самого изображения и пространства на картине. Аура полотна и его завораживающая красота выражают, с одной стороны, его «ценность», с другой же представляют влюблённую пару как символ беззаботного эротического счастья.

На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.

Картина часто описывалась критиками как «Союз» с указанием на орнаментальную символику одеяний мужчины и женщины. Однако сама символика опровергает это название: мужчине соответствуют, характерные его полу «жесткие» формы, прямоугольные бело-черно-серые поля, тогда как женщине «мягкие» формы, цветочные, пёстрые округлые элементы. Поэтому, хотя они и соединены посредством золотого одеяния, фона и объятия в единое целое, они все же отличаются друг от друга орнаментом. Однако эта разница является чисто символической и практически исчезает на фоне общей орнаментализации картины.

Ореол, окружающий слившихся воедино в поцелуе, определяется мужчиной, который своей спиной формирует его очертание. Его описывают как башне- или колоколоподобный, но в первую очередь — фаллическим. Подобные, более очевидные формы художник использовал в своих «Бетховенских Фризах». Этому главному символу мужского достоинства соответствует набыченный вирилитет мужчины. От него исходит вся энергия полотна. Это он обхватил своими руками голову женщины и повернул её к себе, чтобы поцеловать в щёку. В противоположность мужчине, женщина изображена на картине в пассивной роли. Она стоит преклонив колени — явный символ подчинённости.

Фрагмент

Интересные факты

  • Некоторые исследователи считают, что на картине изображён сам художник со своей возлюбленной Эмилией Флёге.
  • Экскиз картины использовался как оформление опенинга аниме сериала Elfen Lied. [1]

См. также

Литература

  • Gottfried Fliedl Gustav Klimt : 1862-1918 : the world in female form. — Köln: Benedikt Taschen, 1994. — 239 с. — ISBN 3-8228-0290-5
  • Wendy Beckett, Patricia Wright Sister Wendy’s 1000 Masterpieces. — London: Dorling Kindersley Limited, 1999. — С. 241. — 512 с. — ISBN 0-7894-4603-0

Ссылки

  1. http://www.youtube.com/watch?v=piTQklcRPNc

Wikimedia Foundation. 2010.

Настене.рф

Картина «Поцелуй», автор Густав Климт

Картину Густава Климта «Поцелуй», пожалуй, знает каждый. Она стала главной и самой узнаваемой работой художника.

Говорят, что история написания картины «Поцелуй» такова: однажды Густав Климт получил заказ от некоего графа написать картину для его возлюбленной. Для написания женского образа граф предоставил медальон, на котором была изображена его невеста. Заказчик поставил условие: он и девушка должны быть изображены на картине в страстном поцелуе. Климт выполнил его пожелание, но что художник скрыл в подтексте?
Главная загадка этого полотна в неоднозначности его трактовки. Многие воспринимают картину – как символ любви. Влюбленные стоят одни на краю вселенной и полностью отдаются своему чувству.

Другие же смотрят на картину иначе. Мужчина целует женщину, но левая рука героини, как будто делает слабую попытку его отстранить. Правая же рука, обнимая, напряжённо сжимается, почти в кулак. При этом она стоит на коленях на самом краю обрыва…

Если рассматривать эскизы к картине, то видно, что замысел картины менялся. Изначально Климт действительно хотел изобразить двух влюбленных, но в результате всё же остановился на более неоднозначном варианте отношений. Оставил зрителям возможность самим делать выводы.
Если вы хотите купит картину «Поцелуй» Густава Климта, обратите внимание, что вы можете купить картину в оригинальных пропорциях. Возможна покупка картины по индивидуальным размерам. В этом случае, наш дизайнер, согласует с Вами предварительно вид изображения картины. Так же вы можете купить фрагмент картины «Поцелуй».

Чтобы купить картину «Поцелуй», автор Густав Климт, выберите размер.


Обратите внимание на другие картины на которых представлен поцелуй в живописи.

Что может быть романтичнее, чем изображение момента поцелуя на картине? Самый известный поцелуй в живописи – это, конечно, картина «Поцелуй» Густава Климта (см. предыдущую статью). Но помимо этого полотна есть ещё множество картин с «поцелуем». Вот некоторые из них.

Жан Оноре Фрагонар «Поцелуй украдкой»
Фрагонар был знаменит своими романтическими полотнами. «Поцелуй украдкой» — это одна из его самых известных картин. Художник легко и игриво изобразил сцену из светской жизни. Зрителю кажется, что живописец застал персонажей врасплох.

Вильям Бугро «Первый поцелуй»
Эту картину так же называют «Поцелуй Амура и Психеи. Это произведение наполнено умилительной атмосферой детской дружбы. Художник изображает персонажей настолько реалистично, что зритель чувствует тепло их тел, видит жизнь в их глазах.

Эдвард Мунк «Поцелуй»
Норвежский экспрессионист Э. Мунк так же также внес свой вклад в развитие темы поцелуя в живописи. Влюбленных он изобразил как единое целое. Художник в буквальном смысле стер между ними границы.

Анри Тулуз-Лотрек «Поцелуй в постели»
Работа французского художника-постимпрессиониста Анри Тулуз-Лотрека. Как и картина Климта «Поцелуй» данное полотно считается воплощением чувственности. Но решающую роль здесь играет необычный ракурс: зрителю кажется, что он стал случайным свидетелем чьей-то близости.

Рене Магритт «Влюбленные»
Эта картина и по сей день вызывает немало толков. Кто-то считает, что поцелуй влюблённых – это олицетворение фразы «Любовь слепа»: герои так поглощены страстью, что не видят истинного лица друг друга. Но существует и противоположная точка зрения: мужчина и женщина на полотне сумели постичь любовь такой силы, что способны ощутить настоящую близость, несмотря на разделяющие их преграды.

Рон Хикс «Поцелуй на дороге»
Очень любит обращаться к теме поцелуя американский художник-импрессионист Рон Хикс. Используя приглушённые цвета и разнообразные оттенки серого и коричневого, художник прекрасно передает настроение и эмоции главных героев.