Луи фуллер и айседора дункан: История Лои и Айседоры. Фильм «Танцовщица» с Соко и Лили-Роуз Депп – Юлия Гусарова – Культура – Материалы сайта – Сноб

История Лои и Айседоры. Фильм «Танцовщица» с Соко и Лили-Роуз Депп – Юлия Гусарова – Культура – Материалы сайта – Сноб

 

«Танцовщица» — дебютный полнометражный фильм француженки Стефани ди Джусто, который вошел в программу «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале в этом году. Джусто решила взять высокую планку — описать сценический путь Лои Фуллер, «электрической феи», без которой невозможно представить эстетику Прекрасной эпохи, и ее отношения со знаменитой протеже — Айседорой Дункан.

В начале фильма Лои Фуллер — неловкая девушка-переросток, дочь французского коневода, живущего в американской глуши. Во время танцев в трактире она сидит в углу, рисует в блокноте и бубнит под нос реплики из пьесы Оскара Уайльда «Саломея». После того как отца убивают бандиты, героиня отправляется к матери в Нью-Йорк и там пытается устроиться на работу в театр. Запутавшись в юбке во время исполнения первой, незначительной роли, она выкручивается из ситуации — кружится в танце, размахивая злосчастной юбкой, и так придумывает свой будущий звездный номер «Серпантин», с которым едет покорять дружелюбный к авангардистам Париж.

На самом деле Лои Фуллер выходила на сцену с детства, играла в водевилях и исполняла американский вариант канкана в бурлеск-шоу, ее отца никто не убивал, да и с Айседорой Дункан отношения у Фуллер были гораздо менее драматичными, чем показано в фильме. Некоторые кинокритики за голову схватились от биографических вольностей режиссера — да, их и правда много, но они никак не портят впечатление от образа Лои Фуллер, которой запал в душу Тулуз-Лотреку, Шере и братьям Люмьер. Ее было бы вернее назвать не танцовщицей, а человеком-оркестром: она сама придумала свое знаменитое платье из нескольких десятков метров шелка, нашла средства для сложных декораций и запатентовала разноцветные фильтры на прожекторах, благодаря которым шелковый вихрь ее платья во время танца менял цвета. Она мастер перформанса и режиссер собственного моноспектакля. «Танцовщица» — отличное пособие по организации театральной революции в самой унылой среде.

Актерский состав фильма безупречен. Главную роль играет певица и актриса французского происхождения Стефани Соколински, выступающая под псевдонимом Soko. Ей (сложно поверить) 31 год, она играет душевный инди-поп-рок, дружит с Ариэлем Пинком и не скрывает нетрадиционной ориентации. В Европе известность к Соко пришла в 2007 году после выпуска удачного сингла, но в России она стала широко известной тогда, когда завела непродолжительный роман с актрисой Кристен Стюарт. Тем не менее Соко совсем не «дутый» персонаж: она, в отличие от инстаграм-старлеток, совсем не глянцевая, а наоборот, такой панк по жизни. Ее история перекликается с биографией самой Фуллер: в 16 лет Соко ушла из дома, бросила школу, переехала из Бордо в Париж и решила заняться актерским мастерством, а потом закрепилась в более «хлебном» Лос-Анджелесе.

Айседору Дункан играет Лили-Роуз Депп, 17-летняя дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради, которая, едва успев представить себя публике, стала новой музой Карла Лагерфельда и получила заметные роли в нескольких фильмах — в конце года в российский прокат выйдет картина «Планетарий», в которой Лили-Роуз играет вторую по значимости героиню. В «Танцовщице» молодая актриса совершенно органична в образе Дункан — совсем юной на момент знакомства с Фуллер звезды, знающей себе цену.

Наконец, ведущая мужская роль покровителя Лои Фуллер, аристократа Луи д’Орсэ, досталась Гаспару Ульелю, одному из самых востребованных молодых актеров Франции, известному по фильму «Сен-Лоран. Стиль — это я». Появление этого персонажа, полностью вымышленного, было еще одной причиной негативных отзывов в адрес режиссера: дескать, фигура «патрона» подрывает имидж Фуллер как истинной феминистки. Однако образ графа д’Орсэ можно воспринимать как символ «проигравшей маскулинности»: мужчина, который изначально красивее, богаче и успешнее героини, оказывается гораздо беспомощнее нее.

«Танцовщица» — в том числе и про феминизм, но он в фильме исключительно здоровый и не тянущий одеяло на себя. Феминистское послание всего одно: можно быть не самой красивой, не самой юной, не гениальной, но достаточно быть одаренной и верной своему начинанию — и тогда можно стать великой.

Кто такая Лой Фуллер?

лонг-рид

3 ноября на экраны выходит фильм «Танцовщица», рассказывающий о судьбах великих предвестниц американского танца-модерн — Лой Фуллер и Айседоры Дункан.

No fixed points подготовит вас к просмотру долгожданной картины, рассказав самое важное о жизни этих двух невероятных женщин.

Автор текста — Вита Хлопова
редактор — Ирина Синицина

Две великие американки — Лой Фуллер и Айседора Дункан — давно уже осели в учебниках истории, как «предвестницы танца-модерн». И если про Дункан в России, по вполне логичным причинам, найти информацию довольно легко, то личность Лой Фуллер остается все еще малоизвестной широкой публике.

Кто такая Лой Фуллер?

Кто такая Лой Фуллер?

Frederick Glasier, Portrait of Loie Fuller, 1902

Именно Лой Фуллер мы обязаны многим техническим нововведениям на сцене: предприимчивая американка обладала творческой жадностью, и методом проб и ошибок увековечила свое имя в истории не только танца, но и сценического оформления спектакля.
Фуллер — автор около 200 патентов в области технических театральных новшеств, и многие из них вы можете изучить в специальном разделе Google о патентах.
Как и Дункан, Фуллер нашла своего благодарного зрителя в Европе, куда переехала из Америки, оказавшейся не готовой к таким радикальным сценическим экспериментам.

Точная дата рождения Фуллер неизвестна, так как в интервью журналистам она довольно часто меняла детали своей жизни, и в итоге в различных источниках встречаются 8 дат её рождения. Один из вариантов — 1862 год.

До того, как стать известной, Лой Фуллер работала в амплуа травести, позднее она участвовала в бурлесках, водевилях и цирковых шоу.


1896 год
ФОТО: IMAGNO/GETTY IMAGES

Она была малоизвестной драматической актрисой, когда 16 октября 1891 году при постановке мелодрамы «Quack Medical Doctor» в возрасте почти тридцати лет, сделала для себя открытие. Выступая в крошечной роли женщины под воздействием гипноза, она скользила в полумраке по сцене, подсвеченной огнями рампы, в огромной шелковой белой юбке, чрезвычайно легкой и раздувавшейся от малейшего колебания воздуха. Зрелище поразило зрителей. «Это бабочка!» — воскликнул один из них. «Нет, это цветок!» — закричал другой. И зал разразился аплодисментами. Так случайно было обнаружено, каких неожиданных эффектов можно добиться, умело освещая движущуюся фигуру в развевающихся одеждах.

Обыгрывая эту находку, Лой Фуллер создала новый тип танцевального представления. От отдельных номеров, входящих в эстрадную программу, она перешла к концерту, составленному из одних танцев.

Сами танцы не были похожи на традиционные балетные или эстрадные. Привязывая к рукам длинные планки, покрытые метрами шелковой ткани, она создавала образы бабочек и языков пламени. Свобода и естественность пластики являлись одной из главных особенностей, противореча навыкам балетного академизма. Близость природе, о которой писали все почитатели искусства Фуллер, проявлялись и в тематике, и в потребности непосредственно передавать эмоции. Особый успех имел «Танец огня». Одежды танцовщицы вспыхивали языками пламени, меняя оттенок в свете мощных прожекторов, направленных снизу, сквозь стеклянный пол. Волны огня то вздымались, то опадали. Для воплощения своих идей на сцене Лой Фуллер создает команду электриков, руководить которыми будет её брат.

Ее успех был оглушителен, что повлекло за собой огромное количество имитаторов. Работы некоторых из них — Анабель Мур или Папинты — до сих пор ошибочно принимаются за съемки с Фуллер. Но посмотрев видео ниже, даже не с Лой Фуллер на нем, можно увидеть, как работал этот механизм «бабочки».

В Америке она не может найти импресарио, который бы реально хотел заняться её карьерой, поэтому в 1892 году, с сюитой из пяти танцев, Лой Фуллер едет в Европу. В Берлине она находит нечестного агента, оставившего её без гонорара, но уверенность в своем успехе все же не покидает её: Фуллер обращается к директору Парижской Оперы с просьбой о проведении там своего первого спектакля в октябре 1892 года. Но снова неудача.
Поэтому она идет в Фоли-Бержер, не подозревая о «плохой» репутации этого места у почтенной публики, где уже, впрочем, долгое время выступает одна из последовательниц её стиля. Это не последний раз, когда Лой Фуллер действительно придется доказывать, что именно она — это Лой Фуллер. Но доказав это, она в тот же самый день заменяет конкурентку, и очень быстро становится не только кумиром Парижа, но и одной из самых высокооплачиваемых артисток в области театра.

Сначала её танцы были просто пронумерованы: танец номер 1 с белым светом, танец номер 2 — для желтого, и так далее. И только потом она стала придумывать названия, как «Танец огня» или «Танец Лилии». Её программа состоит из номеров «Серпантин», «Violet», «Бабочка», и «Белый танец», и имеет оглушительный успех у критиков и публики.

Программа длилась около 45 минут: управление этими длинными полотнами требовало определенного усилия, поэтому в конце спектакля, порой, её уносили в ложу на руках. Часто она вынуждена была отменять представления из-за усталости.

После оглушительного триумфа Фуллер окрестили «Феей света», и даже шутили, что эффект от просмотра её шоу был сравним с употреблением гашиша. После 15 лет на сцене Фуллер, наконец, нашла свое призвание.

После того, как Фоли-Бержер закрылись на лето, Фуллер уехала с успешным турне в Лондон и Нью-Йорк. Вернувшись в Париж на второй сезон, она поселилась в квартире, примыкающей к Фоли-Бержер. А к январю 1894 года она уже дала 380 представлений.

Афиша спектаклей в Фоли-Бержер: «Каждый вечер — Лой Фуллер».
Прогуливаясь по Парижу в районе Нотр-Дам де Пари, вы могли видеть у старьевщиков реплики различных афиш Фуллер, что значит, интерес к ее личности не угасает.

Что касается движений, то Фуллер использовала простейшие варианты, поскольку танцевальной техникой не владела, да и фигура её, крупная, несколько тяжеловесная, не вполне соответствовала традиционным требованиям, предъявляемым к танцовщицам. Но главным были не сами движения, а эффекты, которые давала движущаяся фигура, окутанная полупрозрачными одеждами.

У нее была своя собственная лаборатория, в которой работал целый штат осветителей, руководимых её братом. Там же они тестировали сложную аппаратуру — лампы, прожектора, стеклянный пол, из-под которого бил свет и всевозможные светофильтры. В своей лаборатории танцовщица сама производила опыты с красящими веществами и достигала изумительных результатов в нюансировке цветов этих светофильтров. Также она использовала полное отсутствие света — что было одним из самых драматических её изобретений. Для того, чтобы на сцене все сработало, часто требовалось присутствие нескольких рабочих на сцене. Чтобы сделать их «невидимыми», Лой одевала их в черные костюмы и ставила на черный фон: этот прием будет часто использоваться в театре 20 века. Более того, его усовершенствуют, добавив, к примеру, только лишь белые рукава, что будет создавать комический эффект от танца одних лишь рук.

Когда Пьер и Мария Кюри получили Нобелевскую премию по физике за их работу о радие, пресса стала писать о флуоресцентных свойствах радиоактивных элементов, что сразу привлекло внимание танцовщицы. Она связывается с физиками в надежде использовать их открытие в своих спектаклях. Но ученые в своем ответном письме отговаривают её. Лой Фуллер, тронутая их участием, дарит им спектакль на дому, к великой радости детей ученых. Тем не менее, она продолжает верить в свою идею и проводит ряд экспериментов в своей собственной лаборатории с эффектом флюоресцентной соли — остатков уранита, что в итоге позволяет ей сделать свои костюмы нового шоу «Танец радия» фосфоресцирующими.

Будучи прогрессивной женщиной, Лой Фуллер имела огромное количество патентов: на виды костюмов, на использование химической соли в люминесцентном освещении, на химические компоненты для создания цветного геля, на использование зеркал, на стеклянный пол, подсвеченный снизу. Также она была членом французского астрономического общества.

Одним из главных достижений Фуллер был концепт синтетического театра, то, к чему пришел и Дягилев, к примеру. «Я хотела создать новую форму искусства, не относящуюся к другим художественным теориям, искусства, дающего душе и чувствам в одно и то же время полный восторг, где реальность и сон, свет и звук, движение и ритм образуют захватывающее единство».

Она также была первой исполнительницей танца модерн, которую всерьез восприняли интеллектуалы. Ей восхищались Александр Дюма-сын и Анатоль Франс, Пьер и Мария Кюри. Ей посвящали стихи поэты.


Стефан Маллармэ писал, что танец Фуллер был идеальной театральной формой поэзии. Её искусство отражало артистические течения её эпохи. Тулуз-Лотрек сделал её литографию, по мотивам «Танца огня». Она не только позировала Родену, как Айседора Дункан и Рут Сен-Дени, но и посодействовала тому, чтобы на её родине — в Америке — он стал знаменитым.

Лой Фуллер поддерживала других исполнительниц нового танца, в том числе и Айседору Дункан: в 1902 году она пригласила молодую танцовщицу в свою труппу, а позже выступала спонсором её независимых концертов в Вене и Будапеште.

Она даже открыла свою школу в 1908 году, где ученицам полагалось носить греческие туники, а занятия проходили на свежем воздухе. Своим ученицам она давала причудливые имена: Персик, Бабочка, Улыбка, Шоколадка. В эпоху социального неравенства, это было, вероятно, способом не делать акцент на различном происхождении своих учениц. Но даже несмотря на эту школу, прямых последователей у Фуллер все-таки не осталось. Её работа вдохновила американца Алвина Николая, который, в свою очередь, передал восхищение творчеством Фуллер своему ученику Филиппу Декуфле.

Часто говорят, что работа Фуллер была более зрелищной, чем революционной. Правда в том, что она не была отличной танцовщицей, и что объектом её исследования было не движение, а эффект от него. Однако, если вклад Фуллер в движение минимален, то нельзя упускать из виду, что её танец был первым, затрагивающим тему пространства и движения.


И если у нас её личность не так популярна, как личность её соперницы Дункан, то в Европе и Америке до сих пор издают книги по её наследию, а популярные певицы создают номера в её честь.

Начать знакомиться с её жизнью и творчеством можно с автобиографии «Пятнадцать лет жизни танцовщицы».
На русском языке перевод выпущен издательством «Планета Музыки».

Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку

Только лучшие материалы месяца

Пляска: американские иконы Прекрасной эпохи

Фильм Стефани Ди Джусто рассказывает о жизни Лои Фуллер и Айседоры Дункан, двух американских девушек, которые нашли дружбу, славу и богатство в Париже на рубеже веков.

Говорить о маловероятно. Когда жительница Среднего Запада Лои Фуллер, позже ставшая всемирно известной танцовщицей Belle Époque , впервые переехала в Париж, она и подумать не могла, что ее революционный змеевидный танец с кружащимися шелковыми вуалями и разноцветными огнями произведет фурор в Les Folies Bergères.

Но, возможно, не менее важным было открытие Фуллером в 1901 году юной Айседоры Дункан из Сан-Франциско, которая быстро стала ее звездной протеже. Очарованный красотой и талантом этой юной неизвестной, которая танцевала босиком в тонком белом платье, похожем на тогу, Фуллер пригласил Айседору присоединиться к ее танцевальной труппе. Однако вскоре Дункан отодвинула на задний план своего учителя и переосмыслила концепцию современного танца.

Дружбе и последующему соперничеству между «Ла Лои», как с обожанием называли ее парижане, и амбициозной Айседорой посвящен биографический фильм французской писательницы и режиссера Стефани Ди Джусто, 9 лет.0003 La Danceuse , премьера которого состоялась на Каннском фестивале в мае прошлого года, а премьера состоялась в кинотеатрах в сентябре.

Соко и Лили-Роуз Депп в роли Лои Фуллер и Айседоры Дункан. Фото: Шанна Бессон/Productions du Tresor

Фуллера играет музыкант, ставшая актрисой Соко, а 16-летняя Лили-Роуз Депп (дочь Ванессы Паради и Джонни Деппа) играет Дункана. Чтобы лучше понять характер Лои Фуллер, Гаспар Ульель ( Saint Laurent, Juste la Fin du Monde ) играет фатоватого, нюхающего эфир аристократа, графа Луи Дорсе, персонажа, основанного на различных исторических личностях.

Для Ди Джусто идея началась с черно-белой фотографии Фуллера в книге. «Я начал выяснять, кем именно она была, и был очень тронут ее жизнью, — говорит режиссер. «Лои была не только дальновидной танцовщицей, но и пионером кинопроизводства».

Действительно, вы без труда узнаете знаменитые постеры в стиле модерн Жюля Шере, изображающие Фуллера в вихре тканей. Что, возможно, более удивительно, так это то, что Лои была полным самоучкой без формального обучения хореографии и не изучала научные аспекты сценических технологий.

Современный постер, рекламирующий шоу Лои Фуллер в Les Folies Bergères

Serpentine Dance

«Пока она росла в Америке, она стала большой поклонницей Сары Бернар и всегда хотела быть актрисой, — объясняет Ди Джусто. К 26 годам Фуллер успела даже сыграть эпизодические роли в различных (пусть и неудачных) театральных постановках в Чикаго и Нью-Йорке. Сегодня ее больше всего помнят за ее замечательный Змеиный Танец, усиленный завораживающей игрой с яркими цветными прожекторами, фосфоресцирующими газами и красителями, до такой степени, что танцовщица испортила зрение.

Но был ли это танец?

Эти новаторские эффекты были созданы головокружительной комбинацией экспериментов со светом и манипулирования объемными складками ее белого платья (которые доходили до линии рук). Результат: бешеная последовательность постоянно меняющихся форм, напоминающих цветы или растения, которые сломали шаблоны традиционного балета.

И именно эта тщательно продуманная игра со сказочными светящимися цветами, зеркалами и движением побудила критиков сравнить ее работу с другими предшественниками кино, такими как фотографы Этьен-Жюль Марей и Эдверд Мейбридж.

Лои Фуллер

Символистская эмоция

Тем временем многие видные деятели, в том числе ученые Пьер и Мария Кюри, скульптор Огюст Роден и поэт Стефан Малларме, приветствовали Фуллер как воплощение чистых символистских эмоций. Однако, когда Малларме в конце концов лично встретил возвышенную Лои, она оказалась не той бесплотной сильфидой, которую он ожидал. Его очевидное разочарование стало ударом по звезде, которая без костюма была крепкой женщиной с некрасивым лицом.

«Это очень задело Фуллера, — говорит Ди Джусто. «В ней не было ничего царственного. Видимо, она очень нервничала и все время смеялась. И она не знала, как использовать свое обаяние, в отличие от Айседоры, которая, безусловно, умела».

Что, учитывая их происхождение, было вполне объяснимо. Айседора Дункан, чей знаменитый «естественный» танец спонтанно выражался ритмами, вдохновленными морем и солнечным сплетением, не могла бы больше отличаться от своей подруги и соперницы со Среднего Запада. Однако Лои выросла без образования на ферме в Иллинойсе, тогда как нетрадиционное художественное образование Айседоры началось в раннем возрасте. Их объединяла бесстрашная воля к продвижению вперед.

Мэри Дора Грей, дочь сенатора от Калифорнии, вышла замуж за образованного (но заядлого игрока) шотландца Джозефа Чарльза Дункана, но подала на развод вскоре после рождения Айседоры, младшей из четырех детей, в 1877 году. семья уехала в Окленд, Мэри взяла на себя обязательство обучить их музыке, поэзии и танцам. К шести годам Айседора изучала классический балет; к десяти эта решительно упрямая девушка решила бросить школу, заявив, что она «абсолютно бесполезна», и занялась более серьезными занятиями импровизационным танцем. Наряду со своими сестрами и братом Раймондом, который позже открыл школу «полноценной жизни» в Париже и был известен как художник, танцор, поэт и философ, богемный образ жизни Айседоры подготовил ее к творческому взрыву европейского авангарда.

Айседора Дункан

Режиссер Стефани Ди Джусто. Фото: Шанна Бессон/Productions du Trésor

В Лондон и Париж

После дебютного выступления в Нью-Йорке (надев свою фирменную летящую прозрачную классическую греческую тунику) Айседора и ее мать отправились на короткое время в Лондон, а затем отправилась в Париж в марте 1900 года. Очарованная Лои Фуллер, которая была представлена ​​​​в театре Всемирной выставки, Айседора организовала встречу через общую американскую подругу, певицу Эмму Неваду.

В Танцовщица, Стефани Ди Джусто допускает ряд вольностей с биографическими деталями ради драмы. Хотя обстоятельства не совсем точны (в фильме Айседора нанята в качестве замены больной танцовщице в труппе), «соблазнение» Лои — один из самых сильных моментов в фильме. Дункан раздевается догола и начинает гарцевать и размахивать руками по пустым комнатам замка, запрыгивая на мебель и кружась без музыки в такт своим внутренним ритмам.

Сильный эротический подтекст в этой сцене между Лои и Айседорой на самом деле не придуман. Фуллер, которая давно развелась со своим богатым мужем-американцем, была лесбиянкой, и, вероятно, ее привлекало обаяние Дункан. «Когда Лои встречает Айседору, она понимает, что эта девушка — это все, чем она не может быть — настоящая танцовщица, а не рабыня своего тела, — и Лои хочет владеть ею», — отмечает Соко.

Сцена из спектакля «Пляска». Фото: Shanna Besson/ Productions du Tresor

По словам одного биографа, написавшего в каталоге музея, Айседора Дункан 1877-1927: Une Sculpture Vivante (Парижские музеи, 2009 г. ), Айседора присоединилась к труппе, но увлекла Лои кокетливым обещанием романа. Говорили, что вскоре она жестоко шантажировала Фуллера и требовала денег, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Этот момент раскрывает коварную сторону личности Дункан, которая шла рука об руку с ее непреклонным стремлением к успеху.

Выбор Соко на роль Лои, по словам Ди Джусто, был очевидным выбором. «Я знаю ее давно, но, прежде всего, она тоже художница и сильно отличается от стандартных молодых актрис, которых вы видите сегодня».

Соко в роли Лои Фуллер. Фото: Шанна Бессон/Productions du Tresor

По словам Соко, готовясь к роли, она усиленно тренировалась по семь часов в день («Хореограф действительно привел мою задницу в форму»), что заставило ее оценить напряженную физическую форму искусства Фуллера. «Лои практически теряла сознание в конце каждого представления, и между ними ей приходилось отдыхать по три дня», — говорит актриса. «Я не знаю, как она это сделала. Через несколько дней после репетиции я был так измотан, что едва мог наклониться, чтобы надеть носки».

Найти Айседору было сложнее, признается Ди Джусто. «Я хотел 16-летнюю актрису — и список не очень длинный». Всего за два месяца до съемок режиссер прилетел в Лос-Анджелес, чтобы встретиться с Лили-Роуз Депп, и был сразу же покорен «поразительной способностью актрисы отказываться от самой себя».

Айседора Дункан в Bellevue

Продуманные танцевальные сцены

Хотя это первая полуглавная роль Лили-Роуз, актриса говорит, что прочитала о Дункане все, что могла, включая старые архивы времен Парижские газеты века. «Айседора действительно хотела, чтобы все шло от сердца; все было очень естественно», — говорит Депп. «Она действительно была первым человеком, который показал свое тело». (Некоторые из тщательно продуманных танцевальных сцен Лили-Роуз были сняты с дублером, но она говорит, что не стеснялась изображать Айседору обнаженной.) «Мне также было весело играть дьявольскую сторону Айседоры», — говорит Депп. «По сути, под маской милой молодой девушки она всегда заботилась о себе».

Фильм заканчивается как раз тогда, когда карьера Дункана начинает стремительно расти, и Фуллер (которая будет мирно жить со своим деловым партнером Габриэль до конца своих дней) постепенно смиряется с тем, что она не сможет выступать вечно. Хотя Лои в конце концов вернулась в Америку как известная артистка, ее школа танца стала для артистки способом продолжить то, что она начала: революцию в современном танце. Она умерла в возрасте 65 лет в Париже, и ее прах похоронен на Пер-Лашез.

Сегодня мы больше знакомы с захватывающими взлетами и падениями Дункан, от обожаемой богини до разочарованной женщины с долгами и проблемами с алкоголем. Трагические события, произошедшие позже в жизни Айседоры – случайное утопление ее детей, ее неудавшийся роман с Пэрис Зингер (наследницей изобретателя швейной машины), ее последующий неудачный, но недолгий брак с бесшабашным денди русским поэтом Сергеем Ессенином, совершившим самоубийство после этого — нанесло непоправимый урон ее психическому здоровью. В 1927 лет, в возрасте 50 лет, она встретила свой конец в результате удушения длинного шарфа, застрявшего в колесах Bugatti на Английской набережной в Ницце.

В конечном счете, фильм напоминает нам, что величайшей связью между этими двумя обожаемыми американскими танцорами был их общий смелый новаторский дух — у них, так сказать, было все необходимое, чтобы стать сияющей звездой, но это было возможно только в свою очередь. Париж века.

Или, как однажды метко заметил Фуллер: «Я родился в Америке, но сделан во Франции».

Из журнала France Today

«Танец», режиссер Стефани Ди Джусто

Фильм о танцах Лои Фуллер в стиле модерн

В конце девятнадцатого века в западном искусстве существовало два основных направления: реализм и символизм. . Реализм взял в качестве предмета дела этого мира — семьи, деньги, жилеты и нижние юбки — в то время как символизм сделал все возможное, чтобы никогда больше не сталкиваться с жилетной пуговицей. Все, что он хотел видеть, — это «Образ», видение, лежащее за пределами реальности — почти за пределами языка. Для многих эта возвышенная вещь олицетворялась в танце пухлой девушки из Иллинойса Лои Фуллер.

Рожденная в 1862 году, Фуллер, как и почти все американские танцовщицы раннего модерна, сделала карьеру в популярном театре — танцы под юбками, пантомимы и так далее — до того, как кто-то подтолкнул ее выйти за рамки этого и, в качестве первого шага, поехать в Европу. . Почему она наконец взяла приманку? Для нее, как и для большинства ее американских коллег, Европа была чем-то вроде журнальной рекламы. Но в конце концов они пошли за ним, после чего европейские производители последовали за ними. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году архитектор в стиле модерн Анри Соваж спроектировал целый Театр Луа Фуллер, где Фуллер представила свои собственные работы и дополнительные «экзотики». Айседора Дункан и Рут Сен-Дени, еще две невинные американки, увидели там Фуллера и ушли, задумавшись.

Фуллер выступала более сорока лет и придумывала множество различных экспериментов, но ее самой большой идеей, или, по крайней мере, самой популярной, была ее первая: представить себя танцующей в одиночестве, в темноте, на месте, в водовороте ткань, которой она управляла с помощью бамбуковых шестов, некоторые из которых достигали десяти футов в длину. Но это была только половина дела. Другим ощущением было освещение. Фуллер раскрашивала ее шелка фосфоресцирующими красками, чтобы при смене света во время представления она могла принимать разные формы: цветка, бабочки, «Полета валькирий» или просто какой-то фантастической, безымянной вещи, мерцающей и кружащейся. Фуллер дожила до шестидесяти и много гастролировала. Она сняла фильм. Она собрала компанию девушек, и они поставили «Сон в летнюю ночь», полную эльфов и фей. Но в сознании людей осталась только одна фея из Иллинойса, выходящая из темноты и уводящая зрителей в абстракцию.

В 2016 году французский режиссер Стефани Ди Джусто снял «La Danseuse» («Танцовщица»), фильм о начале карьеры Фуллера, в котором главную роль сыграла французская актриса Соко, которая с ее милым круглым лицом на самом деле выглядит немного как Фуллер. Ди Джусто написала, что она не стремилась к строгой биографической точности. Таким образом, в фильме есть ряд вещей, о которых ученые Фуллера могли бы захотеть поговорить с ней.