Луи фуллер и айседора дункан: История Лои и Айседоры. Фильм «Танцовщица» с Соко и Лили-Роуз Депп

История Лои и Айседоры. Фильм «Танцовщица» с Соко и Лили-Роуз Депп

3 ноября в кинотеатрах выходит фильм «Танцовщица». Биографическую драму об американской танцовщице, иконе ар-нуво Лои Фуллер, выпускает молодой игрок российского кинопроката Russian World Vision в партнерстве с кинотеатром «Москва». Объясняем, почему фильм достоин внимания

 

«Танцовщица» — дебютный полнометражный фильм француженки Стефани ди Джусто, который вошел в программу «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале в этом году. Джусто решила взять высокую планку — описать сценический путь Лои Фуллер, «электрической феи», без которой невозможно представить эстетику Прекрасной эпохи, и ее отношения со знаменитой протеже — Айседорой Дункан.

В начале фильма Лои Фуллер — неловкая девушка-переросток, дочь французского коневода, живущего в американской глуши. Во время танцев в трактире она сидит в углу, рисует в блокноте и бубнит под нос реплики из пьесы Оскара Уайльда «Саломея». После того как отца убивают бандиты, героиня отправляется к матери в Нью-Йорк и там пытается устроиться на работу в театр. Запутавшись в юбке во время исполнения первой, незначительной роли, она выкручивается из ситуации — кружится в танце, размахивая злосчастной юбкой, и так придумывает свой будущий звездный номер «Серпантин», с которым едет покорять дружелюбный к авангардистам Париж.

На самом деле Лои Фуллер выходила на сцену с детства, играла в водевилях и исполняла американский вариант канкана в бурлеск-шоу, ее отца никто не убивал, да и с Айседорой Дункан отношения у Фуллер были гораздо менее драматичными, чем показано в фильме. Некоторые кинокритики за голову схватились от биографических вольностей режиссера — да, их и правда много, но они никак не портят впечатление от образа Лои Фуллер, которой запал в душу Тулуз-Лотреку, Шере и братьям Люмьер. Ее было бы вернее назвать не танцовщицей, а человеком-оркестром: она сама придумала свое знаменитое платье из нескольких десятков метров шелка, нашла средства для сложных декораций и запатентовала разноцветные фильтры на прожекторах, благодаря которым шелковый вихрь ее платья во время танца менял цвета. Она мастер перформанса и режиссер собственного моноспектакля. «Танцовщица» — отличное пособие по организации театральной революции в самой унылой среде.

Актерский состав фильма безупречен. Главную роль играет певица и актриса французского происхождения Стефани Соколински, выступающая под псевдонимом Soko. Ей (сложно поверить) 31 год, она играет душевный инди-поп-рок, дружит с Ариэлем Пинком и не скрывает нетрадиционной ориентации. В Европе известность к Соко пришла в 2007 году после выпуска удачного сингла, но в России она стала широко известной тогда, когда завела непродолжительный роман с актрисой Кристен Стюарт. Тем не менее Соко совсем не «дутый» персонаж: она, в отличие от инстаграм-старлеток, совсем не глянцевая, а наоборот, такой панк по жизни. Ее история перекликается с биографией самой Фуллер: в 16 лет Соко ушла из дома, бросила школу, переехала из Бордо в Париж и решила заняться актерским мастерством, а потом закрепилась в более «хлебном» Лос-Анджелесе.

Айседору Дункан играет Лили-Роуз Депп, 17-летняя дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради, которая, едва успев представить себя публике, стала новой музой Карла Лагерфельда и получила заметные роли в нескольких фильмах — в конце года в российский прокат выйдет картина «Планетарий», в которой Лили-Роуз играет вторую по значимости героиню. В «Танцовщице» молодая актриса совершенно органична в образе Дункан — совсем юной на момент знакомства с Фуллер звезды, знающей себе цену.

Наконец, ведущая мужская роль покровителя Лои Фуллер, аристократа Луи д’Орсэ, досталась Гаспару Ульелю, одному из самых востребованных молодых актеров Франции, известному по фильму «Сен-Лоран. Стиль — это я». Появление этого персонажа, полностью вымышленного, было еще одной причиной негативных отзывов в адрес режиссера: дескать, фигура «патрона» подрывает имидж Фуллер как истинной феминистки. Однако образ графа д’Орсэ можно воспринимать как символ «проигравшей маскулинности»: мужчина, который изначально красивее, богаче и успешнее героини, оказывается гораздо беспомощнее нее.

«Танцовщица» — в том числе и про феминизм, но он в фильме исключительно здоровый и не тянущий одеяло на себя. Феминистское послание всего одно: можно быть не самой красивой, не самой юной, не гениальной, но достаточно быть одаренной и верной своему начинанию — и тогда можно стать великой.

Кто такая Лой Фуллер?

лонг-рид

3 ноября на экраны выходит фильм «Танцовщица», рассказывающий о судьбах великих предвестниц американского танца-модерн — Лой Фуллер и Айседоры Дункан.

No fixed points подготовит вас к просмотру долгожданной картины, рассказав самое важное о жизни этих двух невероятных женщин.

Автор текста — Вита Хлопова
редактор — Ирина Синицина

Две великие американки — Лой Фуллер и Айседора Дункан — давно уже осели в учебниках истории, как «предвестницы танца-модерн». И если про Дункан в России, по вполне логичным причинам, найти информацию довольно легко, то личность Лой Фуллер остается все еще малоизвестной широкой публике.

Кто такая Лой Фуллер?

Кто такая Лой Фуллер?

Frederick Glasier, Portrait of Loie Fuller, 1902

Именно Лой Фуллер мы обязаны многим техническим нововведениям на сцене: предприимчивая американка обладала творческой жадностью, и методом проб и ошибок увековечила свое имя в истории не только танца, но и сценического оформления спектакля.
Фуллер — автор около 200 патентов в области технических театральных новшеств, и многие из них вы можете изучить в специальном разделе Google о патентах.
Как и Дункан, Фуллер нашла своего благодарного зрителя в Европе, куда переехала из Америки, оказавшейся не готовой к таким радикальным сценическим экспериментам.

Точная дата рождения Фуллер неизвестна, так как в интервью журналистам она довольно часто меняла детали своей жизни, и в итоге в различных источниках встречаются 8 дат её рождения. Один из вариантов — 1862 год.

До того, как стать известной, Лой Фуллер работала в амплуа травести, позднее она участвовала в бурлесках, водевилях и цирковых шоу.


1896 год
ФОТО: IMAGNO/GETTY IMAGES

Она была малоизвестной драматической актрисой, когда 16 октября 1891 году при постановке мелодрамы «Quack Medical Doctor» в возрасте почти тридцати лет, сделала для себя открытие. Выступая в крошечной роли женщины под воздействием гипноза, она скользила в полумраке по сцене, подсвеченной огнями рампы, в огромной шелковой белой юбке, чрезвычайно легкой и раздувавшейся от малейшего колебания воздуха. Зрелище поразило зрителей. «Это бабочка!» — воскликнул один из них. «Нет, это цветок!» — закричал другой. И зал разразился аплодисментами. Так случайно было обнаружено, каких неожиданных эффектов можно добиться, умело освещая движущуюся фигуру в развевающихся одеждах.

Обыгрывая эту находку, Лой Фуллер создала новый тип танцевального представления. От отдельных номеров, входящих в эстрадную программу, она перешла к концерту, составленному из одних танцев.

Сами танцы не были похожи на традиционные балетные или эстрадные. Привязывая к рукам длинные планки, покрытые метрами шелковой ткани, она создавала образы бабочек и языков пламени. Свобода и естественность пластики являлись одной из главных особенностей, противореча навыкам балетного академизма. Близость природе, о которой писали все почитатели искусства Фуллер, проявлялись и в тематике, и в потребности непосредственно передавать эмоции. Особый успех имел «Танец огня». Одежды танцовщицы вспыхивали языками пламени, меняя оттенок в свете мощных прожекторов, направленных снизу, сквозь стеклянный пол. Волны огня то вздымались, то опадали. Для воплощения своих идей на сцене Лой Фуллер создает команду электриков, руководить которыми будет её брат.

Ее успех был оглушителен, что повлекло за собой огромное количество имитаторов. Работы некоторых из них — Анабель Мур или Папинты — до сих пор ошибочно принимаются за съемки с Фуллер. Но посмотрев видео ниже, даже не с Лой Фуллер на нем, можно увидеть, как работал этот механизм «бабочки».

В Америке она не может найти импресарио, который бы реально хотел заняться её карьерой, поэтому в 1892 году, с сюитой из пяти танцев, Лой Фуллер едет в Европу. В Берлине она находит нечестного агента, оставившего её без гонорара, но уверенность в своем успехе все же не покидает её: Фуллер обращается к директору Парижской Оперы с просьбой о проведении там своего первого спектакля в октябре 1892 года. Но снова неудача.
Поэтому она идет в Фоли-Бержер, не подозревая о «плохой» репутации этого места у почтенной публики, где уже, впрочем, долгое время выступает одна из последовательниц её стиля. Это не последний раз, когда Лой Фуллер действительно придется доказывать, что именно она — это Лой Фуллер. Но доказав это, она в тот же самый день заменяет конкурентку, и очень быстро становится не только кумиром Парижа, но и одной из самых высокооплачиваемых артисток в области театра.

Сначала её танцы были просто пронумерованы: танец номер 1 с белым светом, танец номер 2 — для желтого, и так далее. И только потом она стала придумывать названия, как «Танец огня» или «Танец Лилии». Её программа состоит из номеров «Серпантин», «Violet», «Бабочка», и «Белый танец», и имеет оглушительный успех у критиков и публики.

Программа длилась около 45 минут: управление этими длинными полотнами требовало определенного усилия, поэтому в конце спектакля, порой, её уносили в ложу на руках. Часто она вынуждена была отменять представления из-за усталости.

После оглушительного триумфа Фуллер окрестили «Феей света», и даже шутили, что эффект от просмотра её шоу был сравним с употреблением гашиша. После 15 лет на сцене Фуллер, наконец, нашла свое призвание.

После того, как Фоли-Бержер закрылись на лето, Фуллер уехала с успешным турне в Лондон и Нью-Йорк. Вернувшись в Париж на второй сезон, она поселилась в квартире, примыкающей к Фоли-Бержер. А к январю 1894 года она уже дала 380 представлений.

Афиша спектаклей в Фоли-Бержер: «Каждый вечер — Лой Фуллер».
Прогуливаясь по Парижу в районе Нотр-Дам де Пари, вы могли видеть у старьевщиков реплики различных афиш Фуллер, что значит, интерес к ее личности не угасает.

Что касается движений, то Фуллер использовала простейшие варианты, поскольку танцевальной техникой не владела, да и фигура её, крупная, несколько тяжеловесная, не вполне соответствовала традиционным требованиям, предъявляемым к танцовщицам. Но главным были не сами движения, а эффекты, которые давала движущаяся фигура, окутанная полупрозрачными одеждами.

У нее была своя собственная лаборатория, в которой работал целый штат осветителей, руководимых её братом. Там же они тестировали сложную аппаратуру — лампы, прожектора, стеклянный пол, из-под которого бил свет и всевозможные светофильтры. В своей лаборатории танцовщица сама производила опыты с красящими веществами и достигала изумительных результатов в нюансировке цветов этих светофильтров. Также она использовала полное отсутствие света — что было одним из самых драматических её изобретений. Для того, чтобы на сцене все сработало, часто требовалось присутствие нескольких рабочих на сцене. Чтобы сделать их «невидимыми», Лой одевала их в черные костюмы и ставила на черный фон: этот прием будет часто использоваться в театре 20 века. Более того, его усовершенствуют, добавив, к примеру, только лишь белые рукава, что будет создавать комический эффект от танца одних лишь рук.

Когда Пьер и Мария Кюри получили Нобелевскую премию по физике за их работу о радие, пресса стала писать о флуоресцентных свойствах радиоактивных элементов, что сразу привлекло внимание танцовщицы. Она связывается с физиками в надежде использовать их открытие в своих спектаклях. Но ученые в своем ответном письме отговаривают её. Лой Фуллер, тронутая их участием, дарит им спектакль на дому, к великой радости детей ученых. Тем не менее, она продолжает верить в свою идею и проводит ряд экспериментов в своей собственной лаборатории с эффектом флюоресцентной соли — остатков уранита, что в итоге позволяет ей сделать свои костюмы нового шоу «Танец радия» фосфоресцирующими.

Будучи прогрессивной женщиной, Лой Фуллер имела огромное количество патентов: на виды костюмов, на использование химической соли в люминесцентном освещении, на химические компоненты для создания цветного геля, на использование зеркал, на стеклянный пол, подсвеченный снизу. Также она была членом французского астрономического общества.

Одним из главных достижений Фуллер был концепт синтетического театра, то, к чему пришел и Дягилев, к примеру. «Я хотела создать новую форму искусства, не относящуюся к другим художественным теориям, искусства, дающего душе и чувствам в одно и то же время полный восторг, где реальность и сон, свет и звук, движение и ритм образуют захватывающее единство».

Она также была первой исполнительницей танца модерн, которую всерьез восприняли интеллектуалы. Ей восхищались Александр Дюма-сын и Анатоль Франс, Пьер и Мария Кюри. Ей посвящали стихи поэты.


Стефан Маллармэ писал, что танец Фуллер был идеальной театральной формой поэзии. Её искусство отражало артистические течения её эпохи. Тулуз-Лотрек сделал её литографию, по мотивам «Танца огня». Она не только позировала Родену, как Айседора Дункан и Рут Сен-Дени, но и посодействовала тому, чтобы на её родине — в Америке — он стал знаменитым.

Лой Фуллер поддерживала других исполнительниц нового танца, в том числе и Айседору Дункан: в 1902 году она пригласила молодую танцовщицу в свою труппу, а позже выступала спонсором её независимых концертов в Вене и Будапеште.

Она даже открыла свою школу в 1908 году, где ученицам полагалось носить греческие туники, а занятия проходили на свежем воздухе. Своим ученицам она давала причудливые имена: Персик, Бабочка, Улыбка, Шоколадка. В эпоху социального неравенства, это было, вероятно, способом не делать акцент на различном происхождении своих учениц. Но даже несмотря на эту школу, прямых последователей у Фуллер все-таки не осталось. Её работа вдохновила американца Алвина Николая, который, в свою очередь, передал восхищение творчеством Фуллер своему ученику Филиппу Декуфле.

Часто говорят, что работа Фуллер была более зрелищной, чем революционной. Правда в том, что она не была отличной танцовщицей, и что объектом её исследования было не движение, а эффект от него. Однако, если вклад Фуллер в движение минимален, то нельзя упускать из виду, что её танец был первым, затрагивающим тему пространства и движения.


И если у нас её личность не так популярна, как личность её соперницы Дункан, то в Европе и Америке до сих пор издают книги по её наследию, а популярные певицы создают номера в её честь.

Начать знакомиться с её жизнью и творчеством можно с автобиографии «Пятнадцать лет жизни танцовщицы».
На русском языке перевод выпущен издательством «Планета Музыки».

Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку

Только лучшие материалы месяца

1900 – Айседора Дункан и рождение современного танца – Танцевальный консорциум

Айседора Дункан

16 марта 1900: Первое европейское выступление Айседоры Дункан состоялось в Лондоне. К тому времени, когда она погибла в ужасной аварии в 1927 году (задушенная шарфом, зацепившимся за спицы автомобильного колеса), Айседора стала международной знаменитостью, и ее радикальное представление о танцевальной форме, заменившей академические ограничения интуитивным вдохновением, было станет центральной темой танца двадцатого века.

Сумасшедший?
Дункан пересекла Атлантику на лодке для перевозки скота с матерью, сестрой и братом на буксире в поисках творческого климата, который мог бы оказаться более благоприятным для ее целей, чем климат ее родной Америки. За удивительно короткий промежуток времени она стала культовой фигурой. Выступая босиком и в свободной тунике, она подарила зрителям очень индивидуальное и субъективное видение танца. Одни считали Айседору богиней, другие просто считали ее сумасшедшей. История подтверждает, что она представляет собой смесь этих двух вещей: легенда раскрывает ее отличительное качество как харизму. Это сочеталось с непоколебимой верой в собственную гениальность. Оба качества были частью наследия, которое она передала своим коллегам-первопроходцам танца.

Инновации
Айседора Дункан сделала два важных вклада в танец. Она освободила себя и тех, кто ей наследовал, от сковывающей атрибутики корсетов, нижних юбок, длинных рукавов, высоких воротников и тяжелых юбок, которые носили женщины того времени. Ее второе, не менее важное новшество заключалось в том, чтобы настаивать на том, что ее искусство заслуживает одновременно и великой музыки. Она танцевала под Глюка, Вагнера и Баха и даже под Седьмую симфонию Бетховена. Музыкальные критики были почти так же шокированы ее безрассудством, как любители балета — ее босыми ногами.

Театральный танец
Западный театральный танец был в самом разгаре, когда Айседора впервые появилась в Европе. Канатоходцы и акробаты делили сцены мюзик-холла с «танцорами на пальцах ног», Вацлав Нижинский был еще неизвестным учеником, а ни Фредерик Эштон, ни Джордж Баланчин еще не родились. Другая американская экс-патриотка, Лои Фуллер, была звездой на Всемирной выставке 1900 года в Париже, но ее выступления были скорее иллюзионистскими уловками, чем танцами. Фуллер, одна из первых танцовщиц, творчески использующих электричество, достигла своих сценических эффектов, превращая гигантские шелковые вуали в плавные узоры, усиленные изменением цвета света, чтобы потерять окно.

Серьезно. . .
Экзотика Фуллера расцвела в пышности Dionysian, калифорнийской компании и школы, основанной Рут Сен-Дени и Тедом Шоуном, но ко времени Великой депрессии все легкомыслие было строго изолировано. Марта Грэм и Дорис Хамфри в Америке и Мэри Вигман в Германии были чрезвычайно серьезно настроены в отношении новых танцевальных форм, которые они создавали, и чувствовали, что единственный способ, которым они могут заставить свою аудиторию понять это, — это поставить серьезные танцы. Среди прочего, эта позиция «высокого искусства» была попыткой предотвратить неизбежные насмешки непонимающих насмешек. Услышав громкий призыв Айседоры к индивидуализму, пионеры танца 19-го30-е ответили своим сильным голосом. Бунтари современного танца все еще делают то же самое.

Сэмюэл Джошуа Беккет | [Танец Лои Фуллер]

Сэмюэл Джошуа Беккет | [Лои Фуллер танцует] | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Сэмюэл Джошуа Беккет Британия

Не на просмотре

Американская танцовщица Лои Фуллер (1862–1928) покорила Париж на премьере в Фоли-Бержер 5 ноября 1892 года. Манипулируя бамбуковыми палками с огромной юбкой, сделанной из более чем ста ярдов полупрозрачного переливающегося шелка, танцовщица вызывал органические формы — бабочек, цветов и языки пламени — в бесконечных метаморфозах посредством игры цветных огней. Инновационные световые эффекты Лои Фуллер, некоторые из которых она запатентовала, превратили ее танцы в захватывающий синтез движения, цвета и музыки, в котором сама танцовщица почти исчезла. Художники и писатели 1890s похвалил ее искусство как эстетический прорыв, а поэт-символист Стефан Малларме, который видел ее выступление в 1893 году, написал в своем эссе о ней, что ее танец был «театральной формой поэзии по преимуществу». Чрезвычайно популярная, у нее был собственный театр на Всемирной выставке 1900 года в Париже, она продвигала других танцовщиц, включая Айседору Дункан, снимала экспериментальные фильмы и прекратила выступать только в 1925 году. Модерн вдохновил на создание многих образов, от портретов Тулуз-Лотрека и плакатов Жюля Шере и Альфонса Мухи до скульптур Пьера Роша и Теодора Ривьера, а также фотографий Гарри С. Эллиса и Эжена Дрюэ. Три изображения, представленные здесь, изображают движения из таких танцев, как «Танец лилии» и «Танец пламени». Эти образы не претендуют на то, чтобы вызвать потусторонний эффект спектакля, который происходил на затемненной сцене перед сложным набором зеркал и магия которого полностью зависела от освещения.

Здесь странные формы, напоминающие чаши и бабочки, нелепо формируются посреди городского парка усилиями невысокой, полной фигуры. Задержанные грубым естественным светом, они все же сохраняют свою завораживающую энергию. Часть группы из тринадцати фотографий, дополненных шестью другими в Музее Орсе в Париже, эти изображения принадлежали скульптору Теодору Ривьеру (1857-1819 гг.).12), и ранее считалось, что они были сделаны им самим. Теперь их приписывают Сэмюэлю Джошуа Беккету, фотографу, работающему в Лондоне.

Из-за ограничений прав это изображение нельзя увеличить, просмотреть в полноэкранном режиме или загрузить.

Открытый доступ

В рамках политики открытого доступа Met вы можете свободно копировать, изменять и распространять это изображение даже в коммерческих целях.

API

Доступ к общедоступным данным для этого объекта также можно получить с помощью API открытого доступа Met.

Из-за ограничений прав это изображение нельзя увеличить, просмотреть в полноэкранном режиме или загрузить.

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: [Лои Фуллер танцует]

Художник: Сэмюэл Джошуа Беккет (британец, Шедвелл, Степни [Лондон] 1870–1819 гг.)40 Борнмут)

Дата: ок. 1900 г.

Середина: Серебряно-желатиновый отпечаток

Размеры: 10,3 x 13,3 см (4 x 5 1/4 дюйма), неравномерная обрезка

Классификация: Фотографии

Кредитная линия: Коллекция Гилмана, покупка, миссис Уолтер Анненберг и подарок Фонда Анненберга, 2005 г.

Регистрационный номер: 2005. 100.950

Узнайте больше об этом произведении

Хронология истории искусств

Публикации музея

Сон наяву: первый век фотографии. Избранное из коллекции Gilman Paper Company

Похожие произведения искусства

  • Сэмюэл Джошуа Беккет
  • Отдел фотографий
  • Фотографии
  • Из Европы
  • Из Соединенного Королевства

Ресурсы для исследований

Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.

API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met.