Манифест с кейт бланшетт: Рецензия на фильм «Манифесто»

Содержание

Рецензия на фильм «Манифесто»

Полубезумный бомж, заслуженный хореограф, школьная учительница, гламурная телеведущая, строгая домохозяйка, вдова на похоронах… Тринадцать очень разных персонажей, сыгранных Кейт Бланшетт, зачитывают фрагменты из знаменитых манифестов, от «Манифеста Коммунистической партии» до манифеста кинодвижения «Догма 95».

Кадр из фильма «Манифесто»

Картина создавалась под впечатлением от экспериментального байопика «Меня там нет», в котором Боба Дилана изображали шесть разных актеров, включая Кейт Бланшетт

«Манифесто» немецкого видеохудожника Джулиана Розефельда демонстрируется в кинотеатрах, но больше подходит для арт-галерей, где лента изначально экспонировалась (премьера ленты прошла в крупнейшем австралийском музее ACMI). Это не кино в привычном смысле слова, а полнометражный арт-проект и одновременно попытка стряхнуть пыль со знаменитых манифестов и прочесть их не как фрагменты истории искусства и политики, а как истошные крики души талантливых людей – как правило, молодых и неоперившихся, еще только ищущих свое «я».

Кадр из фильма «Манифесто»

Фильм был снят в течение 12 дней, так что у Бланшетт не было времени для импровизаций. Каждая сцена была тщательно продумана и отрепетирована

Сочинение громкого манифеста – это всегда придумывание себе маски, которая редко соответствует тому, что она скрывает. Сколько поклонников, знающих своих кумиров по их произведениям, при личном знакомстве обнаруживали, что знаменитости совсем не такие, какими хотели бы казаться! «Манифесто» проявляет этот контраст, вкладывая известные слова в не слишком подходящие уста. Так, например, резко нигилистский манифест дадаизма представлен как речь жены на похоронах мужа. С одной стороны, это шокирует, поскольку на похоронах обычно говорят совсем в другом тоне, а с другой стороны, дадаизм возник как реакция на кошмар Первой мировой войны, и ассоциация его с похоронами проявляет внутреннюю суть манифеста, который одновременно яростен и скорбен.

Кадр из фильма «Манифесто»

Аналогично комбинируя персонажей и пассажи, Розефельд то глубоко копает, то попросту смешит – как, например, в сцене, где учительница читает малолеткам деловитый манифест «Догмы 95» (так снимать, так не снимать…), и те прилежно повторяют за ней, будто разучивают правила правописания. Чем больше вы знаете о текстах, которые постановщик использует, тем большее удовольствие вы получите от того, как он их обыгрывает. Однако не нужно быть знатоком, чтобы оценить сочную поэзию в прозе, которой являются многие цитируемые манифесты, и насладиться ассоциациями, которые возникли в голове видеохудожника.

Кадр из фильма «Манифесто»

Еще один потенциальный объект восхищения – «хамелеонские» способности Кейт Бланшетт и то, как четко очерчены ее персонажи, как очевидно они различаются между собой. Не все они так диаметрально противоположны, как бомж и телеведущая, но даже женщин из почти одного круга (скажем, хореографа и арт-тусовщицу) невозможно спутать. Немного иная одежда, чуть другая прическа, выдающееся актерское мастерство – и в кадре два совершенно разных человека! Конечно, это заслуга не только актрисы, но и того, кто ею руководил.

Кадр из фильма «Манифесто»

Также фильм порой демонстрирует интересные городские и индустриальные пейзажи, найденные в Берлине, где лента создавалась. Некоторые из них поразительно красивы, другие впечатляют брутальной уродливостью, третьи вызывают ассоциации с Россией (ГДР больше нет, но ее следы сохранились). Насколько нам известно, у Розефельда не было возможности существенно достраивать и перекраивать выбранные для съемки места, так что перо ему в шляпу за то, что он эти виды нашел и запечатлел.

Другое дело, что все вышеперечисленное – достоинства «кино не для всех», которое требует зрительского сотрудничества и легко может усыпить того, кто не готов вслушиваться, вдумываться и оценивать. «Манифесто» – фильм для терпеливых и заинтересованных, а не для тех, кто идет в кино ради сюжета, драйва, эмоций и прочих достоинств мейнстримного повествовательного искусства.

С 8 июня в кино.

 

Кейт Бланшетт в уникальной инсталляции Манифесто

Обладательница двух премий OSCAR вновь показала всему миру, насколько виртуозно она может перевоплощаться в разные образы. Новая инсталляция «Манифесто», созданная современной художницей рассказывает нам множество постулатов современного искусства в совершенно необычных образах.

В Veteran Room на Park Avenue произошло громогласное открытие инсталляции современного художника Джулиана Розенфельда под названием «Манифесто». В этом удивительном проекте обладательница двух премий OSCAR — Кейт Бланшетт предстает перед публикой во множестве образов.
«За основу мы взяли манифесты художников разного времени и направлений , футуристов , дадаистов , сюрреалистов ,флуксусов , ситуационистов и объединили их с повседневными жизненными ситуациями. Фильм поднимает вопрос о том , могут ли эти страстные заявления , написанные художниками в полной убежденности , быть применимыми к нашему обществу в целом» — Джулиан Розенфельд

Удивительный проект современного художника и режиссера представляет нам историю современного искусства в свободной интерпретации. Говорящее название этого выставочного проекта, звездой которого стала потрясающая и талантливая актриса Кейт Бланшетт выбрано не случайно.

В этой работе Кейт Бланшетт представляет зрителям множество утверждений, пророчеств и убеждений людей искусства XX века — от Ларса фон Триера до Каземира Малевича.

Манифесто — зеркало мира искусства

Будь то капиталистические высказывания Карла Маркса или размышления художников о судьбе и истории искусства, манифесты, как правило представляют из себя четкие убеждения и призывы к действию. Они практически требуют от своей аудитории и от своих читателей реакции. В своей работе, художник Джуллиан Розенфельд представил на суд общественности много призывных высказываний, которые произносит непревзойденная Кейт Бланшетт в коротких видео-отрезках или зарисовках. Голливудская актриса в образе балерины, бездомного, школьной учительницы или ведущей теле-новостей делится со зрителем многим. Размышлениями о сути современного искусства, призывами величайших деятелей разных времен к действию, а также думает о судьбе искусства в современном мире. Благодаря такой постановке и выбору концепции, художнику удается отчетливо подчеркнуть свою мысль: все мы живем в чрезвычайно театральном мире и только нам решать, что с этим делать.

Кейт Бланшетт — звезда арт-инсталляции

Своей новой работой обладательница двух премий OSCAR не только вновь показывает всему миру свой удивительный талант, но и находит место для себя в каждой из этих 13 ролей. Тонкая и одухотворенная игра, свидетелем которой может стать каждый из нас обязательно проникнет в самое сердце. Вот увидите, как только Вы погрузитесь в мир размышлений Кейт и её персонажей — Вам сложно будет оторваться. 13 фильмов на разных дисплеях, которые представят манифесты писателя

Филиппо Томмазо Маринетти, дадаиста Тристан Тцара, художника Казимир Малевич, поэта Андре Бретон, скульптора Клас Ольденбург, хореографа Ивонн Райнер, художницы Адриан Пайпер. Каждый эпизод – это отдельный образ какого-то человека. Рабочий, диктор новостей, который прочитает монолог одного из художников. Вместо того, чтобы говорить что-то более подходящее к тому, что происходит в кадре, главной темой всегда остается искусство. Такой художественный метод Розенфельд выбирает для того, чтобы воплотить идею живого текстового коллажа. Автор показывает, что художники оказывали влияние не только на искусство, но и на жизнь простых людей. Сегодня инсталляция уже проделала огромный путь. Она успела побывать на Берлинском кинофестивале, музее современного искусства в Берлине, Ганновере и Эссене. Теперь пришла очередь Нью-Йорка, как одного из самых крупных культурных центров мира.

Ценность этой удивительной работы заключается не только в актуальной тематике, которую уже давно поднимает современная живопись, но и в потрясающей подаче. Вполне возможно, что и Вы сможете посмотреть на обыденную жизнь свежим взглядом. Возможно, приглядитесь внимательнее и с большим удовольствием позаимствуете один из перечисленных манифестов для себя.

Множество образов Кейт Бланшетт в проекте «Манифесто»

Инсталляция Джулиана Розенфельда «Манифесто» представлена в: Veterans Room, the Park Avenue Armory.

Не упускайте свою возможность погрузиться в мир искусства вместе с Кейт Бланшетт!

Читайте Афишу — будьте в эпицентре событий!

Вас также может заинтересовать:

13 ролей Кейт Бланшетт в одном фильме

В экспериментальном фильме, состоящем исключительно из монологов об искусстве и философии, актриса сыграла 13 ролей одновременно. Кинокритик BBC Future рассказывает, почему стоит посмотреть «Манифесто», который вышел в украинский прокат 15 июня.

Автор фото, Julian Rosefeldt and VG Bild-Kunst / FilmRise

Підпис до фото,

«Манифесто» состоит из 12 эпизодов, в которых Бланшетт сыграла 13 разных ролей и провозгласила более 60 художественных манифестов XX столетия

Фильм немецкого режиссера Джулиана Розефельдта представляет 60 художественных манифестов XX столетия, но, кажется, единственное, во что верит сам режиссер — это непревзойденная игра Кейт Бланшетт.

Она исполняет в нем 13 ролей — от хореографа балетной постановки и ведущей новостей до ученого-ядерщика и бомжа. В каждой из этих ролей она провозглашает манифесты Андре Бретона, Казимира Малевича, Ларса фон Триера и других теоретиков искусства прошлого века.

В одном эпизоде ​​она изображает напыщенную домохозяйку, которая перед семейным обедом вместо молитвы зачитывает своим родственникам слова классика поп-арта, шведского скульптора Класа Ольденбурга.

В образе генерального директора компании она приветствует гостей на частной вечеринке отрывками из Василия Кандинского и Барнетта Ньюмана.

Автор фото, Sundance Press Office

Підпис до фото,

Стридентизм и Креационизм

Джулиан Розефельдт сначала задумывал свой проект как многоканальную инсталляцию, во время которой посетители могли бы прохаживаться среди дюжины экранов, на каждом из которых транслировались бы призывы художников и других мастеров искусств.

Выставка проходила в Мельбурне, Берлине и, совсем недавно, в Нью-Йорке.

«Линейная версия» насчитывает более 90 минут ленты, а отдельные сцены сплетаются в сложную композиционную мозаику.

Каждый отрывок посвящен нескольким художественным манифестам и имеет свое название, например, «Стридентизм/Креационизм» (сцена с тусовкой панков) или «Голубой всадник/Абстрактный экспрессионизм» (вечеринка директора компании).

Однако Джулиана Розефельдта, очевидно, интересует не столько содержание самих манифестов, сколько формат этого жанра вообще.

«Чтобы составить манифест, — провозглашает Бланшетт идеи сюрреалиста Филиппа Супо, превратившись во вдову на похоронах, — вы должны писать прозу в форме абсолютной и неоспоримой истины».

Именно эта форма и захватывает режиссера, который препарирует и перетасовывает оригинальные тексты манифестов так, что проследить ход мыслей их авторов становится практически невозможно.

Автор фото, Julian Rosefeldt and VG Bild-Kunst / FilmRise

Підпис до фото,

Дадаизм

Единственное, что остается, это язык манифеста — идеалистический, поучительный, директивный, иногда жесткий. Кажется, что вдохновлять нас должны не философские и художественные идеи, а авторитарный стиль их презентации. Не столько содержание, сколько форма.

Однако, благодаря сюжетному разнообразию и колоритным образам Бланшетт, «Манифесто» превращается в довольно увлекательное действо.

Даже если логическая связь между действиями персонажей, которых сыграла Бланшетт, и словами, которые она говорит за кадром, часто достаточно произвольна.

Как составить манифест

Не все роли Бланшетт выглядят одинаково безупречными, хотя это, очевидно, является частью режиссерского замысла. Панк-рокер (пародия на Сида Вишеза) или биржевой маклер, который излагает принципы футуризма, выглядят намеренно фальшивыми, вероятно, для того, чтобы подчеркнуть искусственность самих идей.

Но есть и другая сторона вопроса: 12 сцен фильма были сняты за 11 дней, и некоторые из них, в частности, упомянутые выше, Кейт Бланшетт сыграла одним дублем.

Отрывок, в котором актриса, загримированная под бродягу, шатается по промзонам города и провозглашает догму ситуационистов, бесспорно полна юмора. Но с точки зрения актерской игры, кроме обычной техничности, в нем нет ничего больше.

Автор фото, Julian Rosefeldt and VG Bild-Kunst / FilmRise

Підпис до фото,

Ситуационизм

Лучше всего Бланшетт удаются персонажи эрудированных интеллектуалов среднего класса: директор компании, диктор телевизионных новостей и учительница начальной школы.

Последние две роли Розефельдт недаром оставляет на «закуску».

Ведущая новостей зачитывает основные принципы концептуального искусства, изложенные в манифесте Сола Левитта и других. Притворно объективная манера ее речи передает не столько содержание, сколько авторитарность сказанного.

А потом она передает слово репортеру, которая выходит в прямой эфир с места событий и которую также сыграла Кейт Бланшетт.

Фразы «Кейт, мы слушаем вас» и «Спасибо, Кейт», которыми они постоянно перебрасываются, создают чрезвычайно комическую ситуацию. Она сразу заставляет вспомнить «Кофе и сигареты» Джима Джармуша, где Бланшетт также одновременно сыграла двух сестер.

Автор фото, Julian Rosefeldt and VG Bild-Kunst / FilmRise

Підпис до фото,

Киноманифесты: Жан-Люк Годар и Ларс фон Триер

В финальном эпизоде ​​Бланшетт-учительница младших классов поучительным тоном зачитывает ученикам идеи Жана-Люка Годара и «Догмы 95» Ларса фон Триера.

Возможно, тот факт, что лучшие эпизоды «Манифесто» посвящены именно концептуальному искусству, не случаен.

Как утверждает Сол Левитт голосом Бланшетт, идея, стоящая за произведением, намного важнее, чем ее воплощение. А назначение художника, как будто бы говорил Годар, «не в том, откуда он берет идеи, а в том, куда он их приводит».

«Манифесто» демонстрирует много разных концепций. Однако манифесты должны вдохновлять к действиям, а этот, кажется, пытается лишь произвести впечатление.

устами Кейт Бланшетт глаголет фон Триер — Российская газета

На любой уважающей себя выставке достижений современного искусства обязательно должна быть хотя бы одна видеоинсталляция. Как правило, под нее отводят целое помещение с разъясняющей табличкой у двери, внутри которого — экран и какие-нибудь места для сидения. И вот заходят туда ценители, предварительно прочитав написанное на табличке, и смотрят с умным видом, как голые карлики друг друга разноцветной гуашью мажут.

Причем снято это, разумеется, на старую черно-белую пленку.

8 июня в российском прокате стартует «Манифесто» — тоже, по сути, видеоинсталляция. Не столь радикальная и прогрессивная, как в вышеописанном несуществующем (хотя наверняка утверждать нельзя) примере, но фильмом все же ее назвать язык не поворачивается. Изначально это были 12 сценок, показываемых одновременно на 12 экранах, а теперь, в т.н. киноверсии, они все сосуществуют, выстроившись в очередь, на одном.

Во всех фрагментах Кейт Бланшетт, выступая в различных образах, зачитывает с чувством, с толком, с расстановкой манифесты известных культурных деятелей прошлого века: Казимира Малевича, Джима Джармуша, Ларса фон Триера, Андре Бретона и прочих. Вот Кейт Бланшетт в роли безутешной вдовы на похоронах декламирует траурную речь про дадаизм. Или — гвоздь программы — Кейт Бланшетт перевоплощается в чумазого бомжа и, разевая чернозубый рот, вещает о ситуационизме. Замыкает шествие Кейт Бланшетт в роли учительницы младших классов, втолковывающей малышам заветы «Догмы-95».

Если рассматривать каждый фрагмент по отдельности, то местами бывает забавно. Но минуте на 20 наступает передозировка, что грозит неподготовленному зрителю (как минимум необходимо закончить искусствоведский факультет, а по-хорошему — защитить кандидатскую по теме) здоровым и крепким сном. Как бы ни была оскароносная актриса хороша, как бы ни были красочны ее образы, два с лишним часа ее слушать и наблюдать утомительно. К тому же, положа руку на сердце, сами тексты — что в данном случае становится пугающе очевидно — языковым разнообразием не отличаются, и минуте к 40-й сливаются в гомогенную кашу, белый шум из повторяющихся слов «концепция», «искусство», «дерьмо», «художник», «капитализм».

Возможно, лучше бы «Манифесто» оставалось таким, как было задумано, и там, откуда пришло. В оригинальном формате оно и восприниматься должно легче: хочешь — на бомжа гляди, хочешь — на учительницу, а надоест — прямая дорога в буфет за смузи и маффинами, потом, если что, вернешься. И искусство, и раздолье, и напрягаться не надо, чтобы нить не терять. А то как-то слишком точно описывает впечатление цитата из кого-то великого, которая произносится в самом начале: «Я пишу манифест, потому что мне нечего сказать».

2.5

Призрак бродит по экрану – Газета Коммерсантъ № 102 (6096) от 09.06.2017

Премьера кино

После российской премьеры на фестивале Beat Film Festival в прокат вышел «Манифесто» — фильм известного современного художника Джулиана Розефельдта. О самом экстравагантном с точки зрения арт-формы фильме года рассказывает Андрей Плахов.

«Манифесто» сначала был представлен в виде инсталляции в музеях Сиднея, Мельбурна, Берлина и Нью-Йорка. Там можно было симультанно смотреть на больших видеоэкранах двенадцать разных эпизодов, в каждом из которых зачитываются ключевые положения очередного манифеста. В фильме они следуют один за другим, а объединяет их актриса-аватар, как называют Кейт Бланшетт. В фильме «Меня тут нет» она стала «аватаром» Боба Дилана; в «Манифесте» она имперсонализирует идеи, будоражившие лучшие умы ХХ века. Картина Розефельдта — взаимопроникновение человека и игры, самовыражения и представления; замещение собой персонажа или персонажем себя здесь неразделимы.

Кейт Бланшетт читает (нет, не читает — играет) манифесты — политические и прежде всего художественные. Всего соответствующих программных текстов фигурирует в фильме около полусотни. Самый старый — «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, самый свежий — манифест американской художницы Элейн Стертевант (2004). Среди других авторов — отец футуризма Филиппо Маринетти, художники Казимир Малевич и Василий Кандинский, поэты Андре Бретон и Тристан Тцара, скульптор Клас Ольденбург, хореограф Ивонна Райнер, кинорежиссеры Вернер Херцог, Джим Джармуш, Жан-Люк Годар и Ларс фон Триер (это далеко не полный перечень).

Кейт Бланшетт ставит всю мощь голливудской школы перевоплощения на службу радикальному искусству. Виртуозно маневрируя масками и акцентами, лихо используя язык тела, актриса выступает в обличьях матери семейства, школьной учительницы, примы-балерины, научного работника, ведущей программы теленовостей и даже бородатого бомжа, скитающегося по помойкам.

Каждый раз Розефельдт находит неожиданный ход: манифест дадаистов Бланшетт провозглашает в качестве похоронной речи, а поп-артовские постулаты Энди Уорхола («Банан — это искусство…») — вместо предобеденной молитвы. Трудно не впасть в патриотизм и не подчеркнуть в этом списке родоначальников и первооткрывателей могучее русское присутствие. В одном из эпизодов Бланшетт возносит хвалу супрематизму и конструктивизму, представлены в фильме и «Синий всадник», и пионер кинетического искусства Наум Габо, и русская женщина-хореограф, властно пропагандирующая принципы движения «Флуксус».

Манифест, этот мессианский способ самопроявления, соединяющий в себе пророчество, призыв к публике и провокацию, стал одним из главных жанров в художественной и политической жизни ХХ века. Себя манифестировали футуристы, сюрреалисты, ситуационисты, концептуалисты — всех не перечесть. Один из последних художественных манифестов — полупародийная датская «Догма-95» — появился в самом конце столетия и, казалось, завершил его. XXI век представлялся веком без идеологий, не требующим звучных прокламаций.

Однако это впечатление оказалось ошибкой. Смысл фильма Розефельдта в том, что с мировым дрейфом в сторону консерватизма и приходом таких политических фигур, как Трамп, время манифестов и революций только начинается. При этом фильм не отказывает себе в мудрой иронии, давая понять, что большинство утопических манифестов осуществились лишь на коротком отрезке времени, а многие прекрасные, самоотверженные и революционные художественные идеи полностью интегрировались коммерческим арт-рынком.

манифест 17, манифест 1905, манифест о вольности, манифест это

В сети появился тизер проекта «Манифест» — полнометражного фильма-инсталляции австрало-немецкого производства, снятого режиссером Джулианом Розфельдтом. 90-минутную версию этого масштабного проекта буквально неделю как экспонируют в Гамбургском вокзале (Hamburg Bahnhof) — Берлинском музее современности. Фильм Джулиана строится на облечении 13 манифестов, провозглашенных творцами и мыслителями относительно разных времен, в осовремененную, буднично-сегодняшнюю форму. «Манифест» можно смотреть как линейную киноленту или в формате инсталляции — тринадцать отдельных монологов, показываемых на разных экранах — так представлены заявления Казимира Малевича, Андре Бретона, дадаиста Тристана Тара, хореографа Ивонна Райнера и других девяти творцов.

Каждый манифест изображен отдельным персонажем, среди которых школьный учитель, панк, работница фабрики, вдова, хореограф, бездомный, диктор новостей и другие — и одна Кейт Бланшетт во всех 13 ипостасях. Выбрав из, в общей сложности, шестидесяти манифестов самые захватывающие, Джулиан экспериментировал, смешивал, соединял и разделял — и в результате материализовался живой текстовый-коллаж, прекрасно передающий мысль, что авторы оказывали влияние не только на искусство своего времени, но и жизнь простых людей.

Кейт Бланшетт, примеряя каждую из ролей, пропускает через себя одновременно столь разные, порой абсолютно противоположные образы. Актрисе удалось актуализировать посылы и убедить нас в уместности выбранных манифестов в современном обществе. Воспринимаемые нами как часть истории или даже очередная тема из учебника, тексты оживают в новом прочтении. Ведь такая форма выражения мысли как манифест всегда довольно революционна, она отвечает самым последним изменениям в обществе, требуя немедленной реакции или закрепляя что-то недавно открытое. Возвращая нам такое восприятие этих несколько запыленных, отделенных от будничной жизни текстов, Кейт Бланшетт и Джулиан Розфельдт делают свой серьезный вклад в расширение культуры повседневности.

 Автор статьи: Яна Жадан

Комментарии

На Роттердамском кинофестивале показали арт-блокбастер «Манифест»

Кейт Бланшетт играет тургеневскую женщину из песни московской группы «Центр», которую голливудская звезда никогда, конечно, не слышала. Как и немецкий художник Джулиан Розефельд, случайно ее экранизировавший, потому что хотел подчеркнуть женскую роль в искусстве и социальной жизни ХХ в. «Тургеневские женщины читают газеты, звонят по телефону, ходят на работу, имеют образование, опускаются в метро, стоят в очереди, расщепляют атом». В «Манифесте» они также выступают на похоронах и в программе новостей, бродят по помойке, читают за столом с праздничной индейкой молитву в День благодарения: «Я за искусство, которое не сидит на собственной жопе в музее, а делает что-то иное. Я за искусство, что растет, не зная, искусство ли оно. Я за искусство, которое съедают как кусок торта или отбрасывают как кусок говна».

Два «Манифеста»

«Манифест» был снят в Берлине всего за 12 дней. Бюджет проекта составил 90 000 евро. Основным инвестором был Australian Centre for the Moving Image, где в 2015 г. и прошла мировая премьера. После этого инсталляция была показана в Берлине и Нью-Йорке. А 90-минутная киноверсия начала фестивальный путь с американского «Санденса» в январе 2017 г. , после чего отправилась в Роттердам.

Это строки художника Класа Олденбурга из манифеста 1961 г. – одного из шести десятков текстов, ставших материалом для 12 коллажей, в которых Бланшетт играет 13 ролей, представляя ключевые направления искусства ХХ в. Розефельд снижает пафос программных художественных высказываний, помещая их в бытовые ситуации, которые иронично соотносятся с содержанием текстов. Над гробом читается манифест дадаистов, которые хоронят экспрессионизм. В театральной подсобке – радикальный «Нет-манифест» Ивонн Райнер, отказывающей танцу в любых способах манипуляции. В буржуазной гостиной – манифесты поп-арта, отрефлексировавшего послевоенный западный консюмеризм. Марксистские воззвания ситуационистов логично раздаются над постапокалиптическими развалинами старого мира (в этой главе Бланшетт изображает бомжа). А на уроке в школе учительница рисования поправляет работы детей замечаниями из последнего знаменитого манифеста ХХ в. – датской «Догмы-95», призывавшей киноавторов к анонимности и строгому самоограничению.

Бланшетт меняет маски, акценты, манеру игры, читает манифесты как заявление на публику, внутренний монолог или даже диалог (в главе о концептуализме актриса раздваивается на телеведущую в студии и мокнущую под дождем журналистку).

Идея позвать Бланшетт на все роли возникла у Розефельда после того, как он увидел актрису в фильме Тодда Хейнса «Меня там нет» (2007), где она воплощала одну из медийных ипостасей Боба Дилана. Но в новейшей истории кино у «Манифеста» есть и более важное зеркало – «Святые моторы» (2012) Леоса Каракса, где протей Дени Лаван играл больше десятка ролей, и череда его гротескных перевоплощений складывалась в элегию о чудовищной и неуловимой природе актера. Только героем Розефельда и Бланшетт оказывается сама речь художника, которую «Манифест» проявляет в ее монструозности и красоте, как подлинную поэзию, звучащую поверх идеологии и визуальных образов.

Поэтому при всей иронии «Манифест» монументален. Изначально это не кино, а гигантская инсталляция из 12 экранов, на которых истории разыгрываются параллельно и голоса многоликой Бланшетт сливаются в хор. Для каждой главы выбран свой визуальный прием: работа биржи показана долгим планом сверху, гримерка после панк-концерта – круговой панорамой, где-то используется неподвижная камера, где-то – съемка в рапиде (оператор – Кристоф Краусс). Смонтированные для фильма эпизоды сохраняют специфику видеоарта, но без труда выдерживают линейность повествования, захватывая не хуже голливудского блокбастера. На самом деле «Манифест» и есть блокбастер, насколько это слово применимо к арт-сцене. Его легко представить как на экране мультиплекса, так и в респектабельных выставочных залах (в Москве, к примеру, – в Манеже или «Гараже»). В нем есть остроумие, зрелищность и большая голливудская звезда во всех ролях, помогающая разобраться в том, что такое современное искусство, как его хоронят и с чем его едят ту-ту-ту-ту-ту-ту-тургеневские женщины. И не только они.

Обзор

: Кейт Бланшетт в «Манифесте», упражнение для мозга

Фильмы, адаптированные на основе художественных инсталляций, редко получаются хорошо, даже если в художественном произведении есть сильный кинематографический элемент. «Манифест» Джулиана Розефельдта, задуманный как художественная инсталляция, обошел весь мир, недавно поселившись в оружейной палате Парк-авеню на Манхэттене. Он состоит из записанных на пленку чтений различных художественных и политических манифестов, начиная с «Манифеста коммунистической партии» Маркса и Энгельса 1848 года и переходящих через 20 век к правилам кинопроизводства «Догме 95» Ларса фон Триера.

В инсталляционной форме 13 показаний одновременно воспроизводятся на 13 экранах, побуждая зрителя извлечь связность из своего рода аудиовизуального Вавилона. В версии фильма сцены расположены линейно, но одна сцена разделена так, что фильм начинается и заканчивается ею.

Манифесты (фильм основан на более чем 13 текстах; некоторые из них представляют собой однострочные максимы) не просто читаются, они исполняются. И все они представлены актрисой-хамелеоном Кейт Бланшетт.Г-жа Бланшетт — больше, чем исполнитель, она еще и кинозвезда, хотя и особого калибра кинозвезды. Это одна из нескольких причин, по которым «Манифест» работает так же хорошо, как и в кинематографической форме.

Некоторые настройки находятся на носу, но это не значит, что они неэффективны. Манифест Дада, объявляющий о смерти искусства, установлен на похоронах. Заклинательная записка Класа Ольденбурга для поп-арта («Я за искусство, которое является политико-эротическим-мистическим») произносится как молитва за столом семейной трапезы.(Однако то, что семья уравновешенная, средний класс и южане склонны к определенной иронии.)

В некоторых случаях слова и действия противоречат друг другу. Для манифеста Fluxus, осуждающего иерархическую культуру и высокое положение артиста в этой культуре, г-жа Бланшетт яростно разыгрывает текст в образе темпераментного и властного русского хореографа. Сопоставление слов, изображений и обстановки иногда бывает блестяще комедийным, например, когда г-жа Бланшетт, изображая длинноволосого телеведущего с улыбкой, которая выглядит так, как будто это предусмотрено законом, беседует о концептуальном искусстве с удаленным репортером погоды. также играет Мисс. Бланшетт.

Инсталляция «Манифест» могла показаться сенсорным натиском. Как фильм, это очень сложное интеллектуальное упражнение, безупречное во всех технических деталях. (Звуковое оформление, выполненное Фабианом Шмидтом и Маркусом Стемлером, особенно необычно.) И работа г-жи Бланшетт здесь явно интеллектуальная. Какими бы виртуозными ни были ее выступления, они сознательно осознают себя. Как косвенный анализ и критика политической истории и истории искусства, а также их различных взаимодействий на протяжении ХХ века, «Манифест» является одновременно остроумным и провокационным.Однако это не фильм для людей, ищущих сюжет.

Обзор манифеста — Кейт Бланшетт поражает своим бравурным характером | Фильм

Эта работа художника и режиссера Джулиана Розефельдта завораживает. Это один из немногих коммерческих фильмов, исследующих границы между кино и инсталляцией или кино и видеоартом. Этой относительной известностью он обязан присутствию Кейт Бланшетт, которая может соперничать с Тильдой Суинтон как голливудским экспериментатором и музой-покровительницей.

Manifesto — это, по сути, развитие части галереи, которая изначально предусматривала множество отдельных экранов, на которых Бланшетт — в разных масках или образах — с напряженными глазами декламировала философские манифесты в причудливых драматических контекстах и ​​странных пустых местах. Она выполняла стяжки таких мастеров, как Карл Маркс, Ги Дебор, Тристан Цара, Ольга Розанова, Ивонн Райнер и Ларс фон Триер. Эти речи были сшиты вместе для этого фильма, иногда с перерывами, и Бланшетт появляется в роли бродяги, или работницы завода, одетой в защитный костюм, или вдовы, выступающей на похоронах, или вежливого генерального директора корпорации, или читателя новостей, делающего репортаж на камеру. прежде чем поговорить с репортером на улице под дождем.

Эффект похож на научно-фантастический хоррор Стэнли Кубрика или Дж. Дж. Балларда, как если бы мир был захвачен армией фанатичных клонов идеологических комиссаров, упрекающих всех о необходимости проснуться, вооружиться, использовать искусство революционизировать человечество и человечество, революционизировать искусство. Это также напомнило мне эпический и экспериментальный Cremaster Cycle Мэтью Барни или Homo Sapiens Николауса Гейрхальтера.

Язык манифестов великолепно идеалистичен и безответственен: каждый из них является призывом к действию без заботы о последствиях, и сам этот фильм игнорирует необходимость повествования о последствиях.Это об идеях. Бланшетт показала, что у нее есть талант к множеству олицетворений после того, как она сыграла роль Боба Дилана в фильмах Тодда Хейнса «Меня там нет» и Джима Джармуша «Кофе и сигареты». Манифест волнующий и забавный.

Хамелеон Кейт Бланшетт материализуется в «Манифесте» Джулиана Розфельдта в галерее Hauser & Wirth.

Более дюжины Кейт Бланшетт пришли на наше интервью сегодня. Один в свежем блейзере и с прямыми волосами — весь бизнес; другой, в драпированном тюрбане и темно-сливовой помаде, совершенно требователен; еще один, в мягкой блузке с цветочным рисунком и очках, задумчив и благочестив; грязная, неопрятная версия разворачивается от ярости.

Эти совершенно разные бланшеты являются частью многоканальной инсталляции немецкого видеохудожника Джулиана Розефельдта «Манифест» (2015), которая открылась в субботу в Hauser & Wirth. Бланшетт олицетворяет 13 разных персонажей, в том числе бездомного вида дикого вида, русского хореографа, телеведущего, одинокого кукольника и осажденного рабочего завода по сжиганию мусора. Все они декламируют отрывки из манифестов художников, активистов, поэтов, исполнителей, режиссеров и интеллектуалов 19, 20, и 21 веков в несвязанных друг с другом виньетках на отдельных экранах в галерее.

Внезапно появляется 14-я Бланшетт — и на мгновение она теряет дар речи.

Актриса в ярко-розовой куртке и джинсах осторожно ступает в черную как смоль галерею, моргая, пока ее глаза привыкают к темноте. Она впервые видит это воплощение инсталляции — ее дебют на Западном побережье — и рассматривает пещерное пространство вместе с Роузфельдт, как будто поначалу сбитая с толку или, возможно, пораженная драматизмом и мощью произведения искусства. Ее дезориентация понятна: светящиеся пленочные экраны свисают в темноте с потолка, словно парят в воздухе, или прикреплены к отдельным стенам.Визуальные эффекты пышные и текстурированные; ревущий звук, когда все персонажи болтают одновременно, является какофоническим, сбивающим с толку беспорядком разрозненных заявлений, обличений и призывов к действию.

«Вау, — наконец произнесла Бланшетт. «Это так… интенсивно». Искры летят от зажженного шнура предохранителя на одном экране; ее образ сгорбленного бомжа ковыляет по туманному серому полю на другом; ее суровый балетмейстер выкрикивает инструкции танцовщицам на сцене на другом экране, и звук их ног становится громче, чем у нее.По мере того, как Бланшетт движется среди этих раздробленных личностей, ее изумление переходит в удовлетворение от хорошо выполненной работы.

«Я обнаружил, что процесс выполнения этого совершенно освобождает. Это было похоже на стендап или что-то в этом роде », — говорит она. «По опыту, который я имел при произнесении этих слов, вы перестаете понимать их. Вы попадаете на гораздо более [интуитивный] уровень, это больше энергия манифеста ».

Затем Бланшетт запрокидывает голову и ностальгически смеется, указывая на ближайший экран.«Помните это? Мы теряли свет », — говорит она Розфельдт о сцене панегирика у могилы в сумерках. Они обмениваются понимающими смешками, как будто соседи по комнате в колледже делятся секретами поездки.

Художник Джулиан Розфельдт делает паузу с актрисой Кейт Бланшетт в галерее Лос-Анджелеса Hauser & Wirth.

(Франсин Орр / Los Angeles Times)

«Манифест» — совместный труд любви Бланшетт и Розфельдт. Они встретились в 2010 году в художественной галерее в Берлине и пообещали однажды поработать вместе.Роузфельдт обратилась к Бланшетт по поводу проекта три года спустя. Он читал футуристические манифесты поэта и хореографа Валентина де Сен-Пойнта, которые цитировал в своем фильме «Глубокое золото». По словам Розфельдта, почувствовав возрождение написания манифестов, он начал искать и читать заявления других художников, относящиеся к прошлому.

Но мир был совсем другим пять лет назад , , когда Розфельдт впервые задумал эту работу. Все было иначе даже в 2015 году, когда инсталляция дебютировала в Австралийском центре движущегося изображения в Мельбурне, а линейная версия фильма — на кинофестивале Sundance в 2017 году.Отдельные манифесты, цитируемые в работе, могут быть вневременными в своем настоятельном стремлении сделать мир лучше с помощью искусства, но работа в целом приобрела новую актуальность, противопоставленную нашему нынешнему социально-политическому ландшафту, говорит Розфельдт.

«Я считаю, что это конкретное время, в котором мы живем, почти снова требует манифестов», — говорит он, позже добавляя, что сама художественная инсталляция не предназначена быть манифестом, хотя аудитория часто воспринимает ее как таковую.

«Они воспринимают это как призыв к действию или как антипопулистскую статью», — говорит он.«Я думаю, это потому, что они чувствуют ту энергию и гнев, которые есть во многих этих текстах. Это противоположно гневу Трампа или [избранного президента Бразилии Жаира] Болсонару — это разумный гнев, это творческий гнев, это продуктивный гнев, это желание что-то изменить, но с вдохновляющими мыслями. А сейчас на политической карте все больше и больше появляется полная противоположность ».

Наша работа — быть непоследовательными, реактивными, провокационными и невежливыми — и в манифестах много этой энергии.

Кейт Бланшетт

Каждая из 13 виньеток в работе представляет собой своего рода «текстовый коллаж», в котором Розфельдт соединил вместе строки из произведений отдельных художников, таких как Клас Ольденбург, Соль Левитт, Ивонн Райнер и Джим Джармуш, а также групп, включая сюрреалистов, ситуационистов, Футуристы и дадаисты. Сцены, разыгрываемые на экране, в которых Бланшетт передает строки манифеста другим персонажам или прямо в камеру, не обязательно связаны с произносимыми словами. Но разрыв связи, по словам Розфельдта, может заставить зрителя больше думать, уделять больше внимания.

В одной из сцен, представляющих манифесты кинопроизводства, школьный учитель ходит от стола к столу, раздавая тестовые буклеты 8- и 9-летним детям. «Нет ничего оригинального», — говорит она им, цитируя Джармуша. В другой виньетке, представляющей концептуальное искусство и минимализм, отрывистое звучание Бланшетт, идеально прямолинейный ведущий новостей, невозмутимо смотрит в камеру: «Все текущее искусство — фальшивка», — это строчка от художника Элейн Стертевант.Мышиная домохозяйка Бланшетт в виньетке с изображением поп-арта и манифестом Ольденбурга 1961 года «Я за искусство» спокойно накрывает обеденный стол перед тем, как вести свою семью в молитве. «Я за искусство политико-эротико-мистическое», — начинает она, сцепив руки и опустив голову. Татуированная девушка-рокерша Бланшетт возлежит на диване после вечеринки в виньетке, представляющей страйдентизм и креационизм. «Идеи часто сходят на нет», — говорит она, цитируя Мануэля Мейплза Арса.

Актриса Кейт Бланшетт встречает художника Джулиана Розфельдта в галерее Hauser & Wirth.

(Франсин Орр / Los Angeles Times)

Художник Джулиан Розфельд разговаривает с Кейт Бланшетт в Hauser & Wirth.

(Франсин Орр / Los Angeles Times)

Такой головокружительный проект, предназначенный для просмотра в художественных галереях, мог оказаться рискованным делом для оскароносной актрисы. Но Бланшетт смеется над этой идеей.

«Я не вижу смысла что-то делать, если вы не рискуете упасть лицом», — говорит она.

Итак, Бланшетт и Розфельдт тут же погрузились.

Они встретились в течение одного долгого дня в Нью-Йорке, чтобы разработать материал, сократив список из 50 или 60 символов и возможных виньеток. Работа была снята всего за 12 дней в Берлине в 2014 году, а Бланшетт была там 11 лет. Это была неистовая, динамичная съемка в стиле «камикадзе», как описывает ее Роузфельдт, в которой они быстро перемещались с места на место. часто снимали с одного дубля, и времени на репетиции было мало — если не было -.

«Каждый из этих текстов похож на театральный монолог, который обычно репетируют неделями. И Кейт сделала это, как бы «щелкнув», без особой подготовки », — говорит Роузфельдт.

Вместо этого, каждый вечер после съемок Бланшетт записывала текст для виньетки следующего дня и каждое утро слушала его в своем трейлере, проходя многочасовой процесс физического преобразования. В то время как визажист Мораг Росс, парикмахер Массимо Гаттабруси и дизайнер костюмов Бина Дайгелер применяли парики, искусственные зубы , и мягкие части тела, Бланшетт отточила свои акценты и физические жесты.

«Это был гораздо более внешний процесс. Мне пришлось решить [в трейлере]: «Как насчет того, чтобы этот персонаж так разговаривал?» — говорит она глубоким, хрипловатым голосом. «Или:« А что насчет того, что персонаж так говорит? »- воркует она элегантно, по-женски.

Хаотичный темп кинопроизводства работал, — говорит Розфельдт.

«Просто прыгнуть в холодную воду, просто сделать это было очень хорошо для этого проекта, потому что это придало тексту определенную свежесть», — добавляет он.

Кейт Бланшетт в «Манифесте» Джулиана Розфельдта (2015)

(© Джулиан Розефельд и VG Bild-Kunst, Бонн 2018)

Кейт Бланшетт в «Манифесте» Джулиана Розфельдта (2015)

(© Джулиан Розфельдт и VG Bild-Kunst, Бонн 2018)

Если бы ей пришлось выбирать любимого персонажа, это были бы двойные роли: ведущего новостей в студии и репортера под дождем, — говорит Бланшетт.

Манифест, который нашел отклик? Миерле Ладерман Укелес, мнение Fluxus:

«Но после революции, кто будет собирать мусор в понедельник утром?», — цитирует Бланшетт. «Я просто считаю это такой провокационной мыслью».

Синхронизация звука между виньетками — каждая длиной 10½ минут и воспроизведением в цикле — была сродни дирижированию оркестром, — говорит Роузфельдт. Даже то, что сами экраны размещены внутри галереи, является стратегическим с точки зрения звука — в одной комнате тише, в другой грохочут.

«Работа составлена ​​так, что есть моменты какофонии, когда сложно сосредоточиться на каждом тексте. Но бывают и более спокойные моменты, поэтому есть и музыкальная драматургия, естественный ритм ».

Кейт Бланшетт в «Манифесте» Джулиана Розфельдта (2015)

(© Джулиан Розфельдт и VG Bild-Kunst, Бонн 2018)

Одним из факторов, который связывает большинство манифестов, является то, что они были написаны, когда авторы были молоды. Их объединяет юношеское бахвальство и бунтарский дух.

Это особенно заметно в конце каждого цикла, когда звук наиболее синхронизирован. Все персонажи говорят одновременно, быстро монотонно, как будто манифесты находятся в диалоге друг с другом. Коллективная громкость неуклонно возрастает, пока мало что становится заметным. Это одновременно страстно, интригующе и сбивает с толку.

В том-то и дело, — говорит Бланшетт. В конечном итоге работа исследует универсальную роль, которую артисты играют в нашем обществе. И это не пассивный.

«Роль художника, это древняя роль, где она должна быть социальной пропагандой и социальным комментарием», — говорит она.

«Все чаще возникает ощущение, что художники должны быть последовательными. Наша работа — быть непоследовательной, реактивной, провокационной и невежливой — и в манифестах много этой энергии ».

Джулиан Розфельд и Кейт Бланшетт в клубе «Хаузер и Вирт» в Лос-Анджелесе 27 октября, в день, когда «Манифест» дебютировал на Западном побережье.

(Франсин Орр / Los Angeles Times)

«Манифест Джулиана Розефельда»

Где : Hauser & Wirth, 901 E.3rd St., Los Angeles

Когда: 11.00-18.00, понедельник выходной. До 6 января

Информация: www.hauserwirth.com

[email protected]

Следуйте за мной в Twitter: @debvankin

13 лиц Кейт Бланшетт: Как? «Манифест» перешел от художественной инсталляции к фильму

Кто-то может подумать, что слушать художественные манифесты — заявления о принципах и призывы к действию — сродни мучительной лекции для выпускников по истории искусства.

Но в руках двукратной обладательницы Оскара актрисы Кейт Бланшетт и немецкого видеохудожника Джулиана Розефельдта язык интеллектуалов становится совершенно другим. Вместе Бланшетт и Розфельдт привносят юмор, эмоции и поэзию в «Манифест», видеоинсталляцию с 13 экранами, превращенную в фильм.

Их маловероятное сотрудничество началось в 2010 году, когда Бланшетт была представлена ​​Розфельдту на открытии выставки работ немецкого видеохудожника в Берлине.

«Мне понравилось одновременно театральное и разнообразное его творчество — насколько оно физическое», — говорит Бланшетт.

Два года спустя они объединились, чтобы создать видеоинсталляцию, в которой Бланшетт играет 13 персонажей — от неряшливого бездомного до татуированного панк-рокера и кукольника — при этом декламируя отрывки из манифестов более чем 60 художников 20-го века. , в том числе Ларс фон Триер, Ивонн Райнер, Джим Джармуш, Соль Левитт, Андре Бретон и Вернер Херцог.

Каждая 10½-минутная виньетка Бланшетт в разных ролях артиста воспроизводится одновременно на отдельных экранах. Сегменты заканчиваются тем, что отдельные персонажи говорят на разных тонах в быстром монотонном режиме, которые, собранные вместе, создают симфоническую смесь акцентов, образов и звуков.

Посмотрите эксклюзивный клип Кейт Бланшетт из «Манифеста». Предупреждение: какой-то взрослый язык.

«Идея Джулиана заключалась в том, чтобы привести тексты в диалог друг с другом в многоканальной работе, чтобы вы в конечном итоге нашли точки соприкосновения и сходства со всеми этими утверждениями о художественной уникальности и индивидуальности», — говорит Бланшетт по телефону после звонка показ киноверсии работы на кинофестивале Tribeca.Фильм открывается в пятницу в Лос-Анджелесе.

«Кейт и я в основном интересовались экспериментами с этой инсталляцией», — говорит Розфельдт, чьи работы входят в постоянную коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке, галереи Саатчи в Лондоне и Художественного музея Германии. «Причина для киноверсии вначале была очень функциональной: нам нужно было профинансировать установку, поэтому нам нужно было привлечь людей».

Так случилось, что Bavarian Broadcasting BR в Германии запускала новое шоу, в котором артисты были приглашены для участия в проекте на телевидении.Компания согласилась внести свой вклад в «Манифест», но Розефельдту нужно было создать линейную версию для трансляции. «Так что меня заставили сниматься в фильме», — смеется он. «Но теперь я очень, очень счастлив, что это произошло».

Часто у нас был только один дубль, так что это было немного похоже на театральный стендап.

Кейт Бланшетт

Перевод видеоинсталляции в 95-минутный фильм оказался непростой задачей.

«Мы думали, что это будет очень просто, но, по сути, нам пришлось начинать заново с нуля», — говорит Роузфельдт. «Речь шла о создании — из-за отсутствия реальной истории — визуальной истории, которая проведет вас через фильм».

Идея «Манифеста» пришла к художнице во время исследования отдельного проекта по феминистской теории. Он наткнулся на текст о футуризме поэта и хореографа Валентина де Сен-Пойнта, который побудил его искать больше манифестов в кино, в театре, танцах и архитектуре.В конце концов, он брал отрывки из этих произведений, объединяя и переосмысливая их как единое произведение искусства.

Сузив свой материал, Розфельдт представил Бланшетту список из 50–60 сценариев и равное количество типов персонажей. Они провели день вместе в Нью-Йорке, обсуждая способы связать персонажей со сценариями.

«Некоторые из манифестов больше подходят для разговоров, а некоторые имели место больше как внутренний голос, больше похожий на внутренний монолог», — говорит Бланшетт.

Затем к ним присоединились визажист Мораг Росс, парикмахер Массимо Гаттабруси и дизайнер костюмов Бина Дайджелер, чтобы решить, как будет выглядеть каждый персонаж.

«Это было настоящее сотрудничество», — говорит Бланшетт.

Это тоже было что-то вроде семейного дела. Драматург-режиссер, муж Бланшетт, Эндрю Аптон, и трое из их четверых детей появляются в эпизоде, в котором она играет консервативную мать, садящуюся за обедом со своей семьей и декламирующую манифест художника Класа Ольденбурга 1961 года «Я за искусство …» .

«Манифест» был снят в Берлине всего за 12 дней — 11 с Бланшетт. «Я бы сказал, что мы работали над выходом очень плохой теленовеллы».

Джулиан Розефельдт, видеохудожник

«Я был немного обманут Джулианом. За пару дней до того, как мы это снимали, Джулиан сказал: «Послушайте, как бы вы относились к своей семье в этой сцене?» — говорит актриса. «Я спросил их — потому что, очевидно, мы пытаемся изолировать детей от такого рода воздействия.Но дети были фантастическими — им это нравилось ».

«Манифест» сняли в Берлине всего за 12 дней — 11 с Бланшетт. «Я бы сказал, что мы работали над выходным уровнем очень плохой теленовеллы », — смеется Роузфельдт.

Из-за плотного графика у актрисы не было времени, чтобы формировать и придумывать персонажей, акценты и движения. «Часто у нас был только один дубль, так что это было чем-то вроде театрального стендапа», — говорит она. «Это либо сработает, либо не сработает.

Розефельдт, имеющий опыт работы в архитектуре, выбрал несколько архитектурно значимых мест в качестве мест, хотя он намеренно сделал их лишь частично узнаваемыми. «Я думаю, что если вы ищете что-то, что нелегко идентифицировать, и там происходит действие, — говорит он, — тогда вы как зритель гораздо более вовлечены».

Хотя «Манифест» задумывался как произведение искусства, по словам Розфельдта, аудитория фильма — это любой, кто входит в кинотеатр или музей.«Если у вас нет привилегии получить определенное образование, вам не пришло бы в голову пойти в музей в воскресенье днем», — говорит он. «Одна из дилемм современного искусства в целом заключается в том, что мы делаем вид, что обращаемся к нашим проблемам со всеми, но на самом деле мы обращаемся к очень привилегированному меньшинству».

Одна из дилемм современного искусства … заключается в том, что мы … делаем вид … что обращаемся к нашим проблемам со всеми, но на самом деле мы обращаемся к ним…привилегированное меньшинство.

Джулиан Розефельдт, видеохудожник

Фильмы же разные. «Вы можете по ошибке увидеть« Манифест », потому что путаете его с названием боевика, — говорит Розфельдт. «Я много думаю об этом — как вы можете адресовать то, что вы хотите сказать, аудитории, которая не является художественной аудиторией, а более широкой аудиторией». Для этого не помешает присутствие Бланшетт на борту.

Хотя фильм не задумывался как политическое заявление, события во всем мире придали ему новое значение.«Мы показали это в Стамбуле за неделю до референдума в Турции. Мы показали это на Сандэнсе, и люди смеялись над фейковыми новостями [сцена] — люди думали о фейковых новостях. Мы показали его во Франции, после чего ответили на вопросы и поговорили о [Марин] Ле Пен », — говорит Розфельдт.

«Я не мог предвидеть, что будет в мире, когда мы снимали это, но это определенно стало призывом к действию и сильным напоминанием о том, что голоса наших артистов являются важной частью общества. Очень важно поддерживать качество публичного обсуждения.То, что мы имеем сейчас, — это просто объем. Я думаю, эта статья напоминает нам, что мы можем быть очень вдохновленными и говорить вещи очень резко, очень поэтично, а также вдохновлять людей на содержание и смысл, а не только на объем ».

Смотрите самые читаемые истории в этот час »

[email protected]

Кейт Бланшетт Донс 13 личностей в этой смелой художественной инсталляции | В Смитсоновском институте

В различных обличьях, от драконовской школьной учительницы до человеконенавистнического бездомного, Бланшетт (наверху: произносит панегирик на похоронах) исполняет монологи, составленные из отрывков из художественных манифестов.Кадр из Манифеста Джулиана Розефельдта, 2015 г. © Джулиан Розфельдт и В.Г. Билд-Кунст, Бонн, 2019

Размышляя о произведении искусства, подвешенном на безупречной стене музея, вполне естественно предположить, что именно сюда привели обстоятельства. Какую жизнь прожил художник? В какие моменты истории они населяли и на что реагировали? Что они думали об окружающем мире? Иногда художники идут к своим могилам, вообще не предлагая никаких объяснений, довольствуясь тем, чтобы позволить своей аудитории мучиться.В других случаях верно прямо противоположное, и создатели излагают свои убеждения в выразительных, беспрекословных манифестах, как будто чтобы предотвратить любое возможное неверное толкование своей работы. Но действительно ли манифестам можно верить?

Этот вопрос в сочетании с глубоким уважением к поэзии формы манифеста побудил немецкого художника Юлиана Розефельдта отметить и опровергнуть некоторые из самых известных текстов по истории искусства в безумной — и безумно-амбициозной — видеоинсталляции из 13 частей. , теперь можно увидеть в Смитсоновском музее Хиршхорна и в саду скульптур в Вашингтоне, округ Колумбия.C., благодаря партнерству с Goethe-Institut. В этой работе, получившей название «Манифест » , известная актриса театра и кино Кейт Бланшетт ( Кэрол, «Голубой жасмин» ) принимает 13 разных персонажей в таком же количестве различных виньеток.

В различных обличьях от драконовской школьной учительницы до человеконенавистнического бездомного (с скрипучим голосом и взлохмаченной бородой) Бланшетт исполняет самосерьезные монологи, составленные из отрывков из художественных манифестов. Некоторые из этих документов известны ценителям искусства, другие менее известны, но все они объединены тем, что отражают основные переломные моменты в эволюции искусства во всем мире.Каждая из ролей Бланшетт, которые она и Роузфельдт говорят, больше похожи на «сосуды для идей», чем на персонажей как таковых, соответствует определенной художественной теме: скажем, футуризму, или дада, или сюрреализму. И Розфельдт, и Бланшетт известны своим академическим талантом, поэтому интеллектуальная строгость произведения не вызывает удивления. Что, однако, так это то, насколько возмутительно забавно местами инсталляция.

Немецкий художник Джулиан Розефельдт прославляет и опровергает некоторые из самых известных текстов по истории искусства в безумной — и безумно-амбициозной — видеоинсталляции из 13 частей под названием Manifesto .Ли Сталсворт, Хиршхорн

Комедия «Манифест» проистекает из дерзкой реконтекстуализации Розефельдтом его исходного материала. «Происходит действие, которому не место», — говорит он. «Бывает текст, который не принадлежит». Одним из наиболее ярких примеров этого является мелодраматическая сцена похорон, в которой Бланшетт поднимается, чтобы произнести то, что ожидают зрители, и будет банальной панегирикой только для того, чтобы взорваться дадаистской тирадой о фарсе буржуазных институтов и настоятельной необходимости очистить глобальное общество от всех. авторитарный строй.Абсурдность момента добавляет тот факт, что скорбящая толпа сидит неподвижно и принимает словесное наказание, не вызывая возражений, поскольку монолог Бланшетт предвещает смерть самого их образа жизни.

Этот вид сатиры направлен на то, чтобы подшучивать над артистами, а также противостоять их аудитории. В сцене со школьной учительницей Бланшетт показывает, как она дидактически проводит с классом маленьких детей «Золотые правила кинопроизводства» Джима Джармуша и связанные с ними поучительные тексты.«Воровать можно отовсюду», — произносит она нараспев, переходя от стола к столу и критикуя работу каждого ребенка. «Архитектура, облачные образования. . . » Удушающий прескриптивизм инструктора — идеальное отражение собственного тона Джармуша во всех его «Правилах», а надуманный характер сцены отражает надуманные наборы «правил», к которым столь многие манифесты приходят с абсолютной уверенностью.

И все же «Манифест» не подлый. В конце концов, Розфельдт уважает большую часть своего материала, который он часто находит красноречивым и мощным.Его цель — не отвергать манифесты, а скорее оживить их юмором и игриво пробить дыры в их предполагаемой уверенности. По его словам, многие из нас попадают в ловушку освящения манифестов ныне известных художников, хотя на самом деле художники писали эти тексты в периоды глубокой личной неуверенности.

«Мы читаем их как очень самоуверенные утверждения, — говорит он, — но для меня они противоположны. Я думаю об этом молодом панке в возрасте от 20 до 30 лет, который сидит в кафе и просто записывает гневные идеи, потому что он или она очень неуверенны.”

Видеоинсталляция «Манифест» является центральным элементом более крупной выставки Хиршхорна «Манифест: Art X Agency», которая дополняет комнату Роузфельдта с круглосуточным проецированием и аудио произведениями искусства из собрания музея, представляющими художественные движения 20-го века. тесно связаны с текстами манифестов.

По мере того, как посетители перемещаются по пространству, они сначала узнают о технологически одержимом итальянском движении футуризма в первые годы века, а затем погружаются в антиавторитарные импульсы дадаизма, которые вышли на первый план во время Первой мировой войны.Они видят, что сюрреализм утвердился в межвоенном периоде, опираясь на фрейдистскую психологию и понятие субъективной истины в ответ на растущее разочарование.

Затем идут интроспективные, часто мрачные исследования абстрактного экспрессионизма после Второй мировой войны, а затем поворот в сторону откровенно политического с поп-артом, подъем творческих коллективов активистов, таких как Guerrilla Girls, и идеологические переосмысления, такие как Черный Дада Адама Пендлтона. Главный куратор Стефан Аквин отмечает, что многие из недавних работ в шоу фактически «действуют как манифесты [сами по себе], демонстрируя чувство свободы воли.”

Выставка «Манифест» от начала до конца представляет собой повествование о развивающихся идеологиях, давая посетителям исторический контекст, необходимый для того, чтобы оценить игривое искажение этого контекста Розефельдтом в его 12-частном аудиовизуальном опыте.

Больше всего на свете Розфельдт надеется, что его кинематографическое переосмысление манифестов художников заставит посетителей музея подвергнуть сомнению свои предположения о чистоте истории искусства и познакомит их с человечностью и склонностью к ошибкам его субъектов.«Аудитория часто считает само собой разумеющимся, что все, что изображено в белом кубе или на пьедестале, авторитетно и завершено», — говорит он. «И я не думаю, что это так».

«Манифест: Art x Agency» будет оставаться на виду в Hirshhorn до 5 января 2020 года.

Актеры Изобразительное искусство История искусства Фильм Музей и сад скульптур Хиршхорна

Фильм Джулиана Розфельдта подвиг.Кейт Бланшетт в 13 ролях на Vimeo

Кинематографическая версия, а также 13-канальная видеоинсталляция, на которой основан фильм, были отредактированы, оценены и закончены в Crosshill Studios.

В то время как инсталляция все еще путешествует по миру и, среди прочего, уже была показана по адресу:
The Armory, New York // Hamburger Bahnhof, Berlin // Fundación Próa, Buenos Aires // Ecoles des Beaux Arts, Paris // ACMI — Центр движущихся изображений Australina, Мельбурн,
кинематографическая версия, которая была впервые показана на кинофестивале Sundance в 2017 году, будет представлена ​​в Европе в ноябре 2017 года после выступления в галерее Тейт Модерн, Лондон, 15 ноября

.

Манифест Джулиана Розфельдта с Кейт Бланшетт, обладательницей премии Оскар в главной роли, отдает дань уважения трогательным традициям и литературной красоте художественных манифестов, в конечном итоге ставя под сомнение роль художника в современном обществе.В преддверии общего выпуска фильма состоится специальная прямая трансляция, эксклюзивная для кинотеатров — Manifesto: Live from Tate Modern, которая будет включать частный просмотр, представленный Кейт Бланшетт и показывающий произведения искусства из коллекции Tate Modern, связанные с фильмом, а также прямые трансляции — сценический разговор в галерее с режиссером фильма Джулианом Розенфельдтом и редактором Бобби Гудом, организованный ведущим культурным критиком.

Manifesto основан на трудах футуристов, дадаистов, художников Fluxus, супрематистов, ситуационистов, Dogma 95 и других творческих коллективов, а также размышлений отдельных художников, архитекторов, танцоров и режиссеров.Передавая идеи Класа Ольденбурга, Ивонн Райнер, Казимира Малевича, Андре Бретона, Стертеванта, Сола Левитта, Джима Джармуша и других творцов через его объектив, Розфельдт отредактировал и собрал тринадцать коллажей из манифестов художников.

Исполняя эти «новые манифесты» как современный призыв к действию, обладая при этом тринадцатью разными персонажами — среди них школьный учитель, кукольник, читатель новостей, фабричный рабочий и бездомный — Кейт Бланшетт наполняет новой драматической жизнью как знаменитостей, так и бездомных. малоизвестные слова в неожиданном контексте.

Фильм Розефельдта раскрывает перформативную составляющую и политическое значение этих заявлений. Часто написанные в юношеской ярости, они не только выражают желание изменить мир с помощью искусства, но и отражают голос поколения. Исследуя мощную актуальность этих исторических заявлений, которые были сочинены художниками много лет назад с энтузиазмом и убежденностью, «Манифест» задается вопросом, выдержали ли слова и чувства течение времени. Могут ли они применяться повсеместно? И как изменилась динамика между политикой, искусством и жизнью?

ПОЛНЫЙ СОСТАВ И СОСТАВ

Начальники отделов

Исполнительный продюсер: Васили Зигурис
Оператор-постановщик: Кристоф Краусс
Художник-постановщик: Эрвин Приб
Художник по костюмам: Бина Дайджелер
Визажист Кейт Бланшетт: Мораг Росс
Художник по прическам для Кейт Бланшетт: Массимо Гаттабруси
Гаффер: Кристоф Демель-Остерло
Звукозаписывающий: Дэвид Хильгерс
Хозяин кукол: Сюз Вехтер
Редактор: Бобби Гуд
Супервайзер постпродакшена: Ян Шёнинг
Руководящие звукорежиссеры: 9 Маркус Штеммид

Отредактировано, оценено и закончено в Crosshill Studios Berlin

Редактор: Бобби Гуд
Художник-колорист / исполнитель: Ян Шенинг

Написано, режиссером и продюсером Джулианом Розефельдтом

Все права защищены © Джулиан Розфельдт

Джулиан Розфельдт: Манифест — MAC Montréal

Немецкий художник Джулиан Розефельдт выпустил Манифест в 2015 году.Эта тринадцатиканальная иммерсивная видеоинсталляция является данью уважения традициям и литературной красоте манифестов художников. Произведение искусства / событие, которое находится на перекрестке между фильмом, перформансом и инсталляцией, дает аудитории MAC возможность лично испытать произведение, которое произвело сенсацию, где бы оно ни было показано.

На каждом из тринадцати экранов «Манифеста» один и тот же актер (Кейт Бланшетт) играет разные роли: школьного учителя, бомжа, фабричного рабочего, кукольника, ученого.Все произнесенные монологи — фактически, единственные слова, произнесенные в произведении — сформированы из манифестов различных художников, опубликованных за последние 150 лет или около того. Розфельдт предлагает нам тринадцать коллажей, основанных на трудах футуристов, дадаистов, художников Fluxus, супрематистов, ситуационистов, догмы 95, а также размышлениях художников, архитекторов, танцоров и режиссеров, таких как Клас Ольденбург, Ивонн Райнер, Казимир Малевич, Андре Бретон, Элейн Стертевант, Сол Левитт и Джим Джармуш. В результате получилась увлекательная инсталляция, раскрывающая как перформативный компонент, так и политическое значение этих деклараций.

Заслуживает внимания

• Манифест смонтирован более чем в десятке городов по всему миру; его презентация в Монреале будет второй в Северной Америке после Park Avenue Armory в Нью-Йорке.

Manifesto был разработан совместно с ACMI — Австралийским центром движущихся изображений в Мельбурне, Художественной галереей Нового Южного Уэльса в Сиднее, Национальной галереей — Staatliche Museen zu Berlin и Ганноверским музеем Шпренгеля. Работа производится совместно Burger Collection Hong Kong и Ruhrtriennale.Это было реализовано благодаря щедрой поддержке Medienboard Берлин-Бранденбург и в сотрудничестве с Bayerischer Rundfunk.

.