Марина абрамович и уве лайсипен: Главные перформансы Улая и Марины Абрамович

Умер Улай — соавтор и любовь Марины Абрамович. Вместе они исследовали мир, отношения и друг друга Рассказываем о 10 его работах, с Мариной и без

истории

Источник: Meduza

2 марта в возрасте 76 лет умер Улай — художник Франк Уве Лайсипен, больше всего известный как партнер в искусстве и бывший возлюбленный самой знаменитой художницы-акционистки Марины Абрамович. Двенадцать лет, с 1976 по 1988 год, они были одной из самых заметных и новаторских пар в арт-мире. Вместе они создали перформансы, осмысляющие разные стороны отношений: они сплетались волосами, дышали друг другу рот в рот, стояли обнаженными в дверном проеме, через который проходили люди. Но ограничивать художественное наследие Улая только работой с Абрамович неправильно, об этом говорят и кураторы его большой ретроспективной выставки в Городском музее Амстердама, которую можно успеть увидеть до конца апреля 2020 года. По просьбе «Медузы» о работах Франка Уве Лайсипена рассказывает редактор проекта «Большой музей» Дарья Палаткина.

Разговор с самим собой

Solilogue, 1972–1974

Улай одним из первых начал использовать фотоаппараты Polaroid в искусстве. В серии снимков «Разговор с самим собой» он снимал себя крупным планом, в том числе с нанесенными самому себе ранами, пристально рассматривая собственное тело. Улай позднее рассказывал об этом времени: «Я принадлежал эпохе отказа от эстетики; к плохим парням, выбравшим совершенно неприемлемые художественные средства. Вообще, арт-сцена все еще была на волне позднего модернизма — красоты, эстетики. И тогда я, конечно, выбрал худшие инструменты: перформанс, видео, пленку, фотографии, а затем повернул камеру на себя, сделав себя объектом изучения, сознательно и заинтересованно. Это было нелегко принять. В основном все это отвергли как губительные идеи». 

Renais sense, Онʼа

Renais sense, Sʼhe, 1973–1974

В начале 1970-х Улая интересовали темы переключения между идентичностями, на его снимках часто появлялись кроссдрессеры, трансгендерные люди и сам художник. Серия Renais sence и в частности одна из ее частей «Онʼа» — как раз такая работа. Для нее Улай наносил женский макияж на одну половину лица, оставляя другую нетронутой, и фотографировался с разных сторон. Так художник выступал в роли и мужчины, и женщины, но при этом не был ни тем, ни другой.

Фотосмерть

Fototot (Photo Death), 1976

Серия ранних перформансов, которая, по словам Улая, «подчеркивала эфемерность человеческой индивидуальности с помощью бесконечного регресса механического воспроизводства. Для меня это был конец вопроса фотографии». Например, во время одного из перформансов Улай, одетый в белый комбинезон и маску, просил кого-нибудь из аудитории галереи встать напротив стены с натянутым светочувствительным полотном и фотографировал их на Polaroid. Из-за вспышки полотно становилось черным — оставался лишь белый силуэт только что находившегося там человека. Вместо него становился Улай, а на его белый комбинезон проецировалось только что сделанное фото, — так художник присваивал идентичность запечатленного.

Vertigo Ljubljana

Преступное прикосновение к искусству

There Is a Criminal Touch to Art, 1976

Среди ранних работ Улая есть одна музейная кража. 12 декабря 1976 года он пришел в Новую национальную галерею Берлина и снял со стены хрестоматийную картину — «Бедного поэта» (1839) Карла Шпицвега, одного из любимых художников Гитлера. Успешно сбежав от охраны музея, Улай отвез картину домой к семье трудовых мигрантов из Турции и повесил на стену их жилья. Это был протест одновременно против ненавистной ему немецкой буржуазности и недоступности искусства для представителей общества, лишенных привилегий. В результате Улай, конечно, вернул картину и честно понес наказание за кражу.

Louisiana Channel

Отношения во времени

Relation in Time, 1977 

В совместных с Мариной Абрамович перформансах художники часто исследовали возможности взаимодействия людей и слияния тел, нередко тяжелые и болезненные.

В «Отношениях во времени» Марина и Улай 17 часов сидели спина к спине со сплетенными волосами. В перформансах на похожие темы, например, в «Отношениях в пространстве» (1976) они бежали навстречу друг другу, каждый раз сталкиваясь сильнее и сильнее в тщетных попытках объединения, а в работе «Вдох-выдох» (1980), 19 минут дышали одним воздухом, передавая его изо рта в рот, пока их носы были заткнуты сигаретными фильтрами. 

Martina Boero

Энергия покоя

Rest Energy, 1980

Наверное, самый опасный и эффектный перформанс пары — о доверии, ценой которого, при неудачном исходе, могла стать человеческая жизнь. Улай и Марина за счет своего веса тянули за разные концы натянутый лук со стрелой, направленной в сердце Абрамович.

Микрофоны на их одежде считывали сердцебиение и дыхание, учащавшееся с течением перформанса. Через четыре минуты и десять секунд художники бросили лук.

Meester Marius

Любовники

The Lovers, 1988

Расставание художников тоже было произведением искусства: Марина Абрамович и Улай прошли почти шесть тысяч километров друг к другу с разных концов Великой Китайской стены, чтобы встретившись, расстаться навсегда. Изначально перформанс задумывался, как манифест их любви, а при встрече они должны были пожениться, но на получение разрешения от китайского правительства ушло восемь лет — к тому времени отношения угасли. Еще кое-что пошло не по плану: художники думали, что будут идти по стене, останавливаясь на ночь в палатке, но в реальности только небольшая часть памятника была восстановлена для туристов: остальная стена представляла растянутые в ландшафте груды камней.

В каком-то смысле путь получился метафорой отношений: он был долгим (три месяца), тяжелым и окончился прощальными объятиями. 

Public Delivery

В присутствии художника

The Artist is Present, 2010

Этот перформанс сложно назвать совместным произведением, скорее —встречей на территории искусства. Спустя двадцать лет после расставания, в 2010 году, художники вновь встретились в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Улай неожиданно пришел на перформанс Абрамович «В присутствии художника». Она сидела за столом, с другой стороны которого мог сесть незнакомец и встретиться с художницей взглядом. Тогда, при виде старого партнера, Марина заплакала и протянула ему руки, которые Улай взял в свои. Это, впрочем, не помешало художнику в 2015 году подать в суд на Марину, за то, что она намеренно преуменьшает его роль в их совместном творчестве и не выплачивает проценты от продаж работ — и выиграть иск.

Scott Rudd / Sipa USA / Vida Press

Earth Water Catalogue

2012

Интерес к активизму и привлечению внимания к несправедливости нашел отражение в нескольких работах, посвященных воде. По словам Улая, он призывал к «уважению». Результатом стал Earth Water Catalogue — архив работ разных художников, так или иначе посвященных воде.

Project Cancer Ulayʼs Journal from November to November

2013

В 2011 году у Улая диагностировали рак. Узнав диагноз, он принял решение отправиться в символическое «прощальное путешествие» к старым друзьям и близким по всему миру. В дороге его сопровождал оператор. Собственную болезнь Улай превратил в интимный и утешительный арт-проект, где одинакового внимания заслужили и физический дискомфорт от химиотерапии, и встречи со знаменитыми друзьями-художниками, и размышления о собственном творчестве. Фильм заканчивается трогательной сценой — Улай смотрит вдаль с террасы своего дома и задумчиво заключает: «Да, красиво». А потом поворачивается к камере и говорит нам: «Ты красивый».

Vertigo Montaža

Дарья Палаткина

Умер Улай, партнер Марины Абрамович

НовостиНекролог

Бывший партнер и соавтор Марины Абрамович ушел из жизни в Любляне после продолжительной борьбы с лимфомой

Дориан Батыцка

02.03.2020

Улай (30.11.1943 — 02.03.2020).

Фото: Alamy Stock Photo / ТАСС

Бывший партнер Марины Абрамович художник Франк Уве Лайсипен, известный под творческим псевдонимом Улай, умер сегодня утром в столице Словении Любляне в возрасте 76 лет после продолжительной борьбы с лимфомой.

Пожалуй, наиболее широко Улай известен как соавтор Абрамович, с которой он познакомился 1976 году в Амстердаме. На протяжении 12 лет они оставалась самой знаменитой и самой новаторской парой в мире искусства.

«С большим сожалением я узнала сегодня о смерти моего друга и бывшего партнера Улая. Он был исключительным художником и человеком, которого будет очень не хватать. В этот день приятно осознавать, что его искусство и наследие будут жить вечно», — написала сегодня Марина Абрамович на своей странице в Facebook.

По случаю своего расставания в 1988 году художники сочинили перформанс: они прошли навстречу друг другу почти 6 тыс. км по Великой Китайской стене, встретились и расстались как пара навсегда.

В 2015 году Улай подал на Абрамович в суд, заявив, что она нарушила условия заключенного ими в 1999 году контракта, касающегося созданных совместно произведений. Нидерландский суд постановил, что Абрамович должна выплатить Улаю авторские отчисления в размере более €250 тыс., а также покрыть судебные издержки, составившие более €23 тыс.

Улай на перформансе Марины Абрамович «В присутствии художника». МоМА, Нью-Йорк, 2010 г.

Фото: MoMA / Marina Abramovic

До и после отношений с Абрамович Улай активно занимался фотографией, работая в основном с Polaroid.

Когда здоровье Улая пошатнулось, он начал уделять очень много внимания процессу питья воды, который, по его словам, помогал ему глубже понять свое тело и перформативное искусство. «Я начал думать о том, как свести тело к какой-то другой базовой сущности, и понял, что это вода, потому что тело приблизительно на 70% состоит из воды», — говорил он.

Улай родился в германском Золингене, жил и работал в Амстердаме, а позднее переехал в Любляну, где в ноябре минувшего года в честь своего 76-летия открыл фонд Project Space.

В ноябре 2019 года в Стеделейк-музее в Амстердаме открылась большая ретроспектива Улая, которую можно увидеть до конца апреля 2020 года.

Ричард Салтун, владелец представляющей Улая лондонской галереи Richard Saltoun, написал: «Мы глубоко опечалены сообщением о смерти Улая. Это был свободнейший дух, первопроходец и провокатор, создававший радикальное и исторически уникальное искусство и работавший на пересечении фотографии и концептуалистски ориентированных подходов к перформативному искусству и боди-арту.

Его уход — большая утрата для мира, которую будет трудно восполнить. Мы выражаем соболезнования его родственникам, друзьям и коллегам».

Подписаться на новости

Марина Абрамович Улай

Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»

Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея

27.03.2023

Находки в Тоскане меняют представления об истории

Обнаруженные в древнеримских термах бронзовые скульптуры тесно связаны с этрусской цивилизацией. Археологические раскопки близ города Сан-Кашано-деи-Баньи позволили по-новому взглянуть на культурные и политические процессы в античную эпоху

10.04.2023

Светоносным кирпичам дарят вторую жизнь

В Государственном музее архитектуры имени А. В.Щусева инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX веков

07.04.2023

В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу

Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов

24.03.2023

В Рейксмузеуме попытались понять, в чем очарование картин Яна Вермеера

Успех монографической выставки великого голландца в амстердамском музее был предопределен. Кураторам впервые удалось собрать под одной крышей рекордное число работ художника и раскрыть некоторые секреты его мастерства

31.03.2023

Русское искусство через призму жанрового многообразия

Третьяковская галерея приглашает совершить путешествие из мира виртуального в реальное измерение, увидеть хиты собрания рядом с неизвестными шедеврами из фондов музея и поспособствовать пополнению коллекции

28. 03.2023

В топ-10 мирового рейтинга посещаемости музеев из российских — только Эрмитаж

Лувр сохранил лидерство, Ватикан приподнялся, китайцев не успели посчитать. У всех значимых институций посещаемость выросла, но уровень допандемийного 2019 года для многих пока недостижим

27.03.2023

Присутствие артистов – Марина и Улай

Балканская артистка-исполнитель Марина Абрамович родилась в 1946 году в Белграде, Сербия. Улай (Франк Уве Лайзипен) родился в один день с ней, несколькими годами ранее, в другом месте, в Золингене, Германия. Впервые они встретились в 1975 году в Амстердаме, в день их совместного дня рождения. Ей было 29, а ему 32. Также в этот день началось их многолетнее творческое сотрудничество.

Когда они начали жить вместе как пара и сотрудничать как артистический дуэт в 1976, их основной интерес заключался в создании перформансов и действий, исследующих физические и психологические ограничения. Они стерли грань между искусством и жизнью и сделали себя главными героями своих проектов tableaux vivants . Их разделяла безусловная любовь, артистическое партнерство и узы, выходящие за рамки жизни и смерти. Живя в фургоне в Тибете, они путешествовали, экспериментировали, уничтожали друг друга, двигались, обожали друг друга и работали вместе с 1976 по 1988 год, чтобы создать все эти захватывающие представления, которые мы собираемся исследовать.

Отношения в космосе, 1976

Марина Абрамович и Улай, Отношения в космосе, 1976, Эдель Ассанти, Лондон, Великобритания. Сайт галереи.

Это был июль 1976 года, когда 300 посетителей Венецианской биеннале стали свидетелями 58-минутного перформанса двух тел Марины и Улая, которые неоднократно пересекались и натыкались друг на друга. Как и в других 13 спектаклях из серии Relation work , основной принцип таков: без репетиций, без предсказанного конца, без повторения. Приближаясь друг к другу с разных сторон, их контакт начинается с почти случайного касания друг друга, но затем ходьба постепенно переходит в бег. Их контакт увеличивается до кульминация и из-за этого эмоционального развития весь спектакль превращается в совершенно другой опыт, чем он выглядел в начале.

Отношение во времени, 1977

Марина Абрамович и Улай, Отношение во времени, 1977. МоМА.

Спектакль Связь во времени , который проходил в Studio G7 в Болонье, Италия, является частью серии перформансов под названием That Self . Абрамович и Улай были связаны друг с другом волосами и смотрели в разные стороны. Первые 16 часов они сидели одни в тишине, а посетителям разрешили присутствовать в последний час.

Джон Кейдж, известный композитор и один из корифеев послевоенного авангарда, оказавший большое влияние на Улая и Абрамовича, назвал этот спектакль «деятельностью в бездействии». Весь процесс был очень требовательным к художникам как с физической, так и с психологической точки зрения. Они искали гармонию между телом и разумом, а также равновесие между полами. Это действие вращается вокруг концепции полярности и стремится создать андрогинное существо. Это было своего рода продолжением предыдущих работ Улая, в которых он сосредоточил свое внимание на гендерном вопросе, возникшем в 19 веке.60-е годы.

Отношения в движении, 1977

Марина Абрамович и Улай, Отношения в движении, 1977, Париж, Франция. ВикиАрт.

Далее мы отправляемся в Париж, 1977 год. Марина, Улай и их собака Альба едут в своем фургоне кругами по городской площади размером примерно 25 х 25 квадратных метров. Улай за рулем, а в открытое окно Марина с мегафоном в руке выкрикивает количество пройденных кругов. Так как пара жила в фургоне 5 лет в почти кочевом состоянии, вся семья была занята спектаклем.

За 16 часов они сделали 2226 кругов, а тем временем от перегретой машины появился черный круг следов от шин. Круг может символизировать круг вокруг друг друга в отношениях или всегда двигаться в одном и том же кругу мыслей. Или, может быть, это может означать идею о том, что жизнь или отношения сами по себе цикличны и должны восприниматься как бесконечные.

Imponderabilia, 1977

Марина Абрамович и Улай, Imponderabilia , 1977, Galleria dell’Arte Moderna, Болонья, Италия.

На открытии художественной выставки в июне 1977 года пара художников стояла обнаженной у входа в Galleria dell’Arte Moderna в Болонье, Италия. Они стояли друг напротив друга так, что между ними оставалось лишь небольшое пространство. Посетители должны были пройти через этот промежуток между ними, не в силах избежать физического контакта. Решающим фактором было то, что посетители должны были решить, с кем столкнуться, проходя мимо.

Марина и Улай продолжали смотреть друг на друга неподвижно и без какого-либо выражения лица, как статуи, образующие физическую оболочку и противостоящие непроизвольно участникам решать, с какой стороны смотреть, подвергая их неприятному опыту. Таким образом, зритель принимает активное участие в спектакле и может испытывать различные ощущения от стыда до осознания собственного тела. Определение слова Imponderabilia или невесомый означает: невесомый означает, что его нельзя точно взвесить или оценить. Точно так же невозможно точно оценить реакцию каждого посетителя.

Свет/Тьма, 1977

20-минутный перформанс Свет/Тьма впервые состоялся в октябре 1977 года на Международной художественной ярмарке в Кёльне, Германия. Год спустя его снял Луис ван Гастерен на студии в Амстердаме. Улай и Марина стоят на коленях лицом друг к другу и по очереди сильно бьют друг друга по лицу. Из-за сильного света, падающего на их лица, они не могут видеть пощечину партнера, исходящую из темноты. Свет/Тьма отражает отношения между мужчиной и женщиной. Однако речь идет не о боли или физическом вреде, несмотря на то, что пощечина обычно ассоциируется с причинением кому-либо вреда. Как говорит Абрамович:

Важна не сама боль. Мы никогда не делали ничего ради удовольствия от боли. Мы искали ключ, способ прорваться через тело, открыть что-то, что является желанием, которое приходит с другой стороны правды или реальности.

– Марина Абрамович со ссылкой на спектакль Свет/Тьма.

Марина Абрамович и Улай, Light/Dark , видео-перформанс, 1977, Международная художественная ярмарка в Кёльне, Германия. YouTube.

Вдох/Выдох, 1977

Марина Абрамович и Улай, Вдох/Выдох , 1977, Белград, Сербия. ВикиАрт.

Это выступление было записано в апреле 1977 года в Белграде и посвящено вопросу двойственности. Улай и Марина, соединенные ртом, делят дыхание без внешнего доступа кислорода. Таким образом, они зависели друг от друга, чтобы остаться в живых в течение почти 20 минут, и в итоге рухнули. Метафорически это действие связано со смертью личности, попыткой объединить и поглотить жизни друг друга до их уничтожения.

AAA-AAA, 1978

Марина Абрамович и Улай, AAA-AAA , 1978, Льеж, Бельгия. YouTube.

В этом спектакле 1978 года без публики в Льеже пара кричит друг на друга. Это было продолжение Freeing the Voice , сольного перформанса Марины Абрамович 1976 года, в котором артистка выкрикивала себя. Все действие сосредоточено на отношениях между двумя влюбленными и очищении тела и разума.

Энергия покоя, 1980

Rest Energy, записанный в 1980 году на киностудии в Амстердаме и являющийся частью серии That Self , является одним из самых опасных для жизни выступлений Марины и Улая. Каждый из них держал в руке по одному предмету: Марина — большой лук, а Улай — стрелу, направленную прямо ей в сердце. В результате создается плотное напряжение. Из прикрепленных к одежде микрофонов слышно учащенное сердцебиение и прерывистое дыхание на протяжении, казалось бы, бесконечно долгих четырех минут. Спектакль закончился падением лука.

Марина Абрамович и Улай, Rest Energy , 1980, Амстердам, Нидерланды. МоМА.

Nightsea Crossing, 1981-87

Марина Абрамович и Улай, Nightsea Crossing (Documenta 7 Kassel, 7 дней), 1982. Коллекция Pomeranz.

Nightsea Crossing — это серия из 22 спектаклей, которые проходили в период с 1981 по 1987 год в 19 различных местах по всему миру. Для каждого выступления использовались одни и те же два стула и стол из красного дерева. Что меняется, так это обстановка (музей или открытое пространство), день и цвет их одежды (часто однотонный). Артисты описывали спектакль так:

Nightsea Crossing — это грандиозная 90-дневная работа, в которой участвует период поста и тишины до и во время фактического представления. Спектакль состоит из семи ежедневных часов концентрации, сидя неподвижно в состоянии спокойствия.

Оба художника, сидя на стульях лицом друг к другу, исследовали свое внутреннее сознание без каких-либо психологических препятствий (единственным физическим препятствием для них был стол). Они не ели и не пили ни во время выступлений, ни непосредственно перед ними, ни даже после них. Nightsea Crossing — о концентрации и контроле над телом. Речь идет о присутствии в течение длительных периодов, пока присутствие не поднимается и не опускается, от материального к нематериальному, от формы к бесформенному, от инструментального к ментальному, от времени к вневременному.

В эпизоде ​​ «Пересечение Ночного Моря», который состоялся в апреле 1983 года в Музее Фодора в Амстердаме, прямоугольный стол был заменен на круглый, сделанный специально для этого случая и обернутый золотой фольгой. Чтобы сделать его особенным и исключительным, Улай и Марина пригласили на этот «молчаливый симпозиум» еще двух гостей: ламу из Тибета и члена племени пинтупи из пустыни Центральной Австралии.

Этот редкий номер Nightsea Crossing , по-видимому, связан с символикой числа четыре. Четыре стула вокруг стола стояли лицом к северу, югу, востоку и западу. Четыре дня подряд четверо участников, одетых в красное или оранжевое, сидели по четыре часа кряду, не обменявшись ни словом. Спектакль проходил в определенное время суток: восход, полдень, закат и полночь. Благодаря универсальному числу четыре, которое присутствует во всех частях спектакля, артисты достигли уровня соединения и интеграции в более крупную космическую структуру.

Прогулка по Великой стене, 1988

В 1988 году Улай и Марина решили закончить свои отношения легендарным представлением, которое стало также и точкой их сотрудничества. Для проекта Влюбленные: Прогулка по Великой стене артисты начали идти с разных концов Великой Китайской стены, чтобы позже встретиться в середине и попрощаться друг с другом. Улай начал свой путь в пустыне Гоби, а Марина – у Желтого моря. Они отправляются в путешествие по одному из семи чудес света, чтобы в последний раз обнять друг друга посреди него. Их разлука составила 2500 км и длилась три месяца. 2500 км, чтобы попрощаться, 90 дней, два человека, два пути, одна общая цель. По крайней мере, Прогулка по Великой стене следует считать идеальным завершением обычного творчества .

Улай и Марина Амбрамович приближаются друг к другу в конце своего путешествия по Великой Китайской стене, 1988 год. Bon Voyage.

Присутствие художника, 2010

Напоследок хотелось бы отметить выступление Марины в 2010 году, которое состоялось в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Два с половиной месяца Марина Абрамович сидела за стулом, перед ней был стол, опять же, как в Переправы Ночного Моря . Противоположный стул приглашал зрителей сесть и вести молчаливую беседу перед живой аудиторией.

Присутствовали десятки, сотни, тысячи человек. Затем к столу подходит мужчина, движения которого говорят о том, что он не будет простым зрителем. Когда его взгляд встречается со взглядом хозяйки, все знают почему. Это Улай. Далее происходит три минуты невиданной грусти и красоты одновременно. Во время их короткой встречи они так много поделились, не говоря ни слова, невербальный обмен любопытством, чувствами и пониманием. Что было дальше можно посмотреть здесь:

Марина Абрамович и Улай, Художник присутствует , 2010, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

История Марины Абрамович и Улая — Сидни Яэко

Фото: Cobosocial

Услышав о смерти немецкого перформансиста Улая в возрасте 76 лет, я понял, что должен воздать должное его работе с его бывшей партнершей Мариной Абрамович. А время их расставания датируется 19 годом.88, их прежняя связь, которая привела к некоторым из самых влиятельных и знаковых моментов в истории искусства современного поколения, живет в сердцах многих, включая меня.

Еще в 2010 году мои родители взяли меня в путешествие в Нью-Йорк, которое я никогда не забуду. От бродвейских шоу до вида с Эмпайр Стейт Билдинг — я отметил множество пунктов в своем списке дел. Но самой запоминающейся частью поездки стало выступление Марины Абрамович с номером «Артист присутствует 9».0008 вживую в Музее современного искусства. В то время я, будучи подростком, никогда о ней не слышал. Но после нескольких часов блужданий по ее выставке и узнавания о ней большего, она и ее бывший партнер Улай по-настоящему открыли мне глаза на перформанс, современное искусство и на то, что значит глубоко думать и заглядывать внутрь себя.

В будущем я могу написать статьи, более подробно рассказывающие о молодости и влиянии Абрамович, но сегодня я хотел бы сосредоточиться на ее отношениях с Улаем и их влиянии на культуру.

Родом из Сербии, Абрамович учился в Академии изящных искусств в Белграде в середине 60-х, закончив аспирантуру в дочерней школе в Хорватии. Затем Абрамович вернулась в Сербию, где преподавала в Академии в Нови-Саде, одновременно разрабатывая свои первые сольные выступления. Улай, по происхождению Франк Уве Лайсипен из Золингена, Германия, начал свою карьеру художника в начале 70-х после переезда в Амстердам, где он начал создавать полароидные коллажи с автопортретами, в которых гендер рассматривался как конструкт, что вызвало споры в время. Улай и Абрамович впервые встретились в 19 лет.76. Вскоре они стали жить вместе и начали творчески сотрудничать.

Основными направлениями их работ были эго и идентичность. Результатом их работы стал коллектив, который они называют «Другой». В рамках этого коллектива они стали одинаково одеваться и вести себя, чтобы у них сложились полностью доверительные отношения. Через некоторое время их собственная идентичность или самоощущение становились все менее и менее поддающимися расшифровке. Следующее сотрудничество является результатом этого нетрадиционного союза.

In Relation in Space (1976)

В этом спектакле Абрамович и Улай неоднократно сталкивались друг с другом через кадр камеры, каждый раз набирая скорость и силу. Они постоянно сбивали друг друга с ног, а Улай позже заявил, что к концу этого они были черно-синими. Цель этого произведения состояла в том, чтобы объединить мужскую и женскую энергию, чтобы создать третий компонент, который они назвали «это я». Чтобы увидеть фрагмент и услышать комментарии самих Абрамовича и Улая, посмотрите видео ниже.

Отношения в движении (1977)

Отношения в движении — одна из менее известных работ Абрамовича и Улая — вероятно, потому, что это один из немногих спектаклей, где их самих не так легко увидеть. В этом представлении пара проехала на своей машине по пустой музейной комнате 365 кругов. Пока Улай вел машину, Абрамович считал и объявлял каждый круг по мегафону. Абрамович вспоминает, что во время одного из исполнений этого произведения мотор сгорел, и на мраморном полу образовался черный круг. Абрамович заявил, что идея заключалась в том, что машина может рухнуть или они сами могут рухнуть. Но после 365-го круга это означало для них воображаемый год. Чтобы увидеть фрагмент, посмотрите видео ниже.

Связь во времени (1977)

Для этого выступления Абрамович и Улай связали свои хвостики вместе и часами сидели спиной к спине. Сначала они сидели в таком положении в музее без постороннего присутствия (кроме фотографа, который сделал странное фото состояния их совместного хвостика), и как только они дошли до того, что больше не могли этого выносить, они пригласили музей. посетители для просмотра. Они хотели посмотреть, сможет ли наличие публики подтолкнуть их остаться подольше, и им это удалось с одним дополнительным часом подряд.

Фото: Dazed

Вдох/Выдох (1977-1978)

В Вдох/Выдох Абрамович и Улай соединили свои рты с помощью изобретенного ими предмета, заткнули носы сигаретными фильтрами (заставляя их дышать через рот) и вдыхали друг другу в легкие снова и снова, пока не израсходовали весь доступный кислород и не стали дышать только углекислым газом. Как только оба их комплекта легких наполнились углекислым газом, пара рухнула на пол без сознания. Чтобы увидеть фрагмент, нажмите здесь.

Фото: Art Zoo

Imponderabilia (1977

Для Imponderabilia , Абрамович и Улай стояли совершенно обнаженными напротив друг друга в дверном проеме, с достаточным пространством для человека среднего роста, чтобы протиснуться между ними, но не без необходимости задевать их обоих. . Тест заключается в том, чтобы увидеть, кого испытуемый выбирает лицом к лицу с Абрамовичем (женщиной) или Улаем (мужчиной). Некоторым удобнее смотреть в лицо человеку своего пола, в то время как другие предпочитают смотреть лицом в лицо того пола, который им нравится. , а у других совершенно иной взгляд на то, что они решили.

Этот перформанс был выставлен в Музее современного искусства, на этот раз смоделированный двумя учениками Абрамовича. Мы с мамой отказались ходить между моделями, однако мой отец сделал это, выбрав женщину лицом к лицу. Честно говоря, я не могу сказать вам, кого бы я выбрал, если бы мне представилась возможность еще раз принять участие. Я думаю, это во многом связано с атмосферой, которую я получил от каждого человека в данный момент.

Фото: Dazed

AAA-AAA (1978)

В AAA-AAA Абрамович и Улай стоят друг напротив друга с широко открытыми ртами, издавая самые громкие, длинные и сильные кричащие звуки. Шло время, они подходили все ближе и ближе друг к другу, пока в конце концов не начали кричать друг другу в рот. Выступление длилось около 15 минут, их крики не синхронизировались от усталости. Цель произведения состояла в том, чтобы продемонстрировать выносливость и динамику между мужчиной и женщиной. Чтобы увидеть фрагмент, нажмите здесь.

Фото: Artsy

Rest Energy (1980)

Rest Energy — моя любимая их совместная работа — в которой Абрамович и Улай опирались всем своим весом, висели на противоположных концах натянутого лука и стрелы, причем стрела была направлена ​​прямо в грудь Абрамовича. Всего одним движением пальцев Улай потенциально мог убить Абрамовича. Улай, обладающий способностью выпускать стрелу, должен был символизировать предполагаемое господство мужчины над женщиной. А ручка Абрамович на луке должна была символизировать ее собственную власть как женщины, чтобы решить исход ситуации. Мне нравится идея, лежащая в основе этого символизма, но что делает это произведение еще более значимым для меня, так это то, насколько она доверяет Улаю, чтобы держать твердую руку и хладнокровие, пока он держит ее жизнь в своих руках.

Фото: MoMA

Nightsea Crossing (1981-1987)

Абрамович и Улай совершили Nightsea Crossing раз в разных местах по всему миру. В этих представлениях каждый из них сидел лицом друг к другу на одних и тех же стульях за одним и тем же длинным обеденным столом из красного дерева, неподвижно пребывая в «состоянии спокойствия» в течение многих часов подряд. Эта статья призвана подчеркнуть идею о том, что, пока ваше тело может оставаться неподвижным, ваш разум может блуждать и интенсивно функционировать. Абрамович был процитирован, заявив, что Пересечение Ночного Моря  было для них началом конца, и что во время одного выступления, когда Улай не смогла сравниться с ее выносливостью, он сдался, оставив ее лицом к лицу с пустым стулом. И если этот спектакль кажется вам знакомым, вы на два шага впереди меня!

Фото: Dazed

Временная шкала выступления Nightsea Crossing очертила очень важный период в отношениях пары. Около 1980, когда они впервые начали исполнять его, они решили пожениться — и они хотели отпраздновать свой союз одним из величайших романтических жестов, которые я когда-либо слышал в наши дни: идти от противоположных концов Великой Китайской стены к друг друга, чтобы встретиться посередине перед свадьбой. Они обратились к китайскому правительству за разрешением провести свое выступление и годами ждали ответа. Тем временем пара все дальше и дальше отдалялась друг от друга из-за измен и непримиримых разногласий среди других вопросов.

Примерно в 1987 году им наконец разрешили взобраться на всю стену. Хотя они уже расстались как пара, они согласились продолжить свои планы и пройти через половину стены друг к другу, пока не встретится посередине — когда вместо этого они попрощаются в последний раз.

Каждый из них отправился в свой трехмесячный путь с противоположных концов чуда света длиной около 13 170 миль. Абрамович начал с Желтого моря, а Улай — из пустыни Гоби. По пути они останавливались в гостиницах и общались со своими личными китайскими переводчиками.

Абрамович в прошлом говорила, что часть ее души жаждала примирения между ними после завершения представления. Но когда они встретились в центре стены, ее тоска по нему как по романтическому партнеру во многом сменилась сильными чувствами к нему как к товарищу и единомышленнику. Это был эмоциональный финал для них обоих, поскольку они знали, что это будет их последняя совместная работа. Однако это эмоциональное время усложнилось, когда Абрамовичу сообщили новости о том, что во время похода Улай забеременел китайскому переводчику, который его сопровождал. Абрамович заявила, что была убита горем, когда сделала это открытие.

Дочь, рожденная от отношений, не была первым ребенком Улая. Он признался, что оплодотворил двух женщин в конце 60-х — начале 70-х годов и разорвал отношения с ними обеими, а также с двумя сыновьями, родившимися от этих союзов. Он совсем по-другому устроил свои отношения с переводчицей, перевезя ее в Амстердам как раз перед ее родами и бойней на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. ночь она родилась. Пара оставалась вместе много лет, путешествуя по миру с Луной, пока ей не исполнилось 17 лет, когда Улай попрощался с обеими женщинами.

Несмотря на то, что Абрамович была замужем дважды — за Нешей Парипович с 1971 по 1976 год и за современным итальянским художником Паоло Каневари с 2006 по 2009 год, у нее никогда не было детей. Она объяснила средствам массовой информации, что за свою жизнь сделала три аборта, считая, что рождение детей станет «катастрофой для [ее] работы». Она заявила, что считает, что часть того, почему женщины исторически не имели таких же возможностей и успехов, как мужчины, связана с обязательствами перед своей личной жизнью и детьми.

Фото: Public Delivery

Фото: Открытая культура

В 2010 году Абрамович представила многие из своих самых известных работ на масштабной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке, которую такие посетители, как я, никогда не забудут. Перед выставкой она обучила 30 художников-перформансистов тому, как выполнять свою работу в течение нескольких месяцев, пока выставка демонстрировалась. Она пригласила их на семинар в своем доме в Гудзонской долине, во время которого они передали ей свои телефоны и другие электронные устройства и подготовились к дням голодания, лишения сна, сожительства в обнаженном виде и медитации, чтобы избавиться от любого застенчивость, которую они могут естественным образом питать как исполнитель, и замедлять свое тело и разум, чтобы выдержать ее самые тяжелые выступления. Один из художников, которых она обучала, процитировал ее: «Мы не будем есть и говорить три дня. Вы будете ненавидеть меня в то время, но вы будете любить меня навсегда и делать все, что я хочу». Чтобы узнать больше о выставке, посмотрите официальный документальный фильм здесь.

Главной достопримечательностью выставки была часть, в которой участвовала сама Абрамович: Присутствие художника. Подобно Пересечение Ночного Моря , с момента открытия музея до часа его закрытия она сидела на стуле напротив другого стула, на котором гости, посещающие музей, могли сидеть по очереди, чтобы смотреть ей в глаза без сказать слово, в то время как за ним наблюдают сотни других посетителей музея. Идея представления заключалась в том, чтобы она могла глубоко общаться с человеком, сидящим напротив нее, ничего не говоря, доводя большую часть ~ 1000 участников до слез одним только взглядом. Хотя изначально ее концепция была встречена критикой, представление стало большим хитом, в котором тысячи посетителей MoMA выстраивались в очередь, чтобы принять участие в течение нескольких часов. Теперь это стало одним из самых известных экспонатов, когда-либо проводившихся в музее.

В то время как фотографии многих ее встреч с участниками привлекли внимание средств массовой информации, ее реакция на одного конкретного гостя не только стала вирусной, но и привлекла внимание художественных сообществ по всему миру: Улай.

В то утро, когда Улай посетил MoMA, он зашел навестить Абрамович после 22-летней разлуки. А позже в тот же день он удивил ее, приняв участие в акции «Художник присутствует» . Когда Абрамович открыла глаза, чтобы увидеть своего следующего участника, и поняла, что это Улай, она застенчиво улыбнулась. Двое бывших любовников смотрели друг другу в глаза, эмоции, по-видимому, бурлили, и Абрамович, наконец, потянулся через стол, чтобы взять его за руки. Толпа вокруг них взорвалась аплодисментами и приветствовала воссоединение этой культовой пары. Когда Улай встала и отошла от стола, Абрамович вытерла слезы с ее лица. Искренность и эмоциональность момента тронули зрителей по всему миру и будут жить в сердцах многих после его недавней кончины. Чтобы увидеть их взаимодействие, посмотрите видео ниже.

Фото: Artnet

Хотел бы я сказать, что отношения между Абрамович и Улаем пошли гладко, но в 2015 году Улай подала иск против Абрамович, утверждая, что она нарушила договор, заключенный между ними для их совместных работ. Голландский суд обязал Абрамовича выплатить Улаю гонорар в размере 280 500 долларов.

Я рад сообщить, что в 2017 году их отношения изменились, когда Улай посетил ретроспективу работ Абрамовича в Музее современного искусства Луизианы в Дании. Абрамович заявил, что на этом мероприятии они оставили позади весь свой гнев и ненависть, чтобы отпраздновать жизнь работы, которую они создали.

Абрамович купила свой любимый дом в форме звезды в штате Нью-Йорк в 2007 году и выразила заинтересованность в переезде в Лондон в 2018 году. воссоздать многие из ее самых известных работ на выставке 2020 года в лондонской Королевской академии.