Морган фримен и брэд питт – Семь (Se7en, 1995) смотреть онлайн в хорошем HD качестве, отзывы, кадры из фильма, актеры

Содержание

Семь (фильм) — Википедия

«Семь» (англ. Seven, или стилизованные от него SE7EN или Se7en) — американский триллер в стиле неонуар, снятый Дэвидом Финчером по сценарию Эндрю Кевина Уокера. Лента рассказывает о расследовании двумя детективами-напарниками серии убийств, которые связаны с семью смертными грехами. В главных ролях: Брэд Питт, Морган Фримен, Гвинет Пэлтроу и Кевин Спейси.

Несмотря на пессимизм продюсеров, которые считали, что сценарий слишком мрачен, и всячески пытались переделать концовку, фильм вышел в прокат практически без изменений 22 сентября 1995 года и получил признание как зрителей (327,3 миллиона долларов в мировом прокате), так и рецензентов (на специализированных сайтах фильм имеет высокий рейтинг и находится на 21 месте в списке 250 самых рейтинговых фильмов IMDb). Кинокритики отмечали режиссёрскую и операторскую работу, игру актёров, музыку к фильму. Фильм «Семь» и члены съёмочной группы были также удостоены ряда престижных кинопремий. По мотивам фильма создана серия комиксов с тем же названием. Некоторые киноведы прослеживают в фильме все тенденции, знаменующие переход от нуара к неонуару в кинематографе.

Тэглайн:
«Семь смертных грехов. Семь способов умереть» (англ. ‘Seven deadly sins. Seven ways to die’)

Основной сюжет[править | править код]

Полицейские детективы Уильям Сомерсет и Дэвид Миллз расследуют дело о серийном убийце Джоне Доу[К 1], возомнившем себя орудием Господа. В своей одержимости последовательно карать за семь смертных грехов[К 2] он подвергает жертвы смертельным физическим и моральным страданиям, которые готовит с холодной расчётливостью. Каждая кара тщательно спланирована, а каждая жертва (в понимании Доу) — эталон того греха, за который следует наказание. Изощрённый мучитель и убийца оставляет на месте преступления лишь название греха и хитроумную зацепку-головоломку, позволяющую найти следующего «грешника»

[2][3][4].

Джон Доу считает свою деятельность проповедью, призванной преподать горожанам урок. Он тщательно документирует все свои действия, годами готовит головоломные убийства и пытки, скрупулёзно заметает следы (даже срезает себе кожу с подушечек пальцев, чтобы не оставлять отпечатков). До самого конца картины всё происходит словно по его сценарию: он всегда на несколько шагов впереди своих преследователей, и даже сама деятельность детективов выступает как часть его безумного, но чрезвычайно расчётливого плана. Драматический эффект происходящего усиливается и тем, что история разворачивается в течение семи дней, которые должны стать последними на службе для уходящего в отставку дотошного и сердобольного холостяка Сомерсета и первыми на новом месте для сменяющего его амбициозного и эмоционального Миллза, любящей жене которого, Трейси, приходится мириться с жизнью в ненавидимом ею городе.

Первой обнаруженной жертвой становится громадный толстяк, олицетворяющий грех чревоугодия, второй — знаменитый адвокат, которому в вину вменяется алчность. Несмотря на то, что уже после третьего эпизода — праздности — следствию, не без доли везения и в обход закона, удаётся раскрыть логово маньяка, это, по его собственному признанию, лишь несколько ускоряет «миссию»: одно за другим следуют новые кровавые преступления, карающие, по задумке Доу, за похоть и за гордыню.

Внезапно убийца хладнокровно сдаётся полиции, но, озвучив угрозу объявить себя невменяемым, вынуждает правосудие пойти с ним на сделку: признание в содеянном и указание места захоронения последних двух жертв в обмен на поездку туда наедине с обоими детективами. Под охраной с воздуха трое доезжают до пустынного просёлка, куда вскоре неожиданный курьер привозит неведомую посылку. Пока Сомерсет в отдалении вскрывает её и замирает в ужасе, безоружный и скованный по рукам и ногам Джон Доу вдруг доверительно признаётся стерегущему его Миллзу, что восхищён им и его женой, и что поскольку ему не удалось «сыграть роль мужа» с ней, он забрал себе «сувенир» — её голову.

Шокированный Миллз слышит признание маньяка в собственном грехе — зависти к нормальной семейной жизни. Случившееся приводит к явно просчитанному Доу финалу: молодой детектив, ещё и узнавший о беременности убитой Трейси, не поддаётся на увещевания тоже потрясённого, но почти сохраняющего самообладание ветерана и всё же расстреливает в упор спокойного, готового к смерти преступника, не будучи в силах обуздать свой гнев — грех, завершающий чудовищный план[5][6].

Варианты концовки, неснятые и вырезанные сцены[править | править код]

Художественный замысел режиссёра состоял в том, чтобы фильм заканчивался выстрелом Миллза в Доу. Однако такой финал провалился на тестовых просмотрах, и Финчер согласился доснять последнюю сцену[5][7], где Миллза увозят в полицейской машине, а Сомерсет цитирует Хэмингуэя[5]:

«
Мир — прекрасное место, достойное того, чтобы за него бороться … Со второй частью я согласен.»

Обсуждался и целый ряд альтернативных вариантов:

  • Продюсеры не хотели, чтобы фильм имел такой пессимистичный конец, и, по их замыслу, в конце фильма Миллз и Сомерсет могли бы спасти жизнь Трейси. Концовка, в таком случае, стала бы традиционной и динамичной (главные герои неслись бы на машине через город), однако и режиссёру, и актёрам такой вариант не понравился[7][8].
  • В ещё одном варианте развязки Миллз и Доу погибали во время пожара в церкви. Трейси выживает и воспитывает ребёнка Миллза[9].
  • Продюсеры предлагали изменить сценарий таким образом, чтобы в финальной сцене Доу был убит выстрелом Сомерсета, а не Миллза (таким образом, план убийцы не был бы реализован). Фримен поддерживал такую идею, но Питт был категорически против
    [5]
    [7].
  • Ещё одним альтернативным финалом могла быть сцена, в которой Доу убивает Миллза, а затем погибает от выстрелов Сомерсета[7].
  • Обсуждался также финал, в котором Сомерсет находится на больничной койке после того, как в него выстрелил Миллз. Причины, которые бы объясняли такой поступок Миллза, озвучены не были[7].

Кроме того, в фильм не были включены или были сокращены ряд сцен.

  • Первоначально фильм должен был начинаться со сцены, в которой Сомерсет покупает дом за городом и вырезает из стены кусок обоев, однако её в финальную редакцию не включили[5][10].
  • Была удалена сцена, в которой бездомный (в исполнении Уокера) просит Сомерсета, направляющегося в библиотеку, дать ему немного денег[5].
  • Были сокращены сцены с поездкой от дома жертвы обжорства до полицейского участка, с диалогом в машине по дороге до квартиры жертвы праздности, с ужином у Миллзов, с пробуждением Трейси в квартире и сцена в квартире жертвы гордыни
    [5]
    . Из сцены с ужином у Миллзов были удалены фрагменты, когда из пальто Сомерсета выпадает вырезанный клочок обоев, поскольку сцена с покупкой дома, которая объясняла бы, откуда у Сомерсета этот клочок, была вырезана ранее[5][10].

Уокер хотел немного больше раскрыть некоторые мотивы героев, рассказать об их жизни, что он и постарался сделать, когда писал и переписывал сценарий. Так, в нём имеются сцены с Трейси, которая пытается устроиться на работу в школу, направляется на фруктовый базар, где знакомится с Миллзом, возвращается с ним домой. Миллз, в свою очередь, должен был появиться в сцене, где задерживает двух грабителей машин; этот эпизод в сценарии раньше знакомства Миллза с Сомерсетом. Указанием на беременность Трейси должна была стать сцена, в которой она читает книги для будущих мам. В начальных вариантах сценария Сомерсет не был таким проницательным: догадка о семи смертных грехах посетила не его, а его друга, художника Маккракена, а в библиотеку ходил Миллз. Также раскрывались причины, по которым Доу стал убийцей: он рос сиротой, и с ним жестоко обращался надзиратель приюта — отец Стоун. Собственно, после разговора со Стоуном детективы и должны были выйти на Доу — в итоге в этом им помог агент ФБР

[9].

Morgan Freeman.0870.jpgBrad Pitt Cannes 2012 2.jpgKevin Spacey.jpg
Gwyneth Paltrow avp Iron Man 3 Paris.jpg

Актёрский состав: Морган Фримен, Брэд Питт, Кевин Спейси, Гвинет Пэлтроу

Сценарий[править | править код]

Сценарий к фильму написал Эндрю Кевин Уокер, и, по его словам, он стал «циничным любовным письмом Нью-Йорку»[5][13]. Именно пребывание и работа в этом городе с 1986 по 1991 год вдохновили Уокера на написание сценария[14].

Уокер провёл большую часть детства в небольшом городе Меканиксбург в штате Пенсильвания. Окончив Пенсильванский университет, он направился в Нью-Йорк, где начал работать ассистентом продюсера в малобюджетной кинокомпании «Brisun Entertainment», которая специализировалась на фильмах в жанре слэшер

[15]. Именно тогда у него впервые возникла идея об убийце, чьи преступления были бы связаны с семью смертными грехами[15][16]. Мысли о семи грехах навевал и сам город. Жизнь в нём, по сравнению с Меканиксбургом, была настоящей «атакой на чувства» Уокера[15]. Смертные грехи, по его словам, можно было встретить на улице, в метро и среди людей. Постоянно случались автокатастрофы с летальным исходом, кто-то кого-то «ставил на нож», в расцвете была мода на курение крэка[14][16].

Перед тем, как приступить к написанию сценария, Уокер покинул «Brisun Entertainment» и устроился сценаристом в «Tower Records» с целью получить нормированную рабочую неделю. В этой компании он проработал три года, и именно там его идея материализовалась в сценарий. Написание сценария заняло примерно пять месяцев[15]. Для того, чтобы воплотить задуманное, Уокеру пришлось провести ряд исследований. Он изучал полицейскую литературу и понял, что в реальной жизни копы редко пользуются оружием, а на место преступления чаще прибывают, когда преступление уже совершено

[16]. Также он довольно мало знал о самой концепции семи грехов: он знал, что таковые есть, но не мог даже их всех назвать[5].

Когда сценарий был написан, Уокер понял, что эта история слишком хороша для «Tower Records». Он попросил Дэвида Кеппа (молодого сценариста, уже познавшего успех, — он написал сценарий к фильму «Дурное влияние») оценить его работу. Тот, в свою очередь, порекомендовал Уокера своему агенту[15][16]. Сценарий фильма был отправлен многим кинокомпаниям, однако почти все они отказались участвовать в проекте. Только режиссёр Джеремая Чечлик обратил внимание на творение Уокера и захотел снять по нему фильм. С его подачи сценарий выкупила итальянская кинокомпания «Penta Films», но её постигли финансовые проблемы, и в итоге сценарий попал к «New Line Cinema»[17].

Споры вокруг сценария[править | править код]

Хотя кинокомпания «New Line Cinema» выкупила права на сценарий, снимать фильм она не спешила. Продюсеров беспокоила финансовая сторона вопроса. Кроме того, проект показался им сложным для начинающих актёров, а привлечение мастеров требовало больших денег. Вложения инвесторов должны были окупиться, и продюсеры сочли фильм слишком зловещим и «тёмным», чтобы он мог стать успешным в прокате. Сценарий нужно было корректировать, и Уокеру пришлось заняться этим — в случае его отказа компания наняла бы другого сценариста, ведь права на фильм уже принадлежали ей, а Эндрю больше всего не хотел, чтобы над фильмом работал кто-то другой[16].

Первоначально фильм должен был снимать Чечлик[18], однако он отказался от участия в проекте[19], и откорректированные варианты сценария были разосланы многим другим потенциальным кандидатам на режиссёрское кресло[8]. Среди адресатов был Дэвид Кроненберг, однако и он отказался. Отказом ответил и Гильермо дель Торо[20]. К одному из кандидатов — Дэвиду Финчеру — случайно попал первый вариант сценария. Прочитав начало, Финчер хотел было отклонить предложение, у него сложилось впечатление, что это очередное кино про двух полицейских-напарников, но его агент убедил его дочитать сценарий до конца. Закончив чтение, Финчер был поражён и поинтересовался у агента, действительно ли компания будет снимать такой фильм, несмотря на финал с головой в коробке. Агент ответил, что произошла ошибка, и Дэвид получил не тот вариант сценария[21][22]. Однако Финчер решил убедить продюсеров, что именно первый вариант является единственно стоящим. Он убеждал, что даже через десятки лет актёров фильма могут не вспомнить, но концовку с головой в коробке запомнят навсегда[22][23]. Один из продюсеров «New Line Cinema» — Майкл Де Лука — был на стороне режиссёра, однако решающее слово принадлежало Арнольду Копельсону[8][21]. Только совместными усилиями Финчер и актёры (Питт и Фримен) смогли переубедить продюсера[8][16].

Кастинг[править | править код]

На этапе кастинга режиссёр и продюсеры столкнулись с трудностями: многие агенты отказывались отправлять сценарий своим клиентам, а актёры, в свою очередь, отказывались от ролей из-за мрачного сценария[8].

Gwyneth Paltrow avp Iron Man 3 Paris.jpg Майкл де Лука был продюсером, полностью поддерживавшим идеи Финчера

Среди кандидатов на роль Сомерсета был Аль Пачино. Однако он отказался от участия в съёмках в пользу другого проекта (фильма «Мэрия»)[20]. Что касается Моргана Фримена, то продюсеры не надеялись привлечь его к съёмкам, будучи уверенными, что и для него сценарий окажется слишком «тёмным»[16]. Однако Копельсон всё же лично отправил сценарий фильма актёру, и тот неожиданно согласился[17].

Gwyneth Paltrow avp Iron Man 3 Paris.jpg Gwyneth Paltrow avp Iron Man 3 Paris.jpg

Дензел Вашингтон и Аль Пачино могли сыграть Дэвида Миллза и Уильяма Сомерсета

В роли Миллза создатели фильма сначала видели Дензела Вашингтона. Именно под него концовку сценария изменили на более динамичную. Однако и Вашингтон отказался от съёмок. Ещё одним кандидатом был Сильвестер Сталлоне. В конце концов, на роль молодого детектива утвердили Брэда Питта[16]. Он согласился участвовать в съёмках лишь при некоторых условиях: в финальной сцене ему не показывают голову героини Гвинет Пэлтроу, и для съёмок используется оригинальный сценарий Уокера[24].

Среди кандидатов на роль Трейси были Кристина Эпплгейт и Робин Райт Пенн[20]. Выбор Гвинет Пэлтроу стал повторением истории с Морганом Фрименом. И у продюсеров, и у Финчера были серьёзные сомнения относительно перспектив получения её согласия, при том, что они единодушно считали её лучшей кандидатурой на эту роль. Пикантности добавляло и то обстоятельство, что Брэд Питт с Гвинет Пэлтроу были тогда парой в реальной жизни. Тем не менее, именно участие Питта стало одним из факторов, убедивших Пэлтроу принять предложение[8][25].

На роль Джона Доу пробовались Майкл Стайп и Рональд Ли Эрмей, который в итоге получил важную, хоть и безымянную, роль капитана полиции[20]. Также среди кандидатов числился Нед Битти, собственно, он был первой кандидатурой Финчера[26]. В конце концов, роль Доу досталась Кевину Спейси. По его словам, его утвердили в последний момент, позвонив ему в пятницу, а уже в понедельник он летел в Лос-Анджелес, поскольку съёмки начинались во вторник. По словам Спейси, он, хоть и наслаждался работой, однако, не чувствовал себя органической частью съёмочного процесса[27]. Воспоминания Спейси противоречат интервью Финчера и Питта. Оба они заявили, что более всего пытались заполучить именно его, хотя это оказалось непросто в финансовом плане. Только настойчивость Питта заставила Копельсона увеличить финансирование проекта ради привлечения Спейси[5].

Съёмки и постпродакшен[править | править код]

После всех обсуждений в рождественский период 1994 года начались съёмки основной части фильма[28]. Все локации были размещены в Лос-Анджелесе или вблизи него[29], хотя Финчер подумывал о съёмках в Окленде[30]. Дождь, позже воспринятый как художественный приём Финчера, на самом деле таковым не являлся. Дело в том, что Брэд Питт мог участвовать в проекте только на протяжении 55 дней, а затем должен был отправиться на съёмки другого фильма, «12 обезьян», и Финчеру не приходилось выбирать пасмурные или ясные съёмочные дни[31][32].

Во время съёмок случилось происшествие, повлиявшее на сценарий: когда снимали сцену преследования Джона Доу, Питт сломал себе руку. Поскольку эпизоды снимались не в том порядке, в котором они следуют на экране, в некоторых моментах Питт держит травмированную руку в кармане[30][20]. Другой примечательный факт заключается в том, что Кевин Спейси побрил себе для фильма голову. Финчер через некоторое время тоже обрился, поскольку дал слово сделать это вслед за Спейси[20].

Съёмки велись как на специальных площадках в студии, так и в городе[29]. Над каждой локацией велась детальная работа, с целью создания ощущения клаустрофобии, запущенности и грязи[16]. Так, стены в доме жертвы обжорства были несколько раз закрашены разными цветами, затем на них нанесли слой жира и запустили тараканов[5]. Другой непростой проблемой было найти в Лос-Анджелесе здания, максимально похожие на нью-йоркские. Например, библиотека была сдекорирована в здании заброшенного банка, поскольку все библиотеки Лос-Анджелеса оказались слишком современными по сравнению с описанной в сценарии[5][29]. В качестве штаб-квартиры полиции использовали дом, который некогда служил для нужд компании Pacific Electric[en]. Квартиру Джона Доу обустроили в гостинице Alexandria Hotel[en]. Кульминационная сцена была снята на севере от Лос-Анджелеса, в пустыне Мохаве близ Ланкастера, а вырезанная сцена с Фрименом и покупкой им дома — в Чино[29]. Сцену с участием Питта пришлось доснимать через несколько месяцев. Поскольку Спейси и Фримен к тому времени отсутствовали, их заменили дублёрами. Не было уже и вертолёта, и один из планов снимали со специального макета[33].

  • Отель Alexandria Hotel (квартира Джона Доу)

  • Gwyneth Paltrow avp Iron Man 3 Paris.jpg

    Отель Ambassador Hotel[en] (место встречи со вдовою жертвы алчности)

  • Gwyneth Paltrow avp Iron Man 3 Paris.jpg

    Место съёмки кульминационной сцены

Первоначально планировалось завершить фильм чёрным экраном сразу после выстрела Миллза, и такой вариант был показан во время тестовых просмотров. По замыслу Финчера, темнота должна была бы продлиться несколько секунд, а зрители в этот момент могли бы как-то осмыслить увиденное. Для создания необходимой атмосферы работников, которые опрашивают зрителей после просмотра, попросили не подходить сразу, а технических работников — не включать свет. Однако эта просьба выполнена не была, что, в свою очередь, повлияло на реакцию зрителей: концовка провалилась, а одна зрительница даже сказала, что «тех, кто это снял, надо убить». Именно поэтому в конце была добавлена сцена, в которой Сомерсет цитирует Хемингуэя[5][7][10].

Все плакаты и трейлеры были опубликованы без упоминаний Кевина Спейси. Это было сделано по согласованию с ним, чтобы зрителям было труднее идентифицировать убийцу. Имя Спейси также отсутствует во вступительных титрах, однако появляется первым в заключительных[20][27][25].

Изображение[править | править код]

Фоны и декорации[править | править код]

Фильм знаменит нарисованной в нём беспросветной картиной неназванного нуарового города. Создатели фильма ставили перед собой задачу показать город «замусоренный, грязный, опасный, подчас депрессивный»[34]. Многие интерьеры представляют собой обшарпанные комнаты с отклеивающимися обоями и тускло мерцающими жёлтыми абажурами[35]. По словам художника-постановщика Артура Маркса, «мы создали задник, отражающий нравственное разложение тех людей, которые здесь обитают»[34]. Почти все сцены плохо освещены. Цветовая гамма тёмная и олигохромная, её составляют немногие близкие друг другу тона — белый, кремовый, серый, грифельный, охристый, бежевый, коричневый, чёрный и грязно-кислотная зелень[36][37][38][39].

Оператором фильма был Дариус Хонджи. Он использовал 35 мм камеру «Aaton[en]», 27 мм линзы «Primo» и плёнку фирмы «Kodak» (Kodak 200T 5293 для большинства сцен и Kodak 320T 5287 для более ярких сцен). Его основной задачей было обеспечить изображение, которое бы передавало ощущение заброшенности, морального упадка и клаустрофобии[31][40]. Тьма стала первым необходимым элементом фильма, поэтому количество света было ограничено. В большинстве сцен свет расположен или перед актёрами, или позади них. Исключения — некоторые сцены в полицейском участке, сцена в баре и сцены с естественным освещением. Критик Дж. Розенбаум пишет, что «даже светлое время суток ощущается как беспросветная ночь», причём полицейские исследуют места преступления в потёмках, с фонариками в руках, как если бы здания не были оснащены электричеством[35].

Чтобы обеспечить необходимое ощущение клаустрофобии Хонджи снимал экстерьеры при диафрагме 1/2,8-1/1,4, а интерьеры — при диафрагме 1/2,8[40]. Специфической картинкой фильм обязан применением специальной технологии — ретенции серебра, или bleach bypass, при которой этап отбеливания киноплёнки пропускается. Как следствие, чёрный цвет получается насыщенным, в отличие от остальных цветов[39][41][42].

Хонджи также использовал разные приёмы с расположением камер. Например, в сценах, снятых в салонах автомобилей, камеры располагаются на задних сиденьях и направлены немного снизу вверх и под углом — это было навеяно документальным сериалом «Копы»[en][42][43]. Сцену погони оператор снимал как с тележки, так и небольшими ручными камерами. Тележка давала плавное изображение, в то время как ручные камеры — дрожащее. Позже эти кадры объединили[5].

Монтажом занимался Ричард Фрэнсис-Брюс. По его словам, он придерживался пожеланий Финчера: в фильме не должно было быть плавных переходов, фильм должен быть резким, но эта резкость должна быть достаточно эстетичной[5].

Титры[править | править код]

Уже в первых минутах фильма задаётся мотив сходства полицейских и преступников. Дрожащие, затёртые титры, над которыми работал Кайл Купер, напомнили Дж. Розенбауму экспериментальные фильмы Стэна Брэкиджа; критик назвал их одним из самых оригинальных решений в голливудском кино последнего времени: они решены как своего рода флешфорвард — то ли нарезка из жизни не представленного пока зрителю маньяка, готовящего очередное преступление, то ли кадры деятельности полицейских криминалистов, идущих по его следу[2][35]. За кадром звучит ремикс на песню «Closer» из репертуара рок-группы Nine Inch Nails.

По словам Купера, Финчер попросил создать мрачные тёмные титры, которые бы привлекали внимание зрителя, а также однозначно характеризовали фильм. Сначала Купер создал последовательность слайдов со страницами дневников Джона Доу. Результат удовлетворил продюсера, но не режиссёра, — Финчер попросил титры переделать. Тогда Купер расширил первоначальный вариант, добавив множество других деталей. В основе остались нарезки с дневниками Джона Доу, детально проработанными Клайвом Пирси и Джоном Сейблом: каждая страница была написана вручную, кое-где текст сменяется жуткими и будоражащими фотографиями (сцены убийства, вскрытия тел, эротика) и другими предметами. Помимо всего этого, показаны пальцы Джона Доу с забинтованными кончиками, процесс написания и сшивания им дневников. Таким образом, вступительные титры вводят зрителя в мир убийцы, знакомят с его натурой и мышлением. Кадры титров резко сменяются, некоторые надписи напоминают царапины. Кроме того, чтобы лучше раскрыть сущность убийцы, Купер ввёл несколько символов. Например, встречаются кадры, в которых Доу вырезает слово «Бог» из долларовой банкноты (связь с семью смертными грехами как частью христианского мировоззрения), изображён чайный пакетик, который Доу погружает в воду (Купера поразили кадры, когда арестованный Доу спокойно пьёт чай), маркер, закрашивающий некоторые слова, не нравящиеся Доу (Купер таким образом хотел показать, что Доу ненавидит людей и зачёркивает то, что, по его мнению, им не положено иметь)[44][45].

Режиссёр называет целью такого решения титров дать почувствовать зрителю присутствие архизлодея (который по сценарию материализуется на экране ближе к 90-й минуте). «Нам надо было дать представление о том, против чего борются эти парни», — говорит Финчер[46]. Он дал указание эксперту по спецэффектам не только показать в титрах замысловатые записные книжки Джона Доу (на создание которых ушли тысячи долларов), но и через них дать почувствовать, что «где-то на другом конце города кто-то готовит нечто реально мерзкое»[46].

Необычны и заключительные титры, которые идут не традиционно, снизу вверх, а в обратном направлении, сверху вниз, под песню Дэвида Боуи «The Hearts Filthy Lesson»[47].

Звук и саундтрек[править | править код]

Звук в фильме[править | править код]

Над звуком работал Рен Клайсruen. Для фильма он использовал низкочастотные урбанистические мотивы: звуки сирен, автомобилей, шум на улицах, голоса с телевизионных экранов. Таким образом создаётся эффект негативного влияния города на приватность человека. Особенно это ярко выражено в сцене, где квартира Миллзов трясётся от проезжающих рядом вагонов метро. Эти звуки города Клайс использовал как фон для наложения более отчётливых звуков, которые служили бы ориентиром для зрителя. Примером такого ориентира может служить метроном в квартире Сомерсета, стук которого выделяется на фоне городского шума[5][48][49].

Саундтрек[править | править код]

Музыкальное оформление фильма было поручено канадскому композитору Говарду Шору, и большинство сцен фильма «подзвучены» его музыкой. Кроме того, в фильме использованы произведения и записи порядка десяти различных авторов: музыка И. С. Баха, лучшие образцы классического джаза, а также «актуальная» музыка в стилях new wave и industrial.

В 1995 году саундтрек фильма был издан на CD продолжительностью звучания менее 60 минут — в его состав вошли далеко не все композиции, прозвучавшие в фильме.

Семь 1995 смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве

Рейтинг
8.5 8.3 8.6
Название
Se7en
Год
1995
Жанры
детектив, драма, триллер, криминал
Страна
США
Режиссёр
Дэвид Финчер
Сценарий
Эндрю Кевин Уокер
Актёры
Брэд Питт, Морган Фриман, Гвинет Пэлтроу, Кевин Спейси, Р. Ли Эрми, Джон К. МакГинли, Ричард Шифф, Ричард Раундтри, Марк Бун Джуниор, Рег Э. Кэти
Время
Премьера
15 сентября 1995 в мире
DVD
25 сентября 2008

Детектив Уильям Сомерсет – ветеран уголовного розыска, мечтающий уйти на пенсию и уехать подальше от города и грешных обитателей. За 7 дней до пенсии на Сомерсета сваливаются две неприятности: молодой напарник Миллс и особо изощренное убийство. Острый ум опытного сыщика сразу определяет, что за этим преступлением, скорее всего, последуют другие. Новости подтверждают его догадку. Поняв, что убийца наказывает свои жертвы за совершенные ими смертные грехи, детектив встает перед выбором: вернуться к работе либо уйти и передать дело своему менее опытному напарнику?

Любимое кино. Семь

Совершив пять жесточайших преступлений в соответствии с перечнем семи смертных грехов, серийный убийца внезапно является в полицию и сдается. Он заявляет, что готов показать, где спрятал два последних тела, если в поездке его будут сопровождать лишь полицейские детективы, ведущие его дело, – ветеран и новичок. Когда троица выезжает в пустыню, к ним подкатывает машина службы доставки с посылкой для младшего копа. Старший из полицейских бросает взгляд в коробку и тут же осознает, что задумал маньяк. Пока он бежит к коллеге, убийца рассказывает младшему детективу, что убил его жену и отрезал ей голову. «Что в коробке?!» – чуть не плача, спрашивает сыщик у коллеги. Тому остается лишь умолять товарища не убивать арестованного, который считает себя воплощением зависти (к обычным людям) и хочет, чтобы полицейский стал воплощением гнева.

Популярными цитатами часто становятся периферийные для сюжета фразы, будущее значение которых не удается предсказать ни сценаристу, ни режиссеру, ни актерам. Однако первая успешная картина режиссера Дэвида Финчера – пример совсем иного рода. С самого начала ее истории и до завершения съемок вопрос о том, что найдут герои в коробке и будет ли вообще в фильме зловещая посылка, был ключевой художественной проблемой ленты. И надо отдать Финчеру должное. Он отстоял мрачное видение сценариста, чтобы создать шедевр на стыке триллера и хоррора, получивший название «Семь».

Когда сценарист Эндрю Кевин Уокер задумал «Семь», он не планировал написать «нетленку». Он даже не надеялся на «хит». Он лишь мечтал, как говорят в Америке, вставить ногу в дверь, чтобы ее не смогли перед ним захлопнуть.

Проведя детство в городке Механиксбург в Пенсильвании, Уокер окончил университет штата и с дипломом бакалавра кино- и видеоискусства перебрался в Нью-Йорк. Он надеялся быстро найти интересную работу по специальности, но вместо этого вынужден был устроиться в музыкальный магазин. Единственная киностудия, которая принимала его всерьез, была крошечной независимой компанией, снимавшей кровавые малобюджетные слэшеры (дело было во второй половине 1980-х, и популярность этого жанра была в зените).

Что ж, слэшеры так слэшеры. Перебирая возможные темы для «побоища», Уокер остановился на семи смертных грехах. Пусть безумный преступник жесточайше убьет семь человек в соответствии с католической традицией, считающей семью «коренными» грехами гордыню, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и похоть (православие добавляет к этому перечню печаль). Сценарист справедливо полагал, что если у злодея будет известный и понятный зрителям план, то публика получит дополнительное удовольствие от предвкушения еще не показанных убийств.

Почему Уокер выбрал именно смертные грехи? Потому что после Механиксбурга Нью-Йорк казался ему средоточием зла, пороков и черствости. И мегаполис в самом деле таким был – на вторую половину 1980-х пришлась эпидемия крэка (курительного кокаина), и город был в кошмарном состоянии. Особенно с точки зрения молодого человека, который и без того был в депрессии от безденежья и невостребованности.

Кадр из фильма «Семь»

Кадр из фильма «Семь»

Чем дольше Уокер работал над «Семью», тем больше он вливал в сценарий своего раздражения от жизни в Нью-Йорке и своего ужаса перед тем, что можно было увидеть в городе. Из всех персонажей будущей картины его основным альтер эго был, как это ни жутко звучит, маньяк, выбравший себя имя Джон Доу (то есть «неизвестный человек») и не могущий терпеть окружающие его грехи и преступления. Конечно, Уокер не был сумасшедшим и не был садистом-убийцей. Но он мог понять такого маньяка. Равно как, впрочем, и интеллигентного пожилого детектива Уильяма Сомерсета, по-стариковски ворчащего, что город превратился в зловонную клоаку. Чтобы подчеркнуть свою симпатию к этому герою, сценарист дал ему имя своего любимого писателя, британца Уильяма Сомерсета Моэма.

Сочиняя сценарий, Уокер штудировал книгу откровенных интервью с нью-йоркскими полицейскими, и его поразило, что, в отличие от экранных героев, реальные копы очень редко применяют оружие и почти никогда не прибывают на место преступления в тот момент, когда жертву совершающегося убийства еще можно спасти. Поэтому автор решил, что в его тексте не будет ни перестрелок, ни спасений в последний момент. Если коварный преступник задумает нечто, он доведет свой план до конца, и полицейским, как в жизни, останется лишь описывать трупы для рапорта.

Значило ли это, что злодей останется безнаказанным? Традиции слэшера это допускали, но Уокер нашел более изящное – и столь же мрачное – решение. Пусть в заключительных сценах преступник нагло сдастся полиции и признается в столь страшном грехе, что один из детективов пристрелит его на месте. Отправив тем самым себя в тюрьму и став воплощением наказанного гнева, последнего из грехов в списке. Таким образом, преступник погибнет, но его план будет выполнен во всей полноте. Придумав эту «печку», Уокер легко мог от нее станцевать к началу повествования, изобретая по пути серию садистских убийств-пыток и подготавливая почву для финала.

Почему в концовке картины фигурировала голова жены младшего из двух детективов-напарников? Во-первых, Уокер хотел продемонстрировать, что наивный новичок, надеющийся спасти город от преступности, на деле не может даже защитить свою семью. Во-вторых, он проводил популярную среди голливудских сценаристов мысль: «Нужно уделять больше времени родным, потому что потерять их можно в любую минуту. Особенно когда имеешь дело с маньяками».

Кадр из фильма «Семь»

Кадр из фильма «Семь»

К тому времени когда сценарист завершил черновик «Семи», он счел, что его текст слишком хорош для малобюджетного «жутика», в котором потоки бутафорской крови зальют все вкрапленные в сценарий философские и религиозные идеи. Поэтому он попытал счастья в чуть более, но не намного более серьезных студиях, и с подачи Дэвида Кэппа (начинающего сценариста и будущего автора блокбастеров вроде «Парка Юрского периода» и «Человека-паука») «Семь» был куплен студией New Line Cinema, «малой родиной» Фрэдди Крюгера.

Случилось это в 1991-м, в год триумфа «Молчания ягнят», и Уокер был уверен, что после всемирного успеха этой картины о серийных маньяках его сценарий мгновенно превратится в фильм. Поэтому он переехал в Лос-Анджелес и приготовился приглашать друзей и родных на премьеру.

Но не тут-то было. Работа над фильмом затянулась на несколько лет. Как это часто бывает в Голливуде, сценарий Уокера нравился продюсерам New Line как специалистам по кино, но не как бизнесменам. Они полагали, что он слишком чернушен. Особенно когда стало ясно, что это чрезмерно сложный текст для начинающих актеров, играющих в копеечных слэшерах. Приглашение же звезд требовало большего бюджета и более позитивного, более коммерческого сюжета. Ведь даже в «Молчании ягнят» героиня в кульминации прикончила одного из маньяков и спасла его жертву.

Уокеру не хотелось портить свое детище, но отступать было некуда. Если бы он отказался переделывать сценарий, студия наняла бы для этого кого-то еще. Ведь права на «Семь» уже принадлежали ей. Так что Уокер занялся превращением «Семи» в традиционный триллер с экшен-финалом и спасением героини. Фокус повествования при этом неизбежно сместился с детектива Сомерсета, выступающего в роли голоса разума в мире безумия, на его младшего напарника Миллса (того, чью жену персонажи выручали). Что было очень удобно для Дензела Вашингтона, который после бунтаря Малкольма Икса из одноименной политической драмы готов был сыграть крутого копа.

Кадр из фильма «Семь»

Кадр из фильма «Семь»

Когда New Line рассылала сценарий режиссерам, которых «Семь» могли заинтересовать, Дэвид Финчер по ошибке получил ранний, а не поздний черновик Уокера. В то время Финчер, изрядно намучившийся со своим дебютным фильмом «Чужой 3» и до крайности недовольный результатом, не был уверен, что продолжит работать в кино, а не сосредоточится на привычных для него видеоклипах и рекламных роликах. Однако «Семь» возродили его интерес к кинематографу. Режиссер был в таком восторге от текста, что связался с продюсерами и был огорошен известием о том, что «Семь» должны завершиться как боевик, а не как трагедия.

Другой режиссер на его месте отказался бы от проекта или смирился бы с продюсерскими поправками. Но Финчер решил настоять на исходном сценарии Уокера. Когда стало ясно, что основной противник изначального сценария – ведущий продюсер Арнольд Копельсон (лауреат продюсерского «Оскара» за «Взвод» Оливера Стоуна), Финчер явился к нему и сказал, что все в Голливуде, кто читал черновик «Семи», называют картину «фильмом с головой в коробке», и что зрители и через пятьдесят лет будут помнить ленту как «фильм с головой в коробке». Если же Копельсон окончательно вычеркнет нестандартный финал из сценария, то «Семь» утонет в потоке аналогичных поделок. Этот веский аргумент не решил исход спора, но он поколебал уверенность Копельсона в своей правоте, и Финчер получил возможность разрабатывать проект как, как он считал это нужным.

Если бы Вашингтон взял на себя роль Миллса, то его напарником мог бы стать Аль Пачино. Однако оба актера предпочли другие проекты, и Финчеру, к его огромному удивлению, удалось залучить на роль Сомерсета чернокожего актера Моргана Фримена, который по ходу работы над лентой в третий раз удостоился номинации на «Оскар» (за «Побег из Шоушенка»). Финчер был уверен, что Фримену, специалисту по духоподъемным образам, «Семь» покажутся слишком пессимистичными, но актер был готов пожить во мраке современного кино-нуара.

Кадр из фильма «Семь»

Кадр из фильма «Семь»

Для постановщика согласие Фримена было настоящим подарком небес. Во-первых, актер с его мощной харизмой и убедительным ореолом мудрости был идеален для роли блестящего пожилого сыщика. Во-вторых, ворчливый белокожий коп, наизусть цитирующий Данте и Мильтона, многим американским зрителям показался бы выпендривающимся пижоном. Чернокожий же интеллектуал мог рассчитывать на безусловное уважение. Наконец, приглашение Фримена позволяло взять на роль Миллса любого из известных белокожих молодых актеров, которых в начале 1990-х было намного больше, чем известных чернокожих. Разумеется, можно было пригласить двух белокожих звезд. Но после «Смертельного оружия» и других полицейских лент 1980-х и 1990-х о «разноцветных» напарниках «одноцветные» Сомерсет и Миллс показались бы неполиткорректным кастингом.

В реальности, впрочем, абы какой белый красавец Финчеру не подходил. Как прежде Вашингтон, взятый на роль Миллса актер мог потребовать традиционно героический сценарий с финальным спасением жены детектива. Но режиссеру повезло и во второй раз. Взявшийся играть Миллса Брэд Питт, только что блеснувший в «Интервью с вампиром», оказался столь же ярым поклонником трагического сценария, как Финчер. Он настоял на том, чтобы для съемок был использован изначальный текст (понятно, в отполированном виде), и окончательно убедил Копельсона, что с драматическим сценарием лента будет интереснее, чем с боевиковым.

Не довольствовавшись этим, Питт также поучаствовал в подборе актера на роль маньяка Джона Доу. Финчер полагал, что эту роль может отлично сыграть Кевин Спейси, и актер, в то время преимущественно известный как театральный артист, но уже начавший активно сниматься, был готов работать над «Семью». Однако в бюджете фильма не было денег на приглашение третьего звездного исполнителя, и Питт уговорил Копельсона увеличить расходы на постановку, чтобы пригласить Спейси.

Кадр из фильма «Семь»

Кадр из фильма «Семь»

Наконец, Трейси Миллс, несчастную жену персонажа Питта, сыграла Гвинет Пэлтроу, еще не звезда, но уже актриса с бурно развивающейся карьерой. Хотя ее кинодебют состоялся в 1991 году, к моменту выхода «Семи» в ее фильмографии уже было десять картин. Правда, Пэлтроу в них играла второстепенные и третьестепенные роли – в отличие от «Семи», где ее образ «белокурого ангела во плоти» был ключевым. Поэтому с этой картины принято начинать ее звездную биографию.

Так как сценарий изначально был написан в расчете на малобюджетную экранизацию, он не предусматривал ни головокружительного экшена, ни сногсшибательных спецэффектов. Но это не значило, что Финчер мог включить поливальную установку (в мегаполисе, где развивается действие «Семи», часто идет дождь), поставить актеров перед камерой, раздать им диалоговые листы и идти спать. Наоборот, отсутствие обычных триллерных «костылей» означало, что режиссер должен уделить особое внимание постановке разговорных сцен и выстраиванию «готической» атмосферы. В противном случае картина вышла бы нудной, а не страшной и захватывающей.

Поскольку в сценарии мегаполис Сомерсета и Миллса не был назван, Финчер решил визуально соединить на экране Нью-Йорк и Лос-Анджелес, но снять при этом картину исключительно в Лос-Анджелесе, использовав в «нью-йоркских» сценах здания в стиле мегаполиса с Восточного побережья. Это было сложнее, но дешевле, чем снимать в двух городах в разных концах страны.

В частности, это означало, что для сцены в библиотеке, описание которой в сценарии было вдохновлено одной из нью-йоркских библиотек, декораторы нашли в Лос-Анджелесе здание закрытого банка, сооруженное в первые десятилетия XX века в «восточно-побережном» стиле, и превратили его в библиотеку, арендовав тысячи книг и соорудив немало бутафорских книжных полок. Почему фильм не был снят в одной из библиотек Лос-Анджелеса? Потому что они оказались слишком «модерновыми», не подходящими для сцены, в которой Сомерсет под музыку Баха погружается в мир классиков, писавших об аде, рае и смертных грехах.

Кадр из фильма «Семь»

Кадр из фильма «Семь»

Вообще, в съемках «Семи» часто использовались заброшенные здания. Художник-постановщик Артур Макс, ранее архитектор и дизайнер концертных декораций, считал, что проще отталкиваться от реально существующих стен, чем творить в студийной пустоте. При этом заброшенность зданий без лишних усилий создавала ключевое для фильма ощущение распада, гниения и разложения – как города, так и его жителей. Чтобы сделать декорации вдвойне жуткими, подчиненные Макса причудливо перепланировали комнаты и помещения, снося старые стены и сооружая новые в непривычных местах. Максу и Финчеру хотелось, чтобы герои, блуждая по домам, куда их заносит расследование, как будто бы продирались через запутанный лабиринт.

Создавая сцены преступлений и планируя внутреннее убранство логова Джона Доу, Финчер, Макс и их команда опирались на реальные фотографии из полицейских расследований. Подобно Уокеру, они хотели, чтобы «Семь» были прочно укоренены в неприглядной криминальной реальности.

Впрочем, шансы проявить фантазию дизайнерам также предоставлялись. Так, в открывающих картину титрах фоном служили фрагменты, в которых маньяк заполнял записные книжки гротескными фотографиями и полубезумными разглагольствованиями. Эти фрагменты были включены в фильм для того, чтобы злодей физически присутствовал в картине с ее первых минут, а не со сравнительно позднего момента, в котором Кевин Спейси впервые появлялся на экране в полный рост.

Суммарная продолжительность этих эпизодов была крошечной, однако дизайнеры Клайв Пирси и Джон Сейбл создали шесть записных книжек, две из которых были полностью заполнены словами и изображениями, а четыре – заполнены частично. За эту кропотливую работу художники получили 15 тысяч долларов. В схожем «крезовом» ключе были выполнены и собственно титры фильма, благодаря чему «Семь» считается шедевром использования нестандартной каллиграфии в кино.

Кадр из фильма «Семь»

Кадр из фильма «Семь»

Ближе к концу съемок вновь встал вопрос о «голове в коробке». О полном отказе от этой сцены речь уже не шла, но продюсеры все же пытались сделать финал менее мрачным. Например, предлагалось заменить голову женщины головой собаки (у Миллсов не было детей, но зато были домашние любимцы). Также всерьез рассматривался следующий сюжетный ход: в кульминации Джона Доу убивает не Миллс, а Сомерсет, жертвующий собой ради младшего товарища. В отличие от предыдущего, это было вполне достойное решение, но Финчер все же настоял на исходном варианте.

Даже после того как зрители предварительных показов пожаловались на зашкаливающий пессимизм, режиссер согласился лишь на минимальный компромисс – завершить картину умеренно позитивными словами Сомерсета: «Хемингуэй писал: “Мир – прекрасное место. И за него стоит бороться”. Со второй частью я согласен». Сюжетная линия при этом осталась в неприкосновенности.

Было ли это рискованно? Бесспорно. Но когда 22 сентября 1995 года «Семь» вышли в прокат, зрители по достоинству оценили трагедию, замаскированную под хоррор-детектив. 30-миллионная лента заработала 327 миллионов долларов и удостоилась многочисленных похвал зрителей и критиков.

Киноакадемики, правда, отказались номинировать фильм в категориях вроде «актерская игра», «сценарий» и «режиссура» и удостоили ленту лишь номинации за лучший монтаж. Но их трудно было за это винить, так как 1995-й был богат на выдающиеся постановки, и «Семь» сражались за попадание в шорт-лист с такими сильными соперниками, как «Подозрительные лица», «Храброе сердце», «Покидая Лас-Вегас» и «Мертвец идет». Неудивительно, что фильм Финчера проиграл – при прочих равных позитив в США почти всегда побеждает негатив.

Тем не менее это не помешало «Семи» занять подобающее место в пантеоне лучших фильмов 1990-х, а истошному крику «Что в коробке?!» войти в число популярных голливудских цитат. Ведь позитив позитивом, а без пристального и беспристрастного изучения зла в жизни людей и в их душах искусство было бы неполно. Даже искусство «фабрики грез», которое обычно требует, чтобы в коробке была не отрезанная голова героини, а тикающая бомба, которую можно обезвредить за 007 секунд до взрыва.

Семь (фильм) — это… Что такое Семь (фильм)?

«Семь» (англ. Se7en) — психологический триллер Дэвида Финчера с элементами фильма ужасов и нео-нуара. В фильме показаны семь дней из жизни двух детективов, которые идут по следу серийного убийцы; каждому убийству соответствует один из смертных грехов. Стилизованная операторская работа Дариуса Хонджи основана на применении техники bleach bypass[2].

Сюжет

Детективы Сомерсет и Миллз расследуют дело о серийном убийце Джоне Доу, возомнившем себя орудием Господа и карающем за смертные грехи. Одержимый идеей наказания за «смертные грехи», он подвергает жертвы физическим и моральным страданиям, которые готовит с холодной расчетливостью. Длительные страдания заканчиваются смертью. Каждое наказание посвящено одному из семи грехов: «Чревоугодие», «Алчность», «Праздность», «Гордыня», «Похоть», «Зависть» и «Гнев». Изощрённый мучитель и убийца оставляет на месте преступления лишь название греха, который совершила жертва, а также хитроумную зацепку-головоломку, позволяющую найти следующую жертву. Впрочем, ближе к развязке фильма из-за успешной деятельности детективов он вынужден сменить тактику и сам сдается полицейским. В качестве жертв для двух последних грехов он назначает себя для «Зависти» и детектива Миллза для «Гнева». Джон Доу убивает беременную жену Миллза и присылает ему посылку с её головой. Не сумев совладать со своим гневом, детектив Миллз убивает безоружного и скованного наручниками спокойного, готового к смерти преступника, чем завершает его чудовищный план.

Джон Доу считает свою деятельность проповедью, призванной преподать горожанам урок. Он тщательно документирует все свои действия, годами готовит головоломные убийства-пытки, скрупулёзно заметает следы (даже срезает себе кожу с подушечек пальцев, чтобы не оставлять отпечатков). До самого конца картины все разворачивается по плану Джона Доу, он всегда на несколько шагов впереди своих преследователей, и даже деятельность детективов выступает как часть его безумного и чрезвычайно расчетливого плана.

Варианты развязки

Изначально продюсеры предполагали закончить фильм на успокоительной ноте. После традиционной погони Миллз погибает в схватке с Доу, его вдова объявляет о намерении вернуться в свой родной город, а Сомерсет обещает поддерживать с ней связь. Однако против такой концовки выступил не только Финчер, но и Брэд Питт. Последний отказался участвовать в «раскрутке» фильма, если у фильма будет такой финал. Продюсерам фильма пришлось уступить.

В опубликованном сценарии приведены два варианта концовки. Из них один соответствует фильму, а во втором Сомерсет из желания спутать карты Доу убивает его сам, опередив Миллза. Тот кричит ему: «Что ты делаешь?» Сомерсет отвечает: «Ухожу в отставку».

В ролях

Фоны и декорации

Фильм знаменит нарисованной в нём беспросветной картиной неназванного нуарового города. Создатели фильма ставили перед собой задачу показать город «замусоренный, грязный, опасный, подчас депрессивный»[3]. По словам художника-постановщика Артура Маркса, «мы создали задник, отражающий нравственное разложение тех людей, которые здесь обитают»[3]. Почти все сцены плохо освещены. Цветовая гамма тёмная и олигохромная, её составляют немногие близкие друг другу тона — белый, кремовый, серый, грифельный, охристый, бежевый, коричневый, чёрный и грязно-кислотная зелень[2].

Именитый критик Дж. Розенбаум пишет, что «даже светлое время суток ощущается как беспросветная ночь», причём полицейские исследуют места преступления в потёмках, с фонариками в руках, как если бы здания не были оснащены электричеством[4]. Многие интерьеры представляют собой обшарпанные комнаты с отклеивающимися обоями и тускло мерцающими жёлтыми абажурами. По Розенбауму, это инфернальный город «Таксиста», «Бегущего по лезвию», фильмов-нуар, пражских сюрреалистов[4].

Начальные титры

Уже в первых минутах фильма задаётся мотив сходства полицейских и преступников. Дрожащие, затёртые титры в царапинах напоминили Дж. Розенбауму экспериментальные фильмы Стэна Брэкиджа; критик назвал их одним из самых оригинальных решений в голливудском кино последнего времени: они решены как своего рода флешфорвард — то ли нарезка из жизни не представленного пока зрителю маньяка, готовящего очередное преступление, то ли кадры деятельности полицейских криминалистов, идущих по его следу[4]. За кадром звучит ремикс на песню Closer из репертуара рок-группы Nine Inch Nails.

Режиссёр называет целью такого решения титров дать почувствовать зрителю присутствие архизлодея (который по сценарию материализуется на экране ближе к 90-й минуте). «Нам надо было дать представление о том, против чего борются эти парни», — говорит Финчер[5]. Он дал указание эксперту по спецэффектам не только показать в титрах замысловатые записные книжки Джона Доу (на создание которых ушли десятки тысяч долларов), но и через них дать почувствовать, что «где-то на другом конце города кто-то готовит нечто реально мерзкое»[5].

Содержание

Фильм глубоко пессимистичен: он демонстрирует условность, хрупкость той грани, которая разделяет преступников и борцов с преступлениями[6]. Оказавшись не в состоянии справиться со своими эмоциями, Миллз совершает убийство, переходя из стана вторых в стан первых.

Контраст между детективами Сомерсетом и Миллзом присутствует с самого начала. Первый выступает в качестве пожилого чернокожего детектива-интеллектуала, полностью контролирующего свои эмоции. Даже когда дело полностью передается второму детективу, именно Сомерсет ведет всю аналитическую работу в фильме (ищет следы, распутывает головоломки, просиживает часами в библиотеке). Второй детектив, Миллз, выглядит молодым, грубым и эмоциональным субъектом, предпочитающим активные действия размышлениям. Миллз постоянно взрывается, грубит и оскорбляет коллег по работе и даже успевает повздорить с Джоном Доу, посетившим место преступления под видом фотографа, до его поимки. В отличие от Сомерсета, который живёт буквой закона, Миллз не останавливается ни перед чем для достижения цели — взламывает квартиру Доу без санкции суда, подкупает свидетелей и т. д.

Конец фильма мрачен. Сомерсет изрекает фразу из романа «По ком звонит колокол»: «Хэмингуэй писал: «Мир — прекрасное место. И за него стоит бороться». Добавив: «Со второй частью я согласен».

Награды и номинации

Интересные факты

  • Теглайн: «Семь смертных грехов. Семь способов умереть.» (Seven deadly sins. Seven ways to die.)
  • На протяжении всего фильма главные герои называют друг друга исключительно по фамилиям. В сцене, когда Сомерсет приходит в гости к Миллзу, выясняется что Сомерсета зовут Уильям, а Миллза — Дэвид. И только в конце, после того, как Сомерсет в финальной сцене откроет коробку, он единственный раз назовет Миллза по имени.
  • Жертва праздности (человек, прикованный к постели на год) не кукла, как может показаться, а очень тощий актёр, которого ещё и очень сильно загримировали.[7]
  • Специально для фильма были полностью написаны все книги Джона Доу, и на их создание ушло 2 месяца, что обошлось в 15 000 долларов. В фильме детектив Сомерсет высказывает мнение, что именно 2 месяца нужно, чтобы прочитать всё, что написал Доу.[7]
  • Детектив Сомерсет, чтобы понять мотивы убийств Джона Доу, изучает в библиотеке «Кентерберийские рассказы» Джефри Чосера, «Божественную комедию» Данте, «Потерянный рай» Джона Мильтона. Также в фильме упоминается «Венецианский купец» Вильяма Шекспира.
  • В эпизоде в библиотеке звучит музыка Иоганна Себастьяна Баха, знаменитая «Ария на струне соль» из Сюиты № 3, ре мажор, BWV 1068.
  • Во время съёмок преследования Джона Доу Брэд Питт неудачно упал и повредил руку о ветровое стекло автомобиля. После случившегося создатели картины решили отразить это в сценарии и изменили некоторые детали.[7]
  • На тюремной робе, в которую облачен Джон Доу в конце фильма, написано название тюрьмы — «Bardach County Jail». Эта своеобразная отсылка к костюмеру картины — Элинор Бардач.
  • Продюсерский штаб «New Line Cinema» долго не хотел запускать фильм в производство из-за его концовки. Однако решающее слово осталось за Брэдом Питтом — он отказался принимать участие в съемках, если концовка фильма подвергнется изменению.[7]
  • Метроном Сомерсета тикает семь раз в ходе первой сцены фильма.
  • На 34-ой минуте фильма, когда Сомерсет приходит в гости к Миллзу, на стене можно увидеть плакат фильма Михаила Ромма «Пышка» 1934-го года.
  • Во время конечных титров фильма звучит песня Дэвида Боуи The hearts filthy lesson.
  • Титры в конце фильма идут не как обычно снизу вверх, а наоборот.[7]
  • В ходе съемок Морган Фриман выхватывал свой револьвер из кобуры, держа палец на спусковом крючке. Офицеры полиции, присутствовавшие на съемках в качестве технических экспертов, быстро поправили актера, указав на его ошибку.[7]
  • Сценарист Эндрю Кевин Уокер работал над сценарием около двух лет. Кроме того, Эндрю исполнил эпизодическую роль — безымянный труп в начале фильма, в сцене, где знакомятся Миллз и Сомерсет.[7] А первую жертву маньяка (Gluttony) сыграл Bob Mack.
  • Сын Моргана Фримана, Альфонсо, снялся в эпизодической роли технического специалиста по снятию отпечатков пальцев.[7]
  • Продюсеры предполагали, что имя Кевина Спейси одним из первых появится во вступительных титрах, однако сам актер попросил вообще не упоминать о нем в начале фильма, чтобы зрителям было труднее вычислить убийцу. Видимо, в качестве компенсации за такую жертву имя Спейси было поставлено первым в заключительных титрах.[7]
  • По ходу фильма Джон Доу несколько раз упоминает о своем стремлении остаться в памяти людей. Первое имя в титрах — Джон Доу.
  • Фрагмент этого фильма был использован в другом фильме кинокомпании New Line Cinema «Эффект бабочки».
  • Слово fuck и его производные звучат в фильме 74 раза, причем в основном — из уст персонажа Брэда Питта.[7]
  • В дополнение к фильму была выпущена серия одноимённых комиксов, в которых были частично приведены дневники Джона Доу и показаны подробности убийств. Всего было выпущено семь номеров. Каждый выпуск соответствует одному из грехов.
  • Убийца назвал себя Джоном Доу (John Doe) — данный термин в англосаксонском праве означал псевдоним, под которым подразумевалось неопознанное тело. Кроме того, указанный термин обозначал мужскую сторону в судебном процессе, когда истец неизвестен или анонимен. Таким образом, велика вероятность того, что убийца назвал ненастоящее имя, оставшись неизвестным.
  • Получив от библиотечного «информатора» список книг, Миллз читает его вслух, и, помимо прочих, называет «Бремя страстей человеческих». Фамилия детектива Сомерсета является отсылкой к автору этой книги, Сомерсету Моэму.

Примечания

Ссылки

Семь. Х/ф / Художественный / Russia.tv

Уильям Соммерсет (Морган Фримен) — пожилой детектив, который уже устал от бесконечной борьбы с преступностью и дорабатывает последние дни перед пенсией. Дэвид Миллс (Брэд Питт) — молодой горячий полицейский, вместе с женой переехавший из другого города и поставленный работать в пару с Соммерсетом.

На первый взгляд — детективная история с классической «полицейской парой», но до Финчера никто и никогда не снимал подобных фильмов про «копов».

Миллсу и Соммерсету поручено расследование убийства. Однако очень скоро становится понятно, что этот случай — первый в цепи жутких преступлений. В городе орудует маньяк, убивающий с потрясающей жестокостью и методичностью. Детективы приходят к выводу, что преступник в подборе жертв и способе умерщвления человека руководствуется определенной логикой — каждому убийству он присваивает название одного из семи библейских смертных грехов и никогда не оставляет улик. Только надписи: чревоугодие, алчность, гордость, похоть…

Совершено уже пять убийств, но полицейские никак не могут выйти на след. Соммерсет, безмерно уставший от службы, собирается оставить ретивого Миллса одного расследовать это дело. Однако неопытность и горячность последнего останавливают ветерана, и он решает не бросать своего напарника. Более того, Соммерсет начинает активно помогать молодому детективу, учит его вести следствие, думать и постигать психологию преступников.

После пятого убийства маньяк (блестящая роль Кевина Спейси), весь в крови, неожиданно приходит в полицейский участок и сдается Миллсу. Но это — далеко не финал. Ведь убийств должно быть семь…

«Я больше не понимаю этот город», — говорит лейтенант Уильям Соммерсет, детектив с двадцатилетним стажем работы в полиции.

«Мы видим смертный грех на углу каждой улицы, буквально в каждом доме. И мы не замечаем этого. Потому что это привычно, это кажется нормальным, и мы не обращаем внимания, весь день, утро, вечер и ночь», — вторит ему серийный убийца Джон До.

Интересные факты

На съемках фильма Брэд Питт сошелся с Гвинет Пэлтроу, которая играла его жену, и у них завязался роман. Однако, когда пошли слухи о свадьбе, пара совершенно неожиданно заявила о разрыве отношений. Все прошло без скандала, без обвинений в адрес друг друга и без каких-либо объяснений причин расставания.

«Семь» — первый признанный успех режиссера Дэвида Финчера. «Чужой-3», дебютный фильм бывшего клипмейкера, по мнению критиков и американской аудитории, был неудачен. Сейчас Финчер считается одним из самых модных и культовых фигур кино.

Дэвид Финчер задумал снять продолжение триллера «Семь». Новый фильм будет называться «Восемь». На первый план выдвинется герой Моргана Фримена. Герой Питта появится буквально на несколько минут и будет при этом пребывать в психиатрической клинике. Имя актера, который сыграет главного злодея, пока не называется.

Триллер «Семь» включен в список ста лучших фильмов всех времен.

Награды и премии

MTV MOVIE AWARDS (1996 год)
Брэд Питт — победитель в номинации «Самый Желанный Актер»
Брэд Питт и Морган Фримен — Лучший Экранный Дуэт

London Film Critics Circle Awards
Морган Фримен — Актер года 

Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Морган Фримен, Брэд Питт, Кевин Спейси, Гвинет Пэлтроу, Джон С. МакГинли, Ричард Шифф, Чарльз Даттон, Марк Буни мл., Леланд Орсер, Р. Ли Эрми, Майкл Мэсси, Ричард Раундтри

В главной роли: 15 лучших фильмов с Брэдом Питтом — Что посмотреть

18 декабря великолепному Брэду Питту исполняется 56 лет. Предлагаем отметить это дело просмотром любого фильма с его участием. А чтобы облегчить муки выбора, редакция сделала подборку фильмов с лучшими ролями актера, у которого, кстати, до сих пор нет «Оскара»*. Надеемся, грядущий наградной сезон это исправит.

* — на самом деле есть один, но как у продюсера, в номинации «Лучший фильм» за «12 лет рабства». Не считается.

Однажды в… Голливуде

Роль: дублер Клифф Бут, работающий вместе с закатывающейся звездой Риком Далтоном.

К звездам

Роль: астронавт Рой Макбрайд, которому поручено добраться до марсианской базы и связаться с его отцом, когда-то запустившим программу поиска внеземной жизни, но без вести пропавшим.

Бойцовский клуб

Роль: харизматичный торговец мылом Тайлер Дёрден, повстречавшийся унылому сотруднику страховой компании, разочаровавшемуся в жизни.

Большой куш

Роль: упрямый и несговорчивый пэйви Микки О’Нил — чемпион по цыганским кулачным боям.

Семь

Роль: детектив Дэвид Миллз, вместе со своим старшим напарником Уильямом Сомерсетом расследующий серию жестоких убийств, в основу которых положено наказание за семь смертных грехов.

Одиннадцать друзей Оушена

Роль: Роберт «Расти» Райан, правая рука и главный планировщик Дэнни Оушена, задумавшего обнести несколько казино.

Загадочная история Бенджамина Баттона

Роль: Бенждамин Баттон, проживающий свою жизнь в обратном направлении: он родился седым и немощным стариком и теперь с каждым днем молодеет.

Знакомьтесь, Джо Блэк

Роли: безымянный паренек из кафе и Смерть, решившая познакомиться с жизнью людей.

Троя

Роль: могучий воин Ахиллес.

Легенды осени

Роль: Тристан Ладлоу, человек сложной судьбы и больших душевных противоречий. Один из трех сыновей отставного полковника, когда-то принимавшего участие в геноциде индейцев, а теперь ведущего затворнический образ жизни.

Бесславные ублюдки

Роль: лейтенант Альдо «Апач» Рейн, руководящий группой американских солдат еврейского происхождения, которые на территории осажденной фашистами Франции убивают немецких солдат и деморализуют армию противника.

Интервью с вампиром

Роль: американский аристократ Луи, обращенный в вампира в 1791 году и спустя двести лет рассказывающий историю своей жизни репортеру радиостанции.

12 обезьян

Роль: Джеффри Гоинс, сын вирусолога и фанатичный защитник животных.

Семь лет в Тибете

Роль: реально существовавший австрийский альпинист Генрих Харрер, попавший в плен в годы Второй мировой войны. Бежав из плена, мужчина оказался в Тибете, где провел семь лет, став другом и наставником десятилетнего Далай-ламы XIV.

Человек, который изменил всё

Роль: Билли Бин — генеральный менеджер бейсбольного клуба «Окленд Атлетикс», создавший конкурентноспособную команду при минимальном финансировании.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Морган Фриман (Morgan Freeman): биография, фото

Американский актёр, режиссёр и нарратор, лауреат премии «Оскар». Один из самых популярных и уважаемых актёров в Голливуде.

Семья Фрименов часто переезжала, они жили в Гринвуде, штат Миссисипи, Гэри, штат Индиана и наконец остановились в Чикаго, штат Иллинойс. Фримен дебютировал в 8 лет, сыграв главную роль в школьном спектакле. К 12 годам он уже принимал участие в радио-шоу в Нэшвиле, штат Теннеси. В 1955 он окончил Greenwood High, но отказавшись от частичной стипендии в Jackson State University, предпочел службу механиком в ВВС США.

В начале 70-х годов Фримен стал известен многочисленной аудитории зрителей, благодаря своему участию в популярном телевизионном сериале «Электрическая компания». Кинодебют актёра состоялся в 1971 году в фильме «Кто сказал, что я не могу прогуляться по радуге?». Прошло 9 лет, прежде чем Фримена пригласили для участия в его следующем фильме — тюремной драме «Брубэйкер». После этого актёр провёл довольно много времени в неизвестности, пока в 1987 году не был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Уличный парень».

Вторая номинация на «Оскар», но теперь уже за главную мужскую роль пришла к Фримену в 1989 году после роли шофёра в фильме «Шофёр мисс Дэйзи». Фримен снялся в 1991 году в фильме «Робин Гуд: Принц воров» вместе с Кевином Костнером.

В 1992 году актёр снимался вместе с Клинтом Иствудом в фильме «Непрощённый», получившем премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм года». 1994 году приносит Фримену ещё одну номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучший актёр года» за роль в драме по повести Стивена Кинга «Побег из Шоушенка». Большой успех актёру принесла роль полицейского, выслеживающего серийного убийцу, в фильме «Семь», в котором он снимался с Брэдом Питтом.

В 1997 году Фримэн снялся в роли детектива Алекса Кросса в экранизации романа Джеймса Паттерсона «Целуя девушек». Фильм неожиданно для его создателей пользуется большой популярностью, а актёр в этом же году получил роль в фильме Стивена Спилберга «Амистад».

Затем следует роль в чёрной комедии «Сестричка Бетти» (2000), роль детектива в фильме «И пришёл паук» (2001), роль члена администрации президента США в фильме «Цена страха» («Все страхи мира») (2002), офицера вооруженных сил в снятом по повести Стивена Кинга «Ловце Сновидений» (2003).

В 2005 году актёр получил свою четвертую номинацию и первый «Оскар» (лучший актёр второго плана) за фильм «Малышка на миллион» (2004), во время съёмок которого он вновь работал с Клинтом Иствудом.