Новая французская волна: 8 главных фильмов французской «новой волны»

Содержание

7 «новых волн» в кинематографе, о которых вам нужно знать — Киношкола Цех на vc.ru

Возможно вы слышали что-то про французскую «новую волну» и даже смотрели 1-2 фильма у Жана-Люка Годара или Франсуа Трюффо. Но твердить направо и налево, что на ваше творчество повлияла французская «новая волна», — это то же самое, что сказать: «Я люблю есть печенье». Печенье любят все! А вот, например, про менее известную греческую «странную волну» слышали немногие.

215 просмотров

Найти новые источники вдохновения поможет наш материал.

Итальянский неореализм

Коротко: Кино для тех, кто любит документалистику и на дух не переносит театральной помпезности.

Поподробнее: Неореализм — это направление в итальянском кинематографе, которое возникло в 1940-х гг. как реакция на Вторую мировую войну и диктатуру фашизма. Фильмы неореалистов претендовали на то, чтобы в противовес пропагандистской традиции максимально точно отразить реальную жизнь: режиссёры отказывались от павильонных съёмок и выходили на улицы, имитировали документальный стиль (например, использовали естественный свет), а также привлекали к участию непрофессиональных актёров.

С точки зрения сюжетов, неореалистические фильмы — это тоже реальная послевоенная жизнь: в центре истории — экономические и моральные тяготы простых людей.

Чем вдохновляться: «Одержимость» (1943), «Рим, открытый город» (1945), «Германия, год нулевой» (1948), «Похитители велосипедов» (1948).

Французская «новая волна»

Коротко: Кино для тех, кто ничего не слышал про «новые волны».

Поподробнее: Французская «новая волна» — это течение, которое повлияло на весь кинематограф второй половины XX века. В конце 50-х годов во французское кино пришли молодые люди, которые кино нигде специально не учились, но были профессиональными зрителями — то есть кинокритиками. И эти молодые люди полностью поменяли облик французского кинопроизводства: на первый план у них выходит не продюсер, а режиссёр-автор — почти поэт, человек, который полностью отвечает за свой фильм. Этот автор волен делать, что угодно: например, нарушать правила монтажа или законы жанров.

Из таких радикальных художественных решений складывается его уникальный авторский стиль.

Чем вдохновляться: «Красавчик Серж» (1958), «Хиросима, любовь моя» (1959), «На последнем дыхании» (1960), «Четыреста ударов» (1959).

Новое немецкое кино

Коротко: Кино, которое выглядит так, словно его нашли в мусорной корзине из закусочной.

Поподробнее: Новое немецкое кино — это направление в западногерманском кинематографе конца 60-70-х годов, которое стало реакцией на слезливые мелодрамы и псевдопатриотические фильмы, крутившиеся в кинотеатрах послевоенной Германии. Началу новому кино положил манифест, заявивший о смерти «папиного кино», который подписали 26 молодых немецких кинематографистов. В своих работах эти режиссёры отвергали прежнюю систему ценностей отцов, на которых лежит вина за нацизм. Молодые авторы пытались критически осмыслить современную им действительность: например, перемещали место действия в рабочие окраины и снимали фильмы о наиболее обездоленной части западногерманского общества, тем самым приближая кино к реальной жизни.

Сходство с неприукрашенной реальностью оказалось настолько сильным, что критики стали называть эти ленты «маленькими грязными фильмами».

Чем вдохновляться: «Маленький хаос» (1966), «Признаки жизни» (1967), «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым ударом» (1968), «Прощание с прошлым» (1966).

Новый Голливуд

Коротко: Кино для тех, кто ошибочно полагает, что голливудское кино не может шокировать.

Поподробнее: Новый Голливуд — это фильмы молодых американских режиссёров, выпущенные в конце 60-х и начале 70-х годов. В этот промежуток времени производственные мощности крупных голливудских студий, которые находились в кризисе идей, достались вчерашним студентам режиссёрских факультетов, воспитанных на свободном европейском кино. Отсюда в голливудских фильмах, помимо формальных экспериментов, возник новый тренд, который критики назвали «шоком свободы». Для режиссёров Нового Голливуда не существовало запретных тем и табу, а насилие у них показано без прикрас.

Чем вдохновляться: «Бонни и Клайд» (1967), «Таксист» (1976), «Выпускник» (1967), «Беспечный ездок» (1969).

Догма-95

Коротко: Кино для тех, кто считает, что истинное искусство рождается из ограничений.

Поподробнее: Догма-95 — это направление, которому положил начало манифест датского режиссёра Ларса фон Триера, написанный в 1995 году. Триер придумал обет целомудрия — 10 правил, по которым должно сниматься кино. Фильм, согласно этим правилам, должно снимать на натуре, без спецэффектов и мнимых действий в кадре (вроде убийств и перестрелок), а также без саундтреков, жанровых правил и имени режиссёра в титрах. Течение просуществовало всего пару лет: в итоге Триер сам же нарушил свои правила.

Чем вдохновляться: «Идиоты» (1998), «Торжество» (1998), «Король жив» (2000), «Последняя песнь Мифуне» (1999).

Новый французский экстрим

Коротко: Кино, которое не понравится тем, кто видит Францию в цветах Прованса и любит «Амели».

Поподробнее: Новый французский экстрим — это фильмы конца девяностых и начала нулевых, которые оказались тревожной реакцией на смену тысячелетий. Предчувствие грядущих перемен и в то же время панический страх перед будущим обернулся отказом от общепринятых моральных норм и вспышкой небывалого экстремизма во всём мировом кино (например, «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера), но по большей части — во французском кинематографе. Для фильмов «французского экстрима» характерны резкий изобразительный ряд, агрессивная телесность и шокирующее насилие.

Чем вдохновляться: «Крысятник» (1998), «Необратимость» (2002), «Жизнь Иисуса» (1997).

Греческая «странная волна»

Коротко: Кино для тех, кто не дорожит дружбой с логикой и презирает причинно-следственные связи.

Поподробнее: Греческая «странная волна» — это течение в современном греческом кинематографе, которое возникло в 2008 году на фоне многолетнего финансового кризиса в стране. Фильмы «странной волны» объединяют три условия, прямо вытекающие из нестабильной экономической и социально-политической ситуации в Греции: это маленький бюджет, минимализм и — самое главное — абсурдизм.

Именно абсурдистские диалоги, нелогичные ситуации и странные киноприёмы (например, непривычный «фишай» в костюмной мелодраме «Фаворитка») отражают актуальные переживания греков, связанные с хаосом в стране.

Чем вдохновляться: «Убийство священного оленя» (2017), «Мальчик, который ел птичий корм» (2012), «Родина» (2010).

Французская новая волна в кинематографе

Ревизор.ru

Режиссер Жан-Люк Годар. Фото: gazeta.ru Перемены в кино обозначились в Европе достаточно давно. В период Второй мировой войны европейское киноискусство не могло свободно развиваться и поэтому в послевоенную эпоху произошел своеобразный прорыв, обеспечивший утверждение новых эстетический принципов.

© Ревизор.ru

В настоящее время бытует различные толкования термина «Новая волна». Одно из них означает «широкое кинематографическое движение, комплексный феномен французской кинокультуры, включающий в себя создание фильмов, деятельность критиков и киноведов, реформирование системы производства, установление нового статуса режиссёра».

Видео дня

Новый взгляд на индустрию кино обозначили такие режиссеры как Марсель Анун, Жак Деми, Пьер Каст, Жак Розье.

Влияние представителей «новой волны» на европейский кинематограф было настолько сильным, что породило целое явление, которое в разных странах находило отклик в национальной культуре.

“Жюль и Джим” , 1962 год. Фото: artpokaz.com

Так, в Британии культурные поиски послевоенного поколения выразились, прежде всего, в литературе.

В 1956 году вышла пьеса Джона Осборна «Оглянись во гневе», после которой самого Осборна и группу других британских писателей, придерживающихся схожих с ним взглядов, стали называть «рассерженными молодыми людьми». В социальном плане герой британской «новой волны» был представителем среднего класса, из «поколения британских рабочих городков, выросшего в отсутствии плесени на обоях, корыт для стирки белья и дворовых туалетов». Фильмы британской «новой волны» были ориентированы на социальные проблемы.

Национальным своеобразием отличались также фильмы «молодого немецкого кино», «пражской школы», «кинематографа свободного Квебека» и других направлений, возникших под влиянием эстетики «новой волны». Но для всех молодых режиссёров и сценаристов, пришедших в кинематограф в конце пятидесятых, общими были новые принципы киноискусства:

отказ от больших бюджетов;

сценарий на основе импровизации;

приглашение молодых, иногда даже непрофессиональных актёров;

предпочтение натурных съёмок павильонным;

интеллектуальная сложность без учёта уровня подготовки аудитории.

«Жить своей жизнью», 1962 год. Фото: cinetexts.ru

Фактически это был отказ от игровой природы кино, усиление роли автора фильма, протест против коммерциализации кинематографа. В послевоенной Европе, в которой кино всегда было авторским искусством, взаимодействующим с живописью, стала утверждаться американская модель, где приоритет отдавался киностудиям. Эмигрировавшие в США европейские режиссёры, возвращаясь в Старый Свет, приносили новые приёмы работы. Заполонившие кинотеатры американские фильмы предлагали особую экранную реальность, далёкую от реальности социальной. В искусстве отразился кризис реальности, культурным ответом на который стала «Новая волна».

Активное развитие экспериментов в кинематографе связано с тем, что в пятидесятых годах французское правительство стало активно поддерживать низкобюджетный авторский кинематограф. Большая заслуга в этом принадлежит Андре Мальро, писателю, культурологу, герою сопротивления, который стал министром культуры в правительстве Де Голля. Именно благодаря Мальро в эти годы были сформулированы основные приоритеты культурной политики, которых в основном придерживались и придерживаются до сих пор все его последователи: «широкий доступ к культуре, охрана культурного наследия, развитие современного искусства, образование в сфере культуры, регулирование рынка культурных индустрий и децентрализация культурных институтов». Писатель Андре Мальро. Фото: interesno-vse.ru

Кроме того, появились новые технические возможности: высокочувствительная плёнка, новая киноаппаратура, легче и дешевле прежней. Всё это позволило кинематографистам вести съёмки в естественных условиях, что способствовало открытию новых художественных возможностей.

Немаловажным является появление нового типа героя, в том числе, и новых эталонов женской красоты. В пятидесятых годах во Франции таким эталоном стала Бриджит Бардо, представившая на экранах женственность и сексуальность.

Активно отстаиваемая теория авторства утверждала уникальность и индивидуальность каждого режиссёра, а потому исключала идею объединения кинематографистов в общую «школу».

Уже первые фильмы режиссёров «новой волны» принесли им мировое признание и оказали влияние на стилистику мирового кино, которая в целом «стала более непринуждённой». Фильм К. Шаброля «Красавчик Серж» получил Гран-При фестиваля в Локарно и Приз Жана Виго. Фильм Жана-Люка Годара «На последнем дыхании» получил «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале 1960 года, Приз Жана Виго и премию Объединения французских кинокритиков. Фильм Трюффо «Четыреста ударов» получил восторженные отзывы и номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

«Лифт на эшафот», 1957 год. Фото: simkl.ru

Как кинематографическое явление, французская «новая волна» быстро потеряла актуальность. Течение просуществовало всего несколько лет, его границы определяются периодом с 1958 по 1962 год. Следует отметить, что этим периодом не ограничивается творческая деятельность французских режиссёров, но именно в эти годы большинство представителей «новой волны» выступили с кинодебютами.

«Новая волна» возникла как ответ итальянскому неореализму, она оказалась предвестником основного направления в киноискусстве двух последних десятилетий ХХ века – постмодернизма.

«400 Ударов», 1959 год. Фото: blogforlife.org

«Новая волна» — явление в кинематографе, обусловленное самой логикой его развития. Несмотря на то, что период «новой волны» длился около пяти лет, за это время были сформулированы новые принципы киноискусства, навсегда изменившие и режиссёрские подходы, и зрительское восприятие.

Прежде всего, «новая волна» смогла состояться благодаря техническому прогрессу. Появились портативные камеры, различные форматы плёнки, что позволяло не только удешевить процесс съёмки, но и сделать его максимально реалистичным, лишить условности и искусственности. Это позволило прийти в режиссуру теоретикам кино: критикам, киноведам, журналистам. Они взяли в свои руки создание новой киноэстетики.

«На последнем дыхании», 1960 год. Фото: test.golbis.com

В результате кинематограф обогатился новыми технологиями и новыми приёмами. Зритель погружался в кинопространство без предварительной подготовки. Героем экрана стала реальность, пространство, в котором существует современный герой. Отказ от искусственности определил участие в фильмах малоизвестных или непрофессиональных актёров. Монтаж стал не средством имитации реальности, а средством ухода от неё. В пространстве «новой волны» была сформулирована идея самоценности кинематографа.

Кадры из французских фильмов 60-80 г. Фото: bkjournal.org

В течение нескольких лет с режиссёрскими дебютами выступили авторы, ставшие затем мастерами кино: Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Ален Рене, Эрик Ромер. Впоследствии каждый из этих режиссёров обрёл собственное лицо, свой неповторимый авторский почерк. Но главным итогом «новой волны» стал убедительный пример того, как, объединив усилия, молодые и талантливые люди могут изменить мир.

Фильмы, Оскар, Школа, Жак Розье, Джон Осборн, Эрик Ромер, Жан Виго, Ален Рене, Жак Деми, Жан-люк Годар, Франсуа Трюффо, Газета.Ru

Ревизор.ru: главные новости

  • Операция «Афганистан»

  • Мартин Скорсезе снимет новый фильм о Христе по просьбе Папы Римского

  • Фильм «Вызов» утратил лидерство в прокате в России и СНГ

Французская Новая волна | The New Yorker

Постскриптум

Упрямое, стойкое видение Жан-Мари Штрауб

Он был одним из наименее известных великих режиссеров и одним из самых оригинальных художников своего времени. Ричард Броди фильм радикально консервативен, но он пылает дух юности.

The Front Row

Что смотреть: Жан-Люк Годар, «За пределами обычных рекомендаций» работает.

Постскриптум

Жан-Люк Годар был полярной звездой кинематографа центральный форма искусства своего времени.

Передний ряд

Возвращение «Прощай, Филиппины», забытого шедевра

Смелая оригинальная драма Жака Розье, с 1962 года, представлен в новом MOMA ряд.

Постскриптум

Вспоминая Жана-Поля Бельмондо, случайного революционера французской Новой волны

Актер рассчитывал на сценическую карьеру. Вместо этого, сыграв главную роль в фильме Жан-Люка Годара «На последнем дыхании», он стал иконой кино, к которому он не принадлежал.

The Front Row

Рецензия на «Сказку о кино»: решающий фильм Хон Сан Су наконец-то добрался до кинотеатров

Южнокорейский режиссер демонстрирует свои амбиции в эта драма о среде кинопроизводства.

The Front Row

Взгляд за кинематографический стиль Эрика Ромера

В лирическом интеллектуализме есть радикально консервативный поворот творчества французского режиссера.

Передний ряд

Как думать о «проблемных» классических голливудских фильмах образы в таких фильмах, как « Унесенные ветром.

» Возможно, более коварными являются многие фильмы, грехи которых заключались в упущении.

Передний ряд

Смотрите фильмы Эрика Ромера, посвященные его столетию

Многие из лучших работ французского режиссера, сочетающие в себе его характерную смесь романтической путаницы и интеллектуальной сути, теперь доступны для потоковой передачи.

The Front Row

Что поставлено на карту при поглощении Cahiers du Cinéma

Несравненный ежемесячник французского кино перешел к новым владельцам, и вся его редакция подала в отставку акция протеста. Сможет ли выжить журнал, запустивший французскую «Новую волну»?

Передний ряд

Выдающееся кинематографическое достижение Аньес Варда

Кинорежиссёр рассматривает свою карьеру, на этой неделе выходит на свободу посмертно. .

The Front Row

Джулин Комптон, режиссер и актер, чья карьера была трагически забыта

Комптон был режиссером-стилистом первого порядке, смешивая мелодраму, комедию и сложный спектр эмоций в четко составленных и богато текстурированных изображениях.

Передний ряд

Эссе Трюффо, проясняющие ошибочные представления об авторстве

Трюффо рассматривал авторство в литрах авторитет, власть, и он уделял столько же внимания по производству фильмов, как и по их режиссуре.

Постскриптум

«Радикально личные фильмы Аньес Варда»

Режиссер, который умер на этой неделе, настолько опередил мир кино, что ей пришлось подождите, пока это догнать ее.

Первый ряд

Основная ретроспектива французского режиссера Жака Беккера на недавно отреставрированном кинофоруме

Нравится

Что посмотреть на выходных

Пять фильмов, основанных на реальных романах.

Заинтересованные лица

Аньес Варда все еще в ходу