Первая жена пикассо – Семь главных женщин Пабло Пикассо в реальности и на портретах художника

Хохлова, Ольга Степановна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ольга Степа́новна Хохло́ва (она же Ольга Руис-Пикассо, исп. Olga Ruiz Picasso; 17 июня 1891 года, Нежин, Российская империя — 11 февраля 1955 года, Канны, Франция) — русская балерина, артистка «Русского балета» Дягилева, первая жена Пабло Пикассо и мать его старшего сына Пауло.

Пабло Пикассо и Ольга, Антибы, 1925 год Пабло Пикассо, Ольга, Пауло, Антибы, 1924 год.

Ольга Хохлова родилась 17 июня 1891 года в семье полковника Русской императорской армии Степана Васильевича Хохлова и его супруги Лидии Зинченко в городе Нежине. Она хотела стать балериной с того момента, как посетила Францию и увидела представление мадам Шрёссонт. Училась в Петербурге в частной балетной школе.

С 1915 г. Ольга стала танцовщицей «Русского балета» Сергея Дягилева.

18 мая 1917 года она танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Балет был создан Сергеем Дягилевым, Эриком Сати и Жаном Кокто, а Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций. Вскоре после того, как они познакомились, группа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону. Художник представил её своей семье. Его мать сначала была встревожена решением сына жениться на иностранке, и поэтому художник для матери исполнил портрет Хохловой в испанском наряде. Позднее они вернулись в Париж и начали совместную жизнь в доме на улице Бёти.

Ольга и Пабло обвенчались 18 июня 1918 года в Париже в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе. После свадьбы ,и до смерти она носила фамилию Пикассо. После замужества по настоянию мужа прекратила балетную карьеру.

В июле 1919 года они отправились в Лондон на очередную премьеру «Русского балета» — балет «Треуголка», для которого Пикассо создавал костюмы и декорации. Балет также был показан в Альгамбре в Испании и имел большой успех в Парижской опере в 1919 году. Супруги Пикассо были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях и вращались в высших кругах Франции.

4 февраля 1921 года у Ольги и Пабло родился сын Пауло (Павел, Поль).

С 1927 года отношения супругов начали стремительно ухудшаться. В 1927 году Пикассо начал встречаться с 17-летней француженкой Марией-Терезой Вальтер. В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза ожидала ребёнка. Дочь Пикассо и Вальтер родилась в 1935 году. Взяв с собой Пауло, Ольга немедленно разорвала отношения с мужем, выехала на юг Франции и подала на развод. Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовал заключённый между ними брачный договор, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Ольга Хохлова до смерти считала себя законной женой Пабло и состояла с ним в семейной переписке, по воспоминаниям Франсуазы Жило.

Ольга Степановна Пикассо умерла от рака в 1955 году в Каннах и была похоронена на местном кладбище Гран-Жас.

Пауло (4 февраля 1921 — 5 июня 1975 года) был женат на Эмильенн Лотт. У них было двое детей: Паблито (5 мая 1949 года — 2 июля 1973 года, покончил жизнь самоубийством) и Марина (род. 14 ноября 1950 года).

Памятник на кладбище Гран-Жас, в Каннах

В 1990 году Марина Пикассо основала сиротский приют в округе Ту Дук (бывшая военная база во Вьетнаме). Приют был назван «Деревня юности» и финансировался на деньги, полученные Мариной по наследству от её знаменитого деда Пабло Пикассо. Фонд Марины также организовал рытьё колодцев во внутренних районах страны, шлёт партии молока приютам и больницам, а также субсидирует сельское хозяйство.

Его вторая жена, Кристина Руиз-Пикассо, родила ему сына, Бернарда, с которым она открыла музей Пикассо в Малаге, Испания.

Семь главных женщин Пабло Пикассо в реальности и на портретах художника

Женщины на портретах художника.


Любовные страсти и отношения с женщинами были всем смыслом жизни Пабло Пикассо — знаменитого испанского живописца. Искусствоведы отмечают роль семи главных женщин, оказавших особое влияние на жизнь и творчество гения. Однако ни одной из них он не смог дать простого человеческого счастья. При этом Пикассо умудрился не только «изуродовать» их чудесные черты на своих портретах, а и довести их до депрессии, психлечебницы, самоубийства.

Пабло Пикассо.

При росте в 158 сантиметров Пикассо обладал мощнейшей мужской энергетикой, потрясающим обаянием, а его харизма, как магнит, притягивала женское внимание и пленила их сердца. И этому «магнетизму, окрашенному взрывным, испанским темпераментом и гениальностью, невозможно было сопротивляться».

Вся жизнь гениального живописца длиной в 92 года густо услана осколками женских сердец. «Для меня существует лишь два типа женщин — богини и тряпки для вытирания ног»,- говорил он. Однако вскоре все богини в его жизни становились… тряпками.

Фернанда Оливье

«Лежащая обнажённая» (1906). / Фернанда Оливье.

Голодную юность в богемном Париже с Пикассо делила Фернанда Оливье — натурщица с весьма темным прошлым, «кочевавшая» от одного художника к другому. Почти на целое десятилетие она стала любимой женщиной и музой начинающего художника. Вместе с ней в живопись Пикассо, на смену сумрачному «голубому» периоду пришел — «розовый», с мотивами обнаженной натуры и теплым колоритом.

Фернанда Оливье.

Она позировала художнику обнаженной и не особо протестовала, когда не могла не могла выйди из квартиры два месяца, так как не имела туфель, а у нищего Пикассо не было тогда денег, чтобы ей их купить. На его скудные заработки они еле-еле сводили концы с концами. Единственным развлечением для молодых любовников был лишь секс. Однако это не могло длиться вечно и в итоге они мирно расстались. Пабло нашел себе молоденькую Марсель Умбер, а Фернанда переметнулась к польскому художнику.

Марсель Умбер (Ева)

«Женщина в сорочке, лежащая в кресле» (1913). / Марсель Умбер (Ева).


Пабло и Марсель познакомились в 1911 году в парижском кафе «Эрмитаж». Миниатюрную Марселлу Пабло сразу же стал называть Евой, подчеркивая этим, что она первая его женщина. Ева, как и все будущие возлюбленные великого и успешного Пабло Пикассо, не могла и представить, что щедрый любовник когда-то едва сводил концы с концами. За последнее десятилетие он уже крепко стал на ноги, и его картины успешно продавались.

Марсель Умбер (Ева).

Марсель была хрупкой, тихой и нежной, полной противоположностью высокой, здоровой и шумной Фернанде. На портретах художника Ева изображена везде как символ изящества, легкости, невесомости. Пабло часто изображал ее в виде музыкальных инструментов: скрипки иль гитары. В этих работах нельзя не заметить хрупкости, почти прозрачной красоты этой женщины.

Я люблю Еву. (1912г.).

Марсель была яркой звездочкой, на миг вспыхнувшей на небосводе жизни Пикассо и, быстро погасшей. Ева умерла от туберкулёза, но её влияние на творчество Пабло Пикассо было несомненно велико.

Ольга Хохлова — первая законная жена

Ольга Хохлова./ Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга). (1923).


Именно его русская Оля помогла пережить художнику смерть его любимой натурщицы Марселлы Умбер. Будучи в творческом застое, Пикассо завязывает тесную дружбу с писателем и художником Жаном Кокто, который и предложил создать декорации к балету «Парад» для труппы Дягилева. Эта работа вернула мастера к жизни, он знакомится с балериной, дочерью русского полковника Ольгой Хохловой (Пикассо мог выговорить лишь — «Коклова»). 27-летняя девушка достаточно быстро согласилась оставить сцену ради брака с Пикассо, и в 1918 году они обвенчались.

Портреты Ольги Хохловой.

Что побудило его жениться? На этот вопрос он и сам затруднялся позже ответить. А на тот момент его так очаровала русская танцовщица, что он не задумываясь пошел с любимой под венец, да к тому же в православный храм. После венчания Пабло свозил Ольгу к родителям в Испанию, и поселил в шикарной парижской квартире. Он был так очарован Хохловой, что дал себе слово порвать со своим богемным образом жизни, так искренне верил, что Ольга для него просто дар небес. Не маловажную роль сыграло то, что она была девственницей, и об этом Пабло не упускал случая похвастаться.

Ольга Хохлова в мантилье. (1917). / Ольга Хохлова. (1917).

Но не все так получилось как задумалось, русская балерина попыталась свести творчество к Пикассо к финансовому благополучию семьи, а его самого заключить в рамки дорогого салонного художника и примерного семьянина. Она не понимала и не признавала кубизма и ему пришлось на время отойти от этого стиля. Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился.

Даже рождение сына в 1921 Паоло, не смогло уже сблизить супругов. Хотя стихия отцовства ненадолго, но сильно захлестнула Пикассо: он без конца рисовал жену с сыном. А потом наступило отчуждение.

Ольга

Такая ограниченная жизнь смертельно наскучила гению, и Пабло начал мстить Ольге за неудавшуюся семейную жизнь и несбывшиеся надежды. Неприязнь отразилась в полной мере на его картинах: он изображал свою супругу исключительно в виде злой старухи с длинными острыми зубами, а потом создал целую серию ее портретов, с изображением женщины-чудовища с тощей грудью и огромными половыми органами.

И конечно же Пикассо завел себе любовницу, а Ольга узнав об этом решила подать на развод. Но так и не добившись расторжения брака, она до конца дней оставалась женой Пикассо. Страдая депрессиями, мучаясь ревностью и злобой, умерла в одиночестве от рака в 1955 году. Таков был печальный финал их великой любви.

Мария-Тереза Вальтер

Портрет Мария-Терезы (1932). / Мария-Тереза Вальтер.

Это ради 17-летней Марии-Терезы Пикассо бросил сына и Ольгу Хохлову. Любовь к юной девушке оставила заметный отпечаток не только в творчестве, но и в судьбе Пабло.
Она стала для него любовницей, натурщицей, объектом вожделения, игрушкой и музой.

Облокотившаяся Мария-Тереза.

Этот период искусствоведы характеризуют как вершину его творчества. А когда Мария-Тереза в 1935 родила от Пикассо дочь Майю, он быстро охладел к ней и в открытую завел себе любовницу.

«Обнажённая, зелёные листья и бюст» (1932). / Мария-Тереза Вальтер

Дора Маар

«Плачущая женщина» (1937). / Дора Маар.

Очередной любовницей горячего испанца стала Дора Маар, 29-летняя художница и фотограф. Однажды Мария-Тереза и Дора, случайно встретившись в мастерской Пабло, в буквальном смысле подрались из-за любовника. Пикассо позже вспоминал об этом случае как о самом ярком событии в его жизни.

Портреты Доры Маар. (1936-37г.г.)

Он все так же продолжал отношения с обеими женщинами, Доре он посвящал целые серии портретов, а к Марии-Терезе и дочери Майе ходил дважды в неделю. Дора Маар, обладая таким же необузданным темпераментом, как и ее любовник, своими скандалами и ревностью разрушила отношения с Пабло. И он все чаще начал посещать Марию-Терезу с дочерью.

Дора Маар с кошкой. (1941). / Дора Маар.

Закончилась эта история весьма трагично для обеих женщин. Дора тяжело переживая разрыв с Пабло, угодила в психлечебницу, где ее лечили электрошоком. Выйдя из которой, увлекалась мистицизмом и астрологией. Жила очень бедно и в одиночестве, умерла 89 летнем возрасте.

Дора Маар. (1938).

Мария-Тереза, живя в постоянном ожидании и депрессии, спустя годы повесилась в собственном гараже.

Мари Франсуаза Жило

Бюст Франсуазы. (1946). / Франсуаза Жило.

В 1943 году во время оккупации Парижа Пабло знакомится с девушкой, полностью изменившей его судьбу. Ему было 62 года, а ей — 22. Франсуаза Жило стала не только женой, но и самой талантливой ученицей Пикассо. Многое взяв от мастера, она выработала собственный стиль и стала известной художницей.

Портрет Франсуазы. (1946).

И только с Франсуазой Пикассо познает новые радости жизни. Эта удивительная женщина, подпитывала его творческой энергетикой, при этом, не растрачивая свою. Именно она смогла показать Пабло, что семейная жизнь – это не тяжкое бремя, и что два любящих человека могут быть счастливыми в семье. Она родила ему детей — сына Клода и дочь Палому, получивших фамилию Пикассо, которые после смерти отца стали владельцами части его многомиллиардного состояния.

«Женщина-цветок» (1946). / Франсуаза Жило.

Франсуаза Жило отличалась от всех женщин Пикассо сильным характером. Поэтому узнав об измене Пабло — сама ушла от него, не дав себе попасть в список брошенных и опустошенных женщин.

Франсуаза, Клод и Палома. (1951).

В 1964 году Жило стала знаменитой как писательница, опубликовав автобиографию «Моя жизнь с Пикассо», где в полной мере изложила свои взаимоотношения со знаменитым художником в 1943—1953 годах. Не упустила случая гражданская жена рассказать и об отношениях своего мужа с другими женщинами. После выхода мемуаров Франсуазы Пикассо прекратил отношения и с ней, и их детьми.

Жаклин Рок

.

Сидящая женщина в турецком костюме. (1955). / Жаклин Рок.

Последний двадцатилетний отрезок жизни рядом с Пикассо была последняя страсть художника – красивая и молодая Жаклин Рок, ставшая второй законной его женой в 1961 году. До того она была секретаршей и натурщицей мэтра, и именно она залечила душевные раны, которые терзали Пикассо после ухода Франсуазы Жило.

Портреты Жаклин Рок. (1954-г.г).

Покорив художника своей преданностью, заботой и влюбленностью, которые так необходимы были престарелому Дон-Жуану, Жаклин стала единственной его отрадой. За годы жизни с которой, Пабло написал около четырехсот ее портретов. А жена возвела личность супруга в культ, называя его «великим маэстро», и окружила его раболепным обожанием. А что ему еще было нужно?

Жаклин в студии. (1956г.).

В 92 года, умирая на своей французской вилле, владелец миллиардного состояния великий живописец Пабло Пикассо время от времени разглядывал свои работы и размышлял: «Я все время думаю о смерти. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня».

Жизнь (Пикассо) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


«Жизнь» (фр. La Vie, Zervos I 179) — картина испанского художника Пабло Пикассо, написанная в 1903 году. Работа признана вершиной творчества «голубого периода» Пикассо[2][3][4]. Хранится в коллекции художественного музея Кливленда.

Жизнь (La Vie) была написана в Барселоне в мае 1903 года. На картине изображена голая пара, стоящая перед матерью с ребенком на руках[5], а на заднем плане комнаты, по-видимому, студии, расположены две картины: верхняя изображает обнаженную и обнимающуюся пару, а нижняя — одинокого нагого обнаженного человека, очень похожую на «Скорбь» Винсента Ван Гога. Картина написана поверх другого мотива — птицелова, нападающего на лежащую обнаженную женщину — следы которого видны невооруженным глазом. Подготовительные эскизы хранятся в различных коллекциях и музеях, таких как: частная коллекция, Zervos инв.№ XXII 44; музей Пикассо в Париже, инв.№ MPP 473; Музей Пикассо в Барселоне, инв.№ MPB 101.507; инв.№ MPB 101.508.

Она была написана в то время, когда Пикассо еще не добился финансового успеха. Картина была продана французскому арт-дилеру Жану Сен-Годену всего через месяц после завершения и о продаже упомянули в барселонской газете «Liberal« [6].  

Интерпретация загадочной композиции стала предметом многочисленных дискуссий[7]. Мужская фигура явно похожа на друга Пикассо, художника Карлоса Касагемаса, который покончил жизнь самоубийством незадолго до того, как Пикассо создал Жизнь. Рентгеновское сканирование картины показало, что Пикассо сначала написал автопортрет, который позже заменил портретом своего друга[8]. Этот факт и то обстоятельство, что противостояние двух пар происходит в студии, указывают на то, что на картине художник пытается решить рефлексивные вопросы

[9]. Критики соглашаются, что решающим моментом является загадочный жест в центре композиции.

В 2003 году Бехт-Йорденс и Вехмейер признали в качестве возможного источника этого жеста известную картину Не прикасайся ко мне (Noli me tangere), шедевр Корреджо в Прадо [10] и предложили следующие интерпретации. Во-первых, биографическую, который касается диадических отношений между матерью и ребенком и «психической травмой и чувством вины, возникающими в результате неизбежных конфликтов», вызванных отрешенностью, и во-вторых, самореферентный относительно мессианской миссии современного художника в смысле Ницше: «его роль в мире и […] сама сущность искусства». Две интерпретации «связаны между собой важной ролью, которую сыграла мать Пикассо», которая защищала и обожала своего ребенка, таким образом создавая своего рода культ божественного ребенка, и, восхищаясь своим сыном и его первыми попытками, «побуждала его следовать своим путем». и укрепив его в восприятии себя как гения». Поэтому мать можно рассматривать как представителя «первой аудитории» художника, очарованного его ранним мастерством академического искусства». Но для обретения независимости личности и исполнения миссии современного художника, Пикассо необходимо было отрешиться как от матери, так и от непонимающей его части аудитории, которая отвергла его обращение к современному искусству. «В ответ на свою конфронтацию с этими трудностями Пикассо, используя дополнительные элементы, взятые из традиции христианского искусства, например, тайную вечерю, воскресение, десницу, представляет себя как Создателя нового искусства и его Мессию, который пришел, чтобы унять страдания и искупить мир как нового Спасителя, как учителя нового вида видения, которое освобождает от ограничений реальности. Таким образом, картина

Жизнь может быть понята как ответ на автобиографический опыт молодого Пикассо и как собственный комментарий о его роли художника и как аннотация к его принципиально новому искусству»
[11]
.

  • Reyes Jiménez de Garnica, Malén Gual (Edd.), Journey through the Blue. La Vie (Catalogue of the exhibition celebrated at Museu Picasso, Barcelona, October 10, 2013 to January 19, 2014). Institut de Cultura de Barcelona: Museu Picasso, Barcelona 2013. ISBN [./https://en.wikipedia.org/wiki/Special:BookSources/978-84-9850-494-1 978-84-9850-494-1]
  • William H. Robinson: Picasso and the Mysteries of Life: La Vie (Cleveland Masterworks 1). Giles, London 2012, ISBN 978-1-907804-21-2[12]
  • Johannes M. Fox: Vie, La. In: Johannes M. Fox: Picassos Welt. Ein Lexikon. Projekte-Verlag Cornelius, Halle 2008, vol. 2, pp. 1297–1299. ISBN 978-3-86634-551-5ISBN [./https://en.wikipedia.org/wiki/Special:BookSources/978-3-86634-551-5 978-3-86634-551-5]
  • Raquel González-Escribano (Ed.), Picasso – Tradition and Avant-Garde. 25 years with Guernica (6 June — 4 September 2006 Museo Nacional del Prado, Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía). Museo Nacional del Prado, Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Madrid 2006, pp. 76–83. ISBN 978-84-8480-092-7ISBN [./https://en.wikipedia.org/wiki/Special:BookSources/978-84-8480-092-7 978-84-8480-092-7]
  • Gereon Becht-Jördens/ Peter M. Wehmeier: ‘Touch me not!’A gesture of detachment in Picasso’s La Vie as symbol of his self-concept as an artist, in: artnews.org
  • Gereon Becht-Jördens/ Peter M. Wehmeier: Picasso und die christliche Ikonographie. Mutterbeziehung und künstlerisches Selbstverständnis. Reimer Verlag, Berlin 2003. ISBN 978-3-496-01272-6ISBN [./https://en.wikipedia.org/wiki/Special:BookSources/978-3-496-01272-6 978-3-496-01272-6]
  • William H. Robinson: The Artist’s Studio in La Vie. Theater of Life and Arena of Philosophical Speculation
    . In: Michael FitzGerald (Ed.): The Artist’s Studio (Katalog Hartford, Cleveland 2001), Hartford 2001, pp. 63−87.
  • Gereon Becht-Jördens/Peter M. Wehmeier: Noli me tangere! Mutterbeziehung, Ablösung und künstlerische Positionsbestimmung in Picassos Blauer Periode. Zur Bedeutung christlicher Ikonographie in „La Vie“. In: Franz Müller Spahn/Manfred Heuser/Eva Krebs-Roubicek (Edd.): Die ewige Jugend. Puer aeternus (Deutschsprachige Gesellschaft für Kunst und Psychopathologie des Ausdrucks, 33. Jahrestagung, Basel 1999), Basel 2000, pp. 76–86.
  • Mary Mathews Gedo: The Archaeology of a Painting. A Visit to the City of the Dead beneath Picasso’s La Vie. In: Mary Mathews Gedo: Looking at Art from the Inside Out. The psychoiconographic Approach to Modern Art. Cambridge University Press, Cambridge u. a. 1994, pp. 87–118. ISBN 0-521-43407-6ISBN [./https://en.wikipedia.org/wiki/Special:BookSources/0-521-43407-6 0-521-43407-6]
  • Marilyn McCully: Picasso und Casagemas. Eine Frage von Leben und Tod. In: Jürgen Glaesemer (Ed.): Der junge Picasso. Frühwerk und Blaue Periode (Catalogue Bern 1984), Zurich 1984, pp. 166–176.
  1. ↑ http://www.clevelandart.org/art/1945.24
  2. Litt, Steven The Cleveland Museum of Art probes the mysteries of Pablo Picasso’s «La Vie» in its first special «Focus» exhibition (неопр.). The Plain Dealer (December 21, 2012). Дата обращения 24 ноября 2016.
  3. ↑ Picasso: The Early Years, 1892-1906 (неопр.). National Gallery of Art. Дата обращения 24 ноября 2016.
  4. Halle, Howard The 10 best Picasso paintings and sculptures, ranked (неопр.). Time Out (February 12, 2016). Дата обращения 24 ноября 2016.
  5. McNeese, Tim (2006). Pablo Picasso. New York: Infobase Publishing. pp. 36–37. ISBN 978-0-7910-8843-2.
  6. McNeese, Tim (2006). Pablo Picasso. New York: Infobase Publishing. pp. 36–37. ISBN 978-0-7910-8843-2.
  7. ↑ Cf. Becht-Jördens, Gereon & Wehmeier, Peter M.: Picasso und die christliche Ikonographie. Mutterbeziehung und künstlerische Position. Dietrich Reimer, Berlin 2003, pp. 14-180, esp. pp. 14-19; pp. 44-45. ISBN 3 496 01272-2
  8. ↑ Cf. Marilyn McCully & Robert McVaugh, New light on Picasso’s La Vie, in: The Bulletin of the Cleveland Museum of Art, February 1978, pp. 67-71; Marilyn McCully, Picasso und Casagemas. Eine Frage von Leben und Tod, in: Jürgen Glaesemer (Ed.), Der junge Picasso. Frühwerk und Blaue Periode. Pro litteris, Zurich 1984, pp. 166-176; fig. d, p. 169.
  9. ↑ Cf. Michael C. Fitzgerald (Ed.), Picasso. The artist’s Studio. Yale University Press, New Haven 2001.
  10. ↑ Cf. Becht-Jördens, Gereon & Wehmeier, Peter M.: Picasso und die christliche Ikonographie. Mutterbeziehung und künstlerische Position. Dietrich Reimer, Berlin 2003, pp. 40-41; pp. 132-133; fig. 1-3, cf. Correggio, Noli me tangere, Museo del Prado, ca. 1518.
  11. ↑ All citations from Becht-Jördens, Gereon & Wehmeier, Peter M.: ‘Touch me not!’ A gesture of detachment in Picasso’s La Vie as symbol of his self-concept as an artist Архивная копия от 14 июля 2014 на Wayback Machine
  12. ↑ Rezension: The Cleveland Museum of Art probes the mysteries of Pablo Picasso’s „La Vie“ in its first special „Focus“ exhibition.
⛭
ПериодыPablo picasso 1.jpg
Списки работ
Картины
Скульптуры
Офорты
Рисунки
Пьесы
Поэзия
Балет (оформление)
Музеи
Партнёры
Семья
Фильмы о нём
Другое

Слишком много любовных историй Пабло Пикассо

Слишком много любовных историй 

«Мистерия», «Путаница», «Безумие», «Волшебство»: Это первые слова, которые пришли меценатам на ум, когда они попробовали описать творение Маэстро — «Студио с гипсовой головой», при просмотре в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Действительно, изображение смотрится запутанным и многослойным. И возникает ощущение пространства, которое дрожит от бушующего там магнетизма. 
Словами  «Мистерия», «безумие» «многослойность» можно определить жизнь, страсть, любовь и творчество Пикассо. 

Он был потрясающим мужчиной: маленького роста,— всего 158 сантиметров — с тем самым, притягательным обаянием, которое сейчас называют харизмой. Особая аура Пикассо была окрашена  его взрывным, испанским темпераментом и гениальностью. Такое сочетание,  которому женщины не могли сопротивляться. И еще глаза…. Жгучие.

Picasso In Paris Studio, 1944 .

Любовь его, однако, была безжалостной и даже с садистским оттенком. Поэтому многие женщины Пикассо либо кончали с собой, либо сходили с ума. Повесилась Мария-Тереза Уолтер, ушла в монастырь, а затем застрелилась Жаклин Рок, помешалась Ольга Хохлова. Проанализировав почерк испанца, Поль Элюар сделал вывод: «Любит страстно, но его любовь убивает». 

А когда одна из последних любовниц гения Женевьев Лапорт рассталась с Пикассо, Жан Кокто сказал ей: «Вы вовремя приняли это решение, может быть, это спасло вам жизнь».

Picasso In Paris Studio, 1944.      Wood stove and Afghan hound.

В 8 лет Пабло уже написал свою первую серьезную работу «Пикадор». В 16 лет Пикассо, будто шутя, поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Так же легко он бросил учебу. Вместо того, чтобы корпеть над книгами, Пабло с друзьями принялся куролесить по мадридским борделям. 

В 19 лет художник отправился покорять Париж. Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Вверху картины он подписал черной краской: «Я король!». Однако в столице Франции «королю» пришлось непросто. Денег не было. В одну зиму, чтобы не замерзнуть, он топил камин из камня своими собственными работами. 

На личном фронте дела складывались куда лучше. Женщины всегда обожали Пикассо. 

Picasso In Paris Studio, 1944.

А вот сам художник цинично говорил: «Для меня существует лишь два типа женщин — богини и тряпки для вытирания ног». 
Причем всех своих богинь Пикассо быстро превращал в тряпки. 

Picasso In Paris Studio, 1944.

Первой его возлюбленной стала Фернанда Оливье (ей было 18, ему 23 года). В Париже Пабло Пикассо обитает в бедном квартале на Монмартре, в общежитии, где селились начинающие художники, и где Фернанда Оливье иногда позирует им. Там она знакомится с Пикассо, становится его моделью и его девушкой. Жили влюбленные в нищете. По утрам они воровали круассаны и молоко. Постепенно картины Пикассо стали покупать. 

Picasso In Paris Studio, 1944.

До чего же здесь Пабло и Фернанда напоминают тех нежных возлюбленных из романов-исследований, которые расцвели, как чувственные цветы на грациозных стеблях. Это романы с духом марихуаны где любовники, соединяясь на одну ночь, случайно, остаются вместе на всю жизнь. В таких романах всегда ощущался элемент чего-то «привнесенного» — подарка извне, — и поэтому любовники, соединившиеся с помощью марихуаны, никогда особенно не доверяли своей любви, марихуана была третьим действующим лицом в пьесе и могла однажды исчезнуть.

Picasso-Fernande-Olivier-et-Jacint-Reventos-a-el-Guayaba_Barcelone_Photo-1906.jpg

Они прожили вместе почти десятилетие, и от этого периода осталось большое количество как собственно портретов Фернанды, так и вообще женских образов, написанных с нее. 

Picasso-Fernande-Olivier-et-Jacint-Reventos-a-el-Guayaba_Barcelone_Photo-1906.jpg

Как считают исследователи, она была моделью и для создания Авиньонских девиц, одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века. 
Но было время, когда они жили врозь (лето и осень 1907 года). Это лето оставило по себе дурные воспоминания. И у него, и у нее были романы с другими. Но самым плохим было то, что он жил с женщиной, которая вовсе не понимала кубизма, он ей не нравился. 

Picasso-Fernande-Olivier-et-Jacint-Reventos-a-el-Guayaba_Barcelone_Photo-1906.jpg

Возможно, Пикассо переживал органическую депрессию; позже, когда он вернулся в Париж, на него обрушилось желудочное недомогание. Его предъязвенное состояние. Впредь взаимоотношения кисти и холста не пройдут художнику даром — кубизм, как комплекс, был так же прост, как игра в шахматы в трех измерениях.  И они расстались — Пикассо и Фернанда.

Первая настоящая любовь пришла к художнику в 1917 году, когда он познакомился с одной из балерин Сергея Дягилева Ольгой Хохловой

Picasso-Fernande-Olivier-et-Jacint-Reventos-a-el-Guayaba_Barcelone_Photo-1906.jpg

История их отношений началась 18 мая 1917 года, когда Ольга танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Балет был создан Сергеем Дягилевым, Эриком Сати и Жаном Кокто, а Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций. 

Olga-Khokhlova-Picasso_villa-Belle-Rose_Juan-les-Pins_1925.jpg

Olga-Khokhlova-Picasso_villa-Belle-Rose_Juan-les-Pins_1925.jpg

После того, как они познакомились, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону. Художник представил её своей семье. Матери она не понравилась. Ольга – иностранка, русская, не пара ее гениальному сыну! Жизнь покажет, что мать была права. 

Olga-Khokhlova-Picasso_villa-Belle-Rose_Juan-les-Pins_1925.jpg

Пикассо, специально для матери, пишет портрет Ольги в испанском костюме.

Olga-Khokhlova-Picasso_villa-Belle-Rose_Juan-les-Pins_1925.jpg

Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе.

Olga-Khokhlova-in-Sheherazade_c1916.jpg

В июле 1919 года они отправились в Лондон на новую премьеру «Русского балета» — балет «Треуголка» (исп. «El Sombrero de tres Picos», фр. «Le Tricorne»), для которого Пикассо снова создавал костюмы и декорации. 

Olga-Khokhlova_Pablo-Picasso_Maria-Chabelska-et-Jean-Cocteau_Paris_Photo_1917.jpg
Olga-Khokhlova_Pablo-Picasso_Maria-Chabelska-et-Jean-Cocteau_Paris_Photo_1917.jpg

Балет также был показан в Альгамбре в Испании и имел большой успех в Парижской опере в 1919 году. Это было время, когда они были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях.

Olga-Khokhlova_Pablo-Picasso_Maria-Chabelska-et-Jean-Cocteau_Paris_Photo_1917.jpg

4 февраля 1921 года у Ольги родился сын Пауло (Поль). С этого момента отношения супругов начали стремительно ухудшаться. 

Olga-Khokhlova_Pablo-Picasso_Maria-Chabelska-et-Jean-Cocteau_Paris_Photo_1917.jpg

Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился. И еще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. Она хотела видеть его салонным портретистом, коммерческим художником, крутящимся в высшем свете и получающем там же заказы.

Olga-Khokhlova_Pablo-Picasso_Maria-Chabelska-et-Jean-Cocteau_Paris_Photo_1917.jpg

Такая жизнь смертельно наскучила гению. Это тут же отразилось на его картинах: свою жену Пикассо изображал исключительно в виде злой старухи, чьей отличительной особенностью были угрожающие длинные острые зубы. 

Olga-Khokhlova_Pablo-Picasso_Maria-Chabelska-et-Jean-Cocteau_Paris_Photo_1917.jpg

Пикассо так видел свою жену всю последующую жизнь. 

Olga-Khokhlova_Pablo-Picasso_Maria-Chabelska-et-Jean-Cocteau_Paris_Photo_1917.jpg

В 1927 году, когда Пикассо было 46 лет, он сбежал от Ольги к 17-летней Мари-Терезе Вальтер. Это был пожар, мистерия,  безумие.

Olga-Khokhlova_Pablo-Picasso_Maria-Chabelska-et-Jean-Cocteau_Paris_Photo_1917.jpg

Время любви к Мари-Терез Вальтер, было особенным, и в жизни и в творчестве. Работы этого периода резко отличались от прежде созданных  картин как  по стилю, так и по колориту. Шедевры периода Мари Вальтер, особенно до рождения дочери, являются вершиной его творчества. 

Olga-Khokhlova_Pablo-Picasso_Maria-Chabelska-et-Jean-Cocteau_Paris_Photo_1917.jpg

Olga-Khokhlova_Pablo-Picasso_Maria-Chabelska-et-Jean-Cocteau_Paris_Photo_1917.jpg

В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза беременна. Взяв с собой Пауло, она немедленно уехала на юг Франции и подала на развод. Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовали французские законы, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Она умерла от рака в 1955 году в Каннах. Пикассо не поехал на похороны. Он просто вздохнул с облегчением.

Olga-Khokhlova_Pablo-Picasso_Maria-Chabelska-et-Jean-Cocteau_Paris_Photo_1917.jpg

Olga-Khokhlova_Pablo-Picasso_Maria-Chabelska-et-Jean-Cocteau_Paris_Photo_1917.jpg

После рождения ребенка он охладевает к Мари и заводит себе еще одну любовницу — 29-летнюю художницу Дору Маар.
Однажды Дора и Мари-Тереза случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него бороться. И дамы набросились друг на друга с кулаками. 

Потом художник говорил, что драка двух его любовниц стала самым ярким событием в его жизни. Мари-Тереза вскоре повесилась. А Дора Маар, которая навсегда останется на картине «Плачущая женщина».

Olga-Khokhlova_Pablo-Picasso_Maria-Chabelska-et-Jean-Cocteau_Paris_Photo_1917.jpg

Дора.

Для страстной Доры разрыв с Пикассо стал катастрофой. Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где ее лечили электрошоками. Вызволил ее оттуда и вывел из кризиса давний приятель, известный психоаналитик Жак Лакан.
После этого Дора абсолютно замкнулась в себе, став для многих символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению Пикассо. Уединившись в своей квартире неподалеку от улицы Гран-Огюстен, она погрузилась в мистицизм и астрологию, приняла католичество.

Ее жизнь остановилась, быть может в 1944 году, когда произошел разрыв с Пикассо.

Man RayDora Maar, 1936

Позже, когда Дора вернулась к живописи, ее стиль коренным образом изменился: теперь из-под ее кисти выходили лиричные виды берегов Сены и пейзажи Люберона. Друзья организовали в Лондоне выставку ее работ, но она прошла незамеченной. Впрочем, и сама Дора не пришла на вернисаж, объяснив позже, что была занята, так как рисовала в гостиничном номере розу…
Пережив на четверть века того, кто, по словам Андре Бретона, был «безумной любовью» ее жизни, Дора Маар скончалась в июле 1997 года в 90-летнем возрасте в одиночестве и в бедности. А примерно через год ее портрет «Рыдающая женщина» был продан на аукционе за 37 миллионов франков. 

Расцветшая во время войны любовь Пикассо и Доры Маар не выдержала испытания миром. Их роман продолжался семь лет, и это была история изломанной, надрывной любви. Могла ли она быть иной? Дора Маар была неистова в чувствах и в творчестве. Она обладала необузданным темпераментом и хрупкой психикой: взрывы энергии у нее сменялись периодами глубокой депрессии. Пикассо же принято называть «священным монстром», но похоже, что в человеческих отношениях он был просто чудовищем. 

Man RayDora Maar, 1936

Художник быстро забыл покинутых им любовниц. Вскоре он уже стал встречаться с 21-летней Франсуазой Жило, которая годилась мэтру во внучки. Познакомился с ней в ресторане и тут же пригласил ее… принять ванну. В оккупированном Париже горячая вода была роскошью, и Пикассо был одним из немногих, кто мог себе ее позволить.

Man RayDora Maar, 1936

Не покорившаяся любви — Франсуаза Жило

В жизни любого разрушителя сердец и судеб рано или поздно встречается женщина, сломить и подчинить которую не удается. Именно такая сильная и самодостаточная женщина встретилась Пабло Пикассо в 1943 году. О своем 10-летнем романе с великим художником Франсуаза Жило написала впоследствии книгу «Моя жизнь с Пикассо», по которой затем был снят фильм «Прожить жизнь с Пикассо».

Man RayDora Maar, 1936

В отличие от многих возлюбленных мастера, Франсуаза Жило не сошла с ума и не покончила с собой. Почувствовав, что любовная история подошла к концу, она сама ушла от Пикассо, не дав ему возможность пополнить список брошенных и опустошенных женщин.

Man RayDora Maar, 1936

Знакомство Франсуазы и Пикассо произошло на профессиональной почве: молодая женщина увлекалась искусством и занималась живописью. Некоторое время она позировала художнику и брала у него уроки. Спустя полгода после знакомства их отношения переросли в роман. Для отображения образа непокорной возлюбленной Пикассо прибегает к новым для себя техникам, осваивая литографию и гравюру. С появлением в жизни Пикассо Франсуазы в его картины возвращается лирика. «Женщина-цветок», написанная в 1946 году — это ода женственности и нежности.

Man RayDora Maar, 1936

С Франсуазой Пикассо учится по-новому радоваться жизни. Не поглощая ее, а будто наблюдая со стороны. Это период спокойного счастья на побережье, наслаждение простыми радостями, такими как искрящееся море и нежно струящийся чистый песок. Именно эти искры счастья видим мы в «Радости жизни» — самой яркой картине периода с именем «Франсуаза».

Man RayDora Maar, 1936

Эта удивительная женщина сумела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои. Она подарила ему двух детей и сумела доказать, что семейная идиллия — это не утопия, но реальность, существующая для свободных и любящих людей. Дети Франсуазы и Пабло получили фамилию Пикассо и после смерти художника стали обладателями части его состояния.

Точку в своих отношениях с художником Франсуаза поставила сама, узнав о его неверности. Ее дальнейшая жизнь была богата событиями и счастливыми моментами. Издав книгу «Моя жизнь с Пикассо», Франсуаза Жило во многом пошла против воли художника, но обрела всемирную известность.

Man RayDora Maar, 1936

Дети Пикассо

Man RayDora Maar, 1936
Man RayDora Maar, 1936

Man RayDora Maar, 1936

Man RayDora Maar, 1936

Man RayDora Maar, 1936
Man RayDora Maar, 1936

Man RayDora Maar, 1936

Man RayDora Maar, 1936

ТАК ГОВОРИЛ ПИКАССО. ЦИТАТЫ
Оставляй на завтра только то, что не жалко оставить недоделанным после своей смерти.
Жизнь продлевают только работа и женщины.
Мне нравится жить бедно… но с кучей денег в кармане.
Плохие художники заимствуют. Хорошие художники крадут.
Хороший вкус — худший враг творчества.
Искусство — это ложь, ведущая к истине.
Искусство — это волшебство, помогающее переносить муку повседневности.
И среди людей копий больше, чем оригиналов.
Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?
Все имеют право меняться, даже художники.
Есть художники, которые превращают солнце в желтое пятно, 
но есть и другие, те, что своим искусством и своим разумом 
превращают желтое пятно в солнце.

Я, Пикассо — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Я, Пика́ссо» (исп. Yo, Picasso) — автопортрет испанского и французского художника Пабло Пикассо, созданный в 1901 году. Выполнен маслом на холсте. Размер — 73,5 х 60,5 см. Находится в частной коллекции.

Летом 1901 года девятнадцатилетний Пикассо прибыл в Париж, чтобы открыть совместную с Франсиско Итуррино выставку в престижной галерее Амбруаза Воллара на улице Лаффит. Готовясь к выставке, он написал 75 картин[1], надеясь утвердиться в мире современного искусства. Здесь же Пикассо представил свой автопортрет «Я, Пикассо». Это первый из трёх автопортретов 1901 года, знаменующий собой появление в искусстве его собственной творческой личности[2].

Следуя композиционным традициям классической школы, художник изобразил себя сидящим перед мольбертом в свете свечи. Его белая просторная рубашка и оранжевый шарф эффектно контрастируют с ярким сине-зелёным фоном. Пронизывающий драматичный взгляд художника обращён к зрителю. Он смотрит с решительным видом уверенного в себе мастера, пожелавшего, чтобы мир узнал его под именем Пикассо. Это было время поиска художником новых направлений в живописи. Новации, используемые в портрете, направили его к психологической углублённости, к периоду, когда в его работах стали преобладать холодные голубые тона.

В 1981 году американский коллекционер и меценат Уэнделл Черри купил картину «Я, Пикассо» на аукционе «Сотбис» за 5 800 000 долларов. В мае 1989 года он выставил её повторно на аукцион, где она была продана за 47 900 000 долларов греческому магнату и коллекционеру Ставросу Ниархосу[3].

⛭
ПериодыPablo picasso 1.jpg
Списки работ
Картины
Скульптуры
Офорты
Рисунки
Пьесы
Поэзия
Балет (оформление)
Музеи
Партнёры
Семья
Фильмы о нём
Другое

Женщина за глажкой — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Женщина за глажкой» (фр. La repasseuse) — картина испанского и французского художника Пабло Пикассо, написанная маслом на холсте в 1904 году в конце «голубого периода». Выставлена в Музее Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке. Размер — 116,2 x 73 см[1].

Бато-Лавуар, около 1910 года

Картина «Женщина за глажкой» была написана в то время, когда Пикассо было всего 22 года. Он окончательно переехал в Париж и поселился в Бато-Лавуар на улице Равиньян. Несмотря на отсутствие в здании электричества, художник предпочитал работать ночью. Он купил керосиновую лампу и до 1909 года большую часть работ создал при свете этой лампы, висевшей над его головой. Живя в бедности, Пикассо часто не мог позволить себе платить за керосин. Тогда он покупал свечу и работал, держа её перед холстом[2].

На картине изображена молодая женщина, склонившаяся над столом и разглаживающая утюгом бельё. На её лицо упали волосы, и она выглядит утомлённой после многих часов работы. Женщина старательно разглаживает ткань, смирившись со своим повседневным существованием. Её удлинённые пропорции и угловатые контуры напоминают стилистику картин Эль Греко, которым Пикассо не переставал восхищаться. Образ женщины окрашен в серые безрадостные тона, что вызывает у зрителя сочувствие к ней.

Моделью для картины послужила Марго. Она была дочерью владельца кабаре «Проворный кролик», которое находилось на Монмартре, и где часто собирались Пикассо и его друзья. В дальнейшем он изображал Марго и на других своих картинах[3].

В 1913 году в галерее современного искусства Таннхаузер в Мюнхене была представлена первая крупная ретроспектива работ Пабло Пикассо, в которую вошло полотно «Женщина за глажкой»[4].

Джастин Таннхаузер в 1963 году завещал картину Фонду Гуггенхейма вместе с другими произведениями своей коллекции. В 1978 году она окончательно вошла в постоянную коллекцию фонда[4].

Рентгеновское исследование холста в 1989 году показало, что под слоем краски находится ещё одно изображение[3]. Из-за бедности Пикассо часто приходилось записывать свои работы, чтобы продолжать создавать новые.

  1. ↑ Pablo Picasso. Woman Ironing (La repasseuse) (неопр.). GUGGENHEIM. Дата обращения 14 декабря 2019.
  2. ↑ Penrose, Roland. Picasso: : His Life and Work. Berkeley: University of California Press, 1981. Print.
  3. 1 2 Woman Ironing (неопр.). Pablopicasso.net. Дата обращения 14 декабря 2019.
  4. 1 2 Thannhauser Collection (неопр.). GUGGENHEIM. Дата обращения 14 декабря 2019.
⛭
ПериодыPablo picasso 1.jpg
Списки работ
Картины
Скульптуры
Офорты
Рисунки
Пьесы
Поэзия
Балет (оформление)
Музеи
Партнёры
Семья
Фильмы о нём
Другое

Пабло Пикассо: картины с изображением любимых женщин

Всем известен Пабло Пикассо — гениальный художник, но мало кто знает его со стороны, которой он поворачивался к женщинам. Его можно смело назвать разрушителем — почти все, кого он любил, сходили с ума или кончали с собой. Он говорил, что женщины продлевают жизнь, и если увлекался кем-то, то создавал целую серию работ. Ровно 45 лет назад в возрасте 91 года Пикассо ушел из жизни — предлагаем вспомнить семь муз художника.

Фернанда Оливье

Натурщицу Фернанду Оливье — первую большую любовь — Пикассо встретил в Париже в 1904 году. Именно с появления Фернанды мрачная живопись Пикассо приобрела краски. Они были молоды, быстро сблизились и прошли вместе через нищету и безызвестность первого десятилетия художника в Париже. Когда его картины стали покупать, их отношения уже были на исходе. Пикассо без сожаления порывал с бывшими возлюбленными: так получилось и с Фернандой, когда художник встретил Марсель Умбер, ставшей его привязанностью на трехлетний период кубизма. Портрет Фернанды «Женщина с грушами» — один из первых опытов в период раннего кубизма.

Ольга Хохлова

Балерину Ольгу Хохлову — первую жену и мать первого ребенка — Пикассо встретил в Италии в 1917 во время работы над «Русскими сезонами». Дягилев предупреждал Пикассо, что с русскими женщинами не шутят, на них женятся. Ольга Хохлова не просто стала женой Пикассо — он венчался с ней по православному обряду. Расставшись после 17 лет противоречивой семейной жизни, они так и не развелись — Пикассо не хотел делить имущество поровну, что требовалось по условиям брачного договора.

Охлаждение к жене пришло вместе с охлаждением к буржуазной жизни, которую так любила Хохлова. Натянутые отношения нашли отражение в картинах — если в начале их любовной истории портреты Ольги реалистичны, то ко времени распада брака Пикассо пишет ее только в стилистике сюрреализма. «Женщина в шляпе» создана в 1935-м — в год, когда Ольга узнала, что у Пикассо ребенок от любовницы Марии-Терезы Вальтер. Она хоть и ушла сама, но долгие годы преследовала Пикассо — ее смерть в 1955 году принесла художнику лишь облегчение.

Мария-Тереза Вальтер

Мария-Тереза Вальтер появилась в жизни Пикассо в 1927 году. Ей было всего 17, ему уже 45. До встречи с художником она даже не слышала его имени. В 1935-м Вальтер родила ему дочку Майю, которую он продолжал навещать даже после расставания с ее матерью. Мария-Тереза долгие годы писала бывшему возлюбленному нежные письма, которые тот зачитывал новым подругам. Она покончила с собой через четыре года после смерти Пикассо. Обычно художник изображал ее блондинкой с короткой стрижкой, но на портрете 1937 года появляются яркий макияж и накрашенные ногти — знак того, что у Пикассо роман с Дорой Маар.

Дора Маар

Дора Маар — та самая «плачущая женщина» Пикассо. Этот сюжет отражает не только восприятие художником характера этой женщины, но и предвоенные настроения в Европе. На момент их знакомства в 1935 году Дора была уже сама сформировавшимся художником и фотографом — их отношения носили скорее интеллектуальный характер, чем романтический. Разрыв с Пикассо после девятилетнего романа довел Дору до психиатрической клиники, а последние годы она вела затворническую жизнь. Перед вами — одна из самых известных картин из серии «плачущих женщин».

Франсуаза Жило

Франсуаза Жило — единственная женщина, которой удалось выйти сухой из воды после десятилетнего романа с Пикассо. Художник познакомился с годившейся ему во внучки Франсуазой в ресторане в 1943 году — она была прекрасной собеседницей и со временем Пикассо стал нуждаться в ней. Франсуаза родила ему двоих детей, сына Клода и дочь Палому, а в 1953-м вместе с ними ушла, став единственной женщиной, которой удалось выйти из-под влияния Пикассо без психологических проблем — она состоялась как художник, дважды вышла замуж, написала книгу о Пикассо, которая легла в основу фильма «Прожить жизнь с Пикассо» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Образ «женщины-цветка» появился весной 1946-го, когда художник наконец-то уговорил Франсуазу переехать к нему.

Сильветт Давид

Сильветт Давид, с которой у Пикассо никогда не было близких отношений, стала музой художника в 1950-х — она несколько раз ему позировала в 1954-м, что вылилось в целую серию работ — их легко можно угадать по пышному хвосту светлых волос. Романа с Сильветт не случилось — девушку всегда сопровождал жених, а сама она чувствовала себя неуютно рядом со знаменитостью, но знакомство с великим художником сыграло ей на руку — Пикассо подарил ей один из портретов, и на деньги от его продажи она смогла купить жилье в Париже.

Жаклин Рок

Жаклин Рок — последняя любовь Пикассо и вторая официальная жена — стала главным персонажем его картин в последние 20 лет. На момент их знакомства в 1953 году ей было 27, ему — 73. Жаклин сносила его тяжелый характер и называла монсеньором — с ней он прожил до самой смерти. Уход Пикассо она переживала тяжело, балансируя на грани безумия, а спустя 13 лет накануне ретроспективы его работ застрелилась. «Жаклин со скрещенными руками» — один из самых известных портретов последней музы Пикассо.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Getty Images