В Санкт-Петербурге открылась выставка «Брейгели. Продолжение династии»
Профиль
Избранное
30 мая 2022, 19:10 30 мая 2022, 20:10 30 мая 2022, 21:10 30 мая 2022, 22:10 30 мая 2022, 23:10 31 мая 2022, 00:10 31 мая 2022, 01:10 31 мая 2022, 02:10 31 мая 2022, 03:10 31 мая 2022, 04:10 31 мая 2022, 05:10
В Санкт-Петербурге открылась выставка «Брейгели. Продолжение династии»
Экспозицию можно увидеть во дворце Меншикова.
«Брейгели. Продолжение династии». Во дворце Меншикова в Петербурге открылась выставка картин потомков Питера Брейгеля-старшего. О том, как они развивали традиции великого фламандского художника, – Алексей Комаров.
Именно сыновья знаменитого художника – Питер Брейгель-младший и Ян Брейгель-старший – сделали своего отца знаменитым. Питер Брейгель-старший – икона своего времени. Живопись до него была понятна только узкому кругу людей. В своих пейзажах и бытовых сценах на первый план он поставил обычного крестьянина и бюргера. Его божественные твари гуляют, веселятся, танцуют, играют и катаются на коньках.
Картины Питера Брейгеля-старшего были невероятно популярны, но, к сожалению, он умер относительно молодым по нашим меркам. А вот спрос на его работы остался. Он был таким, что некоторые картины его внуки и сыновья копировали более двухсот раз.
Вот эта картина – одна из 130 известных копий «Зимнего пейзажа с ловушкой для птиц» Питера Брейгеля-старшего. Это канон пейзажа в Голландии XVI века. Сюжет воспроизводили и сыновья, и внук, и даже правнук знаменитого художника. Только Питер Брейгель-младший вместе со своей мастерской этот сюжет копировал 45 раз. Таким образом, стоимость картины снижали до суммы, которую мог потратить обычный бюргер. Впрочем, это не значит, что падало и качество картины.
«На самом деле вот этот сюжет интересен, где название и имя меняют наше отношение к картине или нет. Это как раз хороший пример. Прекрасные вещи, типа повторения и сына, и внука, и то, как они развивают традиции, это вот значительно интереснее», – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Сравнить 28 уникальных полотен и выбрать своего Брейгеля можно в Большом зале дворца Меншикова. Выставка продлится до конца августа.
Подписывайтесь на страницы телеканала «Россия-Культура» в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.
- культура
- новости
- Питер Брейгель
- Новости культуры
- Новости телеканала «Культура»
Весь эфир
Музей «Новый Иерусалим» открывает выставку «Младшие Брейгели и их эпоха»
ВыставкиМосковская область Россия
В мир увлекательных и запутанных семейных и художественных историй предстоит погрузиться зрителям выставки «Младшие Брейгели и их эпоха», которая откроется в музее «Новый Иерусалим» 24 декабря
Людмила Лунина
22. 12.2020
Питер Брейгель Младший. «Бобовый король» («Король пьет!»).
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Младшие Брейгели — уникальное явление: связанные родственными узами четыре поколения художников творили на протяжении более 100 лет, c XVI по XVIII век. Был один выдающийся отец, у него — два сына-живописца, далее — два внука и два внучатых зятя и еще четыре правнука. Два Питера, три Яна, Ян Питер — легко запутаться. Подобного не было ни до, ни после них, разве что семейство Баха в музыке.
Ставшая основой выставки коллекция нидерландской живописи Валерии и Константина Мауергауз — также явление исключительное. Она сформировалась в течение последних 15 лет в результате покупок на аукционах и в галереях. Это была большая удача: цены на картины Брейгелей за тот же период взлетели. Если в 1990-е Питер Брейгель Младший продавался за $1,5 млн, то в 2011 году на аукционе Christie’s в Лондоне его работа ушла за $10,7 млн!
Ян Брейгель Младший при участии мастерской. «Корзина с цветами и букет в вазе».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
В 2015 году коллекцию Мауергаузов уже показывали в ГМИИ им. А.С.Пушкина. В тот раз, как и сейчас, куратором экспозиции был профессор, доктор наук Вадим Садков. Но пять лет назад публика увидела только 29 работ — ныне же нашему вниманию предложено 70 произведений: порядка 19 картин Питера Брейгеля Младшего (1564–1638), 2 работы Яна Брейгеля Старшего (1568–1625), произведения его сына Яна Брейгеля Младшего (1601–1678) и многое другое.
Начало активному семейному брейгелеведению положила в 1997-м выставка Breughel —Brueghel, которую курировал немецкий исследователь Клаус Эртц. На ней впервые рядом висели работы двух братьев, сыновей Брейгеля Старшего. В 2002-м в нескольких европейских городах прошла выставка Brueghel Enterprises («Предприятия Брейгелей») — и о феномене заговорили в полный голос. Самый горячий вопрос, который интересовал всех: а как, собственно, эти копии появились?
Ян Брейгель Старший. «Обезьяний пир» («Шалости обезьян»).
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Современному зрителю, живущему в цифровой век, когда для копирования изображения достаточно нажать кнопку телефона, непонятны сложности XVI столетия. Чтобы представить себе драматизм ситуации, надо перенестись в 1569 год, когда в Брюсселе неожиданно умирает 45-летний преуспевающий художник Питер Брейгель. У него остались молодая вдова и трое детей — дочь и два сына: старшему было около пяти лет, младшему — год.
Активный творческий период Брейгеля Старшего занял последние 16 лет жизни. За это время он создал около 50 работ. Большинство из них хранились в частных коллекциях; еще в XVI веке на них наблюдался ажиотажный спрос (император Священной Римской империи Рудольф II давал задания своим посланникам искать и приобретать работы Брейгеля). То есть наследие художника высоко котировалось и было доступно ограниченному кругу богатых и влиятельных людей, но отнюдь не ближайшим родственникам.
Как в такой ситуации два маленьких мальчика выросли и стали не просто художниками, а точными копиистами отца, оставалось загадкой. Их мать Майкен Кук умерла через девять лет после мужа. Есть версия, что Питера и Яна воспитала бабушка Майкен Верхюльст, художник-миниатюрист и вдова Питера Кука ван Альста. Но даже если ты растешь в семье художников, этого недостаточно, чтобы воспроизводить картины отца, которых ты часто вообще не видел, с феноменальной точностью.
Питер Брейгель Младший. «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Только современные методы исследования (съемка в инфракрасном спектре) позволили увидеть, что на грунтованные доски — основу будущих картин — Питер Брейгель Младший переносил изображения с картонов. Метод назывался «припорох»: на картоне по контурам рисунка имелись дырочки, по ним проводили мешочком с угольной пылью, рисунок отпечатывался на доске. По всей видимости, картоны и предварительные эскизы были тем наследием, которое хранилось в семье и на основе которого возникла династия. До наших дней этот рабочий материал не дошел.
Питер Брейгель Младший — первенец Брейгеля Мужицкого — посвятил практически всю жизнь популяризации творчества отца. Его работы стоили на порядок дешевле: если старший Брейгель продавался за 700 гульденов, то копии сына — за 70. (Такие цифры назывались в 2002-м в связи с выставкой Brueghel Enterprises.) Питер-младший подписывал вещи семейной фамилией, но практически всегда ставил год, что помогает в атрибуции. То есть он производил действительно копии, а не подделки. Объем производства у наследников был на порядок выше: 50 картинам отца семейство противопоставило почти 1,5 тыс. копий, некоторые композиции повторялись до 50 раз!
Ян Брейгель Старший. «Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Ян Брейгель Старший, второй сын основателя династии, выбрал собственный путь: он на семь лет уехал в Италию, где и сформировался как художник. Его картины носили более камерный характер, почерк отличался маньеристической утонченностью, а живописный слой — из-за лессировок — прозрачностью. Помимо аллегорических и пасторальных сценок, он прославился цветочными композициями, был одним из родоначальников цветочного натюрморта. Из-за живописной манеры он получил прозвище Бархатный, в то время как его старшего брата, который утрировал манеру отца, именовали Адским. Сын Яна-старшего, Ян Брейгель Младший, наследовал как мастерскую отца, так и круг его живописных тем и во многом — манеру.
Что такого притягательного было в творчестве Питера Брейгеля Старшего, что даже его копии имели и имеют такой бешеный спрос? В истории искусств есть ключевые фигуры, вокруг которых формируется священный культ. (В русском искусстве таким является, например, Казимир Малевич.) Брейгель Старший явно в их числе. Ярчайший представитель Северного Возрождения, он совершил переход от религиозной живописи к светской: насытил религиозные сюжеты житейскими подробностями и одновременно возвысил своих современников до уровня библейских героев. Он придумал Землю (или даже Вселенную): подарил плоской как блюдце Голландии виды бескрайних гор и долин. И это были не просто топографические красоты, а Земля как творение Бога. Брейгель жил во времена Реформации, буржуазной революции, раздела Нидерландов на испанскую Фландрию и независимую Голландию, и ужас и жестокость этих потрясений явно нашли отражение в его творчестве. Наконец, картины Брейгеля Старшего работают как фрактал: сколько их ни увеличивать (а современные проекторы позволяют увеличивать их в десятки раз), на любом уровне обнаружатся новые и новые сюжеты — занятия, детали, выражения лиц, отношения людей, нюансы одежды. В этот мир погружаешься как в бездонный колодец. Выдающиеся открытия были достойны того, чтобы их копировали и распространяли.
Йос де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший. «Деревенский пейзаж с колодцем».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
В мир увлекательных и запутанных семейных и художественных историй предстоит погрузиться зрителям выставки в музее «Новый Иерусалим». Помимо собственно Брейгелей, в экспозиции будут работы их соперников-конкурентов — известных антверпенских мастеров Франса Франкена Младшего и Себастьяна Вранкса, творивших в историческом и батальном жанрах. Также мы увидим фламандский и голландский натюрморты: работы Исаака Соро, Амброзиуса Босхарта Младшего и Бальтазара ван дер Аста и еще вещи Яна ван Кесселя Старшего, состоявшего в родстве с Брейгелями.
Ян ван Кессель Старший. «Лев и вепрь».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка станет и поводом поговорить об организации арт-бизнеса в Нидерландах в XVI–XVIII веках. В стране первой в мире победившей буржуазной революции возник большой класс потребителей искусства — зажиточных горожан, но в то же время существовала монополия на производство и, главное, на продажу картин: этим бизнесом могли заниматься только члены гильдии святого Луки. Оба сына Питера Брейгеля Старшего (не говоря уже об их детях) как потомственные живописцы стали членами этой гильдии в 20-летнем возрасте и имели большое рыночное преимущество в воспроизведении и распространении семейного стиля-бренда.
Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»
Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз
Выставка продлена до 27 июня
Подписаться на новости
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11. 01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19. 01.2023
Дареному коню… Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Исследования Брейгеля
◂ НАЗАД
Манфред Селлинк, куратор выставки, на выставке
Многолетняя исследовательская инициатива
Все началось в 2012 году с крупного гранта, предоставленного Фондом Гетти в рамках его Инициатива по панно. Эта давняя исследовательская инициатива была сосредоточена на искусстве Питера Брейгеля Старшего, на том, как он создавал свои панели, на его технике и обращении, на истории используемых им материалов, на вопросах истории искусства и на происхождении работ.
Исследовательский проект был также важным учебным проектом для консерваторов-стажеров, которые были включены в команду.
Мы использовали ряд самых современных технологий, все они, конечно, неинвазивные методы:
Инфракрасная фотография и инфракрасная рефлектография позволяют выявить рисунок под слоями краски.
Рентгеновские снимки позволили нам изучить основу, то есть панели, грунт и пигменты, используемые для различных цветов.
Рентгенофлуоресцентный анализ позволил определить количество и качество элементарного состава, что помогло нам идентифицировать различные пигменты.
3D-мэппинг был использован для тщательного измерения картин и визуализации их в 3D.
В совокупности результаты всех этих анализов многое рассказали о том, как работал Брейгель. Например, нам удалось выявить изменения в некоторых композициях Брейгеля, внесенные художником, когда картина была уже далеко проработана.
Нам удалось заглянуть в самое сердце панно.
Инфракрасная рефлектография
Веб-сайт insidebruegel.net предлагает экспертам и заинтересованным непрофессионалам возможность изучить методы работы Брейгеля.
Интерактивный сайт Брейгеля insidebruegel.net был запущен 2 октября 2018 года, в день открытия выставки для публики. Каждый может посетить веб-сайт бесплатно.
Это наш способ выполнить предложение Брейгеля внимательно изучить его композиции. HD-изображения, созданные в связи с нашим исследовательским проектом, раскрывают даже мельчайшие детали его картин.
Специальные фотографии, также созданные в связи с исследовательским проектом, дают посетителям возможность провести собственное исследование.
Вот пример, показывающий, как перемещаться по сайту insidebruegel.net:
Изображения высокой четкости позволяют сфокусироваться на определенной части картины. Отдельные детали показаны в видимом свете, инфракрасной рефлектограмме и рентгеновских снимках. Этот пример показывает, что первый охотник не входил в первоначальную концепцию Брейгеля. Брейгель нарисовал его поверх уже выполненной заснеженной земли и ствола дерева. Это показывает нам, что охотник был добавлен, когда картина была уже довольно далеко продвинулась. Он действует как репуссуар, вводя нас в композицию.Доступ к нашим технологическим анализам дает возможность каждому – как эксперту, так и заинтересованному непрофессионалу – провести собственное исследование. На выставке посетители музея могут получить доступ к веб-сайту insidebruegel.net через сенсорные мониторы, предлагая им более индивидуальный подход к работам Брейгеля. И, возможно, они откроют какие-то интересные детали или разовьют интересные идеи.
Научный обмен и сотрудничество
В декабре 2018 года мы проведем симпозиум, на котором соберутся ведущие специалисты по Питеру Брейгелю Старшему и его (живописной) технике. Будут обсуждения выводов и результатов; доклады, представленные на симпозиуме, будут опубликованы в 2019 году.
По завершении выставки мы поставили перед собой еще одну научную цель: создать обновленный каталог-резоне, созданный в сотрудничестве со всеми исследователями Брейгеля.
Все эти усилия направлены на популяризацию творчества Брейгеля и содействие более глубокому пониманию его работ, давая новые импульсы для его признания спустя 450 лет после смерти художника.
Масленица против Великого поста
◂ НАЗАД
Битва между Масленицей и Великим постом 1
Брейгель как социальный критик
Питер Брейгель Старший был проницательным наблюдателем и социальным критиком. Им очень восхищались за его навыки, несмотря на то, что он держал зеркало перед своими современниками.
Брейгель ничего не жалеет. Хорошим примером является одно из его самых ранних панно в Художественно-историческом музее:
Брейгель с любовью изображает современные фламандские обычаи карнавала и Великого поста. В экспозицию входит ряд предметов, подобных изображенным на картине. Мы очень благодарны нашим коллегам из Музея Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме и Музея под открытым небом Бокрик в Генке, которые нашли подходящие предметы в бельгийских и голландских коллекциях.
Таким образом, мы смогли включить в экспозицию материалы, предоставленные Музеем Бойманс v.B. который будет отображаться рядом с 9-м числом Брейгеля.0069 Битва между Карнавалом и Великим постом
.Все действие происходит между гостиницей и церковью. Слева доминирует трактир и Принц Карнавал, олицетворяемый толстым пьяницей. Справа церковь и Леди Лент, с ног до головы в сером.
Два антагониста вооружены и вот-вот сломают друг другу копья. Конечно, это не настоящий рыцарский турнир. Принц Карнавал размахивает вертелом с различными видами мяса, в то время как Леди Лент атакует его хлебной коркой, полной селедки.
Все это действие, как с обеих сторон состава, так и со стороны представителей всех классов: как жадных (притворных) калек, так и лицемерных богатых бюргеров, сводящих веру к таким обычаям, как Великий пост и публичные проявления благотворительности. Все они соревнуются ради собственной выгоды.
1
Питер Брейгель Старший
Битва между Карнавалом и Великим постом
1559 // Подпись и дата в правом нижнем углу: BRVEGEL 1559 // Дубовая панель, 118 × 164,2 см // Вена, Художественно-исторический музей, картина Галерея, инв.
В этой богатой композиции многое происходит помимо двух главных героев и даже ниже видимых слоев краски. Современные технологии позволяют нам видеть сквозь разные слои краски и изучать рисунок.
Инфракрасная рефлектография здесь особенно полезна: эти инфракрасные изображения показывают как то, что Брейгель сделал подробные предварительные рисунки всех фигур, так и то, что он закрасил некоторые области композиции.
Вероятно, эти сцены были сочтены владельцами картины слишком жуткими.
Многие сохранившиеся копии этой картины привлекли внимание ученых к этим перерисовкам: на некоторых изображены фигуры, которые позже были закрашены в оригинале.
Деталь с правого края композиции; калека виден в профиль; видимый свет Деталь с правого края композиции, калека видна в профиль; инфракрасная рефлектографияВсе эти закрашенные фигуры подчеркивают одно из основополагающих положений Брейгеля: несчастья, инвалидность, страдания и даже умершие используются для зарабатывания денег.