Наряды от Юбера Живанши: как одеться стильно
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
02.02.2023 16:27
Поделиться
Мария Павлова
Раннее утро в большом городе. Героиня Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани» стоит напротив витрины ювелирного магазина в лаконичном черном платье, идеально сидящем на фигуре. Оно прекрасно смотрелось на светском рауте, с которого, очевидно, девушка возвращается. Актриса распаковывает пакет с булочкой и стаканчиком кофе… На секунду кажется, что еда в картонке «на ходу» погубит все очарование образа. Но этого не происходит. Наоборот — образ стильной женщины в минималистичном, хорошо сидящем черном платье без рюш, декора и прочих деталей приобретает в глазах мировой аудитории универсальность и становится культовым навсегда. «Маленькое черное платье» как вещь гардероба и украшение любой дамы придумала великая Коко Шанель. Но знаменитым и желаемым его сделал Юбер де Живанши, одевший Хепберн для фильма. Второго февраля исполнился 71 год со дня основания модного дома и легендарного бренда Givenchy. Чему нас научил его основатель за несколько десятилетий своей деятельности? Если можно дать только один ответ, то это будет — парижский шик, доступный каждому.
Юбер де Живанши является классиком французской моды, чье имя стоит в одном ряду с Кристианом Диором, Кристобалем Баленсиагой и Коко Шанель. / Getty Images
В 1952 году в возрасте 25 лет Юбер Живанши берет в долг деньги у родных и открывает на них модный дом. На остаток средств он создает первую коллекцию — из бюджетной хлопковой ткани: в основном легкие юбки и струящиеся блузы с объемными рукавами. И тут же формулирует для общественности свою позицию, которой следует в течение всей карьеры: одежда должна производиться не только для подиума, но и быть доступной каждой женщине в магазине. Его наряды сразу подкупили женщин базовыми расцветками, минимализмом, комфортом и педантично исполненным кроем. Многие удивлялись, как модельеру удалось сделать на первый взгляд обычные скромные вещи столь женственными и элегантными?
Кадр из фильма «Завтрак у Тиффани». Актриса Одри Хепберн в легендарном черном платье от Юбера Живанши. Именно этот фасон черного платья признан классическим. Фото: Getty Images
Наследие Юбера Живанши на все времена:
Белые х/б блузки с широкими рукавами и рукавами-воланами
Засветившаяся еще в дебютном показе Живанши 1952 года модель блузки, получившей позже название Bettina, до сих пор не оставляет никого равнодушным. Тогда модельер сшил белую рубашку из хлопка с углубленным вырезом и крупными пуговицами, а рукава оформил в форме крупных воланов, декорировав кокетливыми полосками черной ткани. Сказать, что демонстрация блузы произвела фурор, значит не сказать ничего. Bettina мгновенно стала хитом продаж не только во Франции, но и на других континентах. Лицензию на продажу более демократичной версии почти сразу выкупил крупный Нью-Йоркский торговый центр.
Блузу Bettina назвали в честь Беттины Грациани — популярной манекенщицы того времени, но прежде всего музы и помощницы кутюрье. Фото: Getty Images
Помимо воланов Живанши выбрал для своих блузок расклешенные рукава, а также прямые широкие и широкие с зауженным концом. Другими словами, сделал обычную блузку не скучной, но оставил по-прежнему универсальной.
Силуэт «Мешок». Или «Кокон»
Принято считать, что над силуэтом пальто-«мешка» Живанши начал работать в сотрудничестве с домом Balenciaga. В 1953 году молодой Юбер познакомился с испанским модельером Кристобалем Баленсиага — в итоге получилось наставничество и дружба на долгие годы. Испанец оказал значительное влияние на формирование фирменного стиля Живанши того периода. В частности, он приучил Юбера особо тщательно выбирать цвет и уделять внимание качеству ткани, при этом с легкостью отказываться от замысловатых деталей и декора ради декора. Так, в процессе обмена мнений родился фасон «мешка» или «кокона». Но, конечно, не надо представлять его буквально. У Живанши — это свободные скрывающие очертания тела силуэты, не имеющие подчеркнутую талию. Иногда смягчить крой модельер предлагал отделкой из перьев, бусинами. Чаще всего такие платья и пальто шились в нейтральной цветовой гамме.
В середине 1950-х годов и на протяжении 1960-х годов фасон стал очень популярным. Мало того, что он был комфортным и не приходилось думать о том, чтобы не дай бог съесть за обедом лишнее, он еще удивительно стройнил ноги, а щиколотки приобретали дополнительную изящность. Женщины носили удлиненные модели вместе туфлями на каблуках.
Силуэт-кокон до сих пор используют мировые дизайнеры, периодически возрождая уроки стиля от Юбера Живанши.
После презентации силуэта «кокон», Юбер Живанши заявил: «Я мечтал об освобожденной женщине, которая больше не будет забинтована в ткань». Фото: Коллаж РГ
Платья: «футляры» и «бюстье»
Сегодня для нас модель платья без бретелей и рукавов уже стала классической. Подобные образы всегда в тренде и к месту и подходят самым разным типам фигуры. В создании таких нарядов заключалась особая сила Юбера Живанши.
Белое платье-бюстье из знаменитой киношной love story «Сабрина» — то самое с отстегивающейся расшитой пышной юбкой-шлейфом, под которой скрывается силуэт «футляр» (или «карандаш»), — является «визитной карточкой» кутюрье.
Прием «трансформации юбки» в этом платье настолько впечатлил коллег Живанши, что впоследствии его начали использовать другие модные дома. Фото: Getty Images
Модель алого платья-бюстье из фильма «Забавная мордашка» с воздушной вуалью еще один культовый фасон француза. Сегодня он не утратил актуальности — все больше женщин предпочитают для мероприятий выбирать подобный образ, просто дополняя его украшениями.
Кадр из фильма «Забавная мордашка». За костюмы в этом фильме Живанши получил «Оскар». Фото: Кинопоиск
В начале 1960-х француз получает заказ на платье для открытия выставки от Жаклин Кеннеди — тогдашней первой леди США. Несмотря на то, что по протоколу ей было предписано выбирать исключительно американских дизайнеров, Жаклин не могла пройти мимо таланта Живанши. Для этого случая он создал для нее платье-бюстье свободного кроя из нежно-розового шифона с вышивкой, объединившее в себе и его любимый прием верха, и стилистику индийских сари и платьев традиционной греческой культуры. Крой мгновенно стал трендом и не уходит с подиумов до сих пор.
Еще одна знаменитая клиентка Живанши — Жаклин Кеннеди. Ходили слухи, что платья модельера тайно доставлялись в Белый дом, где в обстановке строжайшей секретности с них отрезали фирменные бирки — ведь первой леди США было запрещено носить вещи не американских дизайнеров. Фото: Getty Images
Платье-футляр с верхом бюстье или на лямках — один из ключевых предметов гардероба 1960-х годов ввел в моду Живанши. Его вариант кроя низа не сковывал движений, как юбка-карандаш, не предполагал наличия корсета вверху, при этом очерчивал силуэт не хуже него. Но главное — такое платье было невероятно многофункциональным: в зависимости от цвета, дизайна и грамотного применения верхней одежды, обуви и аксессуаров его можно было надеть практически по любому поводу.
Силуэт «Трапеция»
«Трапеция» от Живанши стала знаменитой все также благодаря его главной музе жизни — актрисе Одри Хепберн. Для свадьбы артистки с Андреа Дотти модельер придумывает аскетичное платье-трапецию. Никаких принтов, кружев, бусин. Только цвет, ткань и качество исполнения работы. Наряд он дополнил воротником-стойкой и платком, выполненным из той же ткани, что и платье, а также туфлями на низком каблуке. Платье становится символом эпохи 1960-х и шика — каждая женщина мечтала заполучить свою модель.
Одри Хепберн настолько вдохновляла Юбера Живанши, что модельер даже создал для нее парфюм L’ Interdit. Это была эксклюзивная версия духов, предназначенная исключительно для актрисы. В продажу для широкой аудитории парфюм вышел только спустя 7 лет. Фото: Getty Images
Также для актрисы Живанши перерабатывает пальто трапециевидной формы преппи. Такие модели были популярны в 1930-1940 гг в Америке среди школьников и назывались — преппи (сокращенное от формы учащихся «college preparatory schools» — престижных частных школ, готовящих детей к поступлению в элитные учебные заведения). На миниатюрной Хепберн скорректированный силуэт сел так органично, что преппи для взрослых моментально стали популярными.
Кроме того, из «трапеции» Живанши вышли первые спортивные платья для повседневного гардероба женщины.
Универсальные комплекты
Пока коллеги Живанши по модельному делу создавали для женщин единые образы, Юбер обратил внимание на время, в которое творил. Оно менялось, и женщины все больше ценили в нарядах не только изящность и женственность, но также практичность, универсальность и функциональность.
Практически с самого начала Живанши начинает выпускать комплекты, которые можно было носить как вместе, так и по отдельности. Например, блузы и кардиганы, к которым подходили несколько совершенно разных юбок. Сейчас это кажется удивительным, но в те годы такой подход считался новаторским — до Живанши костюмы носились только в первородном варианте.
Живанши создал для женщин одновременно простой и элегантный «парижский» стиль, полюбившегося всем за комфорт и аристократичность. Кадр из фильма «Завтрак у Тиффани». Фото: kinopoisk.ru
Двубортный пиджак для женщин и костюмы с ним
В середине 1980-х годов благодаря Живанши появляется еще один модный на все времена тренд: это женский костюм с двубортным «мужским» жакетом с английским воротником на 3 пуговицы. Брюки со складками или прямая юбка под него, не важно -модельер наглядно показал, что эта традиционно мужская вещь может выигрышно подчеркивать женскую фигуру.
«Все, что нужно женщине, чтобы быть неотразимой — это плащ, два костюма, пара брюк и кашемировый свитер», — говорил Юбер Живанши. Фото: Getty Images
Одним из самых желанных нарядов в этой категории долгие годы остается серый шерстяной костюм из приталенного двубортного пиджака без ворота и длинной, до щиколотки, узкой юбки, надетый когда-то Одри Хепберн. Многие бизнес-вумен современности пытаются копировать этот образ сегодня.
***
Юбер де Живанши ушел в отставку в 1995 году после более чем четырех десятилетий творчества. Именно он стал настоящим отцом моды «прет-а-порте» (основал направление — Пьер Карден), сделав стильную одежду частью жизни, а не просто искусством на подиуме. Стиль дома Givenchy с его минимализмом, лаконичностью и визуальной простотой стал общепризнанной классикой и воплощением безупречного вкуса.
Поделиться
Образ жизни
Вещи-легенды: модное наследие Юбера де Живанши
Граф Юбер Таффен де Живанши тихо скончался во сне, в своем собственном замке, всего через три недели после 91-го дня рождения. Достойное завершение достойной – а вернее сказать, великолепной — жизни.
Для Юбера все сложилось именно так, как он мечтал с детства. Вообще-то ему, сыну аристократов из города Бовэ на севере Франции, прочили карьеру юриста. Но сам Живанши уже с 10 лет знал, что не хочет корпеть над бумагами в конторе: его призвание – создавать красивые вещи. Все началось с поездки с матерью в Париж в конце 30-х годов – тогда они попали на выставку в Малом Дворце. Экспозиция была посвящена моде, курировала ее сама Жанна Ланвен, а выставлялись творения Скьяпарелли, Шанель и других кутюрье. Увиденное настолько поразило маленького Юбера, что он твердо решил связать с модным миром свою жизнь. Отец мальчика умер, когда ему было всего два года, а матери не оставалось ничего, кроме как смириться и поддержать сына. Кумиром подростка стал Кристобаль Баленсиага – с юности Юбер мечтал о встрече с ним.
Юбер де Живанши
Уже в 17 лет Живанши переехал в Париж, поступил престижную Высшую школу изящных искусств и быстро оброс нужными связями в мире моды. Он стажировался у Жака Фата и Робера Пиге, дружил с Кристианом Диором и даже одно время был арт-директором бутика Эльзы Скьяпарелли. В 1952 г., когда ему было всего 25, Юбер принял решение пуститься в свободное плавание. Его первое ателье на улице Альфреда де Виньи было таким крохотным, что платья и блузки перед первым показом приходилось гладить в ванной. Однако молодой модельер придумал грамотную стратегию – уже в дебютной коллекции он представил комплекты из взаимозаменяемых вещей, которые легко можно было сочетать друг с другом. Это было ново и коммерчески оправдано. В марте того же года о нем стали писать международные СМИ, вроде американского Life.
Статья о Живанши из журнала Post, 1955 г.
Год спустя после триумфа сбылась еще одна мечта Юбера – во время поездки в Нью-Йорк он встретился с Баленсиагой. Причем, знакомство стало судьбоносным: кутюрье, который уже тогда был в статусе легенды, поверил в талант многообещающего новичка и принял самое деятельное участие в его судьбе. Со временем испанец помог Живанши переехать в большое ателье на улице Георга V (здесь флагманский бутик Givenchy находится по сей день). Кроме того, считается, что старший друг серьезно повлиял и на эстетику бренда Givenchy – в частности, привил молодому дизайнеру любовь к округлым силуэтам и четко выверенному крою. «Я верующий, и у меня два идола – Баленсиага и Господь Бог», — позднее скажет Юбер.
Бутик Givenchy на улице Георга V в Париже
Еще одним крайне важным для Живанши человеком была Одри Хепберн. Они встретились все в том же 1953-м, когда молодая актриса пришла в бутик начинающего модельера, чтобы подобрать вещи для съемок в фильме «Сабрина». Сам Юбер был уверен, что к нему зайдет более знаменитая на тот момент однофамилица Одри – Кэтрин Хепберн. По собственному признанию, он был весьма расстроен, когда увидел, что ошибся. Однако тем же вечером они с Одри поужинали вдвоем, и еще до того как подали десерт, Живанши понял, что «сделает для этой девушки все, что угодно». Они сотрудничали и близко дружили сорок лет – до самой смерти Одри в 1993 г. Живанши создавал костюмы практически для всех героинь Хепберн.
Одри Хепберн в фильме «Забавная мордашка»
Персонажи от серьезной и вдумчивой Джо Стоктон из «Забавной мордашки» до легкомысленной Холли Голайтли из «Завтрака у Тиффани» носят в кадре наряды от Givenchy. Исключениями стали разве что «Война и мир» (там нужны были не современные, а исторические костюмы) и «Двое на дороге» — здесь Одри играла ироничную и эмансипированную женщину, и режиссер решил, что ей больше подойдут вещи от Пако Рабанна и Мэри Куонт.
Кроме Одри, в числе клиенток Живанши были и другие знаменитости, определившие эпоху: Элизабет Тэйлор, Жаклин Кеннеди, Марлен Дитрих, Грета Гарбо и принцесса Монако Грейс. Его стиль стал олицетворением «дорогой» и «породистой» элегантности. Бренд Givenchy занял свою нишу где-то на полпути от Chanel до Dior. Его вещи были не такими «дерзкими» и лаконичными, как у первой, но все же не такими сложносочиненными и нарочито женственными, как у второго. Женщина Givenchy не стремится любой ценой привлечь к себе внимание. При этом, лишь взглянув на нее, вы поймете, что ее наряд стоит несколько тысяч долларов.
Жаклин Кеннеди в платье от Givenchy на приеме у Шарля де Голля в Версале, 1961 г.
Элизабет Тейлор в фильме «Очень важные персоны», 1963 г.
В конце 80-х Юбер де Живанши продал свой бренд концерну LVMH, а в 1995 г. полностью отошел от дел, уступив место преемнику Джону Гальяно. Его на этом посту последовательно сменяли Александр Маккуин, Джулиен Макдональд, Рикардо Тиши и Клэр Уэйт Келлер. Творчество каждого из них – отдельная глава в истории модного дома. Но мы, пользуясь случаем, вспомним о том, за что мир будет помнить самого Юбера – человека, без которого вся эта история вовсе никогда бы не началась.
Юбер де Живанши за кулисами своего последнего шоу, 1995 г.
«Разбитые» комплекты
Начало 50-х, когда Живанши основал свой бренд, было не самым простым временем для европейских модельеров. Многие старые модные дома закрывались, не сумев выдержать конкуренцию с американскими марками: клиенты все чаще предпочитали одежду из-за океана – ценили ее за доступность и практичность. Именно поэтому молодой дизайнер с самого начала решил, что его вещи будут носибельными и удобными – два качества, которые далеко не все его французские конкуренты принимали в расчет.
Уже в свою первую коллекцию он включил комплекты, составляющие которых можно было покупать и носить по отдельности. Например, блузы и кардиганы, к которым подходили несколько юбок разной длины и с разным принтом. Сейчас это кажется удивительным, но в те годы такой подход считался новаторским – до Живанши комплекты и костюмы не принято было «разбивать».
Блуза «Беттина»
Еще один «гвоздь» дебютной коллекции Живанши 1952 г. Блуза, рукава которой украшены крупными фигурными оборками и контрастным черным принтом, мгновенно стала хитом продаж. Лицензию на нее тут же выкупил Нью-Йоркский магазин «Рассекс» — там стали продавать удешевленную копию вещи, — лучшее свидетельство признания и придумать трудно.
Демонстрировала блузу та, в чью честь она была названа — Беттина Грациани, модель, it-girl, муза и правая рука Живанши: несколько лет она отвечала в его модном доме за связи с общественностью. В середине 50-х Беттина оставила работу, но с модельером они продолжали близко дружить вплоть до ее смерти в 2015 г. В честь Грациани в 90-е годы был создан один из самых известных ароматов Givenchy Amarige.
Беттина Грациани в блузе «Беттина»
Беттина готовит зал к одному из первых показов Живанши
Вырез «Сабрина»
Прямоугольное декольте с завязками – сексуальное и целомудренное одновременно – так запомнилось всем, кто посмотрел «Сабрину» с Одри Хепберн, что вырез со временем назвали в честь этой героини. Это декольте, а также десятки других нарядов Одри из этой картины, оценили и члены киноакадемии – фильм получил «Оскара» за лучшие костюмы. Событие было омрачено тем, что вручили награду не Юберу, а костюмеру Эдит Хед, которая числилась в штате киностудии, а потому была указана в титрах. В своей благодарственной речи Хед ни словом не упомянула Живанши. Впрочем, Юбер, как человек благородный, ни разу по этому поводу не возмутился.
«Сабрина»
Платье-кокон
В 1957 г. Живанши создает платье, которое клиенты и критики прозвали «коконом» или «мешком». Его лаконичный овальный силуэт появился, вполне вероятно, под влиянием творчества Баленсиаги. Элегантное, при этом удобное и просторное, оно мгновенно стало популярным, а округлый контур стал ключевым для конца 50-х – начала 60-х годов с их стремлением к свободе и раскованности. Силуэт-кокон до сих пор используют дизайнеры самых разных марок – от Prada до Jacquemus.
Джоан Коллинз в платье-коконе
Модель в платье-коконе
Первый «звездный» аромат
В том же 1957, при содействии родного брата, Живанши основал косметическое подразделение Givenchy Parfums. Тогда же в продажу поступил и первый аромат марки: парфюмер Франсис Фаброн еще в 1955 году создал цветочно-альдегидные духи L’Interdit («Запрет»). Правда, поначалу они были даром Живанши Одри Хепберн и предназначались только ей. По легенде, дизайнер решил таким образом утешить актрису, которая была в депрессии из-за перенесенного выкидыша. Несколько лет аромат не выпускался в широкую продажу, а когда это все-таки случилось, его лицом стала сама Одри – до этого звезды не рекламировали духи, так что это тоже было новшеством. Что примечательно: Хепберн снималась для рекламных плакатов L’Interdit абсолютно бесплатно. (читайте: 5 легендарных ароматов, которые мы незаслуженно забыли)
Одри Хепберн в рекламе L’Interdit
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб
Ксения Крушинская
Юбер де Живанши | Платье | Французский
Юбер де Живанши | Платье | французский | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Одеваться
Дизайнер:
Юбер де Живанши (Франция, Бове, 1927–2018, Париж)
Дата:
ок. 1969 г.
Культура: Французский
Середина: шелк
Кредитная линия: Завещание Иоланды Филдинг-Шефтель, 2006 г.
Регистрационный номер: 2006.271.31
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Похожие произведения искусства
- Юбер де Живанши
- Институт костюма
- Костюм
- Платья
- Шелк
- Из Европы
- Из Франции
- С 1900 г. н.э. по настоящее время
Ресурсы для исследований
Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.
API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.
Обратная связь
Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.
Институт костюма в Метрополитене
Коллекция Института костюма, насчитывающая более 33 000 костюмов и аксессуаров, представляет пять континентов и семь веков модной одежды и аксессуаров для мужчин, женщин и детей.
работ | Юбер де Живанши | Люди
Перейти к основному содержанию
Расширенный поиск
Закрыть
Уточнить результаты
Юбер де Живанши (27)
КОСТЮМ И АКСЕССУАРЫ (27)
Декоративное искусство, ремесло и дизайн (27)
Сортировка:Номер объекта (по убыванию)Название (A–Z)Дата (сначала более старые)Номер объекта (по возрастанию)Основной производитель (A–Z)Последнее обновление (по возрастанию)Номер по каталогу (по возрастанию)
ListImagesTable
/ 2Следующая
Фильтры
1-24 из 27 из 27
Hubert de Givenchy
Коктейль -платье
1980–1989
Silk Taffeta, хлопок и полиэфир
0,910
00060000700000000700007000070000700009000 00007000070000700009000 9000000000009000 90000000700007000070000700009000 90000000700007000090000000009 000700009.
Тафта, шелк, нейлон, пластик и металл
99.617.A,.B
Hubert de Givenchy
Коктейльное платье
c. 1959–1960
Шелковый ламе
98.497
Hubert de Givenchy
Pillbox Hat
1965
Possibly pressed paper
97.527
Hubert de Givenchy
Draped Pillbox Hat
1965
Suede and metal
97.526
Hubert de Givenchy
Бальное платье
1987
Gros de Tours, бархат и сердолик
97.522.A,.B
Юбер де Живанши
Вечернее платье (№ 64050)
1970
Бархат, шелковый шифон и шелковый атлас
97.521
Hubert de Givenchy
Платье (№ 71335) и шляпа
c. 1987
Кружево гипюр, черный бархат и искусственный жемчуг
97.517.A,.B
Hubert de Givenchy
Бальное платье (№ 64118)
c. 1980
Тафта и бархат
97. 514
Hubert de Givenchy
Бальное платье
1985
Газар и атлас dubonnet
97.512.A,.B
Hubert de Givenchy
Вечернее платье, пояс и палантин
1985
Органза, бисер, пайетки, рафия и шелковая нить
97.511.A-. C
Hubert de Givenchy
Платье (№ 72559)
1987
шерстяной трикотаж, кожа и пластик
97.508.A, .B
HUBERT DE Givenchy
97.508.A, .BHUBERT DE Givenchy
9
9
9
9
9
9
9
9 97.508.A. № 74797)
1987
Шелк и пластик
97.506.A,.B
Юбер де Живанши
Ансамбль
1974
Шифон
97.503.A-.C
Hubert de Givenchy
Ball Gown
1975–1976
Silk chiffon
97.498
Hubert de Givenchy
Evening Ensemble
1979
Silk chiffon and silk flower
97.496.A-.D
Юбер де Живанши
Бальное платье
1979
Атласный шелк, золотое шитье, пайетки и бисер
97.