Экспрессионизм . «Фриз жизни»: цикл Мунка
Посвятим эту часть «Фризу жизни» — грандиозному циклу Эдварда Мунка, в котором художник размышляет о вечных темах — жизни, любви и смерти.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства
Эдвард Мунк. «Фриз жизни», часть 1 — «Рождение любви»
1. Голос, 1893
2. Поцелуй, ок. 1897
3. Мадонна, 1894
4. Мадонна (цветная литография), 1895–1902
5. Красное и белое, 1894
6. Глаза в глаза (известна также как «Влечение»), ок.
7. Танец на берегу, ок. 1900
🕓 Мунк работал над циклом 10 лет. Первые работы появились еще в 1890-х, а в 1902 году художник представил весь цикл на выставке Берлинского сецессиона. Картины экспонировались без рам, они были размещены в единой белой ленте-паспарту, которая шла вдоль стен зала. Получалась единая история, охватывавшая все периоды жизни человека.
🖼 Не сохранилось полного перечня картин, входящих в цикл. Его восстанавливали по воспоминаниям, фотографиям. К тому же Мунк создавал по несколько вариантов одной работы, что-то в них меняя.
❇️ Весь «Фриз жизни» делится на четыре раздела:
▪️ Рождение любви.
▪️ Расцвет и закат любви.
▪️ Страх жизни.
▪️ Смерть.
🌱 Рассмотрим несколько работ «Рождения любви». У большинства людей состояние влюбленности ассоциируется со светлыми, яркими образами. Но у Мунка все окрашено в темные, мрачные тона: он будто вспоминает события прошлого, уже зная, чем все закончится.
🌕 «Голос». Образ девушки смазан, лишен индивидуальных черт, она похожа на призрака. Исследователи видят в лунной дорожке на воде фаллический символ: девушка влюблена и думает о любимом или в предчувствии любви.
👩❤️💋👨 «Поцелуй». Поцелуй показан как слияние: люди теряют индивидуальные черты, их лица превращаются в одно пятно. Влюбленные отделены от мира шторой, сосредоточены друг на друге. Существует несколько вариантов этой картины.
🤱 «Мадонна». Здесь тоже есть несколько вариантов. Самый скандальный обрамлен рамкой, на которой нарисованы знаки в виде сперматозоидов, а в углу — младенец или плод. Сама Мадонна, написанная с Дагни Юль, не имеет ничего общего с классическим образом Девы Марии, скорее перед нами женщина в любовном экстазе. Даже красный нимб больше похож на французский берет.
▪️ Мертвенная бледность женщины указывает на неразрывную связь жизни и смерти. Сам Мунк говорил об этой картине: «Жизнь и Смерть соединяют руки, и соединяется цепь, что связует тысячи поколений умерших с тысячами будущих поколений».
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Эдвард Мунк. «Фриз жизни», часть 2 — «Расцвет и закат любви»
1. Вампир, 1895
2. Сфинкс (Три возраста женщины), 1893–1895
3. Танец жизни, 1899–1900
4. Ревность, 1895
5. Пепел, 1894
6. Меланхолия, 1894–1895
Теперь посмотрим, какими Мунк видел расцвет и закат любви. Для этого обратимся к работам из одноименного раздела «Фриза жизни».
🩸 «Вампир». Эту работу можно трактовать по-разному. С одной стороны, уставший мужчина склонился к любимой женщине, а та его целует и успокаивает. С другой, ее рыжие волосы, похожие на потоки крови, бледное лицо, темнота вокруг наталкивают на мысль, что женщина доминирует над мужчиной, выпивает его жизненные соки, питается им, как вампир.
▪️ Шведский писатель Август Стринберг, друг Мунка, писал о «Вампире»: «Кровавый дождь льется на безумца, ищущего несчастья, божественного несчастья быть любимым, то есть любить».
👩 «Три возраста женщины». Эту классическую для европейского искусства аллегорию Мунк трактует по-своему. Слева направо идут юность — невинная девушка в белом платье, зрелость — обнаженная женщина в доминантной позе, а затем старость — бледная, одинокая, в черных одеждах. Фигура мужчины помещена справа, за деревом: мужской и женский миры разделены непреодолимой преградой.
💃 «Танец жизни». В чем-то напоминает «Три возраста». Слева девушка в белом — пока одна и жаждущая любви. Потом танцующие мужчина и женщина, которые не смотрят друг на друга — между ними что-то не так. Справа снова женщина в черном, одинокая и печальная. Все вместе — переход от любви к смерти. На заднем плане мужчина с жутким лицом склонился над женщиной — теперь уже он питается ее энергией.
🍎 «Ревность». Перед нами жуткое мертвенно-бледное, испуганное и ожесточенное лицо мужчины. Он мучается от ревности: его любимая женщина в красном платье срывает яблоки, а рядом находится другой мужчина. Аллюзия на Еву у древа познания указывает на нарушение запретов, измену. Но не понятно, происходит ли эта сцена в реальности или это плод больной фантазии ревнивца. Образ главного героя списан Мунком с его друга, Станислава Пшибышевского, мужа Дагнии Юль.
🔥 «Пепел». Финальная точка, разрыв отношений. Поверженный мужчина не может встать. Женщина рядом в отчаянии схватилась за голову. Красный акцент на одежде похож на рану в груди, в самом сердце.
▪️ Мунк так объяснял образ: «Древние были правы, когда говорили, что любовь — это пожар. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».
Эдвард Мунк. «Фриз жизни»
Часть 3 — «Страх жизни»
1. Тревога, 1894
2. Вечер на улице Карла Юхана, 1892
3. Красный плющ, 1898–1900
4. Голгофа ок. 1900
5. Крик, 1893
Часть 4 — «Смерть»
1. У смертного ложа (Агония), 1895
2. Смерть в комнате больного, 1893
3. Катафалк на Потсдамской площади, 1902
5. Мертвая мать, 1899–1900
Завершим часть на философской ноте: разделами «Страх жизни» и «Смерть».
👤 Раздел 3 — «Страх жизни». Любовь окончена, не осталось никакой надежды на счастливые отношения. Человек остается один, съедаемый тревогой и одиночеством. Картины раздела словно иллюстрируют различные виды этого одиночества.
🌖 «Вечер на улице Карла Юхана». Жуткие люди с лицами мертвецов движутся в одну сторону, а одинокая фигура — в другую. В этом противостоянии толпе есть автобиографические нотки: Мунка тогда все еще не принимали в Норвегии. «Бледные трупы, они беспокойно, нервно-суетливо шли по извилистой дороге, и концом была могила», — так Мунк описывал впечатления, ставшие основой для этой картины.
✝️ «Голгофа». Толпа со страшными лицами распинает Христа. Мунк отходит от традиционной иконографии сцены распятия: часть лиц присутствующих обращена на нас. Они будто выясняют, не являемся ли и мы врагами, и от этого становится жутко.
🩸 «Красный плющ». Дом покрыт красным плющем, похожим на потоки крови — будто сами стены кровоточат. Человек не выдерживает этого и в ужасе убегает. Даже родной дом не может стать надежной крепостью и укрытием от этого страшного мира.
😱 «Крик». Самая известная картина Мунка тоже входит во «Фриз жизни», но заслуживает отдельного большого разговора.
💀 Раздел 4 — «Смерть». В этом разделе показаны разные вариации смерти. Здесь отразились воспоминания Мунка об уходе родных — матери и сестры.
🛏 «У смертного ложа (Агония)». Картина решена в минималистичном ключе: преобладают красный и черный цвета. Мунк изображает только контуры умершего человека, внутри которых — неокрашенный грунтованный холст.
🔄 «Обмен веществ». Здесь Мунк подводит итог жизни человека с его разочарованием, концом страстей, одиночеством и смертью. Перед нами обнаженные мужчина и женщина возле дерева — аллюзия на Адама и Еву. Они опять разделены, не в силах соединиться. Картина продолжается на деревянной раме. Корни дерева уходят вниз, к черепам, символизируя связь с прошлыми поколениями. Крона поднимается до Града Небесного. Три мира рядом — своего рода эпилог к «Фризу жизни».
Мунк и Достоевский
1. Эдвард Мунк. Автопортрет со скелетом руки, 1896
2. Феликс Валлотон. Портрет Федора Достоевского, 1895
курс Level One
Как получать удовольствие от искусства
Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽
1950₽
подробнее о курсе
Эдвард Мунк
Выставка «Эдвард Мунк» – совместный проект Третьяковской галереи и Музея Мунка, при участии ГМИИ им. Пушкина. На ней представлено 70 живописных и 30 графических работ из Munch Museum Oslo.
Выставка Эдварда Мунка продолжает серию показов в Третьяковской галерее произведений именитых европейских художников, творчество которых, в той или иной степени, послужило «ориентиром» для отечественных мастеров. В их числе «Уистлер и Россия» (2006), «Пит Мондриан. Путь к абстракции» (2013), «Джорджо де Кирико» (2017).
Эдвард Мунк (Edvard Munch, 1863-1944) – норвежский гений, оказавший огромное влияние на развитие искусства ХХ века. В своем творчестве он предвосхитил и обозначил центральные темы, трагические настроения и живописные открытия экспрессионистов и их последователей. Трудно найти другого такого художника, чьи работы оказывали бы настолько сильное эмоциональное воздействие на зрителей: от животного ужаса – до радостного восхищения. «Реестр» творческого наследия Эдварда Мунка, оставленного для Осло, просто таки поражает – как один человек смог создать такое количество произведений искусства? Коллекция Музея Мунка включает 1150 картин, около 18000 гравюр с изображением примерно 700 различных мотивов, 7700 рисунков и акварелей, 13 скульптур. Кроме того, существует 500 печатных форм, 2240 книг, тетрадей, документов, фотографий, художественных инструментов, аксессуаров и предметов мебели.
Центральный раздел экспозиции выставки – цикл картин «Фриз жизни», объединяет знаковые произведения художника: Крик, Танец жизни, Вампир, Поцелуй, Пепел и другие. Эдвард Мунк называл эти картины «поэмой о жизни, любви и смерти». Ему не интересно было писать картины, которые просто украсят стены в чьем-то доме или в каком-то музее. «Я не верю в искусство, созданное не по зову сердца. Мои картины – это мой дневник. Я все это пережил сам. Искусство дало смысл моей жизни. Я верю в картины, написанные кровью сердца», – пояснял Эдвард Мунк. Он работал над циклом более 30 лет. «Фриз жизни» был задуман, как серия работ, вместе «создающих картину жизни». «В них петляет извилистая береговая линия, рядом раскинулось море, всегда в движении, а под кронами деревьев бурлит многообразная жизнь с ее радостями и печалями».
Пейзажи Мунка приковывают взгляд разнообразием колористических решений и завораживают динамическим движением кисти. В своих полотнах Мунк стремился воссоздать вечный круговорот бытия. Слепящие лучи восходящего Солнца, холодная лунная ночь, первый снег, волны, набегающие на прибрежные камни, весенний вязовый лес, клубящийся дым паровоза – это «образы души – образы на внутренней стороне глаза».
Мунка всегда интересовал портрет. Первыми его работами были портреты отца, тети и сестер. Будучи известным художником, он брался за заказ, только если видел возможность создания выразительного художественного образа. Модели на портретах Мунка предстают как типажи, сохраняя индивидуальную выразительность. Автопортреты занимают в творческом наследии Мунка особое место. Художник писал их в течение всей жизни, фиксируя изменения внешности и своего внутреннего состояния.
Мунк занялся печатной графикой в середине 1890-х годов. Он оставил колоссальное графическое наследие, по своей художественной значимости не уступающее его живописным произведениям. Многие графические работы варьируют сюжеты и образы «Фриза жизни». К ним художник возвращался неоднократно, в разные годы, в разных печатных техниках. На выставке также представлены графические портреты поэтов, писателей и драматургов, с которыми он встречался и дружил.
В 1900-е годы Эдвард Мунк увлекся фотографией. И хотя он утверждал, «что фотоаппарат не может конкурировать с кистью и палитрой, поскольку его нельзя использовать в аду или на небесах», Мунк снимал пейзажи, портреты друзей и знакомых, делал постановочные автопортреты. В экспозиции было 14 оригинальных фотографий, сделанных художником, из Музея Мунка в Осло.
Портрет | Бутики музеев
- Дом
Фильтры
Фильтры загрузки…
Сортировать по: наш выборповышение ценснижение цен
497 продуктов
Мешочек «Крик» Голова — Мунк
- €15
Магнит Двое детей
- €4,50
Магнит Портрет Пьера и Валентина
- €4,50
Блокнот маленький Портреты Пьера и Валентина
- €5,50
Сумка-тоут Дама с цветами мака
- €14,99
Магнит Лилетт в растениях
- €4,50
Блокнот Lilette в растениях
- €5,50
Маленький блокнот Мадонна
- €4,50
Маленький блокнот Вампир — Мунк
- €4,50
Кружка Дамы на мосту
- €11,95
Калейдоскоп Портрет Марии-Терезы
- €14,95
Калейдоскоп Портрет Доры Маар
- €14,95
Блокнот Поцелуй
- €5,50
Магнит Мунк — Автопортрет
- €4,50
Магнит Мадонна
- €4,50
Магнитный вампир — Мунк
- €4,50
Блокнот на спирали Девочки на мостике
- €10,90
Эластичный блокнот Брошь. Ева Мудоччи
- €14,90
Тетрадь Болезненное настроение на закате. Отчаяние
- €5,50
Микро Пазл Цветок Полей
- €12,95
Блокнот Rosa Bonheur в ее мастерской
- €5,50
Носки Рембрандт — Автопортрет в кепке
- €11,95
Носки Boldini — Джузеппе Верди
- €11,95
Micro Puzzle Monet — Женщина с зонтом повернута налево
- €12,95
Постер Майя Руис-Пикассо, дочь Пабло
- €5,90
Плакат Новые шедевры. Свидание с Майей Руис-Пикассо
- €5,90
Кружка Профиль молодой девушки
- €11
Наволочка для беременных
- €25
Наволочка Майя с лодкой
- €25
Блокнот Портрет Марии-Терезы
- €5,50
Набор из 9 открыток Новые шедевры. Свидание с Майей Руис-Пикассо
- €9,90
Магнит Эмили Маргерит Вальтер (по прозвищу «Mémé»)
- €4,50
Доставка Доставка 1-2 рабочих дня в зависимости от выбранного способа доставки
Довольный? 14 дней, чтобы передумать
Безопасная оплата Безопасное платежное решение от Banque Postale
Свяжитесь с нами Наша команда доступна для любых вопросов или запросов.
Trustpilot
«Поцелуй», 1895 г. — художественная печать Мунка, холст
Цвет стены
Фаворит Джеремайи. Я считаю так.
В нашем каталоге 105 работ Мунка, доступных для заказа.
Просмотрите нашу полную коллекцию гравюр Мунка,
или просмотреть другие
норвежский язык
или
Экспрессионизм
художники.
Качество художественной репродукции Жикле обычно оценивается по весу и, следовательно, по толщине используемой бумаги для печати. То есть, чем тяжелее и весомее используется бумага для печати, тем выше вероятное качество. Вес бумаги измеряется в «граммах на квадратный метр» или «г/м²» для краткости. Итак, без лишних слов…
- Allposters Standard ‘Smooth’ Giclée = 235 gsm
- Art.com Standard «Гладкая» жикле = 235 г/м²
- King & McGaw ‘Smooth’ = 230 г/м²
- Коробка Магнолии не предлагает «Гладкий» Жикле
- Наш гладкий жикле премиум-класса = 315 г/м² (Да!)
- Allposters Premium ‘Textured’ Giclée = 305 г/м²
- Art.com Premium «Текстурированная» жикле = 305 г/м²
- Коробка Magnolia «Текстурированная» = 280 г/м²
- King & McGaw не предлагает «Текстурированный» Жикле
- Наш жикле «Текстурированный» премиум-класса = 315 г/м² (Да!)
Мы купили отпечатки у других компаний. Да и просто, когда дело доходит до качества печати, тра-ля, мы лучшие! (Ура! Ура!)
Закажите индивидуальную репродукцию Мунка, выбрав варианты ниже. Обновленная цена и предварительный просмотр изображения будут отображаться по мере выбора параметров. Вы даже можете просмотреть, как принт будет выглядеть на стене, выбрав Room Preview и выберите цвет стен.
евро
€
фунтов стерлингов
£
долларов США
$
Маленький
Маленький
25см х 33смСредний
Мед
50см х 67смБольшой
Большой
75см х 100смБольшой
XL
95см х 127смПользовательский
Пользовательский
Любой размер Если вы хотите купить этот принт «Поцелуй», 1895 г. (на холсте или бумаге, с натяжкой или без, в рамке или без рамы) в индивидуальном размере по вашему выбору, просто введите размер изображения в любом из полей ниже, затем щелкните в другой, и правильные пропорции и цена для вашего индивидуального принта Мунка внезапно появятся, по волшебству.
Икс
Смс
дюймов
Акварельная бумага
Бумага для изобразительного искусства
Белый холст художника
Рулонный холст
Премиальное качество, 350 г/м²100% чистый хлопок
Растянутый
С внутренней рамойПоставляется готовым к подвешиванию
Зеркальная кромка
Белая кромка
Черный край
Нет кадрирования
Приходит свернутым в трубочкуВ рамке
Выберите одну из наших великолепных оправРамка и установка
Устанавливается на бордюр из цветного картона4см
4,5 см
5см
6 см
7см
8см
11 см
0,5 см
0,75 см
1,0 см
1,25 см
2см
Акриловое прозрачное остекление
Акриловый антибликовый
Выберите все варианты выше, чтобы добавить в корзину
Загрузка. ..
…или сохранить в галерее
- Идентификатор изображения
- АКГ2325790
- Титул
- Поцелуй, 1895
- Художник
- Эдвард Мунк
- Исходные размеры
- 39 см х 52 см
- Кредит изображения
- Изображения AKG
- Средний
- Офорт, сухая игла и акватинта на бумаге
- Местоположение
- Никто
- Год
- 1895
Качество репродукции жикле, как правило, определяется весом и, следовательно, толщиной используемой бумаги для печати.