Шибари википедия – Что такое Шибари? Шибари — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Содержание

Сибари (связывание) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Сибари. Обвязка сибари, выполненная Nawashi Shadow

Сибари или шибари[1], также кимбаку. Японское искусство ограничения подвижности тела человека (бондажа) при помощи верёвок, которое определено техническими и эстетическими принципами. Практика требует соблюдения техники безопасности, мастерства от риггера и доверия, умения расслабляться от модели. Помимо технического аспекта сибари обладает чувственной, эстетической и эротической составляющими. Инструмент для связывания — натуральная верёвка. Практика не имеет половых ограничений, есть ограничения до возраста совершеннолетия.

Слово «сибари» (яп. 縛り) — отглагольное существительное от глагола «сибару» (яп. 縛る, «связывать, привязывать; хватать, арестовывать»), онное чтение «баку», в сочетании с иероглифом «кин» (яп. 緊, «сильно, туго») — кимбаку (яп. 緊縛). Термин «сибари» является общепринятым в мировом сообществе, в Японии более популярен термин кимбаку, хотя встречаются оба

[2][3].

Сибари при помощи люминесцентных веревок.

Сибари как техника связывания восходит к техникам боевого связывания ходзё-дзюцу, возникшим в Японии в XV—XVI веках, однако в качестве эстетико-эротической практики сибари сформировалось только к середине XX века[источник не указан 531 день]. К этому времени относится появление в послевоенной Японии шоу в стиле театра Кабуки, специализировавшихся на эстетическом связывании. Для постановок «театра сибари» были характерны высочайшая сложность обвязок, сочетающаяся с унаследованной от Кабуки театральностью действа. В представлениях использовались как древние обвязки, сохранившиеся в составе

ходзё-дзюцу в ряде школ боевых искусств, так и разработанные относительно недавно и ориентированные на показные выступления. В наши дни сибари применяется в эротико-эстетическом искусстве и как составная часть сибари-шоу, а также является предком бондажа, который, в свою очередь, является одной из основных составляющих БДСМ.

Используют верёвки двух типов: искусственные (синтетические) и специально обработанные натуральные. Из натуральных наибольшей популярностью пользуются верёвки из джута, так как они наиболее прочные, не обжигают кожу, легко развязываются, а также используют хлопковые, льняные, пеньковые. В отличие от натуральных веревок, синтетические более прочные, но при неумелом обращении могут оставлять ожоги.

Мастера связывают верёвками трёх диаметров: 4, 6 и 8 мм[источник не указан 531 день]. Выбор зависит от предпочтений мастера и способа применения (подвес или работа на полу). 6 мм являются универсальными и широко используется японскими наваши. Традиционная длина верёвки — 7 м на практике это примерно три полных размаха рук взрослого человека. Толщина верёвки менее 6 мм приводит к тому, что она впивается в кожу и доставляет модели дискомфорт, в отдельных случаях даже может нести угрозу для жизни.

Для сибари как разновидности бондажа характерны следующие отличительные особенности[источник не указан 531 день]:

  • повышенная эстетичность обвязок, ориентирование на визуальное восприятие;
  • при разработке и выполнении обвязок особое внимание уделяется анатомическому строению объекта бондажа;
  • в абсолютном большинстве случаев используется неболевое связывание;
  • в сибари используются в основном верёвки;
  • в большинстве случаев обвязки сибари отличаются высокой сложностью, требуют от исполнителя особых навыков и занимают много времени на выполнение;
  • ряд обвязок (особенно подвешивание) требует от исполнителя предельной осторожности и внимания к партнёру (в частности, во избежание удушения или пережатия необходимых для жизнедеятельности артерий).

Сейчас во многих странах проходят мероприятия, посвящённые сибари:

  • Toubaku (Токио, Япония).
  • BondCon (Чикаго, США).
  • BoundCon (Мюнхен, Германия).
  • London Festival of the Art of Japanese Rope Bondage (Лондон, Великобритания).
  • Kinbaku Life (Санкт-Петербург, Россия).
  • RopeFest (Санкт-Петербург, Россия).
  • MoscowKnot (Москва, Россия).
  • Карада — обвязка торса в виде сетки.
  • Синдзю — обвязка груди, напоминающая верёвочный бюстгальтер.
  • Эби — изначально использовалось в качестве пытки: характерная коленопреклоненная поза вызывает мучительные боли в случае длительного пребывания.
  • Хиси — обвязка всего тела с узором в форме ромбов, часто встречается в хентае и графике.
  • Master K, Shibari, the Art of Japanese Bondage, Secret Publications, 2004. ISBN 90-807706-2-0 (англ.)
  • Midori, Craig Morey Seductive Art of Japanese Bondage, Greenery Press, 2001 ISBN 1-890159-38-7 (англ.)

Сибари (связывание) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Сибари. Обвязка сибари, выполненная Nawashi Shadow

Сибари или шибари[1], также кимбаку. Разновидность БДСМ-практики, японское искусство ограничения подвижности тела человека (бондажа) при помощи верёвок, которое определено техническими и эстетическими принципами. Практика требует соблюдения техники безопасности, мастерства от риггера и доверия, умения расслабляться от модели. Помимо технического аспекта сибари обладает чувственной, эстетической и эротической составляющими. Инструмент для связывания — натуральная верёвка. Практика не имеет половых ограничений, есть ограничения до возраста совершеннолетия.

Этимология

Слово «сибари» (яп. 縛り) — отглагольное существительное от глагола «сибару» (яп. 縛る, «связывать, привязывать; хватать, арестовывать»), онное чтение «баку», в сочетании с иероглифом «кин» (яп. 緊, «сильно, туго») — кимбаку (яп. 緊縛). Термин «сибари» является общепринятым в мировом сообществе, в Японии более популярен термин кимбаку, хотя встречаются оба[2][3].

Видео по теме

История

Сибари при помощи люминесцентных веревок.

Сибари как техника связывания восходит к техникам боевого связывания ходзё-дзюцу, возникшим в Японии в XV—XVI веках, однако в качестве эстетико-эротической практики сибари сформировалось только к середине XX века[источник не указан 100 дней

]. К этому времени относится появление в послевоенной Японии шоу в стиле театра Кабуки, специализировавшихся на эстетическом связывании. Для постановок «театра сибари» были характерны высочайшая сложность обвязок, сочетающаяся с унаследованной от Кабуки театральностью действа. В представлениях использовались как древние обвязки, сохранившиеся в составе ходзё-дзюцу в ряде школ боевых искусств, так и разработанные относительно недавно и ориентированные на показные выступления. В наши дни сибари применяется в эротико-эстетическом искусстве и как составная часть сибари-шоу, а также является предком бондажа, который, в свою очередь, является одной из основных составляющих БДСМ.

Типы веревок

Используют верёвки двух типов: искусственные (синтетические) и специально обработанные натуральные. Из натуральных наибольшей популярностью пользуются верёвки из джута, так как они наиболее прочные, не обжигают кожу, легко развязываются, а также используют хлопковые, льняные, пеньковые.

Мастера связывают верёвками трёх диаметров: 4, 6 и 8 мм[источник не указан 100 дней]. Выбор зависит от предпочтений мастера и способа применения (подвес или работа на полу). 6 мм являются универсальными и широко используется японскими наваши. Традиционная длина верёвки — 7 м на практике это примерно три полных размаха рук взрослого человека.

Отличительные особенности

Для сибари как разновидности бондажа характерны следующие отличительные особенности[источник не указан 100 дней]:

  • повышенная эстетичность обвязок, ориентирование на визуальное восприятие;
  • при разработке и выполнении обвязок особое внимание уделяется анатомическому строению объекта бондажа;
  • в абсолютном большинстве случаев используется неболевое связывание;
  • в сибари используются в основном верёвки;
  • в большинстве случаев обвязки сибари отличаются высокой сложностью, требуют от исполнителя особых навыков и занимают много времени на выполнение;
  • ряд обвязок (особенно подвешивание) требует от исполнителя предельной осторожности и внимания к партнёру (в частности, во избежание удушения или пережатия необходимых для жизнедеятельности артерий).

Мероприятия

Сейчас во многих странах проходят мероприятия, посвящённые сибари:

  • Toubaku (Токио, Япония).
  • BondCon (Чикаго, США).
  • BoundCon (Мюнхен, Германия).
  • London Festival of the Art of Japanese Rope Bondage (Лондон, Великобритания).
  • Kinbaku Life (Санкт-Петербург, Россия).
  • RopeFest (Санкт-Петербург, Россия).
  • MoscowKnot (Москва, Россия).

Некоторые обвязки сибари

  • Карада — обвязка торса в виде сетки.
  • Синдзю — обвязка груди, напоминающая верёвочный бюстгальтер.
  • Эби — изначально использовалось в качестве пытки: характерная коленопреклоненная поза вызывает мучительные боли в случае длительного пребывания.
  • Хиси — обвязка всего тела с узором в форме ромбов, часто встречается в хентайном аниме и графике.

Примечания

Литература

  • Master K, Shibari, the Art of Japanese Bondage, Secret Publications, 2004. ISBN 90-807706-2-0 (англ.)
  • Midori, Craig Morey Seductive Art of Japanese Bondage, Greenery Press, 2001 ISBN 1-890159-38-7 (англ.)

Ссылки

Обсуждение:Сибари (связывание)/Архив — Википедия

Оказывается, взято (до моей правки, по крайней мере) с БДСМ-сайта:

Bondage&Discipline: Чувственность шибари

Опубликовал: piggy{AZ} — и это радует 🙂

Рекомендация — возможно, удалить или убрать фото. Alexandrov 08:33, 16 октября 2006 (UTC)

— содержательная часть введена в ст. Связывание (садомазохизм), а копиво — неуместно, даже с БДСМ-сайтов. Нехорошо воровать у убогих 🙂 Alexandrov 11:39, 16 октября 2006 (UTC)

Существует английская версия — значит должна существовать и русская[править код]

Нет необходимости искусственно перегружать статью связывание (садомазохизм) Участник:Messir

Чем перегружать — 10-ю строчками? да и та статья — тоже далеко не гигант 🙂
Я понял — Вы написали этот стаб. Но там, простите, копиво. Всё, что можно было оттуда взять — перенесено в Связывание. Полагаю, Вы вполне можете написать статью — без копиво и соотв. картинок заново, используя нелицензированные материалы. Alexandrov 14:37, 16 октября 2006 (UTC)

Индигенизация — болезнь языка, Суси вместо суши, Дойчлянд вместо Германии, Фройд вместо Фрейд. Сибари вызывает ненужные ассоциации с сибаритами. —Messir 17:04, 18 октября 2006 (UTC)

В чём-то согласен, в чём-то — нет. Действительно, иногда традиционное в данной культуре название или даже калька с чужого языка — выглядит более привлекательно (небоскрёб).
Но если в язык входит некое новое слово, то в условиях современного активного межнационального обмена информацией, в том числе — звуковой, предпочтительным следует признать звучание языка — оригинала (так, Фудзи — в русском — прижилось давным-давно, и потому американизированное фуджи — просто отвратительно).
Так и Суси — не так уж прижилось это шмериканское слово, чтобы пренебречь оригинальным звучанием от наших японских соседей.
Тем более — Шибари — т.к. его ещё нет в русском языке — и не стоит вводить американизм.
Впрочем, это всего лишь ПОВ — я готов выслушать доводы против, за, — хорошо бы привлечь коллег из ин-та русского языка. 🙂 Alexandrov 08:08, 20 октября 2006 (UTC)
Согласно нормам киридзи надо писать сибари. Шибари это уже пардон орисс или просто неграмотность, если суши ещё можно простить, то эту статью необходимо переименовать. Если достойных аргументов против не будет, я переименую статью через неделю. —Eraser 17:16, 3 ноября 2006 (UTC)
Индигенизация здесь АБСОЛЮТНО ни при чём. Русское си гораздо ближе к японскому し, чем ши. Это просто тупая калька с английского, где этот звук записывается как shi (если быть точнее, то это нечто среднее между русским си и щи). Поэтому переименовываю.—Shakura 17:23, 3 ноября 2006 (UTC)
Дело не в тупой кальке, уважаемый Shakura. Дело в том, что в русский язык слово «шибари» пришло из английского, а не из японского. Поэтому такое произношение и укоренилось. Если потрудитесь последовательно набрать «шибари» и «сибари» в любом поисковике, то увидите распространенность слов. Это слово уже прижилось в варианте «шибари», и один человек с ассимилятивной мощью языка справиться точно не сможет. Посему, лучше переименовать в более распространенную версию. Аскольд 10:25, 1 июля 2008 (UTC)
Кроме того, обратите внимание, что в соответствии с правилами именования статей википедии, предпочтение отдается наиболее общепринятому и узнаваемому названию. Аскольд 12:12, 1 июля 2008 (UTC)

По моему мнению Шибари имеет оношение к Боди-Арту, как шестой вид. В прикручивании было отказано по причине См. «а содержание раскрывается с помощью поз, жестов, нанесения на тело знаков». А вообще правила в Википедии такие — нужно найти какой-то авторитетный источник, который бы признавал шибари как боди-арт. —A.I. 16:29, 30 июня 2009 (UTC)

Есть мысли?

считаю целесообразным добавить к статье ссылку на указанный ресурс, поскольку последний является наиболее полным из существующих в сети сборников по теме статьи. Sergey Prokhorov 09:58, 23 апреля 2013 (UTC)

цитата из статьи о внешних ссылках: «Внешние ссылки следует давать лишь на те источники, которые действительно этого заслуживают, находятся в свободном доступе и имеют прямое отношение к теме статьи.» я считаю, что указанный сайт вполне заслуживает быть на странице статьи. Sergey Prokhorov 10:13, 23 апреля 2013 (UTC)

Я посмотрел этот сайт. К сожалению, он носит существенно рекламный характер, а ВП не предназначена для рекламы. —Melirius 10:21, 23 апреля 2013 (UTC)
посмотрели ли Вы так же существующие ссылки? первая из них — ссылка на японский «платник», вторая исключительно рекламного характера. я же утверждаю, сайт nawashi.com.ua наиболее достоин быть в ссылках к статье.Sergey Prokhorov 10:30, 23 апреля 2013 (UTC)
По первой располагается галерея — изображения мелкие, но представление о предмете дают. По второй — сайт фестиваля, насколько я понял. В отличие от nawashi.com.ua, где на первой же странице я читаю: «Джутовая веревка для шибари У нас Вы можете приобрести комплект веревок для шибари для создания Ваших уникальных композиций.» Увы и ах… —Melirius 11:15, 23 апреля 2013 (UTC)
понимаю Вас, как компромис, предлагаю сделать ссылку не на первую страницу (по аналогии с sugiuranorio), а на страницу статей http://nawashi.com.ua/articles/
ropefest — это полностью рекламный сайт, он и создан исключительно ради рекламы, он не носит обучающего(информативного) характера. посещение фестиваля платное.

Ходзёдзюцу — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ходзёдзю́цу (яп. 捕縄術 ходзё:дзюцу)[1] или навадзю́цу (яп. 縄術) — традиционное японское искусство связывания при помощи верёвки. Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время — при аресте преступников.

В практике боевых искусств ходзёдзюцу крайне редко выступало в качестве единственной изучаемой дисциплины, однако его можно было встретить как одну из частей учебной программы различных комплексных школ будо, зачастую в качестве углублённого изучения принципов и техник дзюдзюцу.

С середины 1500-х и в конце 1800-х годов существовало более 150 школ ходзёдзюцу, каждая из которых обладала собственным набором инструментов и техник[2].

Каждого человека надо было связать с учётом его телосложения, социального статуса, особенностей одежды, профессиональных навыков. Поэтому были разработаны специальные приёмы связывания для придворных аристократов, самураев, крестьян, торговцев, ремесленников, монахов, нищих и так далее. Кроме того, были учтены различия анатомического строения мужчин и женщин[3].

Для связывания применялись специальные шнуры различной длины и толщины. Более короткий и толстый шнур, использовавшийся для первоначального связывания, назывался хаянава (яп. 早縄, «быстрая веревка»)[4][5]. Им просто и быстро скручивали сопротивляющуюся жертву. Затем, когда противник уже был обездвижен, использовалась хоннава (яп. 本縄, «основная веревка»), которая была на пару метров длиннее и тоньше (чем тоньше веревка, тем труднее развязать узел)[5][6]. Подготовленный надлежащим образом самурай мог связать свою жертву с поразительной скоростью и эффективностью.

Технику ходзёдзюцу изучали практически во всех школах дзюдзюцу. Древнейшей школой, канонизировавшей её, считается Такэноути-рю[7]. Ходзёдзюцу нашло применение и в современной полиции. Главную роль в этом сыграл Симидзу Такадзи, работавший в полицейской технической комиссии и выступивший с инициативой приспособить некоторые традиционные приёмы для нужд полиции.

В 1931 году Симидзу стал инструктором токийской полиции по ходзёдзюцу и организовал обучение этой технике всех патрульных полицейских. Специальные исследования, проведенные самим Симидзу в послевоенные годы, принесли некоторые изменения в классические методы ходзёдзюцу, сделав их более пригодными в современных условиях[8][9][10].

Основу современного полицейского ходзёдзюцу составляет техника школы Иттацу-рю. Используются семь базовых приёмов: три техники связывания спереди и четыре сзади. Различные методы обеспечивают различную степень контроля над противником. Например, существуют методы, ограничивающие движение рук, не лишая их полной подвижности; позволяющие медленно ходить, но не бегать; способы полного обездвиживания. Одни узлы причиняют связанному боль, если он пытается бежать, а другие при попытке бегства ведут к потере сознания.

  • Нава Юмио. Дзиттэ ходзё: дзитэн [Энциклопедический словарь по дзиттэ и ходзё:]. — 1996.
  • Donn F. Draeger. Classical Bujutsu. — Weatherhill, 1973. — Т. 1. — 109 с. — (The Martial arts and ways of Japan). — ISBN 9780834802339.
  • Hiro Mizukoshi. Torinawajutsu (Hojojutsu). — Airyūdo, 2005.
  • Martin A. Torunsky. Hojo Jutsu: Fesselungstechniken in der japanischen Kampfkunst. — BoD – Books on Demand, 2012. — 164 с. — ISBN 9783842377851.
  • Richard Cleaver, Nawa Yumio. Hojojutsu. — 1999.

Обсуждение:Сибари (японский бондаж) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Оказывается, взято (до моей правки, по крайней мере) с БДСМ-сайта:

Bondage&Discipline: Чувственность шибари

Опубликовал: piggy{AZ} — и это радует 🙂

Рекомендация — возможно, удалить или убрать фото. Alexandrov 08:33, 16 октября 2006 (UTC)

— содержательная часть введена в ст. Связывание (садомазохизм), а копиво — неуместно, даже с БДСМ-сайтов. Нехорошо воровать у убогих 🙂 Alexandrov 11:39, 16 октября 2006 (UTC)

Существует английская версия — значит должна существовать и русская[править код]

Нет необходимости искусственно перегружать статью связывание (садомазохизм) Участник:Messir

Чем перегружать — 10-ю строчками? да и та статья — тоже далеко не гигант 🙂
Я понял — Вы написали этот стаб. Но там, простите, копиво. Всё, что можно было оттуда взять — перенесено в Связывание. Полагаю, Вы вполне можете написать статью — без копиво и соотв. картинок заново, используя нелицензированные материалы. Alexandrov 14:37, 16 октября 2006 (UTC)

Индигенизация — болезнь языка, Суси вместо суши, Дойчлянд вместо Германии, Фройд вместо Фрейд. Сибари вызывает ненужные ассоциации с сибаритами. —Messir 17:04, 18 октября 2006 (UTC)

В чём-то согласен, в чём-то — нет. Действительно, иногда традиционное в данной культуре название или даже калька с чужого языка — выглядит более привлекательно (небоскрёб).
Но если в язык входит некое новое слово, то в условиях современного активного межнационального обмена информацией, в том числе — звуковой, предпочтительным следует признать звучание языка — оригинала (так, Фудзи — в русском — прижилось давным-давно, и потому американизированное фуджи — просто отвратительно).
Так и Суси — не так уж прижилось это шмериканское слово, чтобы пренебречь оригинальным звучанием от наших японских соседей.
Тем более — Шибари — т.к. его ещё нет в русском языке — и не стоит вводить американизм.
Впрочем, это всего лишь ПОВ — я готов выслушать доводы против, за, — хорошо бы привлечь коллег из ин-та русского языка. 🙂 Alexandrov 08:08, 20 октября 2006 (UTC)
Согласно нормам киридзи надо писать сибари. Шибари это уже пардон орисс или просто неграмотность, если суши ещё можно простить, то эту статью необходимо переименовать. Если достойных аргументов против не будет, я переименую статью через неделю. —Eraser 17:16, 3 ноября 2006 (UTC)
Индигенизация здесь АБСОЛЮТНО ни при чём. Русское си гораздо ближе к японскому し, чем ши. Это просто тупая калька с английского, где этот звук записывается как shi (если быть точнее, то это нечто среднее между русским си и щи). Поэтому переименовываю.—Shakura 17:23, 3 ноября 2006 (UTC)

Сибори — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ткани в технике сибори

Сибори (шибори) (яп. 絞り染め сибори-дзомэ, окрашивание связыванием) — термин, объединяющий несколько методов крашения ткани с помощью заматывания, прошивания, складывания или сжатия. Узелковое крашение считается одним из самых древних способов орнаментации тканей. Способ узелкового окрашивания использовали также мастера древней Индии («бандана» — перевязывать), Китая, Африки и др. В соответствии с рассматриваемым методом, ткань может быть окрашена в один и более цвета, а узоры получаются в результате резервации (технически — перевязывания или сжатия) отдельных участков ткани по предварительно разработанному рисунку.

Один из методов сибори в конце 1960-х — начале 1970-х годов обрел большую популярность на Западе, получив название «тай дай» (англ.)русск. (англ. tie-dye дословно «завяжи-покрась»), благодаря движению «хиппи». В СССР в связи с этим в конце 70-х годов — начале 80-х годов возникла мода на «варёные» джинсы, «варёнки». Их иногда привозили из загранкомандировок, но гораздо чаще варили путём кипячения завязанных узлом джинсов в домашних условиях. Крашение текстиля или одежды, изготовленных из хлопка, в яркие жизнерадостные цвета, стало современной версией традиционного метода крашения, уходящего корнями в различные культуры.

Кимоно, выполненное в технике сибори

В рамках традиционного сибори выделяют четыре основных метода, обособленных по типу создания рисунка, которые в свою очередь подразделяются на небольшие группы. К достоинствам техники относится возможность их совмещения, что позволяет создавать разнообразные по сложности и художественному решению композиции.

Существует бесконечное количество способов заматывания, сложения, складывания, оборачивания ткани для сибори, и каждый даёт неповторимый результат. Между тем, для получения определённого рисунка на ткани, важна не только методика, но и качество самой ткани.

  • Wada Y., Rice M.K., Barton J. Shibori. The inventive Art of Japanese Shaped Resist Dyeing. Tradition-Techniques-Innovation/ Wada Y., Rice M.K., Barton J. — Tokyo-NY-L: Kodansha Int., 1983 (First Edition). − 300 c, ил. (англ.)
  • Möller E. Shibori: the art of fabric tying, folding, pleating and dyeing/ Elfriede Möller. — Сornell, Search, 1999, 64 c. (англ.)
  • Искусство батика: модные изделия изысканного дизайна с использованием техники батика: для начинающих и студентов художественных вузов / [пер. Е. Успенской]. — М. : Внешсигма : АСТ, 2000. — 111 с.: ил. — (Энциклопедия художника).
  • Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — «Профиздат», М., 2001.
  • Анисимова А. А. «Искусство шибори — древнее и современное» // Беременность. — М: «Пресса Магазин Интернешнл», 2007, № 1. — 62-63с.

Бондаж — Википедия

Женщина, лишённая возможности двигаться при помощи верёвочного бондажа.

Бонда́ж (англ. bondage — «зависимость, неволя») — эротико-эстетическая практика, заключающаяся в лишении одним партнёром (доминирующим) другого (подчиняющегося) той или иной степени физической подвижности и/или свободы действий с целью получения психосексуального и/или эстетического удовольствия[1]. Обычно рассматривается как одна из составляющих частей БДСМ. Чаще всего под бондажом понимают связывание, но также в это понятие входят другие виды ограничения или лишения свободы действий: сковывание, использование колодок, наручников и тому подобных предметов, заключение в клетку и т. д. Может являться формой садомазохизма, однако чаще всего не имеет непосредственного отношения к причинению физической боли, ориентируясь в основном на моральную и эмоциональную составляющие практики.

Бондаж как искусство связывания восходит к японским техникам боевого связывания ходзё-дзюцу, возникшим в период междоусобных феодальных войн в Японии XV—XVI веков. Изначально искусство ходзё-дзюцу применялось для захвата и конвоирования солдат противника (в мирное время — преступников). При этом заслуживает внимания тот факт, что основной задачей ходзё-дзюцу было эффективное связывание противника без причинения ему физического вреда. Этим объясняется применение ходзё-дзюцу в том числе и при захвате весьма высокопоставленных особ. Существовала, однако, и болевая разновидность ходзё-дзюцу, применявшаяся в качестве пытки.

В XVII—XVIII веках с наступлением мирного для Японии периода практическая составляющая техник ходзё-дзюцу нивелировалась, однако в качестве составляющей боевого искусства они продолжали шлифоваться и в разной степени вошли в состав почти полутора сотен школ (рю), включая дзюдо. Благодаря этому техники боевого связывания сохранились до наших дней. В качестве же японской эстетической практики бондаж сформировался лишь в конце XIX — начале XX века, с появлением театра кабуки, в котором искусство связывания часто являлось частью спектакля. Эротический уклон практике «художественного связывания» принесло появление искусства Укиё-э, в рамках которого работали, в частности, знаменитые впоследствии художники Хокусай и Хиросигэ. Сексуальные образы (нурэба) или сцены пыток (сэмэга) были популярным мотивом этого искусства, что, в конце концов, привело к появлению ряда художников, работавших исключительно в эротической сфере. В 1919 году художник Сэйу Ито выпустил серию фотографий «наказанных женщин», в которых использовалось искусство связывания ходзё-дзюцу.

Фотография из японского журнала, посвящённого бондажу и пыткам, отснятая под руководством Сэйу Ито, 1953

В начале 1950-х годов в послевоенной Японии начали издаваться несколько эротических журналов, специализирующихся исключительно на бондаже. К этому же времени относится возникновение клубов бондажной фотографии в США. На фоне общего развития практики БДСМ многотиражные садомазохистские и бондажные иллюстрированные журналы переживали настоящий бум. Тогда же появились клубы, где бондаж демонстрировался публично, в качестве шоу. В этих постановках использовалась эстетическая разновидность бондажа, сибари, где потрясающие по своей сложности обвязки, техники подвешивания и другие элементы, унаследованные от техник ходзё-дзюцу, совмещались с нарочитой театральностью действа.

Интересно, что очень близкие процессы происходили параллельно в Европе и Америке. Таким образом, отождествление бондажа в целом с японскими практиками связывания не вполне корректно, поскольку связывание людей с целью пленения, наказания, и т. п. применялось повсеместно. С другой стороны, хотя элементы ограничения подвижности в том или ином виде присутствуют почти во всех связанных с садомазохизмом литературных произведениях XVIII—XIX веков (в частности, в трудах де Сада и Захер-Мазоха), как психоэротическая практика бондаж появился в Европе и Америке только в начале XX века. В частности, к этому периоду относится появление в Европе первых эротических фотографий в стилистике БДСМ с элементами бондажа. Америка же в 1920-х годах переживала расцвет индустрии порнографических журналов и бульварных криминальных романов с обнажёнными и связанными женщинами на обложках.

Бондаж как эстетическая и психоэротическая практика[править | править код]

Психологический аспект[править | править код]

В большинстве случаев психологический аспект бондажа является превалирующим для практикующих. В соответствии с основным назначением бондажа — ограничением подвижности — на передний план психоэротических переживаний выступают основные садомазохистские переживания, то есть чувство беспомощности, покорности, неспособности к сопротивлению — для подчиняющегося партнёра, и абсолютной власти, контроля и господства — для доминирующего. При этом важно, что, как правило, бондаж как таковой не имеет отношения к причинению подчиняющемуся физической боли. С одной стороны, это лишний раз подтверждает главенство психологического аспекта практики бондажа. С другой — обуславливает широкое распространение бондажа в составе БДСМ в силу его универсальности.

Интересно, что психологи отмечают высокую распространённость фантазий о лишении подвижности в эротическом контексте среди представителей обоих полов, причём далеко не всегда эти фантазии носят ярко выраженный садомазохистский характер. В частности, по мнению английского сексолога начала XX века Г. Эллиса, «любое сдерживание мышечной и эмоциональной активности вообще имеет тенденцию повышать состояние сексуального возбуждения»[2].

Эстетический аспект[править | править код]

Бондаж как эстетическая практика впервые появился в театре Кабуки, однако широкое распространение в этом качестве получил в начале 1950-х годов в Японии с появлением сибари — художественно-эстетической разновидности эротического связывания (в основном — верёвочного). Позднее появились и другие разновидности эстетического бондажа, однако сибари остаётся главенствующим направлением.

В эстетическом бондаже особое внимание уделяется сложности и красоте обвязки. В основном применяются высокосложные бондажные техники, требующие от исполнителя особых навыков. Эстетический бондаж часто является составной частью БДСМ-шоу. Кроме того, проводятся специализированные шоу, ориентированные исключительно на эстетический бондаж. Также стоит отметить широкое распространение эстетического бондажа в эротической фотографии.

Физико-эротический аспект[править | править код]

Как правило, в практике бондажа его физико-эротическое воздействие отходит на второй план (чаще всего его намеренно избегают), однако ряд бондажных техник предусматривает, помимо психологического, и физическое воздействие.

Во-первых, существуют болевые разновидности бондажа. К ним относятся, к примеру, ряд техник сибари, ведущих свою родословную от болевых техник ходзё-дзюцу, а также несколько других техник, предусматривающих ту или иную степень болевого воздействия. Но подобное применение бондажа очень ограничено, поскольку, в первую очередь, имеет весьма ограниченный круг приверженцев, а во-вторых, требует от исполнителя предельной осторожности и чуткости.

Вместе с тем существуют также типы обвязок, в которых предусматривается воздействие бондажной атрибутики на эрогенные зоны подчиняющегося партнёра. Подобным воздействием обладает и ряд бондажных приспособлений. Также в бондаже могут применяться сексуальные игрушки (фаллоимитаторы, анальные пробки, вибраторы и тому подобное). Кроме того, бондаж может использоваться и просто как средство обездвиживания партнёра при проведении тех или иных сексуальных и эротических действий (петтинга, полового акта и так далее).

Бондаж является одной из главных составляющих практики БДСМ (в аббревиатуре BDSM буква B расшифровывается как Bondage, в расширенной аббревиатуре BDDSSM BD — Bondage&Discipline).

В рамках практики БДСМ бондаж может применяться как в качестве самостоятельной практики, так и — чаще всего — как составная часть БДСМ-сессии. Как правило, во втором случае бондаж используется как средство обездвиживания подчиняющегося партнёра доминирующим для последующего совершения других действий, таких, к примеру, как флагелляция. Однако это отнюдь не значит, что бондажу при этом отводится утилитарная роль.

При использовании бондажа в составе практики БДСМ, все рамки и ограничения, присущие БДСМ (в частности, принципы Безопасности, Разумности и Добровольности), в обязательном порядке сохраняются и в бондаже. Это означает, в первую очередь, что все действия происходят с обоюдного согласия партнёров и могут быть в любой момент остановлены по первому требованию любого из них. В абсолютном большинстве случаев в рамках БДСМ травматическое и болевое воздействие бондажа (нарушение кровообращения, кровоподтёки от верёвок и тому подобное) исключается либо риск его возникновения сводится к минимуму.

Техника безопасности[править | править код]

Бондаж, как и любая БДСМ-практика, связан с повышенным риском и требует строгого соблюдения определённой техники безопасности.

К рискам бондажа относится, во-первых, физическое воздействие атрибутики и приспособлений, в частности — верёвок. Применение бондажа требует от доминирующего партнёра достаточных знаний в области анатомии для исключения перетягивания верёвками важных кровеносных сосудов, и, как следствие, нарушения кровообращения. Также необходимо исключить риск удушения, перетяжки суставов и повреждения кожи атрибутикой (особенно опасны при этом верёвки). Опасно также повреждение нервов.

Кроме того, бондаж сопряжён и с рядом психо-физических рисков. К ним главным образом относится беспомощность связываемого партнёра, что требует от доминирующего предельного внимания и чуткости, а также соблюдения заранее оговоренных сценариев, регламентов и рамок (таких, как, к примеру, использование «стоп-слов»).

Основные техники и приспособления[править | править код]

Техники бондажа весьма разнообразны и очень плохо поддаются классификации.

В ряде случаев бондаж различают по уровням:

  • Психологический (или моральный) бондаж — состоящий в основном в моральном подавлении свободы действий подчиняющегося партнёра либо в ограничении свободы его перемещений.
  • Бондаж с частичным ограничением подвижности
  • Бондаж с полным ограничением подвижности

По технике выполнения бондаж может быть разделён на шесть типов:

  • Бондаж, при котором конечности связываемого партнёра сводятся вместе и фиксируются друг к другу (при помощи верёвок, ремней, сбруи и тому подобного)
  • Бондаж, при котором конечности разводятся в стороны и фиксируются в таком положении (при использовании колодок, а также фиксации на кровати, кресте и так далее)
  • Бондаж, заключающийся в фиксации связываемого партнёра на каком-либо бондажном приспособлении (кресле, козлах, сюда же могут быть отнесены фиксация на кровати или кресте)
  • Бондаж, при котором связываемый партнёр не лишается свободы движений полностью, но свобода движений ограничивается (например, при помощи наручников)
  • Бондаж, включающий в себя подвешивание тела связываемого партнёра
  • Бондаж при помощи мумификации или помещения партнёра в бондажный мешок и прочие приспособления, полностью покрывающие тело.

По используемым приспособлениям бондаж может быть разделён следующим образом:

Обвязка сибари, выполненная Nawashi Shadow
  • Верёвочный бондаж

К этому разделу относится бондаж с использованием главным образом верёвок. Одна из наиболее часто встречающихся техник бондажа. Позволяет выполнить большое количество разнообразных вязок, лишающих подчиняющегося партнёра той или иной степени подвижности. Может включать как обездвиживание тела как такового, так и фиксацию к какому-либо предмету. Чаще всего используются хлопковые верёвки, меньше всего повреждающие кожу. Веревки из синтетических материалов, как правило, не используются.
Этот вид бондажа требует высокой осторожности, соблюдения определённых правил (в том числе анатомических) и контроля над натяжением. Вместе с тем в случае опасности верёвочный бондаж может быть быстро снят простым перерезанием верёвки. Кроме того, верёвки часто используются для фиксации связываемого на крупногабаритном бондажном приспособлении (см. ниже)
В веревочном бондаже особенно выделяют художественную разновидность веревочного бондажа — сибари, чисто верёвочный бондаж, основывающийся на японских бондажных техниках. Как правило, включает сложные обвязки, отличающиеся высокой художественностью, но требующие для исполнения определённых навыков. В рамках сибари могут выполняться такие сложные элементы бондажа, как подвешивание (см. ниже)

  • Бондаж при помощи кожаных фиксаторов

Как правило, применяются специальные фиксаторы, выполненные из кожи или (реже) кожзаменителя. Чаще всего используются так называемые бондажные ремни, позволяющие удобно и надёжно зафиксировать конечности связываемого партнёра. Кроме того, ремни позволяют легко регулировать силу натяжения. Конструкция ремней направлена на удобство использования и исключение опасности причинения физического вреда. В частности, в большинстве случаев ремни имеют большую ширину для избежания перетяжек. Поскольку чаще всего бондажные ремни прилегают непосредственно к телу связываемого, они выполняются двухсторонними (внутренний слой — кожа либо ткань) и обрабатываются пропитками для предотвращения действия пота на материал ремней. Кожаная атрибутика может использоваться для осуществления подвешивания.

  • Бондаж при помощи латексных фиксаторов или латексной ленты

Могут применяться латексные бондажные ремни или латексная лента. Лента чаще всего представляет собой полосу латекса шириной 10—15 см и длиной в несколько метров. Очень часто латексная лента используется для выполнения особого вида бондажа мумификации. Могут использоваться также латексные маски, специальная одежда из латекса и латексные бондажные мешки. Кроме того, из латекса выполняются такие крупногабаритные бондажные приспособления, как вакуумные кровати. Специфической особенностью является эластичность латекса, что часто позволяет сохранить определённую свободу движений и, кроме того, даёт физико-эротическое ощущение стягивания.

  • Бондаж при помощи металлических фиксаторов (стилбондаж)

Используется атрибутика, выполненная из металла. Применение металла в бондаже, как правило, ограничено. Чаще всего применяются наручники. Также могут применяться цепи, кандалы и бондажные крюки.

  • Бондаж при помощи специальных приспособлений
    • Бондаж при помощи специальной одежды
      Заключается в применении специальной одежды, лишающей подчиняющегося партнёра подвижности. Чаще всего применяются разнообразные смирительные рубашки, выполненные из ткани, полиестера, винила, латекса. Кроме того, в этот раздел могут быть отнесены:
      • Бондаж при помощи бондажного рукава (англ.)русск.
        Бондажный рукав — популярное бондажное приспособление. Представляет собой широкий рукав, выполненный из кожи или латекса. Рукав надевается на сведённые конечности связываемого и затягивается шнуровкой или молнией. Часто используется как элемент бондажа в эротических фотографиях.
      • Бондаж при помощи латексного комбинезона или мешка
        Заключается в помещении подчиняющегося партнёра в латексный комбинезон или бондажный мешок (типа спального мешка), плотно стягивающий тело и ограничивающий свободу движений (или вообще лишающий её). Отличительной особенностью является тот факт, что нахождение в латексном комбинезоне сообщает подчиняющемуся партнёру специфическое физико-эротическое чувство стягивания. Кроме того, имеет место определённая степень сенсорной депривации
      • Бондаж при помощи надувных предметов одежды
        Чаще всего используются перчатки, которые, будучи надетыми на кисти рук связываемого, надуваются и лишают кисти способности к действию. Кроме того, могут применяться надувные смирительные рубашки и прочее.
    • Бондаж при помощи крупногабаритных приспособлений
      • Бондаж при помощи особых «станков»
        • Колодки
          Представляет собой классическую колодку с отверстиями для шеи и кистей рук. Как правило, изготавливается из дерева, может обшиваться кожей или кожзаменителем. Как бондажное приспособление сильно ограничивает подвижность не только за счёт фиксации рук, но и из-за сужения обзора, а также своей значительной массы.
        • Крест
          Одно из наиболее известных и распространённых крупногабаритных бондажных приспособлений. Для бондажа используются Андреевские кресты (Х-кресты). В качестве бондажного приспособления крест отличается возможностью очень плотной фиксации тела и конечностей. Все части тела связываемого партнёра на виду и легко доступны. Чаще всего изготавливается из дерева, может обшиваться кожей или кожзаменителем. Как правило, на концах креста предусмотрены крепления для конечностей подчиняющегося партнёра (чаще всего — кожаные петли).
        • Кресло
          Конструктивно представляет собой обычное кресло с фиксаторами для рук и ног связываемого партнёра (иногда также торса и/или шеи). Как и кресты, чаще всего изготавливается из дерева, может обшиваться кожей или кожзаменителем. В ряде случаев (особенно в сфере медицинского фетишизма) используется гинекологическое кресло.
        • Козлы, стойки, столики
          Приспособления, предназначенные для фиксации тела партнёра в определённых позах. Могут иметь разную конфигурацию и изготовляться из дерева, металла, пластика и других материалов с обшивкой кожей, кожзаменителями. Часто снабжаются фиксаторами для конечностей.
        • Клетки
          Как правило, представляют собой клетки из дерева или металла, размерами чаще всего не превышающие 1,5×1,5 м. Применяются в основном в практике морального (психологического) бондажа, поскольку ограничивают не свободу движений подчиняющегося партнёра, а свободу его перемещений. Также часто используются в таком разделе БДСМ и фетишизма, как animal-play (когда подчиняющийся партнёр «играет роль» животного).
      • Вакуум-бондаж
        Весьма специфический, но вместе с тем достаточно распространённый способ бондажа. Выполняется с помощью так называемой вакуумной кровати (vacuum-bed). Бондажный эффект достигается путём помещения обездвиживаемого партнёра между двумя латексными простынями, склеенными между собой по краям, и последующей откачкой воздуха из пространства между ними (более дорогие модели вакуумных кроватей используют специальные насосы для откачки воздуха, тогда как дешёвые прибегают для этого к пылесосу). Благодаря специальным отверстиям или маске человек может свободно дышать, как и в случае с бондажом при помощи латексного комбинезона или мешка, особенностями способа являются специфические физикоэротические ощущения и частичная сенсорная депривация.

Бондаж и сенсорная депривация[править | править код]

Очень часто в рамках бондажа применяется сенсорная депривация — ограничение либо полное лишение подчиняющегося партнёра возможности пользоваться осязанием, слухом, зрением.

Ограничение обзора, как правило, производится с помощью масок (латексных, кожаных или из иного материала) или повязок и шор на глаза. Для ограничения слуха используются беруши или специальные маски.

Отдельным типом бондажа, основанным на депривации осязания, является мумификация, состоящая в применении бондажных приспособлений, полностью покрывающих тело подчиняющегося партнёра и сдавливающих тело в той или иной степени. Чаще всего мумификация производится при помощи латексной ленты, плёнки, скотча, бинтов. В ряде случаев такой же эффект имеет бондаж с помощью латексного мешка либо комбинезона, а также вакуумной кровати (vacuum-bed).

К этому же разделу можно отнести широко распространённое в бондаже использование кляпов. Чаще всего применяются шариковые кляпы, представляющие собой каучуковый либо пластиковый шар, помещаемый в рот партнёра и фиксируемый ремнём или лентой. При этом подчиняющийся партнёр лишается возможности произносить членораздельные слова и не может контролировать отделение слюны, вытекающей из открытого и зафиксированного рта, что также является дополнительным унижением и частью игры.

Бондаж в литературе[править | править код]

Упоминания о бондаже встречаются в ряде литературных произведений, причём как выраженной эротической, так и более нейтральной направленности.

К первым могут быть отнесены:

Ко вторым же можно причислить:

Элементы БДСМ и бондажа периодически встречаются в поэтических произведениях ряда авторов, к примеру, у Анны Ахматовой, и в произведениях современной русскоязычной литературы — например, Андрей Гусев «Role plays в зрелом возрасте» (М., 2003), в романе «Художник и эрос в формате супер» (М., 2003), а также у других прозаиков.

Бондаж в изобразительном искусстве[править | править код]

Бондаж в киноискусстве[править | править код]

  • Многие элементы и техники бондажа можно наблюдать в соответствующих порнофильмах.
  • В одном из эпизодов фильма Романс X (Romance) можно наблюдать сцену бондажа главной героини Мари.
  1. В. Костюченко, В. Кулакова. Асексуары, или Как сервировать супружескую постель. — С. 176.
  2. Г. Эллис. Этюды половой психологии. — СПб., 1909.
  • В. Костюченко, В. Кулакова. Асексуары, или Как сервировать супружескую постель. — М.: Кэпитал Трейд Компани, 2010. — 256 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-412-00228-6.