Ультрамарин какой это цвет: О пигментах: ‘Синее золото’ — Ультрамарин

Публикации школы красок компании Condor

Eskaro Belarus входит
в международную группу

Eskaro Group AB

Eskaro Жизнь полна красок

© Халецкий В.А. 1, Халецкая К.В. 2, Василевская Е.И. 2

1 – УО «Брестский государственный технический университет»

2 – Белорусский государственный университет

для Eskaro Group AB, 2016

Запрещается публикация материалов без упоминания автора и ссылки на источник.

Когда мы рассматриваем художественное полотно в картинной галерее, то обращаем внимание на сюжет, композицию, технику живописи, с любопытством вглядываемся в детали, оцениваем общее впечатление, которое производит картина. Но очень редко нам в голову приходит мысль о тех материалах, которые были использованы при её написании. И практически никогда мы не пытаемся посмотреть на художественное произведение с точки зрения химии, а ведь краски, которые кладутся на холст – это продукт химической технологии, и возможность самовыражения художника очень сильно зависит от того, какими цветами в палитре он располагает.

Тогда уже не кажется удивительным то, что появлению новых течений в изобразительном искусстве очень часто предшествует синтез новых пигментов и появление новых связующих для красок.

Первые пигменты, которые появились в арсенале художников, имели природное происхождение. Прежде всего, это – различные соединения железа (охра, мумия, сиена, сурик, умбра), которые позволяли художнику получать стойкие жёлтые, красные, коричневые, чёрные цвета. С химической точки зрения эти пигменты – это оксид железа (III) (Fe2O3) различной степени гидратации, содержащий также оксиды алюминия, кремния, магния, марганца. Ярко-красный цвет получали с помощью киновари (HgS), чёрный цвет – с помощью

сажи (C). Белый цвет можно было получить, используя мел (CaCO3) или бланфикс (BaSO4). Однако чаще всего художники предпочитали свинцовые белила (PbCO3•Pb(OH)2), которые человечество научилось синтезировать ещё в античные времена, растворяя свинец в винном уксусе. Аналогично со времён Древнего Рима получали медную зелень или медянку (Cu(CH3COO)2•2Cu(OH)2), которая даёт зелёный цвет с бирюзовым оттенком [1, с. 11-12, 469, 479; 2].

В книге испанского писателя Артуро Переса-Реверте «Фламандская доска» можно прочитать о работе реставратора, который занимается восстановлением картины, написанной в XV веке: «Мало-помалу, по мере исчезновения состарившегося лака, фламандская доска начала вновь обретать магию своих изначальных красок, теперь представших взору такими, какими их задумал и смешал на своей палитре старый фламандец: сиена, медная зелень, свинцовые белила, ультрамарин»

[3, с.94]. Последний из перечисленных пигментов – ультрамарин, известный также как ляпис-лазурь, был большой редкостью и встречался далеко не на каждой картине. Синие пигменты на основе гидроксокарбоната меди (азуриты) (CuCO3•Cu(OH)2) были известны очень давно, однако их цветовой тон не давал возможности получать насыщенный синий цвет. Кроме того, цвет такого пигмента со временем изменялся на самой картине. Поэтому самым популярным синим пигментом был ультрамарин. Самым популярным, но далеко не самым доступным. Практически до XIX века художникам приходилось исключительно экономно относиться к использованию синего цвета на своих полотнах. Почему же так произошло? Попробуем ответить на это вопрос.

Ультрамарин представляет собой алюмосиликат, кристаллическая решётка которого состоит из тетраэдров [AlO4]5¯ и [SiO4]4¯, соединённых через общие кислородные атомы в сложные пространственные структуры. В пустотах кристаллической решётки находятся анионы серы S2¯. Заряд анионов компенсируется катионами натрия Na. Состав ультрамарина можно выразить формулой n(Na2O•Al2O3mSiO2)•Na2Sx, где n и m = 2–3, x = 1–5, причём сера играет роль хромофорной, т. е. отвечающей за цвет группы. От количества серы зависит цветовой тон пигмента и его глубина [4, с. 182]. Основой для получения природного ультрамарина является полудрагоценный камень лазурит. Для получения пигмента камень тщательно растирают в ступке и многократно промывают для удаления примесей. При этом получается очень тёмный, насыщенного синего цвета порошок с полупрозрачными частицами пригодный для использования в краске. Единственным источником поступления лазурита в средневековую Европу было месторождение, расположенное в горах Бадахшана на территории современного Афганистана, где камень добывается уже более 6000 лет. Понятно, что редкость и дороговизна лазурита, трудоёмкая технология получения пигмента и низкая укрывистость определили очень высокую стоимость ультрамарина [5; 6, c. 231-249].

В своей книге «Трактат о живописи» («Il libro dell’arte»), написанной в первой половине XV века и являющейся важным источником сведений о технике живописи эпохи Возрождения, флорентийский художник Ченнино Ченнини посвящает целую главу ультрамарину: «Синий ультрамарин – краска благородная, прекрасная и совершеннее всех остальных, ничего нельзя сказать против нее, она вызывает одну похвалу»

[7, с. 36]. Сегодня мы можем увидеть ультрамарин на многих произведениях художников Возрождения – Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело, которые использовали его в своих работах.

Рисунок 1 – Ян Вермеер «Молочница»

В XVII веке начинается расцвет голландской жанровой живописи. Приобретение картин становится престижным у горожан, что привело к возникновению рынка предметов искусства. Как пишет культуролог Пётр Вайль: «Рыночная стоимость произведения живописи определялась не тематикой, не жанром и стилем, а техникой исполнения. То есть затраченным на работу временем. Плата скорее почасовая, чем аккордная» [8, с. 270]. Ян Вермеер, один из ведущих художников «золотого века» голландской живописи, при заказе картины специально оговаривал с покупателями повышенную стоимость участков, окрашенных ультрамарином в синий цвет! В отличие от своих современников Вермеер очень широко применял ультрамарин в своих картинах, многие из которых дошли до наших дней. В самом начале своей деятельности этот художник обнаружил, что смесь ультрамарина с серым цветом дает эффект яркого дневного света, который невозможно изобразить другими средствами.

На рисунке 1 представлена одна из самых значимых работ мастера – полотно «Молочница» (1658-1660), хранящееся в Рийксмузеуме в Амстердаме. Глубина цвета фартука «Молочницы» – пример, когда очень хорошая сохранность картины может показать всю насыщенность и чистоту тона природного ультрамарина [9].

В 1704 г. берлинский красильщик Йохан Дисбах, осаждая карминовый лак сульфатом железа (II) и гидроксидом калия, над которым перегонялось масло, полученное из костей животных, получил новый синий пигмент –

берлинскую лазурь или милори, представляющую собой гексацианоферрат (II) железа (III)-калия (K(Fe3+)[Fe(CN)6]) [1, с. 13; 10, с. 424]. Однако берлинская лазурь так и не стала адекватной заменой для ультрамарина из-за своего зелёноватого тона и относительно невысокой химической стабильности.

Рисунок 2 – Марка «Голубой Мав7440″

  • Жизнь полна
    красок!
  • Традиции
    немецкого качества

  • В цвете Севера
  • Ремонт
    с головой
  • Цвет
    победы

Где и как купить нашу продукцию

  • Минск
  • Гомель
  • Брест
  • Могилёв
  • Витебск
  • Гродно

еще >>

Тыcячи мест, где мы есть ПО ВСЕЙ СТРАНЕ

Eskaro Group AB Sweden Перейти на международный сайт

ТОВ «ЕСКАРО IНДАСТРI» стремится непрерывно улучшать качество своей продукции и сервиса, предоставляемого потребителю. Поэтому, мы рады пригласить к сотрудничеству потенциальных партнеров

Поставщикам

Если Ваша продукция применяется или может применять в качестве сырья или упаковки при производстве лакокрасочных материалов мы будем рады получить Ваше предложение к сотрудничеству и рассмотреть его в отделе снабжения:

Отдел снабжения

Тел: +38(048) 70-70-121 (22, 23,24)

Факс: +38(048) 70-70-121 (22, 23,24)

[email protected]

Транспортным компаниям

Если Ваша компания оказывает транспортные услуги, мы готовы получить Ваше предложение и обсудить направления и тарифы в отделе транспортной логистики:

Отдел транспортной логистики

Тел: +38(048) 70-70-121 (22, 23,24)

Факс: +38(048) 70-70-121 (22, 23,24)

[email protected]

Торговым организациям

Наше сотрудничество может не ограничиваться только продажей готовой продукции.

Мы готовы проводить разработки новых видов ЛКМ по вашему заказу, а так же производить краску под ваших заказчиков и под вашей торговой маркой (аутсорсинг, контрактное производство, private label) и т. д.

Направьте заявку

[email protected]

Тел: +38(048) 70-70-121 (22, 23,24)

Факс: +38(048) 70-70-121 (22, 23,24)

Цвет настроения синий

Даже если бы мировые трендсеттеры не объявили, что синий цвет в этом году на пике моды, в нашей стране он не утратил бы популярность. И действительно, что же это за настроение, которое окрашено оттенками синего?

Синий цвет ассоциируется, прежде всего, с благородством. Дело в том, что долгое время синий краситель добывался из полудрагоценного камня лазурита из-за чего материалы окрашенные в этот цвет были по карману не каждому. Считается, что возможно отсюда пошло выражение голубых кровей, то есть настолько знатен и богат, что может себе позволить голубой в любых количествах. Возможно, это выражение имеет и другое происхождение – в средневековой геральдике, например, синий обозначает честность, целомудрие, добрую славу, присущее настоящим рыцарям и благородным людям.

Синий цвет легко влияет на настроение человека. Это связано с тем что, синий – цвет который передается и становится виден человеческому глазу в качестве самых коротких волн спектра (для сравнения красный представлен самыми длинными волнами), он легко воспринимается, не заставляет глаз напрягаться, кажется, что хочется смотреть на оттенки синего не отрываюсь. А приятных оттенков у цвета предостаточно: так называемый «navy» — темно-синий оттенок, небесный голубой, морская волна, голубой лед, берлинская лазурь, однако все их можно разделить на три группы – циан, лазурь и ультрамарин. К циану относят оттенки на границе синего и зеленого, лазурь — это оттенки синего ближе к голубому, а ультрамарин – это синий стремящийся к фиолетовому.

Доказано, что любой из оттенков синего влияет на человека успокаивающе, умиротворяюще. Интерьер выполнен с применением оттенков синего – будет радовать его обитателей, однако не стоит усердствовать. Слишком много успокоительного – опасно для здоровья. Кроме того, синий относится к тем цветам, которые принято называть холодными, а значит использовать его надо с осторожностью. В плохо освещенных помещениях обилие синего цвета будет создавать ощущение темноты и холода, а вот в ярко освещенных, комнатах с окнами на юг, любой оттенок синего будет кстати.

Что касается мебели – долгое время у нас в стране синий оставался так называемым цветом eye catcher, то есть цветом, привлекающим внимание. Диваны, выполненные в ярких синих оттенках заметно выделялись на фоне общей коричнево-бежевой гаммы. Сейчас этот цвет не теряет популярности уже несколько сезонов. В моде все оттенки от циана до ультрамарина. Все это благодаря отличным качествам цвета, он не маркий, приятный глазу, имеет массу вариантов светлоты и, конечно, создает яркое пятно в любом интерьере.

Компания Текстиль плюс, готова предложить десятки оттенков синего в ассортименте своих материалов для мебели. Обратите внимание на коллекции микрофибры Poseidon, Ophelia, Aisha – здесь оттенки синего яркие и сочные, рогожки Joe  — приглушенные оттенки Navy, а также масса классических сочетаний с голубым и синим в коллекциях Juliet, Ekaterina и Sylvia.

Художественная краска М. Грэма | Акварельная краска

Ultramarine Blue 190 — красный оттенок ультрамарина с глубиной и интенсивностью. Настоящая замена оригинальному пигменту лазурита.

  • Подробная информация
  • Почему Honey
  • Сравните наш цвет

Пигментный состав — Силикат натрия и алюминия с серной (PB 29)

Композиция и постоянство
. Американская ассоциация текстильных химиков и колористов и Общество красильщиков и колористов. Название индекса цвета является общей категорией и не относится к конкретному пигменту. Хотя он позволяет художнику составить общее представление о непрозрачности, прозрачности и светостойкости, для пигмента в определенном цветовом пространстве он не дает окончательной информации. Многие марки пигментов доступны от ряда производителей с очень широким диапазоном физических свойств.

Химическое название
Химическое название представляет собой краткое, обычно используемое родовое обозначение типа состава пигмента. в сочетании с названием индекса цвета химическое название может использоваться для расширения понимания художниками источника и природы используемого пигмента.

Оценка светостойкости — Отлично — LF I

Стойкость
Стойкость цвета является мерой светостойкости пигмента при диспергировании в носителе и в условиях, которые имитируют экспозицию, обычно воздействующую на объект изобразительного искусства. . Такие рейтинги обычно считаются зависимыми от носителя или среды и могут варьироваться в зависимости от среды — таким образом, пигмент, который является подходящим светостойким для масляных красок, может не быть светостойким для акварели. Наши рейтинги используют комбинацию исторических данных, ускоренного тестирования и данных от производителей пигментов, чтобы установить один из самых жестких стандартов среди художников-цветоделов на сегодняшний день.

Рейтинг непрозрачности — прозрачный

Прозрачность и непрозрачность
Каждому из наших цветов присвоено обозначение, указывающее относительную степень прозрачности к непрозрачности. Пожалуйста, примите это в качестве рекомендации, потому что любое нанесение тонкой пленки, хотя и не обязательно прозрачное, может интерпретироваться как таковое.

Окрашивание/гранулирование — Гранулирование Размер — 0,5 унции  

В качестве важного ингредиента в нашей связующей среде мед способствует увлажнению для гладкого, легко контролируемого нанесения, увеличения концентрации пигмента и избавления от чрезмерной зависимости от консервантов. Благодаря медовой среде наша акварель не затвердевает на палитре или в тюбике. Он легко разбавляется, часто после нескольких месяцев неиспользования.

Мы тратим часы на перемалывание красок, чтобы добиться максимальной концентрации пигмента в наших красках. Сравните нас. Думаем, вы согласитесь, М. Грэм делает цвета лучше. Узнать больше »

Найдите ближайшего к вам продавца

True Blue: любимый всеми цвет

Джейсон Уолкотт, 05.09.2014, 17:54:42 1 Комментарий

   Здравствуйте и счастливой пятницы! Я надеюсь, что вы с нетерпением ждете веселых и расслабляющих выходных. Как художник, я люблю все цвета (что, вероятно, верно для большинства художников), но спросите обычного человека, какой его любимый цвет, и чаще всего вы услышите ответ «синий». Поэтому для сегодняшнего поста я подумал, что мы немного повеселимся и поближе познакомимся с голубыми пигментами художников…

   Три самых распространенных оттенка синего в палитре художника: ультрамариновый синий, фталосиний и кобальтовый синий.

   Ультрамарин — это синтетическая версия лазурита — когда-то желанный и очень дорогой пигмент, настоящий полудрагоценный камень можно добыть только в Афганистане. Вплоть до 18 века синие пигменты использовались очень экономно и дорого. XIX век и достижения в области химических технологий привели к разработке синтетического ультрамарина (иногда называемого французским ультрамарином), который сделал пигмент недорогим и простым в производстве. Ультрамарин — это интенсивный темно-синий цвет с оттенком фиолетового, что делает его идеальным для смешивания фиолетового и пурпурного, но при смешивании с желтым дает менее интенсивный зеленый цвет. По силе окрашивания он немного слабее, чем некоторые другие голубые. Существует некоторый спор о том, является ли Ультрамарин «холодным» синим или «теплым» синим, и вы получите разные мнения от разных художников. Для меня это прохладно, а блюз, который склоняется к зеленому, теплый. Фиолетовый оттенок Ультрамарина кажется мне холодным, а сине-зеленые оттенки напоминают тропические воды.

   Голубой кобальт — еще один продукт химических достижений 18 и 19 веков. Версия синего кобальта под названием Smalt веками использовалась китайцами, но она содержала примеси, которые были устранены в версии 19-го века. Это чрезвычайно светостойкий пигмент с очень уникальным оттенком. В отличие от Ultramarine или Phthalo Blue, Cobalt Blue кажется «настоящим» нейтральным синим цветом, не склонным ни к фиолетовому, ни к зеленому. Он несколько светлее по тону, слегка непрозрачный и выходит из тюбика скорее синим, чем черным, как его собратья. Это отличный синий цвет для пейзажной живописи, и я использую его в качестве дополнительного цвета в своей палитре.

  Из Cobalt можно получить целый ряд прекрасных синих тонов, охватывающих гамму от основного синего до оттенков бирюзы и чирка. Эти более теплые и зеленые версии цвета пригодятся при рисовании морских пейзажей и для прогрева неба.

   Фтало Блю — новинка в этом квартале. Этот пигмент был открыт в 1930-х годах и является одним из современных синтетических органических пигментов. Phthalo Blue — очень темный и очень прозрачный синий цвет, слегка склоняющийся к зеленому, что сильно отличает его цвет от ультрамарина. Он имеет одну из самых высоких красящих свойств среди всех известных пигментов. Даже в красках художественного качества (которые ценятся за отсутствие наполнителей) содержание Phthalo Blue должно быть уменьшено примерно до 25%, чтобы сделать его пригодным для использования, и даже в этом случае небольшое количество имеет большое значение. Его прозрачность делает его превосходным цветом для остекления, и он дает красивый глубокий насыщенный синий цвет.

   Другие синие пигменты, которые может использовать художник, — это Cerulean Blue (вариант кобальта), Indanthrene Blue (современный пигмент) и берлинская лазурь, которая имеет цвет, похожий на фталосиний, но менее интенсивный и немного более серый.