Как сделать речь внятной и четкой: четыре эффективных упражнения для четкой речи » Новости Ижевска и Удмуртии, новости России и мира – на сайте Ижлайф все актуальные новости за сегодня

четыре эффективных упражнения для четкой речи » Новости Ижевска и Удмуртии, новости России и мира – на сайте Ижлайф все актуальные новости за сегодня

25 августа 2021 16:14

Психология

Как за 5 минут в день серьезно изменить свой голос и манеру речи – видеоразбор с профессиональной ведущей

Designed by stories / Freepik

Вроде бы все мы понимаем, что дикцию можно и нужно тренировать, развивать и улучшать. Но всегда находится какое-нибудь «но»: долго, сложно, нудно.

Александра Демина, автор курса «Я говорю» и ведущая с 20-летним опытом, доказывает, что для развития правильной речи хватит и пяти минут в день. Причем тренироваться можно в любой ситуации: дома, во время поездки в машине или пока готовите завтрак.

Больше интересных и полезных материалов об ораторском искусстве читайте в нашей подборке.

Делай раз: «Отстегните челюсть»

Что делать. Губы и зубы сомкнуты. Считайте про себя до 10 и медленно опускайте нижнюю челюсть вниз. На несколько секунд зафиксируйте это положение. Возможно, вам будет больно, но это нормально. Далее также на 10 счетов поднимите нижнюю челюсть вверх. Проделайте так пять раз.

Как часто. Хотя бы один раз в день. Стоите в пробке, читаете книгу, смотрите телевизор? «Отстегивайте»!  

Что дает. Многие говорят с сомкнутыми зубами – есть такая особенность. Из-за этого звуки получаются нечеткими, направленными внутрь себя. Чтобы вас слышали, важно открывать рот и активно артикулировать. Это упражнение позволяет расслабить челюсти. Звуки будут получаться более оформленными и «летящими», а речь станет четкой и открытой. Итог – вас слышат с первого раза. Для устойчивого достижения результата нужно «отстегивать» челюсть каждый день в течение 2 недель.  

Делай два: «Пробка во рту»

Что делать. Понадобится пробка (любая, от вина или шампанского, главное, чистая). Прикусите пробку зубами, не располагайте ее слишком глубоко. Губы расслабьте. А теперь прочитайте любое четверостишие, пословицу, поговорку, скороговорку. Губы должны активно артикулировать, но не напрягайте их слишком сильно. Повторите 2–3 раза.

Как часто. Один раз в день. 

Что дает. Преодолевая сопротивление, вы научитесь лучше проговаривать звуки. В итоге – четкая артикуляция, внятная, понятная речь.

Делай три: «Укол дракона»

Что делать. Откройте рот. Острым языком упритесь сначала в основание верхних зубов, а потом – нижних. Проделайте так 10 раз. Главное, делайте упражнение качественно.

Как часто. Один раз в день. Вспомнили? Делайте!

Что дает.   Упражнение взято из арсенала логопеда и нужно для того, чтобы язык активно включался в артикуляцию. Ведь от хорошей работы языка и его четких движений зависит, насколько внятные, отчетливые и выразительные звуки вы издаете. Бонус – более четкие звуки «р», «л», «с».

Делай четыре: «Чистка зубов»

Что делать. Сомкните губы. Ваш язык должен как бы чистить зубы с внешней стороны. Сначала по часовой стрелке, потом – против. Повторяйте по 10 секунд на каждую сторону, увеличивайте время с каждым разом до 1 минуты. Если устает корень языка, вы все делаете правильно.

Как часто. Один раз в день. Увидели себя в зеркале, остались одни в лифте? Делайте!          

Что дает. Тренировка языка нужна для четкой дикции, а также для аккуратно оформленных и понятных звуков. Все ваши слова будут звучать внятно и ясно, а речь будет красивой и запоминающейся.  

Designed by stories / Freepik

Поделиться материалом:

  • # Ораторское искусство и публичные выступления

Подпишитесь на IZHLIFE, и узнавайте новости Ижевска там, где удобно

Игры и упражнения на развитие дикции ребенка в домашних условиях. | Консультация:

 

               Игры и упражнения на развитие дикции ребенка в домашних условиях.


Зачем нужно развивать дикцию ребенка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится. Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи малыша, как шепелявость, нечеткое произношение. Специалисты настаивают на том, что над дикцией надо усердно работать и как можно раньше, чтобы речь ребенка со временем не превратилась в «речевую кашу». В противном случае логопеду предстоит немало потрудиться, чтобы сделать речь дошколенка грамотной, внятной и красивой.

Почему так важно заниматься развитием дикции у детей
Напомним, что понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Родителям важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться.

В большинстве случаев для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой.

Эффективные упражнения для дикции.
Главная трудность при произношении слов – необходимость быстро изменять положение языка во рту. Для освоения этого навыка надо укреплять его мускулатуру и проводить постоянную тренировку.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата.


1. Упражнения для разминки губ:
«Рупор» — необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».

«Трубочка» — максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».

«Улыбочка» — необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.

«Бублик» — максимально растянуть губы, произнося звук «о».

2. Упражнения для разминки языка:
«Лошадка» — необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;

«Лопатка» — открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.

«Конфетка» — надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.

«Маятник» — необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.

«Иголочка» — максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.

«Грибочек» — дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.

«Индюшок» — высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).

«Кружечка» — открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.

«Барабанщик» — необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».

  • Упражнения для красивого тембра голоса:
    «Протяжные слоги» — сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук).

    «Кью-икс» — произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.

    «Звукорежиссер» — одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.

    Занятия с ребенком по развитию дикции в домашних условиях
    Самым лучшим и эффективным способом по усвоению навыков говорить четко внятно является игра. Развитие дикции для всех возрастных групп быстрее пойдет в игровых упражнениях и интересных заданиях. Помимо развития артикуляционного аппарата такие занятия благотворно влияют на укрепление взаимоотношений между родителями и ребенком, а так же просто приносят ему радость и удовольствие от общения с родителями.

    Игры, развивающие речь ребенка:
    «Повторюшка» — тренировка заключается в повторении ребенком отдельных звуков, слогов. Часто занятие проводят в игровой форме. Мама или папа читают стихотворение, малыш повторяет конечные слоги каждой строчки.

    «Ферма» — это игра напоминает предыдущую, но звуки необходимо произносить максимально чётко. Родители читают стихотворение про обитателей фермы, а чадо проговаривает звуки, издаваемые животными.

    «Отгадай кто» — играть в нее следует после того, как освоили 2 предыдущие. Картинки животных (можно купить в магазине или сделать самостоятельно) поместить в непрозрачный мешочек. Ребенок вытягивает карточку и произносит тот звук, который соответствует животному на картинке. Веселее играть в компании.

    «Пантомима» — это альтернативный вариант артикуляционной гимнастике. Ребенку предлагается исключительно при помощи лица показать разнообразные эмоции. Таким способом осуществляется хорошая тренировка мышц речевого аппарата.

    «Полицейский» — для игры понадобятся свистки. Дети при команде «нарушитель» или «преступник» начинают дуть в свисток. При вдохе живот раздувается, при выдохе – сжимается. Плечи во время этого процесса остаются на месте.

    «Рычащий лев» — игра направлена на отработку произношения определенного звука. Детям предлагается набор слов, четверостиший, скороговорок, отрывков прозаического текста (можно подать как этапы конкурса), где наиболее часто встречается определенный звук. Ребята зачитывают вслух предложенные слова и отрабатывают звук.

    Скороговорки.
    Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый человек знает их с детства, но лишь единицы имеют возможность похвастаться умением произносить их правильно, четко и быстро. При регулярной тренировке скороговорки эффективно устраняют речевые дефекты, значительно улучшают качество дикции.

    Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных.

    Рекомендации по использованию скороговорок в качестве инструмента, как улучшить дикцию речи:

    На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы тренировать произношение определенного звука;
    Текст произносится медленно и максимально четко;
    Желательно заниматься перед зеркалом;
    Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.

    Помимо игр и скороговорок при работе над дикцией ребенка очень важно уделять внимание голосу и речевому дыханию.

Полезные советы по улучшению дикции ребенка.
Многие проблемы с речью ребенка родители могут решить самостоятельно в домашних условиях. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации и положительный эффект не заставит себя ждать. Рекомендации родителям, как развить дикцию дошколенка:

Больше разговаривайте с малышом на различные темы;
Беседуя, соблюдайте грамотность и чистоту собственной речи;
Говорите слова четко внятно, с интонацией;
Когда ребенок говорит – не перебивайте, дайте ему высказать мысль;
Проводите занятия по расширению кругозора и словарного запаса;
Читайте книги. Это могут быть сказки, развивающие книги, журналы. Отправляясь в поликлинику или другое место, где необходимо провести время в ожидании, захватите рассказ или сказку вместо гаджета с игрушками;
Проводите занятия, развивающие мелкую моторику, что благотворно влияет на улучшение дикции. Поделки из круп, рисование, лепка из теста и пластилина, аппликации прекрасно подойдут;
Старайтесь ежедневно в игровой форме проводить артикуляционную гимнастику;
Хвалите малыша за каждое речевое достижение;
Заведите традицию перед сном делиться впечатлениями дня. Пусть ребенок расскажет, что ему больше всего запомнилось, понравилось или вызвало огорчение.
Проблема дикции у детей актуальна на сегодняшний день. Практически каждый мальчик или девочка имеют нарушение произношения звуков, слогов и слов. Важно уделять особое внимание этой проблеме. Необходимо заниматься с ребенком не только в тот момент, когда проблема уже заявила о себе, но и для профилактики. Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие сроки. Речь ребенка будет чистой и красивой.

 

 

 

Как улучшить разборчивость речи при усилении голоса

При прослушивании усиления или записи говорящего человека способность понимать то, что говорится или поется, зависит от нескольких факторов, таких как качество записи, в том числе микрофоны, система воспроизведения, акустика помещения, фоновый шум и многое другое.

Когда голос усиливается или записывается, а затем воспроизводится, существует риск того, что некоторая важная информация в аудио будет потеряна. К счастью, с помощью нескольких полезных советов и некоторого понимания факторов, влияющих на разборчивость речи, может свести к минимуму этот риск, гарантируя чистый, понятный звук.

В этой статье будут затронуты некоторые элементы, которые плохо влияют на разборчивость речи, и даны некоторые решения проблем, которые могут возникнуть.

Размещение

Голос обычно слышен перед говорящим. Когда вы разговариваете с кем-то наедине, вы будете находиться на расстоянии 1 метра от этого человека. Это считается «нормальным» расстоянием и воспринимается как нормальный звук речи. Перемещение ниже или позади динамика изменяет звук и ухудшает разборчивость. Слушать позади говорящего человека не идеально, но даже положение ниже рта, например, на груди, создаст некоторые проблемы с разборчивостью. Это связано с тем, что частотный диапазон от 2 до 4 кГц, где преобладают важные согласные, подавляется в этом положении на груди. Этот звук часто воспринимается так, как если бы он исходил из груди. Это не вариант. Явление «грудной звук» является акустическим из-за поглощения тела и формы головы. Звук генерируется голосовыми связками, и уровень этого звука громче, чем звук, создаваемый (небольшими) вибрациями грудной клетки.

На рисунке ниже показаны частоты голоса выше и ниже рта, где нормирована горизонтальная ось 0°, точка отсчета.


(ссылка: Chu, W.T.; Warnock, A.A.C.: Подробная направленность звуковых полей вокруг говорящих людей.)

​Подробнее о том, как различные места размещения влияют на голос, читайте здесь.

Согласные и гласные

Язык состоит как из согласных, так и из гласных. Согласные имеют более высокие частоты, в то время как гласные представлены более низкими частотами. Гласные — это мягкие округлые звуки, а согласные в основном звучат твердо, но это отличается от языка к языку. Например, согласная W в английском языке не звучит твердо. В этой статье речь пойдет о твердо звучащих согласных, таких как F-K-T-S.

Когда мы повышаем голос, мы добавляем энергии и уровня всему слову. Мы не можем добавить много уровня или энергии согласным, но мы можем легко добавить энергию гласным. Если вы кричите звук буквы Т, вы повышаете уровень гласной Е в слове ТИ. Попробуй это. Просто крикните [Т]… не очень уровень. Теперь шепните звук [Т]. Легко делается. Выкрикивайте звук гласной А. Легко слышать и понимать, но если вы прошепчете этот гласный звук, вы потеряете смысл.

Когда мы повышаем голос, чтобы сделать его более разборчивым, разница в уровнях между более слабыми согласными и более громкими гласными увеличивается и, в конечном итоге, разрушает разборчивость речи. Согласные маскируются или тонут за гласными. Когда мы шепчем, происходит обратное; гласные тонут. Чтобы максимизировать разборчивость, держите свой голос на нормальном уровне разговора.

Эхо или реверберация (акустика помещения)

Еще одним фактором, который может испортить разборчивость речи, является эхо или реверберация. Эхо появляется, когда звук повторяется один или несколько раз как отражение исходного звука на твердых поверхностях. Если вы говорите или направляете громкоговоритель на твердую отражающую поверхность, звук будет отражаться к вам. Если отражающих поверхностей много, повторы будут слышны как реверберация, что в итоге испортит разборчивость речи. Небольшая реверберация может быть хороша для музыкального вокала, но редко хороша для речи, где сообщение важнее хорошего звука. В некоторых случаях реверберация настолько громкая, что накапливающиеся отражения заглушают прямой звук из динамика. Большой собор с множеством твердых поверхностей и практически без поглощения часто имеет много реверберации, которая разрушает разборчивость речи. Звук будет слышен как эхо, если время между повторами больше 50 мс (~ 17 метров).

Искажение

Если звук усиливается или записывается и воспроизводится, следует учитывать те же соображения, но в этой ситуации существует еще больший риск нарушения разборчивости речи.

Искажение, к сожалению, довольно распространено. Если у вас никогда не было возможности услышать одну и ту же звуковую цепочку в неискаженной системе, вам может быть трудно услышать искажение и то, что портит звук.
Искажение появляется, если какое-либо звено в аудиоцепочке не может справиться с уровнем звуковых пиков, создаваемых голосом. Искажение может быть вызвано оборудованием низкого качества или неправильно настроенным оборудованием.

Голос может быть очень громким, а может быть очень тихим. Чтобы справиться с обоими концами спектра уровней, вам нужны аудиосистемы, которые могут воспроизводить звуки от шепота до громкого крика или даже крика.

Настройки уровня усиления структуры аудиоцепочки, управление уровнем звукового давления [SPL] и чувствительность используемых микрофонов — вот некоторые из ключевых элементов, которые необходимо учитывать при работе с человеческим голосом.

Фоновый шум (акустический)

Нежелательные фоновые звуки, включая музыку, могут испортить разборчивость речи. Если в комнате или на записи есть другие источники звука, есть вероятность, что эти источники звука занимают место в слышимом спектре, предназначенное для голоса.
Представьте, что человек, которого вы хотите услышать, стоит рядом с проходящим мимо ревущим поездом. Фоновый звук громче, чем речь. Менее экстремальным примером может быть звук вентилятора вашего компьютера или набор текста на клавиатуре, когда вы участвуете в онлайн-встрече. Эти звуки могут мешать собранию, снижая способность слышать то, что говорите вы или другие люди.

Факторов, влияющих на разборчивость речи, гораздо больше, но те, что упомянуты в этой статье, являются наиболее распространенными и легко исправимыми.

Решения

Согласные и гласные:

  • Сбалансируйте согласные с гласными – не кричите!
  • Добавить паузы. Говори медленно. Дайте согласным время и пространство

Эхо, реверберация (акустика помещения)

  • Добавьте поглощение, чтобы избежать отражений
  • Наклоните отражающие поверхности так, чтобы отражения не отражались прямо обратно к источнику, из которого они исходят

 

Искажение (электрическое)

  • Выберите микрофон, который может воспроизводить как тихие, так и громкие голоса
  • Контролируйте настройки усиления на входном каскаде микрофона — микшере или беспроводной системе

Фоновый шум (акустика)

  • Закрыть окна
  • Отключите вентиляторы, создающие слышимый шум или дующие в микрофон
  • Выберите микрофон, который можно расположить близко ко рту, например гарнитуру или микрофон на подиуме

Подробнее: 

Какое влияние на голос оказывает различное расположение микрофонов

Факты о разборчивости речи

5 способов повысить разборчивость речи вашего ребенка

Разборчивость означает, насколько ясно ребенок может говорить и какую часть его речи способен понять взрослый. Часто родители способны понимать речь ребенка намного лучше других благодаря фамильярности. Тем не менее, важно обратить внимание на разборчивость вашего ребенка, чтобы он мог четко общаться с другими. Как вы можете работать над разборчивостью речи вашего ребенка в домашних условиях? Ниже мы рекомендуем 5 способов повысить разборчивость речи вашего ребенка.

К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 3 года, он должен составлять фразы и предложения из 3+ слов. В это время родители должны понимать около 80% речи своего ребенка. К 4 годам дети используют более длинные и сложные предложения. Родители должны понимать почти 100% их речи. Трудно ли окружающим понять речь вашего ребенка? Если да, то эти советы для родителей могут быть вам полезны.

1. Замедлите речь

Замедлите скорость речи и произносите слова. Дети учатся словарному запасу и быстро соединяют слова. Для взрослых быстрая речь становится естественной. Для детей такой темп речи и мешает им слышать слово целиком. Например, дети могут удалять последние звуки в словах, потому что они не слышат четко окончания одного слова перед началом другого. Моделируя ребенку четкую речь, замедляйтесь. Мы называем это черепашьей болтовней. Говорите с паузой между каждым словом и преувеличивайте каждое слово.

2. Поворачивайтесь к ребенку во время разговора

Поворачивайтесь к ребенку во время разговора, чтобы он мог видеть движения вашего рта. Дети с более низким уровнем разборчивости часто не двигают ртом и языком должным образом, чтобы произносить четкую речь. Поощряя зрительный контакт и стоя лицом к ребенку, вы являетесь прямой моделью. Например, если ваш ребенок говорит «они» вместо «пони», убедитесь, что он может видеть ваши губы, произнося «п». Ребенку также помогает посмотреть в зеркало, чтобы он мог увидеть, смыкаются ли его губы при звуке «р».

3. Развивайте речевые навыки вашего ребенка

Родители часто привыкают к речевым моделям своего ребенка. Они способны понять фразу или предложение, которые другие не могут. Не привыкайте отвечать на неясные просьбы. Используйте это время, чтобы убедить ребенка, что его речь не понята. Сосредоточьтесь на обратной связи, такой как: «Я не мог этого понять, не могли бы вы сказать мне еще раз медленнее?» Смоделируйте фразу, используя разговор черепах, и попросите их повторить. Когда их речь станет понятной, немедленно дайте положительную обратную связь и ответьте на просьбы.

4. Используйте Sentence Pacers

Если у вашего ребенка возникают трудности с устными подсказками и обратной связью, ему может понадобиться визуальная поддержка. Используйте кардиостимуляторы предложений, чтобы попрактиковаться в замедлении речи вашего ребенка. Стимуляторы предложений — отличный способ попрактиковаться в четкой речи с помощью визуальных напоминаний о произношении каждого слова в предложении. Вы можете создать свой собственный или найти примеры, подобные приведенному ниже, в Интернете.

5. Монитор развития звуков речи

Речевые звуки, такие как /b, m, k, r, l и s/, развиваются в разное время в возрасте от 2 до 7 лет. К тому времени, когда вашему ребенку исполнится семь лет, он должен точно произносить каждый звук. Учитывайте это, когда речь неразборчива. Это проблема с продюсированием и разборчивостью или это нормально для их возраста? Убедитесь, что ваш ребенок может воспроизводить соответствующие возрасту звуки речи, ознакомившись с нашим руководством по развитию звуков речи. Также важно контролировать фонологическую осведомленность. Например, опущение звуков в начальных и конечных позициях слов и опущение звуков в словах.

Если у вас есть сомнения по поводу речи вашего ребенка и его разборчивости, проконсультируйтесь с логопедом. В Connect Teletherapy мы предлагаем базовые скрининги или полные оценки. Скрининг — это 15-30-минутная консультация, во время которой SLP поговорит с вашим ребенком и прослушает неразборчивую речь и/или ошибки в речевых звуках. Полная оценка включает в себя стандартизированную оценку выразительных и рецептивных языковых навыков вашего ребенка, а также звукопроизношения речи.